Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
УДК 378
РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ю. Б. Козлова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассматривается актуальность изменений в технологиях дистанционных форм обучения. Отражены идеи непрерывного образования. Предложен вектор развития технологий для поддержки идей непрерывного образования. Описана текущая ситуация исследования модели дистанционного педагогического воздействия.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, персонализация обучения, модели информационного педагогического воздействия, непрерывное образование.
DEVELOPMENT OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
Yu. B. Kozlova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
In the technologies of distance learning forms, the actuality of the changes is considered. The ideas of continuing education are reflected. The vector of technology development to support the ideas of continuous education is proposed. The current situation of the study of the model of distance pedagogical impact is described.
Keywords: distance educational technologies, personalization of teaching, models of information pedagogical influence, continuous education.
Образовательные технологии вынуждены сегодня претерпевать изменения, поскольку в обществе меняется отношение к образовательному процессу. Можно выделить ряд причин, по которым активный современный преподаватель учебного заведения уровня высшего или среднего специального образования должен понять, что классические методы преподавания изживают себя и нужно искать, развивать новые образовательные модели, которые будут востребованы обществом. Среди данных причин можно отметить повсеместное повышение эффективности труда преподавателя за счет увеличения нагрузки и сокращения штатов, оптимизацию выделения бюджетных мест, общее снижение мотивации к обучению в обществе. Однако на фоне негативных особенностей трудовой деятельности работников сферы образования можно отметить и положительную тенденцию. Сегодня активно обсуждаются идеи непрерывного образования, что означает увеличение числа обучающихся и потенциальную востребованность труда преподавателя. Рассмотрим далее, какие качественно новые особенности учебного процесса требуют идеи непрерывного образования.
Непрерывное образование охватывает весь процесс жизни человека. Обучение не ограничено местожительством. Современная система дистанционного образования позволяет учиться независимо от того, где проживает человек. Непрерывное образование предполагает наличие системы открытого образования - новой модели образования, исходящей из от-
крытости мира, процессов познания и образования человека. В непрерывном образовании реализуется принцип самообразования, согласно которому ученик реально является субъектом учебного процесса. В основе непрерывного образования лежит интенсивная самостоятельная работа учащегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также лично. Цель непрерывного образования не в том, чтобы учить человека всю жизнь, а в том, чтобы он учился сам. Но это означает пересмотр целей, средств и содержания традиционного образования, которое должно вооружить человека готовностью к переподготовке и в связи с этим - готовностью к целеполаганию, адекватной самооценке, рефлексии, умением перестраивать свою деятельность, способностью к самоорганизации [1; 2].
Логически осмыслив идеи непрерывного образования, становится понятно, что актуальная на сегодняшний день работа преподавателя - это подготовка образовательного контента для дистанционных образовательных технологий. И наряду качеством и ценностью содержательной составляющей не мене важны дистанционные педагогические воздействия - информационные педагогические модели, которые способны будут поддерживать готовность к переподготовке, поддержку самоорганизации и мотивацию обучающихся.
Решетневские чтения. 2018
Для разработки и адаптации таких моделей нужны исследования, которые вполне можно проводить, внедряя информационные педагогические модели в учебный процесс для заочных форм магистратуры. Данная целевая аудитория в большей степени, чем студенты уровня бакалавриата, подходит для исследования эффективности дистанционного педагогического воздействия. Студенты магистранты заочных внебюджетных форм менее зависимы от таких сторонних факторов, мотивирующих к обучению как стипендия или параллельное обучение на военной кафедре. Больше того, они в любой момент могут продемонстрировать свое недовольство качеством учебного процесса, прервав обучение по собственному желанию.
Можно сказать, что в рамках нашей работы сегодня исследование дистанционного педагогического воздействия на начальном этапе. Есть группа студентов магистрантов заочной внебюджетной формы обучения, есть система управления курсами - среда Moodle, которая позволяет встраивать скрипты, реализующие модели дистанционного педагогического воздействия. На фоне магистерских диссертаций развиваются идеи персонализации дистанционного обучения и повышения практико-ориентированной составляющей обучения за счет эмуляционных процессов [3-5].
На данном этапе персонализация дистанционного обучения является основной идеей развития дистанционной образовательной технологии. Заключается она в том, что на фоне личностных психофизиологических особенностей и параллельной к обучению трудовой и бытовой нагрузке, у каждого человека есть определенные суточные колебания физиологической готовности к достижению результата. Если при записи обучающегося на курс, совместно с ним определить (предложить заполнить) график цикличной недельной или двухнедельной нагрузки, то можно для данного обучающегося составить временной опорный график изучения предлагаемой курсом информации, следуя которому, обучающийся получит комфортное и эффективное освоение курса. Модель разрабатывается с учетом анализа цифрового следа обучения и коррекции рекомендуемого графика.
Библиографические ссылки
1. Непрерывное образование [Электронный ресурс] // Гуманитарно-правовой портал. URL: http// psyera.ru (дата обращения: 01.06.2018).
2. Пережовская А. Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь : Меркурий, 2015. С. 38-41.
URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7617/ (дата обращения: 24.08.2018).
3. Ковалев В. Г., Козлова Ю. Б. Проектирование персонализации для дистанционного обучения // Образовательная среда сегодня: теория и практика : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 дек. 2017 г.). Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 97-100.
4. Козлова Ю. Б. Комфортная продолжительность обучения для дистанционных форм дополнительного образования [Электронный ресурс] // Сетевая организация дополнительного профессионального образования университета - опыт и перспективы развития: материалы Всерос. с международным участием научной интернет-конференции» / КГПУ им. В. П. Астафьева. 2016. URL: www.dpo.kspu.ru (дата обращения: 24.08.2018).
5. Манылов Д. Ю. Разработка эмуляционной среды решения задач для улучшения процесса обучения // Решетневские чтения : материалы XXI Междунар. науч.-практ. конф. / СибГУ им. М. Ф. Решетнева. Красноярск, 2018. C. 347-349.
References
1. Continuing education [Electronic resource] / Humanitarian portal. Access mode: http // psyera.ru (date of visit: 01.06.2018)
2. Perezhovskaya A. N. [Continuing education: goals, tasks, content, functions, development prospects]. // Problems and perspectives of the development of education : materials VI Intern. sci. Conf. (Perm, April 2015). Perm : Mercury, 2015. P. 38-41. URL: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/149/7617/ (date of visit: 24.08.2018). (In Russ.)
3. Kovalev V. G., Kozlova Yu. B. [Designing personalization for distance learning]. // Educational environment today: theory and practice: materials IV Intern. scientific-practical. сonf. (Cheboksary, Dec. 9, 2017) / Cheboksary: CNS Interactive Plus, 2017. Р. 97-100. (In Russ.)
4. Kozlova Yu. B. [Comfortable duration of training for distance forms of additional education]. // Materials of the All-Russian scientific Internet conference "Network organization of additional professional education of the university experience and perspectives of development", KSPU them. V. P. Astafeva. Krasnoyarsk, 2016. Access mode: www.dpo.kspu.ru (date of visit: 24.08.2018). (In Russ.)
5. Manylov D. Yu. [Development of an emulation environment for solving problems to improve the learning process]. // Proceedings of the XXI International Scientific and Practical Conference "Reshetnev Readings". Krasnoyarsk, SibSU of them. M. F. Reshetnev, 2018. P. 347-349. (In Russ.)
© Козлова Ю. Б., 2018