Научная статья на тему 'Развитие эмоционального интеллекта у детей школьного возраста в Италии'

Развитие эмоционального интеллекта у детей школьного возраста в Италии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
229
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРОГРАММА / ДЕТИ / ОБУЧЕНИЕ / СПОСОБНОСТИ / ТЕХНОЛОГИИ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / MULTIMEDIA PROGRAM / CHILDREN / TRAINING / ABILITIES / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егиазарян Диана Вартановна, Волкодав Татьяна Владимировна

Данная статья посвящена анализу эффективности использования программы по улучшению способностей распознавания, понимания и управления своими эмоциями и эмоциями других людей на материале современного исследования группы ученых Палермского университета (Италия). Обучение проводилось с использованием приложения «Развитие эмоционального интеллекта» для детей в возрасте от 8 до 12 лет. Доказано, что мультимедийная данная программа способствует развитию некоторых компонентов эмоционального интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Егиазарян Диана Вартановна, Волкодав Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of Emotional Intelligence in school children in Italy

The article is devoted to the analysis of the effectiveness of a multimedia program to improve the schoolchildren’s ability to recognize, understand and control their emotions as well as the emotions of other people on the basis of a modern study by a group of scholars from the University of Palermo (Italy), which was attended by children aged 8 to 12 years using the application called “The EI development”. It is proved that this multimedia program contributes to the enhancement of certain components of emotional intelligence.

Текст научной работы на тему «Развитие эмоционального интеллекта у детей школьного возраста в Италии»

Развитие эмоционального интеллекта у детей школьного возраста в Италии The development of Emotional Intelligence in school children in Italy

Егиазарян Диана Вартановна

Студент кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

г. Краснодар, Россия e-mail: dianaegiazaryandiana@mail. ru

Egiazaryan Diana Vartanovna

Student of the Department of General and Social Pedagogy

Kuban State University Krasnodar, Russia e-mail: dianaegiazaryandiana@mail.ru

Волкодав Татьяна Владимировна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

г. Краснодар, Россия e-mail: tatianavolkodav@mail. ru

Volkodav Tatiana Vladimirovna

Ph.D., Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology

Kuban State University Krasnodar, Russia e-mail: tatianavolkodav@mail.ru

Аннотация

Данная статья посвящена анализу эффективности использования программы по улучшению способностей распознавания, понимания и управления своими эмоциями и эмоциями других людей на материале современного исследования группы ученых Палермского университета (Италия). Обучение проводилось с использованием приложения «Развитие эмоционального интеллекта» для детей в возрасте от 8 до 12 лет. Доказано, что мультимедийная данная программа способствует развитию некоторых компонентов эмоционального интеллекта.

Annotation

The article is devoted to the analysis of the effectiveness of a multimedia program to improve the schoolchildren's ability to recognize, understand and control their emotions as well as the emotions of other people on the basis of a modern study by a group of scholars from the University of Palermo (Italy), which was attended by children aged 8 to 12 years using the application called "The EI development". It is proved that this multimedia program contributes to the enhancement of certain components of emotional intelligence.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, мультимедийная программа, дети, обучение, способности, технологии.

Key words: emotional intelligence, multimedia program, children, training, abilities, technology.

Использование цифровых технологий все больше распространяется в системе образования. Они являются полезными инструментами привлечения внимания детей и молодежи к конкретной задаче или деятельности. Мультимедийные программы уже много лет используются как средство развития навыков чтения, правописания или счета, а также для улучшения конкретных когнитивных процессов, таких как память и внимание. Как в Европе, так и в России проведено большое количество эмпирических исследований, демонстрирующих эффективность новых технологий в обучении [3, с.277-290]; [4, с. 177-186].

Образовательные организации начинают применять новые технологии в социально-эмоциональных аспектах обучения. В настоящее время считается, что мультимедийные программы и мобильные приложения

могут увеличить коэффициент полезного действия образовательного процесса, способствуя личностному развитию детей и молодежи, так как предоставляют им возможность самостоятельного обучения в своем собственном темпе и ритме. Кроме того, дистанционное обучение делает образование доступным для всех людей, живущих в пригородных и сельских районах.

Количество игр, приложений и других технологий, ориентированных на развитие эмоционального интеллекта, увеличивается почти ежедневно, однако трудно найти опубликованные эмпирические исследования, которые бы свидетельствовали об их эффективности в улучшении социального и эмоционального здоровья детей.

Многие исследования в данной области говорят о сильной взаимосвязи эмоционального интеллекта школьников и процесса обучения. Школы, которые реализуют социальные и эмоциональные программы обучения, сообщают об увеличении успеваемости, улучшении отношений между преподавателями и учениками, а также о снижении проблемного поведения, такого как употребление наркотиков, агрессивность и жестокость [8, с.249-252]. Именно по этой причине целесообразно обеспечить включение программы по развитию ЭИ в образовательный процесс.

Мы проанализировали эффективность использования данной программы для повышения уровня эмоционального интеллекта и успеваемости в школе, рассмотрев два исследования, проведенных итальянскими учеными [1, с.47-67]. В 2018 году группа итальянских ученых Палермского университета провела два исследования, целью которых был анализ влияния мультимедийной программы «Развитие эмоционального интеллекта» [2] на формирование и эволюционирование некоторых компонентов эмоционального интеллекта (ЭИ) детей. В программе обучения в рамках исследования приняли участие школьники в возрасте от 8 до 12 лет [1, с.47-67].

В настоящее время эмоциональный интеллект (ЭИ) рассматривается как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей, включая свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач [6, с.51-53]. Высокий уровень ЭИ помогает лучше понимать окружающих и комфортно чувствовать себя в обществе. Успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими эмоциями. Владение своим эмоциональным состоянием потенциально включает в себя умение искусно управлять эмоциями, внешними ситуациями и взаимоотношениями [8, с.249-252].

ДжМайер и П.Саловей выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:

• способность воспринимать эмоции;

• способность использовать эмоции для стимуляции мышления;

• понимание эмоций;

• управление эмоциями в личной и межличностной сферах [5, с. 3-31].

Мультимедийная программа «Развитие эмоционального интеллекта» имеет целью улучшение этих показателей. Развитие ЭИ состоит из двух разделов: «Оценка» и «Обучение». Во всем разделе «Оценка» исследуемым не дается никакой информации о правильности их ответов. В конце дети получают только общие отзывы и приглашаются на практическую часть занятий с использованием раздела «Обучение». Данный раздел помогает развивать четыре компонента эмоционального интеллекта. Дети учатся использовать эмоции для достижения определенных результатов в школе. Размышления над связью между эмоциями и ощущениями помогают понять, как вслед за конкретными событиями изменяется эмоциональное состояние человека, как

разные базовые эмоции могут сливаться воедино, образуя сложные эмоциональные состояния. Мультимедийные персонажи сопровождают детей на протяжении всего процесса обучения.

Социально-эмоциональные навыки с применением их в реальных жизненных ситуациях, составляют основу для социального и эмоционального обучения в школе. Для этого требуется набор учебных программ и имеющиеся ресурсы для поддержания согласованности и непрерывности обучения; разовые программы или краткосрочные образовательные проекты вряд ли будет иметь какой-либо долгосрочный эффект на социальное поведение и эмоциональное состояние учащихся [7, с.186-189].

В обоих исследованиях первым шагом было базовое тестирование, по результатам которого детей разделяли на экспериментальную и контрольную группы, где уже проходило непосредственно само обучение. По его окончании они проходили повторное тестирование. В тестировании оценивались:

• навык эмоционального восприятия (детям необходимо указать, какие эмоции (радость, страх, грусть, удивление, отвращение, гнев) выражают конкретные пейзажи и музыкальные треки);

• способность использовать эмоции для борьбы со стрессовыми и эмоционально сложными ситуациями;

• способность понимать трансформацию эмоциональных состояний вслед за определенными ситуациями;

• умение управлять эмоциями.

В первом исследовании приняли участие 44 ребенка; продолжительность занятий составляла 20-30 минут один раз в неделю. Учащиеся занимались в группах по шесть человек, экспериментатор оказывал помощь детям только при возникновении проблем с компьютером. Временные рамки между базовым и повторным тестированием составили примерно 3 месяца. Результаты показали, что различий между контрольной и экспериментальной группами не было выявлено.

При повторном тестировании все дети улучшили свои показатели по трем из четырех составляющих ЭИ, а именно: восприятие эмоций, понимание эмоций и управление эмоциями. В экспериментальной группе улучшился контроль восприятия эмоций. Контрольная группа улучшила навык использования эмоций, в то время как баллы экспериментальной группы по этой составляющей несколько снизились.

Анализ полученных результатов показал, что обучение с помощью данного приложения не оказывает влияния ни на одну из рассматриваемых переменных эмоционального интеллекта. Участники исследования улучшили показатели восприятия эмоций, что в онтогенетической перспективе, предложенной Дж.Майером и П.Саловейем [5, с. 3-31], считается низшим уровнем способности эмоционального интеллекта. Они не перешли на более высокий уровень эмоциональных компетенций.

Баллы, полученные в тесте по логике (в базовом тестировании), указывают на то, что многие из учеников, участвовавших в этом исследовании, имели довольно ограниченный лексикон, что затрудняло понимание текста предлагаемых заданий. Обучение проводилось индивидуально, с ограниченным взаимодействием с экспериментаторами. Все эти аспекты способствовали снижению ожидаемого эффекта от обучения и были приняты во внимание при проведении второго исследования.

При проведении второго исследования 86 учеников (50 девочек и 36 мальчиков) итальянской школы разделяли на группы по возрастному и гендерному признаку. Дети были помещены в экспериментальную и контрольную группы на основании баллов, полученных в базовом тесте. Из-за ограничений как по времени, так и по количеству компьютеров, только 16 детей были включены в экспериментальную группу. Количество занятий увеличилось и составило два в неделю, продолжительность обучения возросла до 3 месяцев. Занятие

длилось 20-30 минут, дети занимались в группах по два человека. В отличие от первого исследования, экспериментатор принимал более активную роль в сопровождении ученика при использовании программы, дети могли обсудить с ним свои эмоции.

Как и в первом исследовании, на этапе повторного тестирования все дети в экспериментальной и контрольной группах были опрошены вновь. Во втором исследовании изменился период между базовым и повторным тестированием; он составил около 4 месяцев.

Результаты второго исследования говорят о том, что вербальные способности были довольно низкими в обеих группах, а переменные ЭИ (восприятие, использование, понимание и управление) на завершительном этапе исследования были улучшены, причем в экспериментальной группе значительнее, чем в контрольной.

Анализ полученных данных показал, что технологии могут способствовать развитию эмоционального интеллекта при их грамотном применении. Данные исследования показали, что мультимедийная программа «Развитие эмоционального интеллекта» способствует улучшению некоторых компонентов ЭИ, однако, её необходимо совершенствовать с целью определения наиболее оптимального способа применения такого программного обеспечения в будущем. Следует обратить внимание на возрастное и гендерное разделение детей в группах, использование большего количества комиксов и продуктов мультимедии.

При эмоциональном обучении, необходимо, чтобы дети могли делиться своими эмоциями со взрослыми и сверстниками. Одного взаимодействия с программой недостаточно. Использование мультимедийной программы в сочетании с педагогической поддержкой может максимизировать результаты обучения.

Эффективность обучения с помощью данной программы может быть увеличена с помощью смешанного подхода: дети используют программу самостоятельно только на этапе тестирования. На этапе обучения она предоставляется группе детей либо целому классу вместе с видеопроектором или интерактивной доской. Внимание детей привлекают звуки, музыка и картинки, ученики могут открыто обсуждать эмоции и решать эмоциональные проблемы.

Список используемой литературы:

1. Antonella D'Amico. The Use of Technology in the promotion of Children's Emotional Intelligence: The Multimedia Program "Developing Emotional Intelligence" // Special Issue Volume 10. — 2018. — № 1. — С. 47-67.

2. D'Amico, A., & De Caro, T. (2008) Sviluppare l'Intelligenza emotiva. Test e training per percepire, usare, comprendere e gestire le emozioni. Erickson, Trento.

3. D'Amico, A., & Guastella D. Robotics Construction Kits: From "Objects to Think with" to "Objects to Think and to Emote with" // FUTURE INTERNET. — 2018. — № 10. — С. 21.

4. Guarnera, M., & D'Amico, A. Training of Attention in Children With Low Arithmetical Achievement // Europe's Journal of Psychology. — 2014. — №10 (2). — С. 277-290.

5. Klingberg, T., Fernell, E., Olesen, P. J., Johnson, M., Gustafsson, P., Dahlstrom, K., & Westerberg, H. Computerized training of working memory in children with ADHD: A randomized, controlled trial. // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. — 2005. — №44. — С. 177-186.

6. Mayer, J. D., & Salovey, P& D. Sluyter. What is emotional intelligence? Emotional development and emotional intelligence: Implications for educators // Basic Books. — 1997. — №. — С. 3-31.

7. Волкодав, Т.В Формирование эмоционального интеллекта будущих педагогов-психологов // Историческая и социально-образовательная мысль. -2016. - №5/3. - С. 51-53.

8. Машкина О.С., Волкодав Т.В. Развитие социальных и эмоциональных компетенций и психологического благополучия у школьников // Лучшая научная статья: сборник статей победителей VI Международного научно-практического конкурса, 25 февраля 2017, г. Пенза. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mukaip.ru/wpcontent/uploads/2017/03/%D0%9C%D0%9A-36-%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA-

%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9.compre ssed.pdf (5.07.17), МЦНС "Наука и Просвещение", г. Пенза, Россия, 2017, с. 186-189 ISBN: 978-5-9909727-2-8.

9. Якубджанова М.М., Волкодав Т.В. Влияние эмоционального интеллекта школьников на процесс обучения // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей XI Международной научнопрактической конференции, 10 ноября 2017, г. Пенза. [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://naukaip.ru/wpcontent/uploads/2017/11/%D0%9C%D0%9A-234-

%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA-

%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-2.pdf (12.01.18): в 2 ч. - Ч. 2., МЦНС "Наука и Просвещение", г. Пенза, Россия, 2017, С. 249-252 ISBN: 978-5-907012-48-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.