УДК 621.039.009 Головихина О. С.
АО «Русатом Инфраструктурные решения»
119017, г. Москва, Погорельский пер., д. 7, стр. 2, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ВЫСТРАИВАНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЗАИНТЕРЕСОВАННОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ)
аннотация
Цель. Выявление особенностей диалога Госкорпорации «Росатом» и её организаций с заинтересованной общественностью для формирования социальной востребованности в развитии атомной энергетики. Определение эффективных форм взаимодействия и формирование рекомендаций для развития диалога.
Процедура и методы. В процессе работы использован метод обобщения опыта информационно-просветительской и разъяснительной деятельности, проводимой Госкорпорацией «Росатом» и её организациями с населением и общественностью, направленной на развитие атомной отрасли с целью ответа на основные вызовы современности. Проведены анализ региональных особенностей и институциональный анализ Общественного совета Госкорпорации «Росатом» в качестве органа, влияющего на принятие решений в одной из ключевых отраслей промышленности России. Результаты. Предложены новые направления работы для формирования положительного отношения населения к развитию российских ядерных технологий. Показана необходимость повышения уровня радиационной и экологической грамотности населения. Реализацию диалога с заинтересованной общественностью рекомендовано вести с учётом специфики региона, а также с учётом того положительного влияния организаций атомной отрасли на социально-экономические, социокультурные аспекты, которое определяет качество жизни населения. Определены особенности выстраивания диалога с заинтересованной общественностью как добровольной инициативы атомной отрасли. Рассмотрен Общественный совет Госкорпорации «Росатом», обеспечивающий действенный механизм участия общественности в принятии решений относительно развития отрасли. Описаны инициативы Совета, ориентированные на повышение уровня доверия населения, обеспечение взаимодействия с гражданским обществом. Сформулированы рекомендации по развитию взаимодействия между атомной отраслью и общественностью. Теоретическая и/или практическая значимость. В статье обобщён новый материал по теме становления и развития института общественных советов на примере Общественного совета Госкорпорации «Росатом». Автором предложены направления для дальнейшего изучения проблемы участия общественности в принятии властью решений.
ключевые слова
общественность, общественный совет, атомная энергетика, гражданское общество |=
структура «СОДЕРЖАНИЮ
НОМЕРА
Введение
Информационная работа с населением о способах реагирования на современные вызовы
Выводы и рекомендации
O. Golovikhina
JSC «Rusatom Infrastructure Solutions»
Pogorelskiiper. 7str. 2, Moscow119017, Russian Federation
DEVELOPING CONSTRUCTIVE INTERACTION WITH THE STAKEHOLDERS AND PUBLIC (THE EXAMPLE OF THE NUCLEAR INDUSTRY OF RUSSIA)
abstract
Aim. Revealing the peculiarities of the dialogue between ROSATOM and its organizations with the public concerned to form social demand for the development of nuclear energy. Identifying effective forms of interaction and working out recommendations for the development of the dialogue.
Methodology. In the research, the experience of informational, educational and explanatory work carried out by ROSATOM and its organizations with the population and the public in the interests of developing the nuclear industry in order to meet the main challenges of our time was summarized. The analysis of regional features and institutional analysis of the Public Council of the State Atomic Energy Corporation "Rosatom" as a body influencing decision-making in one of the key industries in Russia were carried out. Results. New directions of work are proposed to form a positive attitude of the population towards the development of Russian nuclear technologies. It is shown that increasing the level of environmental literacy and better informing the public about radiation are essential. It is recommended to maintain a dialogue with the interested public, taking into account the specifics of the region, as well as the positive impact of nuclear industry organizations on the socio-economic, socio-cultural aspects that determine the quality of life of the population. The characteristics of encouraging and facilitating a dialogue with the interested public as a voluntary initiative of the nuclear industry have been determined. The Public Council of ROSATOM role in as an effective mechanism for public participation in decision-making regarding the development of the industry was considered. The Council initiatives aimed at increasing the level of public confidence, ensuring interaction with civil society are described. Recommendations for the development of interaction are formulated.
Research implications. The article summarizes new material on the formation and development of the institution of public councils using the example of the Public Council of the State Corporation "Rosatom". The author proposes directions for further study of the problem of public participation in decision-making by the authorities.
keywords
public, public council, nuclear energy, civil society
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время человечество свыкается с мыслью, что потребление углеводородных энергоносителей не может быть бесконечным и переход на экологически чистые энергоносители неизбежен [13]. Пока существует только одна экологически чистая энергетика - атомная, способная обеспечить современную цивилизацию численностью 7-8 млрд чел. энергией на уровне 6 • 1020 Дж/г (именно столько она потребляет в настоящее время, и сниже-
ЕЪ
ния потребления пока не предвидится), никакая другая энергетика с такой задачей не справится [7; 10].
Решение проблем изменения климата, стремление государств к снижению эмиссии парниковых газов и глобальному регулированию во исполнение Парижского соглашения1 не оставляют сомнений в том, что атомная энергетика будет становиться всё более востребованным видом энергогенерации, ведь учёными отмечается, что «даже в случае вовлечения в ядерный топливный цикл беднейших урановых руд, атомная энергетика будет допускать углеродную эмиссию на порядок меньшую, чем энергетика на ископаемом топливе» [12].
Атомная энергетика как отвечает целям национальных проектов России, так и способствует достижению Целей устойчивого развития, определённых странами-членами ООН и мировым сообществом [1].
Однако без поддержки и участия населения, общественности, органов власти в активном развитии атомной энергетики и промышленности, без радиационной грамотности населения обеспечить развитие отрасли невозможно. Под словосочетанием «радиационная грамотность» автор понимает не знакомство населения с фундаментальными основами соответствующих научных дисциплин, так как это вряд ли осуществимо и в этом нет никакой необходимости, а формирование у населения уверенности в собственной безопасности, в том, что за радиационной безопасностью производства следят ответственные и подготовленные специалисты. В свою очередь, такая уверенность может быть сформирована только при открытости отрасли, контролирующих и надзорных органов, при готовности к диалогу с наглядной демонстрацией достигнутых результатов, в частности решённых проблем ядерного наследия (что было «до» и что стало «после» работ по снижению накопленного экологического вреда), с показом надёжности АЭС новых поколений, достоинств и неизбежности перехода на замкнутый ядерный топливный цикл, с существенным, в сотни раз, уменьшением массы и объёма радиоактивных отходов.
Экологические вопросы затрагивают глубинные переживания и беспокойство человека о базовой потребности в обеспечении безопасности жизни и здоровья, что формирует потребность в получении достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Право на благоприятную окружающую среду и доступность экологической информации закреплено в принципах X Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию2, в положениях Конвенции о доступе к |=
The Paris Agreement. 2015 [Электронный ресурс]. uRL: https://unfccc.int/files/meetings/paris_ nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian_.pdf (дата обращения: 11.04.2021). Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию // Организация объединённых наций : [сайт]. uRL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/rioded. кндчйлу shtml (дата обращения: 23.01.2021).
2
информации, участии в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды (Орхусская конвенция)3.
На уровне законодательства Российской Федерации доступ населения к экологической информации и участие общественности в принятии решений регулируются Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами, в частности ст. 13, 14 Федерального закона об использовании атомной энергии4.
Ядерная отрасль - довольно молодая отрасль мировой и российской экономики. С момента начала исследовательских работ по созданию ядерного оружия и запуска первой в мире АЭС прошло чуть менее века, и естественно, что за это время ядерные технологии не сумели добиться абсолютно лояльного отношения к себе даже в странах, интенсивно развивающих атомную энергетику.
В последнее время взаимодействию с общественностью по проблемам развития атомной отрасли уделяется много внимания - например, историками показано [6], что общество пока не определило своего отношения к атомной отрасли.
Причины этого связаны с высоким уровнем радиотревожности, вызванным памятью о прошлых авариях на объектах использования атомной энергии и недостаточным уровнем осведомлённости и знаний населения о достоинствах и недостатках современных источников энергии и их влияния на состояние окружающей среды, здоровье человека, науку, экономику и т. д.
Специалисты атомной отрасли накопили опыт взаимодействия с населением и общественностью [3] и показали, что информирование населения - это важнейший инструмент развития атомной отрасли [5].
В целях становления конструктивного диалога и обеспечения эффективного участия общественности в процессах выработки решений относительно развития ядерных технологий требуется, помимо открытости информации и обеспечения доступа к ней в рамках формальных процедур (например, общественные обсуждения как часть процесса лицензирования деятельности в области использования атомной энергии), формировать достаточный уровень восприятия такой информации населением, вести регулярную информационную работу.
При формировании стратегии диалога с общественностью следует разделять информационную работу с населением, общественностью и стейк-холдерами как предмет добровольной инициативы атомной отрасли в це-
Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [Орхусская конвенция] // Организация объединённых наций : [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/orhus.shtml (дата обращения: 23.01.2021).
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 20.10.1995 № 170-ФЗ // Прези- кидчйлу дент России : [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8503 (дата обращения: 11.04.2021).
3
4
лях повышения доверия населения - с одной стороны, - и как нормативно закреплённые процедуры общественных обсуждений - с другой. При этом оба направления должны быть взаимосвязаны, а информационной работе, изучению мнения и формированию экспертного сообщества необходимо уделять повышенное внимание в процессе подготовки к публичному обсуждению принимаемых решений.
В качестве примера эффективного механизма вовлечения заинтересованной общественности в обсуждение и участие в принятии социально значимых решений предлагается рассмотреть опыт Общественного совета Госкорпорации «Росатом».
ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА С НАСЕЛЕНИЕМ О СПОСОБАХ РЕАГИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ
Необходимость обеспечения общественной приемлемости проектов развития атомной отрасли (главным образом экологически чистой атомной энергетики) России стала основой для реализации активной просветительской работы в регионах расположения организаций атомной отрасли страны.
Массив информации об атоме, ядерных технологиях и их уникальных возможностях, радиационной безопасности и радиационном воздействии в целом, доступный и открытый для заинтересованного читателя, насчитывает тысячи единиц носителей - книги, статьи, фильмы, брошюры, презентации -и регулярно пополняется. Тематика информации обширна - от исторических сведений, воспоминаний, архивных документов до статей о новейших технологиях, уникальных возможностях и направлениях развития. Даже заинтересованному читателю затруднительно найти в этом массиве публикаций доброкачественную информацию.
При подготовке просветительских мероприятий с населением следует использовать надёжные первоисточники, например, из электронной библиотеки «История Росатома» (elib.biblioatom.ru).
Во многих научных публикациях показано, что без атомной энергетики у современной цивилизации нет будущего [7; 10; 13] и только она сможет ответить на вызовы современности, существенно сократить выбросы углекислого газа, снизить потребление кислорода при сжигании углеводородного топлива и содействовать предотвращению загрязнения окружающей среды.
Кроме того, развитие атомной отрасли становится движущей силой развития территории (региона, целого государства). В России, где на протяже- |= нии десятилетий благодаря развитию сначала военного, а затем и мирного освоения энергии атома сформировалась инфраструктура ядерной промышленности, включающая, помимо научной, производственной, организационной составляющих, целый пласт социальных, социоэкономических и социокультурных феноменов в виде закрытых административно-террито-
■<1
риальных образований, городов-спутников АЭС, моногородов, а также сообществ граждан, проживающих на данных территориях [4]. Эти аргументы могут стать основой для построения конструктивного диалога о развитии ядерных технологий в стране в целом и в отдельном регионе в частности.
Следует принимать во внимание, что какой-либо единой темы беседы по безопасному развитию ядерных технологий, одинаково интересной жителям любого региона России, не существует. Действительно, население Центрального федерального округа вряд ли заинтересуют вопросы обращения с радиоактивными отходами и отработанным ядерным топливом на ФГУП «Федеральный ядерный центр "Горно-химический комбинат"» в Сибири или проблемы вывода из эксплуатации атомных подводных лодок на Дальнем Востоке. В каждом регионе основное внимание следует сосредоточить на местных особенностях, и их вполне достаточно. Так, например, проблемы ЦФО, связанные с выводом из эксплуатации первых ядерных объектов, которые 50-70 лет назад создавались за чертой города, а ныне оказались в местах массового проживания населения, рассмотрены в специализированных научных журналах «Атомная энергия», «Радиоактивные отходы» и других отраслевых и научных изданиях. Одновременно следует кратко и «крупными мазками» обозначать важнейшие вопросы отрасли в целом, формируя понимание атомной отрасли как единой системы, с одной стороны, и одновременно как ключевого элемента, играющего значительную роль в обеспечении безопасности государства, стратегического преимущества в науке и технологиях - с другой.
Зачастую статьи и информационные материалы о ядерных технологиях написаны строгим научным языком с соответствующим понятийным аппаратом и для понимания требуют от читателя не только усилий, но и соответствующего уровня образования. При этом представителям авторитетных категорий населения (журналистам, преподавателям вузов, специалистам органов местного самоуправления и др.) они могут быть настоятельно рекомендованы как для аргументации позиции при выступлениях перед населением и в СМИ, так и для углублённого понимания проблемы в целом.
Для удобного поиска и систематизации информации были предложены методы ведения информационно-просветительской деятельности, выявлены категории населения, предложен инструментарий и описана структура перечня источников, создан электронный архив информации и источников об атомной энергетике и её развитии5.
Одним из эффективных методов содействия формированию объективного мнения населения об атомной отрасли стала поддержка экспертного |= сообщества, подготовка его участников к квалифицированному диалогу как
Систематизация информации для работы с населением в интересах атомной энергетики / Подробнее см.: О. С. Головихина, Н. В. Брехова, Н. В. Горин, Д. В. Шмаков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 58-66. 001: 10.25588/ CSPU.2018.01.06
5
с населением, так и с органами власти. Сообщество вовлечено в регулярное обсуждение проблем развития отрасли, различных аспектов и вопросов междисциплинарного характера в областях истории, права, педагогики, экологии, журналистики, политологии, энергетики и науки [2]. Экспертное сообщество сформировано из профессорско-преподавательского состава вузов, в частности, специализирующихся на атомной энергетике как части глобального процесса развития мировой экономики и экологии.
Общественный совет госкорпорации «Росатом» разработал и реализовал ряд инициатив по формированию региональной экспертной сети. Инициатива «Зелёный квадрат безуглеродной энергетики» привлекла около 250 экспертов из Томской, Московской, Курской, Архангельской, Свердловской и Челябинской областей, Красноярского края, Санкт-Петербурга и Москвы. Именно они могут принять на себя роль авторитетных лидеров общественного мнения, и к их мнению население прислушается. Кроме того, имея в своей области науки компетенции, знания и опыт, эксперты могут предоставить обоснованное мнение, замечание непосредственно к принимаемым в отрасли решениям через Общественный совет, что значительно повышает качество диалога.
Общественный совет Госкорпорации «Росатом» как действующий механизм участия общественности в принятии решений
Достижение общественной приемлемости развития ядерных технологий требовало организации диалога с населением о развитии атомной отрасли на территории проживания, учёта мнения при принятии решений на стадии размещения и на всех последующих стадиях жизненного цикла объекта использования ядерной энергии.
Кроме того, как было показано выше, требовалась организация информационно-просветительской работы с разными социально-профессиональными и возрастными группами населения.
С этими целями в 2006 г. был создан Общественный совет госкорпорации «Росатом» (с 2006 по 2008 гг. - Общественный совет при Федеральном агентстве по атомной энергии).
Общественный совет Росатома представлял собой совещательный консультативный орган для взаимодействия с гражданским обществом и являлся добровольной инициативой федерального органа власти (до 2008 г. Федеральное агентство входило в число ФОИВов, а в настоящее время госкорпорация «Росатом» выполняет отдельные функции федерального органа исполнительной власти, реализуя государственное управление при осуществлении отдельных видов деятельности). |=
В состав Общественного совета вошли представители российских общественных экологических организаций, имеющие опыт и достаточный уровень компетенций для обсуждения вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности (Российский Зелёный Крест, Российский социально-экологический союз, WWF и др.).
■<1
Несмотря на то, что, согласно Положению об Общественном совете, решения его для отрасли носят рекомендательный характер, с первого же заседания, состоявшегося в феврале 2006 г., сложилась практика поручений от имени руководителя (генерального директора), зафиксированных в протоколе и, таким образом, обязательных к исполнению подразделениями и организациями Госкорпорации «Росатом».
Такой механизм обязательного исполнения принимаемых Общественным советом решений стал возможен из-за организационных особенностей, отмеченных выше: председателем Совета является руководитель отрасли, утверждающий протокол. Таким образом, с 2006 г. был установлен действующий механизм участия заинтересованной общественности в принятии социально значимых решений в развитии стратегически важной отрасли экономики.
Среди форм взаимодействия с общественностью, подтвердивших эффективность, следует выделить:
1. вынесение наиболее важных вопросов для обсуждения на заседаниях Общественного совета: от принятия экологической политики до вопросов обеспечения качества организации медицинского обслуживания населения и работников на территориях ЗАТО атомной промышленности;
2. проведение регулярных дискуссий с общественностью, руководством организаций отрасли, федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления территорий присутствия (форумы-диалоги, круглые столы, технические туры) по тематикам, волнующим местное население;
3. реализацию социально-гуманитарных проектов и программ (Территория культуры Росатома, Школа Росатома, Конкурс социально значимых проектов);
4. технические туры для СМИ, общественности на российские и зарубежные объекты атомной отрасли;
5. обеспечение открытости информации о воздействии организаций атомной отрасли на окружающую среду. Ежегодно с 2008 г. все экологически значимые организации атомной отрасли (около 50 организаций) публикуют отчёты по экологической безопасности, которые располагаются в открытом доступе в интернете и содержат основные показатели, установленные нормативы и т. п.;
6. установление системы взаимодействия с научным и экспертным сообществами в регионах и на территориях присутствия. |=
Следует подчеркнуть, что Общественный совет Росатома среди обще-
НОМЕРА
ственных советов при федеральных органах власти занимает отдельную нишу. Так как Госкорпорация «Росатом» не входит в число федеральных органов исполнительной власти, но при этом наделена отдельными государственно-властными полномочиями, её Общественный совет сохранил
■<1
организационные и институциональные особенности, которые позволяют общественности участвовать в реальном принятии решений в стратегически важной для государства отрасли.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Коммуникационные стратегии должны учитывать специфику и длительные жизненные циклы объектов использования атомной энергии, составляющие по продолжительности несколько десятков лет. Расчётный срок службы атомной электростанции может составлять 50 лет, основного оборудования - 60 лет. Пункт захоронения радиоактивных отходов находится под наблюдением в течение нескольких сотен лет после заполнения последней ячейки, поэтому следует особенное внимание уделять работе с поколениями, которые спустя десять-двадцать лет будут формировать общественное мнение и влиять на принятие решений или сами будут их принимать, т. е. школьникам младшего и среднего возраста.
С активным развитием современных средств коммуникации, переходом многих социальных взаимодействий и явлений (обучение, общение, профессиональная деятельность) в онлайн-формат требуется обеспечение вовлечения участников в диалог и установления доверительного формата отношений, а также удержания внимания на предлагаемых предметах для обсуждения в интернете, особенно в социальных сетях.
Анализ активности участия молодёжи в обсуждении экологической повестки на примере наиболее значимых событий 2017-2020 гг. в Архангельской, Владимирской, Вологодской, Костромской, Ярославской, Иркутской областях, Республиках Коми, Бурятии, Башкортостан, Саха (Якутия), Красноярском крае показывает, что именно экологический активизм способствует проявлению ценностей, не свойственных в целом современной молодёжи: солидарности и коллективизма, демократии, законности и соблюдения прав человека, патриотизма, в том числе локального патриотизма [11].
При этом исследователи не отмечают значимого преобразования сетевой активности молодого поколения в активное участие в политической жизни и формирования консолидированной позиции, артикулирующей агрегированные взгляды и предложения по принимаемым решениям [11].
С этой целью рекомендуется более детальное исследование социальных медиа на основе теории «горячих» и «холодных» медиа, предложенной М. Маклюэном [8]. На наш взгляд, включение социальных сетей в категорию «медиа» в данном контексте уместно, поскольку социальные сети облада-
„ НОМЕРА
ют необходимыми базовыми свойствами, характерными для социальных медиа [9].
Современные системы коммуникации способны создать объективный, «холодный» информационный фон, который оставляет возможность для раз-
ЕЪ
мышления и выстраивания собственных логических связей. Поэтому ключевой задачей для обеспечения вовлечения заинтересованной общественности в процесс принятия решений властью остаются работа с лидерами мнений, поддержка постоянного обмена достоверной информацией, взглядами и оценками, формирование новых виртуальных социальных сообществ, которые будут готовы посредством активности в информационно-коммуникационной среде формировать компетентное мнение относительно экологических эффектов развития атомной отрасли и ядерных технологий.
В качестве одного из выводов автор также считает важным поставить вопрос: заинтересованная общественность, имея возможности влиять на принятие решений относительно развития ключевой отрасли российской экономики, обладает ли достаточными компетенциями для оценки сложных научно-технических аспектов деятельности в области использования атомной энергии? Готовы ли общественные организации и граждане нести ответственность за заключения, выносимые по итогам экспертизы, и ответственность за возможные последствия принимаемых решений о развитии атомной энергетики? Данные вопросы требуют отдельного изучения и корреляции с изучением аспектов организации и развития экспертного сообщества.
литература
1. Атомная энергетика в контексте устойчивого развития / О. В. Кудрявцева, А. С. Деркач, С. В. Манушко, Ф. Д. Несветов, С. В. Пекарев, В. С. Четвертаков // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2018. № 10 (4). URL: https://scires.elpub.ru/jour/index (дата обращения: 13.01.2021).
2. Атомная энергетика в пространстве интернет-коммуникаций : методическое пособие / Д. Е. Антонов, К. Н. Арутюнян, О. С. Головихина и др.; общ. ред. А. В. Селезнёвой, А. Ф. Яковлевой. М.: Аквилон, 2018. 132 с.
3. Информационные интересы общества и объектов атомной отрасли: уроки конфликтов / Н. В. Горин, А. А. Екидин, С. В. Нечаева, О. С. Головихина // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 83. URL: http://e-journal.spa.msu.ru (дата обращения: 13.01.2021). DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10108
4. Динамика взаимоотношений государства, общества и крупного бизнеса в современной России: практики диалога и разрешения конфликтов на примере регионов присутствия предприятий атомной отрасли : монография / под общ. ред. А. Ю. Шутова, А. Л. Демчука, И. И. Кузнецова. М.: КДУ: Университетская книга, 2020. 114 с.
5. Информирование населения как инструмент развития атомной отрасли / Н. В. Горин, О. С. Головихина, Е. Е. Глазов, А. А. Екидин, С. В. Нечаева // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 85. URL: http://e-journal.spa.msu.ru (дата обращения: 13.01.2021).
6. История взаимодействия ядерной энергии и общества в России / Н. В. Мельникова, Е. Т. Артёмов, А. Э. Бедель, Н. П. Волошин, М. В. Михе-
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
К НАЧАЛУ СТАТЬИ
ев. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. 127 с. DOI: 10.15826/B978-7996-2492-7
7. Капица П. Л. Энергия и физика : доклад на научной сессии, посвящён-ной 250-летию Академии наук СССР, Москва, 8 октября 1975 г. [Электронный ресурс] // Вестник Академии Наук СССР. 1976. № 1. URL: http:// vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/KAPITZA/KAP_10.HTM (дата обращения: 13.01.2021).
8. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешнее расширение человека / пер. с англ. В. Николаева. М.: Гиперборея, 2007. 464 с.
9. Пичугина О. А. Трансформация массовой коммуникативной реальности в эпоху социальных медиа // Вестник РГГУ. Серия: Политология. Социально-коммуникативные науки. 2013. № 1 (102). С. 268-276.
10. Пономарёв Л. И. Без ядерной энергетики у нынешней цивилизации нет будущего // Атомный эксперт. 2018. № 3-4. С. 70-75.
11. Круглый стол «Российская молодёжь в государстве и обществе: социокультурное и политико-психологическое измерения» / А. В. Селезнева, Т. В. Евгеньева, Д. Е. Антонов, М. А. Кленова, Е. А. Турков, Э. С. Ибрагимов, Н. С. Скипин, А. В. Сокрюкин, А. С. Девочкина, Д. Д. Тулегенова, С. Ю. Попова, Т. В. Коростелева, А. Х. Томаев, С. И. Хачатурова, И. С. Па-литай, С. В. Викулина, В. А. Зорин, А. А. Азарнова // Полилог : [сайт]. 2020. Т. 4. № 4. URL: https://polylog.jes.su/S258770110013200-2-1 (дата обращения: 31.12.2020). DOI: 10.18254/S258770110013200-2
12. Ядерная энергия в дискуссии об углеродном следе: чистая среди главных, стабильная среди чистых / М. Е. Рублёва, К. И. Хоцинская, Р. А. Ша-рафутдинов, В. Л. Гавриков, В. В. Нагорская // Проблемы региональной экологии. 2018. № 1. С. 73-79.
13. Why Nuclear Energy Is Sustainable and Has to Be Part of the Energy Mix / B. W. Brook, A. Alonso, D. A. Meneley, J. Misak, T. Blees, J. B. van Erp // Sustainable Materials and Technologies. 2014. № 1-2. P. 8-16. DOI: 10.1016/j. susmat.2014.11.001
references
1. Kudryavtseva O. V., Derkach A. S., Manushko S. V., Nesvetov F. D., Peka-rev S. V., Chetvertakov V. S. [Nuclear energy in the context of sustainable development]. In: Nauchnye issledovaniya ekonomicheskogo fakul'teta. Ele-ktronnyizhurnal [Scientific research of the Faculty of Economics. Electronic journal], 2018, no. 10 (4). Available at: https://scires.elpub.ru/jour/index (accessed: 13.01.2021).
2. Antonov D. E., Arutyunyan K. N., Golovikhina O. S., et al. Atomnaya energe-tika vprostranstve internet-kommunikatsii [Nuclear energy in the space of Internet communication]. Moscow, Akvilon Publ., 2018. 132 p.
3. Gorin N. V., Ekidin A. A., Nechaeva S. V., Golovikhina O. S. [Society and Atomic Industry Enterprises Information Interests: Experience of Conflicts]. In: Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik [Public Administration. E-journal], 2020, no. 83. Available at: http://e-journal.spa.msu.ru (accessed: 13.01.2021). DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10108
■<■>
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
7.
Shutov A. Yu., Demchuk A. L., Kuznetsov I. I., eds. Dinamika vzaimootnoshe-nii gosudarstva, obshchestva i krupnogo biznesa v sovremennoi Rossii: praktiki dialoga i razresheniya konfliktov na primere regionovprisutstviya predpriyatii atomnoi otrasli [Dynamics of Relations between the State, Society and Big Business in Modern Russia: Practices of Dialogue and Conflict Resolution on the example of regions where nuclear industry enterprises are present] Moscow, KDU Publ., Universitetskaya kniga Publ., 2020. 114 p. Gorin N. V., Golovikhina O. S., Glazov E. E., Ekidin A. A., Nechaeva S. V. [Awareness-raising as a tool in developing atomic industry]. In: Go-sudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik [Public Administration. E-journal], 2021, no. 85. Available at: http://e-journal.spa.msu.ru (accessed: 13.01.2021).
Mel'nikova N. V., Artemov E. T., Bedel' A. E., Voloshin N. P., Mikheev M. V. Is-toriya vzaimodeistviya yadernoi energii i obshchestva v Rossii [The history of interaction between nuclear energy and society in Russia]. Ekaterinburg, Ural University Publishing House Publ., 2018. 127 p. DOI: 10.15826/B978-7996-2492-7
Kapitsa P. L. [Energy and physics: report at the scientific session dedicated to the 250th anniversary of the USSR Academy of Sciences, Moscow, 8 October, 1975]. In: VestnikAkademiiNaukSSSR [Bulletin of the Academy of Sciences of the USSR], 1976, no. 1. Available at: http://vivovoco.astronet.ru/ VV/PAPERS/KAPITZA/KAP_10.HTM (accessed: 13.01.2021).
8. McLuhan G. M. Understanding Media: External Extensions of Man (Rus. ed.: Nikolaev V., transl. Ponimanie media: vneshnee rasshirenie cheloveka. Moscow, Giperboreya Publ., 2007. 464 p.).
9. Pichugina O. A. [Transformation of mass communication reality during the era of social media]. In: VestnikRGGU. Seriya:Politologiya. Sotsial'no-kommu-nikativnye nauki [RGGU Bulletin. Series: Political science. Social and communicative sciences], 2013, no. 1 (102), pp. 268-276.
10. Ponomarev L. I. [Today's civilization has no future without nuclear power]. In: Atomnyi ekspert [Atomic expert], 2018, no. 3-4, pp. 70-75.
11. Selezneva A. V., Evgen'eva T. V., Antonov D. E., et al. [Round table "Russian youth in the state and society: socio-cultural and political-psychological dimensions"]. In: Polilog [Polylogos], 2020, vol. 4, no. 4. Available at: htt-ps://polylog.jes.su/S258770110013200-2-1 (accessed: 12/31/2020). DOI: 10.18254 / S258770110013200-2
Rubleva M. E., Khotsinskaya K. I., Sharafutdinov R. A., Gavrikov V. L., Na-gorskaya V. V. [Nuclear power in the discussions on carbon footprint: clean among principal, stable among clean]. In: Problemy regional'noi ekologii [Problems of Regional Ecology], 2018, no. 1, pp. 73-79. Brook B. W., Alonso A., Meneley D. A., Misak J., Blees T., van Erp J. B. Why Nuclear Energy Is Sustainable and Has to Be Part of the Energy Mix. In: Sustainable Materials and Technologies, 2014, no. 1-2, pp. 8-16. DOI: 10.1016/j. susmat.2014.11.001
12.
13
■<■>
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
дата публикации
Статья поступила в редакцию: 20.07.2021 Статья размещена на сайте: 02.12.2021
информация об авторе / information about the author
Головихина Ольга Сергеевна - директор проектного офиса АО «Русатом Инфраструктурные решения»; e-mail: [email protected]
Olga S. Golovikhina - Director of the project office, JSC «Rusatom Infrastructure Solutions»; e-mail: [email protected]
правильная ссылка на статью / for citation
Головихина О. С. Особенности выстраивания конструктивного взаимодействия с заинтересованной общественностью (на примере атомной отрасли России) // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2021. № 4. URL: www.evestnik-mgou.ru
Golovikhina O. S. Developing constructive interaction with stakeholders and public (the example of the nuclear industry of Russia). In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2021, no. 4. Available at: www.evestnik-mgou.ru
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
■Ъ
К НАЧАЛУ СТАТЬИ