ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Колпаков
Владимир Владимирович
Специалист научного отдела Балаковского филиала РАНХиГС
Vladimir V. Kolpakov
Research Officer of the Research Department of Balakovo branch of RANEPA
e-mail: vladimirkolpakov 15 @gmail. com
УДК 32.019.5
Влияние электронных средств массовой информации на гражданское общество Российской Федерации
Influence of electronic mass media on the civil society in the Russian Federation
В статье рассматриваются особенности функционирования электронных средств массовой информации, осуществляющих деятельность в сети «Интернет». Автор анализирует положительные и отрицательные стороны электронных медиа-ресурсов, которые сочетают в себе традиционные источники. Рассматривается вопрос использования информационных Интернет-ресурсов в качестве инструмента влияния на современное российское гражданское общество.
Ключевые слова и словосочетания: информационно-коммуникационные технологии, Интернет, средства массовой информации, органы власти, гражданское общество, политический процесс, политический субъект, политические коммуникации, политическая культура, гражданские инициативы.
The paper deals with the electronic mass media, functioning on the web. The author analyzes advantages and disadvantages of the electronic media sources. The use of the Internet sources is viewed as the tool of influencing the modern Russian civil society.
Keywords: Information Communication Technologies, Internet, mass media, authorities, civil society, political process, political subject, political communication, political culture, civil initiatives.
Сегодня интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий активно влияет на обмен информацией, что зачастую ассоциируется с появлением сети «Интернет». Виртуальное пространство, которому свойственно отсутствие географических границ, высокая скорость (в зависимости от технических характеристик) и популярность среди молодого поколения предопределили появление исключительно электронных средств массовой информации, т.е. Интернет-СМИ.
На данный момент существует несколько терминов, которые используются для обозначения средства массовой информации, функционирующего в сети «Интернет»: электронное СМИ, онлайн-СМИ, Интернет-СМИ и т.д. Однако в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качества средства массовой информации в соответствии с выше указанным Законом, называется «сетевым изданием» [1]. В тоже время, наряду с термином «сетевое издание» научное сообщество широко использует понятие «Интернет-СМИ» -А.С. Игнатьева, И.Д. Фомичева, С.Г. Машкова и др. [2, с. 33].
На наш взгляд, к преимуществам электронных средств массовой информации следует отнести следующее. Во-первых, доступность информации, которая заключается в том, что сведения, опубликованные в виртуальном пространстве, могут быть использованы неограниченное время. Так, например, ознакомиться со статьей в периодическом издании возможно лишь в определенном номере, который может вскоре стать недоступным по причине ограниченности тиража. В тоже время, статья, размещённая в сети, может быть доступна с любого устройства с выходом в Интернет - из любого места в удобное время.
Во-вторых, оперативность появления информации в информационной-телекоммуникационной сети «Интернет» превышает скорость появления сведений в радиоэфире, телевизионном формате и тем более в периодических изданиях. Для появления данных в виртуальном пространстве необходимо существенно меньше времени, а если требуется публикация подготовленного материала, то для владельца электронного ресурса это является вопросом нескольких кликов.
В-третьих, Интернет как менее регулируемый источник информации содержит более откровенный характер данных: разоблачающие статьи, неподтвержденную «информацию, полученную из собственных источников» и т.д. По сравнению с телевизионным и радиоэфиром, традиционно включающим в новостные выпуски отсылки на авторитетные новостные источники, сеть может ссылаться на сведения, опубликованные непроверенным источником, например, пользователем социальной сети и (или) видеохостинга.
В-четвертых, средства массовой информации, функционирующие в сети «Интернет», могут использовать различные формы представления контента - текст, фотографии, аудио и видеозаписи, интерактивные приложения и т.п. Сочетание всего вышеперечисленного выгодно отличает Интернет-СМИ по сравнению с традиционной «четвертой властью», т.к. пользователь сам может выбирать наиболее удобный для него способ получения информации.
В-пятых, популярность достижений научно-технического прогресса и интерактивный характер электронных ресурсов повлияли на российское общество - изменились предпочтения в способе получения новостей. Данное обстоятельство продиктовано тем, что статья, опубликованная в газете, может оказаться неактуальной в момент выхода в свет периодического издания, а ее обсуждение ограничено форматом представления информации. Указанные факты снижают интерес к традиционным средствам массовой информации, т.к. сегодня новостные Интернет-ресурсы предоставляют возможность не только читать свежие новости, но и оставлять комментарий, т.е. участвовать в дискуссии.
Функционирование Интернет-ресурсов включает в себя организацию работы с информацией, доступность, оперативность ее размещения и т.п. К факторам, влияющим на посещаемость, также можно отнести: наличие архива новостей, возможность поиска на ресурсе. Ускорившийся темп появления информации диктует требование постоянного обновления новостной ленты. Вместе с тем, стремительное развитие виртуального пространства значительно опережает процедуры разработки, принятия и совершенствования нормативно-правовых актов, которые должны регулировать данную сферу отношений. При этом, обязательно необходимо обеспечить участие в процессе обсуждения законодательных инициатив непосредственно самих участников -пользователей сетевого пространства, в том числе, активистов Интернет-сообществ, блогеров и т.д. [3, с. 1271].
Следует отметить, что поведение пользователя электронных средств массовой информации значительно отличается от потребителя традиционных видов прессы. Это ознаменовано наличием у электронных средств массовой информации также, как и у традиционных, ряда специфических недостатков.
Во-первых, информационные ресурсы могут не содержать даты и времени размещения опубликованной информации, т.к. отсутствует обязательное требование о наличии данных сведений. На наш взгляд, благодаря данному обстоятельству пользователю становится невозможно определить первоисточник информации. Вместе с тем, рассматриваемый недостаток может использоваться в качестве средства ухода от ответственности, т.к. информация, размещенная позже, чем требует определенный регламент, может быть перемещена в необходимые сроки. Например, объявление о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, содержащее сроки и условия данного политического процесса.
Во-вторых, на наш взгляд, сегодня заслуживает внимания качество публикаций в электронных средствах массовой информации, зачастую являющихся скопированным материалом с иного информационного ресурса, без указания первоисточника. Вместе с тем, в сетевом пространстве функционируют электронные ресурсы, содержащие новостные статьи и компрометирующие сведения, но при этом не содержащие информации о свидетельстве о регистрации средства массовой информации, полученном от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) [4, с. 83].
В-третьих, широкий перечень тем, затрагиваемых средствами массовой информации, публикуемых
Государственное и региональное управление
ежедневно и доступных для населения на официальных ресурсах, вызывает необходимость рассмотреть следующие аспекты. Интернет-СМИ не обладают адаптированными для мобильных устройств страницами, что создает препятствия для ознакомления с публикуемой информацией. Кроме того, шрифт, размер и цветовое оформление ресурсов становятся непреодолимым барьером для ознакомления с информацией для лиц с нарушениями органов зрения. Иными словами, необходима организация доступа к официальным ресурсам средств массовой информации в двух специальных версиях - для мобильных устройств и для слабовидящих граждан.
Данное предложение основывается на том, что 70,4 млн. россиян ежедневно используют доступ в Интернет, а 67 млн. граждан пользуются сетью на мобильных устройствах. По нашему мнению, увеличение числа российских пользователей сетевого пространства происходит благодаря росту количества абонентов, использующих мобильный доступ в сеть. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, мобильный Интернет активно применяется для общения (64%), получения новостей (60%) и развлечений (54%) [5].
Рассматривая перспективы предоставления мобильных версий официальных сайтов средств массовой информации, следует отметить, что данное решение позволит уменьшить расходы населения при ограниченном объеме Интернет-трафика. Посредством автоматической идентификации устройства пользователя Интернет-портала и открытия адаптированной версии ресурса, а также благодаря определению ширины экрана устройства и оптимизации интерфейса; минимизации графических элементов, размещенных в адаптированной версии c отказом от «сложных» графических объектов и нестандартных шрифтов, использование Интернет-СМИ должно стать не только удобным, но и экономичным, т.е. доступным.
В-четвертых, средствам массовой информации, функционирующим в виртуальном пространстве, следует рассмотреть вопрос о предоставлении своим пользователям специальной версии для слабовидящих лиц. На наш взгляд, провозглашение принципа безбарьерной среды должно непосредственно реализоваться как в бытовых условиях, так и в цифровой среде. Электронные версии Интернет-СМИ для слабовидящих граждан требуется предоставлять в строгом соответствии с ГОСТ Р 52871-2007 «Дисплеи для слабовидящих. Требования и характеристики» [6]. В соответствии с указанным стандартом посетителям электронного новостного ресурса должно быть предоставлено право увеличения размера шрифта и использования различных цветовых схем оформлений, в которых отдельные элементы могут быть выключены, а размер шрифта текста обязан быть не менее 14 пунктов. Вместе с тем, основная цветовая схема отображается в виде сочетания черного текста на белом фоне.
Кроме того, важно обеспечить возможность перехода от обычной версии Интернет-портала к варианту для слабовидящих лиц, а также к мобильной версии и обратно соответственно, чтобы у пользователей сайта не возникало проблем. Необходимо отметить, что на сегодняшний день подобную группу режимов предоставляют населению официальные Интернет-ресурсы Президента России, Правительства РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» (ОНФ), а также частично органы власти российских субъектов [7, с. 21].
На сегодняшний день Интернет наиболее подробно демонстрирует проявление общественных инициатив (акции, флешмобы, сбор средств (подписей)), что позволяет распространять информацию среди населения и обратить внимание институтов власти на мнение гражданского общества. На наш взгляд, сервисы Интернет-ресурсов выступают в качестве средства выражения позиции гражданского общества. Необходимо отметить, что активность инициативной группы лиц зачастую освещается в электронных средствах массовой информации, а затем становится участником традиционных изданий. Например, перевод часов в Саратовской области, завершившийся 4 декабря 2016 года, изначально обсуждался в социальных сетях и освещался исключительно в виртуальном пространстве, на порталах Интернет-СМИ. Сбор подписей о переводе часов был инициирован Интернет-активистами на государственной платформе «Российская общественная инициатива», а после включения в процесс обсуждения представителей органов власти начал демонстрироваться в прессе и на региональном телевидении.
Более жестко представители гражданского общества высказались против повышения ставки налога на имущество физических лиц, принятое представительным органом по предложению исполнительно-распорядительного органа в муниципальном образовании город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области. Общественной палатой Балаковского муниципального района Саратовской области в период с 25 июня по 15 июля 2015 года был проведен мониторинг общественного мнения, по итогам которого более 90% проголосовавших высказались против данного решения и отметили необходимость внесения изменений [8].
Данные примеры подчеркивают, что электронные средства массовой информации и сетевые издания способны рассказывать о гражданских инициативах представителей социума и находить консенсус во взаимоотношениях между государством и населением. На наш взгляд, использование сети «Интернет» предоставляет возможность дифференцировать типы участия субъектов политической культуры в политическом процессе, что предполагает вовлечение наибольшего количества граждан в политическую деятельность и выработку наиболее компромиссного решения.
Увеличение числа Интернет-ресурсов безусловно расширило объем контента, который прежде, как правило, потребляли со страниц периодических изданий и телевизионных экранов, а сейчас сеть предоставляет возможности не только для его потребления, но и создания. Появление электронных СМИ, популяризация блогов, личных дневников, общедоступных страниц-профилей в социальных сетях нивелировали значение традиционных источников информации - телевидения, прессы, радио. Во многом благодаря данному обстоятельству увеличивается представительство информационных агентств сети, и из уст владельцев издательских домов чаще звучат заявления об отказе от выпуска печатных версий своих изданий.
Таким образом, электронные средства массовой информации, сочетая в себе традиционные типы информационных ресурсов, активно влияют на гражданское общество. Увеличение Интернет-платформ предопределило возросшую роль политической коммуникации. В настоящее время политические субъекты имеют все возможности для эффективного взаимодействия с гражданами, т.к. Интернет-ресурсы значительно упростили процесс коммуникации субъектов политического процесса. Так, органы власти обзавелись официальными Интернет-ресурсами, представители гражданского общества - сообществами в социальных сетях, политические деятели - аккаунтами в сервисах мгновенного обмена сообщениями, а средства массовой информации могут являться исключительно электронными. По нашему мнению, политические субъекты, активно применяющие возможности виртуального пространства, в соответствии с представленными особенностями формируют новую концепцию политической культуры, что выводит на новый уровень требования к ее носителям.
Библиографический список
1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/.
2. Лободенко Л.К. Медиаконтент Интернет-СМИ в информационно-коммуникативной системе региона // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2015. № 2. С. 33-38.
3. Машкова С.Г. Факторы эффективности Интернет-СМИ // Вестник ТГТУ. 2006. № 4-2. С. 1270-1275.
4. Устинова Ю.В., Малов А.В. Проблемы формирования критериев эффективности государственного контроля и надзора в сфере связи и инфокоммуникаций // T-Comm. 2014. № 7. С. 83-86.
5. Интернет в России: его значение, цели и время использования. URL: http://www.bizhit.ru/index/ internet_v_rossii_i_ego_znachenie/0-593.
6. ГОСТ Р 52871-2007 Дисплеи для слабовидящих. Требования и характеристики. URL: http://www.internet-law.ru/gosts/gost/44119/.
7. Колпаков В.В. Интернет как средство диверсификации участия населения в местном самоуправлении // Совершенствование механизмов взаимодействия региональной власти, органов местного самоуправления и населения. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 80-летию образования Новосибирской области: в 3 частях. 2017. С. 18-27.
8. Итоги мониторинга общественного мнения. URL: http://opbmr6.wixsite.com/opbmr/blank-cnsf.