Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА КАК СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА УФА'

РАЗВИТИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА КАК СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА УФА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человеческие ресурсы / дорожно-транспортная инфраструктура / дорожное обеспечение / транспортная связь / экономическое развитие / отдалённые территории / производственный район / Уфа / human resources / road and transport infrastructure / road provision / transport communication / economic development / remote territories / production district / Ufa

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — А.С. Вышеславцева

Статья рассматривает важность развития дорожного обеспечения в отдаленных районах Калининского района с целью увеличения человеческих ресурсов. Недостаточное качество дорог и дорожно-транспортной инфраструктуры препятствует эффективной транспортной связи для работы в производственном районе города Уфы. Приводится анализ позитивных изменений, связанных не только с обеспечением человеческих ресурсов в отдалённых территориях Калининского района, но и изменения в уровне жизни населения, развитие торговли, образования и здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — А.С. Вышеславцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ROAD AND TRANSPORTATION INFRASTRUCTURE OF KALININSKY DISTRICT AS A STRATEGY OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CITY OF UFA

The article considers the importance of developing road provision in remote areas of Kalininsky district in order to increase human resources. Insufficient quality of roads and road and transportation infrastructure prevents effective transportation for work in the production area of the city of Ufa. The analysis of positive changes related not only to the provision of human resources in remote areas of Kalininsky district, but also changes in the standard of living of the population, the development of trade, education and health care is given.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА КАК СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА УФА»

РАЗВИТИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА КАК СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ГОРОДА УФА

А.С. Вышеславцева, студент

Уфимский университет науки и технологий

(Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-1-69- 74

Аннотация. Статья рассматривает важность развития дорожного обеспечения в отдаленных районах Калининского района с целью увеличения человеческих ресурсов. Недостаточное качество дорог и дорожно-транспортной инфраструктуры препятствует эффективной транспортной связи для работы в производственном районе города Уфы. Приводится анализ позитивных изменений, связанных не только с обеспечением человеческих ресурсов в отдалённых территориях Калининского района, но и изменения в уровне жизни населения, развитие торговли, образования и здравоохранения.

Ключевые слова: человеческие ресурсы, дорожно-транспортная инфраструктура, дорожное обеспечение, транспортная связь, экономическое развитие, отдалённые территории, производственный район, Уфа.

Калининский район городского округа города Уфа является так называемым производственным районом города, имеющим значительную долю промышленных и торговых предприятий. Калининский район не является одним из самых густонаселенных районов, хоть и является крупнейшим по охватываемой площади, находится на краю городской территории и в соответствии с этим Администрация города и района забывают о проблематике дорожно-транспортного обеспечения таких районов.

Дорожно-транспортная инфраструктура - это совокупность видов и форм транспортных структур и транспорта, деятельность которых направлена на создание благоприятных условий для функционирования всех секторов экономики, т.е. набор транспортных материальных, технических систем, которые предназначены для обеспечения социальной, экономической и социально-экономической деятельности человека [1].

Проблемы, с которыми сталкивается Калининской район из-за неэффективной дорожно-транспортной инфраструктуры обширны и касаются не только экономической, но и социальной жизни района.

Пробки на дорогах, узкие выбоины и плохо обслуживаемые дороги приводят к

частым пробкам, увеличивая время в пути и вызывая разочарование у пассажиров.

Плохая транспортная доступность, ограниченная дорожная сеть и неадекватный общественный транспорт затрудняют доступ людей к основным услугам, таким как здравоохранение, образование и возможности трудоустройства.

В свою очередь бизнес и предприятия страдают от снижения доступности, что приводит к снижению клиентского трафика, сокращению продаж и инвестиций.

Население района же преследуют проблемы безопасности. Несовершенная дорожная инфраструктура, отсутствие уличного освещения и неадекватные указатели повышают риск несчастных случаев, травм и смертельных исходов.

Экологическая среда терпит проблему деградации окружающей среды. Плохие дорожные условия приводят к увеличению загрязнения воздуха, шумовому загрязнению и вибрации, которые могут нанести вред окружающей среде и близлежащим экосистемам.

Социальная сфера ограничена доступностью социальных благ для уязвимых групп лиц. Людям с ограниченными возможностями, пожилым людям и людям с затруднениями в передвижении трудно получить доступ к основным услугам, со-

циальной деятельности, свободному передвижению и трудоустройству из-за неадекватной пешеходной инфраструктуры.

Это касается и социальной обеспеченности дееспособного круга лиц, которые могут испытывать трудности при чрезвычайных ситуациях. Машины скорой помощи, пожарные машины и другие службы экстренной помощи сталкиваются с трудностями при быстром прибытии в места экстренной помощи, что потенциально может привести к задержке реагирования и ухудшению результатов социального обеспечения населения экстренной помощью. Плохая дорожная инфраструктура также может помешать службам экстренного реагирования быстро реагировать на стихийные бедствия, усугубляя последствия таких событий.

В целом, жители могут испытывать повышенный стресс, разочарование и снижение общего качества жизни из-за повседневной борьбы с плохой дорожной инфраструктурой, уменьшает привлекательность района. Недвижимость становится более дешевой и непривлекательной, происходит отток квалицированных специалистов из района, что приводит к экономическому спаду района.

Лутина Л.Э. считает, что автомобильную дорогу следует рассматривать как комплекс инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения круглосуточного, круглогодичного безопасного и удобного движения. Конструкция и сложность сооружений зависит от состава движения, от природных факторов - климата, растительности, гидрогеологических условий, почвенно-геологического строения и рельефа местности [2]. К самой же дорожно-транспортной инфраструктуре относятся не только дороги, общественный транспорт, но и такие комплексные сооружения как автобусные остановки, пешеходные переходы различных типов (зебры, подземные, наземные переходы), устройства для защиты дорог от снега, заносов, линии, связи освещения, и другие виды благо-устройств дорог, направленных на обеспечение комфортного и безопасного перемещения как транспорта, так и пешеходов.

Иметь качественную дорожно-транспортную инфраструктуру - значить выполнять все эти аспекты дорожно-транспортной системы, заботиться о благоустройстве и безопасности дорог, учитывая уровень нагрузки различных типов дорожных путей и их место нахождения.

Развитая дорожно-транспортная структура важна для Калининского района как для важнейшей производственной, промышленной точки по ряду причин:

1. Хорошо развитая сеть обеспечивает легкий доступ товаров, услуг и работников производственной сферы к промышленной зоне, обеспечивая транспортную коммуникацию и облегчая передвижение людей и товаров.

2. Также хорошая транспортная инфраструктура обеспечивает эффективную логистику, сокрушение транспортных расходов и средств. Более быстрая доставка сырья и готовой продукции повышает стабильность и эффективность общей цепочки поставок.

3. Промышленная территория с развитой дорожно-транспортной инфраструктурой становится более конкурентоспособной и более привлекательная для бизнес-инвесторов, покупателей и клиентов, что способствует более эффективному экономическому развитию.

4. Эффективная, качественная и стабильная транспортная инфраструктура способствует созданию рабочих мест благодаря своей привлекательности для лиц, являющихся потенциальной рабочей силой, граждане куда охотнее работают в тех районах, где не существует такой проблемы как пробки, сезонные наводнения из-за неровной поверхности дорог или плохая разметка и отсутствие дорожных знаков что влечёт за собой большой риск дорожных аварий.

5. Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры влияет даже на экологию и на улучшение качества жизни внутри производственного района. Хорошо спланированная дорожно-транспортная инфраструктура уменьшает количество пробок, сокращает время в пути и улучшает качество воздуха за счет сокращения выбросов и выхлопов автомобилей. Это улучшает

качество жизни жителей и работников различных сфер на территории Калининского района, делает промышленную зону более привлекательным местом не только для работы, но и для постоянного места жительства [3].

В качестве реализации развития дорожно-транспортной инфраструктуры Калининского района в городе Уфа реализуется национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», кото-

рые реализуются в 84 регионах Российской Федерации.

Для удобного мониторинга национального проекта был создан официальный портал Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», где наглядно демонстрируется результат проделанной работы и планирование будущих работ не только по годам от даты создания проекта в 2017 году, но и по регионам [4].

Рис. 1. Процесс исполнения Национального проекта «Безопасные и качественные дороги»

в Республике Башкортостан

Для того чтобы проанализировать эффективность проекта и понять, насколько дорожно-транспортная инфраструктура изменится в Калининском районе город-

ского округа города Уфа к планируемому 2030 году возьмём данные за последние пять лет от 2019 до 2024 годов.

Таблица 1. Завершенные дорожно-транспортные работы внутри Калининского района городского округа города Уфа в рамках Национального проекта «Безопасные и качествен-

ные дороги»

Год Наименование Протяжённость

2019 ремонт автомобильной дороги Уфа-Шакша (ул. Перспективная) в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан 5,2 км.

Ремонт ул. Кольцевая от ул. А.Невского до ул. А.Ушакова в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан 2,5 км.

ремонт ул. Гончарова от ул. Первомайская до ул. Калинина в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан 0,43 км.

ремонт ул. Архитектурная на участке от ул. Ульяновых до ул. А. Невского в Орджоникидзевском и Калининском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан 0,83 км.

2020 Строительство ул. Валерия Лесунова на участке от ул. Сельская Богородская до бул. Баландина и бул. Баландина на участке от ул. Валерия Лесунова до ул. Ферина в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан 1,26 км.

Ремонт ул. Орджоникидзе на участке от ул. Машиностроителей до ул. Вологодская в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан 1,35 км.

2021 -

2022 Автомобильная дорога общего пользования регионального значения Республики Башкортостан - новый выезд из города Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М-5 "Урал" ("Восточный выезд") 13, 9 км.

Выполнение работ по ремонту подрядной организацией по объекту «ремонт ул. Гвардейская на участке от ул. Шоссейная до ул. Касимовская в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан» 2,5 км.

2023 -

2024 -

По данным таблицы видно, что последние годы никакие ремонтные или строительные работы дорог Калининского района городского округа города Уфа проведены не были, однако по данным на 2024 год планируется выполнение работ по ремонту подрядной организацией в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» по объекту «Ремонт автодороги Шакша - Базилевка на участке от поворота на автодорогу М-5 «Урал» до ул. Беговая, ул. Беговая на участке автодороги от Шакша - Базилевка до автодороги Жи-лино - Базилевка, автодороги Жилино -Базилевка на участке от ул. Беговая до въезда в ГБУЗ РБ РКПБ в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

При этом достоверность данных показателей тоже подвергается сомнению, поскольку ремонт автомобильной дороги Уфа-Шакша (ул. Перспективная) в Калининском районе городского округа город Уфа числится как завершенный в 2019 году проект, однако фактическое состояние

дороги показывает обратную действительность и ремонтные работы там производятся до сих пор.

Также по итогам на 2022 год в Республике Башкортостан были проведены такие мероприятия по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры как:

- установка и эксплуатация 139 светофоров;

- устроение 12 297 пограничных метров освещения;

- строительство 8 548 пограничных метров пешеходных ограждений;

- установление 20 165 пограничных метров барьерных ограждений;

- на конец 2023 года поставлено 272 транспортных средства.

Проблематика состоит в том, что в рамках Национального проекта «Безопасные и качественные дороги» развитие дорожно-транспортной инфраструктуры имеет конечную цель, но не имеет промежуточных плановых целей на конкретный период в конкретных цифрах, из-за чего более чем за половину срока из всех запланирован-

ных работ сделана только менее четверти. Эти показатели явно говорят о том, что к завершению проекта результат не будет таким каким, его видели на этапе планирования, а значит национального проекта недостаточно для эффективного развития дорожно-транспортной системы Калининского района городского округа города Уфа и всей Республики Башкортостан в целом.

Поэтому, для повышения эффективности развития дорожно-транспортной инфраструктуры Калининского района городского округа города Уфа необходимо:

- планировать, проектировать и реали-зовывать долгосрочную стратегию развития дорожно-транспортной инфраструктуры, разбивая долгосрочные цели на среднесрочные и краткосрочные задачи;

- привлекать инвестиции и средства из федерального бюджета на протяжении всего процесса реализации проекта по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры;

- развивать партнерские отношения между государственными, муниципаль-

зацию проекта, и частными, коммерческими организациями, заинтересованными в реализации проекта;

- обеспечивать участие населения и других некоммерческих, негосударственных заинтересованных лиц в процессе планирование, проектирование и реализации проекта, обеспечение обратной связи и постоянного освещения в СМИ всех этапов проекта;

- мониторить и оценивать эффективности мероприятий в рамках проекта по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры для обеспечения тактического регулирования проекта и его адаптивности под внешние и внутренние изменения рабочей среды.

Все эти мероприятия необходимы для процветания региона и его экономического и социального развития, поскольку мероприятия по развитию дорожно-транспортной системы улучшают доступность, логистику, конкурентоспособность и безопасность, одновременно способствуя экономическому росту региона и его экологической и финансовой устойчивости.

ными органами, ответственными за реали-

Библиографический список

1. Загореский И.О., Володькин П.П., Рыжова А.С. Транспортная инфраструктура. Учебное пособие. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. - 228 с.

2. Лутина Л.Э. Транспортная инфраструктцра. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины. - Москва: ИД Академии Жуковского, ВГБОУ ВО «МГТУ ГА», 2021. -11 с.

3. Берман А.Ю. Экономическое значение транспорта // Сборник статей VI Международного научно-практического конкурса. - Пенза: изд. Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. - С. 71-74.

4. Официальный портал Национального проекта «Безопасные и качественные дороги» совместно с Минтранс России и Информавтодор. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bkdrf.ru (Дата обращения 18.05.2024).

DEVELOPMENT OF ROAD AND TRANSPORTATION INFRASTRUCTURE OF KALININSKY DISTRICT AS A STRATEGY OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF

THE CITY OF UFA

A.S. Vysheslavtseva, Student

Ufa University of Science and Technology

(Russia, Ufa)

Abstract. The article considers the importance of developing road provision in remote areas of Kalininsky district in order to increase human resources. Insufficient quality of roads and road and transportation infrastructure prevents effective transportation for work in the production area of the city of Ufa. The analysis of positive changes related not only to the provision of human resources in remote areas of Kalininsky district, but also changes in the standard of living of the population, the development of trade, education and health care is given.

Keywords: human resources, road and transport infrastructure, road provision, transport communication, economic development, remote territories, production district, Ufa.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.