Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ НА БАЗЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ)'

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ НА БАЗЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Государственный сектор экономики / управление / промышленная политика / государственные закупки / инновационное развитие / логистизация страны. / Public sector of the economy / management / industrial policy / public procurement / innovative development / logistics of the country.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумаев В.А.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью развития экономики путём использования инновационных разработок, инициатором и главным исполнителем которого должно стать государство. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является использование результатов анализа зарубежного и отечественного опыта управления экономикой. Рассмотрен опыт ведущих зарубежных стран в области управления государственным сектором экономики и его масштабов, показаны проблемы российской экономики и предложены рекомендации по расширению участия государства в экономическом развитии, в частности организация инновационной деятельности, создания транспортно-логистической системы страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE ECONOMY ON THE BASIS OF THE PUBLIC SECTOR (ON THE EXAMPLE OF RUSSIA)

The relevance of the problem under study is due to the need to develop the economy through the use of innovative developments, the initiator and main executor of which should be the state. The leading approach to the study of this problem is the use of the results of the analysis of foreign and domestic experience in economic management. The experience of leading foreign countries in the field of management of the public sector of the economy and its scale is considered, the problems of the Russian economy are shown and recommendations are proposed for expanding the participation of the state in economic development, in particular, the organization of innovative activities, the creation of the transport and logistics system of the country.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ НА БАЗЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ)»

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ НА БАЗЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА (НА ПРИМЕРЕ

РОССИИ)

Шумаев В.А.

доктор экономических наук, профессор, индивидуальный предприниматель, г. Москва

DEVELOPMENT OF THE ECONOMY ON THE BASIS OF THE PUBLIC SECTOR (ON THE

EXAMPLE OF RUSSIA)

Shumaev V.

Doctor of Economics, Professor, individual entrepreneur, Moscow,

Аннотация

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью развития экономики путём использования инновационных разработок, инициатором и главным исполнителем которого должно стать государство. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является использование результатов анализа зарубежного и отечественного опыта управления экономикой. Рассмотрен опыт ведущих зарубежных стран в области управления государственным сектором экономики и его масштабов, показаны проблемы российской экономики и предложены рекомендации по расширению участия государства в экономическом развитии, в частности организация инновационной деятельности, создания транспортно -логистической системы страны.

Abstract

The relevance of the problem under study is due to the need to develop the economy through the use of innovative developments, the initiator and main executor of which should be the state. The leading approach to the study of this problem is the use of the results of the analysis of foreign and domestic experience in economic management. The experience of leading foreign countries in the field of management of the public sector of the economy and its scale is considered, the problems of the Russian economy are shown and recommendations are proposed for expanding the participation of the state in economic development, in particular, the organization of innovative activities, the creation of the transport and logistics system of the country.

Ключевые слова: Государственный сектор экономики, управление, промышленная политика, государственные закупки, инновационное развитие, логистизация страны.

Keywords: Public sector of the economy, management, industrial policy, public procurement, innovative development, logistics of the country.

Введение

В большинстве развитых стран государственный сектор является авангардным участником развития экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности продукции и производств на основе инноваций, прибыльности и повышения благосостояния. В каждом государстве имеются нужды безопасности и социальные проблемы (безработица, социальное обеспечение, регулирование цен и т.п.), которые рынок не решает. Поэтому актуальным для каждой страны, в особенности Российской Федерации, является организация инновационной деятельности по созданию конкурентоспособной продукции, а также развития транспорта и инфраструктуры, где передовые позиции занимает государственный сектор экономики.

Государственное финансирование достаточно размыто по секторам экономики, что поддерживает её, но не даёт импульса развитию. Поэтому финансы целесообразно направить, в первую очередь, на организацию инновационного развития экономики, транспорта и дорог, лидером которого должен стать государственный сектор, взявший на себя инициативу прогрессивного развития, повышения конкурентоспособности изделий и производств, за

которым потянется и частный сектор рыночной экономики страны.

Анализ показал, что практически все государства имеют государственный сектор и функции регулирования. Россия не является исключением и также имеет государственный сектор экономики. Государство участвует в создании нормативной базы рыночной экономики. Приняв курс на инновационное развитие экономики, в России в качестве теоретической основы используют концепцию динамического развития экономической системы Кондратьева [3], его теоретическую базу управления инновационным развитием, разработанную на её основе теорию оптимального государственного регулирования экономики. Однако страна находится на начальной стадии создания рыночной экономики, поэтому нуждается в использовании положительного опыта наиболее развитых стран, особенно в части инновационного развития.

Опыт зарубежных стран по содержанию государственного сектора экономики

В настоящее время государственный сектор экономики в различных странах играет неодинаковую роль, однако имеются и схожие функции. Правительство страны, как правило, везде регулирует

финансирование обороны, выпуска денег, международной торговли, почты и т.д. В компетенцию местных территориальных органов власти традиционно входят вопросы охраны порядка, образования, уровня жизни.

Наибольшее влияние государственный сектор экономики получил в Австрии. Во многих отраслях её экономики, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, электроэнергетике, на транспорте, доля государства превышает 75%. Далее по удельному весу государственной собственности в национальном хозяйстве идут, по мере убывания, Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды, Италия, Швеция Относительно невелика роль государства в экономике Японии и США. При этом даже в этих странах во второй половине XX века увеличилось участие государства во владении железными дорогами, федеральными автомобильными шоссе [2].

Во все времена важнейшей государственной функцией было формирование и соблюдение юридических норм. Ежегодно правительства развитых стран осуществляют закупки товаров и услуг на астрономические суммы, что делается в целях национальной обороны, эксплуатации дорог, обеспечения образования, соблюдения порядка и т.д. Кроме этого, государственные закупки существуют в виде программ, направленных на содействие и регулирование торговли, строительство жилья и развития городов, сохранение природных ресурсов и защиту окружающей среды. Если в США, расходуемые на это средства равны четверти национального производства, то в европейских странах данная цифра может достигать 40%. В США почти половина всех затрат на транспорте в государственном секторе финансируется федеральным правительством [4]. В европейских странах, где энергетических ресурсов немного, правительства вынуждены брать на себя заботу об электроэнергетике. Государство также предоставляет разнообразные дотации производителям при покупке оборудования, частным лицам в социальной сфере.

Государственный сектор в индустриальных странах все шире охватывает отрасли социальной сферы и услуг. Одним из перспективных направлений является введение всеобщего высшего образования. Эта идея уже апробируется в Японии и Швеции. Сходная ситуация и в области здравоохранения. Значительная часть медицинских организаций, находящихся в ведении муниципалитетов, могут конкурировать по объему и уровню предоставляемых услуг с частными медицинскими структурами.

Все большее влияние на мировую экономику оказывают развивающиеся страны, прежде всего, Азиатско-Тихоокеанского региона. Наблюдаются следующие тенденции: в Китае доля государственного сектора уменьшается, а в динамично развивающихся странах, таких как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Таиланд, доля государственного сектора расширяется [2].

Повсюду действует конкретная модель, и вопрос заключается в успешности ее практической реализации. Однако общим является то, что ни

одно правительство не может мириться с большим, но неэффективным и обременительным в финансовом отношении госсектором. Либо он неэффективен, и тогда его размеры и объем финансирования снижается, либо эффективен, и тогда его доля в национальной экономике может быть весьма велика.

Для западноевропейской модели в основном характерен довольно большой по объему, высокоэффективный и щедро финансируемый госсектор, имеющий весьма разнообразную отраслевую структуру. Для североамериканской модели, наоборот, типичен госсектор, специализирующийся главным образом на чисто государственных функциях, обороне и социальной инфраструктуре, исходя из принципа экономного финансирования. Для азиатской модели - формально небольшой госсектор, которому государство оказывает достаточно ощутимую финансовую и организационную поддержку. Примером реализации европейской модели является Швеция, которая при построении, так называемого, шведского социализма, опирается на огромный госсектор (32% занятых в стране) и крупные государственные расходы (52% ВВП).

В ряде стран наблюдаются отраслевые позиции госсектора. Например, в Италии крупнейшие государственные компании контролируют черную металлургию, электротехническую и судостроительную промышленность. В Испании постепенно расширяется госсектор в области производства электроэнергии, и в этой сфере устанавливается строгий государственный контроль. Госсектор Великобритании доминирует в угольной промышленности и ядерной энергетике. Во Франции наиболее сильны позиции госсектора в электроэнергетике, в аэрокосмической, электронной, химической промышленности, металлургии, автомобилестроении [1, 2].

Анализ опыта зарубежных стран показывает, что шаблонов функционирования государственного сектора экономики нет. В одних странах он очень большой (Греция, Италия, Франция), в других - почти отсутствует (Япония, Люксембург); где-то сконцентрирован на небольшом числе отраслей (Нидерланды), а где-то распространён по всей экономике (Франция, Португалия). В некоторых странах он высокоэффективен (Швеция, Франция), в других - не очень (Бельгия, США); в ряде стран действует унифицированная система управления предприятиями госсектора (Швеция), а где-то работает система пообъектного управления (США).

В целом, можно выявить общие закономерности: госсектор охватывает, в основном, военные и силовые структуры, почтовые услуги, железнодорожные перевозки, телекоммуникации и электроэнергетику. Даже в США он полностью доминирует в почтовых услугах и составляет примерно 1/4 часть в сфере железнодорожного транспорта и в электроэнергетике [4]. Энергетика, транспорт и связь являются отраслевыми приоритетами, на которых госсектор зарубежных стран концентрирует свое пристальное внимание.

Функционирование российского госсектора экономики

Анализ показал, что размеры российского госсектора за прошедшие годы приватизации стали незначительными, его финансирование урезано до предела, а результаты деятельности не достаточно удовлетворительные. Приватизация привела к тому, что в электроэнергетике доля госсектора в России оказалась более чем в 10 раз меньше, чем, например, во Франции, где эта отрасль почти полностью обобществлена. Каждая отдельная компания ограничена в капитальных вложениях, в то время как совместными усилиями можно было бы строить капиталоемкие объекты и развиваться. По нашему мнению энергетика должна быть полностью государственной. В других странах стремятся к слиянию компаний для получения большей устойчивости в рыночных условиях, а в России -пока наоборот.

Не намного лучше положение дел в топливной промышленности: доля госсектора во Франции, например, не опускалась ниже 40%, а в России она не достигает и 4%. В цветной металлургии российский госсектор имеет меньшую долю, чем французский [2]. Сегодняшняя отраслевая структура промышленного госсектора России пока далека от оптимальной.

Изменить сложившуюся ситуацию можно за счет совершенствования политики развития госсектора. Если госсектор финансировать в достаточной степени, то он превращается в высокоэффективный сегмент и технологический авангард национальной экономики, если же ему недодавать финансы, то он довольно быстро оказывается низкоэффективным и становится обузой для населения страны].

Инновационное развитие экономики России как приоритетное направление

Наряду с интенсивным использованием сырьевых отраслей Российская Федерация взяла курс на инновационное развитие, которое нуждается в эффективном управлении. В современных условиях ей необходимы новые механизмы управления развитием экономики, работающие на повышении инновационной составляющей, основанные на последних достижениях науки и техники и активной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Период развития инноваций длится порядка 25-30 лет до момента достижения рынком состояния зрелости. Чтобы резко поднять экономику Российской Федерации необходимо этот период сократить, то есть вместо эволюционных процессов применить скачкообразные. Это возможно на основе использования уже достигнутых другими странами передовых инновационных достижений. Наиболее эффективным путем такого использования является покупка заводов по производству инновационных продуктов на основе передовых технологий. Именно производства, а не только научной разработки. Имеется также в виду не организация совместного производства по сборке конкурентоспособной продукции, интеллектуальная собственность которой является зарубежной. Причем, прибыль от реализации такой продукции

принадлежит, в основном, зарубежным компаниям и не вкладывается в развитие российской экономики, а утекает за рубеж. Поэтому этот способ недостаточно эффективен для подъема национальной экономики на основе инноваций.

Покупка же передовых заводов выводит экономику на мировой уровень по производству какого-либо инновационного конкурентоспособного продукта. При этом и продукт будет являться российской собственностью, и технология его производства, и здания, оборудование. Рабочие места также будут российскими. Вся прибыль от реализации его останется в России и может быть вложена в развитие этого или другого инновационного производства. Таким образом, создается ступенька, по которой российская (пока еще отсталая) экономика может шагнуть в группу передовых, реализующих продукцию на уровне мировых стандартов. Далее должно быть организовано инновационное развитие этого продукта собственными силами (как и экономики в целом) с того передового уровня, причем уже российского национального продукта, производимого по собственным технологиям. Для покупки таких заводов требуются капиталы, то есть денежные средства. Суждения о том, что на это нет денег, это не правда. Они есть. Только может быть надо пересмотреть приоритеты расходов и направить средства на более эффективные направления.

Наряду с этим, следует проанализировать уже зарегистрированные ранее изобретения в различных областях экономики и не используемые на практике. Целесообразно выявить инновационные направления развития экономики, особенно ресурсосберегающие, и приступить к разработке проектов их практического использования в производстве и доведению до рынка [5]. Инициатором в этом деле должно быть государство с привлечением бизнеса. Как раз это сфера, где с успехом может реализоваться государственно-частное партнерство.

Кроме того, целесообразно изучить зарубежные изобретения и выявить возможность их покупки для организации производства в своей стране. Указанная выше схема не является новой. Она уже апробирована рядом восточных стран и показала положительные результаты. Однако в России только наблюдали, как это делала Япония, затем Корея, Тайвань, КНР вместо того, чтобы использовать их опыт. Однако в Российской Федерации приступили к активной реализации инновационных проектов, создавая посреднические организации по коммерциализации инновационных технологий и продуктов. Хотя и нужно было еще 50 лет назад начать реализацию схемы инновационного развития, вернуться к этому никогда не поздно.

Кроме того, приоритетным направлением является развитие транспорта и транспортной инфраструктуры. Освоение северных и сибирских территорий, а также разведанных полезных ископаемых, невозможно без создания в стране транспортно-ло-гистической системы, объединяющей регионы и создающей единое транспортно-логистическое

пространство на всей территории России. Эта система также будет функционировать как связующее звено между странами запада и востока, севера и юга. Такую систему необходимо создавать на основе использования программных методов строительства и результатов инновационной деятельности, как России, так и зарубежных стран. За рубежом развитие транспорта и его инфраструктуры осуществляется в направлении увеличения скоростей, использования дорог на сваях, в трубах, применения альтернативных видов энергии для создания движения (электроэнергии, водорода, биотоплива, солнечной энергии и т.п.), управления движением без пилотов и др. Этот опыт следует использовать для развития научно-технического прогресса в мировом масштабе.

Заключение

В современных условиях наиболее адекватной и перспективной является инновационная промышленная политика, направленная на формирование будущей экономики страны. К сожалению, Россия до сих пор не освоила зарубежный опыт, который позволил бы ей должным образом развиваться. Наличие мощного госсектора чрезвычайно благотворно сказывается на реализации промышленной политики. Однако Россия в своем отношении к государственному сектору экономики идет вразрез с мировыми тенденциями. Госсектор в большинстве развитых стран является авангардным элементом экономики. В России наблюдается утрата государством рычагов воздействия на экономику. С одной стороны, влияние на экономику через постоянно уменьшающийся госсектор становится все меньше, с другой - влиять на частный сектор в должной степени не удается. Продолжающийся постоянный перевод государственных предприятий в состав частного сектора предполагает разворот всех финансов в направлении последнего, а это значительно труднее реализовать и проконтролировать.

Государство, по нашему мнению, должно выступать как крупный хозяйственный субъект, участвующий в рыночной экономике и пополняющий государственный бюджет и за счет бизнеса. Государственное предпринимательство должно основываться на эффективном использовании имущества, находящегося в государственной собственности. В России рыночная экономика еще не достаточно сложилась, поэтому, как нигде в других странах, требует государственного управления, причем, практически во всех сферах.

Для устранения образовавшихся структурных несоответствий необходим радикальный пересмотр существующей парадигмы реформирования отечественной индустрии. По нашему мнению в составе государственного сектора должны быть основные сырьевые ресурсы, энергетика, металлургия, сфера обороны и поддержания порядка, здравоохранение, наука и образование. Это необходимо не только для пополнения бюджета и выполнения социальных программ, но и для безопасности страны.

Научно доказано, что наиболее целесообразно использование модели смешанной экономики. Управление экономикой должно осуществляться не только рыночными методами и созданием условий для бизнеса, но и планово-экономическими или программно-целевыми методами. Использование планирования и программирования развития является наиболее эффективным способом управления госсектором, который должен быть флагманом проведения государственной экономической политики, в частности, промышленной на инновационной основе. Одним из признанных направлений инновационной промышленной политики является усиление собственного научно-исследовательского потенциала страны для обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ, развития сети инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер технологий.

Важнейшим фактором экономического развития России и вхождения в мирохозяйственные связи являются активизация научно - технического, технологического, производственного и про-мышленно - организационного потенциалов для вывода на внутренние и мировые рынки собственной высокотехнологичной конкурентоспособной продукции. Необходимо заинтересовать инженерно - технических работников, учёных, конструкторов в результатах своего труда, в техническом творчестве, в развитии научно- технического прогресса. Это даст возможность России вернуться в разряд интеллектуально и производственно развитых стран, в противном случае она принимает участь сырьевого придатка других стран.

В современных условиях подъема российской экономики наиболее приоритетным является развитие научного потенциала страны, вложение капитала в приумножение знаний, повышение уровня образования, создания благоприятных условий для применения новых материалов, технологий, оборудования, машин, транспортных средств и других новшеств. Только на этой основе возможен резкий подъем российской экономики.

Список литературы

1. Государственное регулирование экономики во Франции. Экономическая политика дережизма. URL: studentu.info.ru.

2. Госсектор экономики развитых стран. URL: Вести.Ш.

3. Кондратьев, Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. -М., 2002.

4. Экономика США: роль государства в американской экономике. URL: еreport.ru.

5. Shumaev V.A., Odintsov A.A., Sazonov A.A., Raniuk V.V., Arkhipova N.I., Morkovkin D.E. Model of Efficient Cost Reduction Instrument for Machine Construction. Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM), marsh 2018. РР 285-292. URL: http ://mj ltm. org/en/downloadpa-per.php?pid=467%20&%20p=A.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.