Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
709
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровинская И. В., Расковалова И. А.

В статье рассматриваются проблемы оказания платных образовательных услуг бюджетными учреждениями. Авторы обосновывают целесообразность оказания таких услуг, выделяют основные факторы, определяющие направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, предлагают стратегическую концепцию, на которую следует опираться при решении вопроса об оказании платных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

5. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2013-2015 года [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития Российской Федерации. - 14.12.2012. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/mi-nec/activity/sectюns/macro/prognoz/doc2012Ш4_02 (дата обращения: 01.05.13).

РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

© Боровинская И.В., Расковалова И.А.

Уральский институт фондового рынка, г. Екатеринбург

В статье рассматриваются проблемы оказания платных образовательных услуг бюджетными учреждениями. Авторы обосновывают целесообразность оказания таких услуг, выделяют основные факторы, определяющие направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, предлагают стратегическую концепцию, на которую следует опираться при решении вопроса об оказании платных услуг.

Ключевые слова: платные образовательные услуги, бюджетные учреждения, государственные услуги, образовательные услуги.

Основные цели деятельности бюджетных учреждений это - оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли, ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам.

Однако потребности общества оказываются больше данного установленного объема. Стандартные программы, какими бы качественными они ни были, не могут учесть в полном объеме индивидуальных потребностей людей.

Дополнительное образование призвано, прежде всего, расширить сферу образовательных услуг, дать возможность учащимся получить знания, которые выше государственных образовательных стандартов или не входят в перечень образовательных программ.

Дополнительные услуги нацелены на выявление разнообразных интересов в обществе, развитии способностей людей, развитие их творчества и инициативы. Особое значение дополнительные образовательные услуги имеют в школе, поскольку здесь идет работа с детьми и молодежью. Именно в юном возрасте закладывается основа развития человека и общества.

Организация дополнительных образовательных услуг нужна, для того чтобы каждый учащийся имел возможность получить интересующие его знания и навыки в своей школе не зависимо от того наберется ли группа в 15 учащихся, или только 7-10 человек, а может, и еще меньше [4].

Дополнительные образовательные услуги не финансируются из бюджета и их предоставление возможно только на платной основе. Государство регулирует процесс предоставления платных услуг. В нормативных документах содержится перечень услуг, которые могут быть предоставлены только в рамках бюджетного образования и не могут быть переведены на коммерческую основу. В качестве платных услуг могут выступать только дополнительные услуги.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Но это возможно в той мере, в какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность должна соответствовать основным целям создания некоммерческой организации. Следовательно, такая деятельность может быть только факультативной и никак не основной.

Следует также заметить, что поступления от дополнительных платных услуг - это еще и дополнительные средства для развития материально-технического обеспечения школы и заработка педагогов. Помимо всего, как показал опыт, в сфере внебюджетного дополнительного образования, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей и их детей ответственность за процесс обучения возрастает.

В ст. 45 Закона «Об образовании» к образовательным услугам отнесено «обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с учащимися углублённым изучением предметов и другие услуги». Открытость этого перечня не позволяет однозначно идентифицировать тот или иной вид деятельности.

Необходимо выбрать вид внебюджетной деятельности и государственного / муниципального образовательного учреждения, т.е. того, что не финансируется из бюджета, что делается сверх государственного / муниципального заказа на комплекс бесплатных образовательных услуг, определяемых каждому конкретному образовательному учреждению Учредителем.

Деятельность по привлечению и использованию внебюджетных средств подразделяется на основную и прочую.

Основная деятельность заключается в:

- реализации одной или нескольких образовательных программ, содержании, воспитании обучающихся;

- осуществление научно-методической деятельности, являющейся неотъемлемой частью образовательной деятельности;

- обеспечении и обслуживании образовательного процесса.

Прочая деятельность заключается в осуществлении иной разрешенной

деятельности, приносящей доходы и не относящейся к указанным видам основной деятельности.

Виды основной деятельности, позволяющей получить внебюджетные средства:

Образовательные и развивающие услуги:

- обучение по дополнительным образовательным программам (за пределами государственных образовательных стандартов):

- тестирование школьников;

- репетиторство;

- обучение на курсах по отдельным дисциплинам;

- дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы (например, по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройки и шитью, вязанию, домоводству, танцам и т.д.);

- создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т.д., то есть всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;

- создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;

- создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение).

- прочие образовательные услуги.

Оздоровительные мероприятия: создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и т.д.).

Научно-методическая деятельность:

- создание и передача научной (научно-методической) продукции, объектов интеллектуальной собственности;

- выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты.

Деятельность по обеспечению образовательного процесса:

- учебно-производственная деятельность, реализуемая учебными и учебно-производственными мастерскими, предприятиями и подразделениями общественного питания, предприятиями по оказанию услуг;

- предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;

- предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;

- проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и выставок;

- предоставление ресурсов образовательного учреждения - помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса - в аренду, пользования;

- взносы юридических и физических лиц - благотворительные и попечительские, целевые благотворительные и другие, а также пожертвования, подарки и т.п. [2, с. 13].

Образовательным учреждением выбираются те виды внебюджетной деятельности, для осуществления которых имеются потенциальные возможности.

Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов такой деятельности - учебной, научной и иной.

При организации дополнительных образовательных услуг необходимо соблюсти некоторые правила. Предпринимательская деятельность должна быть отражена в учредительных документах. Учреждение должно получить разрешение на ведение такой деятельности у вышестоящей организации. Для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

Если коммерческая деятельность будет идти в ущерб уставной образовательной деятельности, то учредитель или орган местного самоуправления имеет право ее приостанавливать до решения суда по этому вопросу.

Организация составляет смету доходов и расходов на предпринимательскую деятельность, где указываются источники поступлений и направления использования средств.

Доходы от предпринимательской деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Эти доходы направляются на содержание и развитие материально-технической базы сверх ассигнований из федерального бюджета.

Началу ведения предпринимательской деятельности бюджетного учреждения предшествует разработка бизнес-плана. Бизнес-план включает разработку цели и задач, которые ставятся перед учреждением на ближайшую и дальнюю перспективу, оценку текущего состояния оказываемых образовательных услуг, анализ рынка и информацию о потенциальных потребителях. В нём даётся оценка кадровых, информационных, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции аналогичных услуг.

При выборе видов предоставляемых услуг необходимо учесть конкурентоспособность услуг платной образовательной деятельности. Конкурентоспособность услуг - это сравнительная характеристика их потребительских и стоимостных параметров по отношению к услугам образовательных учреждений-конкурентов. Главными конкурентными преимуществами при оказании платных образовательных услуг выступают более низкие издерж-

ки и специализация учебных заведений как показатели способности удовлетворять особые запросы потребителей за их деньги в рамках предоставления образовательных возможностей. К этому необходимо добавить еще степень уникальности, новизны данных услуг и их качество.

Еще один важный показатель - жизненный цикл платных образовательных услуг, т.е. период, в течение которого они пользуются спросом, реализуются по приемлемым для учебного заведения ценам и сохраняют свою конкурентоспособность. В зависимости от стадии жизненного цикла платной образовательной услуги изменяются доходы и затраты учебных заведений, конкуренция и цены предоставляемых услуг, а также поведение потребителей. Наиболее высокая прибыль и выручка приходятся на стадию зрелости платных образовательных услуг.

Важным моментом в организации платных дополнительных услуг является установление цены на услуги. В маркетинговой практике применяются два основных метода установления цен на платные дополнительные услуги -по полным и по предельным издержкам. Используются также методы определения цены по рентабельности (доходности) инвестиций и по рыночным оценкам, а с помощью метода обеспечения целевой прибыли определяется цена конкретного вида платной образовательной услуги, обеспечивающая при их заданном объеме получение целевой прибыли.

Цели и задачи платной образовательной деятельности воплощаются в стратегической маркетинговой программе, которая постоянно корректируется и дополняется вследствие изменения рыночных ситуаций. Программа необходима для взаимоувязки целей развития учебных заведений с перспективами и направлениями их платной образовательной деятельности. Образовательные учреждения должны иметь стратегическую маркетинговую программу на три-пять лет и соответствующие ее стратегические планы, включающие блоки: 1) целей; 2) стратегии хозяйственного портфеля; 3) стратегии роста [3].

Спрос на образовательные услуги отличается от спроса других благ постоянной востребованностью, обусловленной необходимостью получения субъектами общего и профессионального образования различных уровней. Рынок знаний имеет цикличность, связанную с демографическими сдвигами в национальной экономике. В России наблюдается тенденция увеличения рождаемости, что, безусловно, сказывается на рынке образовательных услуг. Вместе с тем, имеет место рост потребностей в более качественных и современных образовательных услугах. Так, очевидной тенденцией стало получения дополнительного образования и развитие интерактивных форм обучения.

Спрос на рынке образовательных услуг особенно подвержен влиянию вкусов, запросов и предпочтений потребителей. Это связано с тем, что непосредственные потребители на этом рынке - дети в возрасте 6-7 лет и подростки в 14-15 лет не самостоятельны в своем выборе. Его осуществляют их родители и родственники. Более независимы и индивидуальны в своем выборе подростки 16-17 лет, но их выбор обязательно должен согласовываться

с финансовыми возможностями родителей. Происходит выбор между субъективными стремлениями индивидов получить то или иное образование и рациональными подходами к решению этой проблемы со стороны более старшего поколения.

Спрос, а, соответственно, и цена на образовательные услуги зависят от широты выбора взаимодополняемых услуг. В качестве таковых в школах выступают группы продленного дня, факультативные занятия, семинары, проводимые по специально разработанным программам с привлечением вузовских преподавателей, изучение второго или третьего иностранного языка, курсы по выбору.

Отметим, что цена на образовательные услуги для отдельных групп потребителей не имеет значения. Если финансовое положение потребителей образовательных услуг позволяет им обучаться на коммерческой основе, то при прочих равных условиях (цена, специальность, профессия, форма обучения) выбор будет сделан в пользу той образовательной структуры, услуги которой потребитель считает для себя полезными, наиболее полно удовлетворяющими его потребности и предпочтения.

Другая группа потребителей с ограниченными финансовыми возможностями обращается к дополнительным платным занятиям только в случае выявленной серьезной проблемы у ребенка. При выборе во внимание принимается помимо качества услуги также и цена.

На рынке образовательных услуг спрос не обнаруживается столь явной обратной зависимости от уровня цен, более того, при росте стоимости образования скорее наблюдается увеличение спроса. Подтверждением этому является высокий и постоянно растущий спрос на образовательные услуги при постоянном росте цен на них. Однозначно проявляется «эффект Гиффена» -увеличение спроса при росте цен, но наиболее очевиден он на монопольном рынке образовательных услуг, отличающихся своей уникальностью [1, с. 14].

Важным фактором спроса в данном сегменте рынка, определяющим цену услуг, являются доходы потребителей и их потребительские ожидания. Можно утверждать, что если сегодня в системе ценностей образование занимает одно из ведущих мест, то потребительские ожидания в связи с получением образования, его повышением или переквалификацией становятся определяющим фактором, а вовсе не доходы стремящихся к образованию потребителей.

Отметим, что предложение на рынке образовательных услуг зависит от сложившегося уровня рыночных цен и его динамики. При положительной динамике предложение услуг расширяется. В настоящее время предпринимательство, связанное с образовательными процессами и технологиями, считается одним из наиболее социально значимых.

Список литературы:

1. Степанова Т.Е. Проблемы ценообразования на рынке образовательных услуг // Российское предпринимательство. - 2009. - № 5 (53). - С. 12-16.

2. Ткаченко Е.В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе. Екатеринбург, 2010.

3. http ://www. creativeconomy. ru/articles/8911.

4. http://www.rti-mk.ucoz.ru.

ВЕКСЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (НА ПРИМЕРЕ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «ГАЗПРОМБАНК»)

© Бушмакин С.В.

Уральский институт фондового рынка, г. Екатеринбург

По мере развития вексельного обращения в стране у коммерческих банков возникает интерес к различным видам кредитных вексельных операций. Цель кредитных вексельных операций одна - обеспечить клиента банка краткосрочными заемными средствами для организации текущего денежного оборота. Их особенностью является то, что в качестве обеспечения возвратности кредита используются только векселя, при этом если предоставленные векселя обладают высокой ликвидностью, то в процессе принятия решения о предоставлении кредита кредитоспособность самого заемщика играет второстепенную роль. Ключевые слова вексель, банковские операции, краткосрочные займы.

Филиал «Газпромбанк» (ОАО) в г. Екатеринбурге работает на рынке ценных бумаг как профессиональный участник рынка ценных бумаг на основании лицензии на осуществление депозитарной, брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами.

Филиал АБ «Газпромбанк» (ОАО) в г Екатеринбурге осуществляет свою банковскую деятельность на основании Генеральной лицензия Банка России: № 354, кроме этого исследуемое банковское учреждение имеет лицензию Федеральной комиссии по ценным бумагам России на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов № 22-000-0-00021 от 13 декабря 2000 года без ограничения срока действия.

В соответствии с условиями лицензирования филиал АБ «Газпромбанк» (ОАО) в г. Екатеринбурге предлагает своим клиентам следующие виды банковского обслуживания:

- комплексное расчетно-кассовое обслуживание в России и за рубежом на основе собственного Расчетного центра, региональной и корреспондентской сети головного Банка;

- услуги Расчетного центра;

- обеспечение международных операций и расчетов по зарубежным проектам и импортно-экспортным контрактам клиентов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.