Научная статья на тему 'Развитие делового туризма в России'

Развитие делового туризма в России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
801
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / БИЗНЕС-ТУРИЗМ / КОРПОРАТИВНАЯ ПОЕЗДКА / БИЗНЕС-ЦЕНТР / MICE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Докашенко Л. В., Табакова И. А.

В статье рассмотрены такие базовые определения как «туризм» и «деловой туризм», а также проведен анализ перспектив развития делового туризма в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие делового туризма в России»

РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

© Докашенко Л.В.*, Табакова И.А.

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В статье рассмотрены такие базовые определения как «туризм» и «деловой туризм», а также проведен анализ перспектив развития делового туризма в России.

Ключевые слова туризм, деловой туризм, бизнес-туризм, корпоративная поездка, бизнес-центр, MICE.

Туризм занимает одно из ведущих мест в национальных программах развития экономики, являясь частью комплексного плана социально-экономического развития стран наряду с такими секторами экономики как сельское хозяйство, промышленность, здравоохранение, образование и другие.

Несмотря на то, что туризм - сравнительно молодая отрасль, он имеет очень древние корни. Туризм возник благодаря первым путешественникам и первопроходцам, которые отправлялись в путешествия с целью познания мира и открытия новых территорий, с торговыми, дипломатическими, военными, религиозными и иными миссиями.

Так, в XIX веке туризм характеризовал зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг, до Второй мировой войны шло становление массового и социального туризма. Другими словами, на протяжении всего XX века индустрия туризма быстро развивалась. Тем не менее, туризм лишь недавно возник как специфическая форма деятельности людей.

Понятие «туризм» очень многогранно. Само слово «туризм» подразумевает «временное выбывание человека в другую местность, отличную по своим условиям от места постоянного жительства».

Например, Большой энциклопедический словарь (БЭС) трактует это понятие как «путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха» [2, с. 573]. В экономическом словаре «Экономика: В начале было Слово» по ред. Н.И. Фокина туризм трактуется как «специфический вид отдыха, целью которого является познание окружающего мира, стремление к здоровому образу жизни, получение новых ощущений» [1].

Таким образом, из вышеизложенных определений можно вывести следующее: «туризм» - деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в месте, находящемся за пределами их обычной среды в течение определенного периода с целью отдыха, деловых и других целей.

Классификаций туризма достаточно много. В первую очередь различают выездной, въездной и внутренний туризм. Выездной туризм связан с пе-

* Доцент кафедры Управления персоналом, сервиса и туризма, кандидат экономических наук, доцент.

ремещением граждан одной страны за ее границы. Внутренний туризм -перемещение туристов внутри одной страны. Въездной туризм - въезд иностранцев на территорию государства. В зависимости от критерия, по которому оценивается путешествие, можно выделить и другие классификации. Например, рекреационный, медицинский, оздоровительный, познавательный, спортивный, деловой и другие классификации туризма.

Что касается России, туризм здесь стал более распространенным в 1885 году. Тогда в Петербурге была основана первая крупная туристская организация - «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» историка-экономиста Э. Липсона. В СССР туристское движение развивалось в соответствии с государственной политикой в области охраны здоровья народа, носило ярко выраженный социальный характер. Сюда можно отнести сеть различных профсоюзных лечебно-профилактических и курортных учреждений, детский сезонный и спортивный туризм.

Деловой туризм сформировался как самостоятельная ветвь современного туризма, главная цель которого - заключить очередную деловую сделку и отдохнуть несколько дней в новой обстановке. Именно деловой туризм является отличной возможностью для развития бизнеса и увеличения доверия между партнерами и клиентами. Поэтому такой тип туризма приобретает все большую популярность среди компаний различного уровня и масштаба деятельности.

Самое распространенное определение «делового туризма» - это туризм, включающий в себя путешествия с рабочими целями без получения каких-либо доходов в месте командировки. В отличие от поездки на отдых принятие решения о командировке, а так же источниках и объемах ее финансирования берет на себя в большинстве случаев не сам турист, а организация или компания.

По определению Всемирной торговой организации (ВТО) «деловой туризм охватывает путешествия со служебными или профессиональными целями без получения доходов по месту временного пребывания». К этому виду туризма ВТО относит поездки для участия в съездах, научных конгрессах и конференциях, производственных совещаниях и семинарах, ярмарках, выставках, салонах, а также для проведения переговоров и заключения контрактов, монтажа и накладки оборудования.

Краткий словарь международной туристской терминологии дает следующее объяснение «деловому туризму» - «это временные командировки и поездки со служебными целями, включая поездки для участия в конференциях без получения доходов в месте командирования» [4, с. 18]. В книге «Экономика туризма» деловой туризм расшифровывается, как «поездки бизнесменов с деловыми целями» [1, с. 56].

Исходя из вышеуказанных определений, нами было выведено следующее определение «делового туризма» - это туристическое путешествие, ко-

Туризм

145

мандировка без получения доходов, целью которых является участие в конференции, переговоры или подписание контракта.

Одним из двух секторов делового туризма, наряду с корпоративной трэ-вел индустрией, является индустрия встреч - MICE. Этот специальный термин широко применяется в международной практике делового туризма для обозначения четырех ключевых английских слов, характеризующих составляющие делового туризма. Аббревиатура включает первые буквы следующих слов: M - Meetings (деловые встречи), I - Incentives (инсентив), C - Conferences (конференции), E - Exhibitions (выставки), обязательно во множественном числе.

В рамках деловых встреч организовывают: переговоры, совещания (стратегические, цикловые, kick-off), годовые собрания, презентации и road show.

Под инсентивом подразумевают: поощрительные поездки, мотивацион-ные программы, стимулирующие поездки, командообразование (teambuilding).

Конференции подразделяются на: конференции (дилерские, цикловые, отчетные), научно-практические конференции, форумы, конгрессы и съезды, семинары и стажировки.

К выставкам относится: посещение выставок и участие в них.

Основную часть всех деловых переездов составляют корпоративные поездки. Это как индивидуальные деловые поездки, так и коллективные. Другими словами, термин MICE в основном используется корпоративными туристами.

К основным целям совершения деловых путешествий относится: проведение встреч и переговоров с партнерами, проведение совещаний с руководством и коллегами, представителями филиалов и дочерних структур, инспекция работы представительств и филиалов, установление и налаживание деловых контактов, посещение профессиональных мероприятий (выставок, конференций и т.д.), обучение сотрудников, обращение в государственные структуры различных стран, с целью получения сертификатов, лицензий, разрешений и т.д.

Важную роль также играют мероприятия, проводимые в рамках делового туризма. Они требуют особого внимания, так как от их качества зависит внешняя и внутренняя репутация фирмы. К таким мероприятиям можно отнести специальные тренинги для сотрудников, обучающие курсы для клиентов, экскурсии для партнеров по производственным объектам.

Так, в России за последнее десятилетие наблюдается значительный рост делового туризма. Одной из причин, связанных с таким увеличением деловых встреч, переговоров и подписания контрактов, стала увеличивающаяся динамика бизнеса. Тем не менее, необходимо продолжать искать новые ресурсы для его развития. Например, развитие персонала при использовании успешного опыта коллег, организация стажировок и различного рода обучающих программ, как в России, так и за рубежом, участие в различных мероприятиях, связанных с расширением деловых контактов, поиском и раз-

работкой новых механизмов по привлечению инвестиций, обмен информацией и технологиями, реклама и всевозможные PR-акции, создание имиджа и репутации.

На сегодняшний день, деловой туризм в России очень перспективен. Ведь он дает возможность знакомства с новыми технологиями, встреч с инвесторами, партнерами, поставщиками и потребителями товаров или услуг фирмы. Деловой туризм также связан и с развитием внешнеэкономических связей, стремлением использовать передовой опыт других стран и народов в создании духовных и материальных ценностей, что способствует расширению международных контактов среди представителей научных кругов разных держав.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что деловой туризм оказывает положительное воздействие на экономику страны. Главные его отличия от других видов туризма - это то, что деловой туризм стоит дорого, соответственно является доходным. Самое главное преимущество рынка делового туризма в том, что никакие экономические кризисы не способны повлиять на этот бизнес. Деловые поездки даже увеличиваются вовремя экономических спадов. Именно это и способствует увеличению деловых встреч. Такой бизнес очень позитивный, а его развитие и масштабы позволяют деловому туризму оставаться актуальным всегда.

Список литературы:

1. Фокин Н.И. Экономический Толковый Словарь «Экономика: В начале было Слово» [Электронный ресурс] / Н.И. Фокин. - 2013. - Режим доступа: http://dictionary-economics.ru.

2. Большой Глоссарий терминов международного туризма: в 2-х т. - изд. 2-е. - СПб.: Невский Фонд, 2003.

3 Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vedu.ru.

4. Краткий словарь международной туристской терминологии: Краткий толковый словарь международной туристкой терминологии. Многоязычный словарь терминов / Издание на русском языке. - Монако; М., 1992. - 92 с.

5. Балабанов И.Т. Экономика туризма: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 116 с.

6. Гасиев М.П. Основы делового туризма и индустрии MICE: сравнение и тенденции / М.П. Гасиев // Деловой туризм и индустрия MICE: основы, понятия и тенденции (практический опыт). - М., 2004. - 256 с.

7. Чудновский А.Д. Менеджмент туризма: учебник / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 288 с.

8. Индустрия туризма в современных условиях: состояние, проблемы и перспективы // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - М., 2009. -№ 1. - 25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.