Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ'

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
речь / методика / игра / дошкольный возраст / диалогическая речь / сюжетно-ролевая игра / speech / methodology / game / preschool age / dialogic speech / story-role-playing game

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свиридова С.А., Фёдорова Т.А.

В статье раскрываются особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования сюжетно-ролевой игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свиридова С.А., Фёдорова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIALOGIC SPEECH OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF STORY-ROLE-PLAYING GAME

The article reveals the features of the development of dialogic speech of older preschool children in the process of using a story-role-playing game.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ»

УДК 37 Свиридова С.А., Фёдорова Т.А.

Свиридова С.А.

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

Научный руководитель: Фёдорова Т.А.

кандидат педагогических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Аннотация: в статье раскрываются особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования сюжетно-ролевой игры.

Ключевые слова: речь, методика, игра, дошкольный возраст, диалогическая речь, сюжетно-ролевая игра.

Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества.

В дошкольном возрасте интенсивно происходит развитие не только многих органов и систем детского организма, но и развитие речи. Совершенствуется фонетическая сторона, увеличивается словарный запас, ребенок начинает осознавать речевую деятельность, в общем, появляются сложные речевые конструкции. Дошкольник активно овладевает речью, ведь это

дает ему возможность удовлетворить свои потребности в общении с детьми и взрослыми.

Важное значение для гармоничного развития имеет правильная речь человека, основные принципы которой формируются еще в дошкольном возрасте, в частности больше всего речь ребенка совершенствуется в старшем дошкольном возрасте, когда дети готовятся к поступлению в школу. Много ученых, педагогов, психологов занимались проблемой развития речи детей дошкольного возраста, каждый из них дает свое определение этому понятию. Наиболее общим можно считать: «речь — это процесс овладения и употребления языка для общения, а также создания и передачи сообщения» [1].

В старшем дошкольном возрасте речь детей достигает высокого уровня развития по сравнению с ранним, младшим и средним дошкольным возрастом. Дети правильно произносят все звук, но могут встречаться неточности, в результате органического поражение аппарата, или со сменой молочных зубов на постоянные (в таком случае детям нужна помощь в правильном становлении звуков и отработки навыков правильного говорения в обыденной жизни).

Развитие диалогической речи имеет свои возрастные особенности.

Проблемой формирования диалога у детей дошкольного возраста занимались такие учёны, как М. М. Алексеева, А. Г. Арушанова, Э. П. Короткова, А. Р. Лурия, Т. Слама-Казаку, Е. М. Струнина, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Е. А. Флёрина, А. В. Чулкова, В. И. Яшина и другие.

Под диалогом мы понимаем - не просто бытовой ситуативный разговор, а богатую мыслями произвольную контекстную речь, вид личностного взаимодействия, содержательного общения.

Диалогическая речь — (от греч. - беседа, разговор двоих) подразумевает форму (тип) речи, состоящую из обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта.

Диалогическую речь можно развивать разными средствами. По мнению таких ученых, как Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, Е.О Смирновой, одним

из наиболее эффективных для дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Как педагогический метод, сюжетно-ролевая игра оказывает глубокое влияние на развитие личности ребенка, его познавательную, эмоциональную сферу, развитие коммуникативных способностей.

Поскольку ведущей деятельностью в дошкольном возрасте считается игра, то ей отводится главное место в развитии речи ребенка.

Сюжетно-ролевая игра — образная игра по определенному замыслу детей, которая раскрывается через соответствующие события (сюжет, фабула) и разыгрывание ролей. По своему содержанию она отражает человеческую деятельность, взаимоотношения между людьми. В сюжетно-ролевых играх дети пытаются по-своему отразить окружающий мир, создавая необходимые условия. Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, совместно решают поставленные речевые задания [2].

Со стороны педагогики игру можно считать формой организации образовательного процесса, которую можно применять для формирования и развития речи. Обучение речи должно начинаться с мотивации, что способствует лучшему усвоению учебного материала и более активному включению детей в игру.

Сюжетно-ролевые игры, построенные на межличностном взаимодействии, осуществляются благодаря общению. Также сюжетно-ролевую игру можно отнести к образовательной потому, что она определяет выбор языковых средств, развития языковых навыков и умений, дает возможность рассмотреть общение детей в разных языковых ситуациях.

По мнению Д. В. Менджерицкой: «...Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи...» [3].

Воспитатели в процессе игры, особенно на ранних этапах ее становления, много разговаривают с детьми, поэтому это стимулирует даже малоговорящих детей высказываться, побуждает их к речевому взаимодействию с помощью вопросов, не спешит приходить на помощь без вербального запроса от ребенка.

Так постепенно речевая активность детей в игре развивается все больше и больше.

На всем этапе дошкольного детства меняется не только сюжетная сторона игровой деятельности дошкольников, но и временная, игры становятся из года в год все продолжительнее. Так, время, которое в среднем затрачивают младшие дошкольники на сюжетно-ролевую игру, составляет 10-15 минут. У детей среднего дошкольного возраста данный временной промежуток на сюжетно-ролевую игру составляет 40-50 минут. У детей же старшего дошкольного возраста игра в среднем может занимать несколько часов и даже растягиваться на несколько дней [4]. Это значит, что дети старшего дошкольного возраста обогащают игру новым содержанием, придают ей иную направленность благодаря углублению и расширению знаний, развитию мышления, воображения.

В старшем дошкольном возрасте дети умеют договариваться заранее об игре, ее замысел может обсуждаться коллективно. Замысел игры порой бывает достаточно сложным, что требует от детей умения подобрать к ней атрибуты, материалы, а иногда даже самостоятельно изготовить. Игры старших дошкольников постоянно усложняются самими детьми, дополняются новыми сюжетами и эпизодами. В такой игре дети имеют возможность в полной мере удовлетворить свою потребность с помощью слова, помочь проявить свои мысли и чувства, осознать переживания партнеров по игре, согласовать с ними свои действия [1].

Общие и наиболее распространенными считаются такие сюжетно — ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Поликлиника», «Я — водитель», «Парикмахерская», «Зоопарк», «Магазин — Супермаркет», «Моряки- рыбаки», «Почта».

Каждая игра требует специальной подготовки со стороны педагога и детей, а иногда и со стороны родителей. Дети, готовясь к игре, изготавливают костюмы или кукол, иногда с помощью родителей, разучивают стихи, читают

литературные произведения, беседуют на определенные темы, связанные с предстоящей игрой.

В ходе работы используются следующие методы развития диалогической

речи:

— чтение стихов по ролям,

— беседа по картинкам,

— совместное рассказывание,

— драматизация,

— игровые методы.

Сюжетно-ролевая игра является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Ролевые диалоги в сюжетно-ролевой игре являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры.

Сюжетно-ролевая игра позволяет старшим дошкольникам в непринужденной форме спонтанного моделирования жизненной ситуации, присущей игровому взаимодействию, освоить присущие выбранным тематическим ситуациям диалоги, усвоить речевые формулы, необходимые для общения в данных ситуациях. Эти речевые формулы запоминаются детьми тем более легко, чем более эмоционально воспринимают они игровую ситуацию.

Перед каждой сюжетно-ролевой игрой, проводилась предварительная работа: читали детям по данной тематике, показывали иллюстрации, давали домашнее задание родителям посмотреть с детьми художественный фильм по тематике занятия.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра, проходящая под контролем воспитателя, который направляет и корректирует речевое общение детей, подсказывает и напоминает нужные обороты для ведения диалога, является прекрасным средством коррекции диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Одним из самых эффективных средств развития диалогической речи у дошкольников является сюжетно-ролевая игра, которая имеет четкую коммуникативную направленность. Задачи сюжетно-ролевой игры

в области общения широки и многосторонни, они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность), а также ряд навыков поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воронина Ю.А., Шумилова Д.К. Проблема организации диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе сюжетно-ролевой игры // Царскосельские чтения. - 2018. - С. 302-305;

2. Галеева Е.В., Бартош Н.Н. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - T. 5. № 2(15). - С. 127-131;

3. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников / А. В. Чулкова. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. - 220 с;

4. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов учреждений высш. профес. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева, под общ. ред. В.И. Яшиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448с;

5. Янге Е. Ролевые игры для детей / Е. Янге. - Ростов на/Д.: Феникс, 2013. -174с;

6. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов учреждений высш. профес. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева, под общ. ред. В.И. Яшиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448с.

Sviridova S.A., Fedorova T.A.

Sviridova S.A.

Khakass State University (Abakan, Russia)

Scientific advisor: Fedorova T.A.

Khakass State University (Abakan, Russia)

DEVELOPMENT OF DIALOGIC SPEECH OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF STORY-ROLE-PLAYING GAME

Abstract: the article reveals the features of the development of dialogic speech of older preschool children in the process of using a story-role-playing game.

Keywords: speech, methodology, game, preschool age, dialogic speech, story-role-playing

game.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.