Научная статья на тему 'Роль социальной составляющей в современной экономической политике'

Роль социальной составляющей в современной экономической политике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
946
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / ПОКАЗАТЕЛИ СБАЛАНСИ­РОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / HUMAN CAPITAL / SOCIALIZATION OF ECONOMIC RELATIONS / INDICATORS OF BALANCED SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивашина М. М.

Рассмотрены проблемы взаимодействия социальной и экономической политики. Акцент сделан на необходи­мости вложений в человеческий капитал, которые являются самыми эффективными, а качество человеческого потенциала служит важнейшим фактором экономического прогресса и уровня социально-экономического разви­тия страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL COMPONENT OF MODERN ECONOMIC POLICY

The author considers interdependence between social and economic policy The paper highlights the necessity of efficient investments in human capital and states that human potential is the major factor of economic progress and social and economic development of the country.

Текст научной работы на тему «Роль социальной составляющей в современной экономической политике»

и компетенций партнеров, входящих в сеть. Именно за счет этого порой достигаются синергический эффект и экономия ресурсов.

Таким образом, под квазиинтеграцией понимается наличие контроля над поведением формально само -стоятельных фирм при отсутствии контроля над их собственностью. Квазиинтегрированные структуры представляют собой гибрид рыночных и иерархических организаций, имеют тесные доверительные отношения друг с другом, что позволяет минимизировать стоимость координации действий и стоимость информационных трансакционных издержек.

1. Авдашева С.Б., Розанова H.M. Теория организации отраслевых рынков. М.: Магистр, 1998.

2. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. СПб.: Экономическая школа, 1996.

3. Третьяк В.П. Квазиинтеграция: природа, формы проявления // Современные проблемы экономической теории. М.: МГУ, 2004.

4. Asheim B. Industrial districts as ‘learning regions'. A condition for prosperity? // STEP rapport/report. Oslo, 1995. September.

5. Cavanaugh J.K. Partial integration and asset specific investment // Wright State University. 2001. October 29.

УДК 330.3 м.М. Ивашина

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Рассмотрены проблемы взаимодействия социальной и экономической политики. Акцент сделан на необходимости вложений в человеческий капитал, которые являются самыми эффективными, а качество человеческого потенциала служит важнейшим фактором экономического прогресса и уровня социально-экономического развития страны.

Ключевые слова: человеческий капитал, социализация экономических отношений, показатели сбалансированности социально-экономического развития.

М.М. Ivashina

SOCIAL COMPONENT OF MODERN ECONOMIC POLICY

The author considers interdependence between social and economic policy. The paper highlights the necessity of efficient investments in human capital and states that human potential is the major factor of economic progress and social and economic development of the country.

The Key words: human capital, socialization of economic relations, indicators of balanced social and economic development.

Развитие национальной экономики базируется на разработке и реализации конструктивной государственной стратегии, согласовании социальной, экономической, промышленной и инновационно-инвестиционной политики, обуславливающих переход к устойчивому экономическому росту Баланс социальной и экономической политики представляет собой соотношение целей развития общества и средств их достижения. Конкретными формами этого баланса являются соотношения между накоплением и потреблением, между экономи -ческой эффективностью и социальной справедливостью, между различными моделями экономического развития.

Социальная политика - это область политики государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Социальная политика реализует основные конституционные права граждан. Инструментами реализации социальной политики служат программы, нормы и нормативы финансирования, стандарты, законы, гранты.

Социальная политика не свободна от общественных идеалов и ценностных ориентаций. Она составляет основу программ различных партий и общественных движений, их мировоззренческих установок, является объектом политических разногласий при выборе путей социально-экономического развития государства. Сложившаяся в том или ином обществе модель социального развития есть общественный компромисс, результат постоянного поиска общественнополитического баланса, равновесия интересов различных групп и слоев общества. Роль социальной составляющей в современной экономической политике рассматривается нами в контексте сотрудничества как важнейшей характеристики современной социальной политики и ее хозяйственной организации, базирующихся на обмене видами деятельности и предполагающих встречную трансляцию знаний, умений, навыков, координацию действий субъектов обмена, формирование и развитие их творческих способностей, сочетание конкуренции и кооперации, согласование интересов при смещении акцентов с индивидуальных на коллективные, преодоление оппортунистического поведения.

С одной стороны, характер распределения определяется способом производства, однако распределительные отношения, обладая относительной автономией, могут либо тормозить, либо способствовать процессу производства, быть фактором повышения производительности труда. С другой стороны, специфика экономической политики заключается в ориентации на экономический рост и приумножение материального богатства. Это расширяет свободу выбора в сфере распределения и открывает более широкие возможности для реализации социальной политики.

Автор придерживается точки зрения, согласно которой социализация экономических отношений, механизмов рыночной и нерыночной координации обусловлена действием социальных институтов, эмпирически фиксирующих устойчивые формы отношений между экономическими агентами. Коллективные решения и правила, нормы и соглашения, которых должны придер -живаться все агенты, упорядочивают экономические отношения, трансформационные процессы, способствуя устойчивости и усилению системных качеств. Следовательно, чем более институциализированы отношения в экономической системе, тем она стабильнее.

Целью экономического развития должно быть по -вышение уровня и качества жизни населения, улучшение качества человеческого потенциала, что, в свою очередь, становится источником инновационного развития экономики, обеспечивающего рост конкурентоспособности предприятия, региона, страны в целом. В то же время это способствует увеличению инвестиций не только в производство, но и в человеческий капитал. Данная взаимосвязь подчеркивает необходимость рассмотрения социальной политики как одной из основополагающих составляющих экономической политики в целом, во-первых, для решения социальных задач, во-вторых, для перевода экономического развития на инновационные рельсы.

В настоящее время формируется новая парадигма роста на базе использования знаний и инноваций как важнейших экономических ресурсов. В этой связи актуализируются проблемы изменения роли человека в производстве в условиях НТР, гуманизации современ -ного производства, предъявления социальных требований к технике и технологии, рассмотрения труда как средства самовыражения и самоутверждения личности, формирования новых методов и стимулов активизации человека. Однако переход отечественной эконо-мики и ее социальной сферы на инновационный путь развития усложняется рядом обстоятельств, среди которых следует отметить несоответствие объема и структуры финансирования масштабам деятельности, низкий уровень оплаты труда и пенсионного обеспечения. Так, расходы на НИОКР на душу населения в США, Японии, Израиле и Финляндии - примерно 1,1 тыс. дол. [3]. При этом расходы частного сектора составляют в США примерно 750 дол., в Японии - 870 дол. В России подушевые расходы на НИОКР не превышают 140 дол. (по паритету покупательной способности). При этом расходы частного сектора - всего около 40 дол. (еще 15 дол. составляют расходы из зарубежных источников). По государственным расходам на НИОКР на душу населения (86 дол.) Россия отстает от лидеров в 4 - 5 раз, а по частным расходам (40 дол.) - в 15 - 20 раз. Даже Китай с его огромным населением по уровню подушевых рас-

ходов частного сектора на НИОКР уже почти в 1,5 раза опережает Россию. Наряду с другими процессами, протекающими в социальной сфере, следует выделить отток научных кадров за рубеж. При этом органы государственной статистики и институты социальной сферы не ведут учета таких процессов.

По нашему мнению, в социальной политике отражаются циклический характер социального развития и его диалектика, когда старое не отрицается абсолютно, а все положительное в нем воспринимается и ассимилируется на новом витке развития. Конкретным выражением циклического развития индустриальной цивилизации в течение 200 лет является чередование усиления роли рыночных регуляторов социально-экономической жизни и повышения значимости государственных регуляторов социально-экономических процессов.

Социальная сфера не является только механическим соединением организационно-правовых структур в рамках непроизводственной части национальной экономики. Социальная составляющая экономики страны выполняет сложную и необходимую для развития экономики роль инфраструктурного комплекса, обеспечивающего создание оптимальных условий для функционирования хозяйствующих субъектов, производства продукции, оказания услуг, выполнения работ для жизнедеятельности людей. Основным содержанием понятия «социальная сфера» должно быть не только ее представление как инфраструктуры, но и целевая направленность на формирование благоприятных социальных отношений между индивидуумами и их группами (коллективами).

В этой связи необходимо отметить, что, как и в производственной сфере, организационно-правовые структуры социальной сферы выступают на рынке как хозяйствующие субъекты, предлагающие в соответствующих сегментах свои услуги торгового, образовательного, инновационного, медицинского, жилищно-коммунального, спортивно-оздоровительного, культурно-досугового и иного характера. При этом ряд жизненно необходимых услуг, оказываемых населению, финансируется федеральным, региональными и местными бюджетами, так как нормативное потребление указанных услуг гарантируется Конституцией России.

Многие хозяйствующие субъекты социального инфраструктурного комплекса в соответствии с уставными требованиями свою деятельность ориентируют на извлечение прибыли от реализации оказываемых услуг. В качестве таких рыночно ориентированных инфраструктурных объектов социальной сферы выступают пассажирский транспорт и связь, торговля, санаторно-курортный, гостиничный, финансово-кредитный, страховой комплексы.

Хозяйственная самостоятельность многих объектов инфраструктурного комплекса, приватизация, активное участие предприятий социальной сферы в рыночных отношениях (с организационно-правовым статусом хозяйственного общества или товарищества) позволили им не только успешно осуществлять деятельность на принципах самофинансирования, но и получать прибыль, необходимую для воспроизводства основных фондов, повышения качества подготовки и переподготовки специалистов. В то же время необходимо отметить, что в серьезных экономических ситуациях адми-

нистративно-территориальные образования должны обеспечивать свои территории жизненно необходимыми социальными услугами, например такими, как телекоммуникационные, спортивно-оздоровительные, жилищно-коммунальные.

Государство в процессе реструктуризации, организационно-экономических преобразований той или иной составляющей социального инфраструктурного комплекса с целью восстановления стабилизации должно, в соответствии со своими конституционными обязанностями, оказывать финансовую помощь, организационную и нормативно-правовую поддержку.

Что же касается таких отраслевых составляющих социальной сферы (финансируемых из бюджетов всех уровней), как здравоохранение, образование, наука, культура, то в условиях недостаточности бюджетного финансирования им также должно предоставляться право осуществления предпринимательской деятельности. При этом многоканальность и многоуровневость поступлений финансовых средств на цели нормативного обеспечения образовательного, лечебно-профилактического, медико-диагностического процессов может быть успешно решена как на федеральном, региональном, так и на местном уровне, а также непосредственно самим предприятием, использующим право осуществлять предпринимательскую деятельность.

Наряду с нормативной обеспеченностью граждан медицинским обслуживанием форма обязательного медицинского страхования решает конкретные задачи социальной защиты граждан по охране их здоровья и предоставлению медицинской помощи. Однако многоканальность нормативного финансового обеспечения медико-диагностических и лечебно-профилактических услуг может быть восполнена за счет средств добровольного медицинского страхования, которое представляет застрахованным гражданам дополнительные медицинские услуги.

Не менее существенную роль в развитии производственной сферы народного хозяйства страны играют учреждения профессионального образования. При этом обучение и получение квалификации промышленно-производственного персонала должны иметь многоступенчатую основу Наряду с этим предприятиям промышленного, агропромышленного, строительного и лесопромышленного комплексов необходимы специалисты среднего звена, подготавливаемые учреждениями среднего профессионального образования (средними специальными учебными заведениями) на базе основного, среднего или начального профессионального образования. В состав инженерно-технических работников предприятий производственной сферы, учреждений и организаций социального инфраструктурного комплекса входят специалисты, которых готовят в высших учебных заведениях.

Тесную взаимосвязь предприятий с учреждениями образования, на наш взгляд, должны характеризовать результаты и эффективность используемых трудовых, материально-технических ресурсов, в первую очередь предприятий производственной сферы, а также уровень качества и конкурентоспособности продукции и услуг.

Исходя из опыта развитых стран, реализующих модели социальной рыночной экономики, можно утверждать, что экономические преобразования должны опи-

раться на социальный консенсус, не насаждаемый сверху а порождаемый и поддерживаемый всей развивающейся системой. Для развития социальной рыночной экономики важна не только расстановка социальных сил, но и возможность объединения этих сил для решения общих проблем и поддержания избранной стратегии. Солидарность превращается в общественную ценность, охрана и воспроизводство которой поддерживаются всеми социальными группировками, четко осознавшими, что альтернативой солидарности являются война, борьба, разрушение и крах государства. Для поддержания солидарности важно оценить, как новая модель будет работать на различные элементы социальной структуры, укреплению каких слоев она будет содействовать и какие при этом возникнут зоны и области риска, каковы условия поддержки реформ основной массой населения.

Таким образом, социальная политика решает не только социальные задачи охраны здоровья граждан, но и экономические - повышения эффективности использования трудовых ресурсов за счет сокращения дней, пропущенных по болезни, более творческого отношения персонала предприятий производственной сферы к решению поставленных задач роста эффективности производства.

При таком подходе универсальным показателем сбалансированности социально-экономического развития является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), включающий в себя: ожидаемую продолжительность жизни, устанавливаемую при рождении; интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения); валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (достойный уровень жизни). Данный показатель ранжирует достижения отдельных стран по восходящей от 0 до 1.

Важнейшим фактором обеспечения сбалансированности экономического роста и социально-экономического развития служит налоговая политика. На фоне опыта, накопленного в зарубежных высокоразвитых странах, представляет интерес анализ современного состояния и динамики социально-экономического развития России. Исследование отечественной экономики показывает, что за последние 7 лет экономика двигалась по пути удвоения ВВП, темпы прироста ВВП ежегодно составляли от 4,7 до 10%. В результате существенного экономического роста наметились некоторые положительные тенденции в экономике и социальной сфере. Увеличились темпы роста промышленного производства на 3 - 4%, особенно в наукоемких отраслях - авиастроении, машиностроении, металлообработке, энергетике. До 3,5% ВВП к 2006 г. снизились накопленные государственные долговые обязательства России перед мировыми финансовыми организациями. Произошел рост доходов населения. Среднедушевые денежные доходы населения увеличились в 3,5 раза. Номинальная заработная плата выросла в 3,85 раза, пенсии - в 3,4 раза. Значительно - на 17,1 млн человек (40,4%) - сократилась доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (за этот же период).

Основными источниками доходов являются: оплата труда, социальные, государственные выплаты, доходы от собственности и предпринимательской деятельности. За годы реформ удельный вес этих составляющих в

общей величине денежных доходов населения изменился: доля оплаты труда после 1990 г. упала с 74,1 до 46,4%, доля доходов от собственности и предпринимательской деятельности увеличилась с 12,9 до 36,2%, доля доходов от всех видов социальных трансфертных выплат соответственно составила 13 и 17,4% [1, с. 16].

В то же время положительные результаты эконо -мического роста оказались не сбалансированными с темпами и качеством социального развития. В России доминирует негативная динамика ИРЧП. В 1990 г. Россия занимала 26-е место из 120 стран, в 1997 г. -71-е место, в 2002 г.- 57-е место, в 2006 г. - 63-е, в 2010 г. -65-е. Отмечаются также негативные тенденции большинства социальных индикаторов (уровня и качества жизни). Согласно данным Минэкономразвития, по итогам 2009 г. падение реальных доходов населения составило 4%. За последние 5 лет средний рост этого показателя составлял 8,7%. Таким образом, ожидаемый рост доходов на 16% предполагает быстрый рост бла -гополучия населения страны.

Прирост реальных располагаемых доходов населения в первом квартале 2010 г. составил 7,4% относительно первого квартала 2009 г. При этом не только начало 2010 г., но кризисный 2009 г. для российского населения был существенно лучше 2008 г. (прирост на 2,3% от года к году). По итогам 2009 г. на долю 10% наиболее обеспеченных россиян приходился 31% общей суммы денежных доходов населения страны [4]. Удорожание потребительских товаров и услуг коснулось в первую очередь тех, которые удовлетворяют первичные жизненные потребности и составляют основу потребления малообеспеченных слоев населения.

Ухудшаются состояние и динамика здоровья населения. Абсолютное число умерших увеличилось в 1,5 раза. Численность инвалидов выросла в 2,8 раза, детей-инвалидов - в 4,6 раза. Наиболее неблагоприятные тенденции изменения здоровья наблюдаются в трудоспособных возрастах. Среди мужского населения темпы смертности в 4 раза превышают смертность женщин. Рост смертности в среднем по России опережает падение рождаемости в 1,6 - 1,8 раза. Средняя продолжительность жизни населения России сократилась до 65,3 лет. Население уменьшилось за период с 1991 г. по в 2008 г. на 7 млн человек.

Расходы на социальную защиту в России за последние 5 лет составляли примерно 25% совокупных правительственных расходов и чуть больше 9% ВВП. В стране насчитывается около 3 млн сирот, сотни тысяч бездомных детей.

Изменения в структуре доходов и ценах последних лет негативно отразились на доступности для значительной доли россиян жизненных благ: качественного образования, здравоохранения, культурных ценностей, улуч -шения жилищных условий. Динамика взаимосвязи социального и экономического развития в России не отве -чает современным мировым тенденциям. Приоритет экономического развития и роста над социальным развитием нарушает баланс факторов, обеспечивающих построение качественно новой экономики.

На социальное развитие существенное влияние оказывает сбалансированность социальных расходов, более справедливое распределение дохода, поддержка тех групп населения, чьи возможности ограничены, выравнивание бюджетных расходов регионов с учетом

их налогового потенциала, минимизации встречных финансовых потоков, законодательного закрепления системы государственных гарантий в форме социальных стандартов в расчете на одного человека.

Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными и полноценными, не унижающими человеческого достоинства [2, с. 18].

Человеческий капитал и диапазон рыночных институтов в экономике имеют между собой динамическую связь. Действующим субъектам необходим человеческий капитал, чтобы воспользоваться выгодами от появления некоторых институтов. Со временем такие действующие субъекты учатся, и поэтому институтам также приходится корректировать свою деятельность. Роль социальной составляющей в современной экономической политике заключается в повышении уровня и качества жизни населения, улучшении качества человеческого потенциала. Привычное понимание того, что социальная политика является составляющей экономической политики, не совсем верно. В современных условиях это ухудшает качество российского общества, создавая прямую угрозу национальной безопасности страны

Достойная оплата труда является сегодня необходимым условием обеспечения национальной безопасности нашей страны, важным компонентом которой является интеллектуальная безопасность. Существо этой проблемы составляют задачи сохранения, развития и эффективного использования интеллектуального потенциала российского общества, без чего невозможен переход страны на инновационный путь развития. Существующая в настоящее время в России система оплаты труда требует кардинального реформирования, так как она не обеспечивает решения этой стратегически важной проблемы, не отвечает современным требованиям и мировым стандартам, не способствует привлечению специалистов в сферу науки, образования и высоких технологий. Проводимые в России изменения в данной области являются фрагментарными и осуществляются крайне медленно. Поэтому социальная напряженность в обществе остается высокой, а отток квалифицированных специалистов из нашей страны продолжается. Эти меры, безусловно, необходимы, но далеко не достаточны: требуется радикальное изменение всей существующей сегодня в нашей стране системы оплаты труда и социальной защиты населения

Вложения в человеческий капитал являются самыми эффективными, а качество человеческого потенциала - важнейший фактор экономического прогресса и уровня социально-экономического развития страны. Если выстроить все страны мира по уровню экономического развития и классифицировать их по рейтингу индекса человеческого развития, то будет видно, что они находятся в прямой зависимости от качества человеческого потенциала. Причем и темпы научно-технического прогресса, уровень организации, культуры и производительности труда - это производные от человеческого капитала. Недооценка необходимости развития человеческого капитала является серьезным препятствием в проведении эффективной экономической политики. Однако опыт последних десяти лет убедительно свидетельствует о том, что подобные преобразования должны осуществляться в неразрывной связи с формированием эффективной системы отношений

социальной защиты, отношений, которые призваны обеспечить удовлетворение минимума уровня жизненно важных потребностей каждого человека.

Мешает формированию цивилизованной модели социального развития и миф о том, что социальная политика должна быть производной от экономической. Такая второстепенность, имевшая место до сих пор, не случайна, а является следствием восприятия человека только как работника, реализация способностей и самореализация которого возможны лишь на производстве. Впрочем, условия и потребности развития экономики инновационного типа и социального государства требуют внедрения новых принципов формирования социальной политики, осознания ее новой роли в обеспечении социальной динамики. Следует отметить, что социальная политика уже выросла из прежних рамок

экономической политики. В государстве, в обществе, в котором человек выступает не только как фактор, но и как главная ценность, цель социально-экономического развития, экономическая политика должна рассматриваться исключительно как составляющая социальной политики, а не наоборот. Социальная сфера - это не только затраты, а институт, формирующий предпосылки стабильности, устойчивости и потенциального экономического роста.

1. Жадан И.Э. Бюджет семьи как показатель уровня жизни // Вестник СГСЭУ. 2009. № 1(25).

2. Жадан И.Э. Институт семьи как объект социальной политики государства // Вестник СГСЭУ. 2010. № 2(31).

3. иК1_: www.modernizations.ru.

4. иК1_: www.economy.gov.ru.

УДК 330.1 и.И. Калина

ТИ ПОЛОГИ ЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В статье раскрывается специфика объектов интеллектуальной собственности, их общие черты и особенности. Дана авторская классификация структуры интеллектуальной собственности. Показаны свойства интеллектуального труда и интеллектуального производства.

Ключевые слова: знания, структура знания, интеллектуальная собственность, интеллектуальный труд.

!.!. Kalina STRUCTURE OF INTELLECTUAL PROPERTY

The paper deals with the specific character of objects of intellectual property, their common and unique features. The author classifies the structure of intellectual property. Specific properties of intellectual work and intellectual production are revealed.

The Key words: knowledge, knowledge structure, intellectual property, intellectual work.

В последние несколько десятилетий наблюдается бур -ный рост рынка интеллектуальной собственности в странах с развитой рыночной экономикой. Специфика интеллектуальной собственности в системе отношений собственности обусловлена особенностями ее объектов -все они представляют собой неосязаемые блага, выраженные в форме знаний, т.е. совокупности сведений о чем-либо. Однако самого поверхностного взгляда на объекты интеллектуальной собственности достаточно для того, чтобы понять: их нельзя подвести к единому ограничить какими-то рамками. И если удается охарактеризовать объекты интеллектуальной собственности как обособленный субстрат, то внутри него найдется различий во много раз больше, чем общего. Это объясняется крайней разнородностью и многообразием объектов интеллектуальной собственности, или, проще говоря, знаний.

Интеллектуальная собственность относится к формальным экономическим институтам [3]. Характеризуя динамику формальных экономических институтов, Л. Гусарова отмечает: «Формальные экономические институты проявляют свойство изменчивости периодически... формальные экономические институты и их организационная структура начинают полностью соответствовать новым изменившимся технико-экономическим условиям...» [2, с. 46].

Задача настоящей статьи состоит в том, чтобы дать определение и провести первоначальный анализ объекта интеллектуальной собственности и его структуры.

Под знанием, как правило, подразумевается то, что познано. В этом значении данное понятие охватывает все, что известно современному человеку о мире в целом и отдельных сферах его жизни в частности. Соответственно, существует бесконечное множество элементов знания. Их разнообразием обусловлена необходимость классификации знаний по содержанию, по степени значимости и необходимости для человека, по целям использования и т.д.

М. Шеллер различал три категории знаний: знания, необходимые для действия или контроля, знания, приобретаемые для общего образования, и знания для высоких духовных целей [6]. Американский ученый Полани разделяет знание на «явное» и «неявное» и детально анализирует последнее [5]. А. Даунс, которого интересовали прежде всего преимущественно политические знания, разграничивает две основные группы: 1) информация, «добываемая исключительно в целях удовлетворения любознательности»; 2) информация, используемая для принятия решений. Первую он именует «развлекательной информацией», вторую он делит на «производственную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.