УДК 378.147
Н.С. Швайкина*
РАЗВИТИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНЖЕНЕРОВ-МЕНЕДЖЕРОВ
В статье представлены особенности деятельности инженеров-менеджеров, на основании которых доказывается необходимость формирования дискурсивной компетенции с помощью иностранного языка. Автор на основе анализа функций данной специальности предлагает использовать технологию обучения в сотрудничестве. Описаны некоторые упражнения, которые могут быть использованы на занятиях, показана их эффективность в формировании дискурсивной компетенции.
Ключевые слова: дискурсивная компетенция, студенты, технологии обучения, иностранный язык, инженеры-менеджеры.
Современные требования к подготовке инженеров-менеджеров, вызванные вхождением России в международное образовательное пространство, а также требования российского образовательного стандарта третьего поколения и взятые правительством обязательства по вхождению России в Болонский процесс вызвали необходимость осмысления ценностей, целей, приоритетов в области профессиональной подготовки будущих специалистов.
Современный инженер-менеджер — это специалист, который дает технико-экономическое обоснование проектов реконструкции действующих и создания новых объектов и производств, определяет экономическую эффективность внедряемой новой техники, средств и систем автоматизации, организации и управления производством (хозяйством), а также осуществляемых мероприятий в области организации труда и производства. Однако это традиционное представление об инженерах не отражает специфику их деятельности на современном этапе в связи с тенденцией интегрированной подготовки инженерных кадров. Согласно современной концепции инженерного образования, которая представляет специалиста в процессе развития, инженер-менеджер обладает одновременно теоретическими знаниями и практическими навыками инженера, экономиста и менеджера [6]. Сочетание различных видов деятельности повышает значимость гуманитарной подготовки наравне с технической. Выпускники инженерных факультетов в своей будущей
* © Швайкина Н.С., 2008
Швайкина Нина Сергеевна — кафедра лингвистики, межкультурной коммуникации и социокультурного сервиса Самарского государственного архитектурностроительного университета
профессиональной деятельности должны будут управлять коллективами либо работать в них, что потребует определенных коммуникативных умений, которые входят в понятие «дискурсивной компетенции».
Дискурсивная компетенция предполагает высокий уровень сформи-рованности умений и навыков организации речи, логичного, последовательного и убедительного ее выстраивания с целью решения определенной коммуникативной задачи и достижения коммуникативной цели [9]. Помимо высокого уровня коммуникативных умений «дискурсивная компетенция» — это совокупность знаний об экстралингвистических факторах, влияющих на ход и результат общения, таких как: цели высказываний обоих речевых партнеров; психологическое состояние говорящего и слушающего; отношение к теме разговора говорящего и слушающего (Н.Д. Арутюнова, С.А. Богдасаров). Необходимость формирования данного вида компетенции у студентов — будущих инженеров-менеджеров связана со спецификой их профессиональной деятельности и новыми требованиями к специалистам данного профиля, владеющими иностранным языком для профессиональных целей. Расширяются функциональные обязанности инженера-менеджера: в процессе решения профессиональных задач он выполняет организационную, управленческую, контролирующую и коммуникативную функции, в основе которых лежит цель по достижению положительных результатов внедрения и разработки проекта с помощью организации и регуляции взаимоотношений внутри временного коллектива, чего данный специалист может достигнуть с помощью сформированной дискурсивной компетенции.
С целью формирования дискурсивной компетенции на занятиях по иностранному языку создается такая образовательная среда, в которой внешняя мотивация соответствует внутренней, так как отсутствие равновесия между ними вызывает подавление познавательной активности. Следовательно, задача преподавателя заключается в том, чтобы отобрать профессиональные ситуации обучения, предполагающие взаимодействие в коллективе, соизмерение поведенческих действий с условиями окружающей среды, их корректировку. Погружение студентов в имитируемую среду способствует формированию жизненно и профессионально важного личностного умения [3]: умения управлять собой (согласно социально-когнитивной теории А. Бандуры, это саморегуляция).
Исследования А. Бандуры имеют принципиальное значение для построения модели личности будущего инженера-менеджера, деятельность которого связана с управлением проектами и регуляцией своего поведения и поведения других его участников. Поведенческие диспозиции и внешнее окружение не следует трактовать как раздельные понятия, так как одно определяет действие другого. Окружение исключительно потенциально и актуализируется при соответствующих действиях. Поведение частично определяет, какие из многих потенциальных влияний окружения придут в движение и какие формы они приобретут; влияния окружения определяют, какие сценарии поведения будут развиваться и актуализироваться [10]. Следовательно, вся деятельность человека (профессиональная и повседневная) — это двустороннее влияние, когда ок-
ружение влияет на поведение, а поведение воздействует на окружение.
Исследования в сфере социальных отношений показали, что поведение одного человека активизирует особые реакции из репертуара другого человека, который, в свою очередь, побуждает реципрокные противодействия, взаимно формирующие социальную среду в предсказуемом направлении. Насколько человек реализует компоненты своей личности или роли, влияет на готовность других людей к сотрудничеству.
Существует множество точек зрения на основные компоненты саморегуляции. O.A. Кузьмичева определяет «саморегуляцию» как умение управлять собой. A. Бандура связывает саморегуляцию с самоэффективностью — осознанием своей способности выстраивать свое поведение относительно специфической задачи или ситуации; A. Пасленов рассматривает саморегуляцию как умение достичь равновесия внутри системы «личность — социальная среда» [5]. Таким образом, саморегуляция требует способностей, входящих в структуру понятия «дискурсивная компетенция», и составляющие этого понятия нельзя ограничивать выбором правильных языковых средств для выражения мысли в соответствии с определенным жанром дискурса (текста) устной и письменной речи. Требуется правильное языковое и социальное поведение в соответствии с установками и изменениями окружающего пространства.
Необходимость формирования дискурсивной компетенции определяется изменениями в деятельности инженеров-менеджеров на современном этапе. В связи с введением на предприятиях временных коллективов для работы над проектами усложняются функциональные обязанности инженера-менеджера (принятие ролей руководителя или подчиненного, постоянная смена руководителей), что требует развития организаторских умений.
Вступление в Болонский процесс изменило требования к подготовке специалистов, которая приняла другие направления. Согласно документу Европейской комиссии, под руководством которой происходит модернизация образовательного пространства, необходимы более тесные связи между вузом и предприятием с целью распространения и внедрения новых знаний в экономике и обществе [8]. В России подготовка инжене-ров-менеджеров соответствует требованиям Болонского процесса: крупные компании, как Лукойл и Газпром, активно участвуют в разработке и корректировке программ подготовки инженерных кадров, кооперируют с вузами и создают объединения, которые называются учебно-научные и инновационные комплексы (УНИК), что актуализирует задачу формирования умений выстраивать свою речь последовательно, убедительно и логично для достижения гармоничной атмосферы в коллективе.
Полноправное вхождение отечественного производства в мировой рынок высокотехнологичной продукции требует создания эффективной системы непрерывного сбора информации о производимых изделиях и обеспечения информационной поддержки всех этапов их полного жизненного цикла. Такая единая информационная среда объединена в CALS технологий, освоение которых способствует повышению конкурентоспособности продукции за счет эффективного управления информаци-
онными ресурсами. Разработчики проектов изделия взаимодействуют в режиме реального времени и могут моделировать и видоизменять проект одновременно в сети, обсуждая друг с другом свои решения [1].
Выход специалистов инженеров-менеджеров на мировое пространство формирует спрос на выпускников с хорошим знанием иностранного языка, который является необходимым средством обучения инжене-ра-менеджера основам профессиональной деятельности, влияющих на формирование профессиональных умений, что доказано в исследовании З.А. Сазонова и В. Д. Журавского, которые предлагают использовать творческие преподавательские коллективы по решению профессиональных задач. Таким образом, становится целесообразным применение технологий обучения в сотрудничестве [2]: традиционные (классическое) лекционное обучение; система «аудитор» или консультант (управление индивидуально-направленное, вербальное); обучение в малых группах (управление рассеянное или вербальное, с элементами сотрудничества; компьютерное обучение (управление рассеянное или автоматизированное). В этих технологиях заложены гуманистические и рационалистические образовательные традиции, в ходе освоения которых студент формирует свою образовательную траекторию, учится активно осуществлять коммуникативное взаимодействие, убеждать в своих знаниях других людей, этично и тактично побуждая членов коллектива к принятию и соглашению с его решением, создавая здоровый творческий климат, что способствует обмену мнениями и открытой критике.
В ходе исследования на занятиях по английскому языку нами использовались упражнения, способствующие развитию коммуникативных умений, умений убедительно и логично выстраивать речь, добиваясь желаемого эффекта. Ответы студентов не должны быть воспроизведением изучаемого материала, а, наоборот, должны быть направлены на продуктивную речевую деятельность. Разрабатываются вопросы, предполагающие разнообразные варианты ответов, которые сформулированы правильно с точки зрения стратегии и тактики построения и реализации выступления. Задания, обеспечивающие формирование дискурсивной компетенции, включают ознакомление с дискурсом путем его аудиовизуального предъявления и вступительной беседы преподавателя; тренировку восприятия и анализ нескольких дискурсов одного типа для закрепления языковых средств, воспроизведение дискурсов на свободное общение. В итоге приобретается культура ведения дискуссии, определенная психологическая готовность к взаимодействию. Роль фасилита-тора (ведущего), принимаемая студентом, развивает умение сотрудничать, вырабатывать общую точку зрения в условиях коллективной деятельности.
Технология обучения в сотрудничестве имитирует реальное общение в проблемной ситуации, с которой могут столкнуться будущие специалисты. Отрывки на английском языке газетного текста по профессиональной тематике изучаются, переконструируются и обсуждаются коллективно. Выполняя разные виды заданий, студенты учатся подготовке устного выступления, работе в команде.
С помощью обучения тематической категоризации текстов по специальности стимулируется научно-исследовательская деятельность студентов. Дополнением является метод поискового чтения, с помощью которого усваиваются новые лексические единицы и грамматические конструкции.
Введение технологии обучения в сотрудничестве обусловлено необходимостью подготовки специалиста, активно включающегося в профессиональную деятельность. Таким образом, имитируется специфика будущей профессиональной деятельности, которая связана с управлением проектами и координацией взаимоотношений в коллективе с целью объединения усилий для достижения целей производства. Способность к кооперативным действиям приобретается благодаря совместной творческой деятельности, в ходе которой формируется дискурсивная компетенция будущих инженеров-менеджеров.
Библиографический список
1.Дежина, И. Инженерное образование и инновационная деятельность в России / И. Дежина //Высшее образование в России. — 2005. — №10. — С. ПО-118.
2.Журавский, В. «Работа в команде» как педагогический принцип / В. Журавский, 3. Сазонова // Высшее образование в России. — 2005. — №8 — С.3 — 8.
3.Кузьмичева, О.А. Профессионально-личностная модель специалиста / О.А. Кузьмичева. — М.: МГУ, 1989. — 134 с.
4.Кустов Ю.А. Личностные качества будущего специалиста / Ю.А. Кустов, П.П. Саксонова. — Самара: Самарский государственный технический университет, 2004. — 214с.
5.Пасленов, А. Социально-психологические механизмы формирования интеллектуально-корпоративной компетентности / А. Пасленов // Высшее образование в России. — 2007. — № 6. — С. 95-102.
6.Романишин, Л.Э. Многоликий менеджер / Л.Э. Романишин // Вопросы управления предприятием. — 2006. — № 2. — С. 10-21.
7.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 240с.
8.Слепухин, А. Инженерное образование в свете Болонского процесса / А. Слепухин, Л. Катюченко // Высшее образование в России. — 2006. — №6. — С. 56-64.
9.Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Е.Н. Соловова. — М.: Просвещение, 2005. — 239с.
10.Bandura, A. Social cognitive theory. — Greenwich, CT: JAI Press., 1989. — Vol. 6. — 266p.
N.S. Shvaikina
DEVELOPMENT OF DISCURSIVE COMPETENCE OF ENGINEERS-MANAGERS
In the paper the peculiarities of the profession of engineers-managers that give the foundation for the necessity of formation of discursive competence with the help of the English language is represented. Based on functions analysis of this specialty, the author suggests using the technology of collaborative learning. Various exercises that can be used at the lessons and their efficiency in formation of discursive competence is highlighted.
Key words and phrases: discursive competence, student, technology of education, foreign language, engineermanager.
Статья принята в окончательном варианте 27.08.08 г.