Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА Р. РЕЙГАНА'

РАЗВИТИЕ АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА Р. РЕЙГАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Американо-китайские коммюнике / единый Китай / американское вооружение для Тайваня / внешняя торговля Китая / отношения в треугольнике США– СССР–КНР. / US–Chinese communique / united China / American weapons for Taiwan / China's foreign trade / relations in the USA–USSR–PRC triangle.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белевцева C. Н.

Статья посвящена проблематике формирования двусторонних американо-китайских отношений в период президентства Рональда Рейгана. Автором исследованы три вопроса, главенствовавших в американо-китайском сотрудничестве в 1980-е гг.: экономические связи, тайваньский вопрос и влияние советского фактора. Раскрыто значение трёх коммюнике, заложивших базис в отношениях сторон. Особое внимание уделено заключению в рейгановский период третьего американо-китайского коммюнике. Вскрыты причины взаимного стремления сторон к сотрудничеству. Показана роль контактов на высшем уровне для развития двустороннего сотрудничества. Особое внимание уделено влиянию внешней политики СССР на формирование американо-китайских отношений в период президентства Р. Рейгана. Статья построена на использовании материалов администрации Р. Рейгана, включая рассекреченные данные, а также материалов Конгресса США и американской прессы. Исследование источников позволило отразить внутреннюю борьбу американского истеблишмента по вопросу формирования американо-китайских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Белевцева C. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF US–CHINA RELATIONS DURING THE REAGAN PRESIDENCY

The article is devoted to the problems of the formation of bilateral US–Chinese relations during the presidency of Ronald Reagan. The author examines three issues that dominated US– Chinese cooperation in the 1980s: economic ties, the Taiwan issue and the influence of the Soviet factor. The significance of the three communiques which laid the foundation in the relations of the parties is revealed. Special attention is paid to the conclusion of the third US–Chinese communique in the Reagan period. The reasons for the mutual desire of the parties to cooperate are revealed. The role of contacts at the highest level for the development of bilateral cooperation is shown. Special attention is paid to the influence of the USSR's foreign policy on the formation of US–Chinese relations during the Reagan presidency. The article is based on the use of materials from the Reagan administration, including declassified data, as well as materials from the US Congress and the American press. The stud of the sources made it possible to reflect the internal struggle of the American establishment on the issue of the formation of US–Chinese relations.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА Р. РЕЙГАНА»

УДК 930.1

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В 90-Е ГОДЫ XX В.

© 2023 С. А. Бражников1, А. В. Третьяков2

1 кандидат исторических наук, соискатель кафедры истории России e-mail: s. a. brazhnikov @ mail. ru 2доктор исторических наук, профессор, кафедра истории России, профессор e-mail: dr_tretiyakov @ mail. ru

Курский государственный университет

В рамках научной статьи изучен вклад Президента Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в создание отечественной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в конкретно-исторических условиях, определенных периодом 1991-1999 гг.

Основные результаты проведенного исследования нашли отражение в итоговых выводах авторов.

Ключевые слова: Президент Российской Федерации, высшие органы государственной власти Российской Федерации, система профилактики, правонарушения несовершеннолетних.

THE ACTIVITY OF THE HIGHEST STATE AUTHORITIES OF RUSSIA ON THE FORMATION OF A SYSTEM OF PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY IN THE 90S OF THE XX CENTURY.

© 2023 S. A. Brazhnikov1, A.V. Tretyakov2

1Candidate of Historical Sciences, Candidate of the Department of Russian History e-mail: s. a. brazhnikov @ mail. ru 2Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Russian History, Professor e-mail: dr_tretiyakov @ mail. ru

Kursk State University

Within the framework of the scientific article, the contribution of the President of the Russian Federation, the Federal Assembly of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation to the creation of a domestic system for the prevention of juvenile delinquency in concrete historical conditions determined by the period 1991-1999 is studied. The main results of the study are reflected in the final conclusions of the authors.

Keywords: President of the Russian Federation, supreme state authorities of the Russian Federation, prevention system, juvenile delinquency.

В настоящее время одной из важнейших задач, решаемых в Российской Федерации на государственном уровне, является обеспечение благополучного и безопасного детства. Период с 2018 г. по 2027 г. объявлен указом Президента Российской Федерации Десятилетием детства (см.:[1]).

В этих условиях изучение и осмысление исторического опыта формирования отечественной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних приобретает особую актуальность и значимость, поскольку дает возможность всесторонне оценить проведенную в данном направлении многолетнюю работу с научных позиций и использовать полученные результаты в рамках совершенствования воспитательного воздействия на подрастающее поколение.

В целом период с конца 1991 г. по 1999 г. характеризуется трансформацией всех сфер жизнедеятельности государства и общества, устойчивой динамичностью социально-экономических и политических процессов, чрезвычайным осложнением криминогенной ситуации в среде несовершеннолетних практически на всей территории страны. В этой ситуации органы публичной власти пытались стабилизировать уровень детско-подростковой противоправной активности, но организация и состояние этой работы не соответствовали требованиям времени, прежде всего, по причине отсутствия системного подхода к планированию и осуществлению профилактических мероприятий [2]. При этом следует отметить, что проблема снижения противоправной активности детей и подростков имела исключительную значимость в общефедеральном масштабе, о чем объективно свидетельствует участие Президента Российской Федерации[3] и высших органов государственной власти в ее решении.

12 февраля 1993 г. Президент Российской Федерации издал Указ № 209, предусматривавший ряд мер, направленных на повышение эффективности деятельности милиции общественной безопасности, являвшейся одним из основных субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних. Этот документ предписывал органам исполнительной власти всех уровней, а также органам местного самоуправления предусматривать дополнительное выделение финансовых средств для создания новых или повышения нормативов штатной численности уже действующих подразделений милиции общественной безопасности и укрепления ее материально-технической базы, в том числе за счет привлечения финансов различных организаций, предприятий, учреждений, а также местных налогов и сборов, добровольных пожертвований и взносов общественных объединений и граждан. В составе милиции общественной безопасности были образованы специализированные подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Согласно нормативам штатной численности предусматривалось введение в штатное расписание органов внутренних дел одной должности инспектора по делам несовершеннолетних на 4-5 тыс. несовершеннолетних, проживавших на обслуживаемой территории [4].

6 сентября 1993 г. Указом Президентом Российской Федерации № 1338 был определен перечень субъектов, составлявших государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, в который вошли: органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, аппараты управления и специализированные учреждения (службы) органов внутренних дел, органов социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости населения, а также иные органы и учреждения, реализующие в рамках своей компетенции меры по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и защите их прав. Координация деятельности министерств и ведомств Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществлялась Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних при Совете министров - Правительстве Российской Федерации.

Взаимодействие государственных органов в этой работе обеспечивалось комиссиями по делам несовершеннолетних при главах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также при городских, районных, районных (в городах) администрациях [5].

В основу создававшейся системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних был заложен переход от карательных мер в обращении с неблагополучными детьми к охранно-защитным [6].

24 февраля 1994 г. Б.Н. Ельцин обратился к Федеральному собранию Российской Федерации с Посланием, в котором указал на необходимость разработки принципиально новой системы предупреждения правонарушений и безнадзорности среди детей, подростков и молодежи, создания сети государственных и общественных организаций по социальной защите и коррекции поведения этой категории населения [7].

На чрезвычайную важность разработки принципиально иных систем ювенальной юстиции и предупреждения преступлений несовершеннолетних и молодежи Президент Российской Федерации указал также в основных направлениях программы исследования «Пути и формы укрепления российского государства» от 29 апреля 1994 г. На проведение работ в рамках этой программы в 1994-1995 гг. было предусмотрено выделение по 80 млн рублей (в ценах 1994 г.) ежемесячно, начиная с мая 1994 г., за счет средств федерального бюджета с последующей индексацией [8].

24 мая 1994 г. Б.Н. Ельцин рассмотрел и утвердил Федеральную программу Российской Федерации «О неотложных мерах по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы», которая предусматривала в качестве первоочередных мер разработку современной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, создание во всех регионах страны специализированных учреждений для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, нуждавшихся в социальной профилактике и реабилитации (социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних; социальных приютов для детей и подростков; центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей), а также обеспечение несовершеннолетних рабочими местами, путем установления и последующего контроля квот для этой категории лиц в государственных и коммерческих организациях. Реализация этих мер обеспечивалась кадровыми, финансовыми и материально-техническими ресурсами с задействованием потенциала Российской Федерации, ее субъектов, системы местного самоуправления [9].

1 июля 1994 г. Б.Н. Ельцин издал Указ № 1387, утвердивший Положение о президентских программах, разработанное в целях обеспечения решения особо важных общегосударственных задач в рамках федеральных программ, инициатором которых являлся Президент Российской Федерации [10].

В августе 1994 г. статус президентской программы получила Федеральная программа «Дети России», одной из основных задач которой являлась профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [11].

16 февраля 1995 г. Президент Российской Федерации обратился к Федеральному собранию Российской Федерации с Посланием, в котором подчеркнул необходимость скорейшего создания нормативной базы профилактики преступности и борьбы с ней. Он отметил, что российское законотворчество существенно отставало от потребностей правового регулирования. Основными нормативными правовыми актами в этой сфере выступали Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Кроме того, Б.Н. Ельцин указал на неудовлетворительное финансирование Федеральной программы Российской Федерации «О неотложных мерах по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995

годы», что повлекло невыполнение целого ряда плановых мероприятий в 1994 г. [12].

31 марта 1995 г. Б.Н. Ельцин подписал Федеральный закон № 39-ФЗ «О федеральном бюджете на 1995 год», в соответствии со ст. 19 которого к финансированию из федерального бюджета была принята Федеральная программа «Дети России». Общий объем финансовых вложений, выделенных в целях обеспечения реализации программных мероприятий, составил 420,77 млрд рублей (в ценах 1995 г.). Данные расходы были включены в перечень защищенных текущих расходов федерального бюджета на 1995 г., подлежащих финансированию в полном объеме [13].

14 сентября 1995 г. Президент Российской Федерации утвердил Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей). В данном документе отмечено, что рост уровня правонарушений несовершеннолетних являлся особой проблемой, требовавшей пристального общественного внимания. Несовершеннолетними или с их участием в 1994 г. было совершено около 222 тыс. преступлений (8 % от общего числа зарегистрированных уголовно наказуемых деяний). В течение 1991-1994 гг. число тяжких преступлений, совершенных подростками (грабежи, разбои, убийства), возросло в 2,9 раза. В этой связи плановые мероприятия предусматривали решение комплекса задач по снижению криминального потенциала детско-подростковой среды [14].

31 декабря 1995 г. Б.Н. Ельцин подписал Федеральный закон № 228-ФЗ «О федеральном бюджете на 1996 год», в соответствии со ст. 67 которого расходы по реализации Федеральной программы «Дети России» были включены в перечень защищенных текущих расходов федерального бюджета на 1996 г., подлежащих финансированию в полном объеме [15].

Указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. № 210 действие Федеральной программы «Дети России» было продлено на 1996-1997 гг. [16]. При этом следует обратить внимание на то, что в целях обеспечения выполнения международных финансовых обязательств Российской Федерации, финансирования наиболее социально значимых программ, решения первоочередных проблем структурной перестройки экономики страны в условиях жестких бюджетных ограничений Президент Российской Федерации 18 августа 1996 г. приял решение о приостановлении с 1 сентября 1996 г. действия всех решений, приводивших к увеличению расходов (выпадению доходов) федерального бюджета, принятых после утверждения Федерального закона от 31 декабря 1995 г. № 228-ФЗ «О федеральном бюджете на 1996 год». Однако данные ограничения не коснулись расходов по наиболее важным направлениям в социально-экономической сфере, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами, в перечень которых вошел и Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. № 210 «О продлении действия президентской программы "Дети России"». Данное обстоятельство свидетельствует о высоком уровне значимости, которую придавал Б.Н. Ельцин вопросам создания условий для улучшения положения подрастающего поколения [17].

Общий объем финансирования из федерального бюджета, предусмотренный для Федеральной программы «Дети России» на 1996 г., составлял 673,83 млрд рублей (в ценах 1996 г.) [18].

По решению Президента Российской Федерации 18 сентября 1996 г. Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1997-1998 гг. была включена в состав Федеральной программы «Дети России», имевшей статус президентской программы [19].

24 октября 1997 г. Б.Н. Ельцин выступил по радио с обращением к россиянам, в котором указал на то, что в процессе решения насущных экономических

и политических задач государство утратило внимание к проблемам детства. Он констатировал наличие в Российской Федерации сотен тысяч бездомных детей, отметил широкое распространение подростковой наркомании и преступности среди несовершеннолетних. Б.Н. Ельцин обозначил проблему детства как приоритетную для решения в рамках президентских полномочий и призвал все заинтересованные структуры принять непосредственное участие в работе по обеспечению здоровья, безопасности, образования и достойной жизни молодого поколения россиян. Он подчеркнул необходимость активизации деятельности по разработке и принятию закона о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также по наведению порядка в системе начисления и выплат детских пособий [20].

Следует отметить, что реализация Федеральной программы «Дети России» способствовала развитию системы учреждений социального обслуживания детей, находившихся в трудной жизненной ситуации, в результате чего количество несовершеннолетних, воспользовавшихся услугами таких учреждений, увеличилось более чем в два раза. В рамках Федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» формировалась система специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждавшихся в социальной реабилитации. В 1997 г. в Российской Федерации было открыто 60 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и 114 социальных приютов [21].

15 января 1998 г. Б.Н. Ельцин принял решение о продлении на 1998-2000 гг. действия Федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в составе Федеральной программы «Дети России», имевшей статус президентской программы [22], а 17 февраля 1998 г. обратился к Федеральному собранию Российской Федерации с Посланием, в котором указал на необходимость принятия неотложных мер для ликвидации проблемы детской безнадзорности с задействованием в этой работе всех ведомств, региональных и местных властей [23].

26 марта 1998 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год», в соответствии со ст. 116 которого Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1998-2000 гг. была принята к финансированию из федерального бюджета в 1998 г. Общий объем финансовых вложений, направленных на обеспечение программных мероприятий, составил 44,34 млн рублей (в ценах 1998 г.) [24].

В первом полугодии 1998 г. в рамках реализации Федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» было освоено 6,8247 млн рублей, выделенных из федерального бюджета. Осуществление программных мероприятий позволило обеспечить медицинским и бытовым оборудованием, аудиотехникой, видеотехникой, компьютерной техникой, автомобильным транспортом и сельскохозяйственными машинами специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в 51 субъекте Российской Федерации, а также 7 специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением в 6 субъектах Российской Федерации [25].

В 1998 г. в ходе выполнения Федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» была проведена Всероссийская межведомственная операция «Подросток», которая позволила выявить и поставить на профилактический учет в органы внутренних дел Российской Федерации более 106 тыс. родителей, не выполнявших обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствовавших совершению ими

противоправных деяний. Кроме того, 324,5 тыс. неблагополучных семей была оказана социальная помощь, около 100 тыс. детей и подростков были направлены в оздоровительные лагеря, 66 тыс. несовершеннолетних были трудоустроены. Также был организован досуг 157 тыс. подростков. Были приняты меры по укреплению материально-технической базы 242 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в 68 субъектах Российской Федерации и 40 специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением в 37 субъектах Российской Федерации [26].

22 февраля 1999 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год», в соответствии со ст. 133 которого в 1999 г. 1 из федерального бюджета было выделено 84,38 млн рублей на реализацию Федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1998-2000 гг. [27].

30 марта 1999 г. Б.Н. Ельцин обратился с Посланием к Федеральному собранию Российской Федерации, в котором указал на особую тяжесть проблем подростковой преступности и наркомании, беспризорности, отсутствия внимания к судьбе детей беженцев и переселенцев, к детям с трудностями в развитии. Он отметил, что данные проблемы усугублялись спором о том, какому ведомству отвечать за их решение: системам образования и здравоохранения, службам социальной защиты, миграции или правоохранительным органам. Кроме того, Б.Н. Ельцин предложил уделить самое серьезное внимание системе профилактики преступлений [28]. Этот спор был разрешен с вступлением в силу Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [29], который до настоящего времени является базовым нормативным правовым актом, регламентирующим все сферы деятельности субъектов профилактики преступности несовершеннолетних в Российской Федерации. В этом документе впервые на законодательном уровне:

1) получил закрепление перечень органов и учреждений, образующих систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) сформулированы принципы и задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) определены основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с пп. 2 и 3 ст. 32 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» был признан утратившим силу Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 декабря 1967 г. № 212/1 «Об утверждении Положения об общественных воспитателях несовершеннолетних», а действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. № 5266-1Х «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» было отменено на территории Российской Федерации.

Таким образом, с вступлением в силу Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» получили полноценную правовую регламентацию важнейшие

1 О федеральном бюджете на 1999 год: Федеральный закон от 22 февраля 1999 года № 36-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 9. Ст. 1093.

вопросы организационно-правового обеспечения профилактики правонарушений в подростковой среде. Законодатель создавал правовые условия формирования системы профилактической работы всех заинтересованных структур.

Принимая во внимание вышеизложенное, представляется возможным аргументированно утверждать следующее.

1. Концептуальные основы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних были сформированы и получили практическое воплощение в период с конца 1991 г. по 1999 г. при непосредственном участии Президента Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, что объективно показывает чрезвычайную остроту проблемы подросткового правонарушительства в масштабах всего государства. При этом такое участие имело место непрерывно на протяжении всего рассматриваемого периода, что свидетельствует о высоком уровне значимости этой работы.

2. Деятельность Президента Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по формированию основ системы профилактики правонарушений несовершеннолетних осуществлялась по следующим основным направлениям:

а) обеспечение реализации на плановой основе мер, направленных на трансформирование продолжавшей формально существовать советской системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних;

б) социально-правовое и организационное обеспечение профилактики правонарушений несовершеннолетних;

в) программно-целевое планирование и бюджетное финансирование мер профилактики правонарушений несовершеннолетних.

3. Исполнение принятых Президентом Российской Федерации, Федеральным собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации решений осложнялось нестабильностью политической, социальной, экономической обстановки в стране, что привело к затяжному характеру становления основ отечественной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Библиографический список

1. Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 года № 520-р // КонсультантПлюс: [Сайт]. - иЯЬ: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=LAW&n=380029&dst=100009#kbkGuvSmAM4smIvy (дата обращения: 23.07.2022).

2. Бражников, С. А. Организационно-правовые аспекты трансформирования советской системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в Российской федерации (1991-1999 гг.) / С.А. Бражников // Вестник Воронежского института МВД России. - 2022. - № 2. - С. 190-197.

3. О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы: Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года № 543 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 23. - Ст. 1276.

4. О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 209 // Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. - 1993. - № 7. - Ст. 562.

5. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав: Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года № 1338 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993.

- № 37. - Ст. 3449.

6. Мирсагатова, М. Н. Детская безнадзорность и новый закон / М.Н. Мирсагатова // Социальное обеспечение. - 1999. - № 11. - С. 19.

7. Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики): Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 24 февраля 1994 года // Российская газета. - 1994. - 25 февраля.

8. Об исследовательской программе «Пути и формы укрепления российского государства»: Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1994 года № 848 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 2. - Ст. 84.

9. О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы: Указ Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 года № 1016 // Российская газета. - 1994. -1 июня.

10. О президентских программах: Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 года № 1387 // Российская газета. - 1994. - 5 июля.

11. О президентской программе «Дети России»: Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года № 1696 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 17. - Ст. 1955.

12. О действенности государственной власти в России: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 16 февраля 1995 года // Российская газета. - 1995. - 17 февраля.

13. О федеральном бюджете на 1995 год: Федеральный закон от 31 марта 1995 года № 39-ФЗ // Российская газета. - 1995. - 7 апреля.

14. Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей): Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года № 942 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 38. - Ст. 3669.

15. О федеральном бюджете на 1996 год: Федеральный закон от 31 декабря 1995 года № 228-ФЗ // Российская газета. - 1996. - 10 января.

16. О продлении действия президентской программы «Дети России»: Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 года № 210 // Российская газета.

- 1996. - 28 февраля.

17. О неотложных мерах по обеспечению режима экономии в процессе исполнения федерального бюджета во втором полугодии 1996 г.: Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года № 1208 // Российская газета. - 1996. -27 августа.

18. О перечне федеральных целевых программ и ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 1996 год: Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 128-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 35. -Ст. 4138.

19. О Федеральных целевых программах «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей» на 1997-1998 годы»: Указ Президента Российской Федерации от 18 сентября 1996 года № 1367 // Российская газета. - 1996. - 24 сентября.

20. Детей надо любить не по указу, а по велению души: Радиообращение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина // Российская газета. - 1997. -25 октября.

21. О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину «О Федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации»: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 7 апреля 2000 года № 251-Ш ГД // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. - 2000. - № 11. - Ст. 478.

22. О президентской программе «Дети России» на 1998-2000 годы: Указ Президента Российской Федерации от 15 января 1998 года № 29 // Российская газета. -1998. - 21 января.

23. Общими силами - к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации): Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 17 февраля 1998 года // Российская газета. -

1998. - 24 февраля.

24. О федеральном бюджете на 1998 год: Федеральный закон от 26 марта 1998 года № 42-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. -№ 13. - Ст. 1464.

25. Ложкин, Д. «Дети России»: итоги первого полугодия / Д. Ложкин // Социальное обеспечение. - 1998. - № 11. - С. 28-29, 31-33.

26. Карелова, Г. Н. Защитим наше будущее / Г. Н. Карелова // Человек и закон. -

1999. - № 6. - С. 29-30, 32-33.

27. О федеральном бюджете на 1999 год: Федеральный закон от 22 февраля 1999 года № 36-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 9. -Ст. 1093.

28. Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации): Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 марта 1999 года // Российская газета. - 1999. - 31 марта.

29. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.