Научная статья на тему 'Развитие электронных СМИ в рамках реализации государственной программы "информационное общество (2011-2020 годы)"'

Развитие электронных СМИ в рамках реализации государственной программы "информационное общество (2011-2020 годы)" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1062
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Данилина И. В.

Национальное законодательство не содержит определения понятия «электронное средство массовой информации». Информационные ресурсы сети Интернет, которые претендуют на статус электронного средства массовой информации, должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке. Первые свидетельства о регистрации электронных СМИ были выданы Министерством по делам печати и массовым коммуникациям в 1996 г. В некоторых странах все электронные ресурсы были приравнены к СМИ: веб-сайты, чаты, блоги, интернет-магазины и электронные библиотеки. 09.05.2017 был подписан Указ Президента РФ № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». В Стратегии определено понятие информационного общества как общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан. На сегодняшний день отсутствуют международно-правовые механизмы, позволяющие регулировать отношения в информационных пространствах разных государств. Национальное законодательство в недостаточной мере адаптировано к постоянно возникающим вопросам регулирования отношений в сфере информации и электронных СМИ. В статье исследуется развитие электронных СМИ в рамках реализации государственной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ELECTRONIC MEDIA WITHIN THE FRAMEWORK OF IMPLEMENTATION OF THE STATE PROGRAM "INFORMATION SOCIETY (FOR THE YEARS 2011-2020)"

N the national legislation, there is no definition for the concept of ‘electronic media.’ Informational resources from the internet network that claim to be electronic media must be registered under the established lawful order. The first certificates regarding the registration of electronic media were issued by the Ministry of Press Affairs and mass communication in 1996. In some countries, all the electronic resources were equal to mass media: websites, chats, blogs, internet shops and digital libraries. May 9th, 2017 the President of the Russian Federation signed a decree Nо 203 regarding the “development strategy of the information society in Russia for the years 2017 to 2030.” In that strategy the concept of information society is defined as a society where the information and the level of its usage and accessibility, affect the economic and sociocultural living conditions of Russian citizens in a drastic manner. As of today, there is a lack of international legal mechanisms that allow for regulation in the information fields of different states. The national legislation is insufficiently adapted to the constantly emerging issues of regulation of the relations in the sphere of electronic media and information.

Текст научной работы на тему «Развитие электронных СМИ в рамках реализации государственной программы "информационное общество (2011-2020 годы)"»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

УДК 342

И.В. Данилина*

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (2011-2020 ГОДЫ)»

Национальное законодательство не содержит определения понятия «электронное средство массовой информации». Информационные ресурсы сети Интернет, которые претендуют на статус электронного средства массовой информации, должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке. Первые свидетельства о регистрации электронных СМИ были выданы Министерством по делам печати и массовым коммуникациям в 1996 г. В некоторых странах все электронные ресурсы были приравнены к СМИ: веб-сайты, чаты, блоги, интернет-магазины и электронные библиотеки. 09.05.2017 был подписан Указ Президента РФ № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы». В Стратегии определено понятие информационного общества как общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан. На сегодняшний день отсутствуют международно-правовые механизмы, позволяющие регулировать отношения в информационных пространствах разных государств. Национальное законодательство в недостаточной мере адаптировано к постоянно возникающим вопросам регулирования отношений в сфере информации и электронных СМИ. В статье исследуется развитие электронных СМИ в рамках реализации государственной программы.

Ключевые слова: электронное средство массовой информации, информационное общество, информационное пространство.

Основными целями развития отрасли информационных и телекоммуникационных технологий являются повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, а также совершенствование системы государственного управления.

Такие приоритеты определены государственной программой Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)» (далее — Программа) и сопутствующими документами. Такими документами являются Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, План мероприятий «Развитие отрасли информационных

* © Данилина И.В., 2017

Данилина Ирина Викторовна ([email protected]), AHO «ТВ-Новости», 111020, Российская Федерация, г. Москва, ул. Боровая, 3.

Данилина И.В. Развитие электронных СМИ в рамках реализации государственной программы «Информационное общество (2011—2020 годы)»

технологий», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2602-р.

Поддержка создания и распространения телерадиопрограмм и электронных средств массовой информации названа одним из основных мероприятий программы.

Ожидаемыми результатами подпрограммы «Информационная среда» являются:

— обеспечение производства и распространения телерадиопрограмм, в том числе интернет-вещание;

— оперативное доведение до населения достоверной информации о решениях органов государственной власти, актуальных событиях в стране и за рубежом; обеспечение доступа каждого жителя Российской Федерации к общероссийским общедоступным обязательным телеканалам и радиоканалам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 г. № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах»;

— укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании; переход федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» на производство программ в цифровом формате;

— увеличение доли информационной продукции, ориентированной на здоровый образ жизни, социально ответственное поведение, заинтересованность в образовании и профессиональном росте, традиционные культурные, нравственные и семейные ценности;

— обеспечение сохранности и доступности для граждан фондовых материалов аудио- и аудиовизуальной продукции на основе применения современных технологий ее обработки и хранения;

— развитие электронных средств массовой информации и повышение медиаграмотности населения.

Обеспечение производства и распространения через электронные средства массовый информации

(в том числе интернет-сайты) информации, отвечающей приоритетам развития государства и общества является частью основных направлений реализации Программы.

В Законе РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Законе о СМИ) под средством массовой информации понимается «периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)», а под продукцией средства массовой информации «тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации» (ст. 2).

Национальное законодательство не дает определения понятия «электронное средство массовой информации». При этом в Законе о СМИ содержится понятие сетевого издания: «под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом» (п. 1 ст. 1). Таким образом, планируемые к вещанию средства массовой информации должны быть зарегистрированы в форме распространения «телеканал» или «радиоканал» [1].

Информационные ресурсы сети Интернет, которые претендуют на статус электронного средства массовой информации, должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке. «Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является» (ст. 8 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации»).

Целью создания электронного средства массовой информации является максимальное раскрытие и доступность для зрителя или читателя информации в любом виде.

К электронным изданиям относятся телевидение, радио, интернет-издания и другие СМИ которые имеют постоянное название и выходят в свет не реже одного раза в год и зарегистрированы должным образом. Регистрации подлежат электронные СМИ, которые могут распространяться в электронной форме, например: телеканал (телепрограмма), радио (радиопрограмма), видео (видеопрограмма), интернет-сайт. Особенностью электронных СМИ является то, что они не могут иметь ни тиража, ни объема издания.

Для регистрации электронного СМИ необходимо определиться с его будущим названием, объемом рекламы и учредителем (физическое или юридическое лицо). От этого зависит перечень документов, которые подаются в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Этот орган исполнительной власти обязан в течение 30 рабочих дней рассмотреть представленные документы и выдать свидетельство о регистрации электронного СМИ, после чего учредитель может приступить к работе.

Первые свидетельства о регистрации электронных СМИ были выданы Министерством по делам печати и массовым коммуникациям в 1996 г. При этом в графе «тип издания» была надпись «иное», то есть данное СМИ не относилось ни к печатному изданию, ни к радиостанции, ни к телеканалу. Таким образом, правовой режим электронного СМИ оставался неопределенным.

В 2000 г. председатель Центризбиркома A.A. Вешняков заявил: «В ходе предстоящей кампании по выборам Президента РФ Интернет будет рассматриваться Центризбиркомом как средство массовой

информации». По прошествии нескольких месяцев, 23 марта 2000 г., Центризбирком обозначает свою официальную позицию в ответе ЦИК на запрос от Фонда эффективной политики: существование «сайтов, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет, которые не являются средствами массовой информации в смысле Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», подтверждается»». На парламентских слушаниях «О правовом регулировании использования сети Интернет в Российской Федерации» в Москве, однако, в ситуацию с определением статуса СМИ в Интернете снова вносится неясность. Заместитель министра печати А. Романченко усомнился в существовании в российском сегменте Интернета сайтов, которые могли бы не рассматриваться как СМИ с точки зрения государственного лицензирования [2].

Стоит отметить, что, например, в Казахстане все электронные ресурсы были приравнены к СМИ: веб-сайты, чаты, блоги, интернет-магазины и электронные библиотеки (п. 2 ст. 1 Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации»). На них распространялась уголовная, гражданская и административная ответственность, которую несли учредители традиционных изданий. Зарубежные электронные ресурсы подлежали блокировке, если их содержание противоречило законодательству Казахстана. Еще на стадии рассмотрения в парламенте проект вызвал резкую критику журналистского сообщества.

Закон Республики Казахстан «Об информатизации» определяет интернет-ресурс как электронный информационный ресурс, технологию его ведения и (или) использования, функционирующие в открытой информационно-коммуникационной сети, а также организационную структуру, обеспечивающую информационное взаимодействие (п. 46 ст. 1).

Таким образом, закон приравнивает электронные ресурсы к другим СМИ. Это означает, что на них распространяются общие требования к СМИ, например, такие как:

— соблюдение авторских прав;

— нераспространение сведений, порочащих честь и достоинство, а также не соответствующих действительности;

— ответственность за нарушения в виде приостановления или прекращения выпуска и распространения продукции СМИ.

Пояснения к этой ситуации содержались в письме Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан от 15 июля 2016 года № 03-14/3т-л-73, где пояснялось: «К СМИ относятся не все интернет-ресурсы, а только те, где собственник принял решение об отнесении своего интернет-ресурса к СМИ в качестве сетевого издания».

С развитием практики получения регистрационных свидетельств электронных СМИ обозначение «иное» заменяется на «электронное издание». По общему правилу интернет-сайт не является средством массовой информации, но в то же время закон не запрещает и не ограничивает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца. Такой вывод можно сделать на основании юридического заключения, данного Кафедрой ЮНЕСКО.

09.05.2017 был подписан Указ Президента РФ № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» (далее — Стратегия). В ней определены цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.

Принципами Стратегии являются: обеспечение прав граждан на доступ к информации, обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией, сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг, приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий, обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях, обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.

В Стратегии определено понятие информационного общества как общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан. Под информационным пространством понимается совокупность информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и необходимой информационной инфраструктуры.

Электронные средства массовой информации, информационные системы, социальные сети, доступ к которым осуществляется с использованием сети Интернет, стали частью повседневной жизни россиян, что влияет на роль России в современном информационном обществе. Согласно Стратегии, пользователями российского сегмента сети Интернет в 2016 году стали более 80 млн человек. Также российское информационное общество характеризуется широким распространением беспроводных технологий, сетей связи, доступностью мобильных устройств. В среднем на одного россиянина приходится два абонентских номера мобильной связи.

В настоящее время в России создана и продолжает развиваться система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к которой уже подключилось более 34 млн россиян. Информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленчес-

Данилина И.В. Развитие электронных СМИ в рамках реализации государственной программы «Информационное общество (2011—2020 годы)»

ких систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Граждане имеют возможность направить в электронной форме индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Объем реализации товаров и услуг россиянам с использованием сети Интернет в 2015 году достиг эквивалента 2,3 % валового внутреннего продукта и имеет тенденцию к росту.

Широкому распространению электронных СМИ является всеобщая доступность сети Интернет независимо от удаленности и численности населенного пункта. Согласно Стратегии, в России с 2014 года осуществляется подключение населенных пунктов с населением от 250 до 500 человек к сети Интернет, в результате чего 5 млн граждан России, проживающих почти в 14 тыс. таких малонаселенных пунктов, получат доступ к сети Интернет.

Интеграция в международное информационное общество невозможна без развития информационных и коммуникационных технологий. Одновременно с задачей обеспечения всеобщего доступа к источникам информации с использованием сети Интернет (телеканалам, радиоканалам, другим электронным СМИ и т. д.) стоит задача создания отечественных аналогов современных технологий, поскольку в настоящий момент информационные и коммуникационные технологии основаны на зарубежных разработках.

В Стратегии подчеркивается, что смещение акцентов в восприятии окружающего мира, особенно в сети Интернет, с научного, образовательного и культурного на развлекательно-справочный сформировало новую модель восприятия — так называемое клиповое мышление, характерной особенностью которого является массовое поверхностное восприятие информации. Такая форма освоения информации упрощает влияние на взгляды и предпочтения людей, способствует формированию навязанных моделей поведения, что дает преимущество в достижении экономических и политических целей тем государствам и организациям, которым принадлежат технологии распространения информации.

Проблема заключается в том, что отсутствуют международно-правовые механизмы, позволяющие регулировать отношения в информационных пространствах разных государств. Зачастую национальное законодательство в недостаточной мере адаптировано к постоянно возникающим вопросам регулирования отношений в сфере информации и электронных СМИ. Еще одной проблемой является неопределенность правового режима электронных СМИ, а также средств обеспечения доступа к информации, которые по многим признакам могут быть отнесены к средствам массовой информации, но законодательно не отнесены к таковым (мобильное телевидение, новостные агрегаторы, социальные сети и т. д.).

Следует отметить, что, несмотря на существующие проблемы, сделан очередной шаг на пути к совершенствованию законодательства, регулирующего взаимоотношения участников в данной сфере [3]. Разработка норм международно-правового регулирования, касающиеся безопасного и устойчивого функционирования и развития сети Интернет, включающих вопросы юрисдикции и определения субъектов правоотношений, на основе равноправного участия членов мирового сообщества с учетом уникальности данной сферы является одной из приоритетных задач Стратегии. Предлагается создание новых механизмов партнерства с участием всех институтов общества с целью выработки системы доверия в сети Интернет, которая будет способна обеспечить конфиденциальность и личную безопасность пользователей, их информации и исключающую анонимность, безответственность пользователей и безнаказанность правонарушителей в сети Интернет.

В контексте Программы и Стратегии важно координировать международную законодательную деятельность в целях обеспечения максимальной гармонизации правовых норм, обеспечивающих регулирование в сфере информации и электронных СМИ, осуществить интеграцию российских стандартов в сфере информационных и коммуникационных технологий в соответствующие международные стандарты, а также обеспечить гармонизацию межгосударственной и национальной систем стандартов в данной сфере.

Библиографический список

1. Данилина И.В. Средства массовой информации: изменения в законодательстве // Цивилист. 2012. № 1.

2. Сюндюков Н.К. Интернет-СМИ и особенности их функционирования // Управленческое консультирование. 2014. № 12 (72). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/internet-smi-i-osobennosti-ih-funktsionirovaniya.

3. Данилина И.В. Media: changes in legislation // Civil lawyer. 2012. № 1.

References

1. Danilina I.V. Sredstva massovoi informatsii: izmeneniia v zakonodatel'stve [Mass media: changes in legislation]. Tsivilist [Civil Lawyer], 2012, no. 1, p. 18 [in Russian].

2. Syundyukov N.K. Internet-SMI i osobennosti ikh funktsionirovaniia [Internet media and features of their functioning]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management Consulting], 2014, no. 12(72). Retrieved from: http:// cyberleninka.ru/article/n/internet-smi-i-osobennosti-ih-funktsionirovaniya [in Russian].

3. Danilina I.V. Media: changes in legislation. Civil lawyer, 2012, no. 1, p. 20 [in English].

I.V. Danilina*

DEVELOPMENT OF ELECTRONIC MEDIA WITHIN THE FRAMEWORK OF IMPLEMENTATION OF THE STATE PROGRAM «INFORMATION SOCIETY (FOR THE YEARS 2011-2020)»

In the national legislation, there is no definition for the concept of 'electronic media.' Informational resources from the internet network that claim to be electronic media must be registered under the established lawful order. The first certificates regarding the registration of electronic media were issued by the Ministry of Press Affairs and mass communication in 1996. In some countries, all the electronic resources were equal to mass media: websites, chats, blogs, internet shops and digital libraries. May 9th, 2017 the President of the Russian Federation signed a decree No 203 regarding the "development strategy of the information society in Russia for the years 2017 to 2030." In that strategy the concept of information society is defined as a society where the information and the level of its usage and accessibility, affect the economic and sociocultural living conditions of Russian citizens in a drastic manner. As of today, there is a lack of international legal mechanisms that allow for regulation in the information fields of different states. The national legislation is insufficiently adapted to the constantly emerging issues of regulation of the relations in the sphere of electronic media and information.

Key words: electronic media, information society, information field.

* Danilina Irina Viktorovna ([email protected]), Autonomous Nonprofit Orgazation «TV—Novosti» (ANO «TV-Novosti»), 3, Borovaya Street, Moscow, 111020, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.