Научная статья на тему 'Развитие двуязычной системы СМИ в поликультурном субъекте российской Федерации как фактор национальной медиабезопасности'

Развитие двуязычной системы СМИ в поликультурном субъекте российской Федерации как фактор национальной медиабезопасности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
260
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН / ПЕЧАТНЫЕ СМИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / SYSTEM OF MASS MEDIA OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN / THE PRINT MEDIA / THE NATIONAL JOURNALISM / TARGET AUDIENCE / MEDIASECURITY / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гильманова Айгуль Нургаяновна

Изложены результаты сравнительного исследования печатных изданий Республики Татарстан по языковому и тематическому признаку за период с 1999 по 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Bilingual Media in a Multicultural Region of the Russian Federation as a Factor of National Mediasecurity

The paper presents the results of a comparative study of the Republic of Tatarstan publications on language and thematically from 1999 to 2013.

Текст научной работы на тему «Развитие двуязычной системы СМИ в поликультурном субъекте российской Федерации как фактор национальной медиабезопасности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). Филология. Искусствоведение. Вып. 80 . С. 141-143.

А. Н. Гильманова

РАЗВИТИЕ ДВУЯЗЫЧНОЙ СИСТЕМЫ СМИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ

Изложены результаты сравнительного исследования печатных изданий Республики Татарстан по языковому и тематическому признаку за период с 1999 по 2013 г.

Ключевые слова: система средств массовой информации Республики Татарстан, печатные СМИ, национальная журналистика, целевая аудитория, медиабезопасность, толерантность.

Система средств массовой информации Республики Татарстан (РТ) имеет свои исторические особенности. Республика Татарстан является поликультурным субъектом Российской Федерации. По данным переписи населения, прошедшей в 2010 г., в Татарстане проживает

3 803,2 тыс. человек, из них 53,2 % - татары, 39,7 % русские1. В Республике функционируют СМИ на двух государственных языках -русском и татарском. Система средств массовой информации РТ представлена телерадиокомпаниями, радиостанциями, печатными изданиями, информационными агентствами и интернет-СМИ, корреспондентскими пунктами или региональными отделениями российских информационных агентств, телеканалов, радиостанций, газет.

Анализируя статистические данные с 2004 по 2013 г., можно сделать вывод о том, что общее количество СМИ в Татарстане сократилось. В 2004 г. в Республике было зарегистрировано 863 средства массовой информации2. В 2013 г. в Татарстане, по данным Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа», осуществляют деятельность 768 СМИ. Сокращение числа СМИ связано с острой конкуренцией на республиканском информационном рынке и бурным развитием интернет-СМИ. Согласно рейтингу независимой компании «Медиалогия», лидерами цитируемости являются информационное агентство «Татар-информ» и газета «БИЗНЕС Online»3.

На данный момент мы наблюдаем развитие двух моделей журналистики в Татарстане. Первая - модель «советско-информационная», берущая свое начало в советской модели журналистики, где на первый план выходила функция пропаганды. Вторая модель - интернет-СМИ («Татар-информ» и газета «БИЗНЕС Online»), где информационная функция выходит на первый план. Интернет-издания Та-

тарстана с каждым годом становятся ближе к западной модели журналистики, которую можно назвать просветительско-воспитатель-ной. Исторически сложилось так, что воспитательная, образовательная функция в татарской журналистике стояла на первом месте. Данные традиции татарская журналистика транслирует и по сей день. Ведущую роль в формировании двух моделей журналистки играет менталитет народа, картина мира в массовом сознании национальной аудитории поликультурного субъекта.

Нами был проведен анализ печатных изданий по языковому и тематическому признаку (по данным «Каталога российской прессы «Почта России» за первое полугодие 2013 г.)4. Проведенные ранее исследования печатных изданий в Республике Татарстан (по данным подписных каталогов «Татарстан почтасы», 1999-2004 гг.)5 позволяют провести сравнительный анализ данных по печатным СМИ РТ. Если общее количество зарегистрированных СМИ в 1999-2013 гг. сократилось, то количество печатных изданий на татарском языке выросло с 55 в 2004 г. до 155 в 2013 г.

Интересны также результаты количественного анализа тематической направленности изданий. Из общего количества газет, заявленных в подписку (111 газет), на русском языке по количеству лидируют деловые издания, посвященные экономике, проблемам вопросам ведения бизнеса (10 газет), а на татарском языке - газеты для семейного чтения, занимающие нишу развлекательных изданий (29 газет). Из общего количества журналов, заявленных в подписку (77 журналов), на русском языке первое место по количеству занимают деловые издания (17 журналов), на татарском - религиозные (5 журналов).

На втором месте среди газет на русском языке оказались общественно-политические

142

А. Н. Гильманова

издания (8 газет), на татарском - религиозные (9 газет). Второе место среди журналов на русском языке занимают научные издания (6 журналов), на татарском - детские и молодежные (4 журнала).

Третье место среди газет на русском языке занимают издания, посвященные кулинарии (4 газеты), на татарском - общественно-политические (8 газет). Среди журналов на русском языке третье место занимают экологические издания (2 журнала), на татарском - художественно-публицистические (3 журнала).

Если сравнить эти данные с проведенными нами ранее исследованиями печатных изданий в Республике Татарстан, то выясняется, что по количеству изданий лидировали газеты и журналы по религиозным и этническим вопросам (из 28 изданий 20 издавались на татарском языке). Общественно-политические издания были на втором месте (из 22 изданий 16 на русском языке, 6 на татарском)6. Третье место по количеству изданий занимали газеты и журналы для семейного чтения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предпочтения читательской аудитории Республики Татарстан за 13 лет изменилось. Газетные издания развлекательного и экономического типа выходят на первый план. Среди журналов пользуются популярностью издания религиозной и экономической тематики.

Интересен и тот факт, что в татарской журналистике сохранилась традиция издания настенных календарей. По данным каталога российской прессы «Почта России» за первое полугодие 2013 г., заявлена подписка на 13 настенных календарей на татарском языке, из них 9 религиозного содержания (мусульманские календари), 3 - семейные, 1 - о здоровье. Тенденция увеличения числа развлекательных изданий мировому информационному рынку свойственна уже давно, а российскому - с 1991 г. Республика Татарстан является сегментом информационного рынка России и отражает общие тенденции, присущие медиаиндустрии нашей страны. Популярность изданий по экономике и бизнесу на русском языке мы связываем с активным экономическим развитием малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан.

Значительное количество изданий на татарском языке посвящено теме религии и национальной идентичности. Эта тема актуальна для татарского книгопечатания и журналистики, так как самовыражение народа искусственно

сдерживалось столетиями. С 1552 г., после взятия Казани, татарам запрещалось «строительство и открытие мечетей, организация мекте-бов и медресе, проведение народных праздников, не говоря уж о духовных. Указ о вольных типографиях 1783 г. не относился к татарам. По этому указу имели право открывать “вольные” типографии лишь русские люди, да иностранцы, живущие в России»7.

Попытки получить разрешение на издание газеты на татарском языке 1808 г. профессором И. И. Запольским, а впоследствии М. Г. Никольским, К. Насыри и М. Яхиным и многими другими, не увенчались успехом. Функцию первых газет для татар выполняли настольные и настенные календари. Первый ежегодный календарь на татарском языке был издан в 1870 г. К. Насыри, а первая газета на татарском языке вышла 1905 г. В советский период печатание газет на татарском языке также сдерживалось: издавалось всего несколько республиканских газет и журналов, был наложен запрет на другие сферы жизни - религию, возможность доступного получения образования на татарском языке. Только в 90-е гг. XX в. у татар пробудилось национальное самосознание. В Республике началось бурное развитие национальных СМИ, массово открывались татарские гимназии, строились мечети. Политические процессы в обществе привели к принятию суверенитета Татарстана. Национальная ситуация в те годы была напряженной. Большую роль в сохранении мира, толерантного отношения к представителям разных национальностей и вероисповеданий в Республике Татарстан сыграли СМИ.

С 90-х гг. XX в. российское общество живет без государственной, обязательной идеологии, данное ограничение декларируется в ст. 13 Конституции РФ8, но общество нуждается в социальных и духовных ориентирах. Одними из таких сфер для татарстанского общества стали национальная культура и религия. На территории Республики Татарстан проживают представители многих конфессий, но большая часть населения исповедует христианство и ислам. На сегодняшний день в Татарстане продолжают развиваться православие и ханафитское богословское правовое пространство суннитского ислама. Модель культуры татар можно определить как социоцентриче-скую. По мнению И. Дзялошинского, «фундаментальной особенностью социоцентрической культуры является растворение личности в некоем “Мы”, какой-либо общности»9. Стремле-

ние сохранить свою культуру, традиции, язык, литературу, передать татарское национальное наследие будущим поколениям формирует главную задачу татарской журналистики - сохранить национальную самоидентичность. Представители государственных СМИ РТ это понимают. Вот как характеризует основную задачу гендиректор телерадиокомпании «Новый Век» Ильшат Аминов: «Мы будем работать до последнего татарина, потому что это наша главная миссия - сохранение языка, культуры, обеспечение коммуникации между людьми»10.

А культура и традиции татарского народа неразрывно связаны с исламом. Так, например, издатель первой татарской газеты «Нур» Ата-улла Баязитов известен, прежде всего, своей просветительской деятельностью, научными трудами о месте ислама в мире, терпимости к представителям другой веры. На страницах татарской периодики начала XX в. поднимались вопросы реформирования ислама; свое мнение высказывали как представители кадимизма, так и представители джадидизма.

В советский период было уничтожено классическое мусульманское образование. В жизни народа ислам остался на уровне традиций, обычаев, обрядов. Начиная с 90-х гг. XX в. мы наблюдаем возврат к исламу, но в татарском обществе не хватает людей, обладающих религиозными знаниями, утрачена преемственность поколений. По мнению ректора Российского Исламского университета Рафика Муха-метшина, «Сегодня портрет мусульманского сообщества выглядит так: старшее поколение и молодое, а серединка отсутствует, потому что в советское время появилось поколение, которое никто уже не учил исламу»11. Недостаточность знаний приводит к тому, что представители радикальных течений ислама воздействуют на сознание мусульманской молодежи, призывают к агрессивным действиям. На данный момент представители Духовного управления мусульман РТ и государственных СМИ Татарстана входят в совет по межнациональным отношениям и активно занимаются разработкой «основных принципов национальной политики в современных условиях»10. В Российском Исламском университете с 2012 г. открыт набор по направлению «Журналистика». Роль республиканских СМИ в религиозно-просветительской деятельности велика, так как формирует общественное мнение, воздействует на массовое сознание. Таким образом, СМИ выполняют функцию гаранта медиабезопасно-

сти, просвещая народ в религиозных вопросах, пропагандируя идею толерантного отношения друг к другу.

Организация финансирования республиканскими структурами государственной власти свободного получения информации по разным каналам СМИ (печать, радио, телевидение) на двух языках - русском и татарском - обеспечивает равные возможности для двух народов, налаживает коммуникационные потоки, вызывает эмпатию у представителей двух национальностей друг к другу. Толерантное отношение друг к другу рождается только при условии, что люди хотят услышать друг друга и готовы пойти на компромисс.

Таким образом, республиканские СМИ обеспечивают медиабезопасность и профилактику национальной нетерпимости в таком поли-культурном регионе, каким является Республика Татарстан.

Примечания

1 Официальный портал Республики Татарстан [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://tatarstan.ru/ about.html

2 См.: Гильманова, А. Н. СМИ и новые информационные технологии в политических процессах Республики Татарстан. Казань, 2012. 124 с.

3 См.: Сегодня главное - победить в информационной войне, а все остальное потом [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.busmess-gazeta.ru/article/74773/

4 Каталог российской прессы «Почта России». 2013 год, первое полугодие. Ульяновск, 2012. 488 с.

5 Гильманова, А. Н. Указ. соч. С. 90.

6 См.: Там же. С. 100.

7 Каримуллин, А. История татарской книги в контексте «Запад-Восток» [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://kitap.net.ru/karimullin6.php

8 Конституция Российской Федерации. М., 2009. 58 с.

9 Дзялошинский, И. М. Российские СМИ: как создается образ врага : статьи разных лет. М., 2007. 226 с.

10 Аминов, И. Шаймиев сказал мне: «Делай, как знаешь, если что, я подскажу...» [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.business-gazeta.ru

11 Мухаметшин, Р. Появление нового муф-

тия никогда не бывает случайным, его личность - зеркало наших проблем [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.business-gazeta.ru/

article/77068

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.