Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТИКОНКУРЕНТНЫХ СОГЛАШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ИНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

РАЗВИТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТИКОНКУРЕНТНЫХ СОГЛАШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ИНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МОНОПОЛИЯ / СУЩНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МОНОПОЛИЙ / ТИП МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВРЕМЕННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / КАРТЕЛЬ / СИНДИКАТ / ТРЕСТ / КОНЦЕРН / КОНГЛОМЕРАТ / СТИХИЙНОЕ ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тохсырова Кристина Казбековна

В статье даны определения таким понятиям, как монополистическое соглашение, индивидуальная монополия, определена сущность отдельных монополий, даны соответствующие пояснения и определение типу монополистической деятельности, обозначено мнение о недостаточности правового регулирования в сфере антимонопольного законодательства, что, безусловно, «дает возможность» уйти от ответственности многим хозяйствующим субъектам, названы основные условия допустимости видов монополистической деятельности, рассмотрены основные моменты расследования соглашений в части того, что антимонопольные службы должны более тщательно собирать доказательную базу, также в данной статье выделены основные виды монополистических соглашений, для более точного восприятия и понимания раскрыты понятия синдиката, треста, концерна, конгломерата, а также отмечены основные принципы, как открытость членства и уважение национального суверенитета, гарантия конфиденциальности передаваемой информации и широкие полномочия по сотрудничеству с другими государственными организациями в выявлении одноименных картелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ANTIMONOPOLY REGULATION OF ANTICOMPETITIVE AGREEMENTS OF STATE AND OTHER ENTERPRISES

The article defines concepts such as monopolistic agreement, individual monopoly, defines the essence of individual monopolies, provides appropriate explanations and definition of the type of monopolistic activity, indicates the opinion about the insufficiency of legal regulation in the field of antimonopoly legislation, which, of course, “makes it possible” to evade responsibility for many economic entities, the main conditions for the permissibility of types of monopolistic activity are named. activities, the main points of the investigation of agreements in terms of, that antimonopoly services should more carefully collect the evidence base, also in this article the main types of monopolistic agreements are highlighted, for a more accurate perception and understanding, the concepts of syndicate, trust, concern, conglomerate are disclosed, as well as the basic principles such as openness of membership and respect for national sovereignty, guarantee of confidentiality of transmitted information and broad powers to cooperate with other state organizations in identifying cartels of the same name. Summing up and drawing conclusions, this article identifies the most effective and priority areas of work of the Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation, which is the most relevant and effective at the present time.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТИКОНКУРЕНТНЫХ СОГЛАШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ИНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Развитие антимонопольного регулирования антиконкурентных соглашений государственных и иных предприятий

Тохсырова Кристина Казбековна,

аспирант Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» E-mail: tohsyrova@list.ru

В статье даны определения таким понятиям, как монополистическое соглашение, индивидуальная монополия, определена сущность отдельных монополий, даны соответствующие пояснения и определение типу монополистической деятельности, обозначено мнение о недостаточности правового регулирования в сфере антимонопольного законодательства, что, безусловно, «дает возможность» уйти от ответственности многим хозяйствующим субъектам, названы основные условия допустимости видов монополистической деятельности, рассмотрены основные моменты расследования соглашений в части того, что антимонопольные службы должны более тщательно собирать доказательную базу, также в данной статье выделены основные виды монополистических соглашений, для более точного восприятия и понимания раскрыты понятия синдиката, треста, концерна, конгломерата, а также отмечены основные принципы, как открытость членства и уважение национального суверенитета, гарантия конфиденциальности передаваемой информации и широкие полномочия по сотрудничеству с другими государственными организациями в выявлении одноименных картелей.

Ключевые слова. Монополистическое соглашение, индивидуальная монополия, сущность отдельных монополий, тип монополистической деятельности, временные соглашения, картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат, стихийное повышение цен.

Говоря о соглашениях государственных и иных предприятий в целях добросовестной конкуренции и исключения монополизма необходимо в первую очередь дать ряд определений на заданную тему.

Необходимо разобраться в понятии «монополистическое соглашение», что представляет собой сделку (договор), который заключается между фирмами (предприятиями) для выполнения определенного «плана» (производства), а также в данном случае всегда осуществляется своего рода «надзор» за ценообразованием и в итоге - определение сбыта производства.

Существует «индивидуальная монополия», представляющая собой как бы «главной» участницей рынка, зачастую показывая свою индивидуальность в принятие тех или иных решений на рынке.

Деятельность разных видов монополий определяется:

- предложения другим участникам рынка наиболее привлекательных условий и неподходящих для контрагента. Здесь можно наблюдать просьбы финансирования, например, в том случае, если в предложенный договор включены конкретные требования;

- представление искусственного дефицита и увеличение цены с целью изъятия продукции из общего оборота товаров на рынке;

- специальное прекращение выпуска определенных товаров и принятие заказов, наиболее востребованных потребителями;

- искусственное завышение или демпингование цен, что очевидно является нарушением. Разбирая монополистическую деятельность,

необходимо затронуть и типы, то есть соглашения, которые ограничивают конкуренцию и согласуют действия хозяйствующих субъектов, например, проводится работа, направленная на поддержание ценообразования.

Самое главное, на что необходимо обратить внимание - это определенные «пробелы» в правовом регулировании, что не в полной мере позволяет выявлять соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на ограничение конкуренции.

Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» ранее разъяснял, что виды злоупотребления и превосходства, а также отдельные виды соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, могут быть признанными правомерными, если субъект хозяйствования покажет положительный результат сво-

5 -о

сз

<

см о см

их намерений, например, в социальной сфере, а вот в экономической - должно быть превышение отрицательных последствий для товарного рынка.

Неоднозначность в законодательстве ведет, безусловно, к необходимости «подчеркнуть» правило разумности, которое было принято в Европейском Союзе, это и есть условия допустимости видов монополистической деятельности, соглашений и согласованных действий:

- достижение «здоровой» конкурентной возможности на рынке;

- получение потребителями привилегий, которые возникают от действий, ограничивающих конкуренцию;

- отсутствие обязательств третьих лиц или участников ограничений, не являющихся абсолютно необходимыми для достижения целей подобных действий;

- отсутствие возможности для физических лиц предотвращать или устранять конкуренцию на рынке товаров и услуг.

Судебные инстанции и антимонопольные органы правомочны выносить решения о соответствии отдельных видов монополистической деятельности действующему законодательству, правомерности осуществления сделок и движений, ограничивающих конкуренцию и подлежащих государственному контролю за экономической деятельностью.

В настоящее время раскрытие и пресечение антиконкурентных действий до сих пор остается затруднительным, благодаря заключению большинства сделок в устной форме.

Раскрытие таких соглашений затруднительно, в связи с неимением у соответствующих органов прав на проведение оперативно-розыскных мероприятий, что позволило бы увеличить качество выявления соглашений, а также осуществлять сбор доказательств по существу и применять законные меры для их устранения.

Антимонопольным органам предоставлена возможность издавать обязательные для исполнения документы об устранении нарушений и принимать меры административного воздействия в случае их неисполнения [5,с. 81]

Расследование затруднено еще и тем, что антимонопольным органам необходимо доказывать, что действия хозяйствующих субъектов совершены в результате достигнутого соглашения, а не, как представляется, в результате индивидуальной экономической политики.

Имеется ряд подобных сложностей в выявлении и пресечении соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, которые ограничивают конкуренцию [2, с. 71].

В настоящее время имеется множество монополий, их можно организовать в направлении объединения крупных предприятий. Монополии имеют разные формы - от простых до самых сложных.

Таким образом можно выделить несколько видов монополистических соглашений:

- временные соглашения - конвенты, которые имеют договоренности между отдельными предприятиями. Объединения имеют при этом различные названия. Например, существуют договоренности о совместной деятельности по отношению к конкурентам. Подобные сделки носят неустойчивый и временный характер, что в результате приводит к краху компании;

- картель - еще один вариант монополистического соглашения, участниками которого являются различные компании. В данном случае соглашения хозяйствующих субъектов касаются рынка купли-продажи товаров и их изготовления. Подобные соглашения могут «диктовать» ценообразование на сырье, необходимое для производства товаров. Эти сделки не относят к монополизации, так как участники - это различные компании, которые сохраняют индивидуальность и выступающие в роли реализаторов, согласовав свои действия в современных условиях;

- синдикат - наиболее качественный вид монополистических соглашений. В данном случае происходит объединение предприятий для создания общей фирмы и дальнейшей продажи товаров;

- трест - является наиболее устойчивой формой монополистических соглашений. Это полноценное и качественное объединение многих предприятий, созданных для продажи товаров и (или) оказания услуг. Предприятия, подписавшие между собой договора, в обязательном порядке теряют производственно-сбытовую идентичность;

- концерн - классический тип монополиста, которые предпочитает «подчинить» продажу продукции и ее производство. Концерн создается, если головная компания покупает контрольные пакеты акций от мелких предприятий.

При этом покупатель занимает руководящее мнение. Особенность заключается в том, что даже после создания предприятия всегда остается самостоятельной в плане производства и сбыта продукции ее структура.

В концерне имеются компании, которые относятся к разным областям.

В результате чего концерны относят к многопрофильным структурам. Например, нефтеперерабатывающий завод производит не только топливо, но и оборудование для бурения скважин и прочее. Создание подобных концернов - всегда успех получать стабильный доход, где в одной структуре находятся множество многообещающих предприятий;

конгломерат - одно из монополистических соглашений, которое заключается в компаниях, состоящих из разных отраслей, но в единой структуре. Это называется диверсификацией. Речь идет о создании единой и мощной компании на разных рынках. Главная задача - это организация высокого денежного оборота. Конгломерат осуществляется путем сливания акций других компаний в еди-

ной предприятие. Сюда, безусловно, входят самые перспективные и успешные предприятия.

В части 2 статьи 8 Федерального закона «О защите конкуренции» разъяснено, что совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением. Соглашение является договоренностью в письменной или устной формах (статья 4 Федерального закона) [1].

Основным моментом согласованных действий, которые ограничивают конкуренцию, является обоснование группового поведения. Это слаженность и однообразность действий нескольких хозяйствующих субъектов, которые отягощены дополнительными условиями функционирования конкретного товарного рынка, что делает отличительным эти действия от параллельного поведения.

Пример согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, - это необоснованное и спонтанное повышение цен несколькими хозяйствующими субъектами на рынке, то есть «навязывание» покупателю неприемлемых условий договора, в данном случае речь идет о разделе рынка по территориальному принципу.

Согласованные действия и есть результат осуществления сторонами соглашения, что не подпадает под запрет, ограничивающий конкуренцию, но обеспечивает все необходимые условия для согласования действий сторон соглашения.

Литература

1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» // СЗ РФ от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3434.

2. Белозор Ф.И. Закупки для государственных нужд: гармонизация добросовестной конкуренции и экономической эффективности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки - 2021 г. № 1.

3. Жакатаева С.А. Становление и развитие антимонопольного органа республики Казахстан // Central Asian Economic Review - 2009 г. № 3.

4. Магдилов М.М., Мусагаджиева П.А. Проблемы совершенствования антимонопольного законодательства в современной России // Вестник

Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки - 2018 г. № 3.

5. Рубин Ю. Б., Потапова О.Н. Конкуренция в экономике. Как противостоять и противодействовать соперникам и нужно ли это делать? // Современная конкуренция - 2016 г. № 6.

DEVELOPMENT OF ANTIMONOPOLY REGULATION OF ANTICOMPETITIVE AGREEMENTS OF STATE AND OTHER ENTERPRISES

Tokhsyrova K.K.

Academy of Labor and Social Relations

The article defines concepts such as monopolistic agreement, individual monopoly, defines the essence of individual monopolies, provides appropriate explanations and definition of the type of monopolistic activity, indicates the opinion about the insufficiency of legal regulation in the field of antimonopoly legislation, which, of course, "makes it possible" to evade responsibility for many economic entities, the main conditions for the permissibility of types of monopolistic activity are named. activities, the main points of the investigation of agreements in terms of, that antimonopoly services should more carefully collect the evidence base, also in this article the main types of monopolistic agreements are highlighted, for a more accurate perception and understanding, the concepts of syndicate, trust, concern, conglomerate are disclosed, as well as the basic principles such as openness of membership and respect for national sovereignty, guarantee of confidentiality of transmitted information and broad powers to cooperate with other state organizations in identifying cartels of the same name.

Summing up and drawing conclusions, this article identifies the most effective and priority areas of work of the Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation, which is the most relevant and effective at the present time.

Keywords. Monopolistic agreement, individual monopoly, essence of individual monopolies, type of monopolistic activity, temporary agreements, cartel, syndicate, trust, concern, conglomerate, spontaneous price increase.

References

1. Federal Law No. 135-FZ of July 26, 2006 "On Protection of Competition" // Federal Law of the Russian Federation No. 31 of July 31, 2006 (Part I) of Article 3434.

2. Belozor F.I. Procurement for state needs: harmonization of fair competition and economic efficiency // State and municipal administration. Scientific Notes - 2021 No. 1.

3. Zhakataeva S.A. Formation and development of the antimonopoly authority of the Republic of Kazakhstan // Central Asian Economic Review - 2009 No. 3.

4. Magdilov M.M., Musagadzhieva P.A. Problems of improving antimonopoly legislation in modern Russia // Bulletin of Dagestan State University. Series 3: Social Sciences - 2018 No. 3.

5. Rubin Yu. B., Potapova O.N. Competition in the economy. How to resist and counteract rivals and whether it is necessary to do it? // Modern Competition - 2016 No. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.