Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО СОПЕРНИЧЕСТВА: ОСНОВНЫЕ ИТОГИ И ВЫЗОВЫ'

РАЗВИТИЕ ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО СОПЕРНИЧЕСТВА: ОСНОВНЫЕ ИТОГИ И ВЫЗОВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международные отношения / геополитика / ЕАЭС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО СОПЕРНИЧЕСТВА: ОСНОВНЫЕ ИТОГИ И ВЫЗОВЫ»

Жильцов С.С.

д.полит.н., Дипломатическая академия МИД России

serg.serg56@mail.ru

РАЗВИТИЕ ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО СОПЕРНИЧЕСТВА:

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ И ВЫЗОВЫ

Ключевые слова: международные отношения, геополитика, ЕАЭС.

Введение

В последние годы Евразийский экономический союз (ЕАЭС) развивается в условиях обострения международных отношений и возросшей геополитической конкуренции. Санкционная политика США направлена против потенциальных геополитических конкурентов, которые могут усилить свои позиции в мировой политике в перспективе. Большое внимание американская администрация уделяет реализации санкционной политики в отношении России и ЕАЭС, на деятельность которого российская сторона оказывает наибольшее влияние. Для этого США применяют разнообразный инструментарий, который направлен на снижение экономического потенциала России и в целом интеграционного объединения.

В условиях геополитической неопределенности

ЕАЭС развивается в условиях возросшей неопределенности, которая наблюдается в последнее десятилетие в мировой политике и международных отношениях. США последовательно выходили из ключевых договоров, которые обеспечивали стратегическую стабильность в мире. В результате мировая политическая система, которая на протяжении десятилетий обеспечивала предсказуемость и относительную стабильность, оказалась подорвана.

В последнее десятилетие с большими проблемами столкнулась мировая экономика. Созданная после Второй мировой войны модель экономики к рубежу ХХ-ХХ1 веков себя исчерпала. Наращивание потребления, получение доступа к новым рынкам сбыта стало практически невозможным. Это усилило заинтересованность западных государств в применении санкционной политики. В последние годы санкции прочно вошли в арсенал западных стран, которые таким путем пытаются решать собственные проблемы.

Ряд стран ЕАЭС находится под санкциями западных государств. Среди них Россия и Белоруссия, против которых западные государства реализуют санкционную политику. При этом через давление на Россию и Белоруссию западные государства стремятся оказать влияние на их внешнеполитический курс, чтобы в перспективе реализовать свои экономические задачи. Прежде всего, речь идет о закреплении данных государств в качестве сырьевого придатка экономики западных государств, не допустить появления на постсоветском пространстве новых центров силы, в том числе, в виде ЕАЭС.

Выход США из Афганистана привел к изменению расстановки сил в обширном евразийском регионе. Свою политику активизировали Китай, Иран, Турция и Пакистан, которые стремятся заполнить геополитический вакуум. В частности, данная ситуация создала условия для расширения влияния Пекина, который усилил давление на центрально-азиатские государства. Так, китайская сторона активизировала политику в отношении Казахстана, выдвинув политические условия Нур-Султану для продолжения экономического сотрудничества1.

Пандемия коронавируса оказала негативное влияние на развитие мировой экономики, которая, в свою очередь, также испытывает значительные проблемы. Рост внешней задолженности, падение темпов производства привели к усилению геополитического соперничества и столкновению экономических интересов.

Падение цен на нефть в 2020 году усилило влияние пандемии коронавируса, что негативно сказалось на интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Большинство стран мира, включая государства, которые входят в ЕАЭС, вынуждены тратить значительные средства на преодоления последствий. Это ухудшило макроэкономические показатели, замедлило взаимодействие, усилило заинтересованность отдельных стран-членов вводить в одностороннем порядке защитные меры. Таким образом, «ухудшение фискальных показателей стран ЕАЭС в 2020 году обусловлено влиянием нескольких факторов. Во-первых, введение в условиях пандемии ограничительных мер для бизнеса привело к сокращению налоговых поступлений. В Казахстане и России на снижение доходов бюджета дополнительно повлияло падение мировых цен на нефть на фоне резкого сокращения мировой экономической активности и спроса на нефть. Во-вторых, развертывание масштабных мер финансовой поддержки населения и бизнеса привели к

1 Ким Е. Страны ЕАЭС окажутся перед сложным выбором. 2021. - 13 октября. - https://ia-centr.ru/experts/evgeniya-kim/strany-eaes-okazhutsya-pered-slozhnym-vyborom/

незапланированному увеличению бюджетных расходов. Увеличение бюджетных дефицитов на фоне ослабления национальных валют сказалось на росте долговых обязательств»1.

Давление со стороны Запада на отдельные страны постсоветского пространства и в целом на ЕАЭС сочетается с попытками добиться определенных выгод, не дожидаясь результатов санкционной политики. В этом проявляется двойственный характер политики западных стран в отношении стран постсоветского пространства. Так, в ЕС придерживаются позиции, что создание зоны свободной торговли с ЕАЭС позволит «расширить рынки сбыта экспортной продукции, будет способствовать восстановлению национальных экономик после эпидемии коронавируса»2. В свою очередь, страны ЕАЭС готовы к расширению взаимодействия с европейскими странами. Это отвечает интересам стран, входящим в интеграционное объединение, поскольку «ЕС является одним из основных потребителей евразийского экспорта - его совокупная доля составляет почти 50%»3.

Одновременно с проявляемым интересом к развитию сотрудничества в торгово-экономической сфере, ЕС выдвигает в отношении стран-участников интеграционного объединения, в частности, России и Белоруссии, жесткие требования, вводит новые санкции. Например, посол ЕС в Белоруссии Дирк Шубель заявил, что «европейская сторона готовит пятый пакет санкций, который в последствии может быть расширен»4.

Помимо традиционных, устоявшихся подходов к реализации санкционной политики, западные страны вырабатывают новые механизмы продвижения своих интересов в странах постсоветского пространства, и в частности, входящих в ЕАЭС. Речь идет об использовании «климатической повестки» в продвижении своих интересов. Так называемые «климатические пошлины» уже в ближайшие годы могут стать эффективным инструментов политики ЕС против стран постсоветского пространства. В случае их применения, страны ЕАЭС могут понести значительные потери, что приведет к снижению конкурентоспособности товаров, производимой в государствах, входящих в интеграционное объединение. Во внешнеэкономической сфере ЕС является одним из основных партнеров ЕАЭС. На долю ЕС приходится около трети внешнеторгового оборота стран-членов ЕАЭС. Поскольку значительная часть поставок в ЕС приходится на Россию и Казахстан, которые в больших объемах поставляют на европейский рынок углеводородные ресурсы, введение «углеводородного налога» окажет негативное влияние на экономику данных стран. Помимо этого, Россия поставляет на европейский рынок алюминий, железо, удобрения, в производстве которых также используются углеводородные ресурсы.

Подобный подход ЕС в отношении России, Белоруссии и ЕАЭС в целом, не способствует налаживанию и, тем более, расширению сотрудничества. Более того, политика ЕС, направленная на получение преимуществ во внешней торговле, подталкивает страны входящие в ЕАЭС, вводить контрмеры, которые направлены на защиту национальных интересов.

ЕАЭС: на пути к расширению сотрудничества

Страны-участники ЕАЭС помимо внешнего давления сталкиваются с внутриполитическими проблемами или вынуждены участвовать в конфликтах, которые получили развитие в период распада СССР. Так, осенью 2020 года произошел армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе. Конфликт, который долгие годы не имел предпосылок к разрешению, возобновился. В результате военных действий между Арменией и Азербайджаном, Ереван понес экономические и военные потери. Последовавшее за военным конфликтом обострение внутриполитической ситуации в Армении привело к снижению макроэкономических показателей. Обострение внутриполитической ситуации происходило в Киргизии. Этот фактор также оказал негативное влияние на развитие экономической интеграции. Под влиянием внутриполитических событий, которые произошли в период выборов президента в Белоруссии (август 2020 года), изменилась внутренняя и внешняя политика белорусских властей. Оказавшись под влиянием западных санкций, введенных ЕС с целью повлиять на официальный Минск, Белоруссия скорректировала внешнеполитический курс. В частности, было расширено сотрудничество с Россией. Итогом российско-белорусского сближения стало подписание 28 программ союзных программ и утверждение военной доктрины.

Негативное влияние на развитие ЕАЭС оказали проблемы в мировой экономике и пандемия коронавируса. В результате, в 2020 году товарооборот стран ЕАЭС составил 54,8 млрд. долл., что на 11% ниже аналогичного показателя 2019 года5. В целом, «экономики государств - членов ЕАЭС понесли значительные потери с точки зрения темпов экономического роста, ожидавшихся в 2020 году и последующие годы. По оценке ЕЭК, сделанной на основе сопоставления экономической динамики допандемического прогноза и актуального прогноза с учетом влияния пандемии,

1 Преодоление последствий пандемии СОУГО-19 привело к превышению странами ЕАЭС предельных значений бюджетных и долговых показателей, установленных Договором о ЕАЭС. 2021. 29.03. - http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/23-03-2021-01.азрх

2 ЕАЭС и Евросоюз: что принесет Кыргызстану экономическое партнерство двух союзов? 2021. - 28 октября. - й1р:/л^юп. kg/index.php?option=com_content&view=article&id=4251:2021-10-28-09-24-42&catid=39:2013-03-01-13-06-27&Itemid=48

3 Там же.

4 Шаныгин И. Евразийская интеграция за неделю: главные события. 2021. - 1 ноября. - https://eurasia.expert/evraziyskaya-integratsiya-za-nedelyu-glavnye-sobytiya-011121/

5 ЕАЭС против СОУГО-19. Вместе сильнее. - http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/ReportEEC2020r.pdf

потери ВВП в постоянных ценах составили: 12,7% ВВП для Армении, 1,3% ВВП для Беларуси, 6,2% ВВП для Казахстана, 12,1% ВВП для Кыргызстана, 4,8% ВВП для России и в целом по ЕАЭС 4,8% ВВП»1.

Тем не менее, страны ЕАЭС сохранили заинтересованность в расширении сотрудничества друг с другом. В 2021 году сотрудничество стран ЕАЭС показало положительную динамику. Так, Департамент статистики Евразийской экономической комиссии отмечал, что за восемь месяцев 2021 года объем торговли интеграционного объединения достиг 522 млрд. долл. Это на 32,7% больше аналогичного показателя 2020 года2. При этом внешняя торговля между странами членами ЕАЭС росла практически такими же темпами. За восемь месяцев 2021 года взаимная торговля увеличилась на 31,3%, составив 45 млрд. долл.3 Рост внешней торговли происходит на фоне незначительных объемов торговли внутри интеграционного объединения. Она по-прежнему сильно отстает от показателей внешней торговли -почти в 11 раз.

Дисбаланс во внешней торговле стал следствием переориентации внешнеэкономических связей государств, которые были образованы после распада СССР. Значительное отставание объемов торговли внутри стран, входящих в ЕАЭС, и доминирование объемов торговли с внешними акторами сказывается на внешнеполитических подходах стран-участниц интеграционного объединения.

Внешнеэкономические отношения внутри ЕАЭС до последнего времени формируются на двусторонней основе. При этом объемы торговли составляют незначительный объем. Основным партнером для стран ЕАЭС является Россия. Исключением является только Казахстан и Киргизия, что «определяется особенностью их географического положения. Во внутрисоюзном экспорте Киргизии доля Казахстана составляет 46%, а доля Киргизии в казахстанском экспорте достигает 8%»4.

Заключение

На повестке для стран ЕАЭС стоит задача, связанная с повышением координации и устранением внешнеэкономических барьеров. От решения данной задачи будет зависеть дальнейшее продвижение интеграции. Кроме этого, в странах ЕАЭС большое внимание стали уделять разработке инфраструктурных проектов. По словам президента Казахстана, остальным членам ЕАЭС было предложено «разработать крупные инвестиционные проекты, в которых ощущается дефицит»5.

Сложившиеся тенденции в мировой политике, характер отношений между Россией и западными государствами не позволяют ожидать улучшения условий для деятельности ЕАЭС. Интеграционное объединение по-прежнему будет сталкиваться с внешнем давлением, что создаст определенные сложности в достижении поставленных целей. Тем не менее, готовность членов ЕАЭС к расширению сотрудничества позволяет ожидать дальнейшее увеличение товарооборота внутри интеграционного объединения и реализацию инфраструктурных проектов, которые позволят вывести взаимодействия на новый уровень.

1 Годовой доклад за 2020 год. Об итогах и перспективах социально-экономического развития государств-членов Евразийского экономического союза и мерах, предпринимаемых государствами-членами в области макроэкономической политики. -https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/0ce/Annual-report-2020.pdf

2 Шустов А. Торговля в ЕАЭС за восемь месяцев выросла на треть. 2021. - 30 октября. - https://www.ritmeurasia.org/news--2021-10-30--torgovlja-v-eaes-za-vosem-mesjacev-vyrosla-na-tret-57133

3 Там же.

4 Там же.

5 Маханов Б. Сверка часов. ЕАЭС: курс на расширение интеграции. - https://qmonitor.kz/politics/2766

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.