Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДИАЛОГА С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ПРИМЕРЕ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГА С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ПРИМЕРЕ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
92
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ГОСКОРПОРАЦИЯ «РОСАТОМ» / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Головихина Ольга Сергеевна

В статье обсуждаются особенности выстраивания диалога атомной отрасли с общественными экологическими организациями в отсутствие общественного запроса на развитие атомной энергетики. Показано, что в контексте необходимости перехода от концепции приемлемости атомной энергетики к концепции ее востребованности значительную роль играют общественные экологические организации и входящие в них эксперты, ученые. Представлен исторический срез общественной деятельности в области охраны окружающей среды от зарождения до современного этапа, когда общественные экологические организации получили возможность влиять на принятие важных политических решений относительно развития отраслей экономики (на примере атомной отрасли). Выделены значимые виды деятельности общественных экологических организаций: с одной стороны, действия активистов, объединенных одной идеей (пикеты, протестные акции, митинги), с другой - участие граждан в выработке и принятии решений органами власти путем ведения конструктивного диалога и принятия согласованных с обществом решений. Сформулированы условия, при которых должна быть обеспечена эффективная деятельность экспертного экологического сообщества. Сделан вывод о том, что общественные экологические организации стали оказывать значимое влияние на принимаемые государственными органами решения благодаря тому, что их лидерами выступили представители интеллигенции и ведущие специалисты: военные, ученые, политические деятели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Головихина Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING DIALOGUE WITH PUBLIC ENVIRONMENTAL ORGANIZATIONS: THE CASE OF THE RUSSIAN NUCLEAR INDUSTRY, ITS PROBLEMS AND OPPORTUNITIES

The article discusses the main features of the consolidation of the dialogue between the Russian nuclear industry and public environmental organizations in a situation characterized by the declining appeal of the nuclear industry. The research demonstrates that public environmental organizations, experts and academics, play a significant role in the transformation of the social perception of nuclear energy, from its inadmissibility to a new degree of relevance. The article provides a historical overview of the public activity concerning the environmental protection, from its inception to the recent stage, when public environmental organizations gained some influence over the decision-making process concerning the development of some economic sectors (illustrated by the example of the nuclear industry). The author highlights several important types of public ecological organizations activity, from concrete actions of activists (picketing, rallies, protests), to the involvement of citizens in the decision-making process by engaging in a constructive dialogue between the state and the society. The article provides a set of specific conditions which are necessary for an effective cooperation and work of the expert community, reaching the conclusion that public environmental organizations have exercised significant impact on the decisions of public authorities due to the fact that their leaders are members of intelligentsia and leading experts in the field, namely: military servants, scientists, politicians.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДИАЛОГА С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ПРИМЕРЕ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2020. № 6

Ольга Сергеевна Головихина,

советник заместителя генерального директора ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» (ул. Пятницкая, д. 49А, стр. 2, 119017, Москва, Россия), e-mail: osgolovikhina@rosatom.ru

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГА С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ПРИМЕРЕ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье обсуждаются особенности выстраивания диалога атомной отрасли с общественными экологическими организациями в отсутствие общественного запроса на развитие атомной энергетики. Показано, что в контексте необходимости перехода от концепции приемлемости атомной энергетики к концепции ее востребованности значительную роль играют общественные экологические организации и входящие в них эксперты, ученые. Представлен исторический срез общественной деятельности в области охраны окружающей среды от зарождения до современного этапа, когда общественные экологические организации получили возможность влиять на принятие важных политических решений относительно развития отраслей экономики (на примере атомной отрасли). Выделены значимые виды деятельности общественных экологических организаций: с одной стороны, действия активистов, объединенных одной идеей (пикеты, протестные акции, митинги), с другой — участие граждан в выработке и принятии решений органами власти путем ведения конструктивного диалога и принятия согласованных с обществом решений. Сформулированы условия, при которых должна быть обеспечена эффективная деятельность экспертного экологического сообщества. Сделан вывод о том, что общественные экологические организации стали оказывать значимое влияние на принимаемые государственными органами решения благодаря тому, что их лидерами выступили представители интеллигенции и ведущие специалисты: военные, ученые, политические деятели.

Ключевые слова: атомная энергетика, экологические некоммерческие организации, общественное мнение, Госкорпорация «Росатом», охрана окружающей среды, экология.

Olga Sergeevna Golovikhina,

Advisor to the Deputy General Director, National Operator for Radioactive Waste Management (ul. Pyatnitskaya 49Ä, str. 2, Moscow 119017, Russia), e-mail: osgolovikhina@rosatom. ru

DEVELOPING DIALOGUE WITH PUBLIC ENVIRONMENTAL ORGANIZATIONS: THE CASE OF THE RUSSIAN NUCLEAR INDUSTRY, ITS PROBLEMS AND OPPORTUNITIES

The article discusses the main features of the consolidation of the dialogue between the Russian nuclear industry and public environmental organizations in a situation characterized by the declining appeal of the nuclear industry. The research demonstrates that public environmental organizations, experts and academics, play a significant role in the transformation of the social perception of nuclear energy, from its inadmissibility to a new degree of relevance. The article provides a historical overview of the public activity concerning the environmental protection, from its inception to the recent stage, when public environmental organizations gained some influence over the decision-making process concerning the development of some economic sectors (illustrated by the example of the nuclear industry). The author highlights several important types of public ecological organizations activity, from concrete actions of activists (picketing, rallies, protests), to the involvement of citizens in the decision-making process by engaging in a constructive dialogue between the state and the society. The article provides a set of specific conditions which are necessary for an effective cooperation and work of the expert community, reaching the conclusion that public environmental organizations have exercised significant impact on the decisions of public authorities due to the fact that their leaders are members of intelligentsia and leading experts in the field, namely: military servants, scientists, politicians.

Key words: nuclear energy, ecological non-commercial organizations, public opinion, the State Atomic Energy Corporation Rosatom, environmental protection, ecology.

Пандемия коронавируса Covid-2019, закрытие границ, самоизоляция населения и замедление темпов работы целых отраслей экономики — эти события первой половины 2020 г. оттеснили на второй план проблемы глобального потепления и экологии, но как только человечество приспособится к коронавирусу и начнет жить в новых условиях, то восстановятся масштабы производства и немедленно на первый план вновь выйдут прежние вызовы — глобальное потепление и экология. К началу XXI в. человек превысил допустимый уровень воздействия на биосферу примерно в десять раз1. Человечество до сих пор живет в рамках возникшей тысячелетия назад парадигмы, которая обосновывает непрерывный рост потребностей и отношение к природе как к неограниченному резервуару,

1 Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие и нескончаемые дискуссии о нем // Экологический ежегодник. 2008. № 2. С. 6-13.

позволяющему эти потребности удовлетворять, снабжать сырьем и утилизировать отходы.

Как было показано в работах Римского клуба, индустриальное развитие ограничено пределами экологической емкости Земли по потреблению ресурсов и производству отходов. Если его количественные оценки дискуссионны, то наличие экологических ограничений сомнений не вызывает. Загрязнение окружающей среды достигло угрожающих масштабов, главным образом из-за роста энергетики и связанных с ней отраслей промышленности. В книге «Пределы роста. 30 лет спустя» авторы отметили, что со времени издания первого доклада «Пределы роста» (1972) человечество по некоторым критериям превысило пределы устойчивого развития, т.е. описанные в докладе проблемы не только не разрешились, но даже обостри-лись2. За прошедшие полвека было создано много моделей развития человечества, и все они демонстрируют удручающий финал из-за проблем экологии, исчерпания ресурсов и глобального потепления. Одним из способов, позволяющих избежать реализации негативных сценариев, является отказ от сжигания углеводородных энергоносителей на производстве, транспорте и в быту. Международная группа экспертов по изменению климата отметила, что сжигание углеводородных энергоносителей является основной причиной глобального потепления, наблюдаемого с середины прошлого века3.

Единственно возможный ответ на экологический вызов связан с быстрым, на протяжении жизни одного-двух поколений людей, внедрением экологически чистых способов получения энергии, приоритетным из которых является использование ядерной энергии на основе замкнутого топливного цикла с реакторами на быстрых нейтронах4. По словам академика РАН Л.И. Пономарева, «без ядерной энергетики будущего нет у современной цивилизации»5. Следовательно, доля атомной энергетики в энергетическом балансе

2 Медоуз Д., Рандер Й., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя. М.: Академкнига, 2007.

3 Climate Change 2014: Synthesis Report. Contribution of Working Groups I, II and III to the Fifth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change / Eds. Core Writing Team, R.K. Pachauri and L.A. Meyer. Geneva: IPCC, 2015. URL: https:// www.ipcc.ch/site/assets/uploads/2018/02/SYR_AR5_FINAL_full.pdf

4 Капица П.Л. Энергия и физика: Доклад на научной сессии, посвященной 250-летию Академии наук СССР, Москва, 8 октября 1975 г. // Вестник АН СССР. 1976. № 1. С. 34-43; Пономарев-Степной Н.Н. Двухкомпонентная ядерная энергетическая система с замкнутым ядерным топливным циклом на основе БН и ВВЭР // Атомная энергия. 2016. Т. 120. № 4. С. 183-191.

5 Пономарев Л.И. Без ядерной энергетики у нынешней цивилизации нет будущего // Атомный эксперт. 2018. № 3-4. С. 70-75.

современной цивилизации с учетом роста численности населения и энергопотребления неизбежно должна расти, сначала дополняя, а затем и вытесняя традиционные способы получения энергии тепловыми станциями. Однако для этого необходимы поддержка общества и востребованность атомной энергетики. Хотя многие страны признают развитие ядерных технологий важной составляющей в достижении энергетической и технологической обеспеченности, однако общественный запрос на развитие атомной энергетики пока не сформирован. Должен произойти переход от концепции приемлемости атомной энергетики к концепции востребованности, в чем важную роль играют общественные экологические организации и входящие в них эксперты, ученые.

История развития общественных экологических организаций в России берет свое начало с учреждения Всероссийского общества охраны природы в 1924 г., нацеленного на «разработку научных вопросов, касающихся охраны природы в РСФСР и всемерное содействие практическому осуществлению охраны природы путем распространения соответствующих сведений и пробуждения интереса к задачам общества в общественной среде»6. Таким образом, с самого начала перед общественной организацией были поставлены задачи участия научной и прогрессивно мыслящей общественности в сохранении природы и просвещении.

Начальный период освоения ядерных технологий, когда преобладало использование атомной энергии в военных целях, а страны стремились к скорейшему установлению ядерного паритета, характеризовался монополией государств на любую информацию о деятельности, связанной с радиоактивными и ядерными материалами. Вполне естественно, что в течение большей части своей истории атомная отрасль СССР и Российской Федерации была закрыта от общественности. Специалистам и руководителям отрасли запрещались любые формы информирования или взаимодействия с гражданским обществом, что в условиях авторитарного общества было и оправдано, и разумно. В то же время в период оттепели растет активность молодежи в сфере охраны природы и возникают студенческие дружины охраны природы, главной целью которых была борьба с браконьерством, но которые стали школой для будущих общественных экологических активистов.

6 Устав Всероссийского общества охраны природы, утвержден Народным комиссариатом внутренних дел 29 ноября 1924 г. Цит. по: Информационная система «Архивы Московской области». URL: https://arch.mosreg.ru/cgamo/news/ new/509111407#lg=1&slide=1

Временем «взросления» экологического движения в России считается конец 1980-х гг.7, когда политика гласности способствовала обнародованию ранее недоступной информации и обсуждению актуальных экологических проблем. Общество получило доступ к информации из источников, не регулируемых государством и не подвергаемых цензуре. Отмена монополии государства на издательскую деятельность была закреплена Законом СССР 1990 г. «О печати и других средствах массовой информации»8. Важную роль в развитии экологического движения сыграла также возможность свободного обмена данными между учеными благодаря снятию ограничений железного занавеса.

Например, об аварии на Государственном химическом заводе имени Д.И. Менделеева (в настоящее время — ФГУП «Производственное объединение "Маяк"»), считающейся крупнейшей в мире, не было информации в советских СМИ в первые годы и даже десятилетия. Краткие сообщения с различными версиями произошедших событий были опубликованы в апреле 1958 г. в копенгагенской газете «Берлингске Туденде» и в 1976 г. в английском журнале «Нью Сайентист»9. В 1979 г. в США вышла книга «Ядерная катастрофа на Урале» Ж. Медведева10. В открытой печати в СССР сведения об аварии на комбинате «Маяк» в Челябинской области появились только в 1989 г., когда был издан специальный бюллетень «Об аварии на Южном Урале 29 сентября 1957 г.» и этот вопрос обсуждался на сессии Верховного Совета СССР и на совместном заседании Комитета по экологии и Комитета по здравоохранению Верховного Совета СССР11.

С момента принятия Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ институционализируется деятельность НКО, в том числе в сфере охраны окружающей среды. Этому способствовал усиленный поиск партиями (например, партией «Яблоко», созданной в 1993 г.) таких тем, развитие которых

7 Халий И.А. Этапы взаимодействия российского экологического движения с властями // Политическая наука. 2010. № 2. С. 132-157; Халий И.А. Окружающая среда как фактор активности политических партий на местном уровне // Власть. 2014. № 1. С. 27-31.

8 Сулейманова Ш.С. Журналистика между свободой и контролем. Власть и средства массовой информации // Коммуникология. 2014. № 6. С. 201-213.

9 ТолстиковВ.С., КузнецовВ.Н. Кыштымская радиационная авария 1957 года: первые оценки радиационной обстановки после взрыва // Глобальная ядерная безопасность. 2018. № 2. С. 107-115.

10 Medvedev Zh. The Nuclear Disaster in the Urals. New York: W.W. Norton, Incorporated, 1979.

11 См.: Толстиков В.С., Кузнецов В.Н. Указ. соч.

позволило бы увеличить собственный политический вес. Вышеперечисленные факторы привели к появлению, активному развитию и усилению общественных экологических организаций, как общероссийских, так и региональных (WWF России, «Беллона», Российский Зеленый Крест, Гринпис, Российский социально-экологический союз и др.). Перечень общественных экологических организаций пополняется такими региональными организациями, как «Дронт», «Экозащита», «Байкальская экологическая волна», которые в период «атомного ренессанса» сыграют значительную роль во взаимодействии региональных властей и населения относительно проектов развития атомной отрасли.

Характер экологического сообщества во многом определили приверженность демократическим принципам и следование западным ценностям. При этом представители экологического движения использовали различные формы деятельности: от организации активистами, объединенными одной идеей, пикетов, протестных акций и митингов до участия граждан в выработке и принятии решений органами власти путем ведения конструктивного диалога и принятия согласованных с обществом решений. В качестве примеров конструктивного диалога можно назвать:

— поднятые мировой экологической общественностью и правительствами зарубежных стран проблемы наследия холодной войны на Северо-Западе России (хранилища отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов в губе Андреева и Гремихе, выведенные из эксплуатации атомные подводные лодки и суда технологического обслуживания, находящиеся в отстое в судоремонтных заводах, реакторные отсеки утилизированных атомных подводных лодок, находящиеся на плаву в Сайда-Губе) были транслированы через СМИ путем публикации докладов общественной организации «Беллона» (1994, 1996, 2001) о состоянии ядерных и радиационно опасных объектов. Благодаря конструктивному взаимодействию общественных экологических организаций и органов власти были разработаны и согласованы способы решения проблем ядерного наследия и реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению на Северо-Западе России, и к 2019 г. достигнуты

12

значительные результаты12;

— деятельность Российского Зеленого Креста по выработке общественно приемлемых решений и обеспечению конструктивного

12 Программа «Промышленная утилизация вооружений и военной техники (2005-2010) // Федеральные целевые программы России. URL: http://www.programs-gov.ru/18_1.php

диалога при реализации Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»;

— деятельность основателя Гринпис России А.В. Яблокова в качестве члена Государственного Совета Российской Федерации (1991), советника Президента Российской Федерации по экологии и здравоохранению (1991-1993).

Активные публичные действия общественных организаций привели к формированию экспертного сообщества по вопросам развития ядерных технологий. Надо признать, что общественные экологические организации стали оказывать заметное влияние на выработку решений во многом благодаря тому, что их лидерами были высокопрофессиональные специалисты — военные, ученые, политические деятели и представители интеллигенции: С.И. Забелин (Российский социально-экологический союз), С.И. Барановский (Российский Зеленый Крест), А.К. Никитин («Беллона»), А.В. Яблоков (Гринпис России, Партия зеленых).

В 2000-х гг. атомная отрасль получила значительный импульс развития. Активное строительство новых атомных энергоблоков, решение проблем наследия холодной войны, новые направления научных изысканий в условиях высокого уровня радиофобии и радиотревожности требовали обеспечить общественный консенсус по поводу принимаемых государственными органами решений13. С целью развития конструктивного диалога между властью, бизнесом и обществом были созданы общественные советы Федерального агентства по атомной энергии (2006) и Госкорпорации «Росатом» (2008). В задачи общественного совета входили обеспечение информирования населения, просветительская деятельность в области атомной науки и техники, безопасности применяемых технологий. В соответствии с подпунктом «м» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительство Российской Федерации утверждает состав нормативных правовых актов, «которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов», что приводит к возрастанию значимости деятельности общественных советов и общественных экологических организаций14.

13 Мельникова Н.В., Артемов Е.Т., Бедель А.Э., Волошин Н.П., Михеев М.В. История взаимодействия ядерной энергии и общества в России. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018.

14 Постановление Правительства Российской Федерации от 1.09.2012 г. № 877 «Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти,

В мире и в Российской Федерации ситуация с открытостью экологической информации и ее доступностью, а также с вовлечением общественных организаций в деятельность органов власти кардинально изменилась, особенно после аварий в Чернобыле и Фукусиме. Открытый диалог с общественностью стал обязательным. Рекомендации по обязательным консультациям и информированию общественности приняты МАГАТЭ15, обязательное обсуждение с общественностью планов размещения, строительства, эксплуатации объектов использования атомной энергии определено в российском законодательстве16 и в ряде международных документов17.

Оперативный диалог с обществом, предоставление объективной информации, обсуждение и принятие решений с учетом мнения общественных организаций принесло значимые результаты. Например, на заседании общественного совета Госкорпорации «Росатом», посвященном аварии на АЭС Фукусима и оценкам радиационных и экологических последствий, было принято решение о проведении общественных проверок атомных станций и предоставление общественности развернутого обоснования безопасности действующих и строящихся энергоблоков российских АЭС, в том числе в условиях воздействия смерчей18.

По результатам социологического опроса Левада-Центра, «фу-кусимский синдром», возникший в обществе после аварии на АЭС

которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти».

15 Stakeholder Involvement Throughout the Life Cycle of Nuclear Facilities. Vienna: International Atomic Agency, 2011. URL: https://www-pub.iaea.org/MTCD/Publications/ PDF/Pub1520_web.pdf; Communication and Stakeholder Involvement in Environmental Remediation Projects. Vienna: International Atomic Agency, 2014. URL: https://www-pub. iaea.org/MTCD/Publications/PDF/Pub1629_web.pdf; Привлечение заинтересованных сторон к решению ядерных вопросов. INSAG-20: Доклад Международной группы по ядерной безопасности. Вена: Международное агентство по атомной энергии, 2015. URL: https://www-pub.iaea.org/MTCD/Publications/PDF/PUB1276_R_web.pdf

16 Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ; Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» от 11.06.1996 г. № 698; Приказ Госкомэкологии РФ «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» от 16.05.2000 г. № 372.

17 Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Принята 25.02.1991 г.

18 Протокол заседания общественного совета Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 22.03.2011 г. № 17. URL: https://osatom.ru/media/ uploads/824e86db-7bff-4740-8bb7-c807d26aa593/Protokol_Zasedanija_0bschestven-nogo_soveta.pdf

Фукусима в 2011 г., был преодолен к 2013 г.: «Отвечая на вопрос о том, как поступать с атомной энергетикой, 33 % опрошенных выступили за ее активное развитие, а еще 38,5 % респондентов высказались за сохранение использования АЭС на нынешнем уровне. Противники атомной энергетики составили 20 % опрошенных (14 % считают, что ее нужно сворачивать, а 6 % выступили за полный отказ от этого типа генерации)»19.

С целью объективного и конструктивного обсуждения сложных технологических аспектов развития атомной энергетики и промышленности в России представляется необходимым развитие сообщества независимых общественных экспертов, способных и готовых к диалогу при обсуждении и выработке решений, принимаемых органами власти и Госкорпорацией «Росатом», а также в реализации общественного контроля в области радиационной и экологической безопасности.

Для эффективной деятельности экспертного экологического сообщества необходимо соблюдение ряда условий:

— экспертное сообщество включает преимущественно профессорско-преподавательский состав вузов и сотрудников научных организаций;

— удовлетворяется потребность общества в оперативном получении объективной информации для незамедлительного реагирования на негативные информационные кампании оппонентов;

— эксперты должны быть включены в систему информационной работы с населением и целевыми социально-профессиональными группами (педагоги начального и среднего образования, врачи, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений).

При работе с общественными организациями необходимо учитывать фактор высокой радиотревожности населения. В связи с недостатком знаний и общих сведений об основах ядерной физики население, как правило, плохо воспринимает особенности ядерных технологий20. Целесообразно развитие информационно-разъяснительной работы со школьниками, включая изучение основ ядерной физики и обеспечения ядерной, радиационной и экологической

19 Опрос: все больше россиян поддерживают развитие атомной генерации // Левада-Центр. 2013. 1 апреля. URL: https://www.levada.ru/2013/04/01/opros-vse-bolshe-rossiyan-podderzhivayut-razvitie-atomnoj-generatsii/

20 Саркисов А.А. Феномен восприятия общественным сознанием опасности, связанной с ядерной энергетикой // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Наука и образование. 2012. № 3-2. С. 9-21.

безопасности, а также роли атомной энергетики в предотвращении глобальных изменений климата21.

Обществу, власти и промышленности необходимо консолидироваться для совместного решения проблем повышения качества жизни, социально-экономического развития страны при безусловном сохранении природных ресурсов и окружающей природной среды.

ЛИТЕРАТУРА

Горин Н.В., Головихина О.С., АбрамоваН.Л., Нечаева С.В., МатвееваЛ.Г. Развитие инициативы Госкорпорации «Росатом»: образовательный проект «Зеленый квадрат» // Педагогическое образование в России. 2018. № 12. С. 23-29.

Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие и нескончаемые дискуссии о нем // Экологический ежегодник. 2008. № 2. С. 6-13.

Капица П.Л. Энергия и физика: Доклад на научной сессии, посвященной 250-летию Академии наук СССР, Москва, 8 октября 1975 г. // Вестник АН СССР. 1976. № 1. С. 34-43.

Медоуз Д., Рандер Й., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя. М.: Академкнига, 2007.

Мельникова Н.В., Артемов Е.Т., Бедель А.Э., Волошин Н.П., Михеев М.В. История взаимодействия ядерной энергии и общества в России. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018.

Пономарев Л.И. Без ядерной энергетики у нынешней цивилизации нет будущего // Атомный эксперт. 2018. № 3-4. С. 70-75.

Пономарев- Степной Н.Н. Двухкомпонентная ядерная энергетическая система с замкнутым ядерным топливным циклом на основе БН и ВВЭР // Атомная энергия. 2016. Т. 120. № 4. С. 183-191.

Привлечение заинтересованных сторон к решению ядерных вопросов. INSAG-20: Доклад Международной группы по ядерной безопасности. Вена: Международное агентство по атомной энергии, 2015. URL: https://www-pub.iaea. org/MTCD/Publications/PDF/PUB1276_R_web.pdf

Саркисов А.А. Феномен восприятия общественным сознанием опасности, связанной с ядерной энергетикой // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Наука и образование. 2012. № 3-2. С. 9-21.

Сулейманова Ш.С. Журналистика между свободой и контролем. Власть и средства массовой информации // Коммуникология. 2014. № 6. С. 201-213.

ТолстиковВ.С., Кузнецов В.Н. Кыштымская радиационная авария 1957 года: первые оценки радиационной обстановки после взрыва // Глобальная ядерная безопасность. 2018. № 2. С. 107-115.

Халий И.А. Окружающая среда как фактор активности политических партий на местном уровне // Власть. 2014. № 1. С. 27-31.

Халий И.А. Этапы взаимодействия российского экологического движения с властями // Политическая наука. 2010. № 2. С. 132-157.

21 Горин Н.В., Головихина О.С., Абрамова Н.Л., Нечаева С.В., Матвеева Л.Г. Развитие инициативы Госкорпорации «Росатом»: образовательный проект «Зеленый квадрат» // Педагогическое образование в России. 2018. № 12. С. 23-29.

Climate Change 2014: Synthesis Report. Contribution of Working Groups I, II and III to the Fifth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change / Eds. Core Writing Team, R.K. Pachauri and L.A. Meyer. Geneva: IPCC, 2015. URL: https://www.ipcc.ch/site/assets/uploads/2018/02/SYR_AR5_FINAL_full.pdf

Communication and Stakeholder Involvement in Environmental Remediation Projects. Vienna: International Atomic Agency, 2014. URL: https://www-pub.iaea.org/ MTCD/Publications/PDF/Pub1629_web.pdf

Medvedev Zh. The Nuclear Disaster in the Urals. New York: W.W. Norton, Incorporated, 1979.

Stakeholder Involvement Throughout the Life Cycle of Nuclear Facilities. Vienna: International Atomic Agency, 2011. URL: https://www-pub.iaea.org/MTCD/Publications/ PDF/Pub1520_web.pdf

REFERENCES

Communication and Stakeholder Involvement in Environmental Remediation Projects. Vienna: International Atomic Agency, 2014, URL: https://www-pub.iaea.org/ MTCD/Publications/PDF/Pub1629_web.pdf

Core Writing Team, Pachauri, R. K., and Meyer, L. A. (eds.) Climate Change 2014: Synthesis Report. Contribution of Working Groups I, II andIII to the Fifth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change. Geneva: IPCC, 2015, URL: https://www.ipcc.ch/site/assets/uploads/2018/02/SYR_AR5_FINAL_full.pdf

Danilov-Danil'ian, V. I. "Ustoichivoe razvitie i neskonchaemye diskussii o nem," Ekologicheskii ezhegodnik, No. 2, 2008, pp. 6-13.

Gorin, N. V., Golovikhina, O. S., Abramova, N. L., Nechaeva, S. V., Matveeva, L. G. "Razvitie initsiativy Goskorporatsii 'Rosatom': obrazovatel'nyi proekt 'Zelenyi kvadrat'," Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, No. 12, 2018, pp. 23-29.

Kapitsa, P. L. "Energiia i fizika: Doklad na nauchnoi sessii, posviashchennoi 250-letiiu Akademii nauk SSSR, Moskva, 8 oktiabria 1975 goda," Vestnik AN SSSR, No. 1, 1976, pp. 34-43.

Khalii, I. A. "Etapy vzaimodeistviia rossiiskogo ekologicheskogo dvizheniia s vlastiami," Politicheskaia nauka, No. 2, 2010, pp. 132-157.

Khalii, I. A. "Okruzhaiushchaia sreda kak faktor aktivnosti politicheskikh partii na mestnom urovne," Vlast', No. 1, 2014, pp. 27-31.

Meadows, D., Meadows, D., and Randers, J. Predely rosta. 30 let spustia. Moscow: Akademkniga, 2007.

Medvedev, Zh. The Nuclear Disaster in the Urals. New York: W.W. Norton, Incorporated, 1979.

Mel'nikova, N. V., Artemov, E. T., Bedel', A. E., Voloshin, N. P., and Mikheev, M. V. Istoriia vzaimodeistviia iadernoi energii i obshchestva vRossii. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2018.

Ponomarev-Stepnoi, N. N. "Dvukhkomponentnaia iadernaia energeticheskaia sistema s zamknutym iadernym toplivnym tsiklom na osnove BN i VVER," Atomnaia energeia, Vol. 120, No. 4, 2016, pp. 183-191.

Ponomarev, L. I. "Bez iadernoi energetiki u nyneshnei tsivilizatsii net budushchego," Atomnyi ekspert, No. 3-4, 2018, pp. 70-75.

Privlecheniezainteresovannykh storon k resheniiu iadernykh voprosov. INSAG-20: Doklad Mezhdunarodnoi gruppy po iadernoi bezopasnosti. Vena: Mezhdunarodnoe

agentstvo po atomnoi energii, 2015. URL: https://www-pub.iaea.org/MTCD/Publications/ PDF/PUB1276_R_web.pdf

Sarkisov, A. A. "Fenomen vospriiatiia obshchestvennym soznaniem opasnosti, sviazannoi s iadernoi energetikoi," Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogopolitekhnicheskogo universiteta. Nauka i obrazovanie, No. 3-2, 2012, pp. 9-21.

Stakeholder Involvement Throughout the Life Cycle of Nuclear Facilities. Vienna: International Atomic Agency, 2011, URL: https://www-pub.iaea.org/MTCD/Publications/ PDF/Pub1520_web.pdf

Suleimanova, Sh. S. "Zhurnalistika mezhdu svobodoi i kontrolem. Vlast' i sredstva massovoi informatsii," Kommunikologiia, No. 6, 2014, pp. 201-213.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tolstikov, V. S., and Kuznetsov, V. N. "Kyshtymskaia radiatsionnaia avariia 1957 goda: pervye otsenki radiatsionnoi obstanovki posle vzryva," Global 'naia iadernaia bezopasnost', No. 2, 2018, pp. 107-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.