6. Пучкова Е.Б. К проблеме толерантности психологов / Е.Б. Пучкова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». - 2010. - С. 92-95.
7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2003. - 350 с.
8. Солдатова Г.У, Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. Психодиагностика толерантности личности / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, Т.Ю. Прокофьева, О.А. Кравцова. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.
9. Стернин И.А., Шилихина К.М. Коммуникативные аспекты толерантности. - Воронеж, 2000. - 110 с.
10. Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / Под ред. М.В. Новикова, Н.В. Ни-жегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ (ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»), 2011. -С. 357.
11. Baraszewa D. Jednosc w roznorodnosci. Uzasadnienie wzajemnego uzu-pelniania sie lingwokulturowego relatywismu // Jednosc w roznorodnosci -wyzwanie globalizacji / Seria: the peculiarity of man 2 (12). - Torun - Kielce: Wydawnictwo Adam Marszalek, 2008. - P. 253-263.
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК УСЛОВИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
© Белоносова Е.1
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
В статье представлены данные реализации программы адаптации первокурсников педагогического вуза путем развития эмоционального интеллекта. Показано, что первоначальные низкие значения эмоционального интеллекта скорректировались в результате тренинговой программы, ориентированной на активизацию коммуникативных умений и навыков. В результате наблюдается значимое повышение уровня адаптированности первокурсников к обучению в вузе.
Ключевые слова эмоциональный интеллект, адаптация, студенты.
Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в ВУЗе - это очень сложный и многогранный процесс, который требует привлечения всех имеющихся социальных и биологических резервов личности. Многочисленными исследованиями этой проблемы установлено, что от кого как сту-
1 Студент 4 курса (бакалавр) кафедры Общей психологии Института психологии.
дент осваивает новую среду, в которой он оказывается, поступая в ВУЗ, во многих аспектах зависят эффективность и успешность обучения. Данное сообщение продолжает проект, реализуемый с 2014 г. кафедрой общей психологии УрГПУ под руководством к.пс.н., доцента Е.С. Ивановой [2], направленный на активизацию личностных ресурсов и коммуникативных способностей студентов в процессе адаптации к процессу получения высшего профессионального образования.
С началом обучения в вузе у студента происходит существенная перестройка системы ценностных ориентаций и познавательной направленности личности, начинается освоение новых способов познавательной деятельности, формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений. Чем успешнее пройдет адаптация студентов к обучению в вузе, тем выше будут такие показатели как: психологический комфорт, учебно-профессиональная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах, трудоустройство по специальности [2]. Таким образом, адаптация студентов первого курса к высшему учебному заведению - одно из важнейших условий качественного профессионального обучения.
Важное условие успешной адаптации - наличие конструктивных коммуникативных стратегий, что проявляется в способности понимать и осознавать собственные эмоциональные состояния и эмоции окружающих людей, навыке контролировать свои эмоции и вызывать желательные эмоции у других, окружающих человека, людей, устанавливать основанные на взаимной доброжелательности отношения с одногруппниками, преподавателями и сотрудниками учреждения Нужно проявлять чуткость к состояниям других, понимать их, понимать и управлять своими эмоциями. Для этого необходимо развивать такой компонент, как эмоциональный интеллект [3].
Целью данного исследования было доказать, что развитие эмоционального интеллекта специализированными техниками, осуществляемыми в рамках тренинговой программы, будет способствовать повышению адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе. В исследовании приняли участие 95 студентов-первокурсников Уральского государственного педагогического университета различных специальностей.
Для изучения адаптации студентов использовался Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермя-нина. Для изучения уровня эмоционального интеллекта - методика диагностики эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина.
Исследование проходило в несколько этапов: первоначально были обследованы 95 студентов-первокурсников, выявлена группа с низкими показателями адаптированности. Эта группа была разбита в дальнейшем на экспериментальную и контрольную. С экспериментальной группой был реализован тренинг развития эмоционального интеллекта. В дальнейшем результаты экспериментальной и контрольной групп были подвергнуты методам
статистической обработки данных с целью определения достоверности положительных сдвигов в экспериментальной группе и обоснования эффективности программы.
В результате входящей диагностики по методике адаптированности установлено, что по шкале «нервно-психическая устойчивость» во всей выборке преобладают значения ниже среднего у 52 % респондентов. У данных у студентов не развита поведенческая регуляция, возможны нервно-психические срывы, отсутствие адекватности в самооценке и объективного восприятия действительности.
По шкале коммуникативных способностей 38 % имеют низкие показатели, что говорит о затруднении в построении контактов с окружающими, возможной агрессии и повышенной конфликтности.
По шкале моральной нормативности 9 % показали низкие результаты, что свидетельствует о неадекватности оценки занимаемой роли в коллективе, не соблюдение принятых правил поведения.
В целом, по шкале общей адаптивности преобладают низкие результаты у 72 % обследованных. Это свидетельствует о низкой адаптации студентов-первокурсников, необходимости проведения специализированных мероприятий по активизации личностных ресурсов и поведенческих стратегий, способствующих более эффективной адаптации к обучению в вузе.
Далее был проведен анализ входящей диагностики результатов уровня эмоционального интеллекта по методике ЭмИн.
Анализ данных по шкале межличностного эмоционального интеллекта показывает, что у 56 % студентов низкий уровень эмоционального интеллекта. У таких людей слабо развит навык понимания чужих эмоций и чувств. У 42 % испытуемых выявлен средний уровень, что показывает хорошее понимание эмоций и чувств других людей. У 2 % выявлен высокий уровень, респонденты могут распознавать эмоциональные реакции окружающих людей.
По шкале межличностного понимания 92 % имеют низкие результаты, это значит, что не развиты навыки к пониманию эмоциональных состояний окружающих людей, отсутствие чуткости к состояниям людей; 8 % имеют средние результаты, что говорит о наличии способностей к пониманию эмоций и чувств других людей.
По шкале межличностного управления 57 % обследованных первокурсников продемонстрировали низкие баллы. Испытуемые не способны вызывать нужные эмоции у окружающих, нет склонности к манипулированию людьми. Высоких баллов не обнаружено, 42 % респондентов показали средние результаты. Это показывает наличие способности вызывать те или иные способности у окружающих, снижение интенсивности нежелательных эмоций. Данные результаты существенно подтверждают ранее полученные [3].
По шкале внутриличностного эмоционального интеллекта 10 % респондентов показали низкие результаты, это говорит о не способности к рас-
познаванию своих чувств и эмоций; у 51 % средний результат, что говорит о хорошем понимании собственных эмоций, успешном управлении своими эмоциями, но можно совершенствовать это умение; у 37 % установлены высокие результаты, это свидетельствует, что респонденты имеют навыки распознавания своих эмоциональных реакций, могут понимать себя как на интуитивном, так и на телесном уровнях, отношения с людьми носят содержательный характер, эмоции используются для того лучшего понимания себя и окружающего мира.
По шкале внутриличностного понимания 46 % респондентов, показали низкие результаты, это означает, что данные испытуемые не способны понимать свои эмоции, осознать и идентифицировать их; 47 % показали средние результаты, что свидетельствует о понимании и опознавании своих эмоций; 6 % имеют высокие показатели.
По шкале внутриличностного понимания 77 % продемонстрировали низкие результаты, что говорит о неспособности управления собственными эмоциями; 20 % имеют средние показатели, демонстрируя навыки управления своими эмоциями; 3 % показали высокие результаты, это показывает способности вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
По шкале внутриличностной экспрессии 83 % показали высокие и 16 % -средние результаты. Низких значений не обнаружено. Это значит, что испытуемые способны контролировать внешние проявления своих эмоций.
При вычислении корреляции, между показателями адаптации и показателями эмоционального интеллекта, установлена связь (г = 0,22, г = 0,27) между показателями общей адаптации, а также коммуникативными особенностями, и межличностным пониманием.
Это значит, что для успешной адаптации необходимо развивать такую сторону эмоционального интеллекта, как способность к пониманию эмоций окружающих людей.
По результатам проведенного обследования было сделано заключение, что в данной выборке необходимо развивать эмоциональный интеллект, с целью повышения адаптации студентов первого курса к обучению в вузе.
Для решения этой задачи среди испытуемых с низкими значениями ад-птированности и межличностного эмоционального интеллекта была сформирована экспериментальная группа в количестве 14 человек и контрольная группа в количестве 18 человек. С экспериментальной группой была реализована тренинговая программа в количестве 20 часов с целью создания комфортных психологических условий для развития межличностного понимания у студентов первого курса.
Структура занятий была выстроена следующим образом: 1. Вводная часть. Повышение интереса к занятиям, создать положительно--эмоциональный фон. Введение определенного ритуала. «Разминка», с целью повышения уровня активности в группе.
2. Основная часть. Предполагает совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые направлены на реализацию цели программы. Большое внимание уделялось развитию эмоциональной осведомленности, т.к. ранее было показано, что это - базовый компонент эмоционального интеллекта, хорошо поддающийся тренировке [1, 3].
3. Завершающая часть. Подведение итогов, рефлексия и ритуал прощания. Рефлексия включает ретроспективную оценку, которая заключается в двух аспектах: эмоциональном (понравилось / не понравилось) и смысловом (чем это важно, зачем я это делал).
По итогам реализации программы была проведена повторная диагностика в экспериментальной и контрольной группах. По критерию Манна-Уитни показатели адаптированности и межличностного эмоционального интеллекта в экспериментальной группе существенно выросли. Далее проведены расчеты по ^критерию Вилкоксона, чтобы узнать в каком направлении изменились результаты. Полученные эмпирические значения Тэмп находится в зоне значимости.
Можно сказать о том, что проведение программы повлияло на развитие эмоционального интеллекта, особенно межличностного его компонента, что положительно повлияло на адаптацию студентов. Показатели изменились в положительную сторону, значит студенты стали более адаптированы к своему новому окружению и условиям обучения в результате освоения навыков и техник межличностной коммуникации.
Таким образом, развитие сферы эмоционального интеллекта оказывает эффективное влияние на адаптацию к обучению в новом учебном заведении, а также влияет на установление благоприятных взаимоотношений с окружающими людьми.
Для обеспечения более успешного процесса адаптации студентов первого курса к новой учебной деятельности и к новой учебной группе, необходимо изучать личностные особенности первокурсников, организовать цикл практических занятий, которые будут направлены на повышение уровней осознания трудностей происходящего адаптационного периода, освоение способов преодоления этих трудностей и развитие навыка конструктивного общения.
Существует необходимость проведения различных тренинговых занятий, целью которых будет развитие навыков понимания чувств и эмоций других людей, а также занятия, направленные на выполнение специальных заданий, в ходе которых студенты будут учиться работать в команде, оказывать поддержку и понимание друг другу.
Список литературы:
1. Иванова Е.С. Возможности методики «Словарь эмоций» для диагностики и развития эмоциональной сферы // Психологическая диагностика. -2008. - № 1. - С. 101.
2. Иванова Е.С. Организация взаимодействия студентов-психологов как условие адаптации первокурсников к обучению в вузе // Научный диалог. -2014. - № 11 (35). - С. 130-139.
3. Иванова Е.С. Половозрастные особенности эмоционального интеллекта и его структурных компонентов // Образование и наука. - 2011. - № 7. -С. 65-74.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИСТРЕССОВОЙ РЕЛАКСАЦИИ
В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ
© Боровик О.Н.1
Кисловодское государственное училище (техникум) олимпийского резерва, г. Кисловодск
В статье рассмотрены возможности применения антистрессовой релаксации в спорте высших достижений, динамика функционального и психоэмоционального состояния спортсменов под влиянием релаксации.
Ключевые слова высококвалифицированные спортсмены, динамика функционального и психоэмоционального состояния, антистрессовая релаксация, работоспособность, острый и хронический стресс.
Стресс как психофизиологический феномен неразрывно сопряжен с профессиональной, спортивной деятельностью спортсменов и существенно влияет на возникновение вегетативных и психологических дисфункций [2]. В данном контексте, к наиболее приоритетным факторам для изучения относятся исследования возможностей коррекции функционального и психологического состояния спортсменов, в том числе, немедикаментозных ее форм, так как спортивные условия стимулируют развитие стресса, актуализируют у спортсменов необходимость регулировать свое состояние и возможности антистрессовой релаксации в данном аспекте весьма велики. Несмотря на значительные сдвиги, произошедшие в научной разработке обозначенной проблемы (А.Н. Ерохин, А. Н. Кадочкин, А.Б. Леонова, В.М. Най-данова, А.С. Самойлов, Л.В. Шарапов и др.), практико-ориентированных исследований по комплексному изучению возможностей антистрессовой релаксации в оптимизации функционального и психологического состояния у спортсменов недостаточно. В связи с этим, особую актуальность и значимость приобретают исследования, направленные на изучение данной про-
1 Старший методист по научной работе, кандидат психологических наук, доцент.