чивающие усвоение обучающимися терминологического минимума, подключающие эмоциональную компоненту к освоению дисциплины.
Обучающие и контролирующие тесты крайне важны в современных средствах обеспечения эффективности учебного процесса. Дополнительный стимул для развития тестирования средствами интернет-технологий придает сложившаяся практика оценки работы вуза при процедуре аккредитации. Проверка выполнения требований государственных образовательных стандартов проводится в форме компьютерного тестирования студентов и связана с формированием единых требований к оценке качества подготовки специалистов. Формирование навыков дистанционного тестирования позволяет снять тревожность студентов, обусловленную не только необходимостью соответствовать уровню знаний, но и демонстрировать этот уровень современными средствами.
Тесты, обеспечивающие сертификацию, представлены, как правило, на сайтах, имеющих помимо информационных и аналитических разделов организованные дистанционные курсы и онлайн семинары по различным модулям дисциплины, многие их которых бесплатны для посетителей сайта. Курсы имеют хорошую методическую поддержку: предоставляются теоретические материалы, тесты для самопроверки и оценочные тесты, позволяющие переходить к следующей теме. Сопровождение обучающихся идет в соответствии с индивидуальным учебным планом, сбалансированным по сложности и времени изучения учебного плана дистанционного курса.
Несомненным преимуществом этого ресурса и дополнительным аргументом для студента является именной сертификат, выдаваемый по итогам успешного прохождения обучения на портале.
К эффективным методам обучения можно отнести также использование кейс-метода с привлечением возможностей Интернета, занимающего значительное место в обеспечении практической направленности обучения и формировании профессиональных компетенций. Источниками для разработки классических кейсов могут служить уже указанные ранее информационно-аналитические порталы, а также материалы сайтов медиахолдингов, журналов и т.д. Если позволяют технические условия, то традиционный кейс, основанный на описании практической ситуации, статье или аналитическом
УДК 330.35
обзоре, можно дополнить трансляцией видеосюжетов с последующим обсуждением по схеме классического сценария [1].
К инновационным методам обучения можно отнести участие в вебинарах - очень интересный, перспективный вид обучения. Это презентации, лекции, семинары, организованные при помощи веб-технологий в режиме реального времени. Участники вебинара находятся у своих компьютеров, а связь между ними поддерживается через Интернет. Главная особенность вебинаров
- интерактивность, возможность демонстрировать, принимать и обсуждать информацию. Главная проблема -сложно привязать вебинар к учебному процессу, так как учебная программа определяет четкие сроки изучения дисциплины, не совпадающие со временем проведения интернет-семинара. Однако если преподаватель сможет органично вписать этот вид деятельности в процесс изучения дисциплины, например, дать задание просмотреть видеозапись вебинара или стать его участником с последующим контролем в виде эссе или мини-теста, то эффективность формирования общепрофессиональных коммуникационных компетенций будет наградой за координационные усилия.
Таким образом, использование инновационных методов обучения, связанных с активным использованием Интернета, позволяет обеспечить более высокую степень заинтересованности и вовлеченности студентов в освоение дисциплины и лучшие результаты при контроле остаточных знаний.
В заключение отметим, что в современных условиях развития экономики России наиболее актуальным является создание единого информационного пространства, способствующего распространению новых информационных технологий, использованию новых возможностей для обучения, соответствующих национальным и международным стандартам и служащих основой повышения качества образования.
1. Лебедев Д.В. Оценка объемов информационных услуг в российской экономике // Вестник СГСЭУ. 2011. № 2 (36).
2. Соколова Г.В. Анализ возможностей интеграции ресурсов Интернета в процессе формирования профессиональных компетенций // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 33 (240).
3. Тюхматьев В.М. Интеллектуальные ресурсы как фактор экономического роста // Вестник СГСЭУ 2010. № 4 (33).
Е.А. Орехова
РАЗВИТИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
С развитием экономики все большее значение приобретает человеческий фактор. Данный фактор является субъективной категорией, так как человеку присущи его личные сознание, воля, ценностные ориентации. Отношения между экономическими субъектами определяются уровнем доверия между ними. Концептуальные выводы о положительной роли доверия в экономическом развитии подтверждаются аналитическими моделями и итогами статистических наблюдений. В то же время доверие в экономических отношениях может носить и отрицательный характер. Дефицит доверия может привести к серьезным кризисным явлениям. Развитие доверительных отношений опосредуется как формальными, так и неформальными институтами, а также различными направлениями политики государства.
Ключевые слова: доверие, доверительные экономические отношения, социальный капитал, гуманизация экономики, экономический кризис, кризис доверия.
Ye.A. Orekhova
DEVELOPMENT OF CONFIDENTIAL RELATIONS DURING HUMANIZATION OF ECONOMIC GROWTH
The paper proves that human factor becomes increasingly important with the development of economy. This factor is a subjective category because different people have their own consciousness, will, values. The relationships between economic agents are based on the level of trust between them. The conceptual conclusions about the positive role of trust in economic development are confirmed by analytical models according to the results of statistical surveys. At the same time trust can play a negative role in economic relations as well. The role of trust in the economy is so great that its deficiency can lead to serious consequences. The development of confidential relations is mediated by both formal and informal institutions and also by various state policies.
Key words: trust, confidential economic relations, social capital, economy humanization, economic crisis, credibility gap.
Дискуссии по поводу факторов таких экономических явлений, как рост, кризис, были актуальны всегда. Что же лежит в основе данных экономических явлений; как можно добиться наилучших результатов?
Анализ различных подходов, школ и направлений раскрывает дуализм экономического процесса, определяемого соотношением объективного и субъективного начал. К объективным факторам экономических явлений относятся в первую очередь материальные потребности и интересы, производительные силы и производственные отношения, экономические законы и т.д. В то же время с развитием общества все большее значение приобретает человеческий фактор, представляющий субъективную сторону экономических отношений. Человеку присущи сознание, воля, цели, ценностные ориентации и т.д. Все это влияет на экономическую жизнь общества.
Этические предписания, нравы и обычаи, в соответствии с которыми общество регулирует поведение своих членов, неписаные моральные правила, традиции, усвоенные с детства, навыки бытового поведения, передаваемые из поколения в поколение, - здесь действует не рациональный выбор, а привычка, исторически обусловленная в ходе преодоления человеческой разобщенности. И это тоже субъективная сторона экономической действительности.
Таким образом, в настоящее время в науку активно включаются гуманистические критерии в экономических отношениях [8]. Результаты авторитетных исследований доказывают решающую роль гуманистических ориентиров в развитии национальных экономик, в ослаблении эксплуатации, в повышении экономической эффективности производства и социальной справедливости при распределении материальных и духовных благ [2].
Говоря о том, что же такое «гуманизация», следует привести ряд определений. Гуманизация рассматривается как реализация принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях, стремлении к самосовершенствованию. Она также проявляется и через материальные отношения посредством предоставления благ
Гуманизация - это некий процесс и в то же время конечная цель общества. Ее степень повышается в зависимости от этапа общественного и экономического развития, осуществляющегося в сложных формах и условиях. Равенство, справедливость и человечность -норма отношений между людьми.
Подразумевая под гуманизацией не только гуманное отношение к непосредственно окружающим людям (партнерам, коллегам, конкурентам и т.д.), но также к самому себе, можно, таким образом, выделить уровни гуманизации: субъектный уровень (отношение к себе) и объектный уровень (отношение к другим). В последнем можно, в свою очередь, выделить микроуровень (отношение к окружающим) и макроуровень (отношение к социуму). При необходимости микроуровень можно разделить на личностный (отношение к своим близким) и деловой (отношение к деловым партнерам) [2].
В то же время необходимо подчеркнуть, что гуманизации сопутствуют обстоятельства, порождающие тенденцию дегуманизации. Гуманизация и дегуманизация
- сущностные системные характеристики экономики. На основе соотношения тенденций гуманизации и дегуманизации формируется баланс общечеловеческих ценностей и антиценностей [4, с. 87 - 99].
Гуманизация сопряжена с таким важным субъективным экономическим понятием, как доверие между экономическими субъектами (доверительные экономические отношения). Под доверием в научной литературе подразумевается ожидание от хозяйствующих субъектов поведения, которое влияет на принимаемые субъектом доверия решения в ситуации, когда он должен начинать действовать, не зная, будут ли совершены действия партнера [14]. Дверие включает как рациональный, так и традиционный компоненты. Рациональное доверие основывается на склонности доверять располагаемой информации и своим способностям к ее обработке. Под традиционным, или институциональным, доверием подразумевается доверие к сложившимся нормам и порядкам поведения (институтам).
В современных исследованиях выделяют три уровня доверия. Минимальный - доверие человека к самому себе, внутренняя легитимация индивидуального мнения и поведения. Второй уровень доверия включает личный опыт отношений человека с другим субъектом. Наконец, третий уровень - институциональное доверие, определяемое отношением человека к тем или иным социальным, экономическим, политическим институтам.
Специфика доверия также зависит от типа социальной среды, в рамках которой происходит взаимодействие. Можно выделить вертикальный и горизонтальный уровни доверия. Последний формируется между индивидами, объединениям или организациями одного уровня и
носит индивидуальный и нефункциональный характер, определяется традициями и родственными признаками, имеет социализированные и институционализированные черты. Доверие вертикальное формируется по отношению к общественным или государственным институтам. Оно может быть как функциональным (доверие подчиненного начальнику, доверие вкладчика банку, доверие налогоплательщика правительству), так и символическим (доверие к президенту, другой публичной фигуре).
Сегодня доверие определяется как своего рода презумпция добросовестности, искренности в отношении определенного круга партнеров, оно заключается в «ожидании определенных действий окружающих, которые влияют на выбор индивида, когда индивид должен начать действовать до того, как станут известными действия окружающих» [12, р. 12].
Роль доверия в общественной жизни многогранна, но здесь важно подчеркнуть, что оно способствует экономическому росту и эффективному функционированию рыночной экономики, так как содействует прежде всего социальному партнерству и демократической стабильности, удовлетворенности индивидов жизнью и оптимистичному восприятию будущего, здоровью и долголетию членов общества [13]. Исследователи выделяют и другие аспекты позитивного влияния высокого уровня доверия на экономическое развитие, включая:
1) облегчение согласования интересов участников экономических взаимодействий, активизацию информационных обменов и кооперации в инновационной сфере;
2) снижение инвестиционных рисков крупных программ и проектов на основе уменьшения неопределенности будущего в связи с ослаблением угрозы оппортунистических действий;
3) сокращение трансакционных издержек осуществления мониторинга и контроля, минимизацию расходов на защиту прав собственности, ослабление нагрузки на юридическую систему и повышение ее дееспособности.
Некоторые авторы высказывали мнение, что категория «доверие» - это что-то больше из психологии или из философии, а с экономикой она мало связана. Такая точка зрения абсолютно несостоятельна, что доказывают зарубежные и отечественные исследования [6; 14].
Концептуальные выводы о положительной роли доверия в экономическом развитии подтверждены аналитическими моделями и итогами статистических наблюдений. Нельзя, конечно, исключать из экономического анализа доверительных отношений и негативные аспекты. Так, на основе модели равновесного роста установлено, что обществу с низким уровнем доверия в большей мере угрожает ловушка бедности; в результате эмпирических исследований выявлена статистическая связь между доверием и экономическим ростом [15].
Что касается отечественной экономики, то еще в конце 1980-х гг. кризис доверия проявился в значительном росте трансакционных издержек. В процессе постсоветских реформ этот кризис усугублялся [3]. Кризис 1998 г. тоже разразился из-за проблем с доверием (держатели ГКО утратили доверие к действиям финансовых властей) [16]. Произошедший глобальный финансово-экономический кризис 2008 г. усугубил проблему дефицита доверия. В то же время между Россией и развитыми странами существовали серьезные раз-
личия в понимании причин кризиса - в России он изначально не оценивался как кризис доверия. Нежелание осознавать тот факт, что для России развернувшийся кризис - это кризис доверия, обернулось серьезными дополнительными издержками.
Признание же кризиса доверия опровергает первоначальную трактовку, сводящуюся к тому, что в российской экономике все было нормально, но вот США и мировая финансовая нестабильность породили проблемы и у нас. Если это кризис доверия, то меры по его преодолению требуют значительно более серьезных усилий, чем прямое насыщение банковских структур дополнительными финансами. Попросту говоря, денежная интервенция ставится под вопрос. Очевидно, что это ущемляет вполне определенные интересы. Следует отметить, что и до кризиса уровень доверия в российской экономике был значительно ниже, чем в развитых странах [1].
Необходимо понимание того, что в доверии условно можно выделить эмоционально-психологическую и экономическую составляющие. Как на эмоциональнопсихологическом уровне, так и на уровне экономической категории, доверие может испытывать в весьма широком диапазоне и резкие скачки и колебания различной амплитуды. Такое положение располагает к тому, чтобы при первых признаках финансовой нестабильности уровень доверия резко снижается. И Россия это ощущает в наибольшей степени. В результате банки перестают доверять компаниям реального сектора, предприятия
- банкам, которые, в свою очередь, к коллегам-банкам также уже не относятся с прежним уровнем доверия. Отсюда проблемы с кредитованием и платежами [11].
Государство также все меньше доверяет банкам, беря на себя функции по тотальному контролю над банковской системой и ее регулированию. Субъекты хозяйственной деятельности отвечают государству тем же. И здесь не должно вводить в заблуждение то обстоятельство, что предлагаемые государством финансовые ресурсы «осваиваются», поскольку действует принцип «дают - бери», не более того. Недоверие же к государству проявляется в том, как используются эти средства. Деньги в значительном своем объеме идут на валютный рынок, а затем «бегут» из страны [7].
Факты таковы, что, с одной стороны, многие аспекты фактических перемен в отечественной экономике суть следствие приспособления ее субъектов к дефициту доверия как в межфирменных связях, так и во взаимодействии с государством. К примеру, широкое распространение бартера в 1990-х гг. было не в последнюю очередь обусловлено недоверием между деловыми партнерами, хозяйствующими субъектами и госструктурами. С другой стороны, значительные реформационные сдвиги достигались главным образом тогда, когда тем или иным образом прогрессировали моменты доверительности в экономических отношениях.
В результате как положительного, так и отрицательного влияния доверительных отношений в российской экономике на сегодняшний день приходится констатировать преобладание индивидуалистических настроений. Такие настроения сочетаются с утратой ценности социальной ответственности, что выражается в несоблюдении субъектами экономики хозяйственных обязательств, неплатежах, массовом уклонении от уплаты налогов, низкой защищенности прав собственности.
Следовательно, уровень доверительности и в экономических отношениях становится неотъемлемым критерием современной экономической жизни.
Рассмотрим направления развития доверительных экономических отношений с целью их позитивного влияния на экономическое развитие и формирование гуманистических ориентиров (рисунок).
Институциональная политика включает в себя разработку нормативно-правовых актов и неформальных конвенциональных норм, регулирующих экономические отношения.
Информационная политика заключается в пропаганде идеологии социальной справедливости, квалифицированного труда, качественного образования и здорового образа жизни.
Политика в сфере образования предполагает необходимость формирования у учащихся таких нравственных качеств, как гражданственность, общественный долг и личная ответственность за судьбу страны. Решить эту задачу поможет широкое применение инновационных личностно ориентированных технологий обучения.
Среди экономических и интитуциональных исследований имеется ряд работ, в которых доказывается, что каждый дополнительный год образования для индивида повышает его склонность к доверию на 4,4%, т.е. почти на 18% за годы обучения в бакалавриате. Рост среднего уровня образования на один год в определенном регионе повышает доверие на 2,4% [5].
Инновационная политика предполагает использование организациями и фондами 1Т-технологий с целью развития благотворительности (электронная филантропия). Сетевая благотворительность может быть представлена различными типами.
Антикоррупционная политика предусматривает необходимость решить фундаментальную задачу формирования антикоррупционного сознания у будущих управленческих работников, которые займут руководящие должности как в сфере государственного и муниципального управления, так и на предприятиях всех форм собственности [9].
Социальная политика в современных условиях меняет свою основную ориентацию и приобретает новое
содержание. Традиционные призывы к «справедливости» и забота о социальной стабильности постепенно уступают мотивам экономического роста. Гуманизация экономики (через расходы государства на науку, культуру и образование) должна рассматриваться не как бюджетное, а как одна из самых эффективных инвестиций, поскольку в новой экономике человек, обладающий знаниями, интеллектом и информацией, становится ее важнейшим активом.
Таким образом, вышеназванные меры способствуют повышению уровня доверия в обществе, накоплению социального капитала и соответствуют гуманистическим ориентирам развития экономики.
1. Барашов Н.Г., Латков А.В. Политические факторы цикла деловой активности в условиях рентоориентированного поведения // Вестник СГСЭУ 2009. №5 (29).
2. Гуманистические ориентиры России. Вызовы нового века и стратегический ответ России / Л.И. Абалкин и др. М., 2002.
3. Левада Ю. Человек лукавый: двоемыслие по-российски // Мониторинг общественного мнения. 2000. № 1 (45).
4. Малашхия Г. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира // Тенденции гуманизации и дегуманизации: сб. статей / под ред. Б.В.Маркова, Ю.Н.Солонина, В.В. Парцвания. СПб., 2001. Вып. I.
5. Натхов Т.Н. Образование, социальный капитал и экономическое развитие. URL: http://www.finanal.ru.
6. Николаев И.А., Ефимов С.В., Марушкина Е.В. Доверие как экономическая категория: аналитический доклад ФБК. М., 2005.
7. Николаев И.А., Марченко Т.Е., Титова М.В. Россия и мир против финансового кризиса: аналитический доклад. М., 2008.
8. Петросян Д.С. Гуманистическая экономика и социальная справедливость // Общественные науки и современность. 2007. № 5.
9. Рукина И.М. Борьба с коррупцией как система общественных отношений. М., 2009.
10. Федоренко Н.П. Гуманистическая экономика. М., 2006.
11. Федоров А.В. Эволюция денег как причина мирового экономического кризиса // СГСЭУ 2009. № 5 (29).
12. Behavioral E.A. Approach to the rational choice theory of collective action // American political science review. 1998. March. Vol. 92. № 1.
13. Del hey Jan. Newton Ken neth. Who trusts? The origins of social trust in seven nations. Berlin, 2000. URL: www.colbud.hu/ honesty-lrust.
14. Fukuyama F. Trust. The sosial virtues and the creation os prosperity. New York, 1996.
15. Knack S, Keefer P. Does social capital have an economic payoff? A cross-country investigation // Quarterly journal of economics. 1997. Vol. 112.
16. URL: www.politcom.ru.
Направления развития доверительных отношений