УДК 35 Шуваева Е.А., Заливанский Б.В.
Шуваева Е.А.
студент 3 курса, факультет «Государственное и муниципальное управление»
Институт экономики и управления Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород, Россия)
Заливанский Б.В.
канд. соц. наук, доцент кафедры социальных технологий и государственной службы Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород, Россия)
РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
Аннотация: в современном мире электронное правительство является эффективно функционирующим механизмом в случае активного внедрения и использование технологических инноваций в области цифровых решений. Объектом исследования в данной работе выступает процесс развития «электронное правительство» на основе технологических инноваций в современных реалиях, с учетом опыта, полученного в разных странах мира. Результаты исследования могут быть использованы в практике развития российского электронного правительства, в процессе оказания электронных государственных услуг.
Ключевые слова: электронное правительство, технологические инновации, продуктовые инновации.
Электронное правительство стало неотъемлемой частью современного общества, стремящегося к эффективному управлению и прозрачности
государственного аппарата. Внедрение информационных технологий в государственные процессы обеспечивает доступность услуг для граждан и бизнес-сообщества, сказываясь на повышении уровня доверия к власти.
Сфера государственного управления как и многие другие сферы, трансформируется и развивается под воздействием искусственного интеллекта. Изучение технологии искусственного интеллекта, ее теоретических и прикладных аспектов, в современном мире приобретает особую актуальность. На разработки в этой области тратятся серьезные ресурсы.
Одним из ключевых элементов электронного правительства является создание единого портала государственных услуг, который позволяет пользователям легко находить необходимую информацию и взаимодействовать с государственными органами. Это существенно упрощает такие процессы, как регистрация бизнеса, получение лицензий, а также подача заявлений и жалоб.
Кроме того, электронное правительство способствует оптимизации внутренних процессов, что, в свою очередь, уменьшает затраты и экономит время. Системы анализа данных помогают правительственным учреждениям лучше понимать потребности граждан, адаптируя свои услуги под запросы общества.
Таким образом, электронное правительство не только облегчает жизнь граждан, но и повышает эффективность государственного управления, преобразуя традиционные модели взаимодействия между властью и обществом в более динамичные и адаптивные.
Развитие электронного правительства на основе технологических инноваций представляет собой ключевой фактор в трансформации государственного управления. Современные технологии, такие как искусственный интеллект, блокчейн и облачные вычисления, открывают новые горизонты для повышения эффективности и прозрачности государственных услуг.
Интеграция цифровых платформ позволяет упростить взаимодействие между гражданами и государственными учреждениями, снижая временные
затраты на получение необходимых услуг. Например, услуги по регистрации и выдаче документов могут быть переведены в онлайн-формат, что позволяет гражданам получать нужную информацию и проводить транзакции в любое время и в любом месте, не выходя из дома.
Кроме того, использование аналитики больших данных позволяет правительствам лучше понимать потребности населения, своевременно реагировать на вызовы и принимать обоснованные решения. Внедрение инновационных технологий в процесс управления также способствует укреплению доверия граждан к государственным организациям, так как открытая информация и доступность услуг устраняют коррупционные риски и повышают уровень ответственности.
Таким образом, развитие электронного правительства на основе технологических инноваций является не только необходимым шагом, но и стратегическим направлением, которое способствует улучшению качества жизни граждан и содействует устойчивому развитию общества.
Электронное правительство - это важный аспект современного общества, который значительно изменяет взаимодействие граждан с государственными учреждениями. Оно подразумевает использование цифровых технологий для повышения эффективности государственных услуг и упрощения доступа к ним. Важность электронного правительства заключается в его способности создавать удобные и прозрачные условия для граждан, равно как и для бизнеса, что способствует развитию экономики.
Электронное правительство позволяет оптимизировать процессы, сокращая временные затраты на получение необходимых услуг. Благодаря онлайн-платформам, граждане могут подавать заявки, получать консультации и совершать платежи, не покидая своих домов. Это особенно актуально в условиях глобализации и стремительного развития технологий.
Кроме того, электронное правительство способствует повышению прозрачности в деятельности государственных органов. Открытый доступ к информации позволяет гражданам легче контролировать действия властей, что в
свою очередь усиливает доверие к государственным учреждениям. Электронное правительство способствует формированию активного гражданского общества, где каждый может влиять на процессы, происходящие в стране.
Развитие электронного правительства в разных странах мира стало важным этапом в модернизации государственных служб и улучшении качества жизни граждан. В странах Северной Европы, таких как Эстония и Швеция, электронные услуги внедрены на высоком уровне. Эстония, например, известна своей электронной системой идентификации, которая позволяет гражданам осуществлять различные операции — от голосования до получения справок — не выходя из дома.
В Азии, такие страны, как Сингапур и Южная Корея, также активно развивают электронное правительство, стремясь к максимальной прозрачности и доступности государственных услуг. Сингапур особенно выделяется своими инновациями в использовании искусственного интеллекта для обслуживания граждан.
Однако не везде электронное правительство внедрено с одинаковой эффективностью. В некоторых развивающихся странах, таких как Индия и Бразилия, остаются серьезные проблемы с доступом к интернету и низким уровнем цифровой грамотности населения, что затрудняет реализацию электронных сервисов.
Несмотря на эти вызовы, глобальная тенденция к цифровизации государственного управления продолжает набирать популярность, открывая новые возможности для улучшения взаимодействия между государством и обществом.
Электронное правительство Сингапура - это яркий пример успешной интеграции современных технологий в государственное управление. С момента его внедрения в начале 2000-х годов, Сингапур стремительно преобразил систему взаимодействия между государственными учреждениями и гражданами. Целью электронного правительства является обеспечение прозрачности, доступности и эффективности предоставляемых государственных услуг.
Платформа Smart Nation, запущенная в 2014 году, стала основой для создания умного и взаимосвязанного города, где технологии служат на благо каждого гражданина. Здесь реализованы такие инициативы, как электронные идентификационные карты, позволяющие легко получать доступ к различным услугам, и мобильные приложения для регистрации обращений и получения информации о государственных программах. Система электронного правительства Сингапура активно использует большие данные и искусственный интеллект для анализа потребностей населения, что способствует более точному и адекватному реагированию на запросы граждан. В результате, каждое обращение обрабатывается быстро и эффективно, а взаимодействие между различными государственными агентствами становится более слаженным. Таким образом, электронное правительство Сингапура служит не только инструментом оптимизации процессов, но и ключом к построению более открытого и инклюзивного общества.
Сравнительный анализ электронного правительства Сингапура и России выявляет значительные различия в подходах и результатах внедрения цифровых технологий в государственное управление. Сингапур, известный своим высоким уровнем цифровизации, стремится к созданию интегрированной платформы, обеспечивающей доступ граждан к государственным услугам через единый портал. Правительство Сингапура активно использует данные и аналитику для оптимизации процессов, что позволяет не только улучшать качество услуг, но и повышать прозрачность.
В отличие от Сингапура, в России электронное правительство сталкивается с рядом вызовов, включая фрагментацию систем и недостаточную степень вовлеченности граждан. Хотя инициатива по созданию Госуслуг продемонстрировала определенные успехи, проблемы с пользовательским интерфейсом и низкой доступностью информации остаются актуальными.
Таким образом, несмотря на наличие общего стремления к цифровой трансформации, различия в политической воле, уровне инвестиций и
технологической инфраструктуре напрямую влияют на эффективность электронного правительства. Сингапур показывает, как целенаправленное развитие цифровых решений может способствовать улучшению жизни граждан, в то время как Россия находится на начальном этапе этого пути.
В условиях стремительного цифрового прогресса Россия могла бы заимствовать ряд подходов и практик в развитии электронного правительства у других стран. Одним из наиболее эффективных примеров является Эстония, яркий лидер в сфере цифрового управления. Здесь внедрены системы, позволяющие гражданам осуществлять все необходимые действия — от голосования до оформления документов — в онлайн-формате. Этот опыт России мог бы помочь повысить прозрачность и доступность государственных услуг.
Также стоит обратить внимание на Стокгольм, где реализована единая платформа для предоставления различных сервисов, обеспечивающая удобство для граждан и сокращение бюрократических процедур. Такой подход позволил бы улучшить взаимодействие между государственными учреждениями и населением в России.
Не менее важным является анализ опыта Сингапура, который активно использует большие данные и блокчейн для повышения безопасности и эффективности государственного управления. Внедрение подобных технологий в российское электронное правительство стало бы значительным шагом к оптимизации работы с информацией и повышению доверия граждан к власти.
Таким образом, заимствование успешных практик из международного опыта может значительно ускорить развитие электронного правительства в России и повысить качество предоставляемых услуг.
Заключение.
Электронное правительство, представляющее собой интеграцию современных информационных технологий в управление государственными делами, прочно вошло в повседневную практику социального взаимодействия и административных процессов. Важно отметить, что его роль неизмерима в
контексте повышения доступности и прозрачности государственных услуг. Современные граждане ожидают быстрых, удобных и безопасных каналов взаимодействия с органами власти, и электронное правительство отвечает на эти запросы, обеспечивая реализацию услуг в режиме онлайн.
Кроме того, электронное правительство способствует оптимизации ресурсов, сокращению бюрократических процедур и повышению эффективности работы государственных структур. Система позволяет собирать и анализировать большие объемы данных.
Важность электронного правительства также заключается в укреплении демократических процессов. Оно обеспечивает возможность участия граждан в управлении через открытые данные, электронные голосования и платформы для общественного обсуждения.
Таким образом, электронное правительство не просто инструмент, а важнейший фактор в построении современного общества, где каждое мнение имеет значение, а влияние технологий на жизнь граждан неуклонно растет. В ближайшей перспективе дальнейшая эволюция электронного правительства разных стран будет опираться на такие инновационные технологии, как ИИ, Big DATA, IoT, AI, блокчейн и цифровые платформы.
Российская модель электронного правительства будет развиваться по таким ключевым направлениям, как:
1. Усиление цифровых инфраструктур: Основным приоритетом станет создание и модернизация единых платформ для предоставления государственных услуг. Это позволит обеспечить более оперативный доступ граждан к информации и услугам, а также повысить уровень их безопасности и защиты персональных данных.
2. Интеграция интеллектуальных технологий: Внедрение искусственного интеллекта и больших данных в процесс управления государственными услугами позволит не только оптимизировать внутренние процессы, но и персонализировать взаимодействие с гражданами. Здесь речь идет о создании
систем, которые будут предлагать услуги и решения на основе анализа индивидуальных потребностей.
3. Повышение доступности и удобства: Важным направлением станет упрощение процедур получения услуг и устранение барьеров для отдельных категорий граждан. Это включает в себя развитие мобильных приложений, онлайн-платформ и консультационных услуг, что сделает общение с государственными органами более комфортным и эффективным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абдулова А.Р. Сравнительный анализ электронного правительства зарубежных стран и Российской Федерации // Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы. -2023. - Т. 1. - С. 52;
2. Беляров Е.П. Проблемы внедрения системы электронного управления и электронного правительства // Научный журнал. - 2021. - № 7(62). - С. 28-29;
3. Груднов Д.В. Электронные партисипативные технологии в осуществлении современного публичного управления и деятельности электронного правительства // Вестник МГЭИ (on line). - 2020. - № 2. - С. 301-313;
4. Зотов В.В. Цифровизация публичного управления: электронная демократия vs электронное правительство // Nomothetika: Философия. Социология. Право. - 2021. - Т. 46, № 2. - С. 250-262;
5. Катанандов С.Л. Технологическое развитие современных государств: искусственный интеллект в государственном управлении // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2023. - №1. - С.176;
6. Пигарева С.П. Системы электронного документооборота как фактор развития электронного правительства // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 72-1. -С. 95-98;
7. Смирнова, Е. В. Электронное правительство Эстонии: использование опыта Эстонии для развития электронного правительства в России // Молодежная неделя науки ИПМЭиТ: Сборник конференции, Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. - С. 125-127;
8. Сулимин В.В. Анализ использования искусственного интеллекта в цифровой экономике для улучшения прозрачности и эффективности государственного управления // Теория и практика общественного развития. - 2023. - № 6 (182). - С.184;
9. Хакимова Э.Р. Электронное правительство и электронная демократия как фактор тотальной цифровизации России // Цифровизация общества: состояние, проблемы, перспективы, Москва, 07 июня 2022 года. Том 2. - С. 248-252
Shuvaeva E.A., Zalivansky B. V.
Shuvaeva E.A.
Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)
Zalivansky B.V.
Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)
DEVELOPMENT OF E-GOVERNMENT IN DIFFERENT COUNTRIES OF WORLD
Abstract: in the modern world, e-government is an effectively functioning mechanism in the case of active implementation and use of technological innovations in the field of digital solutions. The object of research in this work is the process of developing "electronic government" based on technological innovations in modern realities, taking into account the experience gained in different countries of the world. The results of the study can be used in the practice of developing Russian e-government, in the process of providing electronic public services.
Keywords: e-government, technological innovations, product innovations.