УДК 81 Николян Л.И., Чернова Л.В.
Николян Л.И.
магистрант 1 курса Института русской и иностранной филологии Армавирский государственный педагогический университет
(г. Армавир, Россия)
Научный руководитель: Чернова Л.В.
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и
методики их преподавания Армавирский государственный педагогический университет
(г. Армавир, Россия)
РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация: в данной статье мы рассмотрим синтаксический разбор как критерий развития аналитических способностей обучающихся 8 класса на уроках русского языка.
Ключевые слова: синтаксический анализ, аналитические языковые способности, синтаксические понятия, формирование умений.
В современном образовании особое внимание уделяется развитию аналитических способностей учащихся, так как они играют важную роль в успешном усвоении учебного материала и формировании критического мышления. В данном реферате рассмотрим методы развития аналитических способностей обучающихся 8 класса с использованием синтаксического разбора на уроках русского языка.
Понимание обучающимися грамматических законов родного языка и осознанное следование нормам грамматики являются необходимым условием их умственного развития.
Учащиеся средней школы имеют разные интеллектуальные возможности, и учебно-воспитательный процесс должен обеспечить каждому ученику индивидуализированную педагогическую помощь, чтобы научить его продуктивной умственной деятельности, то есть научить анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать знания, обосновывать свою точку зрения.
Аналитические способности учащихся, по определению психологов,
есть:
- «...индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее усвоения» ,
- «совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней, индивидуально-психологические особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков. Именно способности определяют успешность выполнения той или иной деятельности».
Проблемой способностей занимались многие ученые-психологи: Б.Г. Ананьев, Т.И. Артемьева, В.В. Давыдов, Н.Д. Левитов, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, В.М. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, К.А. Славская, А.Н. Щукин и др.
В последней своей работе «Бытие и сознание» С.Л. Рубинштейн выдвинул положение: «Вопрос о способностях должен был слит с вопросом о развитии, вопрос об умственных способностях - с вопросом об умственном развитии».
По С.Л. Рубинштейну способности понимаются как высший этап развития психических процессов, которые, развиваясь, переходят в психические свойства. «Способности - это закрепленная в индивиде система
обобщенных психических деятельностей». И далее: «Для формирования способностей нужно, чтобы соответствующие психические деятельности обобщились и, став таким образом доступными переносу с одного материала на другой, закрепились в индивиде».
Синтаксический разбор - это метод анализа предложения по частям речи и их взаимосвязям. Он позволяет учащимся лучше понимать структуру предложения, правильно расставлять знаки препинания, выделять главные и второстепенные члены предложения. Для учащихся 8 класса это важное умение, которое помогает им не только понимать тексты, но и строить свои высказывания более логично и последовательно.
При пропедевтическом изучении синтаксиса надо заложить знания морфологии на синтаксической основе: анализ смысловых отношений между словами, нахождение основного и зависимого слова в словосочетании, средств выражения грамматической зависимости компонентов словосочетания, смысловая роль подлежащего и его грамматическая форма, смысловая роль сказуемого и его грамматическая форма зависимости от подлежащего, сочетаемость лексической семантики слов, структура и семантика частей сложных предложений и т. д.
Новый подход к изучению грамматических понятий в школе предполагает изучение синтаксиса на текстовой основе: по этой проблеме имеются исследования Г.И. Блинова, Г.Г. Граник, В.А. Добромыслова, А.В. Дудникова, А.Д. Дейкиной, Т.И. Донской, А.П. Еремеевой, В.И. Капинос, А.Ю. Купаловой, Л.А. Тростенцовой, А.Ф. Ломизова, Т.М. Пахновой и др. Особенное внимание обращает на себя исследование М.Р. Львова, который выделяет 13 ступеней восприятия речи как звучащего или написанного текста, выделяя осознание структуры текста, понимание предложения и целого высказывания
Способности индивида, формируясь в его реальной деятельности, помогают открытию им новых типов деятельности. При репродуктивном уровне способностей ученик обнаруживает высокое умение усваивать знания,
осуществлять деятельность по образцу. На творческом уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
Теоретические предпосылки и наши собственные наблюдения за учебным процессом приводят к методическому выводу, что наиболее действенным средством развития аналитических способностей при изучении родного языка является анализ языковых фактов, сопряженный с синтезом. Важнейшим условием развития аналитических способностей является адекватность приемов их реализации возрастным особенностям учащихся.
Применение синтаксического разбора на уроках русского языка позволяет учащимся анализировать тексты, выделять ключевые моменты, устанавливать связи между словами и выражениями. Это способствует развитию лингвистического мышления, аналитических способностей и логического мышления.
Методика использования синтаксического разбора на уроках русского языка может включать следующие этапы:
- Объяснение основных понятий связанных с синтаксическим разбором
- Проведение практических упражнений по разбору предложений
- Анализ текстов с использованием синтаксического разбора
- Составление собственных предложений с правильным синтаксическим разбором
- Обсуждение результатов и их коррекция.
Синтаксический разбор позволяет учащимся не только правильно проанализировать предложение и определить его структуру, но и научиться выделять важные элементы, выявлять зависимости и связи между словами. Это способствует развитию логического мышления, умения анализировать информацию и делать выводы. Этот метод не только помогает им лучше понять языковые конструкции, но и развивает их критическое мышление, логику и способность анализировать информацию.
Таким образом, использование синтаксического разбора на уроках русского языка способствует развитию аналитических способностей учащихся 8 класса, обогащает их лингвистический опыт и улучшает качество усвоения учебного материала. Важно совмещать теоретическое обучение с практическими упражнениями, чтобы учащиеся могли успешно применять полученные знания в повседневной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Крутецкий В А. Психология: Учеб. для пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 1986;
2. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - М.: Госполитиздат, 1948;
3. Платонов К.К. Психология: Учеб. для индуст.-пед. техникумов. - М.: Высш. школа, 1973;
4. Рубинштейн СЛ. Вопросы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007;
5. Славская КА. Мысль в действии: Психология мышления. - М.: Политиздат, 1968;
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед.: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2004
Nikolyan L.I., Chernova L. V.
Nikolyan L.I.
Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)
Scientific advisor: Chernova L.V.
Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)
DEVELOPMENT OF ANALYTICAL SKILLS KIDS OF 8TH GRADE USING SYNTACTIC ANALYSIS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS
Abstract: in this article we will consider syntactic analysis as a criterion for the development of analytical abilities of 8th grade students in Russian lessons.
Keywords: syntactic analysis, analytical language abilities, syntactic concepts, formation
of skills.