Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С НАСЕЛЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ВНУТРИГОРОДСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С НАСЕЛЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ВНУТРИГОРОДСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
291
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / МУНИЦИПАЛИТЕТ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ / КОММУНИКАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Островская Александра Евгеньевна

В данной статье произведено исследование текущего уровня осуществления взаимодействия между муниципальными органами власти Санкт-Петербурга и населением города. В ходе работы проведен маркетинговый опрос, а также серия экспериментальных методов исследования. Представлены рекомендации по совершенствованию процесса коммуницирования органов местного самоуправления и граждан Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Островская Александра Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF INTERACTION OF MUNICIPAL AUTHORITIES WITH THE POPULATION (ON THE EXAMPLE OF INNER-CITY MUNICIPALITIES OF ST. PETERSBURG)

This article examines the current level of interaction between the municipal authorities of St. Petersburg and the population of the city. In the course of the work, a marketing survey was conducted, as well as a series of experimental research methods. Recommendations for improving the process of communication between local self-government bodies and citizens of St. Petersburg are presented.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С НАСЕЛЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ВНУТРИГОРОДСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Исследование взаимодействия муниципальных органов власти с населением на

примере внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга

Research of interaction of municipal authorities with the population (on the example of innercity municipalities of St. Petersburg)

Островская Александра Евгеньевна

Бакалавр

Северо-Западный институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Россия, Санкт-Петербург e-mail: alexandraostrovskaya@mail.ru

Ostrovskaya Alexandra

Bachelor's degree North-Western Institute of Management, branch Russian Academy of National Economy and Public Administration

Russia, Saint Petersburg e-mail: alexandraostrovskaya@mail.ru

Аннотация.

В данной статье произведено исследование текущего уровня осуществления взаимодействия между муниципальными органами власти Санкт-Петербурга и населением города. В ходе работы проведен маркетинговый опрос, а также серия экспериментальных методов исследования. Представлены рекомендации по совершенствованию процесса коммуницирования органов местного самоуправления и граждан Санкт-Петербурга.

Annotation.

This article examines the current level of interaction between the municipal authorities of St. Petersburg and the population of the city. In the course of the work, a marketing survey was conducted, as well as a series of experimental research methods. Recommendations for improving the process of communication between local self-government bodies and citizens of St. Petersburg are presented.

Ключевые слова: муниципальная служба, муниципалитет, органы местного самоуправления, Санкт-Петербург, местная власть, коммуникации, взаимодействие населения и власти.

Key words: municipal service, municipality, local self-government bodies, St. Petersburg, local government, communications, interaction of the population and the authorities.

Введение

Муниципальные органы власти являются связующим звеном между государством и населением, поэтому так как данный уровень власти обеспечивает решение проблем местного значения и проводит совершенствование взаимодействия органов власти и граждан.

Соответственно, муниципальные образования должны быть наиболее доступным вариантом взаимодействия власти и общества, однако на практике данный принцип реализуется далеко не всегда. При этом, именно участие граждан в жизни муниципального округа влияет на качество их жизни во множестве сфер, начиная от предоставления услуг ЖКХ и разрешения вопросов благоустройства, до формирования местных сообществ и гражданского общества в целом.

Местное самоуправление в широком смысле можно определить как форму осуществления гражданами своей власти. Местное самоуправление - это возможность граждан влиять на различные сферы своей жизни через конституционно закрепленное право граждан Российской Федерации. Эффективность осуществления местного самоуправления неразрывно связана с проявлениями в стране института гражданского общества. Гражданское общество в контексте данной работы можно обозначить как совокупность граждан, не имеющей рычагов

государственной власти, однако контролирующих качественное осуществление своих обязанностей органами государственной власти.

При этом муниципальное образования в Российской Федерации - это территория, на которой реализуется конституционное права граждан на осуществление местного самоуправления напрямую или через выборные органы МСУ.

Анализ работ предшественников

Ряд отечественных и зарубежных авторов в своих статьях все чаще обращают внимание на принципиальное изменение процессов взаимодействия общественных структур, организаций и населения с властью в лице уполномоченных органов власти.

К примеру, Щукина Т. В. отмечает в отечественном пространстве проявления общемировой тенденции к цифровизации государственного управления. Помимо этого, заключает упомянутый автор, цифровизация и внедрение цифровых технологий в сферу госуправления неразрывно связано с выстраиванием новой системы ответственности государства перед гражданами.

Солидарна с данной точкой зрения Ковалева Н. Н., определяющая переход к электронному государственному управлению («электронному правительству») как характерную тенденцию современного этапа реформирования органов государственной власти Российской Федерации.

Подытожив, можно выделить следующие тенденции, свойственные процессу взаимодействия муниципальных органов власти с населением:

1. Выстраивание коммуникаций с населением через социальные сети. В процессе повсеместного внедрения цифровых технологий, наиболее простым методом взаимодействия власти и граждан является именно диалог в пространстве социальных сетей;

2. Активное использование мобильных приложений. Мобильные приложения упрощают обращения в различные государственные и муниципальные органы, а также позволяют донести до власти потребности жителей;

3. Использование электронных баз данных. Электронные базы данных упрощают процесс документооборота в организации;

4. Повышение открытости государственных и муниципальных органов. Практически у каждого муниципалитета или гос. учреждения есть собственный сайт, содержаний информацию об их деятельности, что делает информацию более доступной для активных жителей;

5. Оказание государственных услуг в режиме онлайн. В последние годы государственные органы Российской Федерации постоянно совершенствуют онлайн-сервисы предоставления государственных услуг.

Исследовательская работа

С целью анализа представленности внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в социальных сетях был проведен мониторинг официальных сообществ муниципалитетов. Сбор информации осуществлялся посредством открытых данных, представленных в официальных сообществах муниципалитетов в социальных сетях. Учитывалось наличие официальных сообществ округа в социальных сетях, количество участников, уровень активности в сообществе, соотношение числа участников сообщества и жителей муниципального округа. По итогам исследования было выявлено, что такой способ взаимодействия муниципалитета с жителями как коммуникация в социальных сетях применяется в 74% внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (рисунок 1).

Представленность муниципалитетов в социальных сетях

■ Не представлены в социальных сетях ■ Ведут социальные сети

Рисунок 1. Доля муниципальных округов, представленных в социальных сетях в виде официального

сообщества муниципалитета

Наиболее популярными методами онлайн-взаимодействия округа с жителями оказались: публикация записей округа и взаимодействие через, общение с жителями через личные сообщения сообщества (распространено в 73% округов, имеющих социальные сети), проведение опросов (используется только в 8% муниципалитетов, имеющих социальные сети), публикация видеоматериалов (существует в 5% муниципальных образований, зарегистрированных в социальных сетях);

Внутригородские муниципальные округа взаимодействуют с населением через следующие социальные сети: ВКонтакте, YouTube, Instagram. При этом, в социальной сети «ВКонтакте» представлены 60 муниципальных образований, в Instagram - 7, а на видеохостинге YouTube - всего 2 муниципальных округа. (рисунок 2)

70 60 50 40 30 20 10 0

Вконтакте Instagram YouTube

Рисунок 2. Представленность внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в социальных

сетях

Для анализа текущего уровня коммуникации жителей и представителей власти во внутригородских муниципальных образованиях Санкт-Петербурга, было проведено маркетинговое исследование, состоящее из онлайн-опроса при помощи портала google forms и анкетирования. Онлайн-опрос применялся для исследования

среди молодых и средних групп населения (18-60 лет), анкетирование - для пожилых групп населения (старше 60 лет).

Опрос состоял из трех частей. Первая часть посвящена идентификации респондентов: уточнению пола и возраста.

Вторая часть опроса варьировалась в зависимости от того, обращался ли конкретный респондент в одно из внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга. Если опрашиваемый гражданин имел опыт коммуникации с представителями местных органов власти, то задаваемые вопросы касались выбранных форм коммуникации.

Заключительная часть опроса состояла из вопросов, касающихся предпочтительных методов взаимодействия муниципальной власти с населением и готовности респондентов коммуницировать с муниципалитетом.

Суммарное количество респондентов составило 1000 человек, где 732 человека прошли онлайн-опрос через портал google forms и 268 опрошены вживую. Тип отбора респондентов - случайный, выборка -вероятностная. Респондентами выступили жители внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга. В ходе проведения исследования были опрошены жители 8 внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга. Исследование проводилось с 1 марта 2021 года по 1 апреля 2021 года.

По возрастному признаку респонденты разделились следующим образом (рисунок 2):

• 18-35 лет - 53,7% респондентов;

• 35-60 лет - 19,5% респондентов;

• Старше 60 лет - 26,8% респондентов.

В опросе приняли участие 603 женщины и 397 мужчин (рисунок 2.6)

Население внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (по данным Петростат) - 4 395 097 человек. Согласно возрастно-половой структуре, мужчин - 45%, женщин - 55%. Репрезентативность выборки составляет 81%.

В результате опроса были сделаны следующие выводы:

• Лишь 13% граждан знают в каком муниципальном образовании проживают;

• Менее 1% респондентов использовали депутатский прием как канал коммуникации с муниципалитетом;

• Основные причины отсутствия коммуникации через депутатский прием: очная форма коммуникации, неудобные часы приема, неинформированность о проведении приемов.

• Только 11% граждан подавали обращение через интернет-сайт муниципалитета;

• Более 50% респондентов готовы коммуницировать с представителями муниципалитета в онлайн-пространстве;

• Социальные сети являются предпочтительным каналом коммуникации у молодого и среднего населения.

Также был проведен ряд экспериментов методом инсценированная покупка:

1. Телефонные звонки в местные администрации внутригородских муниципальных образований. Телефонный номер, использовавшийся для прозвона, был взят с официальных интернет-сайтов муниципальных образований. Звонки осуществлялись в будние дни, в рабочее время округов. Таким образом, данный канал коммуникации местной власти и населения можно назвать неэффективным.

Результат прозвона внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга

Не ответили

Ответили со 2 раза

Ответили сразу

30

27

2 24

0 5 10 15 20 25 30 35

Рисунок 3. Результат прозвона внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга

2. Отправка электронных писем через официальный сайт внутригородских муниципальных образований. Письма были направлены в начале рабочего дня (понедельник, 10:00). Исследование проводилось в течение 8 дней. В целом, результаты демонстрируют предоставление оперативного ответа на обращения граждан в большинстве округов.

Рисунок 4. Скорость ответа муниципальных округов на электронные письма жителей

На основе проведенного исследования можно сделать вывод о пренебрежении муниципалитетами цифровыми каналами коммуникации с населением. При этом, зафиксирован запрос граждан на взаимодействие именно в интернет-пространстве.

По итогам проделанной работы, можно сформулировать основные проблемы построения коммуникации между муниципальными органами власти Санкт-Петербурга и населением:

• Плохая реакция на обращения граждан в муниципалитеты по традиционным каналам связи (телефонные звонки);

• Недостаточно быстрая реакция на обращения, отправленные через официальный интернет-сайт муниципалитетов;

• Некачественное построение сайтов (устаревший дизайн, не ориентированы на потребителя - жителей);

• Нет программ планов продвижения онлайн и развития онлайн-ресурсов, необходимых для взаимодействия с жителями;

• Отсутствие ориентации на массовую аудиторию (сложившиеся практики направлены на работу с пожилым и социально незащищенным населением);

• Неоднородность населения города;

• Отсутствие кадров для активного продвижения онлайн (48 округов не имеют отдельного smm-специалиста);

• Ограниченность финансовых ресурсов.

Рекомендации

На основе проблем, свойственных выстроенной системе взаимодействия органов муниципальной власти и населения, можно выработать следующие предложения по её совершенствованию. Сразу следует оговориться, что предложение по повышению цифровых компетенций не было включено в общий перечень, так как это хоть и очевидно важно, но требует отдельного исследования, чтобы его конкретизировать.

1. Включение официальных сообществ муниципалитетов в социальных сетях в систему каналов взаимодействия округов с жителями. Внедрение в законодательство Санкт-Петербурга о местном самоуправлении обязательства муниципальных образований о предоставлении информации, касающейся деятельности округа (нормативно-правовые акты, отчеты о деятельности округа) при помощи официальных сообществ муниципалитета в социальных сетях. Также необходимо приравнять обращение жителя округа в социальных сетях к официальному обращению, на которое представители муниципалитета обязаны ответить в течение 30 рабочих дней;

2. Создание стратегии и планов по продвижению онлайн-ресурсов муниципалитетов. Данный пункт направлен на привлечение молодой аудитории и вовлечение граждан в процесс одушевления местного самоуправления. Включает в себя запуск таргетированной рекламы в социальных сетях и привлечение жителей к голосованиям через социальные сети (принятие отчета главы муниципального образования, голосования по проекту бюджета, выбор мероприятий);

3. Модернизация внутригородских муниципальных образований. Включает в себя принятие единой концепции сайта муниципального образования (доступный дизайн, базовый контент, понятная визуализация), проведение онлайн-трансляций официальных мероприятий, проводимых внутригородскими муниципальными образованиями Санкт-Петербурга и интеграцию муниципальных услуг в портал «Госуслуги».

4. Создание на уровне Санкт-Петербурга рейтинга доступности внутригородских муниципальных образований. За основу может быть взят рейтинг муниципальных образований СПб по вопросам благоустройства, представленный на портале «Наш Санкт-Петербург». Ключевыми аспектами должны стать: осведомленность граждан о деятельности муниципального округа и удовлетворенность жителей работой местной администрации муниципального образования. Данный рейтинг может быть рассчитан на основе следующих критериев:

• Процент жителей, участвующих в официальных сообществах округа в социальных сетях;

• Процент решенных вопросов от общего числа поступивших в муниципалитет обращений;

• Уровень оперативности отклика после подачи обращения в муниципалитет;

• Электоральная активность граждан;

• Количество граждан, посетивших мероприятия, организуемые муниципальным образованием;

• Наличие проблем благоустройства на территории муниципального округа.

Создание подобного рейтинга позволит наглядно продемонстрировать существующие среди муниципалитетов проблемы и подобрать комплексное решение. Также муниципальные округа будут заинтересованы занять лидерские позиции. Также показатели рейтинга помогут отдать предпочтения тем или иным кандидатам на муниципальных выборах в соответствии с результатами их деятельности. В ходе подготовки рейтинга доступности услуг внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга возможно применение метода «тайного покупателя» с целью анализа скорости и качества отклика на обращения жителей. Показатели рейтинга доступности внутригородских муниципальных образований

Резюмируя, можно сказать, что главная тенденция современного общества - это повсеместная цифровизация. В сфере государственных услуг постоянно внедряются элементы электронного управления и их применение также необходимо для муниципального уровня. Именно через цифровизацию муниципальных услуг можно вовлечь молодое население в осуществление местного самоуправления.

Список используемой литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Кузнецова М. Н. Цели, задачи органов местного самоуправления и проблема совершенствования их деятельности // ОНВ. 2006. №4 (38). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/tseli-zadachi-organov-mestnogo-samoupravleniya-i-problema-sovershenstvovaniya-ih-deyatelnosti (дата обращения: 17.04.2021).

2. Закон Санкт-Петербурга об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. — Режим доступа: http://dobryanka-http://gov.spb.ru/gov/terr/reg_kurort/municipalnye-obrazovaniya/zakon-sankt-peterburga-ob-organizatii-mestшgo-samoupravleniya-v-sankt/(дата обращения: 07.04.2021).

3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 09.11.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/8d927bac 12337da9a5771c3d49791125126dd4f2/ (дата обращения: 07.04.2021).

4. Салабутин Антон Вадимович Вопросы цифровизации муниципального управления: тенденции и проблемы // Наука без границ. 2020. №5 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-tsifrovizatsii-munitsipalnogo-upravleniya-tendentsii-i-problemy (дата обращения: 17.04.2021).

5. Алексеев, Р. А. Электронный референдум: проблемы и опыт проведения в современной России / Р. А. Алексеев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. - 2016. - № 5. - С. 127-137. - DOI 10.18384/2310-676X-2016-5-127-137.

6. Щербаков Артем Сергеевич, Сальникова Анастасия Владимировна Тенденции изменения государственного управления в РФ // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. №3 (13). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tendentsii-izmeneniya-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rf (дата обращения: 17.04.2021).

7. Ковалева Наталия Николаевна Тенденции развития государственного управления информатизации // Вестник СГЮА. 2014. №4 (99). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/tendentsii-razviüya-gosudarstvennogo-upravleniya-informatizatsii (дата обращения: 17.04.2021).

8. Курбатова Ольга Владимировна, Сакулина Любовь Львовна ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/gosudarstvennye-uslugi-v-usloviyah-tsifrovizatsii-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 17.04.2021).

9. Добролюбова Елена Игоревна Международные показатели цифровизации государственного управления: обзор практики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezMunarodnye-pokazateli-tsifrovizatsii-gosudarstvennogo-upravleniya-obzor-praktiki (дата обращения: 17.04.2021).

10. Радута Валерия Павловна Тенденции развития информационных технологий в государственном муниципальном управлении // Инновации в науке. 2018. №9 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-informatsionnyh-tehnologiy-v-gosudarstvennom-munitsipalnom-upravlenii (дата обращения: 17.04.2021).

11. Митяева Евгения Николаевна, Слинько Александр Анатольевич Современные тенденции в политическом управлении и Актуальные проблемы муниципальной политики в РФ // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-v-politicheskom-upravlenii-i-aktualnye-problemy-munitsipalnoy-politiki-v-rf (дата обращения: 17.04.2021).

12. Али Мухтарович Алиев Тенденции развития местного самоуправления в России и зарубежных странах // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-mestnogo-samoupravleniya-v-rossii-i-zarubezhnyh-stranah-1 (дата обращения: 17.04.2021).

13. Гольченко Юлия Викторовна Основные тенденциозные явления в сфер е регионального и муниципального управления // Kant. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovny-e-tendentsiozny-e-yavleni-ya-v-sfer-e-regiona-lnog-o-i-munitsipa-lnog-o-upr-avleni-ya (дата обращения: 17.04.2021).

14. Юркова Ольга Николаевна, Быхтин Олег Викторович Система коммуникаций между органами местного самоуправления и населением: проблемы и пути решения // Эпоха науки. 2020. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-kommunikatsiy-mezhdu-organami-mestnogo-samoupravleniya-i-naseleniem-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 17.04.2021).

15. Васильева Е.В., Пуляева В.Н., Юдина В.А. Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих Российской Федерации // Бизнес-информатика. 2018. №4 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovyh-kompetentsiy-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 17.04.2021).

16. Чугаева Елизавета Олеговна Интернет-коммуникации как современные методы диалога власти и общества // Коммуникология: электронный научный журнал. 2018. №3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/internet-kommunikatsii-kak-sovremennye-metody-dialoga-vlasti-i-obschestva (дата обращения: 17.04.2021).

17. Шкирчак С. И. К вопросу о моделях взаимодействия государственной власти и гражданского общества // Via in tempore. История. Политология. 2013. №22 (165). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7k-voprosu-o-modelyah-vzaimodeystviya-gosudarstvennoy-vlasti-i-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения: 17.04.2021).

18. Борисов Владимир Константинович, Улина Елена Сергеевна Развитее внутренних коммуникаций в органах исполнительной власти // Государственное управление. Электронный вестник. 2011. №28. URL: https://cyberleninka.ru7article/n/razvitee-vnutrennih-kommunikatsiy-v-organah-ispolnitelnoy-vlasti (дата обращения: 17.04.2021).

19. Фельдман М.А., Чигвинцев С.А. Совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления c населением в сфере работы с обращениями граждан: проблемы результативности (на примере муниципального образования «Город Екатеринбург») // Вопросы управления. 2016. №3 (21). URL: https://cyberleninka.ru7article/n7sovershenstvovanie-vzaimodeystviya-organov-mestnogo-samoupravleniya-c-naseleniem-v-sfere-raboty-s-obrascheniyami-grazhdan-problemy (дата обращения: 17.04.2021).

20. Калинина С.В. Право граждан РФ на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления // Вестник экономической безопасности. 2009. №6. URL: https://cyberleninka.ru7article/n/pravo-grazhdan-rf-na-obrascheniya-v-organy-gosudarstvennoy-vlasti-i-organy-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 17.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.