Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
114
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ФИТНЕС-ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Родионова И.А., Шалупин В.И.

Целью исследования - изучить индивидуализированные механизмы развития двигательных качеств. Методика и организация исследования. В рамках данного исследования использованы методики А.Ю. Гиринской (с соавт.) для определения психофизиологических проявлений свойств индивидуальности. Диагностировались такие показатели: «быстрота и точность (отсутствие ошибок преждевременного реагирования) простой двигательной реакции, точность реакции на движущийся объект, быстрота и точность реакции выбора». При диагностике также использовался цветовой тест Люшера «Таблица основных цветов». Исследование проводилось в МГТУ ГА в течение одного учебного года с участием 86 студентов третьего курса с целью обоснования применения средств и методов развития двигательных качеств у студентов с различными индивидуальными особенностями. Результаты исследования и выводы. Индивидуализированная подготовка студентов реализуется с помощью специальных физических упражнений, которые основываются на когнитивных, двигательных или комплексных воздействиях и формируют их специальные двигательные возможности. Психофизиологические свойства студентов проявляются в показателях психовегетативной активности, динамики сенсомоторных качеств, особенности адаптации к различным видам учебной деятельности. Индивидуализированная подготовка студентов реализуется с помощью специальных физических упражнений, которые строятся на основных положениях фитнес-подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Родионова И.А., Шалупин В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLE OF INDIVIDUALIZATION IN DEVELOPING STUDENTS’ MOTOR QUALITIES DURING PHYSICAL EDUCATION CLASSES

Objective of the study was to analyze individualized mechanisms of development of students’ motor qualities. Methods and structure of the study. As part of this study, A.Y. Girinskaya’s (et al.) methods were used to determine the psycho-physiological manifestations of the personality qualities. The following indicators were diagnosed: speed and accuracy (no premature reaction errors) of the simple motor reaction, accuracy of the reaction to a moving object, speed and accuracy of the reaction of choice. We also used Luscher Color Test. The study was carried out on the basis of the Moscow State Technical University of Civil Aviation throughout the academic year and involved 86 3rd-year students. The study aimed to substantiate the use of the means and methods of development of motor qualities of students with different individual characteristics. Results and conclusions. Individualized training of students is realized through special physical exercises which are based on the cognitive, motor, or complex effects, and develop their special motor abilities. The psycho-physiological characteristics of students are displayed in the indicators of psycho-vegetative activity, dynamics of sensorimotor qualities, and specific features of adaptation to various types of educational activity. Individualized training of students is realized through special physical exercises, which are based on the basic provisions of physical training.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

УДК/UDC 796.012.68

Поступила в редакцию 17.11.2020 г.

Кандидат педагогических наук, профессор И.А. Родионова1

Кандидат педагогических наук, профессор В.И. Шалупин1

1 Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА), Москва

PRiNCiPLE OF iNDiViDUALiZATiON iN DEVELOPING STUDENTS' MOTOR QUALiTiES DURiNG PHYSiCAL EDUCATiON CLASSES

PhD, Professor I.A. Rodionova1 PhD, Professor V.I. Shalupin1

1 Moscow State Technical University of Civil Aviation, Moscow

Информация для связи с автором: rodiinna@mail.ru

Аннотация

Целью исследования - изучить индивидуализированные механизмы развития двигательных качеств.

Методика и организация исследования. В рамках данного исследования использованы методики А.Ю. Гиринской (с соавт.) для определения психофизиологических проявлений свойств индивидуальности. Диагностировались такие показатели: «быстрота и точность (отсутствие ошибок преждевременного реагирования) простой двигательной реакции, точность реакции на движущийся объект, быстрота и точность реакции выбора». При диагностике также использовался цветовой тест Люшера «Таблица основных цветов». Исследование проводилось в МГТУ ГА в течение одного учебного года с участием 86 студентов третьего курса с целью обоснования применения средств и методов развития двигательных качеств у студентов с различными индивидуальными особенностями.

Результаты исследования и выводы. Индивидуализированная подготовка студентов реализуется с помощью специальных физических упражнений, которые основываются на когнитивных, двигательных или комплексных воздействиях и формируют их специальные двигательные возможности. Психофизиологические свойства студентов проявляются в показателях психовегетативной активности, динамики сенсомоторных качеств, особенности адаптации к различным видам учебной деятельности. Индивидуализированная подготовка студентов реализуется с помощью специальных физических упражнений, которые строятся на основных положениях фит-нес-подготовки.

Ключевые слова: индивидуализация, фитнес-подготовка, физические нагрузки, физическая культура, двигательные качества.

Abstract

Objective of the study was to analyze individualized mechanisms of development of students' motor qualities.

Methods and structure of the study. As part of this study, A.Y. Girinskaya's (et al.) methods were used to determine the psycho-physiological manifestations of the personality qualities. The following indicators were diagnosed: speed and accuracy (no premature reaction errors) of the simple motor reaction, accuracy of the reaction to a moving object, speed and accuracy of the reaction of choice. We also used Luscher Color Test. The study was carried out on the basis of the Moscow State Technical University of Civil Aviation throughout the academic year and involved 86 3rd-year students. The study aimed to substantiate the use of the means and methods of development of motor qualities of students with different individual characteristics.

Results and conclusions. Individualized training of students is realized through special physical exercises which are based on the cognitive, motor, or complex effects, and develop their special motor abilities. The psycho-physiological characteristics of students are displayed in the indicators of psycho-vegetative activity, dynamics of sensorimotor qualities, and specific features of adaptation to various types of educational activity. Individualized training of students is realized through special physical exercises, which are based on the basic provisions of physical training.

Keywords: individualization, fitness training, physical loads, physical education, motor qualities.

Введение. Физическая подготовка студентов формирует двигательные качества, необходимые как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Развитие двигательных качеств студентов целесообразно основывать на принципах физического воспитания с учетом индивидуального подхода, применяя те средства и методы физической подготовки, которые соответствуют индивидуальным особенностям конкретного студента. Известно, что те упражнения, которые не соответствуют индивидуальным особенностям конкретного студента, могут приводить к психическому перенапряжению, тем самым снижая эффективность занятий физической культурой, а также снижая общую работоспособность.

Цель исследования - определить индивидуализированные механизмы развития физических качеств студентов.

Методика и организация исследования. В рамках данного исследования были использованы методики А. Ю. Гиринской (с соавт.) для определения психофизиологических проявлений свойств индивидуальности. Диагностировались такие показатели: «быстрота и точность (отсутствие ошибок преждевременного реагирования) простой двигательной реакции, точность реакции на движущийся объект, быстрота и точность реакции выбора» [1]. Показатели быстроты и точности двигательных реакций использовались как критерий психофизиологического эффекта применяемых упражне-

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и п Н

иий. При диагностике также использовался цветовой тест Люшера «Таблица основных цветов» [2], в котором комбинация из восьми цветов давала характеристику испытуемых (по коэффициенту психовегетативной активности - КПВА) как результат организованной двигательной и ментальной деятельности.

Исследование проводилось в МГТУ ГА в течение одного учебного года с участием 86 студентов третьего курса с целью обоснования применения средств и методов развития двигательных качеств у студентов с различными индивидуальными особенностями.

Результаты исследования и их обсуждение. В данном исследовании принцип индивидуализации реализуется с применением упражнений, которые могут направленно влиять на развитие физических качеств, соответствующих конкретным психофизиологическим особенностям студентов. Используя специальные физические упражнения, которые формируют и совершенствуют технические навыки и специальные двигательные возможности студентов, реализуется индивидуализированная подготовка.

Предварительно была проведена диагностика индивидуальных особенностей студентов с помощью наблюдений и анамнеза. Затем выполнена апробация комплексов упражнений, которые входят в систему фитнес-подготовки. Выявлена положительная роль каждого из них и на этой основе разработаны рекомендации для каждого участника эксперимента.

Используя классификацию по А. В. Родионову и систематизируя полученные данные, мы распределили студентов в следующие группы:

• студенты с высокими показателями психовегетативной активности, отсутствием выраженной тревожности; как правило, у них сильная, подвижная и уравновешенная нервная система;

• студенты с низкой психовегетативной активностью, невысокой тревожностью; у них сильная, инертная и уравновешенная нервная система;

• студенты с умеренной психовегетативной активностью, высоким уровнем тревожности; в большинстве случаев у них слабая, подвижная и неуравновешенная нервная система;

• студенты с умеренной психовегетативной активностью, отсутствием выраженной тревожности; как правило, у них сильная, инертная и неуравновешенная нервная система» [3].

В соответствии с такой систематизацией подбирались адекватные средства и методы практической индивидуализации.

Студентам первой группы мы рекомендовали использовать статические силовые, прыжковые, акробатические упражнения, бег с ускорением, метание легких набивных мячей.

Студентам второй группы рекомендовались игра в баскетбол на ограниченной площадке (вариант стритбола),

Показатели эффективности педагогического эксперимента

упражнения с дисками от штанги в оптимально высоком темпе, жимовые упражнения с тяжелыми набивными мячами.

Студентам третьей группы рекомендовались вспомогательные упражнения волейболиста, многократные прыжки (так называемые многоскоки), упражнения на растягивание (стретчинг), упражнения с гантелями или легкими дисками от тяжелоатлетической штанги (движения выполняются в индивидуально быстром темпе).

Для студентов четвертой группы применялись упражнения с большими отягощениями на основе метода круговой тренировки, вспомогательные упражнения баскетболиста с набивными мячами, кросс на дистанцию, соответствующую функциональным возможностям студента.

Применение конкретного метода диагностики индивидуальных особенностей студента определяется такими сопутствующими психологическими факторами, как его текущее состояние или устойчивое отношение к конкретному методу.

Экспериментальные показатели приведены в таблице.

Эффективность данного исследования определялась следующим образом. В каждый кластер экспериментальных данных включались показатели, полученные в группе испытуемых в начале и в конце эксперимента. Всего такие показатели составляли восемь групп, содержание которых впоследствии анализировалось.

В первом кластере оказались студенты, у которых при относительно невысоких данных быстроты и точности простой двигательной реакции в конце периода применения физических упражнений такие показатели существенно улучшились при р<0,05. Другие сенсомоторные показатели не превышали относительно средних значений, в том числе и по характеристике их динамики. Данные КПВА заметно изменялись после тренировок лишь на старте педагогического эксперимента, в дальнейшем оставаясь малодинамичными. Иными словами, умственная и физическая работоспособность лишь незначительно повышается после применения комплекса двигательных воздействий, которые были не вполне адекватны статусу испытуемого.

Студенты, которые составили второй кластер, отличаются тем, что у них психомоторные показатели, хотя существенно изменяются только в конце педагогического эксперимента, в то же время в целом характеризуются точностью. Очевидно, это есть яркое психологическое проявление свойств сильной и уравновешенной нервной системы. Данные КПВА практически схожи с аналогичными данными испытуемых первой группы. Следовательно, заключения об их умственной и физической работоспособности близки. В этом случае определенные недостатки могут компенсироваться свойствами нервной системы.

В третьем кластере - показатели испытуемых соответствующей группы, у которых достаточно высокие характеристики точности в сенсомоторных испытаниях, выполненных в конце педагогического эксперимента. Следовательно, не сами по себе свойства индивидуальности определяют

Параметры Кластеры групповых данных

1 гр. Н 1 гр. К 2 гр. Н 2 гр. К 3 гр. Н 3 гр. К 4 гр. Н 4 гр. К

Быстрота и точность ПР (в мс) 167,9 158,3* 166,1 163,2 167,7 162,5* 169,2 161,0 *

Точность АР (в мс) 52,6 47,2* 52,2 46,4* 53,5 45,2* 57,6 49,3*

Быстрота и точность СР (в мс) 192,7 180,4* 174,9 158,7* 189,3 168,9* 199,3 187,2*

КПВА до нагрузки 1,44 1,36 1,28 1,44 1,16 1,28 1,02 1,28

КПВА после нагрузки 1,72 1,72 1,36 1,76* 1,44 1,72 1,16 1,72*

Сокращения: ПР - простая реакция, АР - антиципирующая реакция, СР - сложная реакция, КПВА - коэффициент психовегетативной активности, Н - начало эксперимента, К - конец эксперимента. Знаком * отмечены достоверные различия групповых показателей, полученных до и после эксперимента, при р<0,05.

56

http://www.teoriya.ru

2021 Июнь | Juпe

в данном случае результаты тестов, а творческое использование проявлений комплекса таких свойств в процессе применения специальных упражнений, которые могут направленно влиять на развитие физических качеств, соответствующих конкретным психофизиологическим особенностям студентов.

Четвертый кластер включает показатели, полученные при обследовании студентов, которых мы условно считали относительно неблагополучными. Сенсомоторные параметры у них имеют довольно низкий исходный уровень, однако при целенаправленной работе наблюдается заметное улучшение при р<0,05. То есть исходный уровень невысок из-за инертности, но в дальнейшем этот уровень достигает довольно высоких значений как проявление сильной нервной системы. В то же время влияние инертности и неуравновешенности в целом отрицательно сказывается на умственной и физической работоспособности. Здесь мы наблюдаем диалектическое противоречие проявлений различных свойств индивидуальности в определенном статусе индивида.

Выводы. Индивидуализированная подготовка студентов реализуется с помощью специальных физических упражнений, которые основываются на когнитивных, двигательных или комплексных воздействиях и формируют их специальные двигательные возможности. Психофизиологические свойства студентов проявляются в показателях

психовегетативной активности, динамики сенсомоторных качеств, особенности адаптации к различным видам учебной деятельности. Индивидуализированная подготовка студентов реализуется с помощью специальных физических упражнений, которые строятся на основных положениях фитнес-подготовки.

Литература

1. Гиринская А.Ю. Когнитивная сфера спортсмена (теория и практика) / А.Ю. Гиринская, Н.В. Кухтова, Е.В. Мельник и др. - Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2018. - 80 с.

2. Люшер М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 192 с.

3. Родионов А.В. Системное исследование психического состояния при экстремальной деятельности / А.В. Родионов // Системная психология и социология. - 2011. - № 4. - С. 106-114.

References

1. Girinskaya A.Y., Kukhtova N.V., Melnik E.V. et al. Kognitivnaya sfera sportsmena (teoriya i praktika) [Athlete's cognitive sphere (theory and practice)]. Vitebsk: Masherov VSU publ., 2018. 80 p.

2. Luscher M. Tsvetovoy test Lyushera [Luscher color test]. St Petersburg: Sova publ., Moscow: EKSMO-Press publ., 2002. 192 p.

3. Rodionov A.V. Sistemnoe issledovanie psikhicheskogo sostoyaniya pri ekstremalnoy deyatelnosti [Systemic study of mental state in extreme activities]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya. 2011. No. 4. pp. 106-114.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

РЕАБИЛИТАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТИВНОЙ ХОДЬБЫ У ПОДРОСТКОВ С ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов1 Доктор медицинских наук, доктор биологических наук, профессор И.Н. Медведев1

Российский государственный социальный университет, Москва УДМ^С 796.01: 612

Ключевые слова: спортивная ходьба, пешие прогулки, реабилитация, легкие, бронхи, бронхиальная астма, подростковый возраст.

Введение. Кардиореспираторная система весьма уязвима особенно в молодом возрасте [1]. Весьма частым заболеванием из болезней легких остается бронхиальная астма. Актуальным остается поиск вариантов совершенствования реабилитации по поводу этой патологии в подростковом возрасте [2].

Цель исследования - определить оздоровительные возможности занятий спортивной ходьбой у подростков с бронхиальной астмой.

Методика и организация исследования. Под наблюдение взяты 35 подростков 13-14 лет, имевших диагноз бронхиальная астма средней степени тяжести без дыхательной недостаточности. Они составили опытную группу. Контрольную группу составили 20 здоровых подростков того же возраста.

В опытной группе в течение одного года применялись ежедневные занятия спортивной ходьбой не менее 90 мин в день по ровной местности.

В исследовании с помощью спирографа СМП-21/01-«Р-Д» (фирма «Монитор», Россия) регистрировали стандартные показатели спирограммы. Учитывали результаты проб Штанге и Генчи, значение индекса Скибинского, величину экскурсии грудной клетки. Статистическая обработка данных велась с помощью критерия Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. Через год реабилитации в опытной группе жизненная емкость легких увеличилась на 21,0 % и достигла величины, свойственной контролю. Объем форсированной жизненной емкости легких у этих

REHABILITATION POTENTIAL OF COMPETiTiVE WALKiNG iN ADOLESCENTS WITH PULMONARY PATHOLOGY

Dr. Hab., Associate Professor A.S. Makhov1 Dr. Med., Dr. Hab., Professor I.N. Medvedev1 1Russian State Social University, Moscow

Поступила в редакцию 14.04.2021 г. подростков повысился на 23,5 %, также сравнявшись с контролем. На конец наблюдения объем форсированного выдоха за 1 с в опытной группе возрос на 23,5 %, достигнув контроля.

В результате реабилитации в опытной группе нормализовались минутный объем дыхания (понизился на 23,3 %) и максимальная вентиляция легких (возросла на 15,9 %). Это сопровождалось в ней ростом пиковой объемной скорости на 56,0 %, увеличением до уровня контроля средней величины максимальной объемной скорости при 25, 50 и 75 % от объема форсированной жизненной емкости легких. В опытной группе после проведенной реабилитации результаты гипоксических проб, индекс Скибинского и величина экскурсии грудной клетки увеличились до уровня контроля.

Вывод. Ежедневные в течение года занятия спортивной ходьбой устранили у подростков с бронхиальной астмой имевшиеся нарушения в системе дыхания. Спортивные тренировки способствовали ликвидации у этих подростков склонности к спазму бронхов, оптимизировали процесс дыхания и увеличили общую резистентность организма.

References

1. Kachenkova E.S., Zavalishina S.Y., Makurina O.N., Kulkova I.V., Tkacheva E.S. Physiological Reaction of the Cardiovascular System of Men 50-59 Years to Feasible Regular Physical Activity. Biomedical & Pharmacology Journal. 2020; 13 (4): 1719-1727. DOI: https:// dx.doi.org/10.13005/bpj/2046.

2. Zavalishina S.Y., Karpov V.Y., Eremin M.V., Bakulina E.D., Boldov A.S., Dorontsev A.V. Optimization of Physiological Processes in Conditions Staged Activation of Motor Activity in Cardiac Patients. Biomedical & Pharmacology Journal. 2020; 13 (4): 1653-1658.DOI: https://dx.doi. org/10.13005/bpj/2040.

Информация для связи с автором: alexm-77@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.