Научная статья на тему 'Развитие экономики России в условиях экономических санкций: национальные интересы и безопасность'

Развитие экономики России в условиях экономических санкций: национальные интересы и безопасность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5351
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / SANCTIONS / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / DEVELOPMENT / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / США / USA / КРИЗИС / CRISIS / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудин М.Н., Лясников Н.В.

Статья посвящена анализу тенденций развития российской экономики в условиях экономических санкций. Исследуя темпы экономического развития Российской Федерации в I полугодии 2014 г., планируется определить перспективы развития экономики РФ в условиях введения секторальных санкций со стороны стран Европейского союза и США. Методической основой данной статьи явились правовой, сравнительный и экономико-статистический методы анализа. Сделан вывод, что санкции, введенные в отношении России, равно как и ответные меры, несут в себе угрозу экономическому росту, который в 2014 г. может оказаться отрицательным. Промышленное производство остается одним из наиболее стабильных сегментов экономики. Несмотря на влияние негативных факторов политического характера, динамика промышленного производства продемонстрировала умеренный рост по отношению к аналогичному периоду 2013 г. Инвестиционная активность начала замедляться. Основными препятствиями для наращивания капитальных вложений остаются неуверенность компаний в улучшении спроса в среднесрочной перспективе, снижение базы для инвестиций на фоне сокращения прибыльности и отсутствия роста производительности труда. Немалую роль здесь играет также и ослабление российской валюты, которое делает инвестпрограммы с учетом стоимости импортного оборудования дороже в рублевом эквиваленте и от этого менее выгодными. С учетом введенных санкций российские компании сокращают потребление импортных товаров инвестиционной группы, что должно через чистый экспорт частично компенсировать для экономики этот негативный фактор. Ситуация на денежном рынке выглядит стабильной во многом из-за существенной зависимости банков от предложения денег со стороны Центрального банка Российской Федерации. Тем не менее повышение базовой процентной ставки делает более дорогими даже наиболее «короткие» деньги. С учетом новых шагов Банка России по либерализации валютной политики потенциал для дальнейшего повышения базовой процентной ставки выглядит высоким. С учетом неизбежного скачка цен на продовольственные товары, а также нестабильной ситуации на мировых рынках и рубль, и инфляция смогут вынудить регулятора пойти на ужесточение процентной политики в 2014 г. Таким образом, экономика России под влиянием введенных экономических санкций со стороны стран Евросоюза и США имеет шансы перейти из стадии стагнации в фазу технической рецессии. Для преодоления этих последствий России необходимо следовать новой модели экономического развития, которая должна обеспечить соблюдение требований, предъявляемых к экономике обществом и государством. Практическая значимость исследования заключается в разработке мер по выходу экономики России из кризиса, возникшего под действием введенных санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Russian economy in terms of economic sanctions: national interests and security

The article analyzes the trends in the Russian economy development under economic sanctions. Exploring the rate of economic growth of the Russian Federation in the first half of 2014, the authors plan to determine the economic development prospects of the Russian Federation in the conditions of introduction of sectoral sanctions by the European Union and the United States. The legal, comparative and economic and statistical analysis methods constitute the methodological basis of this article. The authors came to a conclusion that the sanctions imposed on Russia, as well as the retaliation, are carrying threats to the economic growth that is expected to be negative in 2014. The industrial production remains one of the most stable sectors of the economy. Despite the negative impact of political factors, the industrial production dynamics showed a moderate growth in comparison to the same period in 2013. The investment activity started to slow down. The main hindrances to capital investment are the insecurity of the companies in demand for the mid-term perspective, the reduction of investment base within the background of profitability decline and the lack of productivity growth. The weakening of the Russian currency also plays a significant role that makes the investment programs, taking into account the cost of imported equipment, more expensive in ruble equivalent, and due to this fact, they become less profitable. In view of the sanctions, the Russian companies are reducing imported goods consumption of the investment group, which should partially compensate this negative factor for the economy by means of net exports. The situation in the money market appears to be stable largely because of the substantial dependence of banks on the money supply by the Central Bank of the Russian Federation. Nevertheless, the increase of the base interest rate makes it more expensive, even the most short-term money. With the new measures of the Central Bank of the Russian Federation on the liberalization of foreign exchange policy, the potential for further increase in the base interest rate looks rather high. Given the inevitable jump in food prices, as well as the unstable situation on global markets and the ruble and inflation will force the regulator to tighten interest rate policy in 2014. Thus, the Russian economy under the influence of economic sanctions imposed by the EU and U.S. has a chance to move from stagnating to the phase of a technical recession. To overcome these consequences, Russia should pursue a new model of economic development, which should ensure the observing of the requirements to the economy, society and the State. The practical significance of the research is to develop measures for the Russian economy to emerge from the crisis created by the sanctions imposed.

Текст научной работы на тему «Развитие экономики России в условиях экономических санкций: национальные интересы и безопасность»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

УДК 332.1

развитие экономики россии

в условиях экономических санкций: национальные интересы

и безопасность

м.н. дудин,

доктор экономических наук,

старший научный сотрудник лаборатории

стратегического управления развитием национальной экономики E-mail: dudinmn@mail.ru Н.В. ЛЯСНИКОВ,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории

стратегического управления развитием национальной экономики E-mail: acadra@yandex.ru Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Статья посвящена анализу тенденций развития российской экономики в условиях экономических санкций. Исследуя темпы экономического развития Российской Федерации в I полугодии 2014 г, планируется определить перспективы развития экономики РФ в условиях введения секторальных санкций со стороны стран Европейского союза и США. Методической основой данной статьи явились правовой, сравнительный и экономико-статистический методы анализа.

Сделан вывод, что санкции, введенные в отношении России, равно как и ответные меры, несут в себе угрозу экономическому росту, который в 2014 г. может оказаться отрицательным. Промышленное производство остается одним из наиболее стабильных сегментов экономики. Несмотря на влияние негативных факторов политического характера, динамика промышленного производства продемонстрировала умеренный рост по отношению к аналогичному периоду 2013 г.

Инвестиционная активность начала замедляться. Основными препятствиями для наращивания

капитальных вложений остаются неуверенность компаний в улучшении спроса в среднесрочной перспективе, снижение базы для инвестиций на фоне сокращения прибыльности и отсутствия роста производительности труда. Немалую роль здесь играет также и ослабление российской валюты, которое делает инвестпрограммы с учетом стоимости импортного оборудования дороже в рублевом эквиваленте и от этого менее выгодными. С учетом введенных санкций российские компании сокращают потребление импортных товаров инвестиционной группы, что должно через чистый экспорт частично компенсировать для экономики этот негативный фактор.

Ситуация на денежном рынке выглядит стабильной во многом из-за существенной зависимости банков от предложения денег со стороны Центрального банка Российской Федерации. Тем не менее повышение базовой процентной ставки делает более дорогими даже наиболее «короткие» деньги. С учетом новых шагов Банка России по либерализации валютной политики потенциал для дальнейшего

Приоритеты России

- 3

повышения базовой процентной ставки выглядит высоким. С учетом неизбежного скачка цен на продовольственные товары, а также нестабильной ситуации на мировых рынках и рубль, и инфляция смогут вынудить регулятора пойти на ужесточение процентной политики в 2014 г.

Таким образом, экономика России под влиянием введенных экономических санкций со стороны стран Евросоюза и США имеет шансы перейти из стадии стагнации в фазу технической рецессии. Для преодоления этих последствий России необходимо следовать новой модели экономического развития, которая должна обеспечить соблюдение требований, предъявляемых к экономике обществом и государством.

Практическая значимость исследования заключается в разработке мер по выходу экономики России из кризиса, возникшего под действием введенных санкций.

Ключевые слова: санкции, экономика, развитие Российской Федерации, Европейский союз, США, кризис

Геополитическая ситуация на Украине и волна антироссийской политики стран Запада, нагнетаемая США, поставили на повестку дня фундаментальный вопрос о дальнейших путях развития мировой экономики в целом, и Российской Федерации в частности [5, 6, 8]. Западные санкции включают в себя практически полный спектр инструментов экономического, политического и информационного давления на Россию, начиная с ее правящего слоя (включая сюда не только политические и региональные элиты, но и бизнес-сообщество) и завершая обществом в целом. Особенности указанных санкций заключаются, в частности, в следующем:

1) санкции касаются российских активов, находящихся в юрисдикции США и их союзников и подвергающихся угрозе конфискации;

2) отзываются предоставленные западными банками кредиты, и сворачиваются инвестиции;

3) власти США и их союзники по НАТО принуждают компании к продаже активов в России и выводу капитала за рубеж. С этим частично связан всплеск «бегства капиталов», которое в 2014 г. может превысить 100 млрд долл.;

4) затрудняются международные платежи, и снижается суверенный кредитный рейтинг РФ, приостанавливаются многие экономические проекты, которые велись совместно с западными корпорациями. Сворачивается внешняя торговля: российские товары и услуги не покупаются, западные не продаются [1, 4, 5, 8, 12].

Введение санкций в отношении отдельных секторов экономики РФ может привести к ухудшению их финансового состояния, условий заимствования, росту «премий» за риск и усилению оттока капитала. В дальнейшем это может привести к ослаблению обменного курса, росту инфляции и ухудшению потребительской уверенности. В условиях роста общей неуверенности и снижения экономической активности может продолжиться дальнейшее сокращение инвестиций в основной капитал.

Кроме того, сохраняется риск нарушения экспортных поставок газа через Украину, а также введения торговых санкций со стороны стран Евросоюза. В краткосрочном и среднесрочном периодах у России достаточно резервов для компенсации большей части возможных экономических потерь, связанных с санкциями. В то же время эскалация напряженности может понизить прирост ВВП до 0,2-0,3% уже в 2014 г. В более длительной перспективе санкции могут оказать существенное влияние на снижение бюджетной устойчивости, а также ухудшение условий и сокращение возможностей для модернизации при ограничении импорта технологий, инвестиций и передовых практик.

В части риска изменения прогнозируемой динамики цены на нефть, с одной стороны, существует вероятность снижения цены на нефть в связи с высоким предложением нефти, превышающим спрос, а, с другой стороны, высока вероятность повышения цены на нефть в связи с сохранением растущего спроса на нефть и нестабильностью поставок. В 2014 г. размещение государственных ценных бумаг осуществляется в условиях ряда неблагоприятных рыночных факторов: происходит сворачивание монетарных мер стимулирования экономики США, не прекращается обострение геополитической ситуации вокруг Украины, что способствует ослаблению российской национальной валюты. Действие данных факторов проявилось в росте доходности и повышенной волатильности цен государственных ценных бумаг. Вместе с тем, несмотря на влияние вышеуказанных неблагоприятных факторов, массового оттока нерезидентов с рынка государственных облигаций не произошло, присутствие инвесторов данной категории сохранилось практически в прежнем объеме — на уровне 22-23% от общего числа держателей облигаций.

В то же время существенное сокращение программы заимствований в текущем году снижает риски ее неисполнения. Кроме этого, вносимые изменения в программу заимствований предполагают

-43 (280) - 2014-

отказ от государственных внешних заимствований в 2014 г. в связи с неблагоприятной рыночной конъюнктурой1.

В среднесрочной перспективе могут также проявиться риски, связанные с ухудшением ситуации на долговом рынке Еврозоны, риски замедления китайской экономики, иные риски, которые могут привести к ухудшению ситуации на мировых финансовых рынках. Большие сложности для российской экономики несут в себе инфляционные риски. В условиях высокой зависимости инфляции от ослабления обменного курса форсированные меры по подавлению инфляции могут потребовать дальнейшего роста процентных ставок и сокращения банковского кредита, что негативно повлияет на экономическую активность2.

В июле 2014 г. инфляция составила 0,5%, что ниже, чем год назад, — 0,8%. С начала года рост потребительских цен на 0,9 п.п. превысил показатель прошлого года — 5,3% против 4,4%. За годовой период инфляция снизилась до 7,5%, после того как в июне достигла пика — 7,8%. Замедление годовых темпов инфляции главным образом обусловлено более низкой по сравнению с прошлым годом индексацией тарифов на услуги организаций ЖКХ, а также более активным снижением цен на плодоовощную продукцию в июле этого года по сравнению с прошлым.

Так, услуги организаций ЖКХ в июле 2014 г. подорожали на 3,0% против 7,4% годом ранее, что внесло в инфляцию июля на 0,4 п.п. меньше, чем в июле 2013 г. (0,2 п.п. и 0,6 п.п. соответственно). На рыночные услуги рост цен также замедлился — с 1,1 до 0,7% в июне (в июле 2013 г. прирост цен составил 1,0%) вследствие замедления роста потребительского спроса, на фоне некоторого укрепления рубля в апреле — июне 2014 г.

Также отрицательный вклад (-0,02 п.п.) в инфляцию июля 2014 г. внесло снижение цен на продовольственные товары на 0,1%, что обусловлено падением цен на плодоовощную продукцию на 8,1% (в июле 2013 г. цены снизились на 3,0%) при хорошем урожае. Вместе с тем на продовольственные товары без плодоовощной продукции, несмотря на сезонный

1 Мониторинг «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-июле 2014 года». URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economyHb4/mer/activ-ity/sections/macro/monitoring/201408283.

2 Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов // Министерство финансов РФ. URL: http://minfin.ru/ru/budget/policy/index.php.

Priorities of Russia 4 -

рост предложения животноводческой продукции и сезонное замедление роста спроса, в июле цены продолжили расти высокими темпами — на 1,0%. Это внесло в инфляцию 0,3 п.п. (годом ранее прирост цен на 0,4% внес в инфляцию 0,1 п.п.), что обусловлено продолжающимся эффектом от ослабления курса рубля в I квартале 2014 г., возросшими рисками на фоне начавшегося ввода санкций и ростом издержек на сырье при значительном снижении рентабельности продаж продуктов питания в 2013 г.

На непродовольственные товары в июле цены выросли на 0,4%, что внесло в инфляцию 0,15 п.п. (годом ранее инфляционный вклад составил 0,05 п.п.). Ускоренный рост цен наблюдался по всему спектру данной товарной группы, однако на непродовольственные товары (с исключением бензина) в среднем в июле наблюдалось некоторое замедление роста потребительских цен по сравнению с июнем. С начала года прирост цен на 1,1 п.п. превысил прошлогодний — на 3,3 и 2,2% соответственно3.

Внешнеторговый оборот (определенный по методологии платежного баланса) в январе-июле 2014 г. составил 477,3 млрд долл., снизившись на 2,1% относительно I полугодия 2013 г. При этом экспорт снизился на 0,2%, а импорт сократился на 5,0%. В общем объеме товарооборота в I полугодии 2014 г. на долю экспорта приходилось 61,9%, импорта — 38,1%. Динамика экспорта и импорта обусловила увеличение положительного внешнеторгового сальдо, которое по сравнению с соответствующим периодом 2013 г. выросло на 8,8%, или до 114,0 млрд долл.

Динамика внешней торговли России представлена в таблице.

В июле 2014 г. вновь отмечалась разнонаправленная динамика развития конъюнктуры мировых рынков сырьевых товаров — важных статей российского экспорта. Наблюдалась выраженная отрицательная динамика мировых цен на топливно-энергетические товары, а также наметился нисходящий тренд в мировой черной металлургии. Вместе с тем существенно улучшилась конъюнктура мирового рынка цветных металлов4. С исключением сезонной и календарной

3 Мониторинг «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-июле 2014 года». URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activ-ity/sections/macro/monitoring/201408283.

4 Момент истины: Россия и санкции Запада. URL: http://za-donkazak.ru/uploads/1/ukraina/moment_istiny_rossiya_i_sank-cii_zapada.pdf.

-43 (280) - 2014-

Приоритеты России Priorities of Russia - 5 -

Динамика внешней торговли Российской Федерации* в 2013 и 2014 гг., млрд долл.

Январь-июль 2013 г. Январь-июль 2014 г. (оценка)

Показатель Всего В том числе со странами Всего В том числе со странами

Дальнего зарубежья СНГ Дальнего зарубежья СНГ

Внешнеторговый оборот 487,4 418,7 68,8 477,3 413,4 63,9

Темпы роста, % 100,0 101,0 94,4 97,9 98,7 92,9

Экспорт 296,2 253,7 42,4 295,7 253,4 42,3

Темпы роста, % 97,6 99,0 90,0 99,8 99,9 99,6

Импорт 191,3 165,0 26,3 181,6 160,0 21,6

Темпы роста, % 104,0 104,3 102,4 95,0 97,0 82,2

Сальдо 104,9 88,8 16,1 114,0 93,4 20,6

Темпы роста, % 87,7 90,5 75,1 108,8 105,2 128,2

* Рассчитано по методологии платежного баланса.

Источник: составлено авторами с использованием данных мониторинга «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-июле 2014 года». URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economyHb4/mer/activity/sec-tions/macro/monitoring/201408283.

—О— Производство, всего —■—Добыча полезных ископаемых —й—Обрабатывающие производства

—X—Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Источник: составлено авторами с использованием данных мониторинга «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-июле 2014 года». URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sec-tions/macro/monitoring/201408283.

Рис. 1. Динамика промышленного производства с исключением сезонного и календарного факторов в 2014 г, в % к предыдущему месяцу

составляющих в июле 2014 г. наблюдался рост промышленного производства. Так, объем промышленного производства в июле 2014 г. вырос на 0,2% по отношению к уровню июня 2014 г. При этом индекс промышленного производства в январе-июле 2014 г. составил 101,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в июле 2014 г. по сравнению с июлем 2013 г. — 101,5%.

Таким образом, в январе-июле 2014 г., несмотря на влияние негативных факторов политического характера, динамика промышленного производства продемонстрировала умеренный рост к аналогичному периоду 2013 г.

Динамика промышленного производства с исключением сезонного и календарного факторов в 2014 г. представлена на рис. 1.

По виду деятельности «Обрабатывающие производства» индекс производства по итогам I полугодия 2014 г. составил 102,6% к аналогичному периоду 2013 г., в июле 2014 г. — 102,4%.

В обрабатывающих секторах экономики в июле 2014 г. с исключением сезонной и календарной составляющих наибольшими темпами росли следующие виды экономической деятельности: производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 6,3% по отношению к

7,0 6,0 5,0 4,0 3,0 2,0 1,0 0,0

-Уровень общей безработицы

-Уровень общей безработицы с исключением сезонного фактора

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики. URL: http://gks.ru. Рис. 2. Динамика уровня общей безработицы в Российской Федерации в 2013-2014 гг., %

июню 2014 г.; производство транспортных средств и оборудования — 5,4%; прочие производства — 3,8%; текстильное и швейное производство — 3,7%; обработка древесины и производство изделий из дерева — 2,9%. Наибольший спад зафиксирован в производстве машин и оборудования (-3,4% к июню 2014 г.); производстве кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (-2,4%); производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (-1,9%).

В перспективе ближайших месяцев промышленность может столкнуться с новыми проблемами. Для добывающих секторов потенциально опасны скорее конъюнктурные и геополитические аспекты, тогда как в обрабатывающей промышленности наблюдается влияние исключительно со стороны структурных экономических проблем.

По результатам обследования населения по проблемам занятости численность экономически активного населения в июле 2014 г. составила 75,9 млн чел., что на 294,6 тыс. чел. больше, чем в июне 2014 г.

Рост экономической активности произошел в основном за счет увеличения занятости. В июле 2014 г. в экономике было занято 72,2 млн чел., что на 283,3 тыс. чел. больше, чем в июне 2014 г. Относительно июля 2013 г. в экономике РФ в июле 2014 г. было занято на 360,4 тыс. чел. больше.

В июле 2014 г. безработица, определяемая по методологии МОТ, выросла на 11,3 тыс. чел., при

этом отношение к экономически активному населению сохранилось на уровне июня — 4,9%, что ниже уровня июля прошлого года (5,3% экономически активного населения). Общая безработица с исключением сезонного фактора в июле также осталась на уровне июня текущего года — 5,2% экономически активного населения. В конце июля 2014 г. в органах службы занятости было официально зарегистрировано 0,85 млн безработных, что на 14,3 тыс. чел. меньше, чем в июне. Динамика уровня общей безработицы в России в 2013-2014 гг. представлена на рис. 2.

В июле 2014 г. в условиях роста геополитической напряженности и превышения спроса на иностранную валюту над ее предложением на внутреннем валютном рынке наблюдалось ослабление российской национальной валюты по отношению к основным мировым валютам. По итогам июля официальный курс доллара США к рублю повысился на 4,7%, или до 35,4438 руб. Курс евро к рублю вырос на 2,8%, или до 47,4699 руб. за 1 евро, а стоимость бивалютной корзины — на 3,7%, или до 40,8555 руб. Среднемесячное значение курса доллара к рублю возросло с 34,41 руб./долл. в июне 2014 г. до 34,64 руб./долл. в июле, курса евро к рублю — с 46,80 руб./евро до 46,95 руб./евро соответственно. В середине октября курс доллара к рублю составил уже 40,21 руб./долл., а курс евро к рублю — 51,05 руб./евро.

В перспективе ближайших месяцев к уже существующим проблемам здесь может добавиться и потенциальный рост инфляционного давления на фоне продовольственных санкций, а также повышение кредитных рублевых ставок.

Следует отметить, что введение экономических санкций отразится негативным образом не только на развитии России, но также и на развитии стран Запада. Так, страны Восточной Европы имеют самые тесные связи с Россией, причем некоторые из них могут серьезно пострадать из-за резкого спада в российской экономике или наращивания санкций и встречных санкций. Западноевропейские страны в относительно меньшей степени связаны с Россией, но ряд из них также может испытать существенное негативное воздействие. Эти выводы основываются на анализе каналов, связывающих Европу и Россию, а не на количественном определении потенциального воздействия, в котором, возможно, будут доминировать эффекты снижения доверия инвесторов в связи с геополитической напряженностью5.

В то же время, по мнению экспертов, применение санкций поможет России освободиться от роли донора мировой финансовой системы и сохранить для собственного развития значительную часть капитала, утекающего за рубеж. За счет этого можно добиться 1,5-кратного увеличения объема инвестиций в развитие российской экономики6.

Для этого России необходимо следовать новой модели экономического развития, которая должна обеспечить соблюдение очевидных требований, предъявляемых к экономике обществом и государством:

• конституционные нормы социального государства, включая цели повышения уровня и продолжительности жизни населения, снижения безработицы;

• провозглашенные руководством страны задачи осуществления модернизации и новой индустриализации экономики, перевода ее на инновационный путь развития;

• целевые ориентиры, установленные Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [7];

5 Хусейн Аасим М., Ильина А., Ли Зен. Российские связи Европы. URL: http://imf.org/external/russian/np/blog/2014/ 080114ar.pdf.

6 Момент истины: Россия и санкции Запада. URL: http://za-donkazak.ru/uploads/1/ukraina/moment_istiny_rossiya_i_sank-cii_zapada.pdf.

• поставленные в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ задачи структурной перестройки экономики, ее деофшоризации и демонополизации, обновления промышленности, создания механизмов долгосрочного кредитования производственной деятельности, усовершенствования налогово-бюджетной политики, всемерного развития экономической интеграции на постсоветском пространстве. Для выполнения этих требований государство располагает механизмами налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики генерирования и распределения ресурсов, распоряжения своей собственностью и регулирования использования частной собственности [2, 9, 10]. Особое значение играет роль государства как ключевого субъекта структурных преобразований. В периоды экономической турбулентности и крупномасштабных структурных изменений, когда рыночные механизмы дают сбой, государство вынуждено принимать на себя роль основного субъекта развития [4, 5, 12].

Как показывает экономический анализ, наряду с соответствующим усилением регулирующего воздействия государства часто вынуждены прибегать к прямому управлению ключевыми для модернизации субъектами хозяйства, вводя механизмы жесткого планирования. Тому есть убедительное историческое подтверждение — так было во всех капиталистических странах в 1930-1950-е гг., а также во всех новых индустриальных странах в послевоенный период. Многие передовые страны прибегали к национализации и в предыдущий структурный кризис, пик которого пришелся на 1970-1980-е гг. [6].

Планирование необходимо для обеспечения целевого использования ресурсов, выделяемых для модернизации и структурной перестройки экономики. Переход к новому технологическому укладу требует существенного увеличения нормы накопления, многократного повышения инновационной активности. Для этого необходимо резкое увеличение объема кредита и удлинение его сроков. Эту задачу в нынешних российских условиях может решить только Банк России за счет кардинального расширения объемов и удлинения сроков рефинансирования коммерческих банков. На первом этапе во избежание разбазаривания этих средств на спекулятивные операции можно действовать в контуре государственных банков и предприятий. После формирования соответствующей технологической траектории и вывода созданных при поддержке государства хозяйствующих субъектов в режим рас-

ширенного воспроизводства на основе рыночных механизмов мобилизующая функция государства может быть свернута, а масштаб государственного сектора сокращен.

Чтобы связать указанные меры политики модернизации и развития, необходимо стратегическое планирование, включающее постановку долгосрочных целей, выбор приоритетов структурной перестройки экономики на основе нового технологического уклада, разработку и реализацию соответствующих программ, а также механизмы их финансирования и ресурсного обеспечения, ответственности за реализацию поставленных задач, мониторинга и контроля.

Смена курса в нынешних условиях представляет собой уже не лозунг на неопределенно далекое будущее, а категорический императив выживания нашей страны и ее населения в условиях начавшейся конфронтации с глобальным (западным) проектом, который пытается выйти из кризиса за счет своей периферии, к которой сегодня, увы, относится и Россия. Таким образом, вопрос стоит крайне остро: измениться, чтобы выжить!

Для достижения указанных базисных стратегических параметров необходимо проведение глубокой модернизации экономики на основе нового, VII, технологического уклада (ТУ), рост которого становится основой развития мировой экономики на ближайшие десятилетия. Его ядро составляют кластеры нано-, био-, а также информационно-коммуникационных технологий, которые устойчиво растут с темпом около 35% в год и уже к 2018-2020 гг. наберут достаточный вес, чтобы взять на себя роль локомотива глобального экономического роста.

В зависимости от скорости распространения новейших технологий и модернизации экономики на их основе будут складываться конкурентные преимущества национальных экономик, а также возможности их развития в условиях глобальной конкуренции. Преуспеют те, кто быстрее сможет выйти на траекторию роста нового ТУ и вложиться в составляющие его производства на ранних фазах развития. И, наоборот, по мере формирования новых технологических траекторий вход на них будет становиться все дороже.

Переживаемый в настоящее время кризис должен закончиться, когда капитал, оставшийся после коллапса «финансовых пузырей», вольется в производства VII технологического уклада. После структурной перестройки экономики ведущих стран на его основе, которая продлится еще несколько лет,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Priorities of Russia 8 -

начнется новая длинная волна экономического роста. При этом баланс негативных и позитивных эффектов будет определяться скоростью роста новых производств, компенсирующих сжатие устаревающей части экономики и обесценивание спекулятивных активов. При всех сценариях глобального кризиса возможности развития российской экономики будут зависеть не столько от внешних факторов, сколько от внутренней экономической политики.

Для опережающего становления нового технологического уклада и подъема экономики на длинной волне роста необходима концентрация ресурсов в развитии перспективных производственно-технологических комплексов, что требует целенаправленной национальной финансово-инвестиционной политики, включающей соответствующие инструменты денежно-кредитной, налогово-бюджетной, промышленной и внешнеэкономической политики. Их необходимо ориентировать на становление ядра нового технологического уклада и достижение си-нергетического эффекта формирования кластеров новых производств, что предполагает согласованность макроэкономической политики с приоритетами долгосрочного технико-экономического развития. Последние должны формироваться, исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, глобальных направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных преимуществ.

Необходимым условием выхода российской экономики на траекторию успешного экономического роста является наличие собственной стратегии долгосрочного развития. Указанная стратегия предполагает проведение системной научно-технической и структурной политики по выращиванию составляющих новый технологический уклад научно-производственных комплексов, научный подход при формировании и реализации такой политики. Предпосылкой успешности указанной стратегии выступает эффективная работа национальной финансово-инвестиционной системы, способной обеспечить переток капитала в развитие новых производств, опирающейся на внутренние источники кредита. Для формирования стратегии необходимо, в частности:

• создание системы стратегического планирования, способной выявлять перспективные направления экономического роста, а также направлять деятельность государственных институтов развития на их реализацию;

• обеспечение необходимых для опережающего роста нового технологического уклада мак-

-43 (280) - 2014-

Приоритеты России

- 9

роэкономических условий, включая создание внутренних источников кредита и устранение «белых пятен» в налоговой сфере; • создание институтов финансирования проектов развития производственно-технологических комплексов нового технологического уклада и сфер потребления их продукции. Инструменты кредитно-финансовой и налоговой политики должны обеспечить адекватное денежное предложение для расширенного воспроизводства и устойчивого развития экономики. Сегодня российский кредитный рынок занимает по отношению к внешним кредитным рынкам зависимое и подчиненное положение (объем внешнего кредитования превысил 750 млрд долл., или порядка 27 трлн руб. при объеме внутреннего кредитования предприятий и организаций на 01.01.2013 — 21 трлн руб.), что вызвано прежде всего 3 факторами:

1) на порядок более емким, долгосрочным и дешевым кредитным рынком в мировых финансовых центрах, что обеспечивается политикой нулевых (реально отрицательных) процентных ставок эмитентов мировых валют;

2) недостаточным размером российской финансовой системы;

3) превышением ставок кредитования на внутреннем рынке рентабельности ключевых секторов экономики, что снижает спрос на кредиты или делает их в принципе недоступными.

В цели государственной кредитно-финансовой и налоговой политики, а также деятельности Банка России должно быть включено поддержание инвестиционной активности на уровне, необходимом для обеспечения устойчивого экономического роста при полной занятости трудоспособного населения. Необходим комплексный подход к формированию денежной эмиссии в увязке с целями экономического развития и задачами бюджетной, промышленной и структурной политики. Причем проводить политику следует с опорой на внутренние источники и механизмы рефинансирования кредитных институтов, замкнутые на кредитование реального сектора экономики и инвестиций в приоритетные направления развития. Это можно сделать путем использования различных способов организации денежного предложения: косвенных (рефинансирование под залог облигаций, векселей и других обязательств платежеспособных предприятий) и прямых (софи-нансирование государственных программ, предоставление госгарантий, кредитование институтов развития, проектное финансирование).

При выборе направлений кредитования следует учитывать межотраслевой мультипликационный эффект, стремясь к сбалансированному росту спроса и производства, повышению эффективности и снижению издержек без инфляционных последствий. Важно при этом принимать во внимание разные последствия расширения денежного предложения для различных секторов экономики: внутренней и внешней торговли, обрабатывающей и добывающей промышленности, развития инфраструктуры, ва-лютно-финансового рынка, формирования рублевых резервов зарубежными заемщиками и др. [3, 11].

В целях обеспечения устойчивого экономического роста России желательна долгосрочная стабилизация обменного курса рубля в реальном выражении. Наряду с продолжением тактики увеличения валютных резервов в периоды благоприятной конъюнктуры рынков энергоносителей и их расходования в другие периоды в целях обеспечения стабильности реального курса рубля необходимо расширить инструменты регулирования спроса и предложения иностранной валюты. При этом следует предусмотреть возможность взимания экспортных пошлин в иностранной валюте с ее аккумулированием на валютных счетах правительства в случае избыточного предложения валюты, а также введения Банком России правил обязательной полной или частичной продажи валютной выручки экспортеров на внутреннем рынке в случае ее недостаточного предложения.

Таким образом, применение экономических санкций создает стимул для наращивания инвестиций в модернизацию и развитие российской экономики за счет сокращения оттока капитала и перехода на внутренние источники кредитования.

Список литературы

1.БорисовВ.Н., Почукаева О.В. Инновационное развитие машиностроения // Проблемы прогнозирования. 2013. № 1. С. 38-51.

2. Глотова И.И., Сидоренко А.В., Зыза К.С. Особенности стабилизационной финансовой политики в Российской Федерации // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 30. С.139-144.

3. ДудинМ.Н., ЛясниковН.В. Налоговое стимулирование инвестиционной активности промышленных предприятий как условие сбалансированного экономического роста регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 29. С. 26-32.

4. Имамов М.М. Особенности формирования государственной стратегии социально-экономи-

-43 (280) - 2014-

ческого развития страны на основе реализации приоритетных национальных проектов // Science Time. 2014. № 1. С. 68-74.

5. Клочков В.В., Критская С.С. Прогнозирование долгосрочных экономических последствий введения санкций против российской высокотехнологичной промышленности (на примере гражданского авиастроения) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 41. C. 14-25.

6. Новая экономическая политика. Политика экономического роста / под общ. ред. академика РАН В.В. Ивантера. Авт. коллектив: В.В. Ивантер, М.Н. Узяков, М.Ю. Ксенофонтов, А.А. Широв, В.С. Панфилов, О.Дж. Говтвань, Д.Б. Кувалин, Б.Н. Порфирьев. М.: ИНП РАН, 2013.

7. О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596.

8. РостовскийМ. Россия и санкции: кто кого? // Московский комсомолец. 10.10.2014. № 26646.

9. Фролов И.Э., Ганичев Н.А. Научно-технологический потенциал России на современном этапе: проблемы реализации и перспективы развития // Проблемы прогнозирования. 2014. № 1. С. 3-20.

10. Фролов И.Э. Теоретико-методологические аспекты проблемы прогнозирования мировых финансово-экономических кризисов: научные труды ИНП РАН. М.: МАКС Пресс, 2010.

11. Фролов И.Э., Ганичев Н.А., Кошовец О.Б., Ципко В.А. Анализ управления и контроля бюджетными ресурсами в условиях финансово-экономического кризиса: зарубежный опыт и уроки для России. М.: Изд-во Счетной палаты РФ, 2011.

12. Фролов И.Э., Ганичев Н.А., Кошовец О.Б. Долгосрочный прогноз производственных возможностей высокотехнологичных отраслей // Проблемы прогнозирования. 2013. № 3. С. 48-58.

National interests: priorities and security Priorities of Russia

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY IN TERMS OF ECONOMIC SANCTIONS: NATIONAL INTERESTS AND SECURITY

Mikhail N. DUDIN, Nikolai V. LYASNIKOV

Abstract

The article analyzes the trends in the Russian economy development under economic sanctions. Exploring the rate of economic growth of the Russian Federation in the first half of 2014, the authors plan to determine the economic development prospects of the Russian Federation in the conditions of introduction of sectoral sanctions by the European Union and the United States. The legal, comparative and economic and statistical analysis methods constitute the methodological basis of this article. The authors came to a conclusion that the sanctions imposed on Russia, as well as the retaliation, are carrying threats to the economic growth that is expected to be negative in 2014. The industrial production remains one of the most stable sectors of the economy. Despite the negative impact of political factors, the industrial production dynamics showed a moderate growth in comparison to the same period in 2013. The investment activity started to slow down. The main hindrances to capital investment are the insecurity of the companies in

demand for the mid-term perspective, the reduction of investment base within the background of profitability decline and the lack of productivity growth. The weakening of the Russian currency also plays a significant role that makes the investment programs, taking into account the cost of imported equipment, more expensive in ruble equivalent, and due to this fact, they become less profitable. In view ofthe sanctions, the Russian companies are reducing imported goods consumption ofthe investment group, which should partially compensate this negative factor for the economy by means of net exports. The situation in the money market appears to be stable largely because of the substantial dependence of banks on the money supply by the Central Bank of the Russian Federation. Nevertheless, the increase ofthe base interest rate makes it more expensive, even the most short-term money. With the new measures of the Central Bank of the Russian Federation on the liberalization of foreign exchange policy, the potential for further increase in the base interest rate looks rather high. Given the inevitable

Приоритеты России Priorities of Russia - 11 -

jump in food prices, as well as the unstable situation on global markets and the ruble and inflation will force the regulator to tighten interest rate policy in 2014. Thus, the Russian economy under the influence of economic sanctions imposed by the EU and U.S. has a chance to move from stagnating to the phase of a technical recession. To overcome these consequences, Russia should pursue a new model of economic development, which should ensure the observing of the requirements to the economy, society and the State. The practical significance of the research is to develop measures for the Russian economy to emerge from the crisis created by the sanctions imposed.

Keywords: sanctions, economy, Russian Federation, development, European Union, USA, crisis

References

1. Borisov V.N., Pochukaeva O.V. Innovatsion-noe razvitie mashinostroeniya [The innovation-based development of mechanical engineering]. Problemy prognozirovaniya — Problems offorecasting, 2013, no. 1, pp. 38-51.

2. Glotova I.I., Sidorenko A.V., Zyza K.S. Osoben-nosti stabilizatsionnoi finansovoi politiki v Rossiiskoi Federatsii [The stabilization financial policy of the Russian Federation]. Ekonomika i sovremennyi menedzhment: teoriya ipraktika — Economy and modern management: theory and practice, 2013, no. 30, pp. 139-144.

3. Dudin M.N., Lyasnikov N.V. Nalogovoe stimu-lirovanie investitsionnoi aktivnosti promyshlennykh predpriyatii kak uslovie sbalansirovannogo ekonom-icheskogo rosta regionov [Tax incentives for investment activity of industrial enterprises as a condition of the balanced economic growth in the regions]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika — Regional economics: theory and practice, 2014, no. 29, pp. 26-32.

4. Imamov M.M. Osobennosti formirovaniya go-sudarstvennoi strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya strany na osnove realizatsii prioritetnykh natsional'nykh proektov [Formation of State strategy of the socio-economic development of the country through the priority national projects implementation]. Science Time, 2014, no. 1, pp. 68-74.

5. Klochkov V.V., Kritskaya S.S. Prognozirovanie dolgosrochnykh ekonomicheskikh posledstvii vvedeni-ya sanktsii protiv rossiiskoi vysokotekhnologichnoi promyshlennosti (na primere grazhdanskogo aviastro-eniya) [Prediction of long-term economic consequences of the imposition of sanctions against Russia's high-tech industry (for example, civil aviation)]. Natsional'nye

interesy: prioritety i bezopasnost'—National interests: priorities and security, 2014, no. 41, pp. 14-25.

6. Novaya ekonomicheskaya politika. Politika ekonomicheskogo rosta [New Economic Policy. Policy of economic growth]. Moscow, Institute of Economic Forecasting of RAS Publ., 2013. 54 p.

7. Decree of the RF President "On Long-term State economic policy" of May 07, 2012 № 596. (In Russ.)

8. Rostovskii M. Rossiya i sanktsii: kto kogo? [Russia and sanctions: who will win?]. Moskovskii komsomolets, 2014, October 10, no. 26646.

9. Frolov I.E., Ganichev N.A. Nauchno-tekhno-logicheskii potentsial Rossii na sovremennom etape: problemy realizatsii i perspektivy razvitiya [Scientific and technological potential of Russia at the present stage: implementation problems and prospects of development]. Problemy prognozirovaniya — Problems of forecasting, 2014. no.1, pp. 3-20.

10. Frolov I.E. Teoretiko-metodologicheskie as-pekty problemy prognozirovaniya mirovykh finansovo-ekonomicheskikh krizisov: nauchnye trudy INP RAN [Theoretical and methodological aspects of the problem of forecasting of global financial and economic crises. In: Proceedings of Institute of Economic Forecasting of RAS]. Moscow, MAKS Press Publ., 2010.

11. Frolov I.E., Ganichev N.A., Koshovets O.B., Tsipko V.A. Analiz upravleniya i kontrolya byudzhetny-mi resursami v usloviyakhfinansovo-ekonomicheskogo krizisa: zarubezhnyi opyt i uroki dlya Rossii [An analysis of management and control of budgetary resources in the conditions of financial and economic crisis: foreign experience and lessons for Russia]. Moscow, Izdatel'stvo Schetnoi palaty RF Publ., 2011.

12. Frolov I.E., Ganichev N.A., Koshovets O.B. Dolgosrochnyi prognoz proizvodstvennykh vozmozh-nostei vysokotekhnologichnykh otraslei [Long-term prognosis of production capabilities of high-tech industries]. Problemy prognozirovaniya — Problems of forecasting, 2013, no. 3, pp. 48-58.

Mikhail N. DUDIN

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation dudinmn@mail.ru

Nikolai V. LYASNIKOV

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation acadra@yandex.ru

-43 (280) - 2014-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.