Научная статья на тему 'Развитие духовного потенциала школьников посредством языкового образования'

Развитие духовного потенциала школьников посредством языкового образования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
460
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цыганова Е. В.

Целью данной статьи является выявление роли языкового образования в развитии личности человека. Языковое образование оказывает позитивное влияние на личность в силу того, что в языке отражаются не только культура, менталитет, мышление народа, но также и его духовность. Автор статьи подчеркивает тот факт, что язык является одним из средств духовного развития личности школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Spiritual Potential of Schoolchildren by means of Linguistic Education

The aim of the article is to reveal the role of linguistic education in development of personality. Linguistic education has a positive impact on personality. It reflects not only culture, mentality and thinking but spirituality. The author of the article points out the fact that language is one of the means of the spiritual development of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Развитие духовного потенциала школьников посредством языкового образования»

Следует отметить, что, по данным Р. Палокангаса [10], в подкожной клетчатке большой синицы ненасыщенных жирных кислот в зимний период значительно больше, чем у домового воробья. Поэтому можно предположить, что образование оседлой популяции большой синицы произойдет в относительно короткое время, чем у домового воробья. Однако отбор зимующих особей у этой синицы также достаточно жесткий. В толще снега нами обнаружена тушка погибшей синицы, которая, по-видимому, погибла в конце ноября и была занесена слоем снега. Длительное время мы регистрировали одну особь этого вида в одном из районов города, и она исчезла в январе, вероятно, погибла.

Таким образом, выработанные в ходе адаптации к условиям существования в Якутии сезонную ритмику жизнедеятельности и суточную активность птиц следует отнести к важнейшим экологическим приспособлениям, позволяющим воробьям образовывать оседлые популяции.

Литература

1. МаакР.К. Вилюйский округ Якутской области. СПб., 1886. 4.3. 192 с.

2. Сидоров Б.И. Материалы по размножению полевого воробья в Центральной Якутии // Экология наземных позвоночных таежной Якутии. Якутск: Изд-во Якут. ун-та, 1984. С. 17-29.

3. Лабутин Ю.В., Гермогенов Н.И. Птицы Якутии: совре-

менные данные по составу и распространению. Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1990. 37 с.

4. Калабухов Н.И. Сохранение энергетического баланса организма как основа адаптации // Общ. биол. 1946. Т. 7. № 6. С. 112-113.

5. Калабухов Н.И. Влияние сдвигов жирового обена на приспособление млекопитающих к температуре среды // Адаптация организма человека и животных к экстремальным природным факторам среды. Теплообразования и терморегуляция. Адаптация кхолоду: Материалы симпозиума 12-17 октября 1970 г. Новосибирск, 1970. С. 192-201.

6. Соломонов Н.Г. Фундаментальные и прикладные проблемы экологии и развитие научно-образовательного потенциала Якутии. Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2002. С. 226-231.

7. Мальчевский A.C. Орнитологические экскурсии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. 296 с.

8. Равкин Ю.С. К методике учета птиц в лесных ландшафтах // Природа клещевого энцефалита на Алтае. Новосибирск: Наука, 1967. С. 66-75.

9. Гаврилова М.К. Климат Центральной Якутии. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1973. 119 с.

10. Палокангас Р. Некоторые сезонные адаптивные изменения термоизоляции и жиров у большой синицы (Parus major), домового воробья (Passer domesticus) и самца тетерева (Lyrurus tetrix) в Финляндии // Адаптация животных к зимним условиям. М.: Наука, 1980. С.70-75.

11. Андреев Б.Н. Птицы Вилюйского бассейна. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1974. 311 с.

N.I. Mordosova

Materials on House Sparrow’ Activity (Passer Domesticus L.) during Winter Period in Yakutsk

The article gives materials on ecological and ethological adaptation of house sparrows in Yakutsk. The reduction of light day influences the existence of wintering sparrow populations greatly. The author assumes the adaptation process of settled forms of sparrows has not finished yet.

----###----------

УДК 373.1

Е.В. Цыганова

РАЗВИТИЕ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Целью данной статьи является выявление роли языкового образования в развитии личности человека. Языковое образование оказывает позитивное влияние на личность в силу того, что в языке отражаются не только кутьтура, менталитет, мышление народа, но также и его духовность. Автор статьи подчеркивает тот факт, что язык является одним из средств духовного развития личности школьника.

В последнее время значительно усилился педагогический интерес к духовной проблематике. И это не случайно. Сложность задач, решаемых современным обществом, обострение глобальных проблем человечества заставля-

ют нас вновь обращаться к проблеме духовности, рассматривать различные аспекты ее сущности, содержание и структуру духовного становления личности. В результате социально-экономических, политических и культурных

преобразований среди учащихся наблюдается падение духовно-нравственной культуры. В обществе отмечается снижение нравственной устойчивости, усилия людей оказались, в основном, направленными на накопление материальных благ. С сожалением приходится констатировать, что моральный потенциал общества остается невостребованным. Люди перестали думать о своем духовном обогащении. А ведь именно через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла. Духовная жизнь человека и общества - феномен, который, как и культура, отличает его бытие от природного и придает ему социальный характер.

Духовность сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.

Развитие духовной культуры предполагает осмысление различных аспектов духовного потенциала, то есть тех социальных и духовных источников, возможностей,

резервов и средств деятельности, которые обеспечивают прогресс общества и личности.

В школьном возрасте невозможно сформировать духовность как мировоззрение, хотя по своей природе ребенок вполне ощущает свою нераздельную связь с миром. Поэтому в период детства у школьников необходимо сфор-мировать основы духовности, заложить фундамент духовного развития. Под формированием основ духовности следует понимать педагогический процесс, осуществляющий изменения личностных качеств ребенка. Если фундаментом формирования личности современного молодого человека является его духовно-нравственная зрелость, то основанием моделирования учебно-воспитательного процесса в школе должна стать активизация школьников на выявление и развитие их духовно-нравственного потенциала. Школьникам свойственно стремление к самопознанию, к самосовершенствованию, но часто эти стремления остаются в зачаточном состоянии. Они имеются лишь в потенции.

Каждый человек обладает потенциалом к своему развитию, совершенствованию себя в духовном плане. Потенциальность означает, что переход к более высокому уровню развития доступен любому человеку. Мы уверены, что в каждом ребенке скрыты богатейшие возможности, которые могут позволить ему преодолеть любые трудности, пережив при этом радость свободной и осмысленной жизни, и которые, однако, так часто остаются нераскрытыми. При этом беспокоит не то, что нынешнее поколение слабее или хуже старшего, а то, что оно слабее и хуже, чем могло бы быть, т.е. потенциал у подрастающего поколения имеется, но его необходимо постоянно развивать.

Одним из средств развития духовного потенциала школьника является приобщение его к языковой культуре. Язык является инструментом общения, с одной стороны, и инструментом познания, - с другой. Языковая культура является неотъемлемой частью духовной культуры человека в целом. Познавая языковой опыт, отшлифованный веками, человек приобщается к национальным традициям культуры. Так, например, в языках северных народов существует около сорока понятий характеристики состояния снега. Через язык мы можем проследить, как та или иная нация относится к явлениям окружающей действительности. К примеру, в ассоциативном ряду к слову «зима» проявляется разное отношение разных наций к этому времени года («старуха», «скука» - у англичан, «гостья», «хозяюшка», «раздолье» - у русских), что отражается и в произведениях фольклора. В своей коммуникативной функции язык является накопителем духовной нравственности.

Развивающее влияние языкового образования очевидно. Ярким примером позитивного воздействия на развитие человека в этом плане может стать изучение иностранного языка. Обучение иностранному языку оказывает благотворное влияние на развитие родной речи ребенка, интеллектуальных и творческих способностей, на улучшение памяти, повышение устойчивости внимания. Иностранный язык в системе современного образования приобретает сегодня особый гуманитарно-образовательный, лингвистический и культурно-экономический смысл. Языковое образование провозглашает в качестве своего ведущего принципа принцип многоязычия и поликультурности, который обеспечивает социальную мобильность человека в многокрасочном с точки зрения языков и культур мире. Социальная мобильность помогает личности чувствовать свою принадлежность к родному народу и одновременно осознавать себя субъектом поликультурной мировой цивилизации [1].

Языковое образование нельзя считать полноценным, если человек не изучал хотя бы один иностранный язык или изучал его с перерывом или в недостаточной мере. Можно сказать со всей определённостью, что учащимся, лишенным такого права, наносится не только образовательный, но и психологический урон. Поступая в средние специальные и высшие учебные заведения, бывшие школьники испытывают своего рода «комплекс гуманитарно-языковойнеполноценности» [2].

В изучении иностранного языка заложен большой лич-ностно-формирующий потенциал, в связи с этим, очевидно, в учебные планы школ включаются второй и даже третий иностранные языки. Современная цель обучения иностранному языку и культуре формулируется как подготовка к реальной «межкультурной коммуникации» [3]. Термин «межкультурная коммуникация» достаточно широко распространен в современной методической науке. Этим термином определяется процесс общения между коммуникантами, являющимися носителями разных культур

и 149

и языков, или совокупность специфических процессов вза-имодействия людей, принадлежащих к разным культурам и языкам [4]. Существует также такое понятие, как диалог культур, под которым подразумевается принятие и понимание иных культурных позиций и ценностей, когда каждая из сторон признает другую как равную, уважает ее уникальность и проявляет к ней интерес. Иностранный язык способствует приобщению учащихся к системе культурных ценностей, выраженных в языке. Ведь именно языки выступают хранителями и средствами передачи всех накопленных человечеством знаний, посредниками межличностных, межнациональных и межкультурных отношений, средствами обеспечения взаимопонимания и сотрудничества народов. Приобщение к языковой культуре позволяет также познакомить школьников с особенностями речевого этикета народа. Это знакомство должно сопровождаться уважением к культуре отношений разных наций в тех или иных областях общения. Языки - это носители национальной культуры.

Важно усилить роль обучения иностранному языку в воспитании человека культуры, использовать весь воспитательный потенциал иностранного языка как языковой дисциплины. В последнее время начинает складываться национальная концепция воспитания в новых общественно-политических и экономических условиях [5]. Данная концепция осуществляет воспитание языковой личности как человека культуры, уважающего богатство наследия своего народа и народов других стран, способного осуществлять межличностное и культурное общение.

Безусловно, обучать иностранному языку нужно после того, как ребенок усвоит свой родной язык. Я.А. Ко-менский по этому поводу писал: «Учить кого-либо иностранному языку, прежде чем он овладеет родным языком, - это то же самое, как если бы кто-либо вздумал учить своего сына ездить верхом ранее, чем он научится ходить» [6]. Формирование и развитие культуры личности школьника неразрывно связано с усвоением родного языка. Изучение родного языка способствует развитию не только познавательных и творческих возможностей школьников, но и формированию у учеников критического отношения к своей собственной речи.

Развитие культуры речи школьников - есть неотъемлемая составляющая языкового образования. Правильность речи как одно из условий речевой культуры подразумевает знание и владение нормами современного литературного языка. Не стоит забывать, что речь играет большую роль в жизни людей: она не только выполняет функции общения между ними, она влияет на них в нравственном отношении и даже в определенном смысле формирует личность человека. Культура речи предполагает лингвистическое воспитание. Культуру речи нужно развивать путем сознательного и бережного отношения к языку.

Единицей языка является слово. При развитии духовных потенций школьников одной из главных задач учителя является воспитание у учеников осторожного отно-

шения к слову. «Слово - великий дар и одновременно сила. Слово вместе с мыслью и творчеством - это самое ценное и важное из того, что есть у человека. Они дают ему возможность познавать мир и творить. Познавая слово, мы познаем самих себя. Слово означает учение, знание, т.е. способ передачи духовно-практического опыта жизни, информации, развернутой во времени, от мгно-вениядо вечности» [7]. Знать слово - значит, понять его смысл и суть.

Духовная сущность слова, к сожалению, недостаточно осмысливается современным обществом. Ярким тому примером в настоящее время является обеднение русского языка. Примитивные фразы все больше засоряют разговорный язык. Некоторые общественные деятели, ведущие телевизионных передач не считают зазорным употребление в своей речи вульгарных и блатных слов.

Не меньшую опасность для привития культуры и нравственности в неокрепших умах школьников представляет сквернословие, оно обедняет язык общения, делает его грубым и примитивным. Сквернословие не может выразить тонкие оттенки человеческих мыслей и переживаний, особенно когда они касаются возвышенных чувств, и лишь отражают скудость мышления употребляющего эти слова, его духовную пустоту. В основе сквернословия лежат отсутствие уважения к личности человека, стремление унизить и обидеть его. Сквернословящий человек может оказаться талантливым художником, артистом, композитором, инженером, офицером или представителем какой-либо другой профессии, но такой человек всегда будет духовно беден: природный талант не означает наличие духовности.

Таким образом, одной из главных задач учителя становится не только привитие сознательного отношения школьников к языку как к кладезю духовного и практического опыта, но и воспитание у детей ответственного отношения к своей речи. Ведь состояние речи - это состояние мысли, состояние мысли - это состояние сознания, состояние сознания - это предпосылки поступков, поступки - это сущность поведения людей. Сущность поведения людей - это судьба народа [8].

Итак, язык является не только средством национального общения, но и формой, способом духовной жизни народа и каждого человека. Язык, как и обычаи, тради-ции, мифы, стереотипы, неизбежно носит на себе печать духовности этноса, национальности. Духовно-этнические особенности каждого человека в значительной мере воспроизводятся в его языке. С помощью язы-ка вырабатываются и функционируют основные носители национальной культуры, закрепляются особенности мышления народа, его традиции, образ жизни. Язык служит средством волеизъявления и действия социальных групп и отдельного человека. В силу этого обучение языку, языковое образование составляют важнейшие условия развития духовного потенциала личности школьника.

Литература

1. Николаева Л.В. Межкультурная парадигма - новая онтология современного языкового образования: Сб. науч. тр. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2005. С. 60-63.

2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческий аспект учебника русского языка для иностранцев // Вопросы страноведения в учебниках русского языка. МАПРЯЛ. М., 1973. С. 24-28.

3. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании кутьтуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. № 4. 2001. С. 15-17.

4. Халеева И.И. Некоторые проблемы обучения межкультур-ной коммуникации на основе коммуникативного подхода // Пси-

холингвистика и межкультурное взаимопонимание: Тезисы докладов 10 Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1991. С. 14-16.

5. Иванова Г.А. Язык и культура: культурологическая направленность в становлении языковой личности: Сб. науч. тр. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2005. С. 35-37.

6. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринс-кий. М.: Педагогика, 1989. С. 97.

7. Троицкий В.О. О духовной сущности слова и языковом образовании школьников // Восп. школьн. № 4. 1998. С. 11-31.

8 Макарова Н.И. Слово - отражение духовной культуры народа // Школа духовности. №2. 2001 С. 79-81.

E. V Tsyganova

Development of Spiritual Potential of Schoolchildren by means of Linguistic Education

The aim of the article is to reveal the role of linguistic education in development of personality. Linguistic education has a positive impact on personality. It reflects not only culture, mentality and thinking but spirituality. The author of the article points out the fact that language is one of the means of the spiritual development of schoolchildren.

U 151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.