документами, мобильный доступ. В результате внедрения технологий автоматизации бизнес процессов на базе SharePoint предполагается достижение следующих результатов:
1. Построение АИС на базе технологии Sharepoint, имеет наиболее низкую совокупную стоимость среди разнообразных решений управления бизнес-процессами. Например, если построить АИС собственными средствами стоимость его сопровождения и поддержки станет гораздо выше, а для достижения такой же функциональности необходимо будет приобрести дополнительно несколько автономных программных продуктов, функциональность которых обычно используется не более чем на 10-15%.
2. Обеспечить интерактивность информационных технологии.
3. При использовании SharePoint, получить хорошую функциональность системы благодаря сервисам, которые предоставлены разработчиком.
4. Создание единой информационной системы, которая использует удаленные рабочие места сотрудников и технологию информирования пользователей, а также обеспечивает ускорение информационной интеграции, способствующей повышению качества управления бизнес-процессами.
Список литературы
1. Адлер Ю.П., Щепетова Е.С. Что нам стоит процесс построить?// Методы менеджмента качества. 2014. № 6. 21 с.
2. Ноэл М., Спенс К. Microsoft SharePoint 2010. Полное руководство. М.: «Вильямс», 2011. 880 с.
РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
12 3
Норалиев Н.Х. , Ташбаев У.В. , Хайдаралиев Н.
'Норалиев Нурилла Хайдаралиевич - кандидат физико-математических наук, доцент; 2Ташбаев Улугбек Ванситович - старший преподаватель, кафедра информационных коммуникационных технологий, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан; 3Хайдаралиев Нуриддин - студент, Южно-уральский аграрный университет, г. Челябинск
Аннотация: в статье анализируются вопросы внедрения электронного учебного ресурса и электронной обучающей система как одних из важнейших факторов обеспечение высокого качества образования. Обоснована эффективность применения данной системы в образовательной среде.
Ключевые слова: электронная обучающая среда, управление обучением, локальная сеть, информационная система, мобильный учебный класс.
Система электронного образования, используемая в учебном заведении является комплексом современных информационных образовательных ресурсов с методологическим, техническим и телекоммуникационным обеспечением, необходима для управления процессом образования и качественным обучением (от набора студентов и маркетинга образовательных услуг до формирования и реализации образовательных программ). В современной литературе по управлению образованием наиболее часто упоминается специализированная электронная
обучающая среда LMS (Learning Management Systems), которая использует облачные технологии[1].
LMS при практическом использовании в отечественных учебных заведениях называют набор правил управления электронной обучающей системой (имея в виду, что здесь исключены функции управления образовательным процессом в целом) и рассматривают ее как составную часть информационной системы (ИС) вуза.
Необходимо отметить, что основная цель развития электронно-образовательной среды университета состоит в требовании обеспечениявозможности удаленного интерактивного доступа ко всем образовательным ресурсам университетав авторизованном режиме, ориентированном на разных групп пользователей. При этом удаленный доступ определяет возможность доступа к соответствующей информации как преподавателей и сотрудников, так и обучающихся, как на территории университета, так и за его пределами, в любое время. Под образовательными ресурсами в данном случае понимается учебная, методическая, справочная, нормативная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации и прохождения всего образовательного процесса с гарантированным уровнем качества[2].
Формирование информационно-образовательной среды университета должно основываться на следующих принципах:
• интегрируемость в единую КИС « ТАЪЛИМ»;
• интегрируемость в университетскую систему управления качеством образования;
• децентрализация, открытость в смысле обеспечения максимальной возможности для образовательных подразделений университета встраиваться в ИС университета и самостоятельно формировать и поддерживать свои образовательные ресурсы;
• обеспечение системности и координации с целью соответствия определенным общеуниверситетским требованиям;
• соответствие мировым тенденциям развития электронного обучения (e -learning) и управления обучением (learning management);
• распределенный характер ИС с едиными средствами навигации, обеспечивающими пользователям университета возможность быстрого и удобного доступа ко всем образовательным ресурсам.
• соблюдение авторских прав.
Развитие ИС, внедрение электронного обучения позволяет реализовать различные формы обучения практически во всех образовательных программах.
В рамках программ высшего образования ИС обеспечивает не только возможность дистанционного обучения для студентов, а также переподготовка сельскохозяйственных специалистов и фермерских хозяйствах. Чрезвычайно важно то, что развитие ИС дает значительное повышение качества традиционного обучения.
Основные факторы повышения качества обучения в условиях развитой ИС университета можно классифицировать следующим образом:
• обеспечение преподавателям и студентам доступа к новой информации;
• улучшение организации учебного процесса;
• повышение квалификации преподавателей;
• улучшение качества учебно-методических материалов;
• повышение заинтересованности, самостоятельности и креативности студентов.
В целях достижения вышеуказанных факторов реализуются конкретные меры и в Ташкентском государственном аграрном университете. В частности, создан свой сайт под названием www.agrar.uz, где имеется полноценная информация о структуре и деятельности университета. На сайте для общественного использования представлены 11 видов интерактивных услуг. В настоящее время в университете активно
используется LMS система Moodle, которая имеет международное признание во многих учебных заведениях мира[3].
Для более удобного и доступного использования студентами различной научной и образовательной литературы в данную систему университета(moodle.agrar.uz) введены электронные учебные материалы 420 дисциплинам, обучающимся по всем направлениям подготовки бакалавров, и 197 дисциплинам, предназначенным для магистров.
Для обеспечения работы внедряемых элементов LMS на территории университета развернута локальная сеть, использующая высокоскоростные оптико-волоконные системы связи. К локальной сети университета подключеныподключены 512 компьютеров, из которых 210 используются для проведения лабораторных и практических занятий на факультетах (14 компьютерных классов), и 80 компьютеровспециализированного электронного учебного класса в Информационно-ресурсном центре университета. Все деканаты факультетов, кафедры, научные и административные подразделения университета также подсоединены к данной локальной сети, что позволило использовать систему E-xujjat для реализации системы электронного документооборота.
Подключение к созданному в республике комплексу информационных систем (КИС) «ТАЪЛИМ» позволило на постоянной основе вводить и обновлять данные о профессорско-преподавательском составе, студентах, а также учебная нагрузка преподавателей, успеваемость студентов и расписание уроков. С целью доступности и прозрачности в нашей электронной образовательной системе введен электронный журнал и электронная ведомость, где полностью отражаются посещаемость и успеваемость студентов. Данная информация доступна не только студентам, но и их родителям.
В целях развития ИС вуза ведутся работы по внедрению интерактивных мобильных учебных классов с использованием современных компьютерных технологий. Развертывание единной Wi-Fi зоны на территории университета позволит студентам и преподавателям осуществлять доступ к учебным материалам не только со стационарных компьютеров, но и с мобильных устройств.
Мировой опыт, а также наш собственный опыт применения ввысших учебных заведениях электронного образования, позволяет сделать вывод о том, что данный вид обучения благоприятно сказывается на получении высоких результатов при использовании индивидуального подхода к студенту, который в свою очередь, способствует развитию индивидуальных навыков у студентов, формирует самостоятельное мышление, инициативность и ответственность за выполняемую работу, снижает психологические нагрузки на студентов и преподавателей в процессе взаимного обмена знаниями.
Список литературы
1. Лазарева И.А. О современной информационной среде дистанционного обучения / И.А. Лазарева // Педагогическая информатика: журнал. 2013. №4. С. 124-130.
2. Монахов С. Внедрение электронной обучающей системы в вузе / С. Монахов //Образование в документах: межрегиональный информационный бюллетень. 2014. №3. С. 60-71.
3. Норалиев Н.Х. Мультимедийные технологии как эффективный способ обучения в аграрном образовании. Аграрная наука - сельскому хозяйству. XI международная научно-практическая конференция. Барнаул 2016 год. С. 103-104.