Научная статья на тему 'Развитие человеческого капитала в российской трансформируемой экономике'

Развитие человеческого капитала в российской трансформируемой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Опалева О. И.

В статье представлена необходимость инновационного развития экономики нашей страны через призму человеческого фактора: долгографический аспект, качественные характеристики человеческого потенциала. Рассмотрен ряд институциональных факторов, влияющих на совершенствование человеческого потенциала страны, а также взаимовлияние человеческого капитала и экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие человеческого капитала в российской трансформируемой экономике»

Человеческий потенциал

РАЗБИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИЙСКОЙ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ

ЭКОНОМИКЕ

о. и. опалева,

кандидат экономических наук, доцент Московский государственный областной университет

В настоящее время в связи с радикальными переменами в обществе и экономике достаточно сложно предвидеть будущее для построения долгосрочной стратегии развития. Однако отказ от попыток сформировать долгосрочную стратегию скорее всего приведет к утрате перспектив и, в конце концов, национальной катастрофе. Одну уже наша страна перенесла в 1980-х — 1990-х гг. (распад огромной державы — СССР, сокращение ВВП, упадок промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики, обнищание большинства населения, его деморализация, громадная дифференциация доходов и имущественного состояния, сокращение продолжительности жизни, резкое ухудшение состояния здоровья, депопуляция страны и даже снижение интеллектуального потенциала общества).

Стало понятно, что инерционно-рыночная стратегия, получившая, по сути, свое осуществление во второй половине 1990-х гг. XX в. не пригодна для нашей страны. Мы уже ощущаем очень явственно утрату конкурентоспособности экономики даже в таких приоритетных для советского периода развития страны отраслях, как ВПК (отказ ряда стран от заключенных прежде межправительственных соглашений и контрактов на поставку российской боевой авиационной, морской техники и некоторых других видов вооружения).

Другое направление стратегии развития страны инновационно-прорывное. Использование данной стратегии позволяет достичь высоких темпов экономического роста и социального развития.

инновационный путь развития экономики стал насущной необходимостью, пожалуй, для всех стран мира.

Прежде всего следует обратить внимание на демографическую ситуацию в россии и сравнить ее с другими странами мира. Произошел, по образному выражению академика С. П. капицы, демографический переход от стремительного роста населения во второй половине XX в. (численность населения возросла в 2,4 раза) к периоду более медленного. как ожидается (по опубликованному демографическому прогнозу ООН), к концу XXI в. численность населения планеты стабилизируется. По прогнозу, изменение динамики численности принесет две тенденции: продолжение прироста населения в одних странах и процесс депопуляции в других (в нашей стране, по прогнозу ООн, ожидается сокращение численности населения на 30 % к 2050 г.).

Прогнозируется рост средней ожидаемой продолжительности жизни. на этом фоне проявится тенденция к старению населения: в среднем доля населения в возрасте 60 лет и старше вырастет на 94 % к 2050 г. и достигнет 21,1 %, в России — на 95 % и достигнет 36 %. Снижается доля детей и подростков, а также доля молодежи — на 39 % по отношению к численности населения нашей страны, т. е. в инновационном возрасте1. Качественное состояние населения определяется не только соотношением разных возрастных групп, но также комплексными показателями, например, индексом развития чело-

1 Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия — 2050: стратегия инно-

вационного прорыва. — М., 2005. — С. 22-23.

веческого потенциала (ИРЧП), базирующимся на интеграции трех индикаторов, таких как: показатель ожидаемой продолжительности предстоящей жизни, характеризующий по существу состояние здоровья; образование, измеряемое грамотностью взрослого населения и полнотой охвата обучения в начальной, средней и высшей школе; уровень материальной обеспеченности, определяемый через ВВП на душу населения, расчитанного по паритету покупательной способности. Показатель ИРЧП чаще применяется для проведения межстрановых сопоставлений. В зависимости от величины данного индекса страна занимает то или иное место среди других государств. За 1990-е гг. XX в. ИРЧП России упал: если в 1990 г. страна занимала 26-е место (ИРЧП=0,813), в 1995 - 67-е место (ИРЧП=0,771), в 2002 г. - 57-е место (ИРЧП = 0,795) 2.

Следует заметить, что в ИРЧП главное значение имеет индикатор ВВП в пересчете на душу населения. В нашей стране началось исследование качества человеческого потенциала (КЧП) раньше и независимо от ПРООН3.

Качественное состояние населения в настоящее время приобрело огромное значение для развития любой страны, в том числе ее экономической мощи.

качественные характеристики человеческого потенциала российского населения можно рассматривать с различных сторон. Одним из показателей качества человеческого потенциала является интеллект, высокий уровень которого был общепризнан. Но в 1990-х гг. в данной сфере проявились негативные тенденции. Так, сократилась с 1992 по 2004 г. почти в 2 раза численность занятых в науке и научном исследовании, происходила интенсивная «утечка умов» за рубеж. Идет «утечка умов» и внутри страны. Этот процесс осуществляется в форме найма российских ученых и специалистов иностранными компаниями, работающими на территории РФ. Многие ученые вообще покинули науку, перейдя работать в банки, финансовые органы, коммерцию, промышленность и так далее. Отсутствие вакансий и низкий уровень оплаты труда в науке и научном обслуживании в сравнении с добывающими отраслями, продукция которых обеспечивает экспорт нашей страны, создали представление о ненужности научных работников, обеспечивающих научно-технический прогресс. Между тем миграция ученых

2 Доклад о развитии человека. 2004. UNDP (ПРООН). Нью-Йорк. — 2004. — С. 166.

3 Качество населения // Под ред. И. И. Римашевской, В. М. Копниной. — М.: ИСЭПН РАН, 1993.

наносит огромный, а подчас и невосполнимый ущерб государству, теряющему свой сегодняшний интеллект и еще имеющиеся приоритеты в различных областях науки и техники и лишающему возможности занять в будущем сколько-нибудь заметное место среди других стран. Так, по данным национального доклада о развитии человеческого потенциала в России за 2004 г., экономический ущерб от миграции ученых составил 25 млрд долл. По разным оценкам, наши мигранты, живущие и работающие в США, обеспечивают около 25 % американского высокотехнологичного производства, что составляет около 10 % мирового рынка4.

Качество трудовых ресурсов способствует экономическому росту страны. По одной из методик, предложенной Э. Денисоном, было определено, что за 1929-1982 гг. для США вклад факторов «капитал» и «труд» обеспечил 61,5 % экономического роста, в том числе вклад образования в рост ВВП составил 14 %, а 34,9 % роста приходились на другие факторы. Из других факторов был выделен «прогресс в знаниях», который на 24 % обеспечил рост ВВП. Вклад в экономический рост фактора «труд» растет более высокими темпами по сравнению с прочими факторами5.

В нашей стране вклад фактора «труд» в экономический рост ниже, чем в экономически развитых странах. Как было подсчитано, за период 19982001 гг. вклад фактора «труд» в экономический рост составил в среднем 8 % и был обусловлен повышением образования. Увеличение финансирования системы образования на 1 % от ВВП и внутренних (внутривузовских) затрат на НИОКР на 2 % могли бы (при средней норме отдачи от инвестиций в образование — 10 %, от инвестиций в науку — 15 %) обеспечить ежегодный прирост ВВП примерно на 0,4 %6. В нашей стране довольно интенсивно развивается система образования: растет количество вузов (в 2006/2007 гг. их насчитывалось более 1000 в сравнении с 1993/1994 учебным годом — около 600) 7. В той же примерно пропорции возрос выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием. Однако, как показывает анализ состава выпускников и работающих специалистов,

4 См. Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности / Отв. ред. Д. С. Львов, Д. Е. Сорокин — М. — 2005. — С. 253-255.

5 Майбуров И. Вклад человеческого капитала в экономическое развитие России //Экономическая наука России. — 2003. — № 4. — С. 54-69.

6 Человеческий потенциал модернизации России / Под общей ред. А. В. Бузгалина, А. И. Колганова. — М., 2006. — С. 79.

7 Россия в цифрах. 2006. — М., 2007.

намного увеличился выпуск специалистов сферы услуг, гуманитарных специальностей и сократилась численность инженерных специальностей. Особенно большую озабоченность вызывает снижение численности выпускников в приборостроении, электронике, радиотехнике, связи, автоматике и управлении, космической технике, энергетике и энергомашиностроении и других специальностях, определяющих научно-технический прогресс. Причем более половины выпускников вузов (всех форм собственности) не работают по специальности, значительная часть из них не смогла найти применение своим способностям и превратилась в безработных.

В 2004 г. численность безработных в России составила 7,9 % от экономически активного населения, 24,9 % безработных не имели опыта работы8.

Экстенсивное развитие системы образования не дает положительных результатов в нашей стране. Большая численность квалифицированных специалистов, подготовленных в нашей стране, уезжают на заработки в другие страны. Рабочие места неквалифицированного труда заполняются мигрантами из стран СНГ и некоторых других стран.

Возможности инновационного варианта развития страны зависят также от квалифицированных рабочих. Следует заметить, что квалифицированные рабочие и специалисты необходимы практически во всех странах мира, особенно обладающие высокими технологиями и сложной техникой. Так, в США постоянно ощущается нехватка квалифицированных рабочих и специалистов, а по прогнозу американского министерства труда, общая потребность в квалифицированных работниках на ближайшие 10 лет будет составлять 1, 3 млн вакансий. Экономически развитые страны эту проблему решают не только путем собственных вложений финансовых средств в подготовку и переподготовку своей рабочей силы, но привлекают квалифицированных работников из-за рубежа. Также в силу сложившихся в настоящее время особенностей перелива капитала на мировом рынке США размещают высокотехнологические производства, необходимые для американской экономики, в высокоразвитых странах, обладающих квалифицированными кадрами и технологиями, используют так называемый виртуальный импорт («домашние» офисы за рубежом) 9.

8 Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности / Отв. ред. Д. С. Львов, Д. Е. Сорокин — М., 2005. — С. 250-251.

9 Труд за рубежом. — М., 2000. — № 2. — С. 30-32.

В России в реальный сектор экономики (кроме экспортоориентированного и имеющего высокий уровень оплаты труда) идет недостаточный приток квалифицированных кадров, необходимых для развития производства на современном, высокотехнологичном уровне.

Оказалось практически разрушенной единая сеть государственных учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих. За годы рыночных трансформаций почти в 2 раза уменьшилась численность подготовленных квалифицированных рабочих10.

Кроме восстановления сети начального профессионального обучения, видимо, целесообразно обратить внимание на изменения в методах подготовки кадров в экономически развитых странах. Там осуществляют сращивание производственного и учебного процессов.

Важно также решение проблемы мотивации высокопроизводительного труда.

В условиях усложнения социально-экономической структуры общества необходимы адекватные меняющейся структуре мотивационные механизмы. Исходным моментом для мотивации служит определенный уровень доходов, образования, профессионализма.

Уровень заработной платы должен создавать заинтересованность наемных работников в росте производительности труда и повышении качества создаваемых товаров и услуг. Однако важно соблюдать удельный вес оплаты труда в стоимости создаваемого товара с тем, чтобы издержки производства нашей продукции не превышали издержек аналогичной зарубежной продукции для поддержания конкурентоспособности отечественной.

Противоречивость двух разнонаправленных тенденций, заключенных в заработной плате в нашей стране, находит, как представляется, не лучшее разрешение. Для поддержания конкурентоспособности сдерживается заработная плата. Установленная минимальная заработная плата далека от прожиточного минимума и носит формальный характер.

Небольшая корреляция между уровнем образования и квалификации работника и его заработной платы, а также ее слабая эластичность по производительности и качеству труда не стимулируют профессионально-квалификационный и образовательный рост работника. Это ведет к снижению качества рабочей силы, к моральному износу чело-

10 Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. — М., 2006. — С. 80, 85, 89.

веческого капитала и в свою очередь сказывается на уровне конкурентоспособности экономики.

Как было подсчитано специалистами ИСЭПН РАН, в России оплата часа работы ниже чем в Германии (в 13 раз), в США (в 10 раз), в Польше (в 2,5 раза) и в Турции (в 1,5 раза) 11.

Заниженная оценка рабочей силы снижает также потребительский спрос населения и усиливает социальную напряженность в обществе.

В нашей трансформационной экономике большое значение в процессах формирования и использования трудового потенциала имеет государство. Качественные и количественные характеристики рабочей силы определяют возможности российской экономики для перехода к инновационному типу общественного воспроизводства.

Определенные шаги на этом пути делаются. Пока, к сожалению, примеров не очень много, как хотелось бы. Так, в целях стимулирования рождаемости и, в определенной степени, роста качественных параметров человеческого потенциала был введен в Российской Федерации так называемый «материнский капитал». Осуществляется реформа среднего и высшего образования, направленная на повышение качественного потенциала работников. Приняты к исполнению национальные социальные проекты в области здравоохранения, образования, науки, сельского хозяйства. Предполагается предпринять комплексные действия, направленные на решение одновременно нескольких проблем. Необходимо повысить производительность труда. По данному показателю Россия в нескольких ведущих отраслях отстает от развитых зарубежных стран в 20 раз. Одним из путей повышения производительности труда служат улучшение условий работы и стимулирование людей к инновационному поведению. Как заметил Президент РФ Д. А. Медведев, «уровень производительности труда не только экономическая, но и важнейшая социальная и ценностная проблема. С одной стороны, успешные работники могут создать достойный уровень жизни для своих семей, с другой — рост производительности труда способен в определенной мере компенсировать нехватку рабочей силы»12. В ответ на это представители бизнес-сообщества объявили, что в ближайшее время российские компании намерены создать до 8 млн новых высокоэффективных рабочих мест, которые дадут мощный импульс росту

11 Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности / Отв. ред. Д. С. Львов, Д. Е. Сорокин — М., 2005. — С. 253.

12 Российская газета. — 10 апреля 2008. — № 78. — С. 3.

производительности труда. В то же время предстоит ликвидировать не менее 9 млн низкооплачиваемых, неквалифицированных рабочих мест.

Необходимо также совершенствование конституционных предпосылок процесса качественного роста работников. Так, в законе «О высшем и среднем профессиональном образовании» нет даже упоминания, например, о профессиональном обучении, о формировании конкурентного работника и др. У специалистов есть ряд претензий к закону «О занятости населения Российской Федерации», например, отсутствуют конкретные правовые нормы, касающиеся подготовки кадров.

Без квалифицированных работников невозможен переход на инновационный путь развития и достижение уровня высокоразвитых стран, вступивших в стадию постиндустриального (информационного) общества.

Переход на постиндустриальную стадию развития возродил интерес к формированию и функционированию человеческого капитала. Изменяется место и роль человека в общественном производстве. Это — человек экономический, причем, делающий выбор в условии ограниченности ресурсов, его предпочтения и ограничения являются факторами выбора; он оценивает и сравнивает альтернативы выбора, руководствуясь собственными интересами, поступает рационально и максимизирует свою целевую функцию. Свои решения экономический человек принимает на основе широкого использования информационных технологий. Растет творческая составляющая способности человека к труду.

На постиндустриальной стадии развития общества изменяются взгляды на модель человека. Неоклассический подход, определяя человеческий капитал, акцентирует внимание на способности человека создавать растущий доход; человеческий капитал является фондом, активом и включается в состав национального богатства. Инвестиции в человеческий капитал являются социально значимыми.

Как было отмечено исследователями, неоклассический подход в то же время не учитывает целый ряд моментов, характерных для современного этапа развития экономики13. Так, в частности, не отражен в неоклассической модели творческий характер труда, нет связи человеческого капитала с потреблением жизненных благ, не соизмеряются

13 Новолодская Г. И. Глобализация и человеческий капитал: изменение места и роли человека в общественном производс-тве//Человеческий потенциал модернизации России/Под. ред. А. В. Бузгалина, А. И. Колганова — М., 2006. — С. 119-120.

динамики изменения потребностей человека и изменения их структуры.

Данные ограничения снимаются в расширительной трактовке человеческого капитала. В данном подходе человеческий капитал рассматривается как совокупность созидательных способностей, знаний, умения и навыков, мотиваций и личных качеств индивидов, их здоровье, которые накапливаются за счет инвестиций и используются в течение определенного периода времени в целях получения ими будущих доходов, а также содействуют росту национального богатства.

Человеческий капитал, если его рассматривать как производственный ресурс, используется комплексно. Он формируется первично и через капитал включается в систему факторов производства. Его можно измерить и использовать альтернативно. Он — взаимозаменяем. Если человеческий капитал рассматривается в качестве инвестиционного ресурса, то он представляет собой накопленный в процессе долгосрочных и краткосрочных инвестиций в «запас» качественных и количественных характеристик совокупного человеческого капитала, присущих конкретной совокупности работников, используемых в индивидуальном производстве.

Двойственность человеческого капитала — как производственного ресурса и инвестиционного ресурса делает его отличным от рабочей силы. Человеческий капитал включает в себя творческую составляющую, которая используется работником при производстве сложных и уникальных товаров в индивидуализированном производстве. Это обстоятельство в свою очередь побуждает владельцев капитала формировать во многом уникальный фактор производства, приобретающий инвестиционную форму.

В условиях складывающейся рыночной экономики категория человеческого капитала может найти применение в практической деятельности, в том числе при определении величины кадрового потенциала как слагаемого цены капитала хозяйствующего субъекта (предприятия, фирмы). Величина кадрового потенциала оказывает влияние на повышение или понижение рыночной цены капитала предприятия (фирмы) и его инвестиционную привлекательность. Данный показатель может быть применен для реструктуризации кадрового потенциала и определения затрат на нее в предпродажный период или для постприватизационной реструктуризации хозяйствующих субъектов, антикризисного управления и инновационного проектирования.

Экономистами предложены формализованные методики определения величины кадрового потенциала в целях формирования цены капитала хозяйствующего субъекта14. Анализируются реальные и потенциальные качественные характеристики кадров предприятия, в том числе определяется профессиональная компетентность. Среди реальных характеристик квалификации работников выделяется творческий капитал, который имеет особое значение при определении цены капитала предприятия.

Квалификация работников описывается множеством формальных характеристик, которые отражаются в признаваемых государством и частными работодателями документах, подтверждающих получение человеком в результате специальной подготовки в рамках профессионального обучения комплексов специальных теоретических знаний и практических навыков, в том числе наличие грантов на научно-исследовательскую и изобретательскую деятельность.

Для характеристики величины творческого потенциала трудового коллектива рассчитывается статистический показатель (среднеарифметический, среднегеометрический или среднегармонический).

Например, формализованный подход к определению величины творческого потенциала хозяйствующего субъекта позволяет представить его в следующем виде

15.

ТП = ч/ч + ч2/ч + ч3/ч = ч + 4 + ч ,

ч

где ТП — величина творческого потенциала; ч1 — количество работников, имеющих одно или несколько высших образований, научную степень; ч2 — количество работников в наиболее продуктивном для творчества возрасте. Диапазон возраста колеблется в зависимости от отрасли. Нижняя граница диапазона возраста должна быть значительно ниже при оценке кадрового потенциала хозяйствующего субъекта наукоемких отраслей; ч3 — количество работников со стажем работы в данном хозяйствующем субъекте три и более лет; ч — общее количество работников хозяйствующего субъекта.

Устойчивость экономического развития России связана с изменением отношения общества и государства к человеку труда, к результатам его творческой деятельности. В перспективе главным ресурсом страны будет являться человеческий. Определенное продвижение к признанию его главным ресурсом уже осуществляется.

14 Беляев С. Е. Роль кадрового потенциала в формировании цены капитала объектов микроэкономики./Дисс. канд. эк. наук. — М., 2007.

15 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.