Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ВЫХОД НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК КОМПАНИИ '

РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ВЫХОД НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспорт / экспортный потенциал / высокотехнологичная продукция / вентиляционное оборудование / инновационное развитие / export / export potential / high-tech products / ventilation equipment / innovative development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.А. Ананин, О.С. Елфимова

Важной задачей государства в современных условиях становится наращивание роста экспорта высокотехнологичной продукции для повышения конкурентоспособности российских компаний на внешнем рынке. Мощным рычагом для этого является таможенная политика, что соответствует основным трендам, обозначенным в проекте Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года. Рассматриваются варианты выхода российских промышленных компаний на международный рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORT POTENTIAL DEVELOPMENT AND ENTERING THE COMPANY'S INTERNATIONAL MARKET

The most of important state problem in modern conditions is increase export high digital production for growing competitive Russian company on external market. Powerful trigger it is customs politics, that is conform modern trades, written on project of development custom strategy of Russian Federation until 2030. The point discusses the options for Russian industrial companies to enter the international market.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ВЫХОД НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК КОМПАНИИ »

Секция

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ»

УДК 339.5

РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ВЫХОД НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ

РЫНОК КОМПАНИИ

*

В. А. Ананин, О. С. Елфимова

Тюменский государственный университет Российская Федерация, 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6 E-mail: o.s.elfimova@utmn.ru

Важной задачей государства в современных условиях становится наращивание роста экспорта высокотехнологичной продукции для повышения конкурентоспособности российских компаний на внешнем рынке. Мощным рычагом для этого является таможенная политика, что соответствует основным трендам, обозначенным в проекте Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года. Рассматриваются варианты выхода российских промышленных компаний на международный рынок.

Ключевые слова: экспорт, экспортный потенциал, высокотехнологичная продукция, вентиляционное оборудование, инновационное развитие.

EXPORT POTENTIAL DEVELOPMENT AND ENTERING THE COMPANY'S

INTERNATIONAL MARKET

V. A. Ananin, O. S. Elfimova*

University of Tyumen, Tyumen 6, Volodarskogo Street, 625003, Russian Federation

*E-mail: o.s.elfimova@utmn.ru

The most of important state problem in modern conditions is increase export high digital production for growing competitive Russian company on external market. Powerful trigger it is customs politics, that is conform modern trades, written on project of development custom strategy of Russian Federation until 2030.The point discusses the options for Russian industrial companies to enter the international market.

Keywords: export, export potential, high-tech products, ventilation equipment, innovative development

Внешняя торговля представляет собой важный элемент системы социально политической и экономической стабильности любой страны. Для государства главной задачей в этой области становится формирование институциональных, правовых, и иных инструментов для развития национального экспорта и повышения его эффективности. При этом в качестве показателя уровня инновационного развития экономики государства можно рассматривать высокотехнологичное производство. Высокотехнологическая составляющая в структуре экспорта становится для многих стран стратегической моделью и «локомотивом»

экономического роста. Согласно Докладу ЮНИДО о ходе осуществления региональных программ на протяжении последнего десятилетия в мировом объёме добавленной стоимости обрабатывающей промышленности роль высокотехнологичных производств особенно усилилась [1, с. 7].

В качестве важного условия развития экономики Российской Федерации важной задачей становится диверсификации экспорта и переход на инновационную модель развития экономики. Этот курс зафиксирован в основных стратегических документах в направлении диверсификации производства, выхода российских инновационных товаров на мировой рынок и ликвидации зависимости российской экономики от высокотехнологичного импорта. В проекте Стратегии развития российской таможни до 2030 года именно рост товарооборота и несырьевого экспорта обозначается как миссия таможенной службы Российской Федерации.

Исследователи отмечают, что в настоящее время не сложилось единого подхода к пониманию термина «высокотехнологичный товар». Так высокотехнологичными могут быть и строительные материалы, и ядерные реакторы. Базовые подходы классификации продукции высоких технологии представлены в Стандартной международной классификации БИС, разработанной Организацией Объединенных Нации, на основе Гармонизированной системы, и используемой для статистики международной торговли [2, с. 7]. Под высокотехнологичными товарами мы будем понимать товары, определенные перечнем конкретные товарные позиции и подсубпозиции из ТНВЭД ЕАЭС в соответствии с Приказом Минпромторга №1809 от 2 июля 2015 года «Об утверждении Перечня высокотехнологичной продукции, работ и услуг с учетом приоритетных направлений развития экономики».

Более половины произведенных во всем мире машин и оборудования экспортируется. Лидерами поставок являются Германия, Япония и Китай. За последнее десятилетие товарная структура экспорта РФ существенно не изменилась, и ведущее место в ней по-прежнему занимают топливно-энергетические товары. Также для внешней торговли РФ высокотехнологичными товарами характерна векторная направленность в сторону стран СНГ, что объясняется функционированием производственных связей, оставшихся со времен СССР. Так, около 30 % российского экспорта высокотехнологичных товаров импортируют страны ближнего зарубежья. Из этого следует, что в первую очередь необходимо решать внутренние проблемы диверсификации производства, повышение доли товаров с высокой добавленной стоимостью и инновационных товаров.

Эффективность и устойчивость деятельности современного промышленного предприятия на внешних рынках во многом определяется его экспортным (внешнеэкономическим) потенциалом. Данный показатель дает производителям объективную информацию о собственной конкурентоспособности и может служить для оценки эффективности стратегического управления, а также одним из инструментов прогнозирования внешнеэкономической деятельности предприятий [3, с. 96]. В научной литературе встречаются разные трактовки категории экспортный потенциал. Мы отталкиваемся от того что «экспортный потенциал - это способность национальной экономики, ее секторов, отраслей, предприятий и компаний производить конкурентоспособные на мировом рынке товары и услуги путем использования сравнительных национальных преимуществ (масштабные природные ресурсы, благоприятные географические, инфраструктурные и другие факторы, высокая производительность труда и т. д.), так и новых конкурентных преимуществ, основанных на достижениях науки и научно-технического прогресса» [4, с. 32]. На сегодняшний день не существует универсального для всех компаний способа выхода на зарубежные рынки. Поэтому одна и та же фирма, выходя на один и тот же внешний рынок, может использовать различные методы. Успешность выхода компании на внешние рынки определяется рядом факторов и спецификой деятельности компании.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

В качестве примера рассмотрим рынок вентиляционного оборудования. Как и большинство отраслей экономики, климатический рынок движется достаточно быстро и равномерно. Предполагается, что к 2025 году промышленное вентиляционное оборудование будет занимать около 70% рынка, а уровень продаж непромышленных установок возрастет на 6%. Особенностью рынка вентиляционного оборудования является то, что на собственных национальных рынках доминируют местные производители, даже несмотря на ведущие мировые бренды. В России наблюдается активный рост местного производства в рамках начавшегося импортозамещения. Импортные компании сейчас встречаются в основном в люксовом и среднеценовом сегменте, который занимает меньшую долю рынка. Лидером европейского рынка является Германия, второе место занимает Россия, а на третьем располагается Великобритания, далее Швеция, Франция, Норвегия и т.д.

Рынок промышленной вентиляции и кондиционирования в России в последние несколько лет показал рост объемов потребления оборудования, обусловленный оживлением строительной отрасли, в частности подготовки объектов к ЧМ по футболу 2018 г. и других масштабных проектов в сфере нежилого строительства. Но отечественные производители менее ориентированы на экспорт. Поставки на экспорт занимают не более 2% от всей произведенной продукции: экспорт промышленных систем в 2017 году составил около 1,4% от всей произведенной продукции; в сегменте промышленных кондиционеров значение составило 0,3% (рис.1).

Динамика и структура рынка промышленных вентиляторов в 2013 -2017 гг. и прогноз до 2025 года, тыс. шт.

Ряд российских компаний, например, ООО «Вент-Технологии», выпускающая вентиляционное оборудование, ставит перед собой задачу выхода на международный рынок. Обозначим некоторые затруднения и возможные рынки сбыта. Экспортные поставки за пределы СНГ осложняются разными нормативными требованиями к установке и эксплуатации климатического оборудования, а также ужесточением стандартов энергоэффективности за рубежом. Основные лидеры продаж в европейских странах - это Robatherm, AL-KO Therm, Wolf (Mainburg), DencoHappel, Huber&Ranner. Например, большинство приточных установок, изготовленных в Германии для внутреннего рынка,

выполняется по индивидуальным заказам, а также действует директива Евросоюза № 125 «Об энергоэффективности зданий» 2009 года, согласно которой к 2019 году энергопотребление общественных зданий должно приблизиться к нулю, с 2021 года те же требования распространятся на другие строения. Можно рассматривать в качестве целевого рынка сбыта отечественного вентиляционного оборудования турецких потребителей. Но в большинстве своем они все же предпочитают использовать продукты собственного производства. На польском рынке систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха существует законодательное регулирование, а также технические параметры устройств регулируются нормами, разработанные Польским комитетом по стандартизации [5, с. 43]. Таким образом, выход на европейский рынок затрудняется имеющейся развитой продукцией высокого класса мировых лидеров на рынке вентиляционного оборудования, наличием требований законодательства и нормами технических параметров. Также следует учитывать общую тенденцию развития мирового кондиционеростроения — это экономия энергетических и материальных ресурсов при достижении и обеспечении требуемого микроклимата в обслуживаемом объекте. В качестве перспективных рынков сбыта в случае ООО «Вент -Технологии» могут быть рассмотрены страны СНГ.

Итак, в данной ситуации для выхода компании на международный рынок высокотехнологичной продукции выявлено рад сдерживающих факторов. Вместе с тем развитие системы нефинансовых инструментов поддержки экспорта, таких как устранение барьеров для экспорта, улучшение условий по доступу товаров и услуг на внешние рынки, упрощение таможенных процедур создадут базис для инновационного развития отечественных компаний.

Библиографические ссылки

1. Доклад о ходе осуществления региональных программ. Вена, ЮНКТАД. 2010. - С. 7.

2. Килина И.П. Анализ внешней торговли рф высокотехнологичными товарами // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. - 2016. - № 1 (1). -С. 2 - 13.

3. Манин П.В., Чиранова Т.И. Алгоритм оценки внешнеэкономического потенциала промышленного предприятия // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2010. - № 21. - С. 98-105.

4. Ультан С.И., Роговская Н.Ю. Методологические основы формирования и исследования экспортного потенциала отрасли (на примере отрасли цветной металлургии) // Вестник Омского университета. - 2012. - № 1. - С. 26-32.

5. Курза М. Европейский рынок вентиляционных установок (AHU) // Мир климата. -2018. - №110. - С. 40 - 44.

© Ананин В. А., Елфимова О.С., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.