Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СОЧИНЕНИИ ТАНЦА'

ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СОЧИНЕНИИ ТАНЦА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
172
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЕЦ / КРЕАТИВНОСТЬ / СОЧИНЕНИЕ ТАНЦА / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Романова Людмила Антоновна

В рамках данной статьи рассматривается креативность подростков в сочинении танца, подразумевая, что она является основной составной частью танцевальной деятельности как профессионально значимой способностью будущего хореографа. Также рассматривается вопрос о необходимости осознанной работы, направленной на развитие креативности в сочинении танца в процессе формирования личности подростка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE CREATIVITY OF ADOLESCENTS IN THE COMPOSITION OF DANCE

This article examines the creativity of adolescents in the composition of dance, implying that it is the main component of dance activities as a professionally significant ability of the future choreographer. The question of the need for conscious work aimed at developing creativity in the composition of dance in the process of shaping the personality of a teenager is also being considered.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СОЧИНЕНИИ ТАНЦА»

Section 2 • Amateur choreographic creativity in Russia... УДК 793.3:37.036.5-053.6

Л. А. Романова Исследование креативности подростков в сочинении танца

В рамках данной статьи рассматривается креативность подростков в сочинении танца, подразумевая, что она является основной составной частью танцевальной деятельности как профессионально значимой способностью будущего хореографа. Также рассматривается вопрос о необходимости осознанной работы, направленной на развитие креативности в сочинении танца в процессе формирования личности подростка.

Ключевые слова: танец, креативность, сочинение танца, творчество, творческая личность, творческие способности, подростки.

Liudmila A. Romanova

The study of the creativity of adolescents in the composition of dance

This article examines the creativity of adolescents in the composition of dance, implying that it is the main component of dance activities as a professionally significant ability of the future choreographer. The question of the need for conscious work aimed at developing creativity in the composition of dance in the process of shaping the personality of a teenager is also being considered.

Keywords: dance, creativity, creativity, composition of dance, creative personality, creative abilities, adolescents.

Оппозицию контентов «творчество» и «креативность» можно, в общих чертах, представить следующим образом:

• творчество - это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности;

• креативность - это свойства индивида, его способности к продуцированию принципиально новых идей. Творчество подразумевает внутреннюю деятельность души и сознания, результатом которой становится создание того, что способно стать значимым явлением в науке и культуре общества на всех последующих этапах его развития.

Мы полагаем , что творчество не есть креативность, но они взаимосвязаны. Можно согласиться с выводом Р. Нельсона: «Креативность вне творчества невозможна. Кративность - это только технология организации творческого процесса, которая бесплодна сама по себе, какие бы задачи перед ней не ставились»1.

Креативностью в сочинении танца можно назвать значимое отношение к хореографической деятельности, характеризующее готовность к

созданию принципиально новых pas, танцевальных идей, элементов пластического языка, композиций, рисунка танца, комбинаторики движений, схем мышления и, входящее в структуру одаренности в качестве независимого фактора, способность находить выход из проблемных пластических решений.

Рассмотрим структуру креативности в сочинении танца.

В. Н. Мясищев выделяет в отношении «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную, познавательную) и «конативную» (поведенческую) стороны. Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности хореографа с окружающей средой и людьми, включающего различные моменты от передачи своих мыслей, идей средством пластического языка до представления своих хореографических работ.

Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения личности хореографа к объектам танца, танцовщикам и самому себе.

Познавательный (оценочный) способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) музыки, либретто, единства выразительных средств, стиля, жанра, подчиненности элементов композиции замыслу, характерного образа.

Поведенческий (конативный) компонент способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности хореографа по отношению к значимым (ценным) для него объектов танца, танцовщиков и самому себе.

Наиболее сензитивным для формирования креативности является подростковый возраст - период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Поскольку подростку характерны эмоциональные вспышки, личная активность, стремление к самостоятельности, самоутверждению в глазах окружающих, ему присущи и такие личностные качества, как склонность к замкнутости, непонимание окружающего мира, ранимость, трудность в высказывании своего мнения. И тут стоит задача поддержать ребёнка в формировании личности и желании выразить себя в творческой деятельности. Поэтому креативность в сочинении танца целесообразно изучить в подростковом возрасте.

Особую сложность для подростков представляет выявление креативности в сочинении танца с целью раннего развития креативности. Компоненты креативности имеет смысл дифференцировать по сложности и времени или периоду возникновения. Представляется прогностичным в

начале хореографической деятельности формировать творческие способности подростка к сочинению танца.

Показателями креативности в сочинении танца у подростков могут служить общие показатели креативности Дж. Гилфорда, такие как:

1. оригинальность,

2. семантическая гибкость,

3. образная адаптивная гибкость,

4. семантическая спонтанная гибкость,

а также показатели, присущие хореографу:

1. новаторство,

2. исполнительское мастерство,

3. соотношение пластических движений с характером музыки,

4. танцевальная выразительность и художественный образ,

5. эмоциональное выражение,

6. пластическая импровизация,

7. работа со сценическим пространством.

Остановимся на каждом из них.

Оригинальность

Оригинальность как показатель креативности в сочинении танца характеризует своеобразие креативного мышления подростка и необычность подхода к решению творческих задач средствами хореографии. Для развития оригинальности в сочинении танца важно обладать и личностными качествами, которые выделяют ребенка среди остальных. Заметим, что в первую очередь подростку важно быть особенным. Обычно оригинальность характеризуется непохожестью на других, и поэтому не является неизменным свойством личности, а находится в зависимости от внешней среды. Она указывает, насколько мышление ребёнка способно находить выход из проблемных пластических решений.

Семантическая гибкость

Одним из проявлений креативности подростка является способность видеть образ, предмет, явление под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на танцевальной практике.

Образная адаптивная гибкость подразумевает способность ребёнка изменить восприятие объекта танца таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны, явления.

Семантическая спонтанная гибкость имеет представление креативности тогда, когда подросток способен продуцировать танцевальные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Новаторство

Креативность в процессе сочинения новых pas, танцевальных идей, элементов пластического языка, композиций и т. п. представляется для подростков созданием чего-то нового. Творческая инициатива ребёнка рождает новые формы хореографии, способствует выражению творческих способностей, формированию личности.

Исполнительское мастерство

Изобретая новую хореографию, подросток располагает собственным телом как материалом. В этом смысле техника является важнейшим инструментом достижения художественно-выразительного образа в танце. Это означает, во-первых, что в каждый момент времени все части тела танцовщика совокупно подчинены одной цели, одному выражаемому образу, а во-вторых, что следующее движение связано с предыдущим и логически вытекает из него. Такая цельность (подчинённость одной цели) и целостность (связность частей) хореографического текста порождает у зрителя понимание развивающейся во времени осмысленной «истории», визуального рассказа, в который он вовлечен и интеллектуально, и эмоционально.

Соотношение пластических движений с характером музыки

«В осмыслении танца происходит «пластическая ретрансляция музыкального материала в хореографические образы»2. При этом музыкальная мелодия, вместе с интонацией, тематизмом, воплощаются в рисунке танца, его линеарном контуре и пластическом рельефе; фактура музыки - в текстуре танца, которая «проявляется в пластическом соотношении вертикали и горизонтали в сложении хореографического рисунка»3.

Действительно, музыка - один из источников, в котором танцовщик находит опору и импульс для своего вдохновения, рождения выразительного по форме и внутреннему наполнению движения. Иногда музыка отчётливее объясняет ребёнку, что он чувствует, чем слова. Поэтому подросток так легко поддаётся музыке. Он не всегда может обозначить, что он чувствует, но благодаря музыке у него возникают впечатления, которые рождают образы. А образы находят воплощение в пластике танца.

Музыкальный текст и его хореографическое воплощение неразрывно связаны с понятием танцевальная выразительность. Музыка передает танцовщику, умеющему грамотно использовать ее ресурсы, необходимую психоэмоциональную настройку для воплощения танцевально-выразительного художественного образа.

Танцевальная выразительность и художественный образ

Танцевальная выразительность основывается на теле, понимаемом не только как инструментальная ценность, но как источник смыслов. Смыслы провоцируются событием. Выразительный танец делает тело событием4.

Из этого следует, что главной особенностью в сочинении танца является идея создания целостного художественного образа. Техника - лишь инструмент танцора. А выразительность - это новый подход. И если подростку придумать историю, задать параметры и характеристики своего персонажа (героя), добавить чувства, акцент на что-либо, а также условия для необходимой модели выразительности и воплотить средствами пластического языка - это вызовет интерес у зрителя, заставит его наблюдать за происходящим. А в результате своего достижения в области сочинительства и исполнительского мастерства вдохновит подростка на дальнейшую реализацию своих представлений и художественных образов в танцевальной деятельности.

Эмоциональное выражение

При создании или исполнении хореографии эмоции представляют собой психологическое состояние танцовщика или созданного человеком художественного образа. Поэтому выражение эмоций - важная составляющая часть в хореографическом искусстве. Обладание различными эмоциями, умение легко переходить из одного эмоционального состояния в другое - все это поможет преодолеть различные психологические барьеры и обрести уверенность на сцене. А если подросток уверен в себе, открыт миру, то он сможет передать в танце художественный образ своего героя и нужную энергетику зрителю.

Пластическая импровизация

Импровизация и хореография - равноправные партнеры в танце, играющие различные, но одинаково важные роли. Процесс формирования креативной личности и совершенствования системы пластического языка танца осуществляется посредством импровизации. Импровизация составляет основу танцевального искусства, как способ «показать себя», а также выступает в качестве принципа создания хореографического произведения (сфера искусства постановки танца) или как принцип создания хореографического образа (сфера исполнительского искусства)5.

Этот компонент креативности в сочинении танца является также важнейшим направлением хореографического мышления, организации формы танца, специфики танцевального исполнительства. Путём танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у подростка развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению, формируется способность передавать услышанный музыкальный образ в пластике.

Пластическая импровизация наряду с другими показателями креативности может использоваться как уникальное всеохватывающее средство исследования креативности подростка в сочинении танца.

Работа со сценическим пространством

Значение роли сценического пространства в танцевальном искусстве трудно переоценить. А. Аппиа, Э. Г. Крэг, К. С. Станиславский, В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, Г. Фукс, Э. Пискатор, Б. Брехт, П. Брук в своих практических и теоретических работах говорили о сценическом пространстве как о важном инструменте создания художественного образа в танце6. При этом пространственная среда также выступает как непременный компонент выразительности жестуальности человека на сцене. Следовательно, способность подростка перемещаться на сцене, двигаться в разных ракурсах добавит больше выразительности и хорошо раскроют художественный танцевальный образ.

Безусловно, подросток не сможет сразу обладать всеми этими показателями. С одной стороны, какие-то качества, заложенные природой, могут проявиться сразу, с другой стороны - будут развиваться путем процесса обучения хореографии.

Важно отметить, что методик выявления балетмейстерских способностей подростка очень мало. Однако попытаемся с помощью уже существующих техник, способствующих творческому процессу генерации оригинальных идей, нахождению новых подходов к решению известных проблем и задач, увидеть и развивать особенности креативности подростков в сочинении танца.

Существует всеми известная методика П. Торренса «Тест творческого мышления», задание «Фигурная форма». Она широко используется как инструмент исследования творческих способностей во всем мире, помогает оценить такие показатели креативности, как оригинальность, гибкость, продуктивность и разработанность мышления. При исследовании креативности в сочинении танца, мы можем применить эту технику как упражнение по развитию ориентирования в пространстве. В качестве материала возьмем иллюстрации из задания П. Торренса либо создадим аналогичные изображения. Далее покажем эти рисунки подростку с целью продолжить линии не на листке, а в пространстве средствами пластики. Ребёнок начнет двигаться по траектории заданного рисунка, а затем самостоятельно его завершит. Таким образом, в процессе исполнения данного упражнения можно наблюдать, как проявляется креативность в сочинении танца.

Рассмотрим методику Дж. Гилфорда «Тест на творческое мышление» задание «Использование предметов», которая исследует факторы как беглость, гибкость, оригинальность, точность. Адаптировать этот субтест в хореографии мы можем таким образом, чтобы подросток мог использовать действительный или воображаемый предмет в танце либо мог обратиться в него и изобразить в пластике.

Приемом исследования креативности также может служить методика К. С. Станиславского, которая поможет подростку определить главные обстоятельства жизни и сверхзадачу своего героя, выделить главный конфликт жизни своего персонажа, продумать сценический образ и затем посредством пластической импровизации выразить придуманный художественный образ.

Таким образом, мы представляем вышеперечисленные методики как образцы применения в танцевальной практике с целью исследования креативности в сочинении танца, обращая внимание на то, что такие методы могут быть.

Что касается уже существующие методик, применяемых в хореографии, то, как мы уже подчеркнули, их не так много. Наиболее распространенная техника Габриэлы Рот «Танец пяти движений», которая была создана с целью снятия мышечных зажимов, развития способности выражать эмоции с помощью движений, также демонстрирует проявления всех творческих способностей подростка к сочинению танца.

Авторы некоторых подходов к развитию креативности признают, что за короткое время нельзя сколько-нибудь существенно повлиять на важные для творчества навыки и умения, т. к. эти составляющие творческой деятельности включают в себя такие элементы, как знание предмета, технические навыки, когнитивный и рабочий стили7.

Сущность вышеизложенного сводится к необходимости продолжить исследование креативности подростка в сочинении танца и в дальнейшем, создать специальные техники и методики.

В конечном счете, мы сможем поддержать подростка в самовыражении и формировании личности, не подрывая его веру в себя, и сформировать у него такие общие личностные характеристики, присущие творческим людям, как придание высокой ценности эстетическим качествам опыта, широта интересов, энергичность, тяготение к сложным задачам, независимость суждений, автономность, интуиция, уверенность в себе, способность разрешать парадоксы или примирять явно противоположные или конфликтующие элементы в Я-концепции, твердое осознание себя как творческой личности.

Примечания

1 Нельсон Р. Креатив - искусство прагматика, или... Как сотворить продающуюся рекламную идею / Р. Нельсон. URL: http://www.kstyati.ru/cre_articles/cre_nilson. html (дата обращения: 5.05.2019).

2 Петроченко Т. В. Балет и скульптура (теоретическое описание выразительного языка пластических искусств посредством синхронного анализа) / Т. В. Пет-

роченко // Человек и культура. 2014. № 4. С. 16-31. URL: http://e-notabene.ru/ca/ article_13544.html (дата обращения: 10.05.2019).

3 Абдоков Ю. Б. Музыкальная поэтика хореографии (Пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве). Автореф. ... дис. канд. иск. / Ю. Б. Абдоков. Москва, 2009. С. 11.

4 Димура И. Н. Танцевальная выразительность артистов балета: К вопросу о дефинициях / И. Н. Димура, Д. С. Макарова // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2016. № 4. С. 22.

5 Даренская Н. В. Танец и хореография / Н. В. Даренская // Культурология и искусствоведение: материалы II Междунар. науч. конф. Казань, 2016. С. 43.

6 Анульев С. Н. Сценическое постранство и выразительные средства режиссуры: учебное пособие / С. Н. Анульев. Кемерово: КемГУКИ, 2010. С. 4.

7 Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2006. 1096 с. URL: http://yanko.lib.ru/ books/psycho/psych-enc.htm#_Toc123408064 (дата обращения: 01.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.