Научная статья на тему 'Система автоматизации образовательных процессов кафедры'

Система автоматизации образовательных процессов кафедры Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
545
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДОКУМЕНТООБОРОТ / УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ / AUTOMATION / EDUCATIONAL PROCESSES / DOCUMENT CIRCULATION / MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шадрин Д. Б.

В статье рассматривается концепция и подход к реализации системы, автоматизирующей административные и образовательные процессы выпускающей кафедры. Описываются программные компоненты и технологии, реализующие функции системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Automation system of department’s educational processes

The article considers concept and approach to system realization, which automates administrative and educational processes of the department. Program components and technologies are described, which realize system functions.

Текст научной работы на тему «Система автоматизации образовательных процессов кафедры»

т

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Д. Б. Шадрин, старший преподаватель,

кафедра управления персоналом и психологии,

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия,

d.b.shadrin@ustu.ru

СИСТЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

КАФЕДРЫ

Система автоматизации образовательных процессов кафедры предназначена для разработки, управления и распространения учебных материалов, а также для организации контрольных мероприятий в процессе обучения студентов. Однако, в отличие от систем управления обучением (LMS), такая система должна быть тесно интегрирована в информационную инфраструктуру вуза и взаимодействовать с большинством технических компонентов (служба каталогов, почтовый сервер, интернет-шлюз и т. п.) как кафедры, так и вуза.

Основная задача автоматизации деятельности выпускающей кафедры — разработка, внедрение и эксплуатация автоматизированной информационной системы (АИС). Сегодня такая АИС является обязательным элементом деятельности образовательного учреждения, поддерживая управление различными процессами и предоставляя унифицированный доступ ко всем данным.

Основными задачами АИС являются: управление учебным процессом, поддержка образовательного процесса, управление научными исследованиями, административное управление, управление финансами и управленческий учет, управление информационными ресурсами1.

На сегодняшний день существует ряд систем, автоматизирующих процессы административной деятельности вуза в целом (Naumen University, Tandem University),

функционал которых является избыточным для административной деятельности кафедры. Систем, автоматизирующих работу кафедры, связанную с административными процессами, в чистом виде пока нет. В монографии В. В. Крюкова и К. И. Шах-гельдян «Корпоративная информационная среда вуза»2 предложен общий подход для построения АИС вуза. Автор статьи предлагает реализовать автоматизированную систему управления образовательными и административными процессами выпускающей кафедры, которая будет интегрирована с вышестоящей АИС вуза и позволит охватить все учебное заведение и обеспечить тотальную интеграцию. Однако внедрение такой системы сопряжено со значительными сложностями.

Существует множество информационных систем для образовательной деятельности, как открытых и свободных, так и проприетарных, построенных на различных платформах. Однако подобные системы предлагают возможности автоматизации только образовательного процесса без организации единой информационной среды кафедры.

В этой связи становится актуальной разработка единой информационной среды кафедры, решающей следующие задачи:

1. Автоматизация образовательного процесса кафедры с учетом компетентност-ного подхода и индивидуальных траекторий обучения.

№ 11 (29) НОЯБРЬ 2012

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

2. Организация сетевой образовательной среды.

3. Повышение эффективности работы преподавателей и студентов.

4. Единая точка доступа к образовательным ресурсам кафедры, в том числе и удаленно.

5. Единая информационная система кафедры, включающая в себя образовательную и административную деятельность кафедры.

6. Возможность взаимодействия с информационными системами вуза.

7. Реализация интегрированных интерактивных технологий дистанционного обучения (принципы совместной работы обучающихся, интерактивность, кроссплат-форменность).

Автором были рассмотрены существующие информационные системы, которые предполагают автоматизацию деятельности кафедры. Большая часть -

из них решает какие-то отдельные задачи: документооборот, учебная нагрузка, контингент студентов и т. д. Программного продукта, который бы решал задачу в комплексе — от доступа в интернет для студентов до файлового архива и образовательной среды — нет. Существуют компании-интеграторы, которые на базе ERP-систем корпоративного уровня могут построить систему с каким угодно широким функционалом, но стоимость их услуг очень велика, поэтому под необходимую задачу так и не было реализованных проектов.

Итак, требуется организация единой информационной платформы, на которой будут работать все основные службы, и которая будет интегрироваться с существующими системами кафедры (университета)3. Под единой платформой подразумевается не один конкретный программный продукт, но совокупность отдельных программных компонентов, реализованных в тесной интеграции между собой.

Для достижения поставленной цели автором сформулированы следующие задачи:

а) разработать модель автоматизированной системы управления;

Существуют компании-интеграторы, которые на базе

ERP-систем корпоративного уровня могут построить систему с каким угодно широким функционалом, но стоимость их услуг очень велика.

б) на основе анализа особенностей образовательных и административных процессов кафедры разработать методы и управляющие алгоритмы для автоматизации деятельности кафедры в рамках ИС;

в) разработать механизмы обеспечения совместимости функционирования разрабатываемой автоматизированной системы управления (АСУ) с внешней информационной системой (ИС) университета;

г) исследовать возможности оптимизации административной деятельности в административной подсистеме АСУ;

д) разработать формат базы знаний (БЗ) материалов образовательной подсистемы АСУ.

Предлагаемая система включает в себя следующие компоненты, часть из которых реализована полностью, часть находится в стадии внедрения и тестирования.

Служба каталогов, в которой содер-- жится единая информация по пользователям. Используется штатный компонент Windows Server — Active Directory. Основной компонент, который будет хранить информацию о студентах, сотрудниках и пре-= подавателях кафедры. Также служба каталогов будет обеспечивать единый механизм аутентификации и авторизации для всех остальных компонентов (один логин-пароль для доступа в интернет, к сайту, файловому хранилищу и т. д.). Предусмотрена синхронизация с вышестоящими системами, хранящими информацию о пользователях. Реализована штатными средствами Windows Server — контроллером домена.

Файловое хранилище. Реализация централизованного хранилища файлов для учебных материалов, рабочей документации. Реализация на базе штатных компонентов Windows Server, необходим перенос существующих данных. Реализовано файловыми службами Windows Server с механизмами квотирования и кэширования информации.

Интернет-шлюз. Реализация доступа в интернет через сервер кафедры с разграничением прав доступа для студентов и преподавателей, фильтрацией определенных ресурсов (развлекательных и т. д.), меха-

m

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

низмом квотирования, прозрачной аутентификации. Также через интернет-шлюз возможен доступ к локальной сети кафедры извне по шифрованному каналу. Реализовано средствами Microsoft Forefront Threat Management Gateway и Microsoft Forefront Unified Access Gateway.

Веб-сайт кафедры (внутренний и внешний). Предполагается разработка единой точки входа в информационное пространство кафедры с функционалом, который должен быть аналогичен кабинету дипломника, но применяться не только для выпускников, а для всех студентов. Реализация на платформе Microsoft Sharepoint, который поддерживает документооборот, редактирование документов прямо в интерфейсе браузера, верси-онность документов и пр.

Почтовый сервер и служба рассылки. Используется Microsoft Exchange. Внутренняя и внешняя электронная почта на сервере кафедры. Интеграция со службой каталогов, поддержка календарей, списков задач, группового общения, возможностей мгновенных сообщений. Доступ к личным календарям студентов и преподавателей с мобильных устройств и сотовых телефонов. Реализовано средствами Microsoft Exchange, Lync Server.

Служба виртуальных машин. Компонент для проведения различных лабораторных практикумов. Идея в следующем: студенту выдается задание по настройке определенной операционной системы и ее служб. Сама операционная система размещена на кафедральном сервере виртуальных машин, студенту выдаются реквизиты для доступа к ней через сеть (из кабинетов кафедры, дома, откуда угодно). Реализация на платформе Microsoft Hyper-V Server.

Централизованное управление всеми компьютерными классами кафедры. Удаленное администрирование всех компьютерных аудиторий кафедры, реализовано с помощью штатного функционала OC Windows путем подключения к домену службы каталогов и настройки групповых политик. Компонент позволяет с помощью определенных политик управлять правами пользователей, настройками безопасности, устанавливать ПО сразу на всех компьютеры одновременно.

Система дистанционного образования. LMS-среда, интегрированная со всеми опи-

санными компонентами. Обеспечивает как собственно образовательный процесс путем создания обучающих курсов и средств контроля знаний, так и хранение и накопление результатов обучения. По соображениям интеграции со всеми остальными системами и службами Microsoft больше всего подходит Microsoft Sharepoint.

В статье предложена общая концепция и подход к реализации системы, автоматизирующей административные и образовательные процессы выпускающей кафедры. Рассмотрены основные компоненты ИС кафедры, необходимые для автоматизации образовательного процесса: система дистанционного образования, веб-сайт кафедры (внутренний и внешний), файловое хранилище. Также выделены и рассмотрены базовые сервисы (централизованное управление всеми компьютерными классами, почтовый сервер, интернет-шлюз, служба каталогов), позволяющие осуществить интеграцию данной ИС кафедры в общую систему вуза.

Описанный подход реализации ИС кафедры позволяет, во-первых, обеспечить быструю разработку и внедрение АИС путем внедрения отдельных модулей и последующую связку их между собой; во-вторых, реализовать расширяемую и гибкую АИС за счет модульности архитектуры и возможности интеграции системы с другими АИС. Основная платформа системы в виде инфраструктуры Windows Server и Microsoft Sharepoint обеспечивает максимальную степень интеграции всех продуктов Microsoft, используемых в настоящее время в большинстве вузов: Microsoft Office, Microsoft Exchange, SQL Server и других, (j^

1. Шахгельдян К. И. Теоретические принципы и методы повышения эффективности автоматизации образовательных учреждений на основе онтологического подхода: автореф. дис. ... д-ра тех. наук. — М., 2009.

2. Крюков В. В., Шахгельдян К. И. Корпоративная информационная среда вуза: методология, модели, решения. Монография. — Владивосток: Дальнаука, 2007.

3. Адаманский А. В., Денисов А. Л., Кочеев А. А. Опыт автоматизации вуза. Система УИС // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия Информационные технологии. 2006. Т. 4. Вып. 1. С. 2-7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.