Научная статья на тему 'Развитие экологического маркетинга в решении проблем старопромышленного региона'

Развитие экологического маркетинга в решении проблем старопромышленного региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
100
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дубницкий В.И., Ищенко А.А., Тимарцев А.Ю.

Розглянуто специфіку екологічної стійкості старопромислового регіону як чинника якості життя. Визначено цілі екологічного маркетингу в умовах великого промислового міста.Рассмотрена специфика экологической устойчивости старопромышленного региона как фактора качества жизни. Определены цели экологического маркетинга в условиях крупного промышленного города.Specific character of ecological sustainability of an old industrial region is considered as a factor of life quality. Goals of ecological marketing in a large industrial city have been defined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Дубницкий В.И., Ищенко А.А., Тимарцев А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие экологического маркетинга в решении проблем старопромышленного региона»

В.И. Дубницкий, А.А. Ищенко, А.Ю. Тимарцев

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СТАРОПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА

В истории человечества никогда не было недостатка в проблемах различной степени сложности и драматизма, но никогда еще не было эпохи, в которой бы проблемы одна другой масштабнее и труднее возникали почти в одно и то же время перед человечеством в целом, да еще с категоричностью, ставящей общество на грань гибели в случае недостаточно оперативного и

правильного ответа на этот исторический вызов. Впервые в истории все человечество оказалось перед выбором пути развития, и, пожалуй, самое необычное в сложившейся ситуации состоит в том, что «оценивать» правильность выбора будут не столько сами люди, сколько окружающая их природная среда и биосфера в целом. В этом заключается качественная специфика глобальных экологических проблем - на первый план выдвигается то, что они охватывают все человеческое общество.

При общем декларировании мировым сообществом безотлагательной необходимости гармонизировать

отношения «человек и природа» на началах устойчивого развития, реализация этой парадигмы (от ее одобрения в документах Второй Конференции ООН по окружающей среде и развитию в июне 1992 г. и до настоящего времени) в значительной степени не оправдала тех оптимистических ожиданий, которые первоначально возлагались на нее. Это обусловливается целым рядом взаимодействующих факторов. Как

отмечают С. Дорогунцов и А. Федорищева, в их числе выделяются экономико-политические (нежелание многих стран снижать свои явно завышенные стандарты потребления и неспособность бедных стран применять новейшие ресурсосберегающие и природоохранные технологии),

демографические (дальнейший рост быстрыми темпами населения в развивающих странах), моральные (сохранение преимущественно

пренебрежительного,

антропоцентрического взгляда на окружающую природную среду) и методологические факторы [1, 16-17].

В настоящее время как в Украине и ее регионах, так и за рубежом существуют ряд концепций устойчивого развития, которые носят постановочный характер и определяют стратегические задачи на макроэкономическом уровне. За последнее десятилетие разработано множество международных документов, в которых вопросы взаимодействия природы и общества объединяются термином «экологическое развитие», подразумевающим увязку целей и задач социально-экономического развития с новейшими требованиями к состоянию окружающей среды. Все более ясным становится тот факт, что путь к урегулированию отношений между обществом и природой лежит через непрерывный социальный,

экономический, научно-технический прогресс общества в сочетании с разумным, основанном на глубоких научных знаниях управлением природными ресурсами и окружающей средой [2, 398].

© Дубницкий Владимир Иванович - доктор экономических наук, профессор. Экономико-гуманитарный институт.

Ищенко Александр Анатольевич - доктор экономических наук, профессор; Тимарцев Алексей Юрьевич - соискатель.

Национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, Донецк.

ISSN 1562-109X

Что касается действия

методологических факторов как неполного и неопределенного научного обоснования проблемы устойчивого развития, то здесь,

по мнению ряда ученых Украины, среди них Б.М. Данилишин, С.К. Харичков, М.А. Хвесик, Р.Г. Синельщиков, Е.В. Хлобыстов и А.М. Телиженко, выделяются два его аспекта, которые условно можно назвать «онтологическим» и

«инструментальным». Сегодня понятия «экологическая ситуация»,

«экологические условия» и

«экологические проблемы» очень актуальны, но единого их определения до сих пор не существует. Под экологической ситуацией отдельные специалисты (например В.И. Денисенко и О.И. Шапоренко) понимают зафиксированное на определенный момент времени совокупное

экологическое состояние компонентов окружающей среды относительно определенного субъекта оценки (например, населения или города, района) на конкретной территории. Тогда долговременность этой ситуации, по нашему мнению, создает экологические условия, а экологическая проблема - это неизученный или слабо изученный вопрос взаимодействия населения, бизнеса и окружающей среды; старопромышленного региона, в рамках его рыночной трансформации хозяйственного комплекса, как территориального образования и региональной окружающей среды. В данном контексте можно согласиться с точкой зрения Ю.В. Лысенко и А.А. Садекова, которые считают, что главной основой устойчивого развития региона и конкретной территории является решение экологических проблем на мезо-и микроуровне. Данные авторы также полагают, что для Украины и ее старопромышленных регионов

(Донецкая, Запорожская,

Днепропетровская, Луганская,

Черкасская, Харьковская области), особенно учитывая различные экологические ситуации, главной основой устойчивого развития является решение проблем на мезоуровне, то есть региональном уровне [3, 16-18].

Авторы считают, что особенно важно изучить специфику экологической устойчивости региона как фактора качества жизни и при этом определить роль инструментария экологического маркетинга в рамках процесса экологизации регионов. Это цель данной статьи.

Кардинальное преобразование методов хозяйствования в Украине подразумевает, что одной из первоочередных задач становится создание действенного механизма, основанного на широком применении экономических инструментов. Причем если при административно-командной системе они были лишь

вспомогательными, то теперь, особенно в рамках рыночной трансформации хозяйственного комплекса

старопромышленного региона,

постепенно превращаются в стержневой элемент системы управления

экономикой. Поскольку экономические механизмы в Украине недостаточно развиты в контексте процесса экологизации и совершенствования управления природопользованием,

особую актуальность приобретает подробный анализ с использованием инструментов экологического

менеджмент-маркетинга, их творческого использования в странах с развитой рыночной экономикой.

С этой целью рассмотрим экологические проблемы и методы управления охраной окружающей среды и рационального природопользования (причем как традиционные, так и маркетинговые), а также вопросы, связанные с совершенствованием

технологического развития, что чрезвычайно важно для Украины и ее промышленных регионов с их устаревшими технологиями,

изношенными основными

производственными фондами, в том числе в сфере переработки и добычи природных ресурсов на примере старопромышленного региона -Донецкой области.

В процессе экологизации промышленных регионов выделяются некоторые особенности. Например, чтобы сократить до минимума ущерб, наносимый окружающей среде, в отдельном регионе необходимо производить только один вид продукции. По мнению В.В. Моревой и О.А. Сизоненко, если же обществу необходим расширенный набор продуктов, то целесообразно разработать безотходные технологии, эффективные системы и технику очистки, а также контрольно-измерительную аппаратуру. Это позволит наладить производство полезной продукции из побочных компонентов и отходов отраслей [4, 59].

Для старопромышленного региона (примерами которого являются Донбасс, Запорожская и Днепропетровская области) целесообразно пересмотреть сложившиеся технологические процессы, наносящие ущерб окружающей среде. На наш взгляд, основные цели устойчивости при экологизации старопромышленного региона - уменьшение техногенной нагрузки, сокращение экологического ущерба, поддержание природного потенциала путем самовосстановления и режима естественных процессов в природе и сохранение экономических результатов за счет сокращения потерь (энергоматериальных и ресурсных), комплексности извлечения полезных компонентов, использования отходов в качестве вторичного ресурса, в том числе при проведении рекуперации земель и отвалов.

Для Донецкой и Луганской областей, являющихся

старопромышленным регионом

комплексного развития, необходимо учитывать эколого-экономический

ущерб, анализируя все натуральные показатели, которые претерпевают изменения в результате загрязнения окружающей среды (рост заболеваемости и смертности населения, снижение роста и темпов восстановления биомассы, сокращение сроков службы

оборудования, изменения в

коммунальном хозяйстве и т.д.). Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды превышает затраты на охрану окружающей среды в несколько десятков и сотен раз. Это ли не показатель необдуманного подхода к процессу экологизации данных регионов?

В современных условиях хозяйствования в рамках трансформации промышленного комплекса

старопромышленных регионов Украины недостаточно решения только

экологической задачи - внедрение природоохранных программ, прежде всего при внедрении нанотехнологий и энергоматериальных технологий должно приносить дополнительную

экономическую прибыль. Только в этом случае мы сможем заинтересовать производителей - загрязнителей.

Помня о том, что, мысля глобально, действовать нужно локально, были проведены исследования по выявлению тенденций перехода крупного

промышленного города

старопромышленного региона (г. Макеевка) к экологоэкономической устойчивости. Рассматривается важный критерий - минимизация загрязнений, при этом авторы пытались определить, изменился ли уровень загрязнений в городе за последние годы. Обобщая информацию, можно сделать вывод, что в период с 2003 по 2007 г. наблюдается

тенденция увеличения загрязнений, что связано с ростом промышленного производства и при этом без модернизации производства и внедрения прогрессивных технологий. Особенно, как в целом на уровне старопромышленного региона -

Донецкой области, это касается атмосферного воздуха. Анализ данных уровня загрязнения атмосферы в разных районах г. Макеевки за данный период показал, что превышения среднегодовых концентраций основных вредных веществ по отношению к среднесуточной предельно допустимой концентрации (ПДКсс) составляли: по формальдегидам 1,6-3,2 ПДКсс, по диоксину азота 1,63,7 ПДКсс, по пыли 1,6-2,6 ПДКсс и аммиаку 1,3-2,0 ПДКсс.

На территории г. Макеевки в 2007 г. суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу составил 264,3 тыс. т, из которых доля выбросов от стационарных источников составляет 81% и от автотранспорта - 19%. Основными веществами, загрязняющими атмосферный воздух города, являются: взвешенные вещества (пыль); диоксиды азота и серы, окись углерода, аммиак, формальдегид, фенол и бенз(о)пирен. Основными источниками загрязнения атмосферы в городе являются предприятия металлургии - Макеевский металлургический комбинат;

коксохимические заводы; действующие шахты, обогатительные фабрики; предприятия машиностроительного

профиля; часть предприятий пищевой промышленности и переработки сельскохозяйственной деятельности, а также автомобильный парк города, который составляет около 160 тыс. единиц, плюс до 10,6 тыс. единиц транзитного автотранспорта;

предприятия железнодорожного

транспорта. В черте города размещены 4 крупных и более 96 небольших котельных, работающих на угле. По

сравнению с 2005 в 2007 г. в г. Макеевке по среднегодовым концентрациям вредных веществ отмечен значительный рост концентрации аммиака (в 2,4 раза), а также увеличения концентрации диоксида азота в 1,8 раза и формальдегида в 1,8 раза. Содержание других вредных примесей - пыли, диоксида серы, оксида углерода и фенола - осталось на уровне 2005 г.

Анализ динамики концентраций загрязняющих веществ за последние 5 лет (2003-2007 гг.) показывает, что в целом в г. Макеевке наблюдается тенденция роста уровня загрязнения атмосферного воздуха. При этом наиболее сильное загрязнение атмосферы приходилось на февраль, март, апрель и май 2007 г. Аналогичным образом загрязнение атмосферного воздуха пылью более интенсивно с апреля по ноябрь. В зимние месяцы концентрация пыли снижается, хотя и остается выше ПДКсс, что связано с

метеорологическими условиями, причем 2007 г. был в Донецкой области малоснежным. Концентрация аммиака в атмосферном воздухе превышает ПДКсс с начала апреля по конец октября. Аналогичные тенденции характерны и для формальдегида, средняя

концентрация которого в эти месяцы возрастает в 2,2 раза.

Большая часть промышленного г. Макеевки условно оценивается как зона с загрязнением, вызывающим опасение. Уровень загрязнения атмосферы двух зон города в районе металлургического завода и

коксохимического производства

характеризуется как опасный.

Исходя из выполненного анализа загрязнения атмосферного воздуха, основными приоритетами в области улучшения состояния воздушной среды г. Макеевки, впрочем и для основных промышленных городов Донецкого старопромышленного региона (например,

Донецк, Горловка, Енакиево, Мариуполь, Краматорск), являются следующие:

разработка плана сантехнических и технологических мероприятий и строительства газоочистных сооружений с целью сокращения выбросов для основных промышленных объектов (ММК, ЯКХЗ, шахты);

определение перечня (реестра) морально и физически устаревших производств с наличием устаревших экологоопасных технологий; их ликвидация, закрытие или модернизация;

модернизация городских объектов теплоснабжения, крупных и средних котельных, техперевооружение объектов коммунального ЖКХ;

совершенствование системы учета выбросов вредных веществ на промышленных предприятиях

(предприятий ТЭК, металлургической и угольной отраслей) и создание муниципальной системы экологического мониторинга атмосферного воздуха;

тушение породных отвалов и ликвидация «потухших» терриконов в черте города; ликвидация шахтных котельных закрывающихся шахт;

разработка проектов организации и благоустройства санитарно-защитных зон промышленных предприятий 1-Ш классов опасности;

вывод из эксплуатации

мартеновских печей и модернизация производств на ОАО «ММЗ», а также внедрение новых технологий на ЯКХЗ;

вывод транзитного транспорта с территории города; совершенствование и развитие мест парковки автомобилей; коренное улучшение качества и ремонт дорожного покрытия основных автомагистралей города; модернизация транспортного парка города и контроль над качеством моторных топлив (на уровне требований ЕС-3).

Кроме этого, как показывают результаты исследования, не

выполняется программа утилизации

промышленных и бытовых отходов, не разработаны проекты по рекультивации земель, подвергшихся антропогенной нагрузке. Не разработаны проекты по реконструкции систем водоснабжения и канализации г. Макеевки, впрочем и для других городов старопромышленного региона, хотя это является первостепенной задачей для Донецкой области. Также необходимо разработать и внедрить программу по ликвидации стихийных и неорганизованных свалок твердых отходов, которые являются «поставщиками» токсичных веществ в окружающую среду. В принципе, по нашему мнению, необходимо

разработать стратегию обращения с отходами на территории промышленных городов старопромышленного региона.

Аспекты экологически

ориентированного маркетинга в мировом сообществе связаны с быстрым развитием технологий и процессов, снижающих воздействие на

окружающую среду, а также с ускоренным формированием рынка экологических услуг, который, естественно, требует соответствующего развития маркетинговых средств управления этим рынком. К основным маркетинговым направлениям в этой области следует отнести:

формирование финансовых

структур поддержки экологических действий;

экологическую оценку (аудит) уровня воздействия на окружающую среду;

экологическое страхование

действий промышленных предприятий;

формирование новых принципов торговли (например продажа

экологически чистых продуктов).

Маркетинговый механизм

управления охраной окружающей среды на уровне старопромышленного региона основан на технологии рыночных методов. В настоящее время известны

следующие основные группы методов управления:

административное регулирование; экономические стимулы; системы платежей за загрязнение и экологических налогов;

распределение прав на загрязнение и компенсационные платежи;

субсидии как специальные выплаты предприятиям - загрязнителям за сокращение выбросов.

Маркетинговые критерии по решению экологических проблем для уровня старопромышленного региона и крупных промышленных городов региона (в том числе входящих в мегаполисы) могут быть представлены в виде следующей комплексной системы:

коммерческо-хозяйственный механизм;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общественно-правовой механизм; маркетингово-управленческий механизм;

нормативно-технико-технологические условия при разработке промышленной продукции на уровне НИОКР;

информационное обеспечение как составной элемент «маркетинг-микс»;

структурная перестройка

«маркетинговой цепочки», включающей производство - товародвижение -потребление - утилизация;

экологическая экспертиза

(государственная, общественная,

научная, коммерческая).

Необходимость активного

внедрения рыночных механизмов при организации природопользования в промышленно развитых регионах подсказывает опыт США, ФРГ (например, Пенсильвания и мегаполис Питтсбург, земля РУР), где применяется так называемый «бабл-принцип» («принцип пузыря»): в качестве источника загрязнения окружающей среды берутся не отдельные системы, например дымовые трубы, а

промышленное предприятие в целом. В пределах региона можно установить общие допустимые нормы сбросов и выбросов тех или иных загрязняющих веществ. Таким образом, предполагается, что предприятие находится как бы в едином пространстве. При установлении стандарта качества среды конкретного региона (в рамках общих допустимых объемов сбросов и выбросов) предприятия будут сами определять величины сбросов и выбросов.

Первый маркетинговый подход позволяет отказаться от единых технических требований к источникам загрязнения и допускает возможность выбора предприятием различных способов достижения общих нормативов сбросов и выбросов.

Второй маркетинговый подход к регулированию в региональном масштабе (допускается в муниципальном масштабе - в крупных промышленных городах старопромышленного региона) предполагает прямые сделки между предприятиями, то есть, прежде чем ввести модернизируемое производство действующего предприятия в строй в промышленно освоенных регионах (городах), необходимо, чтобы

предприниматели - собственники в качестве компенсации экологического ущерба снизили уровень загрязнения на одном из действующих предприятий в объеме, эквивалентном вводимому новому источнику загрязнения.

Третий маркетинговый подход предполагает, что промышленные предприятия, которые уклоняются от установки собственного очистного оборудования, должны будут платить часть стоимости такого оборудования, уже имеющегося на других предприятиях и обеспечивающего уровень загрязнения среды данного региона (города) в рамках общих нормативов.

Главная цель маркетинговых подходов к управлению

природоохранной деятельностью на уровне старопромышленных регионов Украины направлена на обеспечение рационального использования

ассимиляционного потенциала

природной среды. Вопросы

взаимодействия регионального бизнеса и окружающей среды означают экологизацию научно-технической и экономической деятельности, а также вклад деловых структур (региональные бизнес-структуры и стратегические инвесторы) на решение данного вопроса. Сотрудничество в области развития экологически приемлемого

предпринимательства на уровне региона предполагает следующее:

изучение опыта по формированию правового экологического регулирования промышленной деятельностью развитых стран (Швеция, Финляндия, Япония, Швейцария, Австрия);

подготовку кадров экологически ориентированных предпринимателей;

формирование кадров, то есть специалистов по созданию систем управления экологической

деятельностью предприятий и компаний, с использованием маркетинговых подходов;

проведение системного

экологического мониторинга и экоаудита.

Выводы. В целом, применительно к старопромышленным регионам Украины, переход к устойчивому эколого-экономи-ко-технологическому развитию должен обеспечить сбалансированное решение проблем социально-экономического развития территории с учетом эколого-маркетингового фактора. При этом подразумевается последовательное

решение ряда задач:

стабилизация экологической

ситуации за счет экологизации экономической деятельности в рамках рыночной трансформации (в том числе

структурных преобразований)

промышленного комплекса региона;

создание правовой системы перехода к экологической устойчивости, включая строгий контроль выполнения действующего международного и национального законодательств;

разработка системы

стимулирования природоохранной

деятельности (в том числе в рамках маркетинговой системы ФОССТИС) и установление пределов ответственности за экологические результаты;

стимулирование природоохранной деятельности в рамках обновления технологий и модернизации

старопромышленных предприятий

(наиболее трудноразрешима в условиях становления эколого-экономико-

технологической устойчивости

Донецкого региона).

Переход к эколого-экономико-тех-нологической устойчивости потребует скоординированных действий во всех сферах жизни, переориентации социальных, экономических,

технологических, финансовых,

маркетинговых и экологических инструментов государственного

управления, регулирующая роль которых в региональных преобразованиях является основополагающей.

Авторы считают, что для Украины и ее регионов, особенно учитывая разные экологические ситуации в регионах (для сравнения, Донецкий и Западный регионы), главной основой устойчивого развития является решение на мезоуровне, то есть региональном уровне с учетом особенностей муниципального уровня (на уровне крупных промышленных городов).

Литература

1. Хлобистов С.В. Еколопчна безпека трансформацшно'1 економжи / РВПС Украши НАН Украши / Вiдп. ред. Дорогунцов С.1. - К.: Агентство "Чорнобилынтершформ", 2004. - 336 с.

2. Маркетинг: учебник / Н.Д. Эр-нашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др. / под ред. Н.Д. Эрнашвили. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 623 с.

3. Маркетинг и экология: концепция взаимодействия на региональном уровне / В.Н. Амитан,

B.И. Дубницкий. Розвиток, прiоритети, реалiзацiя та перспективи процесу "Довкшля для Свропи": Зб. доп. наук.-практ. конф. - Т. 1. - Донецьк: Держупр. екологи та природних ресурав Украши в Донецькiй обласп, 2004. - С. 16-23.

4. Морева В.В., Сизоненко О.А. Экологическая устойчивость региона как фактор качества жизни / Розвиток, прюритети, реалiзацiя та перспективи процесу "Довкшля для Свропи": Зб. доп. наук.-практ. конф. Т. 1. - Донецьк: Держупр. екологи та природних ресурав Украши в Донецькш обласп, 2004. -

C. 59-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.