Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДЕТСТВА В ПРОЦЕССЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДЕТСТВА В ПРОЦЕССЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
427
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТАНОВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ТАНЦОВЩИКОВ СРЕДНЕГО ДЕТСТВА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Руссу Нина Андреевна

Статья раскрывает суть эмоционального интеллекта (EQ) танцовщиков среднего детства, как важного компонента эмоциональной выразительности. Становление его интенсивными темпами происходит в возрасте 9-10 лет. Даются определения «эмоционального интеллекта», «эмоциональной выразительности», «профессионализации». Дается краткая характеристика развития среднего детства. Описаны ключевые факторы эмоционального интеллекта и с точки зрения этапов профессионализации будущих танцоров (в системе подготовки артистов балета и любительском хореографическом творчестве). Предполагается, что выразительность в хореографии зависит от уровня эмоционального интеллекта, над которой необходимо работать, так как возникают противоречия между живой эмоциональностью детей и необходимостью транслировать те или иные эмоции в танце.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE CHILDREN OF MEDIUM CHILDHOOD IN THE PROCESS OF DANCING

The article reveals the essence of emotional intelligence (EQ) of middle-childhood dancers as an important component of emotional expressiveness. Its formation at an intensive pace occurs at the age of 9-10 years. Author gives the definitions of «emotional intelligence», «emotional expression» and «professionalization». Also a brief description of the development of middle childhood is given. The key factors of emotional intelligence are described from the point of view of the stages of professionalization of future dancers (in the system of training ballet dancers and amateur choreographic work). It is assumed that the expressiveness in choreography depends on the level of emotional intelligence on which it is necessary to work, as there are contradictions between the lively emotionality of children and the need to translate certain emotions in the dance.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДЕТСТВА В ПРОЦЕССЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Section 2 • Amateur choreographic creativity in Russia... УДК 159.928.23-053.5:793.3

Н. А. Руссу

Развитие эмоционального интеллекта детей среднего детства в процессе танцевальной деятельности

Статья раскрывает суть эмоционального интеллекта (EQ) танцовщиков среднего детства, как важного компонента эмоциональной выразительности. Становление его интенсивными темпами происходит в возрасте 9-10 лет. Даются определения «эмоционального интеллекта», «эмоциональной выразительности», «профессионализации». Дается краткая характеристика развития среднего детства. Описаны ключевые факторы эмоционального интеллекта и с точки зрения этапов профессионализации будущих танцоров (в системе подготовки артистов балета и любительском хореографическом творчестве). Предполагается, что выразительность в хореографии зависит от уровня эмоционального интеллекта, над которой необходимо работать, так как возникают противоречия между живой эмоциональностью детей и необходимостью транслировать те или иные эмоции в танце.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, становление эмоционального интеллекта танцовщиков среднего детства, эмоциональная выразительность, профессионализация.

Nina A. Russu

The development of emotional intelligence children of medium childhood in the process of dancing

The article reveals the essence of emotional intelligence (EQ) of middle-childhood dancers as an important component of emotional expressiveness. Its formation at an intensive pace occurs at the age of 9-10 years. Author gives the definitions of «emotional intelligence», «emotional expression» and «professionalization». Also a brief description of the development of middle childhood is given. The key factors of emotional intelligence are described from the point of view of the stages of professionalization of future dancers (in the system of training ballet dancers and amateur choreographic work). It is assumed that the expressiveness in choreography depends on the level of emotional intelligence on which it is necessary to work, as there are contradictions between the lively emotionality of children and the need to translate certain emotions in the dance.

Key words: emotional intelligence, the formation of emotional intelligence of dancers of middle childhood, emotional expressiveness, professionalization.

В последнее время в зарубежной психологии появился новый термин - «эмоциональный интеллект» (EQ). Впервые термин ввели в 1990 г. Джон Майер, профессор психологии в Нью-Гемпширском университете, и Питер Саловей, профессор психологии Йельского университета, но работа Даниэля Гоулмана «Эмоциональный интеллект: почему он лучше, чем IQ», обобщила все работы ведущих психологов. Согласно Д. Гоулма-ну, эмоциональный интеллект есть «способность выработать для себя

мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться»1. Содержание эмоционального интеллекта включает пять элементов (факторов): знание своих эмоций, управление своими эмоциями, мотивацию себя, признание значимости чужих эмоций и регулирование взаимоотношений с окружающими. Но насколько эмоциональный интеллект способствует качеству жизни человека в целом и как влияет на процесс профессионализации танцовщика? Способен ли EQ оказывать влияние на хореографические способности, когда танцовщик берет под контроль свои эмоции в процессе танцевальной деятельности?

Достижение человеком успехов в профессиональной деятельности опирается на внутренние предпосылки и внешние условия. К внутренним предпосылкам относится наличие у человека высоко развитых общих и определенных специальных способностей, профессионально важных качеств, развитых эмоционально-волевых свойств личности. К внешним условиям относится влияние социально-экономической среды и профессионального окружения2. Эмоциональный интеллект так же определяет успех в профессиональной деятельности, позволяя держать рациональную и эмоциональную компоненту ума в балансе, что позволяет фокусироваться на достижении целей. Под эмоциональным интеллектом в танцевальной деятельности понимается «эмоциональная выразительность» - умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства. По мнению Николая Ивановича Козлова — доктора психологических наук, профессора и ректора Университета практической психологии, эмоциональная выразительность зависит в первую очередь от: развития мимики, развития пластики человека, использования им выразительных движений, богатства жестов, темперамента, энергетики человека. Мимика, как часть выразительных движений, способна донести эмоцию до окружающих, что в танцевальной деятельности крайне необходимо для передачи зрителю настроения и смысла танца. Кроме этого, мимика - кинестетический ключ к управлению эмоциями.

Именно через эмоцию формируется личность ребенка и все необходимые когнитивные, физические и эмоциональные навыки. Эмоциональная сфера - важная составляющая в развитии ребенка, поскольку никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями в процессе танцевальной деятельности.

Средний возраст - важный период, когда дети усваивают и усовершенствуют различные навыки. В этом возрасте они способны сосредоточить свои силы на учебе, решении своих проблем и достижениях. Совершенствуя свои двигательные способности, танцоры становятся более независимыми, и стремятся к достижению целей3. Происходит сознательное вовлечение их в профессионализацию. А. В. Фомкин говорил, что возраст вовлечения в профессионализацию приходится не ранее 9 и не позже 12 лет4. В связи с сокращением сроков учебных программ по исполнительским дисциплинам необходим все более ранний срок начала профессионализации, что «работает» и на развитие эмоционального интеллекта. Этот вид интеллекта укрепляется профессиональными занятиями. В обучении хореографическим навыкам педагог чаще всего взаимодействует с бессознательными компонентами эмоционального интеллекта, неосознанным насыщением их личностного потенциала.

Занятия хореографией - дополнительный источник развития EQ. Через пластическую выразительность танцоры передают свое отношение к музыке и чувствам, расширяют спектр эмоций, вырабатывают позитивное отношение к танцевальной деятельности, повышают свою трудоспособность, разряжают умственные и психологические напряжения, учатся познавать мир и самих себя. Благодаря кинестетике, активно развиваемой танцем, у ребенка формируется благоприятный эмоциональный фон.

Эмоциональный интеллект может помочь взрослому танцовщику добиться глубокого самоощущения и самоконтроля в эмоциональной сфере, а неумение контролировать эмоции влияет на эффективность профессиональной деятельности. Целесообразно полагать, что на развитие эмоционального интеллекта оказывают занятия хореографией5.

Понятие эмоционального коэффициента EQ (англ. Emotional Quotient) ввел клинический физиолог Рувен Бар-Он в 1985 г.. В 1996 г. он представил свой тест EQ-i (Emotional Quotient Inventory), содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась известная сейчас «модель эмоционального интеллекта Бар-Она». Качества профессионализации соотносятся с компонентами эмоционального интеллекта (рис.1).

Эмоциональная выразительность танцовщиков - профессионально значимое качество и его нужно развивать в возрасте 9-10 лет, так как именно тогда эффективно формируется эмоциональная выразительность. На развитие выразительных движений в танцевальной деятельности оказывает влияние двигательная и, собственно, мышечная свобода, координация и активность.

Рис.1. Структурные компоненты эмоционального интеллекта

Внутренняя сторона жизни ребенка обогащается, обретая более широкий смысл, объединяя разные переживания, которые в ребенке соперничают друг с другом. По мнению С. Л. Рубинштейна, «выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его»6. Овладев языком эмоций, умением прожить эмоции персонажа, ребенок создает гармоничный выразительный образ, который далек от абстракции и близок к реальности, «живой», значит эмоциональный. Именно в этом возрасте в поведении проявляется саморегуляция, в ее основе и лежит эмоциональный интеллект.

Можно предположить, что уровень EQ учеников младших классов в системе подготовки артистов балета различен, потому в процессе подготовки танцевальных номеров зачастую подавляется естественное проявление эмоций детьми. Их приспосабливают и унифицируют для профессиональной школы в соответствии с эстетикой балета, например. Повышенная мотивация заставляет учеников быть более сконцентрированными на достигаемой цели. С другой стороны, происходит развитие вербальных навыков общения в коллективной жизни хореографической школы. При этом эмоциональный интеллект имеет двойственную направленность на развитие способностей: с одной стороны, развивая эмоциональные средства выразительности, с другой, подвергая их жесткой регламентации7.

Любительский хореографический коллектив так же помогает удовлетворять детям их потребности в прекрасном. Сталкиваясь с препятствиями на

этом этапе, дети с легкостью могут их преодолевать, так как они уже прошли предпрофессиональную подготовку. Так происходит неосознанное вовлечение в профессиональную деятельность. Задача педагогов: развить эмоции через движения, а сами эмоции - это и есть олицетворенное движение. Тем самым происходит развитие эмоционального интеллекта через пластическую выразительность, освоение многообразия танцевальных движений.

Многие танцовщики сталкиваются с «профессионализацией», под которой понимается процесс и результат вхождения человека в профессию, овладения конкретным видом профессиональной деятельности и приобретения им необходимых профессиональных качеств: мотивации, знаний, умений, самосознания, ценностей, навыков8.

Таким образом, развитие EQ у детей среднего детства способствует качеству их жизни в целом и процессу профессионализации в танцевальной деятельности. Умение распознавать свои эмоции и брать их под контроль, поможет танцовщику быстрее сформировать EQ этого возраста. Исследование его компонентов даст понять, какие из них развиваются в системе подготовки артистов балета, а какие компоненты в любительском хореографическом коллективе и НХК, в чем их отличие, своеобразие и общность. Анализ компонентов эмоционального интеллекта в дальнейшем исследовании позволит выявить, какой уровень эмоционального интеллекта имеют дети в учреждениях подготовки артистов балета и какой в любительском хореографическом творчестве, является ли высокое профессиональное выражение тех или иных эмоций показателем высокого эмоционального интеллекта. Тем самым определяется роль эмоционального интеллекта в жизни каждого танцовщика в процессе профессионализации. Главное, прибегать к осознанию собственных эмоций и уметь их выражать9. Поэтому необходимо дальнейшее исследование в данном направлении.

Примечания

1 Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. Москва: ACT Москва; Владимир: ВКТ, 2009. C. 61.

2 Седова Н. Е. Введение в педагогическую деятельность: учебно-методический комплекс / Н. Е. Седова. Волгоград: Учитель, 2016. 215 с.

3' Крайг Г., Бокум Д. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. -Санкт-Петербург: Питер, 2005. С. 458.

4 Фомкин А. В. Исторические традиции современного балетного образования (на материале деятельности танцевальной Ея Императорского Величества школы - Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Фомкин. - Санкт-Петербург, 2008. - 29 с.

5 Димура И. Н. Танцевальная выразительность артистов балета: к вопросу о дефинициях / И. Н. Димура, Д. С. Макарова // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2016. Вып. 45(4). С. 20-30.

6 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 712 с.

7 Димура И. Н. Танцевальная выразительность артистов балета: к вопросу о дефинициях...

8 Дружилов С. А. Особенности профессиональной подготовки в макроструктуре синдрома профессионализма [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 11. - Режим доступа: Иир://Иитап.Бпаика. ги/2014/11/8331. (Дата обращения: 27.03.2019).

9 Гоулман Д. Эмоциональный интеллект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.