Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В КУЛЯБСКОМ РЕГИОНЕ (1946-1960 ГГ.)'

РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В КУЛЯБСКОМ РЕГИОНЕ (1946-1960 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ / МОСТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарипов Нахтулло

В статье на основе источников и литературы прослеживается развитие дорожного строительства Кулябского региона в послевоенные годы. В послевоенные годы, как и во всех отраслях, народного хозяйства, началось восстановление запущенных участков дорог. Особое внимание уделялось, строительств дорог с твёрдим покрытием, а также строительству долговечных мостов. Автор основное внимание уделяет строительству дорог местного значения, их значение для развития экономики региона. Статья базируется в основном на архивных источниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В КУЛЯБСКОМ РЕГИОНЕ (1946-1960 ГГ.)»

РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В КУЛЯБСКОМ РЕГИОНЕ

(1946-1960 гг.)

Шарипов Н.

Таджикский государственный педагогический университет им. Садриддина Айни

Закончив войну победой над врагами, Советский Союз вступил в новый, мирный период своего хозяйственного развития. Конкретной программой послевоенного восстановления и развития народного хозяйства страны явился четвертый пятилетний план, 1946-1950гг., утвержденный 18 марта 1946г. первой сессий Верховного Совета СССР второго созыва.

Основная хозяйственно-политическая задача четвертого пятилетнего плана состояло в том, чтобы восстановить разрушенное народное хозяйство страны, а затем значительно привести его довоенный уровень.

В послевоенные годы, как и во всех отраслях, народного хозяйства, началось восстановление запущенных участков дорог. Особое внимание уделялось, строительств дорог с твёрдим покрытием, а также строительству долговечных мостов.1 Это касалось и регионов республики. В перевозке народов хозяйственных грузов южных районах Таджикистана не маловажное значение имел транспортная артерия Душанбе - Куляб. В пятилетнем плане восстановление и развития народного хозяйства Таджикской ССР предусматривалась доведения сети дорог с твердым покрытием до 2,744 км. Капитально отремонтировать 732 км, дорог, обеспечит строительства мостов, улучшат текущий ремонт и содержания дорог. Уделялось большое внимание повышению удельного веса механизации в дорожном хозяйстве и повсеместному развертыванию работ по озеленению.

Большое строительство автогужевых дорог и их улучшение было приведено в республике за годы последующих пятилеток. В трудных условиях нашей республики, где сеть железных дорог незначительна, автогужевые дороги имеют особое значение. В связи с этим строительство и содержание дорожной сети республики в образцовом состоянии имеет исключительно важные значение. От состояния дорог во многом зависело развития ряда отраслей промышленности и сельского хозяйства. Надо сказать, что даже значительно возросшая сеть автодорог еще не обеспечивает ежегодно возрастающего грузооборота. Большим тормозом в этом являлся, небольшой процент дорог с твердим покровом и недостаточная их ширина в горных местах.

Руководство союзных министерств уделяли большое внимание строительству и развитию автодорожной сети республики.

Основной задачей дорожных работников Кулябского региона в этот период являлся строительство дорог с твердым покрытием и строительство постоянного типа искусственных сооружений, организация и правильная постановка технической эксплуатации дорог, их ремонт, улучшения и благоустройства. Закончена работа первой очереди на участке Туткаул - Дангара, протяжением в 30 км, в значительной степени улучшена дорога от Дангры до Куляба. План капитальных работ по строительству и ремонту дорог выполнен к 1 ноябрю 1946 года на 89 процентов.2 С постройкой этих дорог были в какой-то мере решены задача обеспечения транспортом Кулябского региона.

В выполнении больших задач дорожникам оказали значительную помощь районные и кишлачные местные организации. По решению Совета Министров Таджикской ССР в республике проводились двухдекадник по ремонту и подготовке дорог к зимним перевозкам. Основной задачей проводимого декадника являлось

1 Шарифов А. Архитектура автомобильных дорог республики Таджикистан (Пути совершенствования). -Душанбе: Граф-полиграф, 2010. -С.24.

2 Дорожное хозяйство Таджикистана. Коммунист Таджикистана. - 1946. - 29 ноября.

обеспечение бесперебойного проезда по дорогам в зимнее время. Для этого нужно было вывезти части дорог, провести ремонт мостов, труб и другие искусственные сооружений. Райисполкомы и кишлачные Советы обеспечивали участие всего сельского населения республики в проведении этих работ.3 За полугодие 1947 года в Кулябском районе план строительства и ремонта дорог был выполнен на 78 %.4

В 1948 году, по решению Правительства СССР, в республике были созданы «Машинно-дорожные станции» (МДС). Начала поступать новая дорожная техника, улучшилось материально-техническое обеспечение дорожных организаций. Развернулась массовая реконструкция автомобильных дорог с устройством покрытий из гравийных и щебёночных материалов, обработанных тяжёлой нефтью. Сеть дорог с таким покрытием в 1956 году возросла в 22 раза.5 По автогужевым дорогам республиканского значения главное внимание было обращено на продолжение строительства основных трактов республики, дорога Орджоникидзеабад - Куляб - Джиликуль.6

В ведении Управления дороги Орджоникидзеабад - Куляб - Джиликуль -Сталинабад в это время входил семь дорожно-эксплуатационных участков.7

Одной из них являлся дорожно-эксплуатационный участок №15 расположенный в областном центре города Куляб. В ведении участка находился дорога Орджоникидзеабад - Куляб - Джиликуль -90 км. Из них по типам покрытия 33,8 км были гравийным. В составе участка входили три дорожных околотка, последние расположение в городе Кулябе, в райцентре Колхозабаде, село Курбан-Шиите. В 1949 году участок имел в своём распоряжении:

Тракторов ЧТЗ.. .60 - 2 шт.

Электростанции.. 1 - шт.

Грейдеров Гт 12 .2 - шт.

Грейдеров Гт 8 ... 1 - шт.

Лопат клифор ... 1 - шт.

Автомашин ЗИС -5 .. 1 - шт.

Автомашин Газ-лл - 1,5 т.. .1 - шт.

Автомашина Газ-с- 1. 1 - шт.

Кроме того в участке работал скрепер Д-147, с трактором С-80 принадлежавшим МДС «Машинно-дорожные станции» Главдорупра.

Основным направлениям работ в 1949 году по текущему ремонту в участке было улучшение дорог, ямочного ремонта, гравийных дорог своевременным ремонтом искусственных сооружений. Кроме текущего ремонта, участок выполнил работы по значительный объём берегоукрепительных работ и внеплановые работы в содержание дорог.8

В пятой пятилетке (1951 —1955 гг.) в основном строились дороги с жестким покрытием. Большое внимание было уделено развитию сети дорог в районах, изысканию новых строительных материалов, совершенствованию дорожной техники, максимальной индустриализации и механизации. Наряду с этим совершенствовались методы ремонта и содержания дорог, обеспечивающие в течение круглого года бесперебойную работу транспорта.

В пределах плана численности административно - управленческого персонала, установленного Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог Таджикской ССР на 1956 год был утвержден лимит численности административно -управленческого для управления дороги Орджоникидзеабад - Куляб - Джиликуль -Сталинабад. Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог Таджикской

3 Дорожное хозяйство Таджикистана. Коммунист Таджикистана. - 1946. - 29 ноября.

4 Назиров К. Сохтмони род// Х,ак,ик,ати Кулоб. - 1947. - 17-уми апрел

5 Шарифов А. Архитектура автомобильных дорог республики Таджикистан (Пути совершенствования). -Душанбе: Граф-полиграф, 2010. -С.24.

6 Коммунист Таджикистана. - 1946. - 9 август.

7 ЦГА РТ Ф.894, ОП.6, Д.29, Л.26.

8 ЦГА РТ Ф.894, Оп.6, Д.29, Л.320.

ССР в количестве 9-должностных единиц, с месячным фондом заработной платы 9084 тыс. рублей.9 Однако в скором времени в министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог Таджикской ССР произошли реорганизация. Эти мери дали возможность данному дорожному предприятию привлечь к работе специалистов дорожников в дорожно-эксплуатационных участках. Постепенно ощущалась помощь руководство соответствующих министерств этому важному отрасли.

В связи с реорганизацией Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог Таджикской ССР бывший Главдорупр был переименован в Управление автомобильных дорог и все расходы по статьям административно-хозяйственных расходов были централизованы в Министерстве.

На основании Постановления Совета Министров СССР №1430 от 9-август 1955 года «О расширении прав директоров предприятий» некоторые функции, как например, обеспечение Дорожно-эксплуатационных участков (ДЭУ) кадрами и снабжение их бланками были переданы Министерством в непосредственное ведение трактовых управлений, в связи с чем, трём трактовым управлениям, в частности Управлению дороги Орджоникидзеабад - Куляб - Джиликуль - Сталинабад было спущено дополнительно две штатных единиц - Инспектор по кадрам и экономист и увеличены ассигнования по смете адмхозрасходов по статьям подъёмные при перемещении на сумму 8400 рублей и типографские расходы на 7000 рублей за счет уменьшения общего централизованного лимита по смете адмхозрасходов Минавтошосдорогу Таджикской ССР.10

26-октября 1958 года был принят Указ Президиума Верховного Совета Таджикской ССР «Об участии колхозов, совхозов, промышленных, транспортных, строительных и других предприятий и хозяйственных организаций в строительстве и ремонте автомобильных дорог»11, способствующий дальнейшему подъему дорожного строительства в республике. Согласно этим Указом строительство, ремонт и содержание внутриколхозных дорог возложено на колхозы за счет их средств и собственными силами. Немного позже, 26-ноября 1958 года было принято Постановление Совета Министров СССР №1281 «О мероприятиях по улучшению строительства и ремонта местных автомобильных дорог».12 В результате интенсивной работы по дорожному строительству, только в 1957-1958 гг. в республике сдано в эксплуатацию более 300 километров гравийных и асфальтированных дорог. При этом особое значение придавалось строительству дорог методом народных строек. Особенно, методом хашара были приведены в порядок многих участок работы местного значения.

Каждая пятилетка требовало выполнение плановых задач по эксплуатации и реконструкции дорожной индустрии.

Так, в годы шестой пятилетки 1955-1959 намечалось построить и реконструировать 600 км дорог республиканского и областного значения, в том числе дороги Душанбе -Куляб. За счет средств капитального ремонта предполагалось произвести работы по устройству черных покрытий с применением сирой нефти на дорогах протяженностью до 400 км.13 Это обеспечило прочность эксплуатации дорог.

Далее другим источником ресурсов на строительство, ремонт и содержание всех местных дорог региона являлся участие колхозов, совхозов, предприятий и организаций района, поступление от которых в виде отработки на ремонте местных дорог или денежных взносов составляло за год не более 130 тыс. рублей. Это не могло, обеспечит не только строительство данной автодороги, но даже поддержания в проезжем состоянии существующей сети местных дорог и искусственных сооружений на них.14 Основные

9 ЦГА РТ. Ф.894, Оп.6, Д.29, Л.10.

10 ЦГА РТ Ф.894, Оп.6, Д.29, Л.30.

11 Шарифов А. Архитектура автомобильных дорог республики Таджикистан (Пути совершенствования). - Душанбе Граф полиграф, 2010. -С.24.

12 Там же. - С.24.

13 Арефьев И. А Деятельность Компартии Таджикистана по развитию транспорта в период развертывания строительства коммунизма 1956-1965гг. -Душанбе, -1970. -С.34.

14 ЦГА РТ Ф.1595, Оп.1, Д.5, Л.214.

работы обслуживания дорог определенным участкам занималась Дорожно-эксплуатационные участки. (ДЭУ)

Например, до 1-го сентября 1957г. ДЭУ №4 под руководством С. П. Ильин выполнили план по строительству и ремонту дорог на 93%. В это время они заасфальтировали автомобильные дороги между селами Хрущев, Шаталов, Карл Маркса и Кирова.15 Это обеспечило круглогодичное сообщение между селами и районными центрами.

Одной из больших районов Кулябского региона являлся и настоящее время является Восейский район. В связи с многочисленными заявками колхозов и совхозов о строительстве и ремонте дорог в 1959 г. со стороны ДЭУ №34 в этом районе было построено и отремонтировано 278 км дорог местного и республиканского значения.16 В 1960 году в Кулябском регионе было построена 20 км автомобильной дороги между колхозами имени Шаталова (г. Куляб), «Коммунизм» и Ленин (район Восе). Спустя год начался строительство автодороги от колхоза имени Амиршоева до села Ханабад, закончена 35 километровая дорога в совхозе Кангурт района Совет.17 Так, не только реконструировали дороги, но и построили новых, содействовавших в увеличение перевозных товаров народного потребления и связью между районами и области.

В конце года было проложена 6 километровая автодорога от колхоза имени Ленина до села Сангдара. 18

Таким образом, в 40-х-60-х гг. ХХ в. в Кулябском регионе в трудних условиях Таджикистана, где сети железных дорог были не значительны, автогужевые дороги имели особое значение. В последующие послевоенные пятилетки основные задачи дорожных работников Кулябском региона являлся строительство дорог с твердим покрытием и строительство постоянного типа искусственных сооружений. С этой целью была выделена значительные ассигнования. Кроме дорог республиканского значения основное внимание было направлено на строительство дорог местного значения. Этому способствовало Указ Президиума Верховного Совета Таджикской ССР «Об участии колхозов, совхозов, промышленных, транспортных, строительных и других предприятий и хозяйственных организаций в строительстве и ремонте автомобильных дорог» 26-октября 1958 года.

Литература:

1. Коммунист Таджикистана. - 1946. - 9 август.

2. Дорожное хозяйство Таджикистана. Коммунист Таджикистана. - 1946.- 29 ноября.

3. Рохсозй ахамияти калон дорад// Дакикати Кулоб. -1961. -23 июл

4. Боев Д. Рохи нав// Дакикати Кулоб. -1961. -14 апрел

5. Назиров Сохтмони рох// Дакикати Кулоб. - 1947. - 17-уми апрел

6. Ёшмухаммедов П. Роххоро обод намоем.// Дакикати Кулоб. -1957. -20 сентябр.

7. Арефьев И. А Деятельность Компартии Таджикистана по развитию транспорта в период развертывания строительства коммунизма 1956-1965гг. - Душанбе, -1970. -С.34.

8. Шарифов А. Архитектура автомобильных дорог республики Таджикистан (Пути совершенствования). - Душанбе: Граф-полиграф, 2010. -С.24.

9. ЦГА РТ Ф.1595, Оп.1, Д.5, Л.214.

10. ЦГА РТФ.894, Оп.6, Д.29, Л.10.

11. ЦГА РТ Ф.894, ОП.6, Д.29, Л.26

12. ЦГА РТ Ф.894, Оп.6, Д.29, Л.30.

13. ЦГА РТ Ф.894, Оп.6, Д.29, Л.320.

14. ЦГА РТ Ф.1595, Оп.1, Д.27, Л.146.

15 Ёшмухаммедов П. Роххоро обод намоем.// Дакикати Кулоб. -1957. -20 сентябр.

16 ЦГА РТ Ф.1595, Оп.1, Д.27, Л.146.

17 Рохсозй ахамияти калон дорад. Дакикати Кулоб. -1961. -23 июл

18 Боев Д. Рохи нав// Дакикати Кулоб. -1961. -14 апрел.

РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В КУЛЯБСКОМ РЕГИОНЕ

1946-1960 гг.

Шарипов Н.

В статье на основе источников и литературы прослеживается развитие дорожного строительства Кулябского региона в послевоенные годы.

В послевоенные годы, как и во всех отраслях, народного хозяйства, началось восстановление запущенных участков дорог. Особое внимание уделялось, строительств дорог с твёрдим покрытием, а также строительству долговечных мостов.

Автор основное внимание уделяет строительству дорог местного значения, их значение для развития экономики региона. Статья базируется в основном на архивных источниках.

Ключевые слова: Таджикистан, Куляб, строительство дорог, мост.

ROAD CONSTRUCTION DEVELOPMENT IN KULYAB REGION DURING 1946-1960 YEARS.

Sharipov N.

On the basis of sources and literature, the development of roads construction of Kulyab region in postwar years are reviewed in this article.

All branches, including national economy and the reconstruction of road started during postwar years. Great attention was paid to the construction of roads with hard surfaces as well as the construction of durable bridges.

The author paid a great attention to the construction of the roads of local areas,and their role in the development of the region economy. The article is mainly based on archive sources.

Key words: Tajikistan, Kulyab, construction of roads, bridge.

Сведения об авторе: Шарипов Нахтулло - аспирант 2-го года обучения факультета истории Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, тел.: (+992) 918 947518.

Information about the author: Sharipov Nahtullo - postgraduate of second year of history faculty, Tajik State Pedagogical University name after Sadriddin Ainy. Tel.: (+992) 918 947518.

СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕШЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ПРОБЛЕМ ГБАО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Собирова К.Д.

Хорогский государственный университет им. М. Назаршоева

С распадом Советского Союза в 1991 года бывшие республики стали самостоятельными государствами и все те связующие нити, которые соединяли единый социально- политический и экономический комплекс, оборвались безвозвратно.

Каждое из этих государств, рассчитывая на собственную мощь, на свои природные ресурсы, начали самостоятельные пути развития с огромными трудностями. В Таджикистане же, на новом пути с учетом его последнего места в едином народнохозяйственном комплекс бывшего Союза, и особенно разрущаюшая бессмысленная гражданская война отбросила республику назад на нескольких десятилетий. Распад Союза считается одним из значительных событий прошлого века. Он сопровождался социальным кризисом и потрясениями, которые охватывали все советское пространство.

Нынешнее состояние горного Таджикистана можно объяснить одним простым и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.