АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
УДК 331.24; 331.1
JEL J21, J24, O15
DOI 10.26425/1816-4277-2021-11-5-13
Петровская Наталья Евгеньевна
канд. экон. наук, ФГБУН «Институт Соединенных Штатов Америки и Канады РАН», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-5954-0656 e-mail: vitern@mail.ru
Natalia E. Petrovskaya
Cand. Sci. (Econ.), Institute for US and Canadian studies Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-5954-0656 e-mail: vitern@mail.ru
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В США
Аннотация. В статье представлено исследование развития человеческого потенциала в США. Показана динамика государственных расходов на человеческие ресурсы. Проведен анализ изменения рейтинга США по индексу развития человеческого потенциала, показана его динамика за последние 30 лет. Приведены данные по составляющим индекса: продолжительности жизни, образовательному уровню и валовому национальному доходу на душу населения. Рассмотрена эволюция индекса человеческого развития, приведен новый экспериментальный индекс человеческого развития, скорректированный с учетом планетарной нагрузки. Приведены данные по структуре рабочей силы США. Показаны ключевые механизмы, созданные в США, позволяющие стране иметь очень высокий индекс человеческого развития. Применительно к России проведенное исследование показывает ключевую роль государства в формировании и развитии человеческого потенциала. Ключевые слова: США, индекс развития человеческого потенциала, индекс человеческого развития, индекс планетарной нагрузки, человеческие ресурсы, рабочая сила, образование, ожидаемая продолжительность жизни, занятость
Для цитирования: Петровская Н.Е. Развитие человеческого потенциала в США//Вестник университета. 2021. № 11. С. 5-13.
HUMAN DEVELOPMENT IN THE USA
Abstract. The article presents a study of human development in the United States. The dynamics of public expenditure on "human resources " is shown. An analysis is made of the changes in the US Human Development Index rankings, showing how they have evolved over the past 30 years. Data are provided on the components of the Index: life expectancy, educational attainment and gross national income per capita. The evolution of the Human Development Index is considered, and a new experimental Index, adjusted for planetary load, is presented. Data on the US labour force structure is given. The key mechanisms created in the US that allow the country to have a very high Human Development Index, are shown. In the case of Russia, the study shows the key role of the state in shaping and developing human potential. Keywords: USA, human development, Human Development Index, Index of Planetary Pressure, human resources, workforce, education, life expectancy, employment
For citation: Petrovskaya N.E. (2021) Human development in the USA. Vestnik universiteta, no. 11, pp. 5-13. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-11-5-13
Введение
По расчетам Всемирного банка главным национальным богатством США является человеческий капитал, который предопределяет научно-технический прогресс и темпы экономического развития. Использование высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления определяет экономическую эффективность производства [4].
Вопросы развития человеческого капитала привлекают внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Например, на сайте научной электронной библиотеки eLibrary.ru по поисковому запросу
© Петровская Н.Е., 2021.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Petrovskaya N.E., 2021.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
«человеческий капитал» найдено почти 10 тыс. материалов, из них около 400 статей опубликовано только в 2021 г. (по состоянию на октябрь). Интерес к этой теме огромный, однако статей, посвященных американскому опыту развития человеческого капитала, недостаточно.
Методы исследования
Методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: аналитический, системно-структурный и логический.
Постановка проблемы
По состоянию на октябрь 2021 г. численность населения США составляла 331,4 млн чел., экономически активного населения 166 млн чел., в том числе занятых трудовой деятельностью было 159 млн чел. Медианный доход домохозяйств составлял 65 712 долл. в год [17]. Валовой национальный доход на душу населения (далее - ВНД) по паритету покупательной способности (далее - ППС) - 63 826 долл. Медианный возраст - 38,5 лет. Коэффициент Джини в США составляет 41,4.
В середине XX в. в США была разработана теория человеческого капитала. Впервые термин «человеческий капитал» был предложен Д. Минсером в 1958 г. в статье «Инвестиции в человеческий капитал и распределение личных доходов» [8]. Американские экономисты Г. Бэккер, Д. Кендрик, Д. Минцер, Л. Туроу, Т. Шульц внесли весомый вклад в изучение качества рабочей силы, а инвестиции в человеческий капитал стали рассматривать как аналог инвестиций в основной капитал. «Человеческий капитал - это имеющиеся у индивида знания, навыки и мотивация» [5]. Благодаря развитию теории человеческого капитала в США затраты на здравоохранение, образование и подготовку кадров стали воспринимать как инвестиции в развитие человеческого потенциала.
В таблице 1 представлена динамика расходов федерального бюджета за последние 80 лет, а также прогноз до 2026 г. Как следует из представленных данных, расходы по статье «человеческие ресурсы» имеют устойчивую тенденцию к росту. Начиная с 60-х гг. XX в., они выросли с 28,4 % до более чем 70 % во вто-ром-третьем десятилетии XXI в. Начиная с 80-х гг. прошлого столетия, они превышают военные расходы и по прогнозам к 2026 г. превысят их почти в 6 раз. В денежном эквиваленте в 2020 г. была потрачена рекордная сумма по статье «человеческие ресурсы» в размере 4 339 671 млн долл. [12].
Таблица 1
Роль раздела «человеческие ресурсы» в расходной части федерального бюджета США в период с 1940 по 2026 гг., в % к общей сумме расходов
Раздел фе- Год
дерального бюджета 1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000 2010 2019 2020 2021* 2022* 2023* 2024* 2025* 2026*
Национальная оборона 17,5 32,2 52,2 41,8 22,7 23,9 16,5 20,1 15,4 11,1 10,3 12,8 12,8 12,8 12,4 12,2
Человеческие ресурсы 43,7 32,2 28,4 38,5 53,0 49,4 62,4 69,0 70,4 66,3 70,7 72,6 72,4 71,4 71,4 70,8
Физические ресурсы 24,4 8,6 8,7 8,0 11,2 10,1 4,7 2,6 3,1 12,9 9,8 5,6 5,7 6,0 5,8 5,7
Нетто-проценты 9,5 11,3 7,5 7,4 8,9 14,7 12,5 5,7 8,4 5,3 4,2 5,1 5,3 5,9 6,8 7,8
Прочие функции 8,2 18,7 8,4 8,8 7,6 4,8 6,4 5,0 4,8 6,1 7,8 6,4 5,8 5,9 5,5 5,5
*Оценка
Источник: [12]
Расчет индекса человеческого развития (ранее - индекс человеческого потенциала, далее - ИЧР) проводится в рамках Программы развития ООН с 1990 г. Это интегрированный показатель, призванный измерить достижения стран мира в таких сферах человеческого развития, как здоровье и долголетие, знания и достойный уровень жизни. За свою 30-летнюю историю он несколько раз эволюционировал. В 2010 г. были введены три индекса для оценки бедности, неравенства, а также гендерных прав и возможностей по ряду измерений человеческого прогресса: 1) индекс многомерной бедности; 2) индекс человеческого развития, скорректированный с учетом неравенства; 3) индекс гендерного неравенства. В 2014 г. был внедрен индекс гендерного развития.
По классификации ООН США относятся к странам с очень высоким уровнем человеческого развития. Категория «очень высокий уровень развития человеческого потенциала» была введена в 2009 г. Для попадания в группу стран «очень высокого уровня человеческого развития» индекс должен быть выше 0,800. В мире насчитывается 66 таких стран, в том числе и Россия (52 место). Следующая категория стран - страны с высоким уровнем развития, таких стран 53. Еще одна категория - страны со средним уровнем человеческого развития - 37. Замыкает классификацию 37 стран с низким уровнем человеческого развития.
Несмотря на то, что последние 30 лет США показывает устойчивый рост показателя ИЧР, их место в мировом рейтинге ежегодно падает. В 2019 г. США заняли 17 место в мире - это наихудший для них показатель за все время существования этого индекса (табл. 2).
Таблица 2
Динамика изменения позиции США в рейтинге по индексу человеческого развития
Год Страны лидеры Место США в рейтинге
2006 Норвегия Австралия Исландия 12
2007 Норвегия Австралия Исландия 13
2010 Норвегия Австралия Новая Зеландия 4
2012 Норвегия Австралия США 3
2013 Норвегия Австралия Швейцария 5
2014 Норвегия Австралия Швейцария 8
2015 Норвегия Австралия Швейцария 10
2016 Норвегия Швейцария Австралия 12
2017 Норвегия Швейцария Австралия 13
2018 Норвегия Швейцария Ирландия 15
2019 Норвегия Ирландия Швейцария 17
Источник: [10]
Индекс развития человеческого потенциала США в 2019 г. составил 0,926, тогда как у тройки лидеров: Норвегии - 0,957, Ирландии - 0,955, Швейцарии - 0,955 (рис. 1).
В таблице 3 представлены показатели, на основе которых делается расчет ИЧР, для сравнения представлены данные не только по США, но и по трем странам лидерам и России.
а
о
4 я
5
0,93
0,91 -
0,89 -
0,87
...........
• • I
0,85 ,,,,,,
1990 2000 2010 2014 2015 2017 2018 2019
Год
Источник: [11]
Рис. 1. Динамика индекса человеческого развития США с 1990-2019 гг.
Таблица 3
Ключевые показатели развития человеческого потенциала в некоторых странах в 2019 г.
Место в рейтинге ИЧР Страна Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет Ожидаемая про-должитель-ность обучения, лет Средняя продолжительность обучения, лет ВНД на душу населения по ППС, долл. США
1 Норвегия 82,4 18,1 12,9 66 494
2 Ирландия 82,3 18,7 12,7 68 371
3 Швейцария 83,8 16,3 13,4 69 394
17 США 78,9 16,3 13,4 63 826
52 Россия 72,6 15,0 12,2 26 157
Источник: [10]
Обсуждение результатов
В 2020 г. ООН выпустила доклад к 30-летнему юбилею ИЧР «О человеческом развитии», в котором подчеркивается, что человечество вступает в новую геологическую эпоху - эпоху человека (антропоцен), которая определяется нашим выбором. «Впервые за нашу историю самая серьезная и непосредственная угроза исходит от человека и принимает планетарный масштаб» [10]. Необходимо рассматривать путь человеческого развития по-новому: как путь, в котором люди интегрированы в биосферу. За свою 30-летнюю историю индекс развития человеческого потенциала не потерял своей актуальности. Вместе с тем ООН разработала новый экспериментальный индекс человеческого развития, скорректированный с учетом планетарной нагрузки (далее - ИЧРП). Значение ИЧРП скорректировано с учетом выбросов диоксида углерода и ресурсозатрат на душу населения с учетом чрезмерного давления человека на планету. Организация Объединенных Наций подчеркивает, что этот индекс следует рассматривать как стимул для преобразований (рис. 2). Коэффициент, учитывающий планетарную нагрузку, изменяется от 0 до 1. Если страна не оказывает нагрузки на планету (А=1), то ИЧРП равен ИЧР, а при высоком уровне планетарной нагрузки (А=0), ИЧРП=0.
Источник: [10]
Рис. 2. Схема расчета индекса человеческого развития, скорректированного с учетом планетарной нагрузки Исходя из нового экспериментального показателя, у стран меняется позиция в рейтинге (табл. 4).
Таблица 4
Рейтинг стран с очень высоким уровнем человеческого развития в 2019 г.
№ в рейтинге Страны Индекс человеческого развития (ИЧР) Индекс человеческого развития, скорректированный с учетом планетарной нагрузки (ИЧРП)
значение разность значений ИЧРП и ИЧР, % разница в рейтингах по ИЧРП и ИЧР
1 Норвегия 0,957 0,781 18,4 - 15
2 Ирландия 0,955 0,833 12,8 1
3 Швейцария 0,955 0,825 13,6 0
4 Гонконг, Китай 0,949 - - -
5 Исландия 0,949 0,768 19,1 - 26
6 Германия 0,947 0,814 14,0 - 1
7 Швеция 0,945 0,817 13,5 1
8 Австралия 0,944 0,696 26,3 - 72
9 Нидерланды 0,944 0,794 15,9 - 6
10 Дания 0,940 0,824 12,3 5
17 США 0,926 0,718 22,5 - 45
52 Россия 0,824 0,728 11,7 - 4
Источник: [10]
В докладе ООН отмечается, что в 2020 г. человечеству был нанесен тяжелый удар, по их прогнозам, пандемия СОУГО-19 вытеснит порядка 100 млн человек за черту крайней нищеты, таким образом искоренение бедности во всех ее проявления остается главной задачей [10].
Выводы
Первая четверть XXI в. отмечена снижением участия американцев в рабочей силе страны. Если в 2000 г. -67,1 %, то по прогнозам к 2026 г. составит 61,0 % [16]. Американская рабочая сила с каждым годом становится старше, более диверсифицированной по расово-этническому признаку и все в большей степени состоит из женщин [1]. Еще одной характерной особенностью является рост занятости американцев пенсионного и предпенсионного возраста. Наиболее проблемным сегментом является молодежная занятость.
Одной из долгосрочных тенденций в сфере занятости США является рост занятости в секторах, связанных с исследовательской деятельностью, внедрением технологических новшеств. Около 60 % исследовательских кадров работают в обрабатывающей промышленности, благодаря чему формируется высокотехнологичный промышленно-информационный комплекс в стране. В США растет занятость научно-инженерных кадров. Более 6,4 млн выпускников колледжей были заняты в научно-инженерных профессиях: компьютерные и математические науки, инженерные специальности. Среди новейших областей спроса - биомедицинская инженерия и нанотехнологии.
Важнейшим повышателем человеческого развития является выстроенная система образования. «Согласно расчетам Беккера, в США отдача от высшего образования находится на уровне 10-15 %, что превышает показатели прибыльности для большинства фирм» [5]. Соединенные штаты являются лидером в мире по количеству университетов, их насчитывают около 4,5 тыс., из них около 1,7 тыс. государственных и 2,8 тыс. - частные. Несколько университетов США стабильно входят в первую десятку разнообразных мировых рейтингов как наиболее престижные. Массачусетский технологический университет является десятый год подряд лучшим университетом в мире [14]. В лидерах - Стэнфорд, Гарвард, Калифорнийский технологический, Университет Чикаго. Инвестиции в образование привели к впечатляющим данным по образовательному уровню американцев. Свыше 33 % населения США имеют степень бакалавра и выше. Одним из ключевых факторов трудоустройства является образовательная подготовка. Например, уровень безработицы лиц в возрасте 25-34 лет с образованием ниже среднего (13,2 %) более чем в 4 раза превышает уровень безработицы среди лиц с высшим образованием (2,9 %). Высокий уровень образования населения приводит к сдвигам и в профессионально-квалификационной структуре.
Ведущую роль в инновационной деятельности США играют университеты. Именно там сосредоточены основные исследования в области фундаментальной и прикладной науки [3]. В формировании научно-технического потенциала страны большую роль играют так называемые мозговые центры (Think tanks), которых насчитывается около 1 800 [7].
Результативность научных исследований в США очень высока, среди Нобелевских лауреатов, наибольшее количество премий получили американцы - 383, что почти в три раза больше, чем в Великобритании 132 -второй стране в мире по наибольшему количеству лауреатов [18].
Однако, как отмечает доктор экономических наук, член-корреспондент Российской академии наук В. Б. Супян, существует проблема отставания уровня образования американцев по интегральному показателю, что обусловлено гораздо более низкой доступностью высшего образования, чем в других развитых странах [9]. Кроме того, остро стоят вопросы расово-этнического и социального статуса населения страны, решение которых откладывать дальше нельзя.
Соединенные штаты проводят большую работу в обеспечении всестороннего и реального участия женщин для лидерства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни страны. Если в 1960 г. доля работающих женщин составляла 35 %, то уже в 1999 г. достигла своего пика и составила 60 %, потом снижалась, а теперь опять растет, и в 2019 г. участие женщин в рабочей силе составило 57,4 %. За последние несколько десятилетий участие женщин на рынке труда изменилось. С 1970 г. женщины стали чаще работать полный рабочий день и круглый год, получают более высокий уровень образования. Например, у них стало гораздо больше шансов повысить уровень образования: с 1970 г. по 2019 г. доля женщин в возрасте от 25 до 64 лет в рабочей силе, имеющих высшее образование, увеличилась в четыре раза. За последние полвека уровень образования женщин в возрасте от 25 до 64 лет в составе рабочей силы существенно возрос. В 2019 г. 45 % женщин в возрасте от 25 до 64 лет имели степень бакалавра и выше по сравнению с 11 % в 1970 г. [15]. В 2019 г. женщины составляли 51,8 %
всех работников, занятых в сфере управления, профессиональной деятельности и смежных профессий, что является одним из самых высоких показателей среди стран с очень высоким уровнем человеческого развития. В ряде отраслей женщины преобладают, например, образование и здравоохранение - 74,8 %.
Несмотря на достигнутый уровень прогресса, разрыв в заработной плате между мужчинами и женщинами сохраняется. Медианный недельный заработок американок, работающих полный рабочий день в 2019 г., составлял 821 долл. (82 % от медианного заработка мужчин). Доходы напрямую зависят от уровня образования, например, у женщин 25 лет и старше, имеющих аттестат о законченном среднем образовании, медианный доход составляет 633 долл. в неделю, а у женщин со степенью бакалавра и выше - 1 195 долл. Доходы связаны также с родом занятий, например, медианный доход женщин-ветеринаров составляет 1 985 долл. в неделю, фармацевтов - 1 877 долл. [15].
Хотя в США принимают активные меры по борьбе с бедностью, все еще остаются работающие бедные. Это люди с заработной платой ниже черты бедности, который в 2021 г. составил 12 880 долл. для одного человека, 17 420 долл. для двух человек [13]. По данным на 2018 г. в США насчитывалось 7 млн работающих бедных (3,9 млн женщин и 3,1 млн мужчин). Растет количество людей, занятых на нескольких работах - более 8,1 млн американцев по состоянию на 2019 г.
Заключение
Государство нацелено на преумножение человеческого капитала посредством активизации социального партнерства и реализации социальной политики [6]. Экономический рост государства все больше будет зависеть от роста производительности труда и повышения уровня экономической активности населения, в том числе и старших возрастных групп.
Для американской социальной модели характерным являются стимулирующие меры, направленные на содействия трудоустройству, расширению доступности профессиональной подготовки, разнообразные формы поощрения бизнеса и некоммерческих структур к оказанию социальной поддержки нуждающихся. Финансирование из средств федерального бюджета благотворительных организаций, оказывающих помощь социально уязвимым категориям граждан является важным направлением государственной политики.
Государство в США проводит активную политику, направленную на развитие человеческого капитала и повышение качества рабочей силы. Одним из ключевых приоритетов в США является формирование «экономики знаний» - развитие образования, прежде всего научно-технического, формирование конкурентоспособного человеческого капитала [2]. Опыт США может быть полезен в практике реализации общенациональных проектов, направленных на развитие человеческого потенциала в России.
Библиографический список
1. Петровская, Н. Е. Проблемы занятости в XXI веке: глобальные тенденции и национальные особенности (опыт США). Монография. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 275 с.
2. Бактымбет, С. С. Формирование и развитие человеческого капитала США // Вестник КазЭУ [КазЭУ хабаршысы]. -2010. - № 2 (74). - С. 512-518.
3. Булава, А. С. Опыт США в формировании инновационной экономики и развитии человеческого потенциала // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 3. - 20 с.
4. Майбуров, И. А. Эффективность инвестирования и человеческий капитал в США и России // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 4. - С. 3-13.
5. Мозговых, А. В. Теория человеческого капитала Г. Беккера // Журнал прикладных исследований. - 2018. - № 2. - С. 27-30.
6. Подольная, Н. Н. Исследование актуальных конъюнктурных проблем рынка труда: региональный аспект // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13, № 1 (346). - С. 94-105. https://doi.Org/10.24891/ni.13.1.94
7. Супян, В. Б. Научные исследования в США: финансирование, структура, результаты // Журнал новой экономической ассоциации. - 2019. - № 1 (41). - С. 201-207. https://www.doi.org/10.31737/2221-2264-2019-41-1-9
8. Супян, В. Б. Человеческий фактор в социально-экономическом развитии США в XXI веке // Россия и Америка в XXI веке. - 2017. - № 1. - С. 1-63. https://www.doi.Org/10./18254/S207054760004994-0
9. Супян, В. Б. Экономика США: состояние и потенциал развития на исходе второго десятилетия XXI века // Россия и Америка в XXI веке. - 2018. - № 2. - С. 1-125. https://www.doi.Org/10./18254/S0000030-0-1
10. Доклады о развитии человеческого потенциала за 2009, 2010, 2013, 2014, 2015, 2016, 2018, 2019 // ООН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ (дата обращения: 05.08.2021).
11. Следующий рубеж: человеческое развитие и антропоцен // Доклад ООН о человеческом развитии. - 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2020.pdf (дата обращения: 05.08.2021).
12. Budget of the United States Government. Fiscal Year 2021. Historical Tables // US Government Publishing Office [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.govinfo.gov/app/details/BUDGET-2021-TAB/context (дата обращения: 30.08.2021).
13. Federal Poverty Level // Health Care. Gov Health Insurance Marketplace [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.healthcare.gov/glossary/federal-poverty-level-FPL/ (дата обращения: 03.08.2021).
14. The World's Top 100 Universities, 2021 // University Ranking Worldwide, Scholarship, Study guides [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.topuniversities.com/student-info/choosing-university/worlds-top-100-universities (дата обращения: 05.08.2021).
15. Women in the Labor Force: A Databook // U.S. Bureau of Labour Statistics. - 2021. - April. - Report 1092 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bls.gov/opub/reports/womens-databook/2020/home.htm (дата обращения: 05.08.2021).
16. Employment Projections // U.S. Bureau of Labour Statistics [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bls.gov/ emp/ (дата обращения: 25.08.2021).
17. United States // Census Bureau. - 2021. - October [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://data.census.gov/cedsci/ profile?q=United%20States&g=0100000US (дата обращения: 07.08.2021).
18. Nobel Prize Winners by Country // World Atlas [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.worldatlas.com/articles/ top-30-countries-with-nobel-prize-winners.html (дата обращения: 01.08.2021).
References
1. Petrovskaya N. E. Employment problems in the XXI century: global trends and national characteristics (US experience), Monograph, Moscow, 2019, 275 p. (In Russian).
2. Baktymbet S. S. Formation and development of human capital in the USA, Central Asian economic review [KazEU khabarshysy], 2010, no. 2 (74), pp. 512-518. (In Russian).
3. Bulava A. S. USA experience in formation of innovative economy and development of human capital, Mezhdunarodnyi stu-dencheskii nauchnyi Vestnik, 2017, no. 3, 20 р. (In Russian).
4. Maiburov I. A. Efficiency of investment and human capital in USA and Russia, World Economy and International Relations, 2004, no. 4, pp. 3-13. (In Russian).
5. Mozgovykh A. V. G. Becker's theory of human capital, Journal of Applied Research, 2018, no. 2, pp. 27-30. (In Russian).
6. Podol'naya N. N. A study into the current issues of the labour market: regional perspectives, National Interests: Priorities and Security, 2017, vol. 13, no. 1 (346), pp. 94-105. (In Russian). https://doi.org/10.24891/ni.13.L94
7. Supyan V. B. R & D in the USA: funding, structure and results, Journal of the New Economic Association, 2019, no. 1 (41), pp. 201-207. (In Russian). https://www.doi.org/10.31737/2221-2264-2019-41-1-9
8. Supyan V. B. Human factor in social-economic development of the USA in XXI century, Russia and America in the XXI century, 2017, no. 1, pp. 1-63. (In Russian). https://www.doi.org/10./18254/S207054760004994-0
9. Supyan V. B. U.S. economy: state and economic potential in the end of the 2nd decade of the 21st centure, Russia and America in theXXIcentury, 2018, no. 2, pp. 1-125. (In Russian). https://www.doi.org/10./18254/S0000030-0-1
10. Human Development Reports 2009, 2010, 2013, 2014, 2015, 2016, 2018, 2019, UN. Available at: https://www.un.org/ (accessed 05.08.2021). (In Russian).
11. The Next Frontier: Human Development and the Anthropocene, UN Human Development Report, 2020. Available at: http:// hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2020.pdf (accessed 05.08.2021). (In Russian).
12. Budget of the United States Government. Fiscal Year 2021. Historical Tables, US Government Publishing Office. Available at: https://www.govinfo.gov/app/details/BUDGET-2021-TAB/context (accessed 30.08.2021).
13. Federal Poverty Level, Health Care. Gov Health Insurance Marketplace. Available at: https://www.healthcare.gov/glossary/ federal-poverty-level-FPL/ (accessed 03.08.2021).
14. The World's Top 100 Universities, 2021, University Ranking Worldwide, Scholarship, Study guides. Available at: https:// www.topuniversities.com/student-info/choosing-university/worlds-top-100-universities (accessed 05.08.2021).
15. Women in the Labor Force: A Databook, U.S. Bureau of Labour Statistics, 2021, April, Report 1092. Available at: https:// www.bls.gov/opub/reports/womens-databook/2020/home.htm (accessed 05.08.2021).
16. Employment Projections, U.S. Bureau of Labour Statistics. Available at: https://www.bls.gov/emp/ (accessed 25.08.2021).
17. United States, Census Bureau, October 2021. Available at: https://data.census.gov/cedsci/profile?q=United%20 States&g=0100000US (accessed 07.08.2021).
18. Nobel Prize Winners by Country, World Atlas. Available at: https://www.worldatlas.com/articles/top-30-countries-with-nobel-prize-winners.html (accessed 01.08.2021).