УДК-811.161.1 ББК-74.268.РУС
СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СЕМИКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИИ НАРЕЧИЯ
Л.Н. Горобец, Т.Н. Крамская
Аннотация. Актуальность статьи не вызывает сомнения, так как современное школьное образование имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, сформулированную в документах Министерства образования и науки Российской Федерации. Цель статьи - раскрыть лингвометодические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий при обучении наречию на основе системно-функционального подхода. В данной работе рассматривается проблема реализации системно-функционального подхода как основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Ключевые слова: деятельностный подход, закономерность обучения, коммуникативно-деятельностный подход, лексико-семантическая группа, коммуникативные универсальные учебные действия, системно-функциональный подход.
SYSTEMIC-FUNCTIONAL APPROACH AS A BASIS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF THE SEVENTH GRADE STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING ADVERBS
L.N. Gorobets, T.N. Kramskaya
Abstract. The relevance of the article is not in doubt, because the modern school education has a strong communicative focus which was formulated in the documents of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. The purpose of the article is to reveal the basis for the formation of communicative linguistic and methodical universal educational actions in teaching of adverbs based on systemic functional approach. The article considers the problem of implementation of the system-functional approach as the basis for the formation of communicative universal educational activities.
207
Keywords: activity approach, pattern of learning, communicative activity approach, the lexical-semantic group, universal communication educational activities, systemic-functional approach.
Проблема формирования универсальных учебных действий (УУД), в том числе коммуникативных, является одной из главных в современной методической науке. Под коммуникативными универсальными учебными действиями подразумеваются умения учащихся слушать и слышать; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; представлять информацию, сообщать ее в письменной и устной речи и др. Формирование коммуникативных УУД требует построения обучения с учетом системы язык - речь. Таким требования отвечает системно-функциональный подход (СФП), под которым понимаем способ системной НПО организации процесса обучения 208 морфологии, в частности наречию, в общеобразовательной и высшей школе. Применительно к наречию СФП не был предметом специального исследования. Если обучение наречию будет строиться на основе названного подхода, то при анализе наречия как самостоятельной части речи следует говорить не только о грамматическом и лексическом значении, синтаксической функции, но и о текстовой функции, коммуникативном назначении наречия. Определение текстовых функций наречия позволяет выделить лексико-семанти-ческие группы (ЛСГ), под которыми понимается группа слов семан-
тически и функционально сходных в пределах одной знаменательной части речи. Вопросами классификации ЛСГ различных частей речи занимались Л.М. Васильев, И.С. Куликова, Л.А. Савелова, Д.В. Салмина, Ф.П. Филин и др.
Согласно теории Ф.П. Филина, ЛСГ частей речи углубляют знания о семантике частеречной лексики. Вслед за Ф.П. Филиным современные лингвисты рассматривают ЛСГ с позиций системной организации лексики (Л.Г. Бабенко, Н.С. Болотнова, Л.М. Васильев, Э.В. Кузнецова, О.В. Четверикова, Д.Н. Шмелев и другие).
Введение в содержание учебного материала знаний о ЛСГ наречий предполагает обращение к функционированию языковых единиц в устном и письменном тексте как продукте речетворческой деятельности говорящего/пишущего, что способствует формированию коммуникативных УУД учащихся.
В процессе обучения наречию и его ЛСГ на основе СФП с целью формирования коммуникативных УУД учащихся нами были выявлены закономерности процесса обучения наречию.
Первая закономерность: последовательное со-изучение наречия с его функционированием в тексте как «форме коммуникации» формирует понимание учащимися языка как части системы язык-речь, обусловившей целенаправленное использование принципа системности в обучении и метод
Преподаватель
ЕК
4 / 2015
наблюдения за функционированием наречий в речи.
Вторая закономерность: поэтапное введение в содержание учебного материала о ЛСГ наречия способствует развитию «психосемантического сознания» учащихся и языкового/речевого чутья к коммуникативным функциям наречия и его ЛСГ в тексте как единице коммуникации, обусловившее обращение к принципу функциональности и методу коммуникации.
Третья закономерность: чем выше уровень сознательности в употреблении наречий и их ЛСГ в собственных высказываниях, тем выше уровень коммуникативной компетенции обучающихся и уровень их функциональной грамотности.
При создании комплекса упражнений и задач, направленных на формирование и совершенствование коммуникативных УУД семиклассников при изучении наречия на основе СФП следует учитывать психологические закономерности процесса обучения наречию. Данная идея подтверждается научным положением А.Н. Леонтьева: «всякое обучение знаниям, например, обучение основам наук в школе, одновременно является процессом формирования у учащихся умственных действий» [1, с. 3]. На современном этапе развития теоретической методики русского языка деятель-ностный подход к анализу закономерностей психического развития обучающихся, сформулированный А.Н. Леонтьевым, получил развитие в разработанном Е.С. Антоновой коммуникативно-деятельностном подходе к обучению русскому (родному) языку [2]. Поэтому систе-
мообразующими упражнениями в комплексе разработанных нами упражнений являются развивающие упражнения, направленные на интеллектуальное и языковое/речевое развитие учащихся средствами родного языка (в нашем исследовании — наречия): алгоритмические упражнения, проблемные задачи и условно-коммуникативные ситуации, упражнения на моделирование, эвристические упражнения и задачи, обобщающие графические упражнения и т.п., сопровождаемые устным и письменным комментированием, например: спишите текст, образовывая от прилагательных в скобках наречия. Определите функцию наречий в данном тексте.
Очень (быстрый) пробежало жаркое лето, и теперь леса, лужайки, ручейки и пруды (безропотный) подчинены сентябрю. По утрам уже прохладно, а днем греющее солнышко еще напоминает о летнем тепле. После долгой изнурительной работы (тихий) отдыхают поля, собран урожай в садах. Теперь везде „пп все наполнено прохладой осенних ме- 209 сяцев. (Частый) на небе появляются серые тучки, (смелый) моросит нескончаемый дождик. Как будто погрузившись в думы, стоит (тоскливый) безмолвный лес. (Скорый) на деревьях не останется ни одного листика, ветки не будут защищены от бездушных дождей и морозов. Вот кленовый листочек не спеша вальсирует в воздухе.
Среди наиболее эффективных упражнений, направленных непосредственно на формирование коммуникативных умений, являются коммуникативно-ориентированные упражнения, в процессе выпол-
ВЕК
210
нения которых учащиеся овладевали техникой создания текстов как единицей коммуникации, например: представьте, что вы побывали в музее и увидели картину Басова Сергея «Дорога к храму». Используя наречия разных ЛСГ, напишите другу об этой картине.
Названные упражнения относятся к продуктивным упражнениям, так как в большинстве случаев вовлекают учащихся в активную речевую деятельность по созданию самостоятельных высказываний на заданную или избранную самостоятельно коммуникативную ситуацию: разговор по телефону, письмо другу, отзыв о прочитанной книге или просмотренном кинофильме, экскурсии по музею, рассказ на учебную тему, блиц-турнир «ЛСГ наречия в тексте», детрифинг (коллективный анализ учебно-познавательной игры), ролевые игры и т.п. При оценке высказывания обращалось внимания не только на лексическую и терминологическую точность речи, но и на убедительность иллюстративного материала, умения корректно вести диалог, логично выстраивать текст выступления, не нарушая грамматическую правильность речевого произведения.
Развивающий характер ситуативно-коммуникативных упражнений (Е.И. Пассов, 1989) касается не только активизации продуктивного, творческого мышления учащихся, но и роли эмоциональных реакций в условиях коллективной или групповой коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Так, например, на уроке посвященном систематизации и дифференциации ЛСГ наречий в
текстовых фрагментах разного типа, учащиеся, сгруппированные в мобильные группы по 4-5 человек, коллективно обсуждают сообщения рассказчиков, отмечая положительное и ошибочное в характеристике ЛСГ наречий, развивая самооценку и саморефлексию, а в конечном итоге — самокритичное отношение к своей познавательной деятельности и к ее продуктам. Отвечающий находится в ситуации полилога, отвечая на вопросы товарищей и объясняя свою точку зрения на ту или иную ЛСГ. Этот своеобразный блиц-турнир еще недостаточно методически разработан, но как ситуативно-коммуникативная игра на учебную тему вызывает повышенный интерес у семиклассников.
В отечественной психологии, в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, утвердилась мысль о единстве интеллектуального и эмоционального, об эмоциональной регуляции мыслительной деятельности школьников. Особенно это касается процесса решения эвристических задач, так как, по мысли О.К. Тихомирова, «эмоциональная активизация является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности» [3, с. 97].
Таким образом, при создании комплекса обучающих упражнений и задач следует руководствоваться психологическими особенностями умственной деятельности школьников, что позволяет последовательно реализовать СФП при формировании коммуникативных УУД учащихся.
Преподаватель
ЕК
4 / 2015
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Леонтьев, А.Н. Обучение как проблема психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1957. - № 1. -С. 3-17.
Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка: компетентностно-дея-тельностный подход: Учебное пособие [Текст] / Е.С. Антонова. - М.: КНОРУС, 2007. - 464 с.
Тихомиров, О.К. Психология мышления: Учебное пособие [Текст] / О.К. Тихомиров. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984 - 272 с.
REFERENCES
Antonova E.S., Metodika prepodavanija russkogo jazyka: kompetentnostno-dejatel-nostnyj podhod: Uchebnoe posobie, Moscow, 2007, 464 p. (in Russian) Leontev A.N., Obuchenie kak problema psi-hologii, Voprosy psihologii, 1957, No. 1, pp. 3-17. (in Russian)
Tihomirov O.K., Psihologija myshlenija: Uchebnoe posobie, Moscow, 1984, 272 p. (in Russian)
Горобец Людмила Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра отечественной филологии и журналистики, Армавирская государственная педагогическая академия, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, г Армавир, tanyakram. [email protected]
Gorobets L.N., ScD in Pegagogy, Professor, Department of Russian Philology and Journalism, Armavir State Pedagogical Academy, Corresponding Member, Petrovskaya Academy of Sciences and Arts, Armavir, [email protected]
Крамская Татьяна Николаевна, аспирантка, Армавирская государственная педагогическая академия, преподаватель, кафедра русского языка, Михайловская военная артиллерийская академия, г. Санкт-Петербург, [email protected]
Kramskaya T.N., Post-Graduate Student, Armavir State Pedagogical Academy, Lecturer, Department of Russian Language, Mikhailovskaya Military Artillery Academy, St. Petersburg, tanyakram.com@ mail.ru
211