М.А. Солдак, к.э.н.
ЗАБРОШЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ В СТРУКТУРЕ СТАРОПРОМЫШЛЕННЫХ
ГОРОДОВ
В последнее время отношение к городской среде рассматривается не как бюджетный «балласт», а как богатый ресурс для развития региональной политики, экономики и культуры. Проведенные исследования показывают, что в последние десятилетия во многих европейских городах с численностью более 200 000 жителей наблюдается сокращение населения, что является результатом неравномерного экономического развития, демографических изменений, изменений в земле- и ресурсопользовании, предпочтениях в стиле жизни. Кроме этого, убывание усиливается процессами глобализации, расширения и интеграции Европы и связанными с ними процессами экономической реструктуризации. В будущем эти факторы будут усиливать влияние на городское и региональное развитие, поэтому убывание представляет угрозу региональному развитию в Европе. По оценкам ООН, население Европы к 2050 г. уменьшится по сравнению с 2000 г. на 14%. В Европе убывающие города разрабатывают свои собственные модели развития и формируют политику, которая отличается от политики успешно развивающихся городов. Почти в каждом исследуемом городе существуют территории, которые особенно ощущают на себе последствия городского убывания, а именно снижение численности населения, наличие пустующего жилья, «brownfields» (пер. с англ.: загрязненные, заброшенные территории), нарушенных территорий. Этой проблеме посвящены исследования в городах семи стран Европы: Ливерпуле, Лейпциге, Халле, Остраве, Тимишоаре, Бытоме, Сосновце, Генуе, Донецке и Макеевке в рамках проекта «SHRINK Smart: Governance of Shrinkage within an European Context» («Разумное убывание: управление убыванием в европейском контексте»).
Результаты исследований показывают, что для многих стран есть общие проблемы городского развития и различия. Наиболее характерным типом последствий городского убывания для старопромышленных регионов Восточной Европы и Украины являются так называемые «brownfields». В мировой практике юридический статус «brownfields» имеют объекты недвижимости, участки земли, повторное использование которых осложнено присутствием опасного вещества. Статус «brownfields» означает, что есть ограничения на дальнейшее использование или развитие объекта. В градостроительстве «brownfield» — это территория, которая ранее использовалась, в отличие от «greenfield» — территории, которая никогда не использовалась для застройки.
Наличие горнодобывающей промышленности определило функционально-планировочную структуру градостроительных систем городов Донецка и Макеевки, процесс развития которых происходил в условиях значительного преобразования природного ландшафта путем размещения промышленных производств в пределах городских территорий. Количество земель, занятых под промышленной застройкой, составляет более 20% всей территории города или 33% всех застроенных земель. В городах Донецке и Макеевке одной из основных причин убывания признана деиндустриализация, в результате которой на их территории оказались нефункционирующие промышленные предприятия, что служит причиной ухудшения санитарно-гигиенического состояния близлежащих селитебных и рекреационных территорий и создает условия формирования расчлененных архитектурно-планировочных структур города.
Городские власти сталкиваются с проблемами территориального характера, которые накопились за предшествующие годы: ухудшение экологической обстановки, транспортные проблемы, территориальные препятствия развития, нарушение гармоничного восприятия архитектурного облика, которые обострились в современных условиях. Вопросы нарушения экологических, социальных и градостроительных процессов освещаются в работах многих отечественных ученых [1-4]. В составе градостроительных систем выделяются так называемые «нарушенные территории», которые рассматриваются как участки поврежденные, загрязненные либо выведенные из хозяйственного оборота в результате антропогенного и техногенного влияния, размеры и размещение которых влияют на формирование функционально-планировочной структуры города. Нарушенными территориями являются земли, которые © М.А. Солдак, 2012
испорчены либо заняты свалками, отстойниками, шлаковыми отвалами, отвалами шахтных пород, карьерами нерудных строительных материалов, отходами предприятий, в том числе металлургических, подтопленные, выработанные, которые не используются в градостроительных целях без проведения специальных мероприятий по их восстановлению и рекультивации.
В мировой практике существует много определений термина "ЪтогмпАг1&" (табл. 1). Приведенные в таблице определения свидетельствуют о том, что оно гораздо шире, чем используемое отечественной наукой «нарушенные территории», поскольку включает в себя не только участки земли, утратившие первоначальную ценность в результате хозяйственной деятельности человека, но и неиспользуемые объекты недвижимости, дальнейшее использование которых осложнено по причине экологического загрязнения. Представляется необходимым для четкой регламентации в составе политики городского развития в Украине с целью создания комфортной среды обитания, которая должна быть полноценной для эстетического восприятия и здоровья населения, ввести как структурно-функциональный элемент городской среды понятие «заброшенные территории» ("Ъrownfields ").
В городах Донецке и Макеевке к наиболее типичным нарушенным территориям относятся терриконы. Согласно имеющимся данным на территории Донецка расположено 14 шахт, которые не работают, 138 породных отвалов, которые занимают около 1000 га (2,6%) городской территории. С учетом того, что все породные отвалы имеют санитарно-защитную зону размером до 500 метров, потери в площади земель, возможных для градостроительства, значительно больше (табл. 2). В г. Макеевке расположено более 100 породных отвалов, 9 закрытых шахт, еще 19 шахт в Донецке и Макеевке готовятся к ликвидации.
Таблица 1
Использование термина «brownfields» в мировой практике
CABERNET (Concerted Action on Brownfield and Economic Regeneration Network) (сеть совместных действий) [5] Вготп/1еЫ8 - участки, которые имеют такие характеристики: прежде использовались; являются брошенными или недогруженными; полностью или частично принадлежат городской территории; требуют вмешательства для дальнейшего эффективного использования; имеют проблемы, связанные с экологическим загрязнением
EPA (U.S. ENVIRONMENTAL PROTECTION AGENCY) (Управление по охране окружающей среды) [6] Термин "Ъгом>пАеШ" означает объект недвижимости, расширение, перестройка или повторное использование которой осложнено экологическим загрязнением
HUD (U.S. Department of Housing and Urban Development. Министерство жилищного строительства и городского хозяйства) [7] Brownfields - брошенная, неработающая или недогруженная недвижимость, расширение или перестройка которой осложнены экологическим загрязнением
John Hulewicz, environmentalhealth supervisor in the Elkhart County health department (экологический наблюдатель в отделе здравоохранения Графства Элкхарт (штат Индиана, США) [8] Вго'Я'пНеИ - брошенный промышленный объект экологически не престижный
Интернет-система «Мультитран» [9] Вго^ШеИ — объект, создающийся на основе каких-либо уже имеющихся объектов. Для создания объекта требуется внесение изменений в существующие объекты или их утилизация. Такими
объектами могут быть: здание неработающего предприятия; работающее предприятие, требующее перепрофилирования; жилые дома, жильцов которых перед сносом и началом строительства объекта необходимо расселить_
Таблица 2
Характеристика породных отвалов, находящихся на территории г. Донецка
Породные отвалы Количество В % к общему количеству
Действующие горящие 28 20,3
Действующие негорящие 4 2,9
Всего действующих 32 23,2
Недействующие горящие 25 18,1
Недействующие негорящие 81 58,7
Всего недействующих 106 76,8
Итого 138 100,0
Всего горящих 53 38,4
Всего негорящих 85 61,6
Озелененных 26 18,8
Одной из основных проблем в управлении заброшенными территориями агломерации Донецк-Макеевка является проблема прав собственности. Согласно ст. 8 Закона Украины «Об отходах» [10] отходы являются объектом права собственности. Территориальные общины являются владельцами отходов, которые образовываются на объектах коммунальной собственности или находятся на их территории и не имеют владельца или владелец которых неизвестен (бесхозные отходы). В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины «О порядке выявления и учета бесхозных отходов» [11] органы местного самоуправления обязаны создавать постоянно действующие комиссии для решения вопросов, связанных с бесхозными отходами, в том числе путем принятия их в коммунальную собственность. В Донецке такая комиссия была создана в 2009 г., однако до настоящего времени решений по принятию в собственность территориальной громады породных отвалов не принималось. Основной причиной такой ситуации является тот факт, что профильное министерство (Министерство энергетики и угольной промышленности Украины) этим вопросом не занимается. Неоднократные запросы городской власти о необходимости содействия в определении собственника породных отвалов ликвидированных, ликвидируемых, а иногда и действующих шахт, остались без ответа.
Несмотря на значительные трудности, возникающие при решении проблем управления заброшенными территориями постдобывающего характера, в городах Донецке и Макеевке существуют положительные примеры. В 2008 г. в Макеевке за счет средств негосударственного инвестора проведена утилизация террикона. На его месте возведен торговый центр «METRO Cash & Carry». Это первый и пока единственный пример эффективного использования отвалов пород недействующих шахт как на Донбассе, так и в целом в Украине.
В зарубежных странах процесс восстановления заброшенных территорий принимает различные формы. Существует четыре основных направления управления такими территориями: естественное восстановление; создание зеленых территорий, с функцией отдыха;
создание инвестиционных зон для промышленности, логистики, услуг, крупных предприятий торговли; строительство жилья.
Для каждого вида существуют критерии, в соответствии с которыми «brownfields» могут быть восстановлены тем или иным способом. На постдобывающих территориях критерии основываются на исследовании стабильности наклонов, эрозии почвы, геотехнических исследований для размещения строительства и создания инфраструктуры, прогнозирование предельного подъема уровней подземных вод и территорий свалок мусора. Важной составляющей процесса восстановления заброшенных территорий является оценка потенциальных угроз, исходящих от них, состояния естественной окружающей среды, жилых территорий. Такая оценка связана с междисциплинарными исследованиями, основанными на токсикологической оценке [12].
Интересен опыт постдобывающего города Сосновец (Польша), где используются все направления управления заброшенными территориями. Процесс восстановления городского пространства, включая элементы естественной окружающей среды, происходит с начала XX в., в связи с закрытием старых угольных шахт и учреждений горной промышленности. На территории г. Сосновец зеленые территории, созданные на «Ьго№пйеМ8», занимают около 400 га [13].
Зеленые территории являются важной составной частью городской экосистемы, однако в политике городского развития их роль вторична. Основным вопросом является восстановление постиндустриальных и постдобывающих территорий для экономической деятельности. Такая политика проводится благодаря действию Специальной экономической зоны «Катовице». В пределах границ города за последние 15 лет осуществлено строительство 27 крупных объектов, из них 21 - на постдобывающих территориях. В настоящее время на новых предприятиях, расположенных на территории бывших «Ъrownfields», заняты около 6000 чел. Одной из проблем, с которой столкнулись городские власти в процессе восстановления, было использование в инвестиционном процессе заброшенных территорий с низкой природной ценностью, покрытых, главным образом, травой и кустарником. Незначительным является объем инвестиций на территориях вторичного лесонасаждения (2% от общего объема инвестиций). Это связано с требованиями, согласно которым инвестор, уничтожая лесные насаждения, обязан посадить деревья на другой территории города, установленной муниципальными властями.
Приоритетной целью городской политики является восстановление заброшенной территории для экономической активности [14]. В тех случаях, когда это невозможно из-за особенностей окружающей среды (например болотистая местность) «Ъrownfields» оставляют в качестве территории для естественного изменения видов растительности. Такое направление было применено в восточном Загорзе, где постдобывающие территории первоначально планировалось использовать с целью промышленной деятельности, однако впоследствии было принято решение об использовании этой территории как зеленой. Аргументом в пользу такого вида восстановления явилось возникновение на этой территории редких видов растений.
Наименьшее распространение получило дельнейшее использование «Ьго^йеЫ8» как территории для строительства жилья. Эта модель была популярной в советское время, причем распространялась она в основном на участки открытых разработок угольных месторождений. После 2000 г. инвестирование в строительство жилья происходит на постдобывающих территориях, которые утратили свою функцию в конце XX ст. Такого рода инвестиции устанавливают важные тенденции в возможностях использования «brownfíelds». Однако этот процесс связан не только с городской политикой, но и с рыночными процессами и уровнями арендной платы за землю.
В Донецке процессы перепланирования города с использованием заброшенных территорий происходят по мере возникновения предложений негосударственных инвесторов по использованию таких территорий. В табл. 3 содержится информация о функциональных назначениях «Ъrownfields» и направлениях использования их в настоящее время.
Таблица 3
Направления использования основных «Ъrownfields» в г. Донецке
Название предприятия Тип использования земли ранее Вид деятельности, осуществляемый на территории в настоящее время
Донецкий завод химических реактивов Химическая промышленност ь (1917-2010 гг.) Химическая промышленность ООО «ЕМЕК Украина» (продажа продукции), ООО «ОПХР» (закупка сырья и комплектующих), складские помещения
Рутченковский коксохимический завод ООО «Донецккокс» Коксохимическа я промышленност ь (1928-2008 гг.) Деятельность не ведется
Смоляниновский коксохимический завод ООО «Донецккокс» Коксохимическа я промышленност ь (1928-2006 гг.) Деятельность не ведется
ОАО «Точмаш» (производство остановлено, завод отключен от электроснабжения в 2009 г.) Машиностроени е (с 1916 г.) На территории завода и в здании заводоуправления находятся более 75 предприятий, занимающихся различными видами деятельности: услуги, торговля, государственные учреждения
ООО «Изоляция» Химическая промышленност ь (с 1956 г.) Арт-центр «Изоляция»
Донецкий опытный завод прецизионной оснастки Машиностроени е Торгово-развлекательный комплекс «Донецк-сити»
Направления дальнейшего использования заброшенных территорий ограничены по причине отсутствия средств в бюджете города, однако, прежде всего, проблема лежит в плоскости отношений собственности. В большинстве случаев заброшенные территории постиндустриального характера находятся в частной собственности, и собственник по каким-либо причинам прекратил деятельность предприятий и дальнейшее их использование зависит только от его решения. Так, Рутченковский и Смоляниновский участки ООО «Донецккокс» закрыты по причине падения спроса на кокс в результате трансформации собственности металлургического комплекса Украины. Имея свою долю собственности в объекте «brownfíelds», государство не влияет на его оживление и восстановление. Например, 25% акций ООО «Точмаш» принадлежит государству, однако большая часть территории завода площадью 65 га, с удобными подъездными путями железнодорожного и автомобильного транспорта, цехами по производству гидроаппаратуры, сельскохозяйственной техники, изделий по индивидуальным заказам и специального оборудования остается заброшенной. Наличие многочисленных предприятий, зарегистрированных на его территории, свидетельствует об отсутствии у собственников завода единого видения дальнейшего развития территории завода.
Интересным для г. Донецка является пример разорившегося завода «Изоляция», владельцы которого в 2010 г. превратили заброшенные производственные помещения и близлежащий террикон в выставочный комплекс современного искусства. Такой тип восстановления заброшенных территорий используется в странах Европы, где в постиндустриальной стадии экономики многие
предприятия уже не функционируют должным образом.
Кроме постдобывающих территорий и объектов промышленной постройки в старопромышленных городах существует много участков, поврежденных и загрязненных, размеры и размещение которых также отрицательно влияют на формирование функционально-планировочной структуры города. К ним относятся земли, которые заняты свалками, отстойниками, шлаковыми отвалами, отходами предприятий, в том числе металлургических. Такие участки требуют проведения специальных мероприятий по их восстановлению и рекультивации.
В г. Донецке 1113 га городских земель заняты породными и шлаковыми отвалами, шламонакопителями и свалками, на которых складировано более 400 млн т отходов. Каждый год на территории города образуется от 1800 до 2700 тыс. т отходов всех классов опасности.
В составе грунта на территории и вблизи промышленных объектов обнаружено 26 опасных химических элементов, среди которых ртуть, свинец, цинк, хром, а также нитраты, нитриты, хлориды. Существует тенденция к увеличению площади нарушенных земель, при этом доля рекультивируемых ежегодно не превышает 1-2% общего количества нарушенных земель в городе. Наибольшее количество отходов образуется предприятиями металлургической отрасли, среди которых следует выделить ОАО «Донецкий металлургический завод», ЗАО «Донецксталь», ЗАО «Металлургический завод «Истил». В общем количестве образованных промышленных отходов доля опасных отходов всех классов опасности составляет 30-35%.
Экологическая ситуация в сфере обращения с отходами в городах Донецке и Макеевке неблагоприятна, поскольку исчерпаны имеющиеся возможности и технологии переработки отходов. Для изменения ситуации необходимы серьезные законодательные, нормативные и организационные меры и программно-целевые финансовые инвестиции. Главной
проблемой в области обращения с отходами в регионе является отсутствие производственных мощностей по переработке и обеспечению безопасного хранения для подавляющей части образующихся и накопленных отходов [15].
Необходимость сохранения и развития природного комплекса как главной составляющей планировочной структуры, выполняющей средообразующую, природоохранную, рекреационную и оздоровительную функции, способствующие стабилизации и улучшению состояния окружающей среды, экологической безопасности, созданию благоприятных условий для отдыха и оздоровления горожан, предусматривает рациональное, эффективное использование территории города, а также дальнейшее развитие экосистемы, сохранение ландшафта, развитие зелёных зон с учётом дальнейшей экологизации производственного комплекса города. Генеральный план г. Донецка до 2031 г. в рамках решения проблем упорядочения и утилизации промышленных отходов предусматривает: физическую ликвидацию отвалов; тушение горящих отвалов (18 шт.); озеленение старых (не горящих) отвалов высотой до 50 м; формирование плоских отвалов с резкой конуса до высоты 50 м; озеленение негорящих отвалов; технологическую переработку отвалов как ценного вторичного ресурса; резкое увеличение объемов захоронения отвалов в отработанные шахтные выработки; снижение размеров СЗЗ терриконов с учетом проведенных мероприятий; задействование техногенных форм рельефа (отвалов) для экстремальных видов рекреационно-спортивного отдыха; технологическая переработка и ликвидация отвалов Донецкого металлургического завода [16].
Кроме этого, согласно генеральному плану намечены мероприятия по упорядочению промышленных территорий, подлежащих комплексной градостроительной реконструкции и реабилитации территорий по специальным проектам (промышленные группы, в которых основное предприятие (планировочное ядро группы) по экономическим и технологическим причинам планируется к закрытию, перепрофилированию или коренной реконструкции); освобождаемые от промышленных производств (всего - 13 объектов).
Городские власти признают необходимость упорядочения техногенных ландшафтов, что подразумевает проведение системы мероприятий, направленных на их восстановление и повышение продуктивности, природоохранной, хозяйственной и эстетической ценности природно-техногенных комплексов, на оптимальную реконструкцию и планировку техногенных ландшафтов с учетом всех потребностей общества. Целью территориальной трансформации промышленных районов городов является улучшение качества общегородского пространства, а следовательно, повышение уровня жизни горожан. Суть данного действия заключается в максимально эффективном использовании возможностей данных территорий; обеспечении их устойчивого развития; повышении конкурентоспособности и развитии социально-экономического потенциала. Значительных финансовых средств, которые необходимы для эффективного управления заброшенными территориями, в городском бюджете нет. Поэтому задачей городской власти является поиск инвесторов для реализации проектов по очистке территорий и строительству крупных многофункциональных комплексов; выбор оптимальных проектов, отвечающих современным требованиям к окружающему пространству; организация и проведение аукционов; контроль над тем, чтобы новое функциональное назначение бывших промышленных зон соответствовало потребностям города и генеральному плану.
Для формирования городской политики управления заброшенными территориями и дальнейшего эффективного их использования необходимо:
определение условий и характера преобразования заброшенных территорий, особенности нового использования с учетом их гидрогеологического, гидрогеохимического состояния, возможностей инженерной инфраструктуры;
создание реестра территорий промышленной застройки, пригодных для реконструкции и строительства новых объектов, обеспечение доступа к этой информации для потенциальных инвесторов;
выявление и определение направлений использования социально-культурного потенциала промышленных зданий и сооружений, формирование природно-ландшафтного пояса в границах города, взаимоувязанное решение вопросов экономического и социального развития города;
использование экономических и административных инструментов (стимулов) для привлечения инвесторов в отдаленные районы города;
использование административных и экономических инструментов, создание условий для собственников неработающих предприятий, при которых они могли бы самостоятельно реализовать проекты по реконструкции территории.
Наличие проблем территориального характера (ухудшение экологической обстановки, транспортные проблемы, территориальные препятствия развития, нарушение гармоничного восприятия архитектурного облика), которые обострились в последние годы, определяют актуальность разработки комплексного подхода к развитию и управлению брошенными территориями («brownfields»). Отсутствие понимания этой проблемы и четкой регламентации в составе политики городского развития препятствует созданию
комфортной среды обитания, которая должна быть полноценной для эстетического восприятия и здоровья населения. Это актуализирует необходимость введения структурно-функционального элемента городской среды такого понятия, как заброшенные территории («brownfields»), и выявления направлений их дальнейшего эффективного использования.
Литература
1. Шпар А.Г. Науково-методичш рекомендаци щодо полшшення еколопчного стану земель, порушених прничими роботами / А.Г. Шпар. - Дшпропетровськ, 2007 - С. 86-110.
2. Смiрний М.Ф. Еколопчна безпека териконових ландшаф^в Донбассу / М.Ф. Смiрний, Л.Г. Зубова, О.Р. Зубов: моногр. - Луганськ: Вид-во СНУ iм. В.Даля, 2006. - C. 182-202.
3. Таболша Т.В. Методика архтектурно! реабшггаци мюького середовища Донбасу, що мютить прорушеш територи: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. екон. наук / Т.В.Таболша. - Х.: ХДТУБА, 2005. - 20 с.
4. Чемакша О.В. Мюце порушених територш у архтектурно-планувальному розвитку мют вугледобувних регюшв / О.В. Чемакша // Мютобудування та територiальне планування. - 2009. -№ 33.-С. 68-75.
5. Official site Concerted Action on Brownfield and Economic Regeneration Network [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cabernet.org.uk/index.asp?c=1134/.
6. Official site U.S. ENVIRONMENTAL PROTECTION AGENCY [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.epa.gov/brownfields/glossary.html/.
7. Official site U.S. Department of Housing and Urban Development [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://portal.hud.gov/hudportal/HUD.
8. Management Brownfields // Government Engineering, September-October 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.govengr.com/ArticlesSep10/Brownfield%20Management.pdf.
9. Интернет-система «Мультитран» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.multitran .ru/ c/m. exe?CL= 1&s= brownfield&l 1=1].
10. Закон Укра!ни «Про вщходи» № 187/98-ВР ^i змшами та доповненнями) / Офщшний сайт Верховно! Ради Укра!ни [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?page=1&nreg=187%2F98-%E2%F0.
11. Постанова Кабшету Мшс^в Укра!ни № 1217 вщ 3.08.1998 р. Про затвердження Порядку виявлення та облiку безхазяйних вiдходiв / Офiцiйний сайт Верховно! Ради Укра!ни [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon1.rada.gov.ua/ cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1217-98-%EF.
12. PAULO A. Natural constraints of choosing determined directions of post-mining development / A. PAULO // Gospodarka Surowcami Mineralnymi, 24 (2/3), 2008 [In Polish].
13. Krzysztofik R. Paths of Environmental and Economic Reclamation: the Case of Post-Mining Brownfields / R. Krzysztofik, J. Runge, I. Kantor-Pietraga // Pol J. Environ. Stud. Vol 21, No. 1 (2012), 219-223.
14. Sosnowiec. Strategy of Urban Development up to 2020. - Municipal Office: Sosnowiec, 2007.
15. Донецкий экологический портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //doneco.org.ua/ showwork .php?id=6
16. Генеральный план Донецка / Архитектурно-строительный портал города Донецка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://genplan.donetsk.ua/base.php?chapter= opinion_read&id= 12.
Представлена в редакцию 05.07.2012 г.