Научная статья на тему 'Развитие экономического пояса нового Шелкового пути через гармонизацию налоговой нагрузки на факторы производства в России и Китае: разработка методики сравнения'

Развитие экономического пояса нового Шелкового пути через гармонизацию налоговой нагрузки на факторы производства в России и Китае: разработка методики сравнения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЛИЦИТНАЯ НАЛОГОВАЯ СТАВКА / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ / СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КНР / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ / IMPLICIT TAX RATE / TAX BURDEN / SILK ROAD / TAX CLASSIFICATION / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS / PRC TAX SYSTEM / RUSSIAN FEDERATION TAX SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быков Степан Сергеевич, Гущина Ирина Владимировна, Медик Ирина Николаевна

В условиях активизации процессов межгосударственной интеграции и появления все новых межгосударственных объединений особую актуальность обретают проблемы определения последствий этих процессов на макроуровне. Общеизвестно, что устранение барьеров международной торговли стимулирует движение товаров, услуг, рабочей силы и капитала, однако до момента открытия границ неизвестны основные направления этого движения, особенно в разрезе факторов производства. Предугадать же их можно на основе сравнения имплицитных налоговых ставок в странах участницах интеграционного процесса. С учетом актуализации для России планов по сопряжению процессов строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути в статье на основе методики, предложенной Э. Мендозой, разработана адаптированная к современным условиям методика определения налоговой нагрузки на труд, капитал и потребление в России и Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the New Silk Road Economic Belt through the Harmonization of the Tax Burden on Production Factors in Russia and China: the Development of a Comparison Methodology

In the context of the transnational integration invocation and the appearance of new transnational associations, the problems of evaluating their macrolevel consequences are becoming especially topical. The lifting of international trade barriers, as is well known, stimulates the movement of goods, services, labor and capital; however, until the lifting, the main directions of this movement are unknown, especially in the context of production factors. Nevertheless, they can be predicted by comparison of implicit tax rates in the countries participating in the integration process. In consideration of the actualization of the plans on EAEC and the Silk Road Economic belt integration for Russia, an updated methodology based on E. Mendosa’s approach has been developed in the article for determining the tax burden on labor, capital and consumption in Russia and China.

Текст научной работы на тему «Развитие экономического пояса нового Шелкового пути через гармонизацию налоговой нагрузки на факторы производства в России и Китае: разработка методики сравнения»

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА FINANCIAL, TAXATION AND MONETARY POLICY

УДК 336.02:339.92

DOI 10.17150/2500-2759.2018.28(1).94-104

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА НОВОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ ЧЕРЕЗ ГАРМОНИЗАЦИЮ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ И КИТАЕ: РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ СРАВНЕНИЯ

С. С. Быков, И. В. Гущина, И. Н. Медик

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 12 декабря 2017 г.

Дата принятия к печати 28 февраля 2018 г.

Дата онлайн-размещения 30 марта 2018 г.

Ключевые слова

Имплицитная налоговая ставка; налоговая нагрузка; Шелковый путь; классификация налогов; система национальных счетов; налоговая система КНР; налоговая система РФ

Аннотация

В условиях активизации процессов межгосударственной интеграции и появления все новых межгосударственных объединений особую актуальность обретают проблемы определения последствий этих процессов на макроуровне. Общеизвестно, что устранение барьеров международной торговли стимулирует движение товаров, услуг, рабочей силы и капитала, однако до момента открытия границ неизвестны основные направления этого движения, особенно в разрезе факторов производства. Предугадать же их можно на основе сравнения имплицитных налоговых ставок в странах — участницах интеграционного процесса. С учетом актуализации для России планов по сопряжению процессов строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути в статье на основе методики, предложенной Э. Мендозой, разработана адаптированная к современным условиям методика определения налоговой нагрузки на труд, капитал и потребление в России и Китае.

Финансирование

Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 17-22-21001

DEVELOPMENT OF THE NEW SILK ROAD ECONOMIC BELT THROUGH THE HARMONIZATION OF THE TAX BURDEN ON PRODUCTION FACTORS IN RUSSIA AND CHINA: THE DEVELOPMENT OF A COMPARISON METHODOLOGY

Stepan S. Bykov, Irina V. Guschina, Irina N. Medik

Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation

Abstract

In the context of the transnational integration invocation and the appearance of new transnational associations, the problems of evaluating their macrolevel consequences are becoming especially topical. The lifting of international trade barriers, as is well known, stimulates the movement of goods, services, labor and capital; however, until the lifting, the main directions of this movement are unknown, especially in the context of production factors. Nevertheless, they can be predicted by comparison of implicit tax rates in the countries participating in the integration process. In consideration of the actualization Implicit tax rate; tax burden; Silk of the plans on EAEC and the Silk Road Economic belt integration for

Road; tax classification; system Russia, an updated methodology based on E. Mendosa's approach

Article info

Received

December 12, 2017

Accepted February 28, 2018

Available online March 30, 2018

Keywords

© С. С. Быков, И. В. Гущина, И. Н. Медик, 2018

ISSN 2500-2759

of national accounts; PRC tax system; Russian Federation tax system

Acknowledgements

The material was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research, project № 17-22-21001

Ключевым приоритетом России в области укрепления внешнеэкономических позиций на протяжении уже более десяти лет является формирование единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС)1. При этом выгодное географическое расположение союза между такими мировыми экономическими игроками и рынками, как страны Европейского союза и Китай, вызывает их заинтересованность в интеграции с ЕАЭС, прежде всего в рамках инициатив по сопряжению процессов строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути2.

Из совместных заявлений глав России и Китайской Народной Республики по вопросам строительства Шелкового пути3 следует, что обе страны намерены активизировать экономическую интеграцию, что должно достигаться прежде всего за счет взаимного инвестирования, развития кооперации, реализации крупных совместных проектов, совместного создания индустриальных парков и трансграничных зон экономического сотрудничества, укрепления взаимосвязанности в сферах логистики, транспортной инфраструктуры и интермодальных перевозок и др. Вместе с тем существенная роль в решении проблемы интеграции отведена также созданию специальных институциональных механизмов, таких как упрощение правил взаимной торговли, а также разработка совместных шагов по гармонизации и обеспечению взаимной совместимости правил и норм регулирования в области торговли. Стратегической же, конечной целью этой

has been developed in the article for determining the tax burden on labor, capital and consumption in Russia and China.

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р // СПС «КонсультантПлюс».

2 Об Основных направлениях и этапах реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств — членов Евразийского экономического союза : решение Высш. Евраз. экон. совета от 26 дек. 2016 г. № 19 // Там же.

3 Совместное заявление Российской Федерации и

Китайской Народной Республики о сотрудничестве по

сопряжению строительства Евразийского экономиче-

ского союза и Экономического пояса Шелкового пути. URL: http://kremlin.ru/supplement/4971.

интеграции провозглашено создание зоны свободной торговли между ЕАЭС и Китаем.

Возникновение такой зоны и предваряющая его институциональная интеграция налоговых и таможенных режимов невозможны без оценки макроэкономических последствий будущего объединения и определения наиболее эффективных путей интеграции. Эта оценка позволит обеспечить эволюционное, поступательное развитие взаимной торговли без создания условий неэффективной с точки зрения теории таможенных союзов конкуренции. Проведение такой оценки в области налогообложения предполагает необходимость исследования налогового давления на факторы производства в каждой из стран — участниц интеграции, так как именно ее результаты позволят предугадать наиболее вероятные направления движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала внутри зоны после открытия границ и устранения таможенных барьеров.

Ввиду того что в последние десятилетия процессы межгосударственной интеграции усилились, значение подобной оценки возросло. Долгое время препятствием на ее пути выступало отсутствие подходящей методологии сравнения. Сопоставить условия налогообложения в разных странах и оценить налоговую нагрузку на факторы производства в межстрановом разрезе было весьма непросто: применяемые различными учеными исследовательские стратегии предполагали комбинирование информации о налоговых ставках и отдельных правилах налогообложения с информацией о распределении доходов среди различных групп населения и организаций. Делалось это прежде всего в целях определения предельных эффективных ставок обложения доходов. Но, несмотря на довольно широкое применение [1—8], эта методология подвергалась активной критике за нереалистичные предположения, положенные в ее основу4 [9].

Альтернативный подход был предложен Робертом Эм. Лукасом младшим [10], Ас-

4 Например, что организация не приспосабливает свои активы и структуру бизнеса под существующие правила налогообложения при появлении тех или иных налоговых стимулов.

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а

и ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

2

Z

10

о 4

сафом Разином и Эфраимом Садкой [11], а впоследствии развит Энрике Мендозой с соавторами [12]. Заключался он в отказе от вычисления предельной ставки налогообложения и определении взамен этого налоговой нагрузки на различные формы капитала. Она, в свою очередь, определялась соотнесением государственных доходов по налогам со сходной налоговой базой с определенными макроэкономическими переменными, характеризующими эту налоговую базу. Полученные результаты авторы именовали средними эффективными налоговыми ставками (или имплицитными5 налоговыми ставками) и использовали их для расчета структуры реальной налоговой нагрузки в экономике. На практике данный подход позволил авторам вычислить налоговую нагрузку по трем ключевым факторам (труду, капиталу и потреблению) и сопоставлять ее между странами, оценивая разницу в налоговом давлении на факторы производства в целях принятия управленческих решений в области налоговой политики. Причем позволял он это делать при помощи одних только общедоступных данных статистики национальных счетов, а также официальной статистики по налоговым доходам.

За более чем 20 лет, прошедших с момента опубликования работы Э. Мендозы6, было написано довольно много работ, посвященных достоинствам этого метода, его недостаткам, а также путям возможного усовершенствования, однако по сей день он широко применяется для получения информации о наиболее значимых тенденциях в развитии налоговых систем. И несмотря на то что в определенных ситуациях имплицитные налоговые ставки могут вводить в заблуждение неискушенного аналитика (поскольку, в частности, не позволяют проследить, как нагрузка распределяется между различными группами налогоплательщиков по уровню доходов), до настоящего момента не придумано ни одного нового метода, позволяющего при том же уровне доступности исходных данных получить сопоставимые показатели практически по всем странам мира [13, с. 437-438; 14, с. 342-346; 15, с. 124-126].

подразумеваемый, не выра-

5 От англ. implicit женный явно, скрытый.

6 Соавторами статьи выступали Энрике Мендоза (Enrique G. Mendoza), Ассаф Разин (Assaf Razin) и Линда Тэсар (Linda L. Tesar), однако в дальнейшем в целях удобства мы будем упоминать лишь первого автора статьи.

В рамках настоящей статьи авторы не ставят своей целью модификацию методологии определения имплицитных ставок, предложенной Э. Мендозой, а равно любого рода критику в адрес его подхода. Цель данного исследования — опираясь на его методологию, адаптировать ее к современным условиям (в том числе к современным классификаторам в рамках системы национальных счетов) и детально описать инструментарий (методику) оценки и сравнения имплицитных налоговых ставок в России и Китае для определения потенциала развития Экономического пояса Шелкового пути и зоны свободной торговли между ЕАЭС и Китаем. Это среди прочего предполагает необходимость описания показателей, нужных для расчета, с учетом характеристик налоговых систем двух стран, установления необходимых источников информации, а также определения особенностей расчета, обусловленных спецификой налоговых систем России и Китая. При этом ввиду ограниченности объема работы сам расчет и анализ динамики показателей имплицитных ставок будет предметом отдельного исследования.

Начнем с краткого описания методики оценки имплицитных налоговых ставок, предложенной Э. Мендозой.

1. Согласно предложенной им методике, расчет имплицитных налоговых ставок на труд (Tl) и капитал (Tk) на первом этапе предполагает предварительный расчет эффективной средней ставки налогообложения доходов домохозяйств в целом (Th)7, определяемой путем деления поступлений от налогов на доходы физических лиц на их совокупные доходы. Расчет осуществляется по следующей формуле: Th = 1100 / (OSPUE + PEI + W).

Здесь и далее в формулах цифровые обозначения представляют собой различные виды налоговых доходов (более подробно их содержание представлено в табл. 1), тогда как буквенные обозначения скрывают за собой различные показатели системы национальных счетов (их содержание представлено в табл.2).

7 Эта величина в дальнейшем позволяет распределить поступления по налогам на доходы домохозяйств между факторами производства (трудом и капиталом), базируясь на предположении, что эффективная ставка налогообложения доходов от труда и капитала в секторе домохозяйств совпадает.

Таблица 1

Цифровые обозначения в формулах расчета имплицитных налоговых ставок Э. Мендозы

Обозначение в формуле Содержание показателя с учетом Классификатора налогов ОЭСР*

1100 Налоги на доход, прибыль и капитал с физических лиц (Taxes on income, profits and capital gains of individuals)

Обозначение в формуле Содержание показателя с учетом Классификатора налогов ОЭСР*

1200 налоги на доход, прибыль и капитал с корпораций (Corporate taxes on income, profits and capital gains)

2000** Страховые взносы на социальное страхование (Social security contributions)

2200 Страховые взносы на социальное страхование, уплачиваемые работодателями (Social security contributions of Employers )

3000 Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу (Taxes on payroll and workforce)

4100 Регулярные налоги на недвижимое имущество (Recurrent taxes on immovable property)

4400 Налоги на финансовые трансакции и трансакции движения капитала (Taxes on financial and capital transactions)

5110 Общие налоги на производство и потребление (General taxes on production, sale, transfer, leasing and delivery of goods and rendering of services)

5121 Акцизы (Excises)

01 И 5<

а

л т

п *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о

о

а

и ^

о

H

H ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п s

H

ф

H M

о

M

z

ie

о 4

Классификатор, используемый ОЭСР для проведения исследований по сопоставлению налоговой нагрузки. URL: http://www.oecd.org/fr/ctp/politiques-fiscales/revenue-statistics-methodology-guide-and-classification-system.htm.

Здесь и далее страховые взносы включены в состав налогов налоговой системы из экономических соображений (для целей определения налоговой нагрузки, которая была бы искажена без информации о величине этих взносов).

Следует отметить, что в представленной формуле содержатся оригинальные обозначения, использованные Э. Мендозой при написании статьи в 1994 г. С тех пор Классификатор налогов ОЭСР в части обозначения цифровых кодов существенно не менялся, в связи с чем был взят нами за основу без адаптации. Вместе с тем система национальных счетов (СНС)8 претерпела существенные из-

8 Здесь и далее под системой национальных счетов нами понимается статистический классификатор, включающий в себя всеобъемлющий, систематизированный и гибкий комплекс макроэкономических счетов, используемый для разработки политики, анализа и научных исследований (подготовлен Статистической комиссией ООН под эгидой Европейской комиссии, Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда и Группы

менения9. При первоначальном составлении формул была использована СНС 1993 года издания (так называемая СНС-1993), тогда как в настоящий момент статистические данные по всему миру представляются в соответствии с СНС 2008 года издания (так называемая СНС-2008). Это потребовало от нас адаптации формул под существующую методологию сбора статистической информации с учетом комментариев, предложенных для применения СНС-2008, результаты которой представлены в табл. 2.

Всемирного банка. URL: https://unstats.un.org/unsd/ nationalaccount/sna2008.asp).

9 Более подробно о сравнении СНС-1993 и СНС-2008 и процессе перехода на новую систему национальных счетов см.: URL: https://unstats.un.org/unsd/ nationalaccount/hist2008.asp.

Таблица 2

Буквенные обозначения в формулах расчета имплицитных налоговых ставок Э. Мендозы

Обозначение показателя формул в статье Э. Мендозы (1994) Адаптированное и переведенное содержание показателя с учетом действующей СНС-2008 и комментариев к ней

OSPUE (Operating surplus of private unincorporated enterprises) Чистый смешанный доход (Net mixed income)

PEI (Household's property and entrepreneurial income) Доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы (Property income)

W (Wages and salaries) Оплата труда наемных работников (Wages and salaries)

OS (Total operating surplus of the economy) Чистая прибыль (Net operating surplus)

C (Private final consumption expenditure) Конечное потребление домохозяйств (Household final consumption expenditure)

G (Government final consumption expenditure) Расходы государственного управления на индивидуальные и коллективные товары и услуги (Government final consumption expenditure)

GW (Compensation of employees paid by producers of government Services) Расходы государственного управления на индивидуальные и коллективные товары и услуги (в виде заработной платы) (Compensation of employees paid by producers of government Services)

Использование в формулах данных классификаторов позволяет максимально универсализировать подход, сохраняя единство методологии за счет исчерпывающих комментариев, и тем самым обеспечивает искомую сопоставимость межстрановых сравнений.

2. Эффективная ставка налогообложения труда (Т1) рассчитывается с учетом результатов, полученных на первом этапе, по формуле Tl = (Th ■ W + 2000 + 3000) / (W + 2200).

Первое слагаемое в числителе отражает долю налогов на труд в налогах, уплачиваемых в целом домохозяйствами. Страховые взносы (2000) и прочие налоги на заработную плату (3000) также включаются в числитель. Содержащиеся в знаменателе доходы от трудовой деятельности увеличиваются при этом на сумму взносов, уплачиваемых за работников работодателями (2200), поскольку по своему экономическому содержанию они представляют собой скрытый трансфер в пользу работников.

3. Эффективная ставка налогообложения капитала (Tk) также рассчитывается с учетом результатов, полученных на первом этапе, по формуле Tk = [Th ■ (OSPUE + PEI) + 1200 + + 4100 + 4400] / OS.

Первое слагаемое показывает долю налогов на капитал в налогах, уплачиваемых в целом домохозяйствами. Остальные слагаемые соответствуют налогам на прибыль корпораций (1200), на недвижимость (4100) и на финансовые транзакции (4400).

4. Эффективная ставка налога на потребление (Tc) рассчитывается по следующей формуле: Tc = (5110 + 5121) / (C + + G - CGW - 5110 - 5121).

В числителе представлена сумма общих налогов на потребление (5110) и акцизов (5121), в знаменателе же — данные о частном потреблении (С), а также правительственных расходах на потребление незарплатного характера (CG-CGW). При этом заработная плата в госсекторе исключена из числителя,

поскольку не может выступать базой для начисления косвенных налогов.

Как следует из представленных формул, необходимыми этапами расчета описываемых показателей выступают классификация налогов в рамках национальной налоговой системы той или иной страны в соответствии с Классификатором ОЭСР, а также поиск необходимых источников информации, позволяющих произвести расчет, с составлением соответствующих таблиц. При этом и классификация, и поиск необходимых источников информации предполагают в качестве обязательного условия достаточный уровень знакомства с экономикой соответствующей страны и ее налоговой системой. Иными словами, реализация этих этапов невозможна без предварительного составления перечня налогов, а также изучения основных параметров каждого из них.

Налоговая система Китая достаточно хорошо изучена в русскоязычной литературе, причем освещается эта тематика как российскими, так и китайскими авторами [16-26]. Вместе с тем в целях исключения искажений за основу для классификации были взяты данные из первоисточника — с сайта налоговой администрации Правительства КНР на английском языке10, а также данные о налоговой системе КНР, предоставляемые группой «Большой четверки»11. Классификация осуществлялась основе данных о налоговой системе с учетом комментариев к Классификации ОЭСР. Результаты проведенной классификации представлены в табл. 3.

10 URL: http://www.chinatax.gov.cn/2013/n2925/ n2959/c307248/content.html.

11 Четырех крупнейших в мире компаний, предоставляющих аудиторские и консалтинговые услуги: KPMG. URL: https://home.kpmg.com/content/ dam/kpmg/pdf/2015/l1/china-2015.pdf) ; PWC. URL: https://www.pwccn.com/en/china-tax-news/ aug2017/wwts-201718.pdf ; Ernst & Young. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/world-wide-corporate-tax-guide-2017/$FILE/worldwide-cor-porate-tax-guide-2017.pdf ; Deloitte. URL: https:// www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/ Documents/Tax/dttl-tax-chinaguide-2017.pdf.

Таблица 3

Налоги и налоговые доходы КНР в соответствии с Классификацией ОЭСР

Название налога на английском в соответствии с официальным описанием Перевод названия налога Код и описание в соответствии с Классификатором ОЭСР

Individual income tax Налог на доходы физических лиц 1100 — налоги на доходы, прибыль и прирост капитала, уплачиваемые физическими лицами

Enterprise income tax Налог на доход предприятий 1200 — налоги на доходы, прибыль и прирост капитала, уплачиваемые корпорациями

Social security contribution (paid by employee) Страховые взносы, уплачиваемые работником 2100 — взносы на обязательные виды страхования, уплачиваемые работником

Название налога на английском в соответствии с официальным описанием Перевод названия налога Код и описание в соответствии с Классификатором ОЭСР

Social security contribution (paid by employer) Страховые взносы, уплачиваемые работодателем 2200 — взносы на обязательные виды страхования, уплачиваемые работодателем

Urban and township land use tax Налог на пользование городской землей 4120 — регулярные налоги на недвижимость, уплачиваемые как организациями, так и физическими лицами

Tax on the use of arable land Налог на пользование сельскохозяйственной землей 4120 — регулярные налоги на недвижимость, уплачиваемые как организациями, так и физическими лицами

House property tax Налог на строения 4120 — регулярные налоги на недвижимость, уплачиваемые как организациями, так и физическими лицами

Stamp tax Гербовый сбор 4400 — налоги на финансовые трансакции и трансакции с капиталом

Deed tax Налог на переход прав 4400 — налоги на финансовые трансакции и трансакции с капиталом

Land appreciation tax Налог на прирост стоимости земли 4400 — налоги на финансовые трансакции и трансакции с капиталом

City maintenance and construction tax Налог на поддержание и реконструкцию городов 5110 — общие налоги на производство и потребление

Business tax Налог на предпринимательскую деятельность 5110 — общие налоги на производство и потребление

Value added tax Налог на добавленную стоимость 5111 — налог на добавленную стоимость

Education surcharge Дополнительный взнос на образование 5121 — акцизы

Consumption tax Налог на потребление 5121 — акцизы

Vehicle purchase tax Налог на приобретение автотранспорта 5121 — акцизы

Tobacco leaf tax Налог на табачный лист 5121 — акцизы

Customs duty Таможенные пошлины 5123 — таможенные и импортные пошлины

Tonnage dues Корабельный сбор 5126 — налоги на специфические услуги

Resource tax Ресурсный налог 5128 — прочие налоги на специфические товары и услуги

Vehicle and vessel tax Транспортный налог 5210 — регулярные налоги, уплачиваемые за использование определенных товаров, за разрешение их использовать или за разрешение на осуществление отдельных видов деятельности

01 И 5<

а

л г

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

2 ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Z

ю

о 4

К сожалению, ввиду ограниченности объема статьи полное обоснование отнесения каждого из налогов к тому или иному виду не может быть представлено. Отметим лишь, что проведение этой работы базировалось на следующем:

- помимо наименования классификационных групп во внимание также принимались комментарии к классификатору (которые требуют отнесения налога к тому или иному по виду в зависимости от характерных признаков), а также общие правила толкования классификатора и разрешения вероятных коллизий;

- поскольку содержание основных элементов налога определялось на основе не оригинальных, а переведенных (англоязыч-

ных) версий описания налоговой системы, основные элементы налога устанавливались путем изучения и сопоставления всех имеющихся в распоряжении источников; при этом в случае их расхождения приоритет отдавался официальному описанию на сайте налоговой администрации Правительства КНР;

- особое внимание уделялось прежде всего «пограничным» налогам, которые по той или иной причине могли быть отнесены к нескольким группам и, соответственно, могли повлиять на достоверность будущих расчетов.

В результате проведенной работы с учетом обозначенных принципов к общим потребительским налогам, в частности, был отнесен в том числе налог на предпринима-

тельскую деятельность, налог на поддержание и реконструкцию городов, а также дополнительный взнос на образование (несмотря на более узкую по сравнению в НДС базу). Связано это с тем, что налог на предпринимательскую деятельность наряду с НДС долгое время занимал и до сих пор занимает место одного из ведущих косвенных налогов Китая (прежде всего в тех сферах, в которых НДС не применяется). В отношении налога на поддержание и реконструкцию городов, а также дополнительного взноса на образование следует отметить, что они являются своего рода надбавкой к НДС, налогу на потребление и налогу на предпринимательскую деятельность, потому в полной мере могут быть отнесены к тому же классу, что и названные налоги. При этом сам налог на потребление был отнесен к акцизам, поскольку законодательство жестко ограничивает сферу его применения конкретными группами товаров.

Вместе с тем ресурсный налог был отнесен к группе 5128 (прочие налоги на специфические товары и услуги), поскольку того требуют комментарии к классификации применительно к такого рода налогам. В этой связи поступления по нему не могут учитываться при определении имплицитной налоговой ставки на потребление.

Состав налоговой системы Российской Федерации, как и основные характеристики всех составляющих ее налогов, достаточно подробно рассмотрены в отечественной литературе (см., напр.: [27-33]), в связи с чем позволим себе на них не останавливаться.

Отметим лишь, что классификация (представленная в табл. 4) осуществлена, как и ранее, в соответствии с комментариями к классификатору и с учетом основных характеристик налогов.

Однако в отношении представленных данных также следует сделать ряд замечаний по причинам отнесения тех или иных налогов к определенным кодам.

В частности, поступления от плательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, можно было отнести к регулярным налогам, уплачиваемым за разрешение на осуществление отдельных видов деятельности на основе фиксированных взносов (5210). Комментарии к классификатору это сделать позволяют. Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что по своему экономическому содержанию патентная система (как, впрочем, и все остальные специальные налоговые режимы), предполагая упрощение в налоговом режиме для индивидуальных предпринимателей, вызывает отрицательный бюджетный трансфер (налоговые расходы) по налогу на имущество и НДС, тем самым скрыто снижая имплицитную налоговую ставку на капитал и потребление. Тем не менее с учетом основных характеристик этого режима, специфики видов деятельности, по которым она применяется, а также субъектов ее применения (физических лиц) поступления по нему были отнесены к налогам на доходы, прибыль и прирост капитала, уплачиваемым физическими лицами (1100).

Таблица 4

Налоги и налоговые доходы России в соответствии с Классификацией ОЭСР

Название налога Код и описание в соответствии с классификатором ОЭСР

Налог на доходы физических лиц 1100 — налоги на доходы, прибыль и прирост капитала, уплачиваемые физическими лицами

Патентная система налогообложения 1100 — налоги на доходы, прибыль и прирост капитала, уплачиваемые физическими лицами

Налог на прибыль организаций 1200 — налоги на доходы, прибыль и прирост капитала, уплачиваемые корпорациями

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции 1200 — налоги на доходы, прибыль и прирост капитала, уплачиваемые корпорациями

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности 1300 — налоги на доходы, прибыль и прирост капитала, уплачиваемые одновременно и организациями, и физическими лицами

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей(единый сельскохозяйственный налог) 1300 — налоги на доходы, прибыль и прирост капитала, уплачиваемые одновременно и организациями, и физическими лицами

Упрощенная система налогообложения 1300 — налоги на доходы, прибыль и прирост капитала, уплачиваемые одновременно и организациями, и физическими лицами

Взносы на обязательное страхование 2200 — взносы на обязательные виды страхования, уплачиваемые работодателем

Название налога Код и описание в соответствии с классификатором ОЭСР

Налог на имущество физических лиц 4110 — регулярные налоги на недвижимость, уплачиваемые домохозяйствами

Земельный налог 4120 — регулярные налоги на недвижимость, уплачиваемые как организациями, так и физическими лицами

Налог на имущество организаций 4220 — периодические налоги на чистый капитал корпораций

Государственная пошлина 4400 — налоги на финансовые трансакции и трансакции с капиталом

Налог на добавленную стоимость 5111 — налог на добавленную стоимость

Акцизы 5121 — акцизы

Налог на добычу полезных ископаемых 5128 — прочие налоги на специфические товары и услуги

Водный налог 5210 — регулярные налоги, уплачиваемые за использование определенных товаров, за разрешение их использовать или за разрешение на осуществление отдельных видов деятельности

Налог на игорный бизнес 5210 — регулярные налоги, уплачиваемые за использование определенных товаров, за разрешение их использовать или за разрешение на осуществление отдельных видов деятельности

Торговый сбор 5210 — регулярные налоги, уплачиваемые за использование определенных товаров, за разрешение их использовать или за разрешение на осуществление отдельных видов деятельности

Транспортный налог 5210 — регулярные налоги, уплачиваемые за использование определенных товаров, за разрешение их использовать или за разрешение на осуществление отдельных видов деятельности

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 5220 — нерегулярные налоги, уплачиваемые за использование определенных товаров, за разрешение их использовать или за разрешение на осуществление отдельных видов деятельности

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а

и ^

о

H

H ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п s

H

ф

H M

о

M z

ie

о 4

Вместе с тем поступления от иных специальных налоговых режимов (системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) не удалось отнести ни к коду 1100, ни к коду 1200, поскольку все эти режимы могут применяться как физическими лицами, так и организациями. Бюджетная отчетность также не позволяет установить, какая сумма налогов поступила от организаций, а какая — от физических лиц, в связи с чем весьма сложно определить, в какой части эта налоговая нагрузка имеет отношение к до-мохозяйствам, а в какой — к организациям. При этом отказ от учета поступлений по названным специальным налоговым режимам может привести к искажению показателей имплицитных налоговых ставок по налогам на капитал и налогам на труд, в связи с чем, по нашему мнению, формула нуждается в корректировке, отражающей поступления

по названным специальным налоговым режимам, скорректированным на специальный коэффициент, отражающий соотношение поступлений от физических лиц и корпораций на основе экспертных оценок или статистических данных.

Дальнейший расчет показателей имплицитных налоговых ставок по обозначенным формулам с учетом представленной классификации должен осуществляться на основании статистических данных. В отношении КНР такие данные могут быть почерпнуты на сайте Национального бюро статистики КНР12. В отношении же России аналогичная информация может быть почерпнута с сайта Федеральной службы государственной статистики13. Результаты таких расчетов имплицитных налоговых ставок могут в дальнейшем использоваться для принятия управленческих решений, направленных на межгосударственную интеграцию ЕАС и Китайской Народной Республики.

12 URL: http://www.stats.gov.cn/english.

13 URL: http://www.gks.ru.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Auerbach A. J. Corporate Taxation in the United States / A. J. Auerbach // Brooking Papers on Economic Activity. — 1983. — № 2. — P. 47-59.

2. Barro R. J. Measuring the average marginal tax rate from individual income tax / R. J. Barro, C. Sahasakul // Journal of Business. — 1983. — Vol. 56. — P. 419-452.

3. Easterly W. Fiscal policy and economic growth: an empirical investigation / W. Easterly, S. Rabelo // Journal of Monetary Economics. — 1993. — Vol. 32, iss. 3. — P. 417-458.

4. Joines D. H. Estimates of Effective Marginal Tax Rates on Factor Incomes / D. H. Joines // Journal of Business. — 1981. — Vol. 54, iss. 2. — P. 191-226.

5. The Taxation of Income from Capital / eds M. King, D. Fullerton. — Chicago : Univ. of Chicago Press, 1984. — 360 p.

6. McKee M. J. Marginal tax rates on the use of labour and capital in OECD countries / M. J. McKee, J. J. C. Visser, P. G. Saunders // OECD Economic Studies. -1986. — Vol. 7. — P. 45-152.

7. Devereux M. P. Taxing Profits in a Global Economy: Domestic and International Issues / M. P. Devereux, M. Pearson, P. B. Sorensen. — Paris : OECD Publ., 1991.

8. Seater J. J. Marginal federal personal and corporate income tax rates in the United States: 1909-75 / J. J. Seater // Journal of Monetary Economics. — 1982. — Vol. 10. — P. 361-381.

9. Carey D. Average Effective Tax Rates on Capital, Labor and Consumption / D. Carey, H. Tchilinguirian // OECD Economics Department Working Papers. — 2000. — № 258. — P. 1-54.

10. Lucas R. E. (Jr.). Supply-side economics: an analytical review / R. E. Lucas (Jr.) // Oxford Economic Papers. — 1990. — № 42. — P. 293-316.

11. Razin A. The Economy of Modern Israel: Malaise and Promise / A. Razin, E. Sadka. — Chicago : Univ. of Chicago Press, 1993. — 256 p.

12. Mendoza E. G. Effective tax rates in macroeconomics: cross-country estimates of tax rates on factor incomes and consumption / E. G. Mendoza, A. Razin, L. L. Tesar // Journal of Monetary Economics. — 1994. — Vol. 34. — P. 297-323.

13. Энциклопедия теоретических основ налогообложения / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. — М. : Юнити-Дана, 2016. — 503 с.

14. Майбуров И. А. Теория налогообложения. Продвинутый курс : учебник / И. А. Майбуров, А. М. Соколовская. — М. : Юнити-Дана, 2011. — 591 с.

15. Налоговая политика. Теория и практика : учебник / под ред. И. А. Майбурова. — М. : Юнити-Дана, 2010. — 519 с.

16. Baihui L. Redistributive effect of taxes and transfers: evidence from China / L. Baihui // Journal of Tax Reform. — 2017. — Vol. 3, № 1. — P. 43-51.

17. Gao P. China: toward the new stage of improving its tax system / P. Gao, Ju. Ma // Journal of Tax Reform. — 2015. — Vol. 1, № 2-3. — P. 145-160.

18. Yong F. Effect of corporate income tax and marketization degree on capital structure of Chinese listed companies / F. Yong // Journal of Tax Reform. — 2016. — Vol. 2, № 1. — P. 43-58.

19. Zhiyong Ya. Local-central intergovernmental fiscal relations of China / Ya. Zhiyong // Journal of Tax Reform. — 2017. — Vol. 3, № 2. — P. 92-102.

20. Колчин С. П. Налоговая система в России и Китае / С. П. Колчин, Ма Хайтао, Тон Вэй. — М. : Всерос. заоч. фин.-экон. ин-т, 2010. — 347 с.

21. Лебедев Б. М. Реформирование налогообложения в Китайской Народной Республике / Б. М. Лебедев, Т. В. Колесникова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. — 2012. — № 4. — С. 144-152.

22. Лю Юйчжо. Особенности развития налоговой системы в период рыночной трансформации национальной экономики (на примере КНР) : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Юйчжо Лю. — СПб., 2013. — 24 с.

23. Поспелова Е. Б. Современная налоговая система Китая: налоги на доходы и имущество физических лиц / Е. Б. Поспелова // Науковедение. — 2014. — № 6 (25). — С. 140.

24. Султанов Г. С. Фискальные платежи в налоговых системах России и Китая / Г. С. Султанов, Б. Х. Алиев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 3-4. — С. 664-667.

25. Шевель И. Реформа налоговой системы в КНР / И. Шевель // Проблемы теории и практики управления. — 2007. — № 6. — С. 74-82.

26. Шепенко Р. А. Правовое регулирование налоговой системы Китайской Народной Республики : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.14 / Р. А. Шепенко. — М., 2005. — 367 с.

27. Вылкова Е. С. Налоги и налогообложение : учебник / Е. С. Вылкова, А. Э. Сердюков, А. Л. Тарасе-вич. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2008. — 704 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Гринкевич Л. С. Проблемы и перспективы современного этапа реформирования Российской налоговой системы / Л. С. Гринкевич // Финансы и кредит. -2005. — № 32 (200). — С. 69-71.

29. Ермакова Е. А. Бюджетный менеджмент и его функциональные элементы / Е. А. Ермакова // Финансы и кредит. — 2010. — № 20 (404). — С. 2-7.

30. Киреенко А. П. Налоговая система: накопленный опыт и пути развития / А. П. Киреенко. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2004. — 241 с.

31. Налоги и налоговая система Российской Федерации / Л. И. Гончаренко [и др.]. — М. : Юрайт, 2015. — 541 с.

32. Налоги и налогообложение : учебник / И. А. Майбуров [и др.] ; под ред. И. А. Майбурова. — М. : Юнити-Дана, 2010. — 559 с.

33. Налоги и налогообложение : учебник / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — СПБ. : Питер, 2001. — 544 с.

REFERENCES

1. Auerbach A. J. Corporate Taxation in the United States. Brooking Papers on Economic Activity, 1983, no. 2, pp. 47-59.

2. Barro R. J., Sahasakul C. Measuring the average marginal tax rate from individual income tax. Journal of Business, 1983, vol. 56, pp. 419-452.

3. Easterly W., Rabelo S. Fiscal policy and economic growth: an empirical investigation. Journal of Monetary Economics, 1993, vol. 32, iss. 3, pp. 417-458.

4. Joines D. H. Estimates of Effective Marginal Tax Rates on Factor Incomes. Journal of Business, 1981, vol. 54, iss. 2, pp. 191-226.

5. King M., Fullerton D. (eds.). The Taxation of Income from Capital. Chicago, University of Chicago Press, 1984. 360 p.

6. McKee M. J., Visser J. J. C., Saunders P. G. Marginal tax rates on the use of labour and capital in OECD countries. OECD Economic Studies, 1986, vol. 7, pp. 45-152.

7. Devereux M. P., Pearson M., Sorensen P. B. Taxing Profits in a Global Economy: Domestic and International Issues. Paris, OECD Publ., 1991.

8. Seater J. J. Marginal federal personal and corporate income tax rates in the United States: 1909-75. Journal of Monetary Economic, 1982, vol. 10, pp. 361-381.

9. Carey D., Tchilinguirian H. Average Effective Tax Rates on Capital, Labor and Consumption. OECD Economics Department Working Papers, 2000, no. 258, pp. 1-54.

10. Lucas R. E. (Jr.). Supply-side economics: an analytical review. Oxford Economic Papers, 1990, no. 42, pp. 293-316.

11. Razin A., Sadka E. The Economy of Modern Israel: Malaise and Promise. Chicago, University of Chicago Press, 1993. 256 p.

12. Mendoza E. G., Razin A., Tesar L. L. Effective tax rates in macroeconomics: cross-country estimates of tax rates on factor incomes and consumption. Journal of Monetary Economics, 1994, vol. 34, pp. 297-323.

13. Maiburov I. A., Ivanov Yu. B. (eds.). Entsiklopediya teoreticheskikh osnov nalogooblozheniya [Encyclopedia of the tax framework]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2016. 503 p.

14. Maiburov I. A., Sokolovskaya A. M. Teoriya nalogooblozheniya. Prodvinutyi kurs [Tax theory. Advanced course]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2011. 591 p.

15. Maiburov I. A. (ed.). Nalogovaya politika. Teoriya i praktika [Tax policy. Theory and practice]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2010. 519 p.

16. Baihui L. Redistributive effect of taxes and transfers: evidence from China. Journal of Tax Reform, 2017, vol. 3, no. 1, pp. 43-51.

17. Gao P., Ma Ju. China: toward the new stage of improving its tax system. Journal of Tax Reform, 2015, vol. 1, no. 2-3, pp. 145-160.

18. Yong F. Effect of corporate income tax and marketization degree on capital structure of chinese listed companies. Journal of Tax Reform, 2016, vol. 2, no. 1, pp. 43-58.

19. Zhiyong Ya. Local-central intergovernmental fiscal relations of China. Journal of Tax Reform, 2017, vol. 3, no. 2, pp. 92-102.

20. Kolchin S. P., Khaitao Ma, Vei Ton. Nalogovaya sistema v Rossii i Kitae [Tax system in Russia and China]. Moscow, All-Russian correspondence financial and economic Institute Publ., 2010. 347 p.

21. Lebedev B. M., Kolesnikova T. V. Tax reforming in People's Republic of China. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika = St. Petersburg University Journal of Economic Studies, 2012, no. 4, pp. 144-152. (In Russian).

22. Lyu Yuichzho. Osobennosti razvitiya nalogovoi sistemy v period rynochnoi transformatsii natsional'noi ekonomiki (na primere KNR). Avtoref. Kand. Diss. [Aspects of tax system development during the market transformation of national economy (in the case of PRC). Cand. Diss. Thesis]. Saint Petersburg, 2013. 24 p.

23. Pospelova E. B. Contemporary tax system of China: income tax duty and individual property. Naukovedenie, 2014, no. 6 (25), pp. 140. (In Russian).

24. Sultanov G. S., Aliev B. Kh. Fiscal payments in the tax systems of Russia and China. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii = International journal on practical and fundamental research, 2016, no. 3-4, pp. 664-667. (In Russian).

25. Shevel I. Realignment of tax system in PRC. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2007, no. 6, pp. 74-82. (In Russian).

26. Shepenko R. A. Pravovoe regulirovanie nalogovoi sistemy Kitaiskoi Narodnoi Respubliki. Dokt. Diss. [Statutory regulation of the PRC tax system. Doct. Diss.]. Moscow, 2005. 367 p.

27. Vylkova E. S., Serdyukov A. E., Tarasevich A. L. Nalogi i nalogooblozhenie [Tax and taxation]. 2nd ed. Saint Petersburg, Piter Publ., 2008. 704 p.

28. Grinkevich L. S. Challenges and opportunities of the modern stage of the Russian tax system realignment. Finansy i kredit = Finance and credit, 2005, no. 32 (200), pp. 69-71. (In Russian).

01 И 5<

а

л т

n *

о

о

о

а

и ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

н

ф

ч

2 О

2

Z

10

о 4

29. Ermakova E. A. Budget management and its functional elements. Finansy i kredit = Finance and credit, 2010, no. 20 (404), pp. 2-7. (In Russian).

30. Kireenko A. P. Nalogovaya sistema: nakoplennyi opyt i puti razvitiya [Tax system: experience and development options]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2004. 241 p.

31. Goncharenko L. I., Mel'nikova N. P., Zhukova E. I. Nalogi i nalogovaya sistema Rossiiskoi Federatsii [Due and tax system of Russian Federation]. Moscow, Yurait Publ., 2015. 541 p.

32. Maiburov I. A. (ed.). Nalogi i nalogooblozhenie [Tax and taxation]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2010. 559 p.

33. Romanovskii M. V., Vrublevskaya O. V. (eds.). Nalogi i nalogooblozhenie [Tax and taxation]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2001. 544 p.

Информация об авторах

Быков Степан Сергеевич — кандидат экономических наук, доцент, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: bstepan@ yandex.ru.

Гущина Ирина Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: 242748@mail.ru.

Медик Ирина Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: mirinan2016@yandex.ru.

Authors

Stepan S. Bykov — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Taxes and Customs, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: bstepan@yandex.ru.

Irina V. Guschina — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Taxes and Customs, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: 242748@mail.ru.

Irina N. Medik — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Taxes and Customs, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: mirinan2016@yandex.ru.

Для цитирования

Быков С.С. Развитие Экономического пояса нового Шелкового пути через гармонизацию налоговой нагрузки на факторы производства в России и Китае: разработка методики сравнения / С. С. Быков, И. В. Гущина, И. Н. Медик // Известия Байкальского государственного университета. — 2018. — Т. 28, № 1. — С. 94-104. — DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(1).94-104.

For citation

Bykov S. S., Guschina I. V., Medik I. N. Development of the New Silk Road Economic Belt through the Harmonization of the Tax Burden on Production Factors in Russia and China: the Development of a Comparison Methodology. Izvestiya Baykal'skogo gosu-darstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2018, vol. 28, no. 1, pp. 94-104. DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(1).94-104. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.