Научная статья на тему 'Государственное регулирование экономики в зарубежных странах'

Государственное регулирование экономики в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

4373
444
Поделиться
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Колобова Альбина Ивановна, Илюшникова Евгения Борисовна

Раскрываются основные механизмы государственного регулирования экономики в зарубежных странах.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Колобова Альбина Ивановна, Илюшникова Евгения Борисовна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование экономики в зарубежных странах»

ЭКОНОМИКА АПК

УДК 351/354:33(1-87)

А.И. Колобова, Е.Б. Илюшникова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Ключевые слова: государственное регулирование, рыночные механизмы, антимонопольная политика, государственное предпринимательство, ценовое регулирование.

Опыт экономики развитых стран свидетельствует о том, что существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем развития рыночных отношений: чем совершеннее рыночные механизмы и регуляторы, тем эффективнее рыночные отношения. Тем самым государство создает условия для свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции.

Сегодня можно выделить две обобщенные модели регулирования экономики — западную (американскую) и японскую: первая, реактивная, основывается на необходимости вовлечения государства тогда, когда обнаруживаются неудачи рыночного механизма; вторая, проактивная, ориентирована на превентивные действия, компенсирующие определенные несовершенства рынка даже при нормальном функционировании рыночного механизма, закрепляя за государством легитимную роль в разработке и реализации социально-экономической политики [1].

Основными инструментами государственного воздействия на экономику развитых стран являются антимонопольная политика, уровень концентрации государст-

венного предпринимательства и неновое регулирование.

За последние несколько десятилетий и особенно в 90-е годы ХХ века государственный сектор экономики претерпел существенные изменения, наблюдается тенденция снижения государственных расходов. Однако государственные инвестиции в экономику от общего объема капвложений и по сей день в экономически развитых странах достигают огромных размеров: в Швеции — до 1/4, Италии и Великобритании — до 1 /3, Австрии и Франции — свыше 40%. На средства государства, выступающего в качестве заказчика на производство продукции частного сектора, ведутся фундаментальные научные исследования.

В США на одну только хлопковую отрасль приходится 3 млрд долл. субсидий, что вызывает снижение мировых цен на хлопок и делает неконкурентоспособной продукцию из стран Западной Африки. Выплаты фермерам, на которые уходит половина бюджета ЕС, оказывают понижающее воздействие на мировые цены на молочные продукты и пшеницу. Связано это, прежде всего, с масштабами субсидирования: фермер ЕС получает от государства 2 евро в минуту, а, к примеру, в Швейцарии сельскохозяйственная продукция дотируется на 60%, в Японии субсидии производителям риса в 7 раз превышают затраты на его производство, что делает неконкурентоспособным экспорт риса из

Таиланда. В Китае отменен сельскохозяйственный налог, существовавший около 650 лет, и фермеры теперь работают фактически в режиме «особой экономической зоны».

В мае 2006 г. в Великобритании была издана получившая широкую известность книга Д. Уильяме «50 фактов, которые должны изменить мир», где приводится сравнение субсидирования выращивания коров в экономически развитых странах. Так, содержание каждой коровы в Евросоюзе субсидируется из расчета 2,5 долл. США в день, а в Японии — по 7,5 долл.

В итоге низкие ввозные пошлины на сырье и необработанные товары и высокие — на готовую продукцию стимулируют развивающиеся страны на экспорт сырья и консервируют их отсталость [2].

В странах с развитой рыночной экономикой действует активная антимонопольная политика. При этом во многих странах еще в прошлом веке монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества, поэтому и законодательство направлено на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. При этом одной из важнейших функций правительства США является обеспечение конкуренции на рынке товаров и услуг [3].

Особенности антимонопольной политики зарубежных стран проявляются в основном в двух ее формах: американской, запрещающей любую форму монополистического сговора или союза; западноевропейской, направленной только против тех монополий, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в какой-либо отрасли рынка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В США в основе здоровой рыночной конкуренции лежат правовые акты Шер-мана-Клейтона: первый — отражает интересы покупателей и объявляет недействительными договоры, ограничивающие свободу торговли и ведущие к формированию монополий, предусматривает уголовную ответственность руководителей и огромные денежные штрафы; второй — устанавливает запрет на продажу товара с принудительным ассортиментом, ценовую дискриминацию, практику ограничения организации сбыта, на слияние фирм через приобретение обычных акций конкурентов и др. Основополагающие антимонопольные законы дополнялись, и с 80-х годов ХХ в. в США стал применяться индекс Херфиндаля-Хиршмана, отражающий

удельный вес отрасли на рынке продаж.

При этом все фирмы как объекты антимонопольной политики ранжируются по удельному весу — от наибольшего к наименьшему [4].

На американской системе (законах Шермана-Клейтона) основано антимонопольное законодательство Японии, Каналы, Австралии, Аргентины и ряда других стран.

В рамках западноевропейской системы антимонопольного регулирования содержание законодательных актов заимствовано преимущественно из Римской конвенции ЕЭС. Основное внимание в них уделяется нарушению прав граждан и интересов общества вследствие искажения условий конкуренции и злоупотребления монополиями своим доминирующим положением, а основным способом реагирования являются частные иски и их рассмотрение, как правило, в судебном порядке.

Размеры государственного регулирования экономики разных стран существенно различаются: в Китае государственный сектор дает свыше 1/2 ВНП, Франции — 1/3, Италии — 39-42%, Финляндии — 17,6%, Нидерландах — 5,4%, Великобритании — 2,7%. Госсектор в основном представлен в крупнейших предприятиях базовых отраслей: электроэнергетике, аэрокосмической, электронной, химической промышленности, металлургии, автомобилестроении и т.д. Группа «Там-сон», с 75%-ным участием государства, занимает 4-е место в мире по производству бытовой электроники, группа «Аэро-пасьяль», с 82,2%-ным участием государства, — 3-е место в Европе по производству аэрокосмического оборудования. На долю государственной компании «Элек-трисите Франс», в которую входят 54 АЭС, приходится 90% производства электроэнергии и 95% электроснабжения. В Италии крупнейшие государственные компании контролируют в основном черную металлургию, электротехническую и судостроительную промышленность. В Испании государство установило строгий контроль в области производства электроэнергии, а в Великобритании госсектор доминирует в угольной и ядерной энергетике [5].

Регулирование цен экономическими методами осуществляется воздействием на величину спроса, денежную массу, уровень инфляции, процентные ставки, антимонопольную политику, а также через проводимую правительством политику

регулирования заработной платы, прибыли и доходов. Однако регулирование цен в развитых странах носит ограниченный характер, охватывая преимущественно жизненно важные для общества отрасли: топливо, энергию, стратегическое сырье, продукцию оборонного назначения, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости, жилищно-коммунальные услуги и др.

В Европейском Союзе осуществляется наднациональное регулирование около 15% цен в сельском хозяйстве и черной металлургии: максимальные и минимальные фермерские цены устанавливается Советом Министров ЕС, а базисные цены на продукцию черной металлургии — Европейской организацией угля и стали. В США государством регулируется от 5 до 10% цен, в основном сельскохозяйственных, Японии — 39%, Австрии и Швейцарии — до 50%.

Практически во всех странах с развитой рыночной экономикой вопросами ценообразования занимаются государственные органы и организации: в США — Министерство сельского хозяйства и Комиссия по ценам; Японии — бюро по ценам в аппарате Управления экономического планирования; Австрии — соответствующие подразделения Министерства экономики и Министерства сельского и лесного хозяйства; Швейцарии — Федеральное ведомство по контролю за ценами; Франции — Управление конкуренции и потребления, утверждающее допустимую величину увеличения тарифов и продажных цен в государственных предприятиях; Швеции — Государственное управление цен и конкуренции [5]. В то же время государственными структурами развитых стран применяются достаточно эластичные методы ценового регулирования. Так, в соответствующих министерствах при активном участии компаний определяется минимальный уровень цен, при которых последние могут нормально функционировать. А задача правительственных органов состоит в том, чтобы вскрыть дополнительные резервы для сокращения издержек и обосновать возможность снижения цен.

В ряде стран регулированием цен на продукцию отраслей общественного пользования могут заниматься местные органы власти. Основной принцип регулирования — ограничение норм прибыли предприятий отраслей социально-значимого производства на уровне 5-7% и введение специальных штрафных тарифов

за превышение указанного уровня (такое положение существует в США, Германии и Японии и др.).

В Германии и Великобритании применяется либерально-косвенная система государственного регулирования экономики посредством экономических рычагов. Особая роль при этом отводится торгово-промышленным палатам — бесприбыльным организациям с добровольным членством бизнеса. Торгово-промышленные палаты определяют воздействие вновь принимаемых и действующих законодательных актов на деятельность своих участников, вносят на обсуждение государственных органов их повседневные проблемы, стараясь добиться наиболее благоприятных для них формулировок законодательных актов, и в целом осуществляют функцию совершенствования взаимодействия представителей государственного регулирования с бизнесом.

Относительно новой мировой тенденцией в регулировании социально-экономических процессов является последовательное формирование институтов гражданского общества — это союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации банкиров, торгово-промышленные палаты, ассоциации фермеров, являющиеся реальными участниками и субъектами регулирования экономических и социальных процессов. На практике происходит передача некоторых функций государственного регулирования институтом гражданского общества, которые постепенно вытесняют государство из сферы экономики, сокращают его функции и ослабляют регулирующую роль, что пока не соответствует глобальным мировым тенденциям и не отвечает российским реалиям.

Следовательно, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуализацией тех или иных сфер общественной жизни происходят развитие и обогащение содержания функций государства. Перед государственным регулированием экономики и широкомасштабными социальными программами почти во всех странах стояла главная цель — корректировка негативных последствий функционирования рынка, придание ему социальной направленности, сглаживание социально-классовых противоречий и конфликтов и, соответственно, защита экономики в целом, обеспечивающей рост качества жизни населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Кузин Д. Промышленная политика развитых стран: цели, инструменты, оценки / Д. Кузин / / Вопросы экономики. — 1993. — № 9 — С. 133-144.

2. Королев И.С. Опыт стран-членов ВТО по защите национальных интересов во внутреннем и внешнем рынках / И.С. Королев // Мировая экономика и международные отношения. — 2002. — № 8 — С. 12-21.

УДК 330.341:

Ключевые слова: системный кризис, стратегическое вертикально-интегрированное развитие, реинжиниринг корпорации, SWOT-анализ и синтез, основные тенденции, предвидение, фазовые переходы, организация интегрированных образований, биотопливо, синтез стратегических направлений.

Введение

Рассматриваются основные методы стратегического вертикально-интегрированного и диверсифицированного развития АПК, обеспечивающие предотвращение системного кризиса. Поскольку кризис носит системный характер, то и средства, и методы его устранения также должны иметь системный характер. Особое место среди них занимают гармонизация системы целей, SWOT-анализ и синтез, призванные обеспечить предвидение страте-

3. Ершов М. Важнейшие механизмы экономической политики / М. Ершов // Мировая экономика и международные отношения. — 2004. — № 6. — С. 3-12.

4. Абалкин Л. Роль государства и борьба с экономическими долгами / Л. Абалкин // Экономист. — 1998. — № 9. — С. 3-11.

5. Инвестиции и инновации / под ред. М.З. Бора. — М., 1988. — 298 с.

И. Терновой, >.Г. Учитель

гических результатов на основе исследования основных тенденций и фазовых переходов развития организации.

Объекты и методы исследования

В качестве объекта исследуется агропромышленная группа как социально-экономическая система, призванная обеспечить синергетический эффект в развитии АПК. К методам исследования необходимо отнести гармонизацию системы целей, SWOT-анализ и синтез, методы индукции и дедукции.

Результаты и их обсуждение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Системный кризис не обошел стороной и агропромышленный комплекс России. Кризисные явления являются закономерными в процессе эволюционного развития любой организации.

+ + +

31

Ю

МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АПК В РАМКАХ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ГРУППЫ