Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ'

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация экономики / онлайн-платформы / информационные технологии / оптимизация издержек / вза-имодействие производителей / потребителей и государства / прозрачность деятельности / подготовка кад-ров / таргетированная реклама / digitalization of the economy / online platforms / information technologies / cost optimization / interaction of pro-ducers / consumers and the state / transparency of activities / personnel training / targeted advertising

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — М.О. Свириденко, Л.И. Кулакова

В статье рассмотрено влияние цифровизации экономики на эффективность работы предприятия и, как следствие, функционирования государства. Статья отражает гипотезу о том, что правильно внедренные технологии благотворно влияют на развитие экономических связей, оптимизацию издержек, расширение производства, повышение уровня жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ECONOMIC RELATIONS BASED ON IT-TECHNOLOGIES

The article considers the impact of economy digitalization on the enterprise efficiency and, as a result, the functioning of the state. The article reflects the hypothesis that properly implemented technologies have a beneficial effect on the development of economic relations, cost optimization, expansion of production and raise of living standards of the population.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 330.34:004

М.О. Свириденко, Л.И. Кулакова

Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: milakul2606@rambler.ru

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассмотрено влияние цифровизации экономики на эффективность работы предприятия и, как следствие, функционирования государства. Статья отражает гипотезу о том, что правильно внедренные технологии благотворно влияют на развитие экономических связей, оптимизацию издержек, расширение производства, повышение уровня жизни населения.

Ключевые слова: цифровизация экономики, онлайн-платформы, информационные технологии, оптимизация издержек, взаимодействие производителей, потребителей и государства; прозрачность деятельности, подготовка кадров, таргетированная реклама.

M.O. Sviridenko, L.I. Kulakova

Far Eastern branch of the All-Russian Academy ofForeign Trade of the Russian Ministry ofEconomic Development,

Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: milakul2606@rambler.ru

DEVELOPMENT OF ECONOMIC RELATIONS BASED ON IT-TECHNOLOGIES

The article considers the impact of economy digitalization on the enterprise efficiency and, as a result, the functioning of the state. The article reflects the hypothesis that properly implemented technologies have a beneficial effect on the development of economic relations, cost optimization, expansion of production and raise of living standards of the population.

Key words: digitalization of the economy, online platforms, information technologies, cost optimization, interaction of producers, consumers and the state; transparency of activities, personnel training, targeted advertising.

Актуальность темы обусловлена цифровой трансформацией экономики, которая отличается организационной сложностью, использованием бизнес-моделей краудсорсинга (crowdsourcing) и участием широкого круга заинтересованных сторон - стейкхолдеров (stakeholders) [1].

В исследовании применялись эмпирические методы изучения и обобщения опыта цифровизации экономики в современных условиях.

В век цифровизации развитие экономических связей сопряжено с применением информационно-коммуникационных технологий, с помощью которых выстраивается система социальных, экономических и культурных отношений. Эта система представляет собой совокупность процессов, основанных на цифровых технологиях, объединяющих бизнес, домохозяйства и органы государственного управления, где предоставляемые/получаемые услуги оплачиваются дистанционно, в том числе и электронными деньгами [2].

В условиях современной мировой рецессии у ряда государств, предприятий, домохозяйств появилась потребность в модернизации и цифровизации своей деятельности, окружающих вещей, которые бы обеспечили доступность информации, а также бесперебойность работы. Особенно остро встал вопрос о цифровизации экономики в 2020 г. в период пандемии, которая продемонстрировала необходимость в:

1) расширении покрытия сети Интернет;

2) создании и улучшении онлайн-платформ, позволяющих оптимизировать транзакционные и альтернативные издержки, развивать электронную торговлю;

3) развитии социальных сервисов, тесно связанных с информированием и предоставлением государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) [3].

Использование информационных технологий влияет не только на деятельность предприятия, но и на развитие экономики в целом, так как сокращаются цепочки поставок, а также ускоряется взаимодействие между предприятиями и государством. Одним из средств достижения оптимальной кооперации являются цифровые платформы, на которых сосредотачивается экономическая деятельность [4]. Благодаря им облегчается взаимодействие между экономическими субъектами: в первую очередь снижаются издержки (прежде всего транзакционные) - это выгодно производителям, поставщикам, клиентам, потому как затрачивается в разы меньше времени и денег на поиск необходимого и совершение транзакции.

Производитель на оптимальных условиях закупает сырье, инструменты, полуфабрикаты у поставщика. Клиент видит широкий спектр товаров, их качество, цену, не разъезжая по всему городу в поисках нужного. Теперь для совершения сделки просто необходим девайс с доступом в Интернет, который раскроет информацию о том, кто, какой продукт, на каком оборудовании производит, какие награды, отзывы у предприятия, каковы условия доставки и оплаты [5].

Место встречи покупателя и продавца переносится в онлайн-пространство, что благотворно влияет на деятельность экономических субъектов, - высвобождаются ресурсы, которые можно перенаправить на развитие. Достигается это за счет предоставления дополнительного функционала как для того, кто покупает, так и для того, кто продает, - улучшается сотрудничество, что также сокращает время цикла разработки новых товаров и выведения их на рынок, поспособствовать этому может, к примеру, оперативная обратная связь в онлайн-режиме на торговых площадках (сайтах).

Онлайн-платформы полезны и при взаимодействии государства с предприятиями. К примеру, с позиции контрольно-надзорных органов: все отчеты, всю информацию можно передать в электронном виде, без выезда в орган, что сокращает как материальные, так и временные издержки. Подобным образом можно отправить информацию и в органы государственной статистики, где в ускоренном режиме отслеживается деятельность предприятий: структура и объем производства, количество нанятых работников, уровень заработной платы, объем уплаченных налогов. Полученную информацию анализируют, систематизируют и размещают на порталах федеральной налоговой службы (далее - ФНС), территориальных органов государственной статистики для прозрачности деятельности производителей и органов государственной власти.

Говоря о прозрачности деятельности производителей, можно упомянуть, например, онлайн-платформу «Честный знак», где потребитель видит всю производственную цепочку через маркировку: какой вид продукции, где и кем производился, из какого сырья. Информация о работе самого предприятия становится доступной и прозрачной как с точки зрения предприятия, так и с точки зрения госорганов.

Также информацию используют для формирования и анализа мер поддержки предприятиям-работодателям и для разработки социальной политики занятости населения через службы занятости, которые анализируют спрос и предложение, организуют курсы переподготовки кадров. Таким образом, государство и его платформы способствуют встречи работодателя и работника, влияют на рынок труда. Также государство посредством цифровизации экономики способствует не только переподготовке, но и профессиональной подготовке кадров.

Анализ информационных источников позволил установить, какие сдвиги по части подготовки кадров совершены и чего удалось достичь в сфере образования [6]:

1. Открытие факультетов и школ, посвященных цифровизации. К примеру, цифровизация Дальнего Востока началась с о. Русский в конце 2019 г. В Дальневосточном федеральном университете появилась отдельная школа, которая посвящена цифровой экономике, партнером по открытию выступал Сбер.

2. В Дальневосточном федеральном университете запустили Яндекс.Лицей и сейчас ежегодно там готовят порядка 60 школьников, обладающих компетенциями программирования.

3. Важную роль сыграли наказы Президента России в очередном послании Федеральному собранию о том, что на о. Русском в г. Владивостоке необходимо создать цифровую лабораторию правительства Приморского края, представляющую собой центр цифрового развития общероссийского уровня (далее - Центр) с особыми правовыми и экономическими условиями работы для 1Т-компаний [7].

В вопросе цифрового развития на первом месте, безусловно, всегда остаются люди. Необходимо создать такие условия информационного обеспечения, чтобы у населения не осталось вопросов понятийного и функционального характера о сущности цифровых технологий. В Центр следует пригласить молодых специалистов в области дизайна, IT-архитектуры, разработки программного обеспечения, дата-сайентистики, которые будут внедрять передовые технологии и реализовывать передовые проекты. Центром в свою очередь гарантируется предоставление современных помещений, отвечающих необходимым требованиям, высокий уровень заработной платы и очень интересные задачи.

Через онлайн-платформы государство оказывает поддержку предприятиям. Так, летом 2020 г. через сайт ФНС оказывалась господдержка субъектам МСП, пострадавшим от пандемии коронавируса. Также посредством онлайн-платформ можно получать информацию об изменениях, касающихся работы предприятий.

Цифровые платформы - это своеобразный новый продукт, который без должной огласки может и не принести пользы [8]. Именно поэтому одним из ключевых свойств цифровой экономики является формирование персонифицированных сервисных моделей, которые включают таргетированный интернет-маркетинг и контекстную рекламу, позволяющие продвигать заинтересованным лицам ту или иную платформу, способствовать развитию персонифицированного производства с учетом запросов потенциальных клиентов и росту не только уровня, но и качества жизни населения.

Таргетированная реклама представляется определенной аудитории по заранее заданным параметрам, с ее помощью предприятия и государство могут информировать необходимую группу людей о новинках (товары, работы, услуги, онлайн-платформы), изменениях в законодательстве, социальной сфере, обществе и т. д. Рекламу можно настроить на онлайн-сервисах, закрепленных за одной из социальных сетей либо за одной из поисковых систем. Наиболее популярные площадки в России: Instagram (Facebook), ВКонтакте, Одноклассники, РСЯ (рекламная сеть Яндекс) и КМС (контекстно-медийная сеть GoogleAdWords) - с помощью этих онлайн-сервисов настраивается и размещается реклама. Основная задача - это иметь собственный аккаунт и бюджет на рекламу [9].

За счет онлайн-платформ, имеющегося функционала, таргетированной рекламы посредством выстраивания эффективной производственной и потребительской кооперации осуществляется взаимодействие потребителей и производителей, сокращается количество посредников. Возрастает роль малого и среднего предпринимательства как более мобильного и гибкого участника рынка, в том числе в реализации инновационных проектов и продвижении стартапов, расширяя сектор экономики физических лиц. Следует отметить, что существует определенная доля риска атомизации экономики.

У этого направления есть предпосылки, хотя пандемия коронавируса 2020 г. выявила и болевые точки:

- отсутствие адекватной нормативной базы, регламентирующей оборот персональных данных;

- низкий уровень цифровых навыков у населения в использовании современных платформ. Специалисты утверждают, что всего лишь 47% жителей любой территории свободно использую цифровое пространство для удовлетворения своих нужд [10];

- расширение доли влияния искусственного интеллекта на уровень занятости населения. В период кризиса многие лишились заработка, а внедрение робототехники усугубляет проблему трудоустройства. Цифровизация экономики требует специалистов совершенно иного уровня квалификации. Это развивает новые секторы рынка труда, сокращая при этом традиционные;

- развитие цифровой инфраструктуры требует больших финансовых вложений, что не всем предпринимателям по силам.

Вместе с тем есть и предпосылки цифровой трансформации. Объем экономики Рунета по итогам 2019 г. превысил 4,7 трлн руб., то есть 4,3% ВВП страны. Доля интернет-зависимых секторов экономики в 2019 г. превысила 24% - 26 трлн руб. [11]. Среда, обеспечивающая внедрение цифровых сервисов, т. е. цифровая экосистема, условно разделена на восемь специализированных узлов, или хабов, вокруг которых будет развиваться экономика, условно можно разделить на три сектора:

I. Производство и сбыт:

1. Маркетинг и реклама.

2. Финансы и торговля.

3. Стартапы и инвестиции.

II. Инфраструктура:

4. Инфраструктура и связь.

5. Медиа и развлечения.

6. Кибербезопасность.

III. Управление:

7. Государство и общество.

8. Образование и кадры.

Аудитория Рунета достигла 95,9 млн человек. При этом свыше 88% выходов в Интернет осуществляется с мобильных устройств [12]. Это говорит о появлении нового вектора развития цифровой экономики - экономики платформ, урбанизации и экономики совместного пользования.

Приложения, разработанные на базе популярных мобильных платформ, забирают все больше функций по контролю наших жизней. В год появляется около 100 тысяч таких приложений, и это число неуклонно растет. Однако не стоит забывать, что критерием успешности отечественной экономики является не количество применяемых в России инновационных технологий, а качество жизни граждан и доступность применения этих технологий.

Многие исследователи сходятся во мнении, что восстановление темпов развития экономики возможно за счет развития цифровых рынков. В настоящее время наблюдается акселерация цифровых сервисов на фоне стагнации традиционных секторов экономики. По данным SaaSQuantumMetric отмечается увеличение электронной коммерции на 52%; по данным Европейской комиссии рост спроса на цифровые медицинские сервисы составил 14%; круглосуточная доступность образовательных сервисов (в т. ч. вызванная угрозами пандемии СОУГО-19) привела к востребованности онлайн-образования, на которое перешли более 87% образовательных учреждений в 160 странах мира [13].

Запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения предложил Президент Российской Федерации в Послании Федеральному собранию [14], так как конкурентоспособность государства в условиях стремительно развивающейся циф-ровизации является важным элементом управления страны.

По поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина Правительство РФ совместно с Администрацией занимается разработкой программы развития цифровой экономики. Предварительно разработана модель инновационного развития государства, состоящая из трех основных уровней.

Первый уровень представляют рынки и отрасли, где непосредственно внедряются цифровые технологии, применяются цифровые сервисы и платформы, существенно изменяя не только бизнес-модели, но и традиционно управляемые государством секторы: образование, здравоохранение, оборонно-промышленный комплекс, а также сам институт государственного управления.

Второй уровень представляют сквозные технологии (искусственный интеллект, нейро-и квантовые технологии, промышленный Интернет, робототехника, технологии беспроводной передачи данных, виртуальной реальности). Данные технологии играют важную роль в работе с большими объемами данных, поэтому они используются на первом уровне при переходе в цифровую экономику [15].

Третий уровень - нормативное регулирование.

Проведенные исследования показывают, что для эффективной реализации задачи по совершенствованию цифровых технологий и их внедрению в экономику необходимо учитывать имеющиеся и потенциальные риски, а также возможности технологического прогресса. Но немаловажным фактором развития цифровой экономики и экономики в целом является человеческий потенциал, от которого зависит не только конкурентоспособность экономических благ, но и страны в целом. Поэтому основными направлениями в формировании государственной политики развития человеческого капитала должны стать качество образования и здравоохранения, инвестиционный климат, доступность информационных ресурсов через сеть Интернет и иные социальные аспекты [16].

Литература

1. Полянин А.В., Кулакова Л.И. Развитие регионального предпринимательства в условиях цифровой трансформации // Методологические подходы к развитию механизма управления стратегическими человеческими ресурсами в эпоху цифровизации: Научная монография / Под общ. ред. проф. Н.А. Лытневой. - Орел: Издательство Среднерусский институт управления -филиал РАНХиГС, 2021. - С. 204-215.

2. Актуальность цифровизации [Электронный ресурс]. - URL: https://yandex.ru/q/ question/v_chiom_aktualnost_tsifrovizatsii_dHa (дата обращения: 05.02.2021).

3. Безопасность в цифровую эпоху [Электронный ресурс]. - URL: https://zen.yandex.ru/ media/itworld/bezopasnost-v-cifrovuiu-epohu-5eb3ca844670757c12fe960b (дата обращения: 05.02.2021).

4. Вызовы цифровой экономики [Электронный ресурс]. - URL: https://roscongress.org/ sessions/vyzovy-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 10.02.2021).

5. Как цифровой бизнес спасёт мир [Электронный ресурс]. - URL: https://habr.com/ru/ company/lanit/blog/508156/ (дата обращения: 08.02.2021).

6. Цифровая экономика [Электронный ресурс]. - URL: httpsy/национальныепроекты.рф (дата обращения: 17.02.2021).

7. Цифровые технологии в российских компаниях [Электронный ресурс]. - URL: https://roscongress.org/materials/tsifrovye-tekhnologii-v-rossiyskikh-kompaniyakh/ (дата обращения: 17.02.2021).

8. Что такое цифровая экономика? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.hse.ru/ аай/2019/04/12/П78004671/2%20Цифровая_экономика.ра£' (дата обращения: 17.02.2021).

9. Цифровая трансформация бизнеса [Электронный ресурс]. - URL: http://znanium.com/catalog/document?id=371213 (дата обращения: 17.02.2021).

10. Цифровая экономика [Электронный ресурс]. - URL: https://www.acjournal.ru/ jour/article/view/1079/1021 (дата обращения: 06.02.2021).

11. РАЭК: доля цифровой экономики в ВВП России [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/ekonomika/4193251 (дата обращения: 17.04.2021).

12. Объем экономики рунета [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sostav.ru/ publication7obem-ekonomiki-runeta-sostavil-4-7-trln-rublej-41007.html (дата обращения: 17.04.2021).

13. Медиасфера. Интернет: некоторые важные результаты и показатели [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/info/32122/ (дата обращения: 17.04.2021).

14. Цифровая экономика: ключевые факторы экономического роста в посткризисный период [Электронный ресурс]. - URL: https://ac.gov.ru/news/page/cifrovaa-ekonomika (дата обращения: 20.01.2021).

15. Цифровизация и ее влияние на экономику [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/329/14991/ (дата обращения: 05.02.2021).

16. О проблемах и перспективах развития цифровых технологий [Электронный ресурс]. -URL: https://rusinvestforum.org (дата обращения: 05.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.