Научная статья на тему 'Развитие эмоционального интеллекта как средство духовно-нравственного воспитания детей'

Развитие эмоционального интеллекта как средство духовно-нравственного воспитания детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
337
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / духовно-нравственные ценности / воспитание в семье. / emotional intelligence / spiritual and moral values / upbringing in the family.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Краснопеева Е.Н.

Духовно-нравственное воспитание детей — это актуальная задача современности. В статье рассматриваются вопросы развития эмоционального интеллекта через общение со взрослым и совместную игровую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of emotional intelligence as a means of spiritual and moral education of children

Spiritual and moral education of children is an urgent task of our time. The article deals with the development of emotional intelligence through communication with an adult and joint gaming activities.

Текст научной работы на тему «Развитие эмоционального интеллекта как средство духовно-нравственного воспитания детей»

УДК 37.013

Краснопеева Е.Н. педагог-психолог, МБОУ «Гимназия №5» Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия,

Норильск Krasnopeeva E.N. Teacher-Psychologist, MBOU "Gymnasium No. 5", Territorial Psychological, Medical and Pedagogical Commission

Norilsk

E-mail :factor1978@bk.ru

Развитие эмоционального интеллекта как средство духовно-нравственного воспитания

детей

Development of emotional intelligence as a means of spiritual and moral education of children

Аннотация: Духовно-нравственное воспитание детей — это актуальная задача современности. В статье рассматриваются вопросы развития эмоционального интеллекта через общение со взрослым и совместную игровую деятельность.

Abstract: Spiritual and moral education of children is an urgent task of our time. The article deals with the development of emotional intelligence through communication with an adult and joint gaming activities.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; духовно-нравственные ценности; воспитание в семье.

Keywords: emotional intelligence; spiritual and moral values; upbringing in the family.

Проблема воспитания личности всегда остро стояла перед обществом. Современная жизнь тоже диктует свои правила, дети используют гаджеты, умеют пользоваться интернетом, а родители все чаще и больше проводят свободное время в социальных сетях.

В психолого-педагогической работе я все чаще наблюдаю, что родители направляют свое внимание и усилия на развития интеллектуальной сферы ребенка, на его заслуги и успехи, оценки в обучении, на правильное поведение и совсем не уделяют внимание развитию эмоциональной сферы ребенка. Что чувствует ребенок, понимает ли свои и чужие эмоции, умеет ли дружить, сопереживать, умеет ли оценивать свои поступки, знает ли что такое хорошо и что такое плохо, умеет ли выражать свои эмоции социально-приемлемым способом, то есть эмоции детей остаются за кадром.

Уважать того, кто не похож на меня, умение эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения есть «качество чувств». Об этом говорит американский психолог Дэниел Гоулман и определяет данное качество как «эмоциональный интеллект».

Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20%, а от коэффициента эмоционального развития — почти на 80%. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей не может в жизни быть успешным человеком.

Наш мозг устроен таким образом, что мы являемся в первую очередь эмоциональными существами, поэтому наша первая реакция на происходящее с нами событие всегда будет эмоциональной. Никто из нас не может контролировать эту часть процесса, но мы способны контролировать мысли, возникающие после появления эмоции, и именно от нас зависит, как мы будем реагировать на эту эмоцию после того, как поймем, в чем она состоит.

Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике, об этом писали многие ученые, но использовали другие термины. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которая первоначально означает процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека.

Чувства и эмоции господствуют над всеми сторонами жизни, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоциональное состояние можно

прочитать на лице, в позе, в жестах. Но при всем этом, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется особое внимание в отличие от интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем — интеллектуальной и эмоциональной, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

При этом стоит отметить, что современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других людей; поэтому так своевременна и важна работа, направленная на развитие способности понимать свои чувства и чувства других, умение справляться с эмоциями.

Современные научные исследования показали, что развитый эмоциональный интеллект у ребенка помогает ему решать сложные задачи и справляться с конфликтными ситуациями. Таким образом, понимание как своих, так и чужих эмоций, и чувств являются важным моментом в становлении личности растущего человека.

Эмоциональный интеллект — это способность выражать и понимать эмоции как собственные так и других людей, налаживать связи, договариваться, сопереживать. Такие качества способствуют духовному и нравственному развитию личности ребенка.

Как же происходит развитие эмоционального интеллекта? На самом деле у детей все просто, от нас взрослых.

Если мы взрослые говорим о чувствах и эмоциях, дети учатся распознавать их в себе и в других людях. Понимание и принятие своих эмоций, первый шаг к тому чтобы научиться управлять ими. Неспособность ребенка понимать чувства других и транслировать свои в дальнейшем приводит к сложностям в общении, нарушает баланс психоэмоционального состояния. Когда мы осознаем эмоции, мы можем ими управлять.

Лучший способ познакомить детей с эмоциями — это творческая игра. Игра позволяет проецировать внутренние переживания ребенка в окружающий мир. Ожившие персонажи сказок могут испытывать весь спектр чувств за

ребенка. Она дает безопасное пространство для выражения эмоций. Чем больше эмоций выражается в игре, тем меньше нужда в их выражении, где бы ни было еще.

На групповых развивающих занятиях я использую персонажей из книги Виктории Шиманской «Монсики», где каждый герой это проводник одной из эмоций или полезного навыка, он помогает ребёнку познакомиться с эмоциями, чувствами, умениями и подружиться с ними. Монсики рассказывают и показывают детям, как не унывать, как находить выход из сложных ситуаций, как быть ответственными и внимательными, преодолевать страхи, ставить цели и достигать их.

Погружение в сказку о мире эмоций и увлекательных приключениях происходит через игры и задания, в ходе которых дети вместе с героями учатся распознавать эмоции. Для этого им на помощь приходят все пять чувств — слух, обоняние, вкус, зрение, осязание. И конечно самое главное это работа командой, умение оказывать помощь, сопереживать, слушать и слышать друг друга, решаются трудные задачи. У детей постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, они учатся замечать общность, видеть положительные качества человека, понять чувства собеседника и использовать эти умения в непосредственном общении с окружающими.

После каждой игры детям предлагается изобразить чувство с помощью красок, каждый ребенок выбирает свой цвет, это помогает снизить напряжение, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от переживаний.

Как развивать эмоциональный интеллект в семье?

1. Ребенку важно видеть полноценные и гармоничные отношения между родителями и ближайшими родственниками, дети зачастую переносят в собственные личные отношения модель поведения мамы и папы друг с другом.

2. Детям нужно живое общение, при котором на передний план выступает эмоциональная сторона жизни — переживания, рассказы о них, обмен чувствами. Правило трех минут!

3. Научиться взрослым управлять своими эмоциями. Вместо повышенного тона или крика, будьте прямыми, но в то же врем добрыми. Например, «Я расстраиваюсь, когда разбросаны игрушки, это лучше, чем сказать «У тебя такой бардак, доводишь меня до белого коленья!».

4. Быть честным в том, что касается ваших чувств, не преувеличивайте и не отмахивайтесь от них «Сейчас мне грустно, но это нормально, грусть проходит». И о счастье (радости) тоже важно говорить.

5. В то же время ребенок должен понимать, что не все его поступки допустимы. Например, нельзя в порыве гнева кого либо обижать как физически, так и словесно, но испытывать гнев — можно. Не игнорировать неприятные и непонятные детские эмоции, а научить находить решение проблемы, выражать социально приемлемым способом.

6. Прекрасным инструментом для развития эмоционального интеллекта является чтение вслух и обсуждение поступков героев. Можно рисовать и выражать чувство на бумаге (рисовать человечков с разным выражением эмоций).

7. Родителям будут полезны книги Людмилы Петрановской «Тайная опора», «Если с ребенком трудно», Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем».

Здоровое общение с ребенком — это залог его нравственного, духовного развития. Все что пережито и усвоено ребенком в детстве переходит во взрослую жизнь. Духовно-нравственное развитие пробуждает потенциальные чувства ребенка, такие как совесть, уважение, ответственность, формируется нравственная позиция. Формируйте базовое доверие ребенка к миру, дарите безусловную любовь и соблюдайте принципы «позитивного воспитания».

Таким образом, задача гармоничного развития детей предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно, достаточно высокий уровень развития его эмоционального интеллекта, социальной ориентации и нравственной позиции.

Список литературы

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. — Москва: АСТ, — 2014.

2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У. — Фактория, — 2004.

3. Шиманская В. Шиманский Г. «Монсики». Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга для занятий с детьми. — М.: Бомбора, — 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.