УДК 339.924
doi:10.52210/2224669X_2021_1_54
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Е.И. Смыр
Аннотация. Возникновение нового социально-экономического объединения на постсоветском пространстве, которым является Евразийский экономический союз (ЕАЭС), вызывает большой интерес в мире. Создана интеграционная группировка имеет потенциал стать одним из экономических лидеров не только на региональном, но и на мировом уровне. В статье автор попытался проанализировать потенциал государств-членов ЕАЭС, обозначить некоторые из существующих экономических проблем и предложить меры, способные содействовать укреплению ЕАЭС. В частности, предлагается решить рад проблем в промышленности и сельском хозяйстве через создание общими усилиями транснациональных компаний, а также путем учреждения наднациональных отраслевых органов управления.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, ЕАЭС, экономика, ВВП, интеграционная группировка.
EURASIAN ECONOMIC UNION: PROBLEMS AND PROSPECTS
E.I. Smyr
Abstract. The emergence of a new socio-economic phenomenon in the post -Soviet space, which is the Eurasian Economic Union (EAEU), is of great interest. An integration group has been created that has the potential to become one of the economic leaders not only at the regional level, but also at the global level. In this article, the author tried to analyze the potential of the EAEU member states, identify some of the existing economic problems and propose measures that can contribute to the strengthening of the EAEU. In particular, it is proposed to solve a number of problems in industry and agriculture through the creation of joint efforts of multinational companies, as well as the establishment of supranational industry management bodies.
Keywords: Eurasian Economic Union, EAEU, economy, GDP, integration grouping.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС), возможно, самое молодое объединение государств, призванное решать экономические проблемы. Начав работать как таможенный союз, в некотором смысле ЕАЭС копирует путь интеграции, пройденный Европейским
союзом, который был создан, прежде всего, как таможенный союз шести государств (ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия), чтобы обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей.
Переходя к хронологии становления ЕАЭС, необходимо отметить, что идея создания подобного союза, на территории стран СНГ датируется 1994 г., когда в ходе официального визита в Россию 29 марта 1994 г. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев заявил следующее: «Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский Союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики» [3].
Важными историческими вехами создания ЕАЭС можно считать:
- 2010 г. - вступление в силу договора о создании Таможенного союза;
- 2011 г. - подписание президентами РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан декларации о Евразийской экономической интеграции, договора о создании Евразийской экономической комиссии;
- 2012 г. - начало функционирования Единого экономического пространства на территории России, Казахстана и Белоруссии;
- 2015 год - вступление в силу договора о создании ЕАЭС, подписанного в 2014 г. президентами России, Казахстана и Белоруссии; вступление в ЕАЭС Республики Армения и Киргизской Республики.
На сегодняшний день Евразийский экономический союз состоит из следующих государств-участников: Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Киргизская Республика, Республика Армения. Статусом государств-наблюдателей союза обладают Молдавия, Республика Узбекистан, Республика Куба, Исламская Республика Иран.
Сформировавшаяся модель Евразийского экономического союза имеет свои значительные достоинства, но ей присущи и ограничения для последующего развития. После завершения фазы быстрого начального роста, охватывающего период с 2010 по 2015 гг., эйфория, вызванная достижением цели, после нескольких «интеграционных фальстартов», постепенно сошла на нет, и ЕАЭС начала проходить первую фазу споров и трудностей. Удастся ли ему развиваться дальше? Не появится ли у стран-участников желания вернуться на исходные позиции?
Цель данной статьи - попытаться объективно охарактеризовать Евразийский экономический союз, выявить основные проблемы и предложить пути выхода из них.
Евразийский экономический союз как экономический блок обладает рядом уникальных характеристик, сформировавшихся в прошлом, влияющих на его настоящее и во многом предопределяющих будущее. В их числе:
- общее историческое, культурное, политическое и экономическое прошлое, насчитывающее более 100 лет и берущее свои истоки в Российской империи;
- доминирование России в ЕАЭС по всем макроэкономическим показателям, согласно представленной на рисунке 1 информации;
Рисунок 1. Номинальный размер ВВП (данные за 2018 г.) стран ЕАЭС, млрд. долларов США
Примечание: Расчеты автора по данным ЕЭК (www.eurasiancommission.org)
аналогичная ситуация с численностью населения, согласно представленной на рисунке 2 информации;
- структура экспорта с явным превалированием сырьевых продуктов;
- большие расстояния и сложная логистика повышают стоимость транспортировки товаров и создают дополнительные ограничения для взаимной торговли;
- небольшие объемы взаимной торговли в ЕАЭС, за исключением РФ.
Практически все государства-члены ЕАЭС торгуют только с Россией, и очень мало между собой.
Кратко охарактеризовав ЕАЭС по основным параметрам, перейдем к более подробному описанию каждого государства-члена.
Российская Федерация. Валовый внутренний продукт России по номиналу за 2018 г. составил 1650 млрд долл. По этому показателю Россия занимает 12-е место в мире. Глобальный финансовый кризис и санкции со стороны ряда развитых стран оказали сильное влияние на экономику России. Резкое падение уровня прямых иностранных инвестиций, помноженное на значительное снижение уровня мировых цен на основные экспортируемые сырьевые товары, стали главным фактором экономической стагнации в России.
Рисунок 2. Численность населения стран ЕАЭС, млн. человек
Примечание: Расчеты автора по данным ЕЭК(eurasiancommission.org)
Достаточно комфортный для экономики рост ВВП в 2010 и 2012 гг. к 2013 г. значительно замедлился до 1,5 % в год. Основные причины
- снижение объема прямых инвестиций в экономику страны и спад реального потребления. Пандемия коронавируса лишь усугубила макроэкономические проблемы. По поданным Росстата в 2020 г. экономка сократилась на 3,1 % относительно показателей 2019 г.
Республика Казахстан. Являясь крупнейшей в Центральной Азии и второй по размерам после России экономикой на пространстве бывшего СССР, Казахстан за 30 постсоветских лет совершил значительный рывок в развитии. Структура экспорта Казахстана очень схожа со структурой экспорта России, в ней также преобладает сырьевые продукты. Отметим, что мировой финансово-экономических кризис 2008-2009 гг. серьезно замедлил рост экономики Казахстана. Если до кризиса темпы роста экономики исчислялись двузначным значениями и не опускались ниже 10 % в год, то в 2010-2012 гг. они не превышали 7,5 %, что тоже является очень высоким значением. В дальнейшем в 2014 г. темпы роста снизили до 4,5 %. Тем не менее, вплоть до 2020 г. (начала пандемии коронавируса) экономика Казахстана не сокращалась.
Республика Беларусь. Белорусскую экономику характеризуют следующие специфические черты, заметно отличающие ее от остальных государств-членов ЕАЭС:
- превалирование государственного сектора в экономике страны над частным, что отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности страны, в долгосрочной перспективе снижая ее конкурентоспособность;
- высокий уровень инфляции, становящийся практически хронической болезнью экономики страны;
- большой государственный долг, который стал активно наращиваться с 2010 г., с периода вхождения экономики страны в затяжную стагнацию;
- уникальное транзитное расположение страны, являющейся воротами в Европу для всех остальных членов ЕАЭС;
- высокая степень зависимости от экономики РФ, которая является основным рынком сбыта белорусской продукции сельскохозяйственного и машиностроительного назначения; кроме того, схема с поставками российской нефти по ценам ниже мировых, пере-
рабатываемой на белорусских нефтеперерабатывающих заводах и впоследствии реализуемой в виде бензина на рынках Европы, всегда была значимым источником пополнения валютных запасов Беларуси;
- незначительные размеры торговли с другими государствами-членами ЕАЭС.
Экономика страны переживала пятилетний цикл бурного роста в период с 2003 по 2008 гг., вызванный, прежде всего, благоприятной конъюнктурой на внешних рынках, значительными темпами роста инфраструктурного строительства за счет государственных инвестиций, а также выгодными условиями поставок нефти из РФ. Период высоких темпов экономического роста, вплотную приближавшийся к двузначным цифрам, закончился, как у других членов интеграционной группировки, с началом финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Продемонстрировав некоторый восстановительный рост в период с 2011 по 2021 гг., ВВП Беларуси снизился на 3,8 % в 2015 г. и на 2,5 % в 2016 г. Невысокие темпы роста, зафиксированные в период с 2017 по 2019 гг. включительно и не превышавшие 3,1 %ро-ста ВВП, сменились на отрицательные значения с началом пандемии коронавируса и дестабилизации политической обстановки в стране.
Республика Армения. Анализируя экономику Армении с точки зрения ее интеграции в ЕАЭС, можно отметить ее специфические черты:
- отсутствие общих границ с другими государствами-членами ЕАЭС, помноженное на сложные политические отношения с Азербайджаном и Турцией, усложняет логистические цепочки и стоимость транзита грузов;
- высокая степень зависимости от РФ, являющейся основным местом сбыта товаров из Армении, а также являющейся основным источником прямых иностранных инвестиции для экономики страны;
- незначительная кооперация и взаимная торговля с другими членами ЕАЭС;
- большая зависимость от денежных переводов в страну от экономических мигрантов и диаспоры.
С даты обретения независимости Арменией в 1991 г. ее экономика переживала три основных периода, которые во многом схожи с аналогичными периодами в других соседних государствах.
Первый период характеризуется значительным ростом денежных переводов и укреплением национальной валюты. Выйдя из хаоса начала 1990-х гг., отягощённых вовлечением страны в Нагорно-Карабахских вооруженный конфликт, Армения с начала 2000-х и до 2007 гг. демонстрировала темпы роста экономики, измерявшиеся двузначными числами. Высокие темпы экономического роста в России в этот период способствовали увеличению объемов денежных переводов от мигрантов из Армении, уменьшая бедность и подстегивая потребление и строительство.
Второй период - глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009 гг., сильно ударивший по экономике Армении. Несмотря на то, что банковская система страны сильно не пострадала и оставалась стабильной, резкое снижение объемов денежных переводов и снижение прямых иностранных инвестиций были основными факторами экономического спада, составившего более 14 % в 2009 г.
Третий период - посткризисное восстановление экономики после 2009 г. Экономика страны вновь начала расти, но темпы роста уже были далеки от тех, которые наблюдались до кризиса. Основными драйверами восстановления в этот период становятся возобновляющиеся денежные переводы трудовых мигрантов и рост спроса на продукцию армянского производства со стороны основных экономических партнеров страны. Тем не менее, экономический рост был небольшим - рост ВВП находился в диапазоне 4 %, значительно ниже докризисных средних значений. В 2016 г. экономика Армении выросла незначительно. Внутренний спрос оставался слабым, несмотря на снижение ключевой ставки и меры стимулирующего характера. Необходимо отметить существенное ускорение темпов экономического роста с 2017 г. по 2019 г., на который пришелся рост ВВП в размере 7,6 %годовых. В данном случае драйвером роста экономики страны выступил экспорт, чему содействовала как политика правительства по стимулированию экспорта, так и позитивные интеграционные эффекты в рамках ЕАЭС. Вступление Армении в ЕАЭС оказало серьезный стимулирующий эффект прежде всего на рост экспорта продукции пищевой промышленности. Мировой кризис, вызванный пандемией коронавируса, экономику Армении также не обошел стороной. По итогам 2020 г. падение ВВП достигло 7,6 % в годовом измерении. Отдельного анализа требуют экономи-
ческие последствия вооруженного конфликта с Азербайджаном, произошедшего в конце 2020 г.
Киргизская республика. Экономика Киргизской Республики характеризуется следующими отличительными чертами, значимыми в контексте интеграции на постсоветском пространстве:
- тесные экономические связи не только с Россией, но и с Казахстаном; эти страны являются основными торгово-экономическими партнерами Киргизии;
- страну периодически сотрясают внутренние политические распри и нестабильность, что негативно сказывается на притоке прямых иностранных инвестиции из-за рубежа;
- большой процент трудоспособного населения находится вне страны, уезжая на заработки; фактор большого количество трудовых мигрантов, работающих в России и Казахстане, существенно повлиял на решение Киргизии вступить в ЕАЭС.
Вступление Киргизии в 2015 г. в ЕАЭС становится неким «якорем» политической стабильности для страны. Сильные в экономическом и политическом плане соседи - Россия и Казахстан - оказывают стабилизирующее влияние на Киргизию, проводя взвешенную политику, направленную на укрепление процесса национального примирения с стране, пережившей несколько революций с момента обретения независимости.
В целом экономика Киргизии переживает процессы, очень схожие с теми, что имеют место у других членов ЕАЭС. На экономику оказывают существенное влияние два фактора - это объемы переводов денежных средств трудовыми мигрантами, работающими прежде всего в России и Казахстане и цена на золото - основной экспортный товар республики.
Номинально Евразийский экономический союз - довольно сильный экономический и геополитический проект. В экономическом плане ЕАЭС объединяет государства с численностью населения 184 млн чел., общей площадью более 20 млн кв. км, по территории которого пролегает большое количество торговых путей.
По целому ряду направлений ЕАЭС занимает ведущие места в мире: по добыче нефти - 1-е место в мире; добыче газа - 2-е место, добыче угля - 6-е место; выработке электроэнергии - 4-е место; по производству стали - 5-е место; производству минеральных
удобрений - 2-е место; производству чугуна - 2-е место; по сбору зерновых и зернобобовых - 5-е место; 3-е место по производству картофеля и пшеницы; по производству молока - 3-е место, 4-е место по производству мяса и т.д. Суммарный ВВП стран составляет порядка 2,2 трлн долл. (около 85 % ВВП всех стран СНГ). В целом ЕАЭС занимает 6-е место в мире по объему промышленного производства [7].
Удастся ли ЕАЭС стать стабильно развивающимся интеграционным союзом, быть центром притяжения для соседних государств и эффективно отстаивать свои интересы во все более усложняющемся мире, связано с тем, насколько динамичным будет экономическое развитие его членов, насколько процессы евразийской интеграции повлияют на решение их внутренних экономических проблем и укрепят экономические связи внутри ЕАЭС.
Очень важным показателем развития интеграционных объединений является степень вовлеченности государств-членов во взаимную торговлю. Вступая в интеграционный союз, каждое государство рассчитывает на то, что условия перемещения товаров, услуг и капиталов в зоне свободной торговли благотворно отразятся на экономическом росте и повышении благосостояния населения. В Европейском союзе наблюдается тренд на повышение объемов взаимной торговли, который составляет примерно 65 %, а в НАФТА в диапазоне 50 %.
Договор о Евразийском экономическом союзе устанавливает критерии, определяющие уровень экономической интеграции государств-членов, используя следующие критерии:
- доля каждого государства-члена в общем объеме экспорта государства-члена (в %);
- доля каждого государства-члена в общем объеме импорта государства-члена (в %);
- доля каждого государства-члена в общем внешнеторговом обороте государства-члена (в %);
- объем национальных инвестиций, направленных в экономику каждого государства-члена, в том числе прямых инвестиций (в долл. США);
- объем инвестиций, поступивших в национальную экономику от каждого государства-члена, в том числе прямых инвестиций (в долл. США) [6].
Спустя пять с лишним лет после создания ЕАЭС можно сделать некоторые выводы по поводу эффективности функционирования организации. За это время обозначились как проблемы, мешающие развитиюЕАЭС, так и достижения, вселяющие оптимизм и веру в светлое будущее интеграционной группировки.
К числу основных экономических проблем ЕАЭС, на наш взгляд, можно отнести следующие.
1. Сравнительно низкие показатели товарооборота между членами союза. В товарообороте РФ на долю государств-членов ЕАЭС в 2014 г. приходилось 7,1 %, в товарообороте Казахстана - 18,4 %, Армении - 23,8 %. В Белоруссии на долю стран ЕАЭС приходится почти половина внешней торговли Белоруссии - 50,6 %, но при этом в 2000 г. данные доли составляли: 7,7 % - у России, 20,8 % - у Казахстана, 58,6 % - у Белоруссии; вырисовывается очевидное снижение этого показателя [1].
2. Увеличение потока контрабанды, поступающей на российский рынок из стран ЕАЭС. Как правило, данное обстоятельство является следствием отсутствия гармонизации в подходах к тарифному регулированию товаропотоков между государствами-членами ЕАЭС и странами, не входящими в ЕАЭС. Наиболее остро данная проблемы обозначилась после введения РФ ответных санкций по отношению к продовольственным товарам из ЕС и США. В этот же период доля продовольственных товаров, ввозимых из Белоруссии в Россию, значительно выросла, что стало причиной разбирательств на уровне правительств двух стран. С января по сентябрь 2015 г. увеличение количественных показателей белорусского экспорта составило: по фруктам и орехам - 463,0 тыс. т (в 2,4 раза); по овощам - 172,4 тыс. т (на 72,4 %); по молочной продукции - 80,5 тыс. т (на 11,4 %); по мясу и пищевым мясным продуктам - 7 тыс. т (на 3,7 %); по рыбе и ракообразным, моллюскам - 5,8 тыс. т (на 49,1 %); по живым животным - 962 т (в 4 раза) [5]. Значительных объемов достигает поток контрабандных товаров китайского происхождения, поступающих на рынки России и Казахстана из Киргизии, которая обнулила ввозные пошлины на большой перечень товаров, производимых в Поднебесной.
3. Значительные различия в условиях ведения бизнеса обозначили еще одну проблему, заключающуюся в том, что наметилась
тенденция переноса российскими организациями, в основном из Уральского региона, Поволжья и Сибири, своей производственно-хозяйственной деятельности в Республику Казахстан. За период с 2015 г. порядка 450 российских компаний перенесли свой бизнес в Казахстан, который создал более благоприятные условия для ведения бизнеса. Намечается тенденция превращения Казахстана и Белоруссии в индустриальные площадки Китая, производящего на них свои товары с прицелом на дальнейшую их реализацию в РФ. Правила функционирования общего рынка ЕАЭС, различия в условиях ведения бизнеса и умная политика привлечения прямых иностранных инвестиций посредством создание свободных экономических зон способствуют этому процессу. 4. Еще одна серьезная проблема связана с таким явлением, как вывоз капитала из России через схемы фиктивного импорта продукции из стран ЕАЭС. По данным ЦБ России, используя схемы фиктивного импорта, в 2012 г. из страны через подставные белорусские компании было выведено около 15 млрд долл. и не менее 10 млрд долл. - через казахстанские фирмы.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать промежуточный вывод о том, что успехи евразийской интеграции в экономической сфере не носят устойчивого, стабильного характера. Выгоды, которые извлекают из своего членства в ЕАЭС государства-члены, скорее ситуативные, нежели фундаментальные.
Главная задача сегодняшнего дня и ближайшего будущего заключается в том, чтобы государства-члены ЕАЭС сфокусировали свои усилия на укреплении экономических связей, увеличении степени взаимопроникновения между экономиками в таких важных отраслях, как сельское хозяйство и промышленность.
С учетом устойчивости тенденции, с одной стороны, роста населения на планете Земля, а с другой стороны уменьшения земельных площадей сельскохозяйственного назначения, а также учитывая негативные природные факторы, вызываемые глобальным потоплением (засухи, повышение уровня мирового океана, уменьшение объемов питьевой воды), можно прогнозировать дальнейшее усиление значения сельского хозяйства.
Ситуация в мире показывает, что успешное развитие сельского хозяйства, агротехнологий, технологий переработки, закупок и про-
даж готовой продукции реализуемо только через крупные объединения сельхозпроизводителей.
В настоящее время на мировом рынке главенствующие роли в экспорте продовольствия занимают высокоразвитые страны, прежде всего США, ЕС, Канада, Австралия - это происходит за счет транснациональных корпораций, центры принятия решения которых располагаются в этих странах.
Несмотря на серьезные успехи России, Казахстана и Белоруссии в последние годы на мировых рынках зерна, масличных культур, сахарной свеклы и т.д., ни одно из государств-членов ЕАЭС не имеет организацию, по масштабам деятельности сопоставимую с зарубежными ТНК.
В условиях все более глобализирующегося мира, формирование общей сельскохозяйственной политики стран ЕАЭС способствовало бы увеличению занимаемой доли мирового рынка сельхозпродукции в уже освоенных сегментах, а также активному проникновению на другие, например, рынок мясомолочной продукции. Механизм реализации данной политики, по нашему мнению, возможен через создание государствами-членами ЕАЭС крупных агропромышленных компаний, работающих по полному циклу, осуществляя НИОКР, производя и реализуя сельхозпродукцию.
В области промышленной политики, в соответствии с Договором о создании ЕАЭС, государства-члены должны осуществлять согласованные действия, но при этом отсутствует какая-либо конкретизация данного положения, по этапам, срокам и направлениям. Можно с уверенностью сказать, что данный посыл носит декларативный характер. Существующая промышленная политика не способна решать первостепенные задачи промышленности государств-членов ЕАЭС, а именно - создавать условия для динамичного развития инновационных наукоемких отраслей, для вхождения стран участниц в избранный круг государств - лидеров промышленного развития XXI в.
Соответственно, уже сейчас необходимо создавать правовые, инфраструктурные, организационные и иные условия для создания мощных совместных предприятий, способных со временем стать ТНК мирового уровня.
Безусловно, это крайне трудная задача, но вполне реализуемая, и новейшая история знает примеры решения таких задач. Напри-
мер, опыт Китая, который создал целый рад компаний, успешно конкурирующих на глобальном рынке в инновационных, высоко маржинальных отраслях тому наглядный пример. Также интересный пример - создание компании «Airbus», одной из крупнейших авиастроительных компаний в мире, образованной в 1960-х гг. через объединение ряда европейских авиапроизводителей.
В рамках ЕАЭС целесообразно создавать ТНК, прежде всего, в отраслях, обладающих конкурентными преимуществами или существенным потенциалом. К таким отраслям промышленности можно отнести: авиастроение, космическую отрасль, машиностроение, железнодорожное и энергетическое машиностроение, металлургию, химическую промышленность, фармацевтику.
Для успешной реализации задач по проведению единой промышленной политики на территории стран ЕАЭС, необходимо создать специальный наднациональный орган, наделенный функциями, планирования и регулирования общей промышленной политики.
Предлагаемые меры касаются только отдельных сфер развития ЕАЭС и не могут считаться полными и достаточными для реализации глобальных задач, стоящих перед ЕАЭС. Тем не мене, на наш взгляд, их успешная реализация способствовала бы устойчивости развития ЕАЭС.
Библиографический список
1. Андронова И.В. Евразийский экономический союз: потенциал и ограничения для регионального и глобального лидерства // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. № 2.
2. Глазьев С.Ю. О внешних и внутренних угрозах экономической безопасности России в условиях американской агрессии: научный доклад. 2014. URL: http://spkurdyumov.ru/uploads//2014/12/glaziev_o-vneshnix-i-vnutrennix-ugrozax-ekonomicheskoj-bezopasnosti-rossii.pdf (дата обращения: 01.02.2021).
3. Евразийский экономический союз // Википедия. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 25.01.2017).
4. Итоги внешней торговли государств - членов Таможенного союза // Провэд. 2013. 22 июня. URL: http://провэд.рф/analysis/4440-itogi-vt-ts. html (дата обращения: 30.03.2021).
5. О внешней торговле Республики Беларусь с Российской Федерацией // Министерство экономического развития Российской Федерации.
<g!fc>
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Официальный сайт. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/by/ by_ru_relations/by_ru_trade/ (дата обращения: 30.03.2021).
6. Текст Договора о Евразийском экономическом союзе // Министерство экономического развития Российской Федерации: официальный сайт. URL: http ://economy. gov. ru/minec/about/structure/depSNG/agreement-eurasian-economic-union (дата обращения: 12.05.2016).
7. Экономический потенциал // Евразийская экономическая политика. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/ses.aspx (дата обращения: 01.04.2021).
Е.И. Смыр
кандидат политических наук
старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: [email protected]