т
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Д. Б. Шадрин, старший преподаватель,
кафедра управления персоналом и психологии,
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,
г. Екатеринбург, Россия,
d.b.shadrin@ustu.ru
СИСТЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
КАФЕДРЫ
Система автоматизации образовательных процессов кафедры предназначена для разработки, управления и распространения учебных материалов, а также для организации контрольных мероприятий в процессе обучения студентов. Однако, в отличие от систем управления обучением (LMS), такая система должна быть тесно интегрирована в информационную инфраструктуру вуза и взаимодействовать с большинством технических компонентов (служба каталогов, почтовый сервер, интернет-шлюз и т. п.) как кафедры, так и вуза.
Основная задача автоматизации деятельности выпускающей кафедры — разработка, внедрение и эксплуатация автоматизированной информационной системы (АИС). Сегодня такая АИС является обязательным элементом деятельности образовательного учреждения, поддерживая управление различными процессами и предоставляя унифицированный доступ ко всем данным.
Основными задачами АИС являются: управление учебным процессом, поддержка образовательного процесса, управление научными исследованиями, административное управление, управление финансами и управленческий учет, управление информационными ресурсами1.
На сегодняшний день существует ряд систем, автоматизирующих процессы административной деятельности вуза в целом (Naumen University, Tandem University),
функционал которых является избыточным для административной деятельности кафедры. Систем, автоматизирующих работу кафедры, связанную с административными процессами, в чистом виде пока нет. В монографии В. В. Крюкова и К. И. Шах-гельдян «Корпоративная информационная среда вуза»2 предложен общий подход для построения АИС вуза. Автор статьи предлагает реализовать автоматизированную систему управления образовательными и административными процессами выпускающей кафедры, которая будет интегрирована с вышестоящей АИС вуза и позволит охватить все учебное заведение и обеспечить тотальную интеграцию. Однако внедрение такой системы сопряжено со значительными сложностями.
Существует множество информационных систем для образовательной деятельности, как открытых и свободных, так и проприетарных, построенных на различных платформах. Однако подобные системы предлагают возможности автоматизации только образовательного процесса без организации единой информационной среды кафедры.
В этой связи становится актуальной разработка единой информационной среды кафедры, решающей следующие задачи:
1. Автоматизация образовательного процесса кафедры с учетом компетентност-ного подхода и индивидуальных траекторий обучения.
№ 11 (29) НОЯБРЬ 2012
дискуссия t
журнал научных публикаций Ц
2. Организация сетевой образовательной среды.
3. Повышение эффективности работы преподавателей и студентов.
4. Единая точка доступа к образовательным ресурсам кафедры, в том числе и удаленно.
5. Единая информационная система кафедры, включающая в себя образовательную и административную деятельность кафедры.
6. Возможность взаимодействия с информационными системами вуза.
7. Реализация интегрированных интерактивных технологий дистанционного обучения (принципы совместной работы обучающихся, интерактивность, кроссплат-форменность).
Автором были рассмотрены существующие информационные системы, которые предполагают автоматизацию деятельности кафедры. Большая часть -
из них решает какие-то отдельные задачи: документооборот, учебная нагрузка, контингент студентов и т. д. Программного продукта, который бы решал задачу в комплексе — от доступа в интернет для студентов до файлового архива и образовательной среды — нет. Существуют компании-интеграторы, которые на базе ERP-систем корпоративного уровня могут построить систему с каким угодно широким функционалом, но стоимость их услуг очень велика, поэтому под необходимую задачу так и не было реализованных проектов.
Итак, требуется организация единой информационной платформы, на которой будут работать все основные службы, и которая будет интегрироваться с существующими системами кафедры (университета)3. Под единой платформой подразумевается не один конкретный программный продукт, но совокупность отдельных программных компонентов, реализованных в тесной интеграции между собой.
Для достижения поставленной цели автором сформулированы следующие задачи:
а) разработать модель автоматизированной системы управления;
Существуют компании-интеграторы, которые на базе
ERP-систем корпоративного уровня могут построить систему с каким угодно широким функционалом, но стоимость их услуг очень велика.
б) на основе анализа особенностей образовательных и административных процессов кафедры разработать методы и управляющие алгоритмы для автоматизации деятельности кафедры в рамках ИС;
в) разработать механизмы обеспечения совместимости функционирования разрабатываемой автоматизированной системы управления (АСУ) с внешней информационной системой (ИС) университета;
г) исследовать возможности оптимизации административной деятельности в административной подсистеме АСУ;
д) разработать формат базы знаний (БЗ) материалов образовательной подсистемы АСУ.
Предлагаемая система включает в себя следующие компоненты, часть из которых реализована полностью, часть находится в стадии внедрения и тестирования.
Служба каталогов, в которой содер-- жится единая информация по пользователям. Используется штатный компонент Windows Server — Active Directory. Основной компонент, который будет хранить информацию о студентах, сотрудниках и пре-= подавателях кафедры. Также служба каталогов будет обеспечивать единый механизм аутентификации и авторизации для всех остальных компонентов (один логин-пароль для доступа в интернет, к сайту, файловому хранилищу и т. д.). Предусмотрена синхронизация с вышестоящими системами, хранящими информацию о пользователях. Реализована штатными средствами Windows Server — контроллером домена.
Файловое хранилище. Реализация централизованного хранилища файлов для учебных материалов, рабочей документации. Реализация на базе штатных компонентов Windows Server, необходим перенос существующих данных. Реализовано файловыми службами Windows Server с механизмами квотирования и кэширования информации.
Интернет-шлюз. Реализация доступа в интернет через сервер кафедры с разграничением прав доступа для студентов и преподавателей, фильтрацией определенных ресурсов (развлекательных и т. д.), меха-
m
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
низмом квотирования, прозрачной аутентификации. Также через интернет-шлюз возможен доступ к локальной сети кафедры извне по шифрованному каналу. Реализовано средствами Microsoft Forefront Threat Management Gateway и Microsoft Forefront Unified Access Gateway.
Веб-сайт кафедры (внутренний и внешний). Предполагается разработка единой точки входа в информационное пространство кафедры с функционалом, который должен быть аналогичен кабинету дипломника, но применяться не только для выпускников, а для всех студентов. Реализация на платформе Microsoft Sharepoint, который поддерживает документооборот, редактирование документов прямо в интерфейсе браузера, верси-онность документов и пр.
Почтовый сервер и служба рассылки. Используется Microsoft Exchange. Внутренняя и внешняя электронная почта на сервере кафедры. Интеграция со службой каталогов, поддержка календарей, списков задач, группового общения, возможностей мгновенных сообщений. Доступ к личным календарям студентов и преподавателей с мобильных устройств и сотовых телефонов. Реализовано средствами Microsoft Exchange, Lync Server.
Служба виртуальных машин. Компонент для проведения различных лабораторных практикумов. Идея в следующем: студенту выдается задание по настройке определенной операционной системы и ее служб. Сама операционная система размещена на кафедральном сервере виртуальных машин, студенту выдаются реквизиты для доступа к ней через сеть (из кабинетов кафедры, дома, откуда угодно). Реализация на платформе Microsoft Hyper-V Server.
Централизованное управление всеми компьютерными классами кафедры. Удаленное администрирование всех компьютерных аудиторий кафедры, реализовано с помощью штатного функционала OC Windows путем подключения к домену службы каталогов и настройки групповых политик. Компонент позволяет с помощью определенных политик управлять правами пользователей, настройками безопасности, устанавливать ПО сразу на всех компьютеры одновременно.
Система дистанционного образования. LMS-среда, интегрированная со всеми опи-
санными компонентами. Обеспечивает как собственно образовательный процесс путем создания обучающих курсов и средств контроля знаний, так и хранение и накопление результатов обучения. По соображениям интеграции со всеми остальными системами и службами Microsoft больше всего подходит Microsoft Sharepoint.
В статье предложена общая концепция и подход к реализации системы, автоматизирующей административные и образовательные процессы выпускающей кафедры. Рассмотрены основные компоненты ИС кафедры, необходимые для автоматизации образовательного процесса: система дистанционного образования, веб-сайт кафедры (внутренний и внешний), файловое хранилище. Также выделены и рассмотрены базовые сервисы (централизованное управление всеми компьютерными классами, почтовый сервер, интернет-шлюз, служба каталогов), позволяющие осуществить интеграцию данной ИС кафедры в общую систему вуза.
Описанный подход реализации ИС кафедры позволяет, во-первых, обеспечить быструю разработку и внедрение АИС путем внедрения отдельных модулей и последующую связку их между собой; во-вторых, реализовать расширяемую и гибкую АИС за счет модульности архитектуры и возможности интеграции системы с другими АИС. Основная платформа системы в виде инфраструктуры Windows Server и Microsoft Sharepoint обеспечивает максимальную степень интеграции всех продуктов Microsoft, используемых в настоящее время в большинстве вузов: Microsoft Office, Microsoft Exchange, SQL Server и других, (j^
1. Шахгельдян К. И. Теоретические принципы и методы повышения эффективности автоматизации образовательных учреждений на основе онтологического подхода: автореф. дис. ... д-ра тех. наук. — М., 2009.
2. Крюков В. В., Шахгельдян К. И. Корпоративная информационная среда вуза: методология, модели, решения. Монография. — Владивосток: Дальнаука, 2007.
3. Адаманский А. В., Денисов А. Л., Кочеев А. А. Опыт автоматизации вуза. Система УИС // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия Информационные технологии. 2006. Т. 4. Вып. 1. С. 2-7