DOI: 10.1S2S7/2542-0461-2020-11-3-1S-26
УДК 338.43
——I Научная статья / Scientific article
Дата: поступления статьи / Submitted: 22.04.2020 после рецензирования / Revised: 29.05.2020 принятия статьи / Accepted: 28.08.2020
Е.Е. Гредасова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара, Российская Федерация E-mail: [email protected]. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9194-8897
Развитие экспорта высокотехнологичной и инновационной продукции
Аннотация: В статье рассмотрены основные критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции, необходимая экономическая эффективность использования этой продукции, существующие меры государственной поддержки инноваций в отраслях экономики. Для того чтобы считать товары, работы или услуги высокотехнологичными, они должны производиться или оказываться высокотехнологичными организациями с использованием новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов и технологий и с участием высококвалифицированного персонала. Автор провела исследования интерпретаций в научной литературе и законодательной базе понятий «высокотехнологичная», «наукоемкая» и «инновационная» продукция, анализ экспорта в динамике по группам товаров и анализ уровня высококвалифицированных кадров на основе международного рейтинга по странам. Разработала и сформировала предложения по внесению изменений в нормативно-правовую базу с целью развития экспорта высокотехнологичной и инновационной продукции. Сделала вывод, что проведенный анализ структуры доходов по статьям экспорта показывает, что необходимо развивать новые направления, оказывать государственную поддержку в виде субсидий с целью повышения уровня их конкурентоспособности на международных рынках.
Ключевые слова: высокотехнологичный экспорт, инновации, наукоемкое производство, высококвалифицированные кадры.
Цитирование. Гредасова Е.Е. Развитие экспорта высокотехнологичной и инновационной продукции // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2020. Т. 11, № 3. С. 18-26. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2020-11-3-18-26.
Информация о конфликте интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
E.E. Gredasova
Samara National Research University, Samara, Russian Federation E-mail: [email protected]. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9194-8897
Development of export of high-tech and innovative products
Abstract: The article discusses the main criteria for classifying goods, works, services as innovative products and (or) high-tech products, the necessary economic efficiency of using these products, the existing measures of state support for innovation in the sectors of the economy. In order to consider goods, works or services high-tech, they must be produced or rendered by high-tech organizations using the latest technological equipment, technological processes and technologies, and with the participation of highly qualified personnel. The author researches the interpretations in the scientific literature and the legislative base of the concepts of «high-tech», «science-intensive» and «innovative products», analyzes the dynamics of exports by product groups and analyzes the level of highly qualified personnel based on the international ranking by countries. The author developed and formulated proposals on amendments to the regulatory framework in order to develop the export of high-tech and innovative products. The author made a conclusion that the analysis of the structure of incomes by export items shows that it is necessary to develop new directions, to provide government support in the form of subsidies in order to increase the level of their competitiveness in international markets..
Key words: high-tech exports, innovations, knowledge-intensive production, highly qualified personnel. Citation. Gredasova E.E. Development of export of high-tech and innovative products. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie = Vestnik of Samara University. Economics and Management, vol. 11, no. 3, pp. 18-26. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2020-11-3-18-26. (In Russ.) Information on the conflict of interest: author declares no conflict of interest.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
© Елена Евгеньевна Гредасова — доцент кафедры экономики инноваций, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
© Elena E. Gredasova - assistant professor of the Department of Innovation Economies, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.
Введение
Стремление большинства государств постоянно увеличивать долю высокотехнологичных товаров в своей экспортной структуре сегодня выглядит вполне естественно. В государственных стратегиях большинства стран мира наращивание высокотехнологичного экспорта - это одна из первостепенных задач. При этом применение научных знаний в практических целях, особенно в промышленности, является важнейшим фактором для развития государства. Современные исследования в области международного рынка высоких технологий дают представление, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы достичь инновационного прорыва, а также показывают, где необходимо усилить государственную поддержку, направленную на наукоемкое конкурентоспособное производство.
Ход исследования
Для того чтобы разобраться в понимании сущности экспорта инновационной и высокотехнологичной продукции, нужно определить понятия «высокотехнологичная», «наукоемкая» и «инновационная» продукция. На данный момент есть несколько классификаций отраслей промышленности и отнесение какого-либо производства к наукоемкому или высокотехнологичному условно. Среди российских ученых именно А.Е. Варшавский дал полное определение термину наукоемкой продукции: «Наукоемкая продукция - продукция, при производстве которой характерны превышающий некоторый фиксированный уровень объемы затрат на НИОКР по отношению к объему выпускаемой либо отгруженной продукции, добавленной стоимости или величине основных факторов производства (производственных фондов или труда)» [1].
В настоящее время отечественные и иностранные авторы предлагают собственные различные понятия [2]. При этом Постановлением Правительства Российской Федерации № 773 от 15 июня 2019 года [3] и приказом министра обороны РФ № 35 от 31 января 2020 года [4] введены критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции.
Критерием отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции является научно-техническая новизна. Такому критерию свойственно следующее:
1) потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с аналогами или имеются качественно новые потребительские (функциональные) характеристики (в отсутствие прямых аналогов);
2) выполнение работ, оказание услуг связаны с существенными изменениями в производственном процессе, использованием нового или модернизированного производственного оборудования и (или) программного обеспечения, новых технологий, которые позволяют улучшить технико-экономические, эргономические, потребительские и иные значимые показатели выполнения работ, оказания услуг;
3) продукция является принципиально новой.
К высокотехнологичной продукции относится продукция, соответствующая приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, согласно Указу Президента Российской Федерации № 899 от 7 июля 2011 г. [5]. Этим документом также установлен перечень критических технологий Российской Федерации.
Для того чтобы считать товары, работы или услуги высокотехнологичными, они должны производиться или оказываться высокотехнологичными организациями с использованием новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов и технологий и с участием высококвалифицированного персонала.
При вышеуказанных принцыпах отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции критерием является экономическая эффективность применения продукции:
1) будущая общая стоимость пользования товаром, который относится к инновационному и (или) высокотехнологичному, в определенном периоде эксплуатации товара ниже общей стоимости владения товаром в определенном периоде эксплуатации товара, ранее применявшегося заказчиком;
2) соответствует уровню, приемлемому для заказчика, если похожий товар ранее не применялся заказчиком, а также применение данной продукции должно обеспечивать снижение затрат при сохранении или увеличении технико-экономического эффекта относительно затрат на достижение этого эффекта без применения такой продукции.
Стремление большинства государств постоянно увеличивать долю высокотехнологичных товаров в своей экспортной структуре, занимая нишевые рынки, выглядит вполне естественно. Применение научных знаний в практических целях, особенно в промышленности, является важнейшим фактором для развития государства.
Почему же так важно в России развивать именно высокотехнологичный экспорт? Оптимистичный экономический прогноз для России, в котором восстанавливающиеся цены на нефть за счет серьезного снижения добычи нефти со стороны ОПЕК+ и рост фондового рынка России, а также восстановление экономики от последствий пандемии, в настоящее время выглядит абсолютно нереалистичным. В текущей ситуации при ослаблении курса рубля, а также ситуации на нефтяном рынке, а именно потенциала снижения нефтяных котировок июньских и июльских фьючерсов, как это произошло с майскими, которые рухнули ниже $ 0, напрашивается явный вывод: экспорт сырья на международной арене малоэффективен и экономически не оправдан в условиях действительных рыночных цен.
В стратегиях и государственных документах большинства стран мира наращивание высокотехнологичного экспорта - это одна из первостепенных задач. Например, Правительство Российской Федерации в жестких кризисных условиях решает многоуровневые задачи, одной из которых является развитие и поддержка НИОКР для высокотехнологичных и инновационных товаров. Их производство не только двигает экономику и науку страны, но и позволит государству усилить вес на международной арене. Так, в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» (утв. Правительством РФ 29.09.2018) [6] в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств в России утвержден в рамках реализации федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации» национального проекта «Наука» подпрограммы «Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Разработаны и введены меры стимулирования создания НИОКР в виде получения субсидий предприятиями-разработчиками НИОКР, получившими положительный результат от его внедрения. Например, в Постановлении Правительства РФ от 25.05.2017 № 634 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям» [7] предусмотрено финансирование на 2020 год 1,2 млрд. рублей для предприятий, продукция которых создана на основании изобретения, полезной модели или промышленного образца. Постановление Правительства РФ от 12.12.2019 № 1649 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации организациями инновационных проектов» [8] предусматривает стимулирование производителей проводить НИОКР и внедрять в производство высокотехнологичную и инновационную продукцию. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 218 «Об утверждении правил предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств» [9] предусматривает совместную работу университетов с произ-
водителями в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных и инновационных товаров, в также внедрение в производство полученных положительных результатов.
Для формирования нового образа России, образа государства - производителя высокотехнологичной и инновационной продукции, а не только поставщика сырьевых товаров запущена программа «Сделано в России» - первый коммуникационный проект для продвижения экспорта, бизнеса и культуры, включающий международное СМИ, путем создания единой базы данных всего произведенного, уникального, чем может гордиться Россия. База также располагает информацией о новых заказчиках и партнерах для российских экспортеров и производителей, поддерживая тем самым их выставочную и презентационную деятельность.
В России разработан новый перечень кодов ТНВЭД с учетом приоритетных направлений модернизации российской экономики, которые содержатся в приказе Минпромторга России № 3876 от 18 октября 2019 г. (зарегистрирован в Минюсте 27.02.2020) [10].
Российский экспортный центр (далее - РЭЦ) расширяет направления поддержки российских предприятий. На основании Постановления Правительства РФ от 15.12.2016 № 1368 (ред. от 06.12.2019) «О государственной поддержке российских производителей в целях компенсации части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности» [11], РЭЦ принимает заявки на компенсацию расходов на патентование за рубежом. С учетом кризисных условий перезапускает две «зеркальные» услуги: поиск зарубежного покупателя для отечественного производителя и поиск российского поставщика товаров и услуг по запросу из-за рубежа. РЭЦ совершенствует правила кредитования экспорта высокотехнологичной продукции и разрабатывает меры поддержки экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства своими региональными центрами поддержки экспорта. Сегодня онлайн-торговля становится одним из ключевых каналов продаж розничного и оптового бизнеса. Российский экспортный центр оказывает содействие по всей цепочке: от выбора электронной торговой площадки, поиска сервисного партнера, регистрации на маркетплейсе и старта продаж до организации постпродажного обслуживания и наращивания объемов за счёт специальных инструментов продвижения. РЭЦ тесно взаимодействует с Торгово-промышленной палатой (далее - ТПП) России после подписания соглашения о сотрудничестве при создании Единой системы институтов продвижения экспорта за рубежом и в субъектах РФ. Целью сотрудничества является стимулирование активности бизнеса на международных рынках.
Реализация практических мер поддержки бизнеса сейчас и скорейшее восстановление внешнеэкономической деятельности в ближайшем будущем, а также получение преимущественных выгод на внешних рынках будет у той страны, которая быстрее других сможет снизить до нуля заболеваемость коронавирусом и снять карантинные ограничения, у той страны, у которой будет инновационная или высокотехнологичная продукция.
В Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработали четырехуровневую классификацию экспорта в зависимости от уровня внедрения научных методов и затрат на НИОКР в их производство. Экспорт таких товаров разделяется на четыре категории: высокотехнологичный, то есть это наиболее наукоемкий экспорт, средний-высокий, средний-низкий и низкотехнологичный. В высокотехнологичный экспорт входят авиация, компьютеры, фармацевтика, некоторые виды химических веществ, электроника, отдельные виды вооружения и другие товары, в производство которых внедряются научные разработки (табл. 1).
Представленная структура внешнеторговых отношений в части экспорта по России отражает сырьевую направленность экспорта. Как видно из таблицы 1, за 2019 год минеральные продукты составляют 55 %, металлы - 9 %, древесина - 2 %, притом что машины и промышленные товары - всего 3 %. В 2018 году в денежном выражении Россия по статье минеральных ресурсов получила по сравнению с 2013 годом на $ 66 млрд меньше, в 2019 году по сравнению с 2013 годом - уже на $ 214 млрд меньше. При этом количество экспортируемой нефти и нефтепродуктов по группе минеральных продуктов снижается: в 2018 году было 657 млн т, а в 2013 году - 548 млн т. В настоящее время на внешнеторговых рынках предложение существенно превышает спрос по данной группе экспорта, что также оказывает значительное влияние на цену.
Таблица 1 - Динамика экспорта по группам товара за период 2013, 2018, 2019 гг. Table 1 - Dynamics of exports by groups of goods for the period of 2013, 2018, 2019 years
Группа товара Доля за указанный период, % Доля за указанный период, % Отклонения, млрд руб. Отклонения, % па снижение/роста (-/+)
2013 2013 2018 2018 2019 2019 2018 к 2013 2019 к 2018 2018 к 2013 2019 к 2018
01: Продукты животного происхождения 3,33 0,63 5,09 1,13 2,09 1,2 1,76 -3 52,85 -58,94
02: Продукты растительного происхождения 5,77 1,1 12,2 2,71 3,54 2,04 6,43 -8,66 111,44 -70,98
03: Жиры и масла 2,19 0,42 2,67 0,59 1,37 0,79 0,48 -1,3 21,92 -48,69
04: Пищевые продукты, напитки, табак 4,97 0,95 5,88 1,31 2,04 1,17 0,91 -3,84 18,31 -65,31
05: Минеральные продукты 309,8 58,98 243 54 95,4 54,88 -66,8 -147,6 -21,56 -60,74
06: Продукция химической промышленности 21,4 4,07 19,5 4,33 7,77 4,47 -1,9 -11,73 -8,88 -60,15
07: Пластмассы, каучук и резина 6,38 1,21 6,34 1,41 2,39 1,37 -0,04 -3,95 -0,63 -62,30
08: Изделия из кожи и меха 0,61 0,12 0,26 0,06 0,1 0,06 -0,35 -0,16 -57,38 -61,54
09: Древесина и изделия из нее 7,33 1,4 9,03 2,01 3,57 2,05 1,7 -5,46 23,19 -60,47
10: Книги, бумага, картон 3,65 0,69 4,91 1,09 1,8 1,04 1,26 -3,11 34,52 -63,34
11: Текстиль 0,77 0,15 1,05 0,23 0,39 0,22 0,28 -0,66 36,36 -62,86
12: Обувь, головные уборы, зонты и др. 0,17 0,03 0,25 0,06 0,11 0,06 0,08 -0,14 47,06 -56,00
13: Изделия из камня, керамики и стекла 1,37 0,26 1,58 0,35 0,62 0,36 0,21 -0,96 15,33 -60,76
14: Драгоценности 14,3 2,72 10,1 2,24 4,43 2,55 -4,2 -5,67 -29,37 -56,14
15: Металлы и изделия из них 40,8 7,77 43,9 9,76 16,3 9,38 3,1 -27,6 7,60 -62,87
16: Машины, оборудование и аппаратура 13,9 2,65 14,1 3,13 4,74 2,73 0,2 -9,36 1,44 -66,38
17: Транспорт 5,98 1,14 4,2 0,93 1,69 0,97 -1,78 -2,51 -29,77 -59,76
18: Инструменты и аппараты, часы 1,56 0,3 1,7 0,38 0,58 0,33 0,14 -1,12 8,97 -65,88
19: Оружие и боеприпасы - - - - - - - - - -
20: Разные промышленные товары 0,08 0,01 0,06 0,01 0,42 0,24 -0,02 0,36 -25,00 600,00
21: Произведения искусства и антиквариат 0 0 0 0 0 0 0 0 0,00 0,00
22: Скрытый раздел 80,9 15,4 63,7 14,16 24,5 14,09 -17,2 -39,2 -21,26 -61,54
Итого: 525 100 450 100 174 100 -75,74 -275,7 185,15 -564,65
На основании отчетов о положении мирового рынка профессиональных кадров, публикуемых каждый год Французским исследовательским институтом INSEAD совместно с Adecco Group и Институтом лидерства в области человеческого капитала (HCLI), можно наглядно увидеть, способны ли соперничать разные страны за привлечение высококвалифицированного персонала. В этом же отчете страны оцениваются по умению выращивать и сохранять у себя высококвалифицированных специалистов. Для оценки каждой страны используются семь независимых показателей: мобильность и относительная открытость рынка труда; тенденции в привлечении иностранных инвестиций и международных специалистов; качество среды для воспитания квалифицированных кадров; качество системы обязательного образования; качество обучения в университетах и бизнес-школах; демография [12].
Таблица 2 - Рейтинг стран по уровню высококвалифицированных кадров в 2019 году Table 2 - Ranking of countries by the level of highly qualified personnel in 2019
№ Страна Условия для специалистов Привлечение специалистов Воспитание специалистов Удержание специалистов Технические навыки Управленческие, креативные навыки
1 Швейцария 2 5 2 1 1 4
2 Сингапур 1 1 11 26 7 1
3 США 4 14 1 13 2 3
4 Норвегия 7 13 5 2 5 13
5 Дания 3 17 6 4 10 7
6 Финляндия 14 15 4 5 4 15
7 Швеция 10 10 7 6 11 10
8 Нидерланды 13 16 3 7 6 17
9 Великобритания 9 9 9 11 27 5
10 Люксембург 17 2 19 8 26 9
11 Новая Зеландия 5 4 14 15 20 16
12 Австралия 19 8 10 12 21 8
13 Исландия 18 18 16 9 12 2
14 Германия 8 20 13 10 3 23
15 Канада 11 7 12 18 19 12
16 Ирландия 16 11 15 16 13 11
17 Бельгия 21 19 8 14 15 18
18 Австрия 15 21 17 3 9 25
19 ОАЭ 12 3 22 24 8 49
20 Израиль 22 49 21 19 17 6
49 Россия 81 109 44 52 47 28
Из таблицы 2 видно, что Россия находится в рейтинге стран по уровню высококвалифицированных кадров на 49-м месте - это чуть выше, чем в 2018 году (занимала 53-е место). В числе первых -Швейцария, Сингапур, США. Отсюда можно сделать вывод, что в стране неособенно развита система воспитания (рейтинг 44) и удержания (рейтинг 52) кадров, условия для специалистов недостаточно комфортны (рейтинг 81), технические навыки на уровне среднего (рейтинг 62), хотя по рейтингу управленческих и креативных навыков Россия находится в первой тридцатке, на 28-м месте. Этот
показатель говорит о том, что в стране имеется неплохой задел для потенциального роста инновационных решений с использованием нестандартных идей отечественных специалистов. Тем более что Россия не стремится к стороннему привлечению иностранных специалистов (рейтинг 109).
По мнению автора, проведенный анализ структуры доходов по статьям экспорта показывает, что необходимо развивать новые направления, оказывать государственную поддержку в виде субсидий с целью повышения уровня их конкурентоспособности на международных рынках. Решение существующей проблемы, выраженной в недостаточном уровне инновационной активности российских предприятий, не только позволит повысить интенсивность процессов разработки и реализации инновационных идей, но и будет способствовать положительной динамике в других важнейших сферах развития экономики, что создаст благоприятные условия для выхода нашей станы на мировой уровень в качестве развитого государства.
Заключение
Главными лидерами по научно-техническому и технологическому потенциалу являются США, Япония, Германия, Великобритания и Франция. В некоторые годы лидерами становятся Южная Корея, Малайзия, Сингапур и Гонконг. Для всех указанных стран характерен высокий темп развития, а также синергия с другими отраслями в стране, причем данные отрасли могут быть и не отнесены к высокотехнологичному производству. Основные направления развития промышленности и экспорта в странах-экспортерах - робототехника, IT-технологии, полупроводники, высокоскоростные поезда, суперкомпьютеры, генетика и автомобилестроение, постоянное расширение программ освоения космоса, развитие машиностроения, в том числе традиционное судостроение, разработка биотехнологий, энергии и экологии.
Промышленность России представлена множеством отраслей и предприятий. Предприятия России, производящие высокотехнологичную продукцию в отрасли тяжелого машиностроения, производства неэлектрических машин, авиастроения и космической промышленности, которые не являются секторами массового производства, занимают малую долю внешнеторгового рынка, несмотря на то что российский несырьевой экспорт отличается большой долей уникальных товаров и передовых технологий. Российский высокотехнологичный экспорт составляет ~2 % и представлен оборудованием для объектов энергетики, например ТВЭЛы, двигатели, турбины. Используются на мировом рынке и товары приборостроительной отрасли, телекоммуникационная техника, оптические приборы, электрооборудование и электронные компоненты. Российская Федерация - это одна из крупнейших промышленных стран мира, которая может производить товары любого вида.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что российской промышленности необходимо продолжать наращивать объемы инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе направляемой на экспорт, развивать объемы производства инновационной продукции, повышать профессиональный уровень специалистов, увеличивать количество высококвалифицированных сотрудников, принимать меры стимулирующего характера, направленные на развитие инновационной деятельности и выпуск высокотехнологичной продукции. Очевидно, что для быстрого восстановления экономики России от последствий пандемии нужен высокотехнологический прорыв. Он возможен в случае усиления действующей стратегии по развитию экспорта, расширении видов товаров высокотехнологичной и инновационной продукции, усиления мотивации высококвалифицированных специалистов по разработке НИОКР и поддержки предприятий-производителей в продвижении уникальных товаров на международных рынках.
Библиографический список
1. Иванченко А.Г., Ушаков Д.С. Понятие высокотехнологичной продукции. Анализ российской и зарубежной литературы // Молодой ученый. 2018. № 17 (203). С. 178-180. URL: https://moluch.ru/ archive/203/49692 (дата обращения: 02.04.2020).
2. Курманов А.Т., Сумкин С.Г. Взаимодействие государственной корпорации «Роскосмос» с высшими учебными заведениями и научными организациями в научной сфере // Право и образование. 2020. № 3. С. 123-132. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42465302.
3. Постановление Правительства РФ от 15.06.2019 № 773 «О критериях отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции». URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72170780.
4. Приказ министра обороны РФ от 31.01.2020 № 35 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции» (зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2020 № 57691). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003060031.
5. Указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899 (ред. от 16.12.2015) «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/33514.
6. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71965871.
7. Постановление Правительства РФ от 25.05.2017 № 634 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71586206.
8. Постановление Правительства РФ от 12.12.2019 № 1649 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации организациями инновационных проектов». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73129392.
9. Постановление Правительства РФ от 09 апреля 2010 № 218 «Об утверждении правил предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств». URL: https://base. garant.ru/12174931.
10. Приказ Минпромторга России от 18.10.2019 N 3876 «Об утверждении перечня высокотехнологичной продукции, работ и услуг с учетом приоритетных направлений модернизации российской экономики» (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2020 № 57625). URL: https://minjust.consultant.ru/ documents/45648.
11. Постановление Правительства РФ от 15.12.2016 № 1368 (ред. от 06.12.2019) «О государственной поддержке российских производителей в целях компенсации части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности». URL: http://docs.cntd.ru/document/420386090.
12. Харченко А. Высокотехнологичный экспорт как способ повышения эффективности международной торговли России // Форум молодых ученых. 2017. № 11 (15). С. 1023-1033. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=32397813.
References
1. Ivanchenko A.G., Ushakov D.S. The concept of high-tech products. Analysis of Russian and foreign literature. Molodoi uchenyi, 2018, no. 17 (203), pp. 178-180. Available at: https://moluch.ru/archive/203/49692 (accessed 02.04.2020) (In Russ.)
2. Kurmanov A.T., Sumkin S.G. Interaction of the state corporation «Roscosmos» with higher educational institutions and scientific organizations in the scientific sphere annotation. Law and Education, 2020, no. 3, pp. 123-132. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=42465302. (In Russ.)
3. Decree of the Government of the Russian Federation dated June 15, 2019 № 773 «On the criteria for classifying goods, works, services as innovative products and (or) high-tech products». Available at: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/72170780. (In Russ.)
4. The order of the Minister of Defense of the Russian Federation dated January 31, 2020 № 35 «On the approval of the criteria for classifying goods, works, services as innovative products and (or) high-tech products for the
purpose of forming a plan for the purchase of such products» (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 06.03.2020 № 57691) Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003060031. (In Russ.)
5. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.07.2011 № 899 (last updated 16.12.2015) «On the approval of priority areas for the development of science, technology and technology in the Russian Federation and the list of critical technologies of the Russian Federation». Available at: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/33514.
6. The main activities of the Government of the Russian Federation for the period until 2024 (approved by the Government of the Russian Federation on September 29, 2018). Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71965871. (In Russ.)
7. Decree of the Government of the Russian Federation dated May 25, 2017 № 634 «On the provision of subsidies from the federal budget to Russian organizations for the compensation of part of the costs of production and sale of pilot batches of production means to consumers». Available at: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71586206. (In Russ.)
8. Decree of the Government of the Russian Federation dated 12.12.2019 № 1649 «On approval of the rules for the provision of subsidies from the federal budget for the compensation of part of the costs of research and development work on modern technologies within the framework of implementation of innovative projects by organizations». Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73129392. (In Russ.)
9. Decree of the Government of the Russian Federation dated April 9, 2010 № 218 «On approval of the rules for granting subsidies for the development of cooperation between Russian educational institutions of higher education, state scientific institutions and organizations of the real sector of the economy for the implementation of complex projects to create high-tech industries». Available at: https://base.garant.ru/12174931. (In Russ.)
10. Order of the Ministry of Industry and Trade of Russia dated 18.10.2019 № 3876 «On approval of the list of high-tech products, works and services taking into account the priority directions of modernization of the Russian economy» (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 27.02.2020 № 57625). Available at: https://minjust.consultant.ru/documents/45648. (In Russ.)
11. Decree of the Government of the Russian Federation dated December 15, 2016 № 1368 (last updated December 6, 2019) «On state support of Russian manufacturers in order to compensate for part of the costs associated with the registration of intellectual property in foreign markets». Available at: http://docs.cntd.ru/ document/420386090. (In Russ.)
12. Kharchenko A. High-tech exports as a method of increasing the efficiency of international trade of Russia. Forum molodykh uchenykh, 2017, no. 11 (15), pp. 1023-1033. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id= 32397813. (In Russ.)