УДК 343.91-053.6
doi: 10.25724/VAMVD.A017
РАЗВИТИЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Наталия Сергеевна Сысолина*, Анна Васильевна Кушнарева**
* Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия, [email protected] ** Воронежский институт МВД России, Воронеж, Россия, [email protected]
Аннотация. В настоящей статье автор рассматривает проблему организации и обеспечения досуга несовершеннолетних в качестве одного из детерминантов подростковой преступности. Приведены аргументы, доказывающие, что ввиду неустойчивости эмоционально-волевой сферы подростков отсутствие их продуктивной занятости во внеучебное время носит криминогенный характер, формирует у них антиобщественные установки, тормозит развитие культурно-нравственных ценностей и при определенных условиях приводит к проявлению крайней формы негативного девиантного поведения — совершению преступлений.
Сделан вывод, что одним из направлений профилактики преступности несовершеннолетних как первого этапа ее предупреждения является развитие досуговой деятельности подрастающего поколения во вне-учебное время.
В статье рассмотрено законодательное регулирование данного вопроса на международном и федеральном уровнях, обозначены основные обязанности органов системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в этом направлении.
Авторами также проанализированы проблемы, возникающие в связи с обеспечением полезного досуга подростков, среди которых обозначены: отсутствие надлежащего финансирования и обеспечения материально-техническими ресурсами за счет бюджетных средств; недостаток рабочих мест и форм занятости, учитывающих интересы современного подрастающего поколения; пробелы в мотивационной сфере. По итогу рассмотренных проблем предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, подростковая преступность, предупреждение преступности, профилактика преступности, детерминанты преступности, причины и условия преступности, досуговая занятость
Для цитирования: Сысолина Н. С., Кушнарева А. В. Развитие досуговой деятельности несовершеннолетних как направление профилактики подростковой преступности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2022. № 3 (62). С. 44—50. doi: 10.25724/VAMVD.A017
DEVELOPMENT OF LEISURE ACTIVITIES OF JUVENILES AS A DIRECTION OF PREVENTION OF TEENAGE CRIME
Nataliya Sergeevna Sysolina*, Anna Vasilievna Kushnareva**
* Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Volgograd, Russia, [email protected] ** Voronezh Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, Voronezh, Russia, [email protected]
Annotation. In this article, the author considers the problem of organizing and ensuring the leisure of minors as one of the determinants of teenage crime. Arguments are given that, in view of the instability of the emotional and volitional sphere of adolescents, the absence of their productive engagement during extracurricular time is of a criminogenic nature, forms antisocial attitudes in them, inhibits the development of cultural and moral values and, under certain conditions, leads to the manifestation of an extreme form of negative deviant behavior — committing crimes.
It is concluded that one of the directions for the prevention of teenage crime as the first stage of its prevention is the development of leisure activities of the younger generation during extracurricular time.
The article considers the legislative regulation of this issue at the international and federal levels, identifies the main responsibilities of the organs of the system for the prevention of neglect and homelessness of minors in this direction.
© Сысолина Н. С., Кушнарева А. В., 2022
The authors also analyzed the problems that arise in connection with the provision of useful leisure for adolescents, among which are: lack of adequate funding and provision of material and technical resources at the expense of budgetary funds; lack of jobs and forms of employment that take into account the interests of the modern younger generation; gaps in the motivational area. Based on the results of the problems considered, ways to solve them are proposed.
Keywords: juvenile crime, teenage crime, crime prevention, crime prevention, determinants of crime, causes and conditions of crime, leisure engagement.
For citation: Sysolina N. S., Kushnareva A. V. Development of leisure activities for minors as a way of preventing juvenile delinquency. Journal of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 44— 50, 2022. (In Russ.). doi: 10.25724/VAMVD.A017
Пороки развития социальной сферы в любом государстве приводят к регрессу как всего общества, так и отдельного индивидуума. Недостатки принимаемых решений в этой области влекут за собой социальную напряженность и конфронтацию, упадок культурного и правового воспитания, а также повышение негативной девиантной активности уязвимых слоев населения — в частности, подрастающего поколения. Наиболее опасной формой такой девиации выступает преступность несовершеннолетних, которую в настоящей статье предлагается именовать также подростковой преступностью и под которой подразумевается социальное, негативное, правовое, способное к расширенному воспроизводству явление, представляющее собой совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет, на определенной территории за некий период.
Многие исследователи преступности данного вида в качестве главных ее причин и условий определяют именно социальные проблемы: потеря авторитетности молодежных организаций, духовное обеднение, безработица и т. п. Однако комплекс детерминант, обусловливающих преступность несовершеннолетних, представлен и другими криминогенными факторами: негативное воздействие ближайшего круга общения, пробелы в воспитании со стороны родителей и образовательных организаций, отрицательное влияние сети Интернет и пр.
В свою очередь, Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов одной из причин подростковой преступности назвал упущения в организации профилактической работы в учреждениях образования, органах опеки и попечительства, комиссиях по делам несовершеннолетних1. Очевидно, что подобная профилактическая работа
1 Координационное совещание по вопросам профилактики, выявления, пресечения и расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении их // Генеральная прокуратура РФ: офиц. сайт. 2022. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/ archive?item=56752099 (дата обращения: 22.05.2022).
должна включать в том числе эффективную организацию досуговой занятости подростков, которая бы превратила свободное от учебы время в условие для саморазвития, а не для деградации личности ребенка с последующими преступными последствиями.
Как отмечает А. А. Беженцев, «досуг несовершеннолетних — это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей взрослой жизни» [1, с. 70]. Также справедливо мнение, что упущение в организации успешной деятельности ребенка еще на ранней стадии развития, когда ярко начинают проявляться его потребности в какой-либо самостоятельной занятости, может привести к дальнейшим отклонениям в поведении [2, с. 29].
Данные тезисы находят свое отражение на практике и подтверждаются работой центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее — ЦВСНП), в обязанности которых входит установление обстоятельств, причин и условий, способствующих совершению подростками общественно опасных деяний, и проведение с ними профилактической работы. Так, при приеме каждого несовершеннолетнего правонарушителя составляется индивидуальная анкета, в которой, помимо прочего, отражаются сведения о его интересах и досуговой занятости2.
Согласно исследованию, проведенному О. А. До-рожкиной и Т. В. Хромовой, доля доставляемых в ЦВСНП подростков, которые имеют неустойчивую позицию в отношении к учебе, школе, спортивной секции, составляет 52—64 %. А интересы тех из них, кто все же занят организованным досугом (11 %), ограничиваются силовыми и боевыми видами спорта, восточными единоборствами, иногда — тех-
2 О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей: приказ МВД России от 1 сентября 2012 г. № 839. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
ническими кружками. Среди несовершеннолетних лиц, уже вставших на противоправный путь поведения и имеющих криминологический рецидив, доля охваченных досугом подростков оказалась нулевой. Вместе с тем лиц с литературными, эстетическими и художественными интересами среди этих категорий выявлено не было [3, с. 251].
Очевидно, что у значительной части несовершеннолетних, не занятой продуктивным досугом, происходит сужение круга интересов и появляется больше свободного времени. В силу своего возраста, неустойчивой эмоционально-волевой сферы подростки склонны находить деструктивные развлечения в уличных компаниях, употреблении алкоголя, наркотиков, компьютерных играх и социальных сетях. В свою очередь, это приводит к низкому уровню развития, появлению антиобщественных установок и совершению противоправных деяний.
Таким образом, одним из детерминантов преступности несовершеннолетних на современном этапе выступают недостатки их досуговой занятости. Соответственно, чтобы минимизировать влияние данного обстоятельства, действующего в связке с иными криминогенными факторами, государство и общество должны осуществлять целенаправленную предупредительную деятельность, состоящую в принятии комплекса общесоциальных и специально-криминологических мер. Применительно к рассматриваемой проблеме представляется, что воздействие на досуг несовершеннолетних является направлением первого этапа предупреждения преступности данного вида — профилактики, которая, собственно, и состоит в принятии мер по выявлению и устранению ее причин и условий.
О необходимости обеспечения со стороны государства и общества несовершеннолетних полноценной досуговой занятостью, включающей дополнительное образование, добровольный труд и конструктивные развлекательные мероприятия, говорит также международное законодательство. Так, резюмируя положения ст. 13 и 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., принципа 7 Декларации прав ребенка 1959 г., ст. 31 Конвенции о правах ребенка 1989 г., ст. 10 и 29 Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности несовершеннолетних 1990 г., можно заключить, что несовершеннолетние имеют право не только на образование, но и на доступ к таким досуговым (трудовым и развлекательным) мероприятиям, которые способствуют комплексному развитию личности, интеграции их в социум и проявлению своих способностей, взращивают чувство ответственности и соци-
ального долга. Государство, в свою очередь, должно поощрять стремление подростков заниматься полезной деятельностью, минимизируя тем самым риски развития негативного девиантного поведения.
Российское законодательство в полной мере отражает указанные положения международно-правовых актов и возлагает функции обеспечения несовершеннолетних просветительским досугом, отдыхом, полезной занятостью и трудом на органы, осуществляющие управление в сфере образования, организации, ведущие образовательную деятельность, органы и их учреждения по делам молодежи, а также органы службы занятости1. Например, образовательные учреждения должны обеспечивать организацию общедоступных кружков, секций спортивной, технической и иной направленности и привлекать к участию в них лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. В отношении же подростков с негативно отклоняющимся поведением, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, органы внутренних дел совместно с вышеуказанными субъектами аналогично обязаны решать вопросы организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга2.
Однако на практике с полноценной реализацией указанных положений закона возникает немало сложностей. Рассмотрим основные причины, по которым обеспечение подростков продуктивным досугом часто не организовано на должном уровне и не достигает своих целей.
Одной из проблем является недостаток обеспечения и организации именно бесплатной досуго-вой деятельности несовершеннолетних. Так, в большинстве российских школ внеурочная занятость учеников часто организована недостаточно, бюджетные занятия предусмотрены в малом количестве, не в каждом образовательном учреждении и охватывают преимущественно начальные классы. В то время как наиболее склонная к совершению правонарушений категория несовершеннолетних, приближающихся или уже достигших возраста уголовной ответственности, остается без должного внимания и контроля со стороны институтов социализации.
1 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 (ред. от 31.12.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Анализ рынка дополнительного образования детей показал, что в 2016—2020 гг. численность учреждений дополнительного образования в Российской Федерации, под которым понимается неформальное образование, связанное с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью взрослого), в соответствии со своими желаниями и потребностями, сократилась на 20,9 % за счет бюджетного сектора, в котором происходит оптимизация финансирования госучреждений1.
В 2020 г. на ситуацию частично повлиял приказ Минпросвещения Российской Федерации, регулирующий вопросы организации образовательной деятельности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, который предусмотрел электронную форму работы с обучающимися2. Формально объем дистанционного сектора дополнительного образования детей в стране увеличился с наиболее интенсивным приростом во время карантина, но произошло это преимущественно за счет перевода в онлайн-формат тех организаций, которые уже имели свой контингент учащихся.
Стоимость дополнительного обучения и занятий при этом регулярно увеличивается: удельный вес услуг, оказываемых на коммерческой основе, вырос с 54 до 62 %, количество обучающихся же почти не изменилось. Социологические опросы родителей несовершеннолетних из 84 регионов страны также показали, что в России с каждым годом все больше кружков и секций становятся платными, и значительная часть российских детей сегодня не посещают никаких дополнительных занятий. В 28 % случаев это связано именно с тем, что бюджет семьи не предусматривает таких затрат3. Особенно пла-
1 Анализ рынка дополнительного образования детей в России в 2016—2020 гг., оценка влияния коронавируса и прогноз на 2021—2025 гг. // ООО «БизнесСтат»: [сайт]. С. 14. URL: https://businesstat.ru/images/demo/additional_ educational_of_children_russia_demo_businesstat.pdf (дата обращения: 25.07.2022).
2 Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации: приказ Минпросвещения России от 17 марта 2020 г. № 104. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Опрос ОНФ показал, что в России все больше
кружков и секций для детей становятся платными // Общероссийский народный фронт: офиц. сайт. URL: https://onf.ru/2019/05/23/opros-onf-pokazal-chto-v-rossii-
чевная ситуация складывается в сельской местности, где недостаток финансирования, развитой инфраструктуры и доступа к дополнительному образованию, спорту и саморазвитию подростков способствует формированию у них антиобщественных установок.
Об этом же свидетельствует криминогенная обстановка в регионах. К примеру, по итогам 2020 г. в Новгородской области почти на % (24,1 %) выросло общее количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 40 % — преступлений, совершенных ими в состоянии алкогольного опьянения, и на 7,5 % — количество несовершеннолетних рецидивистов. Регион стал одним из лидеров по удельному весу подростков в расчете от общего числа выявленных лиц, совершивших преступления, на территории Российской Федерации и в 2021 г.
В то же время региональным законодательством Новгородской области в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних уделено внимание вопросам организации их досуга и обеспечения возможности трудоустрой-ства4. Однако традиционным фактором риска при этом указан экономический, предусматривающий недостаток финансирования или задержки запланированных мероприятий государственной программы, который может повлечь увеличение числа преступлений, совершаемых подростками, и снижение количества лиц, вовлеченных в систему дополнительного образования.
Аналогичное положение дел наблюдается и в других регионах страны, что еще раз подтверждает вывод о наличии проблемы экономического обеспечения и финансирования досуга несовершеннолетних.
В указанном выше анализе рынка дополнительного образования специалисты видят и другую проблему. Так, большим вызовом для указанного сектора на территории Российской Федерации является не только отсутствие широких видов досуга для подростков, финансируемых за счет бюджетных средств, но и необязательный характер дополнительных занятий, права на доступ к которым не гарантированы государством.
vse-bolshe-kruzhkov-i-sekciy-dlya-detey-stanovyatsya/ (дата обращения: 25.07.2022).
4 О государственной программе Новгородской области «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Новгородской области на 2021— 2025 годы: постановление правительства Новгородской области от 15 февраля 2021 г. № 33. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
Удачным решением на этом фоне выглядит положение федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования о внеурочной деятельности образовательных организаций, согласно которому последняя входит в состав образовательной программы и носит такой же обязательный характер, как и урочная, обязывая несовершеннолетних посещать предусмотренные школой i
мероприятия .
На практике же реализация данной нормы сопряжена с большими сложностями, основные из которых — отсутствие необходимых помещений (поскольку школы работают в режиме нескольких учебных смен), педагогических, материально-технических и, главное, финансовых ресурсов. Все это затрудняет соблюдение другого требования, согласно которому план внеучебной деятельности образовательной организации должен составляться с учетом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, превращая посещение несовершеннолетними указанных мероприятий в еще одну повинность.
Следующим обстоятельством, препятствующим широкой занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время, является их банальная незаинтересованность в том, что предлагает государство и общество. Актуальным становится вопрос изучения современных предпочтений подрастающего поколения, результаты которых должны использоваться при принятии целевых программ и стратегий развития молодежной политики.
Так, одно из исследований говорит о том, что несовершеннолетние предпочитают новые, часто опасные, экстремальные виды досуга, предусматривающие риск и хорошую физическую подготовку (скайуокинг, диггерство, сталкерство, бейскламбинг, акрострит, паркур) [4, с. 150]. Согласно другим данным, подростки активно ищут способы легального заработка и интересуются онлайн-предприни-мательством2.
Само собой, та бесплатная досуговая деятельность, которая предоставляется органами власти различных уровней, зачастую не в полной мере учитывает их потребности и не дает возможности
1 Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности: письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Исследование: российских подростков больше интересует в Сети заработок // РИА Новости: офиц. сайт. URL: https://turbo.ria.ru/20210902/podrostki-1748273659.html (дата обращения: 25.07.2022).
реализовать свои интересы в специально организованном для них формате. К тому же общее количество трудовых мест, выделяемых несовершеннолетним службами занятости населения на территории Российской Федерации, также не отвечает потребностям молодежи: работы для подростков попросту не хватает [5, с. 28].
Подобная ситуация характерна и для других стран. К примеру, данные опроса свидетельствуют, что одна треть подростков соседней Республики Казахстан в возрасте 14—18 лет также испытывают регулярные трудности с поиском работы3. Вместе с тем в другом исследовании отмечается, что увеличение безработицы всего на 1 % приводит к росту преступности уже на 8 %4.
Исходя из вышеизложенного, развитие досуговой деятельности как одно из направлений профилактики преступности несовершеннолетних должно предусматривать следующие мероприятия:
1. Развитие бесплатного дополнительного образования, учреждения которого будут широко финансироваться из средств федерального, регионального и местного бюджетов с особым вниманием к отдаленным сельским районам.
К слову, важность данного подхода подчеркнул в своей речи Президент Российской Федерации В. В. Путин, предложив выделить значительные средства на модернизацию домов культуры, библиотек, музеев в сельской местности, в малых исторических городах России, а также создать президентский фонд культурных инициатив, чтобы поддержать проекты в сфере культуры, искусства и творчества со стороны креативных команд5.
Организация таких мероприятий должна при этом охватить как сельскую местность, где остро стоят проблемы отсутствия продуктивного досуга и подростковой преступности, так и крупные города, где более всего сосредоточено население. В случае эффективной реализации данной инициативы в масштабах всей страны и с учетом уже прини-
3 О положении детей в Республике Казахстан за 2019 год: докл. Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан // Параграф «Юрист»: информ.-правовой портал. URL: https://onNne.zakon.kz/iTi/aiTip/docuiTient/34456750 (дата обращения: 25.07.2022).
4 О состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан по итогам 2017 года: нац. докл. М-ва образования и науки Республики Казахстан // АО «Информационно-аналитический центр»: офиц. сайт. URL: https://iac.kz/wp-content/uploads/2021/11/naczionalnyj-doklad-po-itogam-2017-goda.pdf (дата обращения: 22.05.2022).
5 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
маемых мер по предупреждению преступности несовершеннолетних можно прогнозировать отрицательную динамику данного вида преступности на ближайшие годы.
2. Организация субъектами профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних досуговой занятости последних с учетом их потребностей и интересов на современном этапе. Работа в данном направлении должна предусматривать и решение проблем с организацией внеурочной деятельности общеобразовательных организаций. Именно такой подход может обеспечить тот уровень заинтересованности подростков, который будет способствовать их интеллектуальному, творческому, физическому, культурно-нравственному, а в последующем и профессиональному развитию.
3. Совершенствование организации трудовой деятельности несовершеннолетних в свободное от учебы время. Отдельной мерой профилактики в данном секторе должно служить совершенствование системы квотирования рабочих мест для несовершеннолетних, которое бы предусматривало как непосредственное увеличение самих рабочих мест, так и расширение сфер деятельности, которыми бы могли заниматься подростки с учетом их интересов: физические нагрузки, наука, творчество, 1Т-технологии и т. п.
4. Совершенствование механизмов активизации и повышение мотивации несовершеннолетних к занятиям в спортивных секциях, творческих, научных кружках, а также к самостоятельному легальному заработку. В век развития компьютерных технологий именно отсутствие мотивации зачастую становится камнем преткновения на пути подростка к осознанной и продуктивной деятельности в свободное от учебы время, что в дальнейшем нередко приводит к негативному девиантному поведению.
Мерами профилактики в данном случае могут служить:
— более широкое информирование несовершеннолетних со стороны соответствующих органов и учреждений о возможности посещения тех или иных секций, кружков на бюджетной основе, а также законной оплачиваемой работе во время каникул;
— расширение направлений досуговой развивающей деятельности, ориентация на развитие лидерских, творческих и организаторских способностей;
— предоставление рабочих мест с обязательным учетом мнения, интересов и потребностей современного подрастающего поколения.
Подобное включение подростков в досуговую, развивающую деятельность в качестве меры по раннему выявлению и профилактике их девиантного поведения предусматривается также Концепцией развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р.
Предупреждение преступности несовершеннолетних, безусловно, должно строиться на принципе комплексного подхода, включающего меры социально-правового, экономического, политического, идеологического и организационного характера. Однако при всей важности правовых запретов на совершение преступлений воздействие на детерминанты подростковой преступности выглядит наиболее эффективным способом ее профилактики. Именно повышение положительной социальной активности подростков, правильной мотивации, культурного и правового уровня способны существенно снизить показатели преступности несовершеннолетних. Положительные результаты такой работы уже отражены в ежегодной статистике преступлений, совершаемых несовершеннолетними, которая на территории Российской Федерации снижается из года в год. Общее количество таких преступлений уменьшилось с 53 736 в 2016 г. до 31 865 в 2021 г., продолжая снижаться: по состоянию на январь — март 2022 г. оно составляет 13 970, что на 5,7 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года1.
Таким образом, следует сделать вывод, что чем больше государство заинтересовано в развитии досуговой занятости подростков с одновременно принимаемыми мерами по повышению их мотивации в данном направлении в условиях комплексного предупреждения преступности несовершеннолетних, тем благоприятнее выглядит прогноз преступности данного вида в обозримом будущем.
1 Состояние преступности в России за январь — июнь 2022 г. // Министерство внутренних дел Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://мвд.рф/reports/item/ 29705686/ (дата обращения: 25.07.2022).
1. Беженцев А. А. Устра нение причин правонарушений несовершеннолетних путем их вовлечения в культурно-досуговую деятельность // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (79). С. 68—72.
2. Вилкова А. В. Причины, условия, предпосылки, факторы возникновения и развития деви-антного поведения несовершеннолетних // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 2. С. 28—30.
3. Дорожкина О. А., Хромова Т. В. Характеристика контингента несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9. С. 249—254.
4. Юдина А. И. Досуговые предпочтения современных подростков: предупреждение социальных рисков // Вестник Кемеровского государственного института и культуры и искусств. 2017. № 38. С. 146—152.
5. Хисматулина Л. Ф. Проблемы законодательного регулирования трудоустройства несовершеннолетних в РФ // Правопорядок: история, теория, практика. 2017. № 4 (15). С. 24—29.
1. Bezhentsev A. A. Addressing the causes of juvenile delinquency by involving them in cultural and leisure activities. Bulletin of the Saint Petersburg University of the Russian Ministry of Internal Affairs, 68—72, 2018. (In Russ.).
2. Vilkova A. B. Causes, conditions, prerequisites, factors of appearance and development of deviant behavior of minors. Penal enforcement system: law, economy, management, 28—30, 2018. (In Russ.).
3. Dorozhkina O. A., Khromova T. V. Characteristics of the contingent of minors contained in the CPSAR. Socio-economic phenomena and processes, 249—254, 2011. (In Russ.).
4. Yudina A. I. Leisure preferences of modern adolescents: prevention of social risks. Bulletin of the Kemerovo State Institute for Culture and Arts, 146—152, 2017. (In Russ.).
5. Khismatulina L. F. Problems of legislative regulation of employment of minors in the Russian Federation. Law and order: history, theory, practice, 24—29, 2017. (In Russ.).
Сысолина Наталия Сергеевна,
преподаватель кафедры уголовного права учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России; [email protected]
Кушнарева Анна Васильевна,
заместитель начальника научно-исследовательского отдела Воронежского института МВД России, кандидат юридических наук; [email protected]
Sysolina Nataliya Sergeevna,
lecturer at the criminal law department
of the training and scientific complex
of preliminary investigation
in law-enforcement bodies
of the Volgograd Academy of the Ministry
of the Interior of Russia;
Kushnareva Anna Vasilievna,
deputy head of the research department of the Voronezh Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of legal sciences; [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.06.2022; одобрена после рецензирования 14.07.2022; принята к публикации 08.09.2022.
The article was submitted 30.06.2022; approved after reviewing 14.07.2022; accepted for publication 08.09.2022.
* * *