Google Sites можно организовать в виде коллективного проекта, в процессе выполнения которого участники могут просматривать и вносить уточняющие правки и комментарии в существующий текст. Взаимное оценивание письменных проектов на Google Sites способствует формированию навыков самостоятельности, творчества, сотрудничества, интенсификации обмена знаниями и опытом и, как следствие, повышает эффективность формирования иноязычных умений письменной речи.
Ключевые слова: цифровые технологии, навыки письменной научной речи, сотрудничество, самостоятельная работа, коллективный проект, обучение иностранному языку.
Annotation. The article discusses the use of Google Sites platform in teaching the foreign language writing skills in a non-linguistic university. The article considers scientific writing skills as the most significant component of students' research activities. It is noted that the use of digital technologies in the process of teaching foreign language writing skills contributes to an increase in the efficiency of mastering educational material due to the novelty of the form of interaction, the problematic and creative nature of the work. The article examines the Google Sites as a free education platform that supports teachers' interaction with students and educational materials sharing whether materials are static images, audio/video content, online documents such as PDFs etc. It is concluded that the Google Sites platform is a convenient tool for developing collaborative projects as well as mastering scientific writing skills.
Key words: digital technologies, scientific writing skills, collaboration, self-study, collaborative project, foreign language teaching.
Литература:
1. Конюхова, T.B. Учебная мотивация студентов младших курсов в условиях дистанционного обучения / Т.В. Конюхова, Е.Т. Конюхова. - Новокузнецк, 2021 - 116 с.
2. Маркова, Ю.Ю. Алгоритм развития умений письменной речи студентов языкового вуза посредством социального сервиса вики / Ю.Ю. Маркова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 4. -С. 147-150
3. Обухова, Е.А. Модель дистанционного взаимодействия педагогов в условиях цифрового обучения / Е.А. Обухова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2020. - №4 (40). - С. 129-137
4. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / Е.С. Полат и др.; под ред. Е.С. Полат. 3-е изд. - М.: Юрайт, 2022. - 392 с.
5. Полат, Е.С. Дистанционное обучение / Е.С. Полат // Педагогические и информационные технологии в образовании. -2001. -№4,- С. 10.
6. Титова, С.В. Обучение иноязычной письменной речи в цифровой средевуза / С.В. Титова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2023. - Т. 28. - № 2. - С. 302-316
7. Сысоев, П.В. Вики-технология в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев // Язык и культура. - 2013. - № 3 (23). -С. 140-152
8. Харламенко, П.В. Вики-проект в обучении иностранному языку в вузе / П.В. Харламенко, С.В. Титова // Наука, образование, культура. -2018. -№4. - С. 112-126
9. Хлыбова, М.А. Формирование навыков академического письма в магистратуре неязыкового вуза / М.А. Хлыбова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. -Т.9.- № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/50PDMN521.pdf
10. Юдашкина, В.В. Обучение написанию аннотаций студентов в вузе: от теории к практике / В.В. Юдашкина, О.Е. Яцевич // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2019. - № 4 (61). - С. 78-83
11. Pardede, P. Integrating the 4Cs into EFP Integrated Skills Teaming / P. Pardede 11 Journal of English Teaching. - Volume 6 (1). - February 2020.-DQI: 10.33541/jet.v6il.l90
УДК 378
РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ БАЗЫ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ
ШамсудиноваДианна Асаналиевна студентка 5 курса
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки);
Ботвинёва Наталья Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки)
Постановка проблемы. Одним из важнейших приоритетов современного образовательного пространства является формирование всесторонне развитого и креативного молодого поколения, способного реализовывать свой творческий потенциал в интересах как себя, так и общества. В этом контексте обучение, направленное на развитие когнитивных и коммуникативных способностей обучающихся, играет ключевую роль в развитии аналитической базы учебных исследований при обучении математики. Вместе с тем, образовательный процесс должен быть направлен не только на обеспечение обучающихся необходимыми знаниями, навыками и умениями, но и на развитие их индивидуальных, умственных и интеллектуальных способностей, постоянному стремлению к овладению новыми знаниями и творческому решению стоящих перед ними задач. При совместном применении двух способов обучения: развивающего и практико-ориентированного на уроках математики в образовательном пространстве помогает обучающимся применить свои творческие способности в области формирования аналитической базы исследований. Практико-ориентированное и развивающее обучение на уроках математики, направленно на овладение навыками решения системы уравнений и неравенств и является неотъемлемой составляющей для формирования аналитических и исследовательских способностей обучающихся. Умение владеть способами анализа, поиска решения системы линейных уравнения и неравенства и применять, полученные знания на практике, формирует у обучающихся важную компетенцию, направленную на развитие его исследовательских способностей. Следовательно, развитие аналитических и исследовательских способностей в обучении математики становится актуальной задачей в сфере образования.
В условиях цифровизации образовательного пространства, когда доступ к информации стал намного проще, умение анализировать, обрабатывать и интерпретировать данные приобретает особую значимость. Для осуществления правильного подхода к поиску, анализу и применению полученной информации у обучающихся необходимо выработать определенные
навыки определения ключевых моментов исследования. Именно применение технологии развивающего и практико-ориентированного обучения на уроках математики обладает специальными специфическими подходами, направленными на формирование аналитических и исследовательских способностей обучающихся. Реализация выше указанных принципов обучения требует от преподавателя умения вовремя направлять действия обучающихся в нужное русло, проводимых исследований во время урока. Развитие исследовательских умений обучающихся наиболее ярко проявляется при изучении темы «Решение системы уравнений и неравенств». При изучении данной темы обучающиеся начинают логически мыслить, формировать высказывания, которые характеризует уровень их аналитических и исследовательских возможностей.
Изложение основного материала исследования. Фундамент исследовательского подхода развивающего обучения в математике был заложен еще в эпоху классических педагогов, таких как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, а также другими выдающимися учеными. Изучение и развитие их идей было продолжено отечественными педагогами и методистами, среди которых можно отметить Б.В. Всесвятского, И.Я. Лернера, Н.И. Новикова, Б.Е. Райкова, А.П. Пинкевича, М.Н. Скаткина и многих других. Исследовательская деятельность в этом направлении была продолжена современными педагогами-математиками, такими как А.Д. Александров, Я.И. Груденов, В.А. Гусев, В.А. Далингер, О.Б. Епишева, В.И. Крупич, Г.И. Саранцев, которые методически обосновали роль формирования аналитической и исследовательской способностей у обучающихся, путем решения специально подобранных заданий на уроках математики. Следует отметить, также что на сегодняшний день, в научной литературе по методике преподавания математики проблема развития у обучающихся аналитической и исследовательской способности реализуется через решение системы специальных практико-ориентированных задач или путем проведения дополнительной аналитической и исследовательской работы. Данный подход нередко отнимает значительное количество времени и не всегда связан с освоением изучаемой темы. Педагоги и методисты, занимающиеся изучением решений уравнений, неравенств и их систем с параметрами, включая М.И. Башмакова, Ю.М. Важенина, В.А. Далингера, Г.В. Дорофеева, Г.Л. Луканкина, А.Г. Мордковича, Г.И. Саранцева и других, отмечают важность обучения обучающихся решению уравнений, неравенств, так как считают, что изучение данной темы помогает учителю развить исследовательские возможности обучающихся. Многие исследователи в данной области согласны с утверждениями, что изучение темы «Решение системы уравнений и неравенств» требует высокого уровня логической культуры и навыков исследования и способствует формированию исследовательских и аналитических способностей у обучающихся. Для эффективного развития исследовательских способностей в процессе обучения математике педагогу необходимо, на всех этапах урока, уделять большое внимание формированию у обучающихся важных способностей: внимательно слушать, логически мыслить, запоминать. Если учитель не поставит перед собой этих целей, то он не сможет направить свою педагогическую деятельность на уроке над их разрешением. А в результате снизится развивающее и воспитательное значение урока, как составной части учебно-познавательной работы, направленной на освоение программных математических знаний. Создание новых технологий и методических материалов, касающихся организации учебного исследования на уроках математики, является важным аспектом дидактической работы. При выполнении правильно подобранной специально-разработанной системы задач и уравнений у обучающихся формируются индивидуальные аналитические и исследовательские способности. Применение новых методических приемов и технологий на всех этапах урока математики требует от учителя высокого профессионализма и подготовленности. Большинство педагогов понимают важность вовлечения обучающихся в учебные исследования на уроках математики при решении практико-ориентированных заданий, однако испытывают сложности из-за недостаточной разработанности методических материалов. Важным аспектом развития аналитической и исследовательской деятельности во время занятий является вовлечение обучающихся в область исследования, направленного на изучение раздела «Решение системы уравнений и неравенств», и на развитие у них навыков самостоятельного анализа и поиска решений с использованием математических методов и приемов. Формирование аналитических и исследовательских способностей обучающихся на уроках математики способствует приобретению ими необходимых навыков знаний и умений для работы с данными и принятия обоснованных решений. В процессе изучения темы «Решение системы уравнений и неравенств» обучающиеся приобретают навыки поиска решения линейных неравенств и уравнений, что является важным фактором в развитии исследовательских, и аналитических способностей в процессе изучения математики в основной школе.
Приобретение основных навыков обучения играет важную роль в освоении математических знаний при изучении темы «Решение системы уравнений и неравенств». Процесс обучения решению систем уравнений и неравенств требуют определенного уровня мышления, который является как конечной целью, так и предпосылкой развития аналитических, исследовательских, умственных возможностей обучающихся. Активизация познавательной деятельности обучающихся, направленная на формирование и развитие аналитической и исследовательской деятельности, на уроках математики играет значимую роль в полном овладении знаниями при изучении раздела «Решение системы уравнений и неравенств». Развитие аналитических учебных исследований может осуществляться с использованием различных методов и подходов. Рассмотрим на примере метода подбора практико-ориетированных специальных заданий, требующих анализа и интерпретации данных с применением математических методов. Примером такой задачи может быть задание на определение оптимального решения системы линейных уравнений и неравенств. Значительный рост интереса к решению линейных неравенств и уравнений объясняется тем, что подобные задания обладают высокой аналитической и исследовательской, ценностью. Решение такого вида задач позволяют выявить уровень аналитических и исследовательских способностей обучающихся и определить степень освоения полученных знаний при изучении раздела «Решение системы уравнений и неравенств». Процесс решения таких задач является мощным инструментом формирования математического мышления. Специально подобранные практико-ориентированные задания для обучающихся обладают высоким уровнем потенциала для развития индивидуальных аналитических и исследовательских способностей, А также необходимо отметить , что в процессе решения таких заданий у обучающихся формируется целенаправленности мышления, критическое мышление, культура логических рассуждений.
При разработке методики обучения решению системы линейных уравнений и неравенств акцент был сделан на использовании интерактивных инструментов и методов, а также на активном участии обучающихся в практических заданиях. Исследование, проведенное в рамках данной работы, показало значительное повышение интереса и мотивации обучающихся к изучению решения системы линейных уравнений и неравенств при использовании новых технологий и методик с применением интерактивных технологий.
Таким образом, вовлечение обучающихся в аналитическую и исследовательскую деятельность на уроках математики играет важное значение в процессе развития и формирования у обучающихся поисково-исследовательской деятельности. Необходимо отметить, что применение на уроках математики системы специально подобранных заданий, помогает приобретению необходимых навыков самостоятельного анализа и принятия обоснованных решений, на основе применения различных математических методов и приемов, помогает развитию аналитических и исследовательских умений у обучающихся. Проведенные исследования показывают, что эффективность обучения решению системы линейных уравнений и неравенств значительно возрастает, если обучающимся предоставляется возможность свободного поиска и
выбора правильного решения. По своей сути, аналитические и исследовательские способности представляет собой набор навыков и методических приемов, которые помогают обучающимся верно выявлять, анализировать и решать проблемы в процессе изучения темы «Решения системы уравнений и неравенств». Формирование аналитической и исследовательской способностей у обучающихся требует от них умения использовать различные математические модели, методы и стратегии, а также способность анализировать и оценивать полученные решения.
В ходе нашего исследования мы обнаружили важный фактор, который оказывает существенное влияние на повышение уровня понимания и освоения материала при изучении раздела «Решение системы линейных уравнений и неравенств» таким фактором является формирование аналитической и исследовательской способностей обучающихся, которые играют ключевую роль в обучении. Благодаря грамотно структурированной форме урока, с применением новых технологий и методик, учащиеся могут легче осваивать основные правила и закономерности, лежащие в основе решения системы уравнений и неравенств. Кроме того, хорошо развитые аналитические и исследовательские способности у обучающихся позволяют обнаруживать и исправлять возможные ошибки, возникающие в процессе решения уравнений и неравенств.
Еще одним аспектом нашего исследования явилась разработка и испытание новой методики обучения, направленной на развитие аналитической базы учащихся. В рамках исследования мы проверили эффективность применения методики специально подобранных практико-ориентированных заданий, непосредственно на практике, при изучении раздела «Решение системы уравнений и неравенств».
Выводы. Важной задачей методики преподавания математики является поиск новых подходов к улучшению учебного процесса, включая формирование базы исследовательских учебных действий у обучающихся.
Правильно подобранная методика обучения математики с использованием новых технологий позволяет обучающимся сформировать у обучающихся необходимые навыки: анализировать и решать математические задачи, а также использовать различные методы и модели для поиска правильных решений при изучении раздела «Решение системы уравнений и неравенств». Внедрение новых методик и технологий в процесс обучения математики является эффективным инструментом для развития аналитической базы исследовательской деятельности обучающихся и обеспечения качественного обучения.
Аннотация: В статье говорится о необходимости развития аналитической базы учебных исследований у обучающихся при обучении решению линейных уравнений и неравенств. Формирование у обучающихся навыков самостоятельного анализа и решения линейных уравнений и неравенств возможно с использованием математических методов и приемов. Развитие аналитической базы исследовательских действий включает в себя знания и умения, необходимые для работы с данными и принятия обоснованных решений. В контексте решения линейных уравнений и неравенств, это понимание основных понятий и свойств линейных функций, умение проводить анализ данных, интерпретировать полученные результаты и делать выводы. Развитие аналитической базы учебных исследований можно осуществлять через различные методы и подходы. Одним из них является использование линейных уравнений и неравенств, которые требуют анализа и интерпретации данных с помощью математических методов.
Ключевые слова: интерпретации данных, развитие аналитической базы исследований, линейные уравнения, неравенства.
Annotation. The article talks about the need to develop an analytical base of educational research for students when learning how to solve linear equations and inequalities. The formation of students' skills of independent analysis and solving linear equations and inequalities is possible using mathematical methods and techniques. The development of the analytical base of research activities includes the knowledge and skills necessary to work with data and make informed decisions. In the context of solving linear equations and inequalities, it is an understanding of the basic concepts and properties of linear functions, the ability to analyze data, interpret the results and draw conclusions. The development of the analytical base of educational research can be carried out through various methods and approaches. One of them is the use of linear equations and inequalities, which require the analysis and interpretation of data using mathematical methods.
Key words: data interpretation, development of analytical research base, linear equations, inequalities.
Литература:
1. Атанасова, M. Аналитическая база учебных исследований в обучении линейным уравнениям и неравенствам / М. Атанасова // Учителя математики. - 2019. - № 3(1).- С. 45-56
2. Баранов, А. Развитие аналитической компетенции на уроках математики / А. Баранов. - Москва. - 2020. - Пзд-во. Просвещение.
3. Васильева, Е. Апробация метода развития аналитической базы учебных исследований при обучении решению линейных уравнений и неравенств / Е. Васильева // Педагогика. - 2021. - № 2(4). - С. 78-91
4. Горбунов, В. Использование технологий в преподавании аналитической базы учебных исследований по математике / В. Горбунов//Новаяшкола,-2022,-№ 5(2).-С. 112-125
5. Денисова, Н. Развитие компетенции аналитического мышления в процессе обучения линейным уравнениям и неравенствам / Н. Денисова // Московский педагогический вестник. - 2023. - № 4(3). - С. 134-147
6. Ефимова, И. Применение активных методов обучения в развитии аналитической базы учебных исследований учащихся / И. Ефимова // Математика в школе. - 2023. - № 6(2). - С. 56-68
7. Зайцев, В. Роль интерактивных технологий в развитии аналитической базы учебных исследований при изучении линейных уравнений и неравенств / В. Зайцев // Инновации в образовании. - 2022. - № 7(3). - С. 89-101
8. Иванова, О. Анализ результатов исследований по развитию аналитической базы учебных исследований при обучении решению линейных уравнений и неравенств / О. Иванова // Психология образования. - 2020. - № 3(2). - С. 76-88
9. Козлов, П. Методические рекомендации по формированию аналитической компетенции учащихся в изучении линейных уравнений и неравенств / П. Козлов // Математика и информатика в образовании. -2020. - № 1(1). - С. 23-34
10. Лебедева, Е. Исследования по развитию аналитической базы учебных исследований на уроках математики / Е. Лебедева//Вестник образования. -2020. -№2(4). - С. 112-125