УДК 796.81
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОРЦОВ-СУРДЛИМПИЙЦЕВ
К.М. Берулава, В.П. Губа, М.С. Леонтьева
Разработана и экспериментально обоснована эффективность методики комплексной предсоревновательной подготовки высококвалифицированных борцов-сурдлимпийцев вольного стиля. Предложена структура комплексной методики предсоревновательной подготовки борцов-сурдлимпийцев вольного стиля высокой квалификации. Представлена динамика показателей технико-тактической подготовленности борцов-сурдлимпийцев вольного стиля.
Ключевые слова: борьба, сурдлимпийский спорт, предсоревновательная подготовка, технико-тактическая подготовленность, соревновательная деятельность.
Тренировочный процесс на этапе высшего спортивного мастерства направлен на решение комплекса задач: демонстрация высоких спортивных результатов на всероссийских и международных спортивных соревнованиях; высокая социализация спортсмена; углубленная физическая реабилитация [2, 5].
Тренировочный процесс борцов вольного стиля с нарушением слуха предусматривает основные разделы подготовки, причем в Федеральном стандарте спортивной подготовки приводится их соотношение на различных этапах: общая физическая подготовка - 15 %, специальная физическая подготовка - 23 %, техническая подготовка - 44 %, психологическая подготовка - 6 %, теоретическая подготовка - 1 %, соревнования - 10 %, восстановительные мероприятия - 1 % [6].
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность методики комплексной предсоревновательной подготовки высококвалифицированных борцов-сурдлимпийцев вольного стиля.
На основании анализа специальной литературы [1, 3, 4], проведенного констатирующего эксперимента и педагогических наблюдений была разработана методика комплексной пред-соревновательной подготовки борцов вольного стиля с нарушением слуха. Методика состояла из комплекса экспериментальных компонент, включенных в основные разделы подготовки спортсменов (табл. 1).
В разделе технической подготовки акцентированное внимание уделялось совершенствованию «коронных» технических приемов. Спортсменам предлагались индивидуальные тренировочные задания, направленные на доведение до совершенства выполнения избранных приемов.
Таблица 1
Структура комплексной методики предсоревновательной подготовки борцов-сурдлимпийцев вольного стиля высокой квалификации
Разделы тренировочного процесса Компоненты методики предсоревновательной подготовки
Общая и специальная физическая подготовка Упражнения, направленные на развитие вестибулярной устойчивости. Упражнения, направленные на развитие двигательно-координационных способностей
Техническая подготовка Индивидуальные тренировочные задания, направленные на совершенствование «коронных» технических приемов. Идеомоторные упражнения. Методические приемы, направленные на повышение помехоустойчивости
Психологическая подготовка Коррекция психологического состояния на основе результатов психологической диагностики. Формирование направленной мотивации. Групповые тренинги. Индивидуальные тренинги. Упражнения, направленные на развитие внимания
Теоретическая подготовка Формирование теоретических знаний о технике, тактике, тренировке в вольной борьбе
Предлагаемые задания предусматривали широкое применение комплекса средств, включая специальные борцовские манекены, различные по массе и длине, резиновые амортизаторы с разной степенью внешнего сопротивления, дополнительные ориентиры для контроля точности положения межсуставных углов. Применялись методические приемы, повышающие точность движений, в том числе простое повторение, смежные задания, контрастные задания. На предсоревновательном втором этапе годичного цикла преимущественно использовался метод облегченных условий выполнения коронных технических действий, а также акцентированное совершенствование точности и скорости проведения коронных приемов.
Для отработки «коронных» приемов в различных ситуациях соревновательного поединка спортсменам предлагалось выполнение идеомоторных упражнений. Для этого после проведения схватки борцы идеомоторно воспроизводили проведение удачных приемов.
Идеомоторные упражнения были направлены на обучение борца тому, что он будет делать в той или иной соревновательной ситуации, на каких ее элементах он будет фокусировать свое внимание, а затем визуализировать элементы движений и действий в процессе идеомоторной тренировки, а также на формирование у борца специальных способностей постоянно анализировать и сопоставлять свои зрительные, тактильные и мышечно-двигательные ощущения и восприятия с результатом
фактического выполнения двигательных действий.
Высокая сложность соревновательной деятельности предъявляет довольно жесткие требования ко всем сторонам подготовленности борцов-сурдлимпийцев, так как, находясь в нестандартной ситуации и при дефиците времени, они должны оперативно, надежно и эффективно решать постоянно возникающие технические и тактические задачи.
Механизмы соревновательной деятельности предусматривают одновременное протекание процессов восприятия, мышления и моторной деятельности. Результаты данной деятельности выражаются в конкретных технико-тактических действиях, избираемых спортсменом с учетом всех условий конкретной ситуации.
В экспериментальной группе применялись упражнения, а также технические задания, направленные на развитие помехоустойчивости. Упражнения применялись в процессе подготовительной и основной частей учебно-тренировочного занятия.
В подготовительной части использовались следующие упражнения: бег с изменением направления по визуальному сигналу; выполнение упражнений в движении, изменяющихся по визуальному сигналу.
В основной части занятия использовались следующие упражнения: выполнение упражнений в условиях дефицита времени; учебные поединки в условиях помех и с применением сбивающих факторов.
Особенностью тренировки борцов экспериментальной группы являлось выполнение указанных упражнений и технических приемов в режиме высокой интенсивности на фоне утомления, то есть в конце основной части занятия.
Реализация психологического компонента комплексной методики индивидуальной предсоревновательной подготовки основывалась на диагностике психофизиологического состояния каждого спортсмена. Значимость изучения психофизиологических механизмов спортивной деятельности спортсменов определяется практической информативностью этих данных для успешного решения задач предсоревновательной подготовки. В экстремальных условиях соревновательного процесса решающими для победы могут стать способности спортсмена к волевому усилию и особенности личностной саморегуляции спортивной деятельности.
Психологическая диагностика включала определение психофизиологических показателей: простой моторно-зрительной реакции, реакции различения, показателей внимания и помехоустойчивости. На основе такого анализа составлялась психологическая характеристика, в которой приводилось комплексное описание психологических черт данного спортсмена. В результате проведенного психологического исследования были определены психофизиологические и личностные особенности борцов, а также особенности их характера и уровень мотивации к
соревновательной деятельности.
Таким образом, для повышения эффективности подготовки борцов-сурдлимпийцев вольного стиля разработана комплексная методика, включающая в себя широкий круг различных педагогических действий: адекватное использование педагогических средств и методических приемов в учебно-тренировочном процессе, диагностику двигательных способностей, психофизиологического состояния и эффективности соревновательных действий.
За период педагогического эксперимента произошло изменение структуры и качества соревновательной деятельности борцов, причем в экспериментальной группе зарегистрированы значительные изменения характеристик ведения поединков (табл. 2 и 3; рисунок).
Таблица 2
Динамика показателей соревновательной деятельности борцов вольного стиля экспериментальной группы (% ± т)
Показатели В начале пед. эксперимента По окончании пед. эксперимента t р
Количество ТТД 4,8 ± 0,1 5,6 ± 0,2 3,578 <0,01
Количество атакующих действий 2,2 ± 0,2 3,2 ± 0,2 3,536 <0,01
Количество оцененных ТТД 3,85 ± 0,2 4,7 ± 0,3 2,357 <0,05
Количество выигранных баллов 5,6 ± 0,3 6,8 ± 0,3 2,828 <0,05
Количество проигранных баллов 3,6 ± 0,2 3,3 ± 0,1 1,342 >0,05
Таблица 3
Динамика показателей соревновательной деятельности борцов вольного стиля контрольной группы (% ± т)
Показатели В начале пед. эксперимента По окончании пед. эксперимента t р
Количество ТТД 5,0 ±0,2 5,5 ±0,1 2,236 <0,05
Количество атакующих действий 2,5 ± 0,1 2,2 ±0,1 2,121 <0,05
Количество оцененных ТТД 3,5 ±0,3 3,8 ±0,1 0,949 >0,05
Количество выигранных баллов 6,2 ±0,3 6,5 ±0,2 0,832 >0,05
Количество проигранных баллов 4,1 ±0,2 3,6 ±0,1 2,236 <0,05
40 30 20 10 0 -10 -20
□ ЭГ ШКГ
Кол-во ТТД
Кол-во атакующих действий
Кол-во оцененных ТТД
Кол-во
Кол-во
выигранных проигранных баллов баллов
Динамика показателей специальной подготовленности борцов вольного стиля контрольной и экспериментальной групп за период педагогического эксперимента
Так, среднее количество технико-тактических действий (ТТД), выполняемых в течение схватки, в экспериментальной группе составило 4,8, а после педагогического эксперимента возросло до 5,6, прирост достоверен (р<0,01) и составляет 15,4 %. В экспериментальной группе достоверно увеличилась активность поединка. Если до начала педэксперимента количество атакующих действий составляло 2,2 действия или 46 %, то по окончании количество атак составило 3,2 (57 %).
Количество ТТД в контрольной группе в начале исследований существенно не отличалось от данного показателя в ЭГ и составило 5 действий за поединок. По окончании эксперимента количество ТТД также увеличилось, прирост был достоверен на меньшем уровне значимости (р<0,05) и составил 9,5 %. Абсолютные показатели активности поединка в контрольной группе также увеличились, однако в меньшей степени, чем у борцов экспериментальной группы, прирост составил 12,8 %. Относительный показатель активности ведения поединка у спортсменов контрольной группы, напротив, снизился. Если до начала педэксперимента количество атакующих действий составляло 2,5 действия из 5 (50 %), то по окончании - 2,2 из 5,5 (40 %).
Наибольшие различия выявлены в количестве оцененных ТТД, а также выигранных и проигранных баллов в ходе поединков.
В экспериментальной группе после эксперимента количество оцененных действий возросло с 3,85 до 4,7 балла в среднем за поединок. Прирост достоверен (р<0,05) и составил 19,9 %. В контрольной группе
количество оцененных баллов увеличилось незначительно, прирост составил 0,3 балла (8,2 %).
Среднее количество выигранных баллов до эксперимента в экспериментальной группе составляло 5,6, а после педагогического эксперимента возросло до 6,8, прирост достоверен (р<0,05) и составил 19,4 %.
Количество проигранных баллов в экспериментальной группе снизилось незначительно. Если до начала педэксперимента количество проигранных составляло 3,6 балла, то по окончании количество проигранных баллов составило 3,3, изменение составило 8,7 %.
Количество выигранных баллов в контрольной группе в начале исследований и по окончании эксперимента существенно не отличалось и составило 6,2 и 6,5 балла за поединок. Прирост недостоверен и составил 4,7 %. В то же время в контрольной группе существенно снизилось количество проигранных баллов (р<0,05), прирост составил 13 %.
Соревновательная деятельность в вольной борьбе предусматривает одновременное протекание процессов восприятия, мышления и двигательной деятельности. Результаты данных действий выражаются в конкретных технико-тактических действиях, избираемых спортсменом с учетом всех условий конкретной ситуации. Посредством этих действий и решаются стоящие перед ним тактические задачи, в основе которых лежат:
- восприятие, наблюдение, внимание как психические процессы, обеспечивающие ориентировку борцов в сложных условиях поединка;
- мышление, память, представления и воображение как процессы, посредством которых на основе сигналов, полученных от органов чувств из внешней среды, осуществляется выбор решения в данной ситуации;
- быстрота двигательных реакций как важнейшая временная характеристика действий и нервных процессов, управляющих этими действиями.
Анализ качества соревновательной деятельности борцов вольного стиля с нарушениями слуха убедительно показал эффективность разработанной методики, что подтвердило научную гипотезу и дает основание рекомендовать данную методику к внедрению в практику.
Список литературы
1. Апойко Р.Н., Тараканов Б.И. Сравнительный анализ показателей соревновательной деятельности борцов высокой квалификации в греко-римской и вольной борьбе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. № 10(116). С. 13-18.
2. Воробьев В.А. Содержание и структура многолетней подготовки юных борцов на современном этапе развития спортивной борьбы: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. СПб., 2012. 48 с.
3. Губа В.П., Берулава К.М. Индивидуально-типологические свойства личности слабослышащих и здоровых высококвалифицированных борцов вольного стиля // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 2(144). С. 55-59.
4. Лаптев А.И. Комплексный контроль и коррекция аэробных и скоростно-силовых возможностей борцов-сурдлимпийцев в управлении их физической подготовкой: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2014. 24 с.
5. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта спорт глухих, утв. приказом Минспорта России от 03 февраля 2014 года № 70. URL: // http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70297756/ (дата обращения: 11.09.2017).
Берулава Каха Мурманович, аспирант, gf.79@mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный областной университет,
Губа Владимир Петрович, д-р пед. наук, проф., засл. работник высш. школы РФ, smolguba67@mail. ru, Россия, Смоленск, Смоленская государственный университет,
Леонтьева Мария Сергеевна, д-р пед. наук, зав. кафедрой, leontyeva72@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
EFFEKTIVNEOST TECHNIQUE OF COMPLEXPRECOMPETITIVEPREPARATION HIGHLY SKILLED FREESTYLE BORTSOV-SURDLIMPIYTSEV
K.M. Berulava, V.P. Guba, M.S. Leontyeva
The effectiveness of the method of complex precompetitive training of highly skilled free-style wrestlers is developed and experimentally substantiated. The structure of a complex method of precompetitive preparation of wrestlers-sardlipians of a free style of high qualification is offered. Dynamics of indicators of technical and tactical readiness of freestyle wrestlers is presented.
Key words: fight, Deaflympic sport, precompetitive preparation, technical and tactical readiness, competitive activity.
Berulava Kakha Murmanovich, graduate student, gf. 79@mail.ru, Russia, Moscow, Moscow State Regional University,
Guba Vladimir Petrovich, doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker of the higher school of the Russian Federation, smolguba67@mail.ru, Russia, Smolensk, Smolensk State University,
Leontyeva Maria Sergeyevna, doctor of pedagogical sciences, head of Department, leontyeva72@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University