skogo Velichestva pokrovitelstvom, Obshchestva povsemestnoy pomoshchi postradavshim na voyne soldatam i ikh semyam, za 1914 god [Report on the activities of the Ufa Department of the Society, under the Highest patronage of His Imperial Majesty, for Universal Assistance to Soldiers Injured in the War and Their Families, for 1914]. Ufa, 1915. 31 p. (In Russian).
5. Astashov A.B. Soyuzy zemstv i gorodov i pomoshch ranenym v Pervuyu Mirovuyu voynu [Unions of zemstvos and cities and assistance to the wounded in the First World War]. Otechestvennaya isto-riya - Russian History, 1992, no. 6, pp. 169-171. (In Russian).
6. Otchet o deyatelnosti Ufimskogo komiteta Vser-ossiyskogo Soyuza Gorodov pomoshchi bolnym i ranenym voinam za vremya s nachala voznikno-veniya Komiteta po 1-e noyabrya 1915 g. [Report on the activities of the Ufa Committee of the All-Russian Union of Cities for Assistance to Sick and Wounded Soldiers during the period from the beginning of the Committee to November 1, 1915]. Ufa, 1916. 104 p. (In Russian).
7. Obzor Ufimskoy gubernii za 1915 god [Review of the Ufa Province for 1915]. Ufa, 1917. 98 p. (In Russian).
8. Otchet o deyatelnosti damskogo pedagogichesk-ogo kruzhka pri Upravlenii Orenburgskogo ucheb-nogo okruga za vremya s 1 okt. 1915 g. po 1 okt. 1916 g. [Report on the activities of the Ladies' Pedagogical Circle under the Administration of the
Orenburg School District for the period from October 1, 1915 to October 1, 1916]. Ufa, 1917. 52 p. (In Russian).
9. Ufimskiy vestnik [Ufa Herald]. 1914. August 31. (In Russian).
10. Ustav Vostochno-russkogo kulturno-prosvetitel-nogo obshchestva v gor. Ufe [Charter of the Eastern Russian Cultural and Educational Society in the city of Ufa.]. Ufa, 1916. 10 p. (In Russian).
11. Otchet o deyatelnosti zemsko-gorodskoy orga-nizatsii pomoshchi bezhentsam [Report on the activities of the zemstvo-city organization for assistance to refugees.]. Ufa, no date. 46 p. (In Russian).
12. Otchet Ufimskogo evreyskogo komiteta pomoshchi zhertvam voyny (s 1-go aprelya 1915 g. - 1-e yanvarya 1917 g.) [Report of the Ufa Jewish Committee for Assistance to War Victims (from April 1,
1915 to January 1, 1917)]. Ufa, 1917. 108 p. (In Russian).
13. Ustav Ufimskogo latyshskogo obshchestva vzaimopomoshchi [Charter of the Ufa Latvian Mutual Aid Society]. Ufa, 1914. 9 p. (In Russian).
14. Otchet o zhizni i deyatelnosti Vostochno-russkogo kulturno-prosvetitelnogo obshchestva v g. Ufe za
1916 god [Report on the life and activities of the Eastern Russian Cultural and Educational Society in Ufa for 1916]. Ufa, 1917. 17 p. (In Russian).
15. Ufimskiy kray [Ufa Region]. 1916. January 31. (In Russian).
УДК 94(470.57)"194/198"
DOI: 10.24412/1728-5283-2021-2-65-74
РАЗВИТИЕ ДРАМАТИЧЕСКИХ ТЕАТРОВ БАШКИРИИ В КОНЦЕ 1940-х - НАЧАЛЕ 1980-х ГГ.: ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ*
© Н.В. Ахмадиева,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт истории, языка и литературы, Уфимский федеральный исследовательский центр РАН, проспект Октября, 71, 450054, г. Уфа, Российская Федерация эл. почта: [email protected]
Целью данной статьи является попытка охарактеризовать развитие драматических театров Башкирии в конце 1940-х -начале 1980-х гг., их роль в повышении культурного уровня населения. Для этого выделен ряд задач: рассмотреть развитие репертуара драмтеатров республики в условиях идеологического контроля; исследовать их гастрольную, агитационно-воспитательную деятельность. Несмотря на значимость, информативную ценность уже имеющихся научных публикаций, посвященных рассматриваемой проблеме, актуальным и новым является освещение темы с позиций истории культуры. Здесь подразумевается изучение культуры как системы, с особен-
* Работа выполнена в рамках государственного задания ИИЯЛ УФИЦ РАН на 2021 г.
^2021, том 39, № 2(102)
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
/ 2
ностями ее функционирования в определенные исторические периоды, с раскрытием закономерностей явлений историко-культурного процесса. Ретроспективный взгляд на государственную политику в области театрального искусства, тема взаимоотношений театра и власти в историческом ракурсе еще не получили должного отображения в региональной историографии. В результате исследования были сделаны основные выводы. В начале 1950-х гг. формируется современный советский репертуар, наполненный гражданственностью и патриотизмом, отображавший трудовые и ратные подвиги народа, без излишней «развлекательности», характерной для театральных постановок первых послевоенных лет. В последующие годы идеологический контроль над театральными учреждениями усиливается. Так, в 1965 г. в театральную практику было введено «Положение о порядке формирования репертуара и контроле за качеством спектаклей драматических и музыкальных театров, концертных программ и цирковых представлений». В 1970-е -начале 1980-х гг. драматические театры Башкирии выполняли функцию межкультурного взаимодействия, обогащая зрителей достижениями башкирской драматургии и культурными ценностями мирового и советского театрального искусства. Особенно значима была роль театра в приобщении к сценической культуре башкирского и татарского сельского населения. До начала 1980-х гг. важной агитационно-воспитательной функцией театрального искусства оставалась пропаганда средствами театра социалистического образа жизни, чувства патриотизма, критики буржуазной идеологии.
Ключевые слова: национальная драматургия, драматические театры, репертуарная политика, гастрольная деятельность, Башкирия
© N.V. Akhmadieva
THE DEVELOPMENT OF DRAMA THEATRES IN BASHKIRIA IN THE LATE 1940s - EARLY 1980s: PROBLEMS AND
The purpose of this article is to try to characterize the development of drama theatres in Bashkiria in the late 1940s to the early 1980s and their role in raising the cultural level of the population. To that end, several tasks have been formulated: to consider the development of the repertoire of the republic's drama theatres under ideological control; to investigate their touring, propaganda and educational activities. Despite the significance and informative value of the existing scientific publications devoted to the problem under consideration, the coverage of the topic from the standpoint of the history of culture is becoming relevant and new. This implies studying
ACHIEVEMENTS
Institute of History, Language and Literature,
Ufa Federal Research Centre, Russian Academy of Sciences, 71, prospect Oktyabrya, 450054, Ufa, Russian Federation e-mail: [email protected]
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
I 2021, том 39, № 2(102) lllllllllllllllllllllllllllllllll
culture as a system, with the peculiarities of its functioning in certain historical periods and revealing the laws of various phenomena in the historical and cultural process. Also, a retrospective look at the state policy in the field of theatrical art as well as the theme of the relationships between the theatre and the authorities in a historical perspective have not yet been properly reflected in regional historiography. As a result of this study, the main conclusions were drawn. In the early 1950s, a modern Soviet repertoire was formed filled with the spirit of citizenship and patriotism. It reflected labour and military exploits of the people without excessive "entertainment" characteristics of theatrical performances of the first post-war years. In subsequent years, the ideological control over theatrical institutions became more intense. Thus, in 1965, "Regulations on the formation of the repertoire and quality control of performances of drama and musical theatres, concert programs and circus performances" were introduced into the theatre practice. In the 1970s and the early 1980s drama theatres of Bashkiria performed the function of intercultural interaction enriching the audience with achievements of Bashkir drama and cultural values of the world and Soviet theatrical art. The role of the theatre in involving the Bashkir and Tatar rural population to the stage culture was especially relevant. Until the early 1980s, an important agitation and educational function of theatrical art was the propaganda of a socialist way of life, a sense of patriotism, and criticism of bourgeois ideology by means of the theatre.
Key words: national drama, drama theatres, repertoire policy, touring activities, Bashkiria
Развитие национального театра стало значимым достижением культурной жизни Башкирии. В 1950 - начале 1980-х гг. в репертуарной политике театров республики определяющей становится национальная тематика, обращение к актуальным проблемам современности. Дальнейшему совершенствованию театрального искусства способствовали материально-финансовая поддержка государства, формирование системы профессионального образования, привлечение к созданию качественного репертуара талантливых драматургов, композиторов, исполнителей.
Проблема развития театра и театрального искусства Башкирии 1950 - начала 1980-х гг. нашла отражение в современной отечественной историографии. Отдельные аспекты темы рассматривались в ряде обобщающих
комплексных и специальных трудов по истории Башкирии и Южного Урала [1-5]. История башкирского театра второй половины XX века была представлена также популярными трудами, написанными еще в 1960-е гг. [6; 7], но отдельный научный интерес к проблеме появился сравнительно недавно. Здесь следует отметить работу искусствоведов С.Г. Кусимовой и Г.Я. Вербицкой, посвященную развитию драматического театрального искусства Башкирии в 1970-1990-е гг. [8]. Несмотря на научную значимость и информативную ценность этих работ, актуальным становится освещение темы с позиций истории культуры, раскрывающей закономерности многообразных явлений историко-культурного процесса, изучающей культуру как систему, с особенностями ее функционирования в определенные исторические пе-
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
' 2021, том 39, № 2(102) |||||||||||||||||||||||||МИМИЕЭ
риоды. Ретроспективный взгляд на государственную политику в области театрального искусства, тема взаимоотношений театра и власти в историческом ракурсе также еще не получили должного отображения в региональной историографии.
Источниковой базой исследования стали документы и материалы, выявленные в фонде 122 - Башкирского обкома КПСС Национального архива Республики Башкортостан (НА РБ). Ценные сведения содержатся в справках, отчетах министерств, ведомств и учреждений по вопросам культурного строительства, переписке по культурно-просветительной работе Министерства культуры БАССР и т. п.
Целью данной статьи является попытка анализа государственной политики в театральной сфере через изменения в репертуарной политике и гастрольной деятельности театров в исследуемые годы. Для решения данной проблемы выделено несколько задач, в частности, дать оценку формирования башкирского репертуара в русле развития национальной драматургии, охарактеризовать гастрольную деятельность театров Башкирии, особенно в сельских районах республики, и их влияние на повышение культурного уровня населения.
В послевоенные годы идеологический контроль и цензура театрального репертуара значительно усилились. Постановление ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 г. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» потребовало от драматических театров представить на суд зрителей не менее 2-3 новых постановок, отражающих современные проблемы советского общества, выдержанных в строгих идейных и художественных рамках. Комитету по делам искусств настойчиво предлагалось очистить театральный репертуар от «безыдейных и малохудожественных» произведений, не допускать проникновения на сцены ошибочных, малоценных постановок [9, с. 594-595].
В русле официальной идеологии театры республики значительно изменили свои
репертуарные планы. В 1947-1949 гг. вместо «развлекательных» пьес, характерных для репертуара первых послевоенных лет, сформировался современный советский репертуар, отображавший трудовые подвиги народа, патриотизм, преданность партии и т. п. Башкирский государственный академический театр, Башкирский театр оперы и балета, Уфимский русский драматический театр, Стерлитамакский театр драмы показали спектакли «Московский характер» А. Сафронова, «Чужая тень» К. Симонова, «Не ждали» В. Полякова, «Слава» В. Гусева, «Это было в Минске» А. Кучара, «Зеленая улица» А. Сурова, «Красный мак» Р. Глиэра, «Азат» Р. Муртазина и др. Постановку современных советских спектаклей они сочетали с репертуаром, представленным русской классикой. За тот же период на сцене республиканских театров были представлены спектакли «Сердце не камень», «Лес» А. Островского, пьесы «Анна Каренина» по Л. Толстому, «Васса Железнова» М. Горького, «Женитьба» Н. Гоголя и т. д. [10, л. 6]. Идеологически выдержанные постановки были призваны повысить идейно-творческий и политический уровень театральных коллективов, формировать театральные предпочтения зрительской аудитории и носили серьезный агитационно-пропагандистский характер.
В эти же годы Башкирский академический государственный театр драмы совместно с драматургами провел большую работу по созданию советского башкирского репертуара. Из репертуара драмтеатра и башкирских колхозных театров полностью были исключены пьесы, осужденные постановлениями ЦК ВКП(б) 1946-1948 гг., вместо этого были созданы пьесы на производственные темы, отображающие жизнь колхозной деревни, труд рабочих и интеллигенции, пьесы, посвященные истории гражданской войны. Среди них следует назвать «Глубокое дыхание» И. Абдуллина, «Утро города» А. Киреева, «Сагида» А. Бикчентаева и Р. Хайруллина, «Тальян-гармонь» Г. Ахмет-шина, «Дружба» З. Биишевой, «На берегу
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
I 2021, том 39, № 2(102) |||||||||||||||||||||||||||||||||
Белой» Р. Нигмати и т. п. [10, л. 6]. Трудности становления драматургии послевоенного периода были связаны с недостаточным опытом писателей, что отрицательно сказывалось на качестве театрального репертуара. Слабость конфликта, надуманность драматического действия были характерны драме Г. Гумера «Светлая река» (1948), пьесам Р. Нигмати «Твоя звезда», И. Абдуллина «Моя песня», К. Даяна «Золотой родник». Сценическая жизнь этих произведений оказалась недолгой. В разряде забытых и неоцененных произведений оказались и драмы попавшего под репрессии М. Бурангула «Красный камень» (1947) и «Гульнур» [11, с. 285]. Постановки новых спектаклей, таких как «Московский характер» Уфимского русского драматического театра, «Зеленая улица» Башдрамтеатра, были признаны «провальными», неудачными [10, л. 8].
Постановлением бюро Башобкома от 8 августа 1950 г. «О работе Управления по делам искусств при Совете Министров БАССР по созданию репертуара и руководству творческой деятельностью театров республики» были намечены практические мероприятия по каждому театру. Задачей Управления по делам искусств предлагалось считать создание современного советского репертуара, отвечающего требованиям постановлений ЦК ВКП(б) 19461948 гг. В частности, рекомендовалось поставить Башкирским государственным театром оперы и балета в 1951 г. одну современную русскую пьесу на башкирском языке и продолжить в дальнейшем популяризацию русских классических современных опер на башкирском языке. Планировалось включить в репертуар Уфимского и Стерли-тамакского русских драматических театров по одной лучшей пьесе башкирских авторов, а также просить Обком ВКП(б) и Совет Министров БАССР рассмотреть вопрос о проведении конкурса на создание драматических, оперных и балетных произведений для театров республики, ассигновав на эти цели необходимые средства, и т. п. [10, л. 100-103]. В целом, башкирская драматур-
гия послевоенного десятилетия продвинулась в решении важных общественных задач. Писателями-драматургами разрабатывались новые темы, с раскрытием психологии героя. Внутренний психологический конфликт, связанный с социальными отношениями, постепенно вытеснял классово-онтологический конфликт, характерный для драматургии предыдущего периода. Сценическое искусство обогатилось и в жанровом плане, довольно успешно осваивались лирическая и психологическая драма, лирическая и сатирическая комедия, водевиль, историческая и историко-революционная драма, либретто и другие жанры [12, с. 448].
В период «оттепели» наметилась некая либерализация культурной сферы. Идеологический вектор Министерства культуры и Отдела культуры ЦК КПСС сместился на «восстановление ленинских норм партийно-государственного руководства» и «преодоление последствий культа личности». Власти расширили полномочия творческих союзов, предполагалось разрешить им самостоятельно осуществлять функции идеологического контроля [13, с. 170]. Театры ненадолго избавились от жестких рамок, предлагая зрителям сценические постановки, посвященные острым проблемам современности. Однако в условиях общего для всего искусства официального стиля «соцреализма», присущих развитию советского театра 1940-1950-х гг. административных методов руководства идеологическая составляющая перевешивала значимость реалистического подхода.
Театры республики в 1950-е гг. функционировали в сложных условиях материально-финансовых, идеологических ограничений, дефицита высокопрофессиональных кадров, что затрудняло их нормальное развитие. В феврале 1957 г. в республику прибыла бригада Министерства культуры РСФСР с проверкой деятельности театральных учреждений. Была изучена работа Уфимского русского театра, Башкирского академического, Баймакского и Стерлитамакско-го драматических театров. Репертуар наци-
ональных театров республики подвергся серьезной критике. Проверкой было установлено, что Башкирский академический театр драмы не имел в репертуаре пьес русской и западной классики, недостаточно использовал современную и классическую драматургию национальных республик (за исключением татарской драматургии, широко представленной в театре). Единственный русский театр Уфы отставал от масштабов растущего города. Несмотря на наличие в труппе хорошего актерского состава, спектакли Русского драматического театра находились на невысоком творческом уровне, не пользовались популярностью в городе. Основной причиной являлась слабая режиссура, осуществление ряда слабых в художественном отношении постановок: «Любовь Ани Березко», «Несчастный случай», «Ночь испытаний». Недостатками этих спектаклей были названы серость, невыразительность, отсутствие интереса зрителя [14, л. 38-39].
Репертуарная политика профессиональных театров Башкирии со второй половины 1960-х гг. подпала под не менее жесткий цензурный контроль властей, что было связано со сменой всего идеологического курса в стране. Проводился тщательный отбор материала для постановок, избегали сюжетов со сложными психологическими ситуациями и возможностью двойственности выбора у героев. Необходимым условием ставилась активная жизненная позиция деятелей театра, их безоговорочное следование партийным указаниям. В целом в репертуаре башкирских театров была представлена широкая жанровая палитра. Востребованными оставались классические произведения, привлекавшие зрителя в театральные залы. Так, Башкирским академическим театром драмы в 1966 г. было поставлено несколько пьес башкирских драматургов. Среди них были «Счастье человека» Н. Асанба-ева, «С законным браком» А. Атнабаева. За период с 1964 по 1967 г. в башкирской драматургии появилось 25 пьес национальных авторов. Большой вклад в развитие башкирского сценического искусства вносили
пьесы народного поэта Мустая Карима. Репертуар национальных театров БАССР за 1966-1970 гг. обогатился новыми произведениями башкирской драматургии, такими как «Йэнбикэ» Р. Сафина, «Дети мои» А. Атнабаева, «Озорная молодость» И. Аб-дуллина, «Лэйсэн» А. Муртазина [1, с. 6668]. Несмотря на усиление цензуры и идеологического контроля в период застоя, репертуар театров республики стал более разнообразным, в целом удовлетворяя культурные запросы населения.
Национальная ориентированность театров республики была очевидной. В 1966 г. постановки на башкирском языке осуществлялись в пяти из семи профессиональных театров. В 1960 г. на спектаклях Башдрамте-атра побывали 161 тыс. чел., в 1966 г. - 186 тыс. человек. Стерлитамакский, Салават-ский и Башкирский целинный театры драмы в указанные годы обслужили соответственно 276 и 325 тыс. человек [15, с. 236-237]. Этот вид искусства оказал заметное влияние на повышение культурного уровня населения. Поскольку гастроли по сельским районам Башкирии осуществлялись довольно часто, сельчане могли приобщиться к театральному искусству, посещая спектакли практически с той же регулярностью, что и городские зрители.
В период так называемого застоя в 1970-е - начале 1980-х гг. башкирский театр выполнял важную функцию межкультурного взаимодействия, обогащая зрителей не только достижениями башкирской драматургии, но и культурными ценностями мирового и советского театрального искусства. Особенно значительной была роль национального театра в приобщении к сценической культуре башкирского и татарского сельского населения, еще плохо владеющего русским языком. Так, Башкирский академический театр драмы летом 1970 г. побывал в 35 сельских районах республики, где обслужил 191,5 тыс. зрителей. Коллективы Стерлитамакского, Сибайского, Сала-ватского театров, эстрадные бригады Башкирской государственной филармонии, ори-
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
I 2021, том 39, № 2(102) |||||||||||||||||||||||||||||||||
ентированные в основном на башкирского зрителя, практически круглогодично работали в сельской местности республики [16, с. 72]. В 1969-1970 гг. в репертуар башкирского народного театра г. Салавата входили произведения З. Биишевой «Гулибадар», М. Карима «В ночь лунного затмения» и др. Коллективом театра в городе и подшефных колхозах и совхозах было дано 83 концерта, которые посетило 26,7 тыс. человек. Одной из форм культурного обслуживания сельского населения являлось проведение театрами дней искусства. В 1970 г. спектакли и концерты Башдрамтеатра в Уфе посетили 3 тыс. жителей сельских районов (Кармаскалинского, Благовещенского, Уфимского, Аургазинского), в 1971 г. более 7 тыс. человек из 22 районов [17, л. 56; 18, л. 52]. В начале 1970-х гг. вырос объем работы театров в сельской местности. Башкирское отделение Всероссийского театрального общества и коллективы театров принимали активное участие в работе сельских университетов. Систематически проводились встречи артистов с передовиками сельского хозяйства, практические занятия и семинары с участниками драматических кружков. Особенно активно эта работа велась в период летних гастролей. С каждым годом артисты все больше стремились пробраться в самые отдаленные, глухие районы республики, чтобы ознакомить сельчан со своим искусством.
Более конкретное представление о развитии национального театрального искусства можно составить по данным о посещаемости театров республики. В 1970-е гг. количество зрителей национальных драматических театров составило: в 1970 г. - 272 тыс. человек, в 1975 г. - 244 тыс., в 1980 г. -259 тыс. человек. В то же время следует отметить, что общее количество зрителей в Башкирии превышало аналогичные показатели всех автономных республик РСФСР, что свидетельствует о популярности этого вида искусства в республике [19, с. 199]. Постепенно в культурной жизни общества происходило смещение вектора внимания в
область набирающих силу кино и телевидения, что вызвало определенное сокращение посещаемости театров, с 1,4 млн зрителей в 1979 г. до 1,2 млн в 1985 г. [20, с. 244]. Тем не менее театр оставался массовым и незаменимым каналом потребления культуры.
В первой половине 1980-х гг., когда в общественной и культурной жизни страны, особенно столицы и союзных республик, началось постепенное размывание и нивелировка идеалов социализма, важной агитационно-воспитательной функцией театрального искусства Башкирии по-прежнему считалась пропаганда средствами театра его нравственных ценностей. Так, в 1980 г. героика исторического прошлого, острые современные проблемы являлись для Русского драматического театра предметом художественного осмысления. В текущем репертуаре театра насчитывалось свыше 20 названий спектаклей классической, современной советской и национальной драматургии. Широкий интерес у зрителей вызывали спектакли «Бедность - не порок», «Свои люди - сочтемся» А. Островского, «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого, «Изгнанная» И. Юмагулова, «Живи и помни» В. Распутина и др. К 110-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина театр осуществил постановку пьесы В. Шатрова «Шестое июля», ставшей заметным явлением в театральной жизни республики. Однако зрители избегали формализованного официозного искусства, кассовые, развлекательные спектакли вытесняли серьезные произведения героико-патриотического звучания. Посещаемость театра падала, спектакли проходили в полупустом зале, мало проводилось творческих встреч со зрительской аудиторией, что в определенном смысле свидетельствовало о начале некой социальной апатии в обществе [21, л. 113-114]. Идеологический контроль, официозная тематика, поверхностность и клиширован-ность драматических постановок преобладали, ограничивая доступ широкого зрителя ко многим достижениям мирового театрального искусства и драматургии.
В постановлении СМ БАССР от 6 июля 1981 г. «О мероприятиях по выполнению постановления СМ РСФСР от 11 марта 1981 г. "О состоянии и мерах по дальнейшему развитию театрального искусств в РСФСР"» отмечалось, что деятельность театров, Башкирского отделения Всероссийского театрального общества, координируемая партийными органами, была направлена на дальнейшее развитие театрального искусства. Безусловно, основной упор делался на повышение роли театра в идейно-политическом и эстетическом воспитании трудящихся республики. За 1976-1980 гг. театральные коллективы республики осуществили 212 новых постановок, обслужили более 7 млн зрителей, в том числе более 2 млн на селе. Спектакли «Отчий дом» А. Коломиеца, «Твой современник» Е. Габриловича и А. Райзмана, «Колос ржи» Ф. Исянгулова, «Тринадцатый председатель» А. Абдуллина, «Комедия об Искрема-се» А. Митты, Ю. Дунского и В. Фрида свидетельствовали об идейной и творческой зрелости коллективов республики. Успешно прошли гастроли Академического театра драмы им. М. Гафури в городах Москве, Ленинграде, Казани, Алма-Ате, Фрунзе, Ташкенте. Республиканский театр кукол участвовал в первом Всесоюзном и третьем Всероссийском фестивалях театрального искусства народов СССР и стал лауреатом этих фестивалей. Большой успех и диплом театру принесло участие в Международном фестивале театров кукол стран Азии в г. Ташкенте. На высоком художественном уровне прошли отчетные гастроли этого театра в Москве в 1980 г. Стало традиционным в городах и районных центрах, селах проводить театральные фестивали, декады, смотры и конкурсы, такие как «Театральная зима», «Театральная весна», декады «Театры республики - рабочему классу», «Неделя театра, музыки и изобразительного искусства для детей» [22, л. 1].
В начале 1980-х гг. усилия творческих коллективов, драматургов и композиторов были направлены на создание театральных
постановок, отражавших процессы современности. Актуализировались производственные и общественные взаимоотношения людей, проблемы жизни тружеников села, героизация и романтизация современного общества, но в рамках приукрашивания реальности и явного замалчивания всех негативных явлений. Так, по-прежнему значительная доля в репертуаре театров отводилась пьесам, посвященным жизни и деятельности В.И. Ленина, темам Гражданской и Великой Отечественной войн. Среди них: «Бахтигарей» А. Мирзагитова, «Лунные вечера Айсылу» И. Абдуллина, «Мы вернемся» А. Карная в Башкирском академическом театре драмы им. М. Гафури, «Шестое июля» М. Шатрова, «Прости меня» В. Астафьева в Республиканском русском театре драмы, «Максимка» Б. Терентьева в Башкирском государственном театре оперы и балета [22, л. 1 об.]. Как и на протяжении всего рассматриваемого периода, театры республики развивали репертуарную политику в традиционном русле, не подвергая себя риску отражением острых проблем действительности без соответствующей указки сверху.
Театральное искусство Башкирии конца 1940-х - начала 1980-х гг. совершенствовало различные жанры и формы, пополняя репертуары драматических театров новыми сценическими произведениями и классическими постановками. Успешно осваивались лирическая и психологическая драма, водевиль, историческая драма, лирическая и сатирическая комедия и другие жанры. Из-за идеологических ограничений и цензуры социальные, национальные и иные противоречия советской действительности не получили реального отражения на театральной сцене. Тем не менее вклад драматических театров республики в развитие культурного уровня общества очевиден, зрители свободно могли приобщиться к ценностям мирового и советского театрального искусства и достижениям башкирской драматургии.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Иванова А.Г., Заельская С.А. Репертуарная политика театральных коллективов Урала в условиях общественного застоя (1960-е - 1980-е годы) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета [электронный научный журнал]. 2015. № 3 (15). С. 64-70. 1т1_: http://vestospu.ru/archive/2015/ агйс^/9_15_2015.рСГ
2. История башкирского народа: в 7 т. / гл. ред. М.М. Кульшарипов; Ин-т истории, языка и литературы УНЦ РАН. Т. VI. М.: Восточная литература, 2011. 376 с.
3. История Башкортостана. 1917-1990-е годы: в 2 т. Т. 2: 1945-1990. Уфа: Гилем, 2005. 313 с.
4. Каримов К.К. Культура Башкортостана (19172000). Уфа: Гилем, 2006. 146 с.
5. Каримов К.К. Очерки истории культуры Башкортостана (1917-1997 гг.). Уфа: БашГПИ, 1999. 123 с.
6. Башкирский театр драмы. Уфа / статья о творческом пути театра, состав труппы, репертуар. Уфа: Башкнигоиздат, 1969. 227 с.
7. Хайруллин Р. Мастера оперного искусства Башкирии. Уфа: Башкнигоиздат, 1963. 43 с.
8. Кусимова С.Г., Вербицкая Г.Я. Театр в пьесах, спектаклях, лицах: драматическая сцена Башкортостана в 70-90-е гг. XX в. Уфа: УГИИ, 2002. 266 с.
9. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б)-ВКП(б), вчк-огпу-НКВД о культурной политике. 1917-1953 / под ред. А.Н. Яковлева; сост. А.Н. Артизов, О.В. Наумов. М.: МФД, 1999. 872 с.
10. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. 122. Оп. 30. Д. 519.
11. Буляков И.К. Драматургия // История башкирской литературы. В 6 т. Т. 4. Башкирская советская литература (1941-1955). Уфа: Китап, 1993. 444 с.
12. История башкирской литературы. Т. 2: Литература советского периода (1917-1955 гг.). Уфа: Китап, 2014. 680 с.
13. Морозова И.П. Деятельность театров на Южном Урале в начальный период «оттепели» //
Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 169-173.
14. НА РБ. Ф. 122. Оп. 47. Д. 357.
15. Народное хозяйство Башкирской АССР. 1917— 1967: стат. сб. Уфа: Статистика, 1967. 278 с.
16. Ахмадиева Н.В. Каналы освоения культуры в советском обществе (на материалах Башкирии 1950—1985 гг.) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета [электронный научный журнал]. 2018. № 4 (28). С. 68-76. ISSN 2303-9922. URL: http:// www.vestospu.ru
17. НА РБ. Ф. 122. Оп. 185. Д. 238.
18. НА РБ. Ф. 122. Оп. 81. Д. 229.
19. Социально-культурный облик советских наций. По результатам этносоциологического исследования. М.: Наука, 1986. 454 с.
20. Народное хозяйство Башкирской АССР за годы одиннадцатой пятилетки (1981—1985 гг.): стат. сб. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1986. 256 с.
21. НА РБ. Ф. 122. Оп. 206. Д. 214.
22. НА РБ. Ф. 10295. Оп. 1. Д. 130.
R E F E R E N C E S
1. Ivanova A.G., Zaelskaya S.A. Repertuarnaya poli-tika teatralnykh kollektivov Urala v usloviyakh ob-shchestvennogo zastoya (1960-e - 1980-e gody) [Repertoire policy of Ural theatre companies amid social stagnation]. Vestnik Orenburgskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta -Bulletin of the Orenburg State Pedagogical University. Electronic Scientific Journal, 2015, no. 3 (15), pp. 64-70. Available at: http://vestospu.ru/ archive/2015/articles/9_15_2015.pdf (In Russian).
2. Istoriya bashkirskogo naroda [History of the Bashkir people]. In 7 vols. M.M. Kulsharipov (ed.). Institute of History, Language and Literature, USC RAS. Vol. 6. Moscow, Vostochnaya literatura, 2011. 376 p. (In Russian).
3. Istoriya Bashkortostana. 1917-1990-e gody [History of Bashkortostan. 1917-1990s]. In 2 vols. Vol. 2. 1945-1990. Ufa, Gilem, 2005. 313 p. (In Russian).
4. Karimov K.K. Kultura Bashkortostana (1917-2000)
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
I 2021, том 39, № 2(102) lllllllllllllllllllllllllllllllllEü
[Culture of Bashkortostan (1917-2000)]. Ufa, Gilem, 2006. 146 p. (In Russian).
5. Karimov K.K. Ocherki istorii kultury Bashkortosta-na (1917-1997 gg.) [Essays on the history of culture of Bashkortostan (1917-1997)]. Ufa, BashGPI, 1999. 123 p. (In Russian).
6. Bashkirskiy teatr dramy [Bashkir Drama Theatre. Ufa (article about the creative path of the theatre, the composition of the troupe, the repertoire]. Ufa, Bashknigoizdat, 1969. 227 p. (In Russian).
7. Khayrullin R. Mastera opernogo iskusstva Bashkirii [Masters of opera art of Bashkiria]. Ufa, Bashknigoizdat, 1963. 43 p. (In Russian).
8. Kusimova S.G., Verbitskaya G.Ya. Teatr v pyesakh, spektaklyakh, litsakh: dramaticheskaya stsena Bashkortostana v 70-90-e gg. XX v. [Theatre in plays, performances, faces: The drama stage of Bashkortostan in the 1970s to the 1990s]. Ufa, UGII, 2002. 266 p. (In Russian).
9. Vlast i khudozhestvennaya intelligentsiya. Doku-menty TsK RKP(b)-VKP(b), VChK-OGPU-NKVD o kulturnoy politike. 1917-1953 [Power and artistic intelligentsia. Documents of the Central Committee of the RKP (b) -VKP (b), VChK-OGPU-NKVD on cultural policy. 1917-1953. A.N. Yakovlev (ed.). A.N. Artizov, O.V. Naumov (compliers). Moscow, MFD, 1999. 872 p. (In Russian).
10. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archive of the Republic of Bashkortostan]. Fond 122, opis 30, delo 519.
11. Bulyakov I.K. Dramaturgiya [Drama]. Istoriya bashkirskoy literatury [History of Bashkir literature]. In 6 vols. Vol. 4. Bashkirskaya sovetskaya literatura (1941-1955) [Bashkir soviet literature (1941-1955)]. Ufa, Kitap, 1993. 444 p. (In Russian).
12. Istoriya bashkirskoy literatury [History of Bashkir literature]. Vol. 2. Literatura sovetskogo perioda (1917-1955 gg.) [Literature of the Soviet period (1917-1955)]. Ufa, Kitap, 2014. 680 p. (In Russian).
13. Morozova I.P. Deyatelnost teatrov na Yuzhnom Urale v nachalnyy period «ottepeli» [Morozova I.P.
The activities of theatres in the South Urals in the initial period of the Khrushchev "Thaw"]. Samars-kiy nauchnyy vestnik - Samara Scientific Bulletin, 2017, vol. 6, no. 4 (21). pp. 169-173. (In Russian).
14. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archive of the Republic of Bashkortostan]. Fond 122, opis 47, delo 357.
15. Narodnoe khozyaystvo Bashkirskoy ASSR. 1917— 1967 [National economy of the Bashkir ASSR. 1917-1967]. Statistic compendium. Ufa: Statistika, 1967. 278 p. (In Russian).
16. Akhmadieva N.V. Kanaly osvoyeniya kultury v sovetskom obshchestve (na materialakh Bashkirii 1950-1985 gg.) [Channels for mastering culture in Soviet society (based on materials of Bashkiria in 1950-1985)]. Vestnik Orenburgskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta - Bulletin of the Orenburg State Pedagogical University. Electronic scientific journal, 2018, no. 4 (28), pp. 68-76. (In Russian).
17. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archive of the Republic of Bashkortostan]. Fond 122, opis 185, delo 238.
18. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archive of the Republic of Bashkortostan]. Fond 122, opis 81, delo 229.
19. Sotsialno-kulturnyy oblik sovetskikh natsiy. Po rezultatam etnosotsiologicheskogo issledovaniya [Social and cultural image of the Soviet nations. Based on the results of an ethnosociological study]. Moscow, Nauka, 1986. 454 p. (In Russian).
20. Narodnoe khozyaystvo Bashkirskoy ASSR za gody odinnadtsatoy pyatiletki (1981-1985 gg.) [National economy of the Bashkir ASSR during the years of the eleventh five-year plan (1981-1985). Statistic compendium. Ufa, Bashkirskoe knizhnoe izdatelstvo, 1986. 256 p. (In Russian).
21. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archive of the Republic of Bashkortostan]. Fond 122, opis 206, delo 214.
22. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archive of the Republic of Bashkortostan]. Fond 10295, opis 1, delo 130.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
/