Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ'

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логистика / логистический центр / региональная экономика / логистическая инфраструктура / Свияжский межрегиональный мультимодальный терминально-логистический центр. / logistics / logistic center / regional economy / logistic infrastructure / Sviyazhsk interregional mul- timodal terminal and logistic center.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С. С. Кудрявцева

В статье систематизированы преимущества логистических центров для развития региональной экономики. Представлен опыт Республики Татарстан. Обозначены основные направления деятельности региональных логистических центров с учетом их специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ECONOMY DEVELOPMENT ON THE BASIS OF LOGISTIC CENTERS ACTIVITIES

The advantages of logistic centers for the regional economy development are enumerated. The Republic of Tatarstan experience is presented. The main areas of regional logistic centers activity taking into account their specialization are indicated.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ»

УДК 332.1

С.С. Кудрявцева

Казанский национальный исследовательский технологический университет,

Казань, 420015 e-mail: sveta516@mail.ru

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

В статье систематизированы преимущества логистических центров для развития региональной экономики. Представлен опыт Республики Татарстан. Обозначены основные направления деятельности региональных логистических центров с учетом их специализации.

Ключевые слова: логистика, логистический центр, региональная экономика, логистическая инфраструктура, Свияжский межрегиональный мультимодальный терминально-логистический центр.

S.S. Kudryavtseva

Kazan National Research Technological University, Kazan, 420015 e-mail: sveta516@mail.ru

REGIONAL ECONOMY DEVELOPMENT ON THE BASIS OF LOGISTIC CENTERS ACTIVITIES

The advantages of logistic centers for the regional economy development are enumerated. The Republic of Tatarstan experience is presented. The main areas of regional logistic centers activity taking into account their specialization are indicated.

Key words: logistics, logistic center, regional economy, logistic infrastructure, Sviyazhsk interregional multimodal terminal and logistic center.

Повышение качества жизни населения и развитие экономики во многом предопределяется прогрессом в деятельности транспортной отрасли, комплексным развитием транспортной инфраструктуры, интеграцией преимуществ различных видов транспорта. Наряду с другими инфраструктурными отраслями транспорт обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей. Поэтому значительно возрастает системообразующая роль транспорта, устанавливается взаимосвязь задач его развития с приоритетами социально-экономических преобразований. Основные тенденции развития транспортного комплекса российской экономики систематизированы и представлены в работах автора [1-4].

Однако сегодняшний уровень развития транспортной, оптово-торговой и складской инфраструктуры экономики Российской Федерации и Республики Татарстан отстает от современных требований. Различные виды грузового транспорта - автомобильный, железнодорожный, водный (в том числе «река - море») и воздушный, отдельные портовые, железнодорожные, автомобильные склады, оптовые и мелкооптовые базы, таможенные терминалы и т. п. функционируют в отраслевой изоляции.

Так, основной объем грузоперевозок в пределах Поволжского федерального округа формируется и осуществляется в крупных грузообразующих центрах, городах и промышленных предприятиях региона. Грузоперевозки в сфере потребления, малого и среднего бизнеса осуществляются через оптовые складские комплексы или сетью мелких транспортных операторов, часто работающих с домашних телефонов.

Отсутствует единая система мониторинга грузодвижения и его информационного обеспечения, в том числе в части электронного документооборота. В регионе до настоящего времени не созданы условия для единого (сквозного) и эффективного узла грузодвижения. В результате предприятия вынуждены хранить у себя большие запасы готовой продукции и оборотных средств, иметь собственный транспорт, что существенно увеличивает издержки производства и сферы распределения (оптовой и мелкооптовой торговли). Все это сдерживает деловое партнерство как во внутреннем, так и в международном взаимодействии.

При этом в цикле «производство - потребление продукции», по экспертным оценкам, собственно на изготовление товарного продукта тратится от 5 до 10% времени, а остальные 90-95% времени приходится на транспортно-складские и посреднические операции и услуги. В результате транспортно-складские расходы непропорционально высоки и превышают зарубежные показатели в 2-2,5 раза, т. е. достигают 25-30% и более по видам продукции промышленности в себестоимости.

В этих условиях практически невозможно формировать тарифную политику, экономически эффективно использовать имеющиеся транспортные, терминальные и складские мощности, оптимизировать транспортные затраты в себестоимости выпускаемой продукции.

Вместе с тем автомобилизация в стране опережает развитие сети автомобильных дорог. Усилилось межрегиональное соперничество за транзитные грузопотоки, повысились требования к качеству организации и выполнения транзитных перевозок. Ужесточились стандарты по эко-логичности и безопасности транспортных средств. В этих условиях транспортный комплекс должен дать экономике нечто большее, чем просто достаточные пропускные и провозные возможности транспортных компаний, которые являются всего лишь «комплектующими» для создания конкурентоспособной современной транспортной услуги, обеспечивающей максимальное ускорение товародвижения и снижение удельных транспортных издержек.

Фактически все направления технологического процесса на транспорте и применяемые транспортные, терминальные, таможенные и другие технологии, которые специалисты считают сейчас перспективными: контейнеризация, развитие мультимодальных перевозок, информатизация, создание распределительных центров, сети терминалов и др., замыкаются на логистической цепочке.

Таким образом, развитие производительных сил в регионе, межрегиональная и международная специализация и кооперирование требуют создания современной международно апробированной логистической системы - сквозной грузопроводящей и грузообрабатывающей и оптово-торговой инфраструктуры с соответствующими экономическими, организационными и правовыми механизмами.

В большинстве стран мира (включая развивающиеся) все виды грузового транспорта, перегрузочные узлы и грузораспределительные центры уже много лет работают в увязке как друг с другом, так и с обслуживаемыми производственно-торговыми структурами в составе единой международной логистической сети по согласованным стандартам и нормативам. Системообразующими узлами этой сети служат транспортно-логистические комплексы на базе портов (морских и речных) и наземных транспортных (автомобильных, железнодорожных) и оптово-перерабатывающих (складских) мощностей.

Также транспортно-логистические комплексы являются катализаторами развития и других секторов, регионов и городов.

«Европеизация» отечественной транспортно-грузопроводящей и грузоперерабатывающей инфраструктуры - непременное условие фактического интегрирования России в целом и ее регионов как в межрегиональные, так и в международные оптово-торговые экономические связи, существенного роста объемов экспортно-импортных операций.

Мировой опыт развития экономики в условиях глобализации доказывает необходимость ведения бизнеса по установившимся международным стандартам. В то же время специфика российского рынка накладывает свои ограничения на деятельность компаний, работающих в сфере перевозок грузов.

Предприятию, фирме, концерну при реализации каналов распределения готовой продукции приходится решать комплекс вопросов, связанных с доставкой, и в первую очередь выбирать вид транспорта, методы организации перевозок и тип транспортного средства. При выборе транспортных средств руководствуются, прежде всего, соответствием его типа свойствам перевозимых грузов.

Повысились требования к транспортному обслуживанию, хозяйственные субъекты стали экономить на транспорте, избегать потерь на стыках различных видов транспорта.

В борьбе за клиента-грузовладельца уже недостаточно предложить ему оптимальное соотношение параметров «время - цена». Его все больше интересует расширение спектра соответствующих услуг (доставка «от двери до двери», документарное и финансовое сопровождение перевозок, прозрачная система страхования грузов по всей цепочке перевозок).

Эти услуги как средство конкурентной борьбы отечественных перевозчиков еще не получили повсеместного распространения. Вот когда все эти элементы складываются воедино, тогда и возникает логистический сервис. Его нельзя внедрить административными мерами. Однако можно создать условия для такого транспортного обслуживания. В их осуществлении заинтересовано и государство, и операторы транспортного рынка. Складывается основа для партнерства между ними.

Развитие экономики как в Поволжском регионе в целом, так и Республике Татарстан как его неотъемлемой части предполагает естественную потребность в ускорении и упрощении процесса доставки товаров конечному потребителю. Пока грузообразующие предприятия республики для отправки товаров содержат собственную транспортную службу. Однако работа транспортных цехов оказывается не всегда эффективной. Доля транспортных затрат в себестоимости продукции (как уже отмечалось ранее) в несколько раз превышает аналогичный показатель в странах с развитой рыночной экономикой. Вместе с тем сокращение на 1% транспортных затрат эквивалентно увеличению объема реализации товаров на 6-7%.

Одним из путей интенсивного развития транспортного комплекса Республики Татарстан и Поволжского региона является организация транспортно-логистической системы с созданием комплекса складских и терминальных логистических центров. В то время, когда 85% грузов в Поволжье перевозится сторонними операторами перевозок, задача создания в регионе, в том числе в Республике Татарстан, мультимодальных транспортных узлов, работающих на принципах транспортной логистики с единым интермодальным оператором, является весьма актуальной. Реализация ее предполагает комплексное развитие всех видов транспорта, терминального, складского хозяйства, систем информационного и страхового сопровождения грузов.

Экономическая эффективность и привлекательность подобного подхода очевидна и подтверждается фактом работы многих транспортно-промышленно-торговых комплексов в различных странах мира, а также регионах страны.

Его реализация позволит:

- резко увеличить внешнеторговый оборот республики, а также других регионов Поволжья;

- обеспечить загрузку грузового транспорта, а также предприятий-смежников (в т. ч. предприятий по изготовлению современной грузообрабатывающей и складской техники, подвижного состава и средств транспортировки), оптовых баз-складов и таможенных терминалов;

- создать большое количество рабочих мест и объектов социальной и деловой инфраструктуры;

- улучшить экологическую обстановку в регионе за счет широкого применения контейнеров международного стандарта и перевода части грузопотоков с автомобильного на более чистые виды транспорта (водный, в том числе «река - море», железнодорожный);

- снизить расходы грузовладельцев за счет рационализации транспортно-складского цикла, исключения излишних запасов оборотных средств, реализации схем доставки «точно в срок» и «от двери до двери», в том числе на основе перевода дорогостоящих массовых грузов на доставку в контейнерах и других «организованных» единицах.

Мультимодальным транспортным узлом федерального значения может стать Свияжский грузовой терминал, для которого произведено обоснование выбора площадки в районе пос. Нижние Вязовые в Зеленодольском районе Республики Татарстан в устье реки Свияга -Свияжский межрегиональный мультимодальный терминально-логистический центр [5].

Решение вопросов, связанных с организацией транспортной инфраструктуры на основных международных транспортных коридорах и улучшением использования терминальных мощностей в республике на основе создания мультимодального логистического центра, позволит освоить новые сегменты внутреннего и международного рынков транспортных услуг, повысить качество транспортного обслуживания при осуществлении экспортно-импортных и транзитных перевозок, в том числе и в крупнотоннажных контейнерах.

Международный поток транзитных грузов по транспортным коридорам будет возрастать с каждым годом. От степени нашего участия в этой работе будут во многом зависеть и темпы дальнейшего экономического развития региона, и рост объемов бюджетных поступлений от транспортных, терминальных, портовых и других услуг транспортно-логистической системы грузоперевозок.

Заинтересованность в создании современного мультимодального терминально-логистического центра в Республике Татарстан, в том числе для расширения возможностей использования транзитного потенциала территории, по которой проходят пересекающиеся международные транспортные коридоры «Север - Юг» и «Запад - Восток», а также экономического, в т. ч. ресурсного потенциала Поволжья проявляют как отечественные, так и зарубежные бизнес-структуры и деловые круги.

В реализации данного проекта высказывали свою заинтересованность Правительство Удмуртской, Чувашской и Башкирской республик, администрации Нижегородской, Астраханской областей, промышленные предприятия Пермской и Иркутской областей, порт г. Барселоны, Гамбургская портовая компания НРС, немецкие фирмы «Альма-Матер» и «Зеллхорн».

Проявляется готовность к переговорам о долевом инвестировании соответствующих инфраструктурных объектов. Однако для инвесторов определяющим является не столько абсолютная стоимость программ, сколько выполнение определенных условий естественного характера.

Поэтому основными задачами программы создания межрегионального мультимодального транспортно-логистического центра в Республике Татарстан являются:

- переход на единую международную автоматизированную схему платежей учета мониторинга в системе грузодвижения;

- обеспеченность современным терминальным хозяйством, перегрузочным оборудованием, средствами транспортирования, подвижным составом и соответствующей грузообрабатывающей базой оптовых грузовладельцев;

- наличие и развитие организационно-экономических механизмов образования и функционирования транспортно-логистических комплексов (информационно-правовых, финансовых, налого-во-ценовых, тарифно-пошлинных, операторских, в том числе транспортных, терминальных);

- наличие посреднических и прочих структур;

- гарантирование инвестиций со стороны региональных и федеральных органов власти.

В связи с вышеуказанным необходимо остановиться на основных характеристиках реализации проекта строительства Свияжского межрегионального мультимодального терминально-логистического центра Казанского транспортного узла.

Таким образом, Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр окажет большое влияние на развитие транспортно-логистической системы региона, а также станет частью большого транспортного коридора «Европа - Западный Китай». Развитие инфраструктуры на территории Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра даст дополнительный приток инвестиций за счет размещения бизнес-сектора, а также обеспечит развитие районов, расположенных вблизи регионального логистического центра.

Литература

1. Краснова О.М., Кудрявцева С.С. Характеристика транспортного комплекса Республики Татарстан (1 часть) // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2018. - № 1. - С. 11-21.

2. Краснова О.М., Кудрявцева С.С. Характеристика транспортного комплекса Республики Татарстан (2 часть) // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2018. - № 2. - С. 43-48.

3. Кудрявцева С.С. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры российской экономики на принципах модели открытых инноваций // Актуальные задачи управления качеством и конкурентоспособностью продукции в современных условиях: Материалы Междунар. науч.-практ. конференции. - Казань: Российский университет кооперации; Европейский университет Молдовы, 2016. - С. 323-324.

4. Кудрявцева С.С., Неганов К.К. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры российской экономики на принципах модели открытых инноваций // Российская экономика: взгляд в будущее: Материалы III Междунар. науч.-практ. конференции, 2017. - С. 154-159.

5. Свияжский межрегиональный мультимодальный терминально-логистический центр [Электронный ресурс]. - URL: http://mindortrans.tatarstan.ru/investproekt/annotaciya.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.