Научная статья на тему 'Развитие электронного образования как фактор повышения качества образования'

Развитие электронного образования как фактор повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / УПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЕМ / ЛОКАЛЬНАЯ СЕТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МОБИЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КЛАСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Норалиев Нурилла Хайдаралиевич, Ташбаев Улугбек Ванситович, Хайдаралиев Нуриддин

В статье анализируются вопросы внедрения электронного учебного ресурса и электронной обучающей система как одних из важнейших факторов обеспечение высокого качества образования. Обоснована эффективность применения данной системы в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Норалиев Нурилла Хайдаралиевич, Ташбаев Улугбек Ванситович, Хайдаралиев Нуриддин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие электронного образования как фактор повышения качества образования»

документами, мобильный доступ. В результате внедрения технологий автоматизации бизнес процессов на базе SharePoint предполагается достижение следующих результатов:

1. Построение АИС на базе технологии Sharepoint, имеет наиболее низкую совокупную стоимость среди разнообразных решений управления бизнес-процессами. Например, если построить АИС собственными средствами стоимость его сопровождения и поддержки станет гораздо выше, а для достижения такой же функциональности необходимо будет приобрести дополнительно несколько автономных программных продуктов, функциональность которых обычно используется не более чем на 10-15%.

2. Обеспечить интерактивность информационных технологии.

3. При использовании SharePoint, получить хорошую функциональность системы благодаря сервисам, которые предоставлены разработчиком.

4. Создание единой информационной системы, которая использует удаленные рабочие места сотрудников и технологию информирования пользователей, а также обеспечивает ускорение информационной интеграции, способствующей повышению качества управления бизнес-процессами.

Список литературы

1. Адлер Ю.П., Щепетова Е.С. Что нам стоит процесс построить?// Методы менеджмента качества. 2014. № 6. 21 с.

2. Ноэл М., Спенс К. Microsoft SharePoint 2010. Полное руководство. М.: «Вильямс», 2011. 880 с.

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

12 3

Норалиев Н.Х. , Ташбаев У.В. , Хайдаралиев Н.

'Норалиев Нурилла Хайдаралиевич - кандидат физико-математических наук, доцент; 2Ташбаев Улугбек Ванситович - старший преподаватель, кафедра информационных коммуникационных технологий, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан; 3Хайдаралиев Нуриддин - студент, Южно-уральский аграрный университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье анализируются вопросы внедрения электронного учебного ресурса и электронной обучающей система как одних из важнейших факторов обеспечение высокого качества образования. Обоснована эффективность применения данной системы в образовательной среде.

Ключевые слова: электронная обучающая среда, управление обучением, локальная сеть, информационная система, мобильный учебный класс.

Система электронного образования, используемая в учебном заведении является комплексом современных информационных образовательных ресурсов с методологическим, техническим и телекоммуникационным обеспечением, необходима для управления процессом образования и качественным обучением (от набора студентов и маркетинга образовательных услуг до формирования и реализации образовательных программ). В современной литературе по управлению образованием наиболее часто упоминается специализированная электронная

обучающая среда LMS (Learning Management Systems), которая использует облачные технологии[1].

LMS при практическом использовании в отечественных учебных заведениях называют набор правил управления электронной обучающей системой (имея в виду, что здесь исключены функции управления образовательным процессом в целом) и рассматривают ее как составную часть информационной системы (ИС) вуза.

Необходимо отметить, что основная цель развития электронно-образовательной среды университета состоит в требовании обеспечениявозможности удаленного интерактивного доступа ко всем образовательным ресурсам университетав авторизованном режиме, ориентированном на разных групп пользователей. При этом удаленный доступ определяет возможность доступа к соответствующей информации как преподавателей и сотрудников, так и обучающихся, как на территории университета, так и за его пределами, в любое время. Под образовательными ресурсами в данном случае понимается учебная, методическая, справочная, нормативная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации и прохождения всего образовательного процесса с гарантированным уровнем качества[2].

Формирование информационно-образовательной среды университета должно основываться на следующих принципах:

• интегрируемость в единую КИС « ТАЪЛИМ»;

• интегрируемость в университетскую систему управления качеством образования;

• децентрализация, открытость в смысле обеспечения максимальной возможности для образовательных подразделений университета встраиваться в ИС университета и самостоятельно формировать и поддерживать свои образовательные ресурсы;

• обеспечение системности и координации с целью соответствия определенным общеуниверситетским требованиям;

• соответствие мировым тенденциям развития электронного обучения (e -learning) и управления обучением (learning management);

• распределенный характер ИС с едиными средствами навигации, обеспечивающими пользователям университета возможность быстрого и удобного доступа ко всем образовательным ресурсам.

• соблюдение авторских прав.

Развитие ИС, внедрение электронного обучения позволяет реализовать различные формы обучения практически во всех образовательных программах.

В рамках программ высшего образования ИС обеспечивает не только возможность дистанционного обучения для студентов, а также переподготовка сельскохозяйственных специалистов и фермерских хозяйствах. Чрезвычайно важно то, что развитие ИС дает значительное повышение качества традиционного обучения.

Основные факторы повышения качества обучения в условиях развитой ИС университета можно классифицировать следующим образом:

• обеспечение преподавателям и студентам доступа к новой информации;

• улучшение организации учебного процесса;

• повышение квалификации преподавателей;

• улучшение качества учебно-методических материалов;

• повышение заинтересованности, самостоятельности и креативности студентов.

В целях достижения вышеуказанных факторов реализуются конкретные меры и в Ташкентском государственном аграрном университете. В частности, создан свой сайт под названием www.agrar.uz, где имеется полноценная информация о структуре и деятельности университета. На сайте для общественного использования представлены 11 видов интерактивных услуг. В настоящее время в университете активно

используется LMS система Moodle, которая имеет международное признание во многих учебных заведениях мира[3].

Для более удобного и доступного использования студентами различной научной и образовательной литературы в данную систему университета(moodle.agrar.uz) введены электронные учебные материалы 420 дисциплинам, обучающимся по всем направлениям подготовки бакалавров, и 197 дисциплинам, предназначенным для магистров.

Для обеспечения работы внедряемых элементов LMS на территории университета развернута локальная сеть, использующая высокоскоростные оптико-волоконные системы связи. К локальной сети университета подключеныподключены 512 компьютеров, из которых 210 используются для проведения лабораторных и практических занятий на факультетах (14 компьютерных классов), и 80 компьютеровспециализированного электронного учебного класса в Информационно-ресурсном центре университета. Все деканаты факультетов, кафедры, научные и административные подразделения университета также подсоединены к данной локальной сети, что позволило использовать систему E-xujjat для реализации системы электронного документооборота.

Подключение к созданному в республике комплексу информационных систем (КИС) «ТАЪЛИМ» позволило на постоянной основе вводить и обновлять данные о профессорско-преподавательском составе, студентах, а также учебная нагрузка преподавателей, успеваемость студентов и расписание уроков. С целью доступности и прозрачности в нашей электронной образовательной системе введен электронный журнал и электронная ведомость, где полностью отражаются посещаемость и успеваемость студентов. Данная информация доступна не только студентам, но и их родителям.

В целях развития ИС вуза ведутся работы по внедрению интерактивных мобильных учебных классов с использованием современных компьютерных технологий. Развертывание единной Wi-Fi зоны на территории университета позволит студентам и преподавателям осуществлять доступ к учебным материалам не только со стационарных компьютеров, но и с мобильных устройств.

Мировой опыт, а также наш собственный опыт применения ввысших учебных заведениях электронного образования, позволяет сделать вывод о том, что данный вид обучения благоприятно сказывается на получении высоких результатов при использовании индивидуального подхода к студенту, который в свою очередь, способствует развитию индивидуальных навыков у студентов, формирует самостоятельное мышление, инициативность и ответственность за выполняемую работу, снижает психологические нагрузки на студентов и преподавателей в процессе взаимного обмена знаниями.

Список литературы

1. Лазарева И.А. О современной информационной среде дистанционного обучения / И.А. Лазарева // Педагогическая информатика: журнал. 2013. №4. С. 124-130.

2. Монахов С. Внедрение электронной обучающей системы в вузе / С. Монахов //Образование в документах: межрегиональный информационный бюллетень. 2014. №3. С. 60-71.

3. Норалиев Н.Х. Мультимедийные технологии как эффективный способ обучения в аграрном образовании. Аграрная наука - сельскому хозяйству. XI международная научно-практическая конференция. Барнаул 2016 год. С. 103-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.