Научная статья на тему 'Развитие абстрактного искусства в Крыму конца ХХ - начала XXI века'

Развитие абстрактного искусства в Крыму конца ХХ - начала XXI века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
231
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБСТРАКЦИОНИЗМ / ABSTRACT ART / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / MODERN ART / ПЕРЦЕПЦИЯ / PERCEPTION / КРЫМ / CRIMEA / ОБРАЗ / IMAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ярулова А. И.

В данной статье рассмотрены особенности и тенденции культурных явлений, влияющих на становление и развитие абстрактного искусства на крымском полуострове. На основе анализа творческой деятельности крымских абстракционистов, наблюдается развитие абстрактного искусства Крыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ABSTRACT ART IN CRIMEA LATE XX - EARLY XXI CENTURY

In this article we consider features and trends of cultural phenomena, influencing the formation and development abstract art on the Crimean peninsula. Based on the analysis of creative activity Crimean abstractionists, the development of abstract art of Crimea is observed.

Текст научной работы на тему «Развитие абстрактного искусства в Крыму конца ХХ - начала XXI века»

РАЗВИТИЕ АБСТРАКТНОГО ИСКУССТВА В КРЫМУ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА XXI ВЕКА

А.И. Ярулова, студент

Крымский инженерно-педагогический университет (Россия, г. Симферополь)

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности и тенденции культурных явлений, влияющих на становление и развитие абстрактного искусства на крымском полуострове. На основе анализа творческой деятельности крымских абстракционистов, наблюдается развитие абстрактного искусства Крыма.

Ключевые слова: абстракционизм, современное искусство, перцепция, Крым, образ.

Появление абстрактного искусства в России было следствием более основательных и глубоких процессов в искусстве и философском мировоззрении русского человека. Начиная со второй половины XX века, в культурной среде начинают происходить существенные изменения, вызывающие кризис перцепции искусства, возникает необходимость в переопределении границ искусства и его выставочных практик. Восприятие произведений меняется, происходит переориентация с материального качества работ на процесс их создания, контекст и трактовку.

В Крыму выше обозначенные процессы начинают развиваться в конце ХХ века. Крымский полуостров являлся обособленным местом и требовал нового развития во всевозможных сферах искусства - живописи, архитектуре, музыке, литературе и т. д. Абстракционизм является относительно новым направлением, ведущим крымчан к пониманию окружающей реальности, существующей в культуре.

Одним из ярких представителей абстрактного искусства в Крыму является Бой-ченко Владимир Анатольевич, являющийся одним из членов творческого союза «Академии абстракционизма». В 1990-е годы художник один из основателей и вице-президент Крымского филиала Международной федерации художников и графиков ЮНЕСКО, с 2003 года — председатель Творческого союза художников и искусствоведов «Академия абстракционизма». В данный союз входят - Владимир Бойченко, Людмила Левина, Татьяна Никольская, Геннадий Якшин, Владимир Довгань, Павел Хлебовский, Елена Душ-

кевич и многие другие. Основные цели «Академии абстракционизма»: активная творческая деятельность в области абстракционизма, содействие возрождению, развитию и популяризации абстракционизма.

Работы Владимира Бойченко находятся в Симферопольском художественном музее, Севастопольском художественном музее имени П.М. Крошицкого, а также в многочисленных галереях и частных коллекциях Германии, Франции, Чехии, Украины и России.

Первая персональная выставка художника «Я - гений, гений - Я» открылась в стенах городского и делового культурного центра города Севастополя в 1998 году. На открытии выставки фигурировали вопросы самоидентификации, метаграфическая живопись, крайних форм, двойственности. Сам художник говорит: - «Творчество это возможность через классические формы (плоскость, линия, пятно) погружаться в «Я», в истинное «Я»... Это медитация в живописи». В последующем персональные выставки автора проходили в 2004, 2005, 2009, 2010, 2012, 2014, 2015 годах, а также автор является участником выставок в Крыму, Москве и Санкт-петербурге.

Также «Абстрактно» работают такие крымские художники как Дмитрий Филов, Арсен Рустамов, Николай Дудченко, Ирина Панченко, Данил Березовский, Полина Орлова,

В своем творчестве, подобно основоположникам абстракционизма ХХ века, крымские художники-абстракционисты следуют трем принципам:

1) Принцип субъективизма - как приоритет в творчестве. В данном случае субъективизм в искусстве следует рассматривать как акцент самобытного личностного фактора в творческом процессе;

2) Принцип отрицания устоявшихся традиций в искусстве;

3) Принцип отказа от изображения реальной действительности (принцип беспредметности).

Принцип беспредметности, так как он является определяющим в беспредметном искусстве, требует более обстоятельного разбора. Прежде всего, необходимо дать объяснение этому принципу и рассмотреть сам механизм абстрагирования в беспредметном искусстве. Под данным принципом следует понимать отказ от изображения реального мира. В беспредметном искусстве, отвлекаясь от реальных свойств предметов, художники начинают рассматривать в качестве самостоятельных отдельные свойства, стороны, состояния предмета или явления, независимо от производных материальных носителей [3].

Следует отметить, что механизм абстрагирования в беспредметном искусстве отличается от естественно-научной абстракции, а также от «абстракции художественной», понимаемой как «способ художественного мышления и построения образа реальности в искусстве» [1]. В беспредметном искусстве изображения возникают не в результате анализа перцептивного образа, а в процессе объективации данных, полученных от деятельности психических структур: чувственной сферы, эмоций, подсознания, интуитивного мышления.

Если в классическом искусстве исходили из того положения, что воспроизводимый в творческом процессе перцептивный образ связан с внешним реально-конкретным образом, то в беспредметном искусстве допускается существование внутреннего перцептивного образа для сенсорных психических явлений.

Выше описанным принципам и положениям также следует и Керченский художник абстракционист Василий Химий -член союза художников Украины и России. Работы художника находятся в музее современного искусства Украины в Киеве,

в Картинной галерее Керченского историко-культурного заповедника, в союзе художников России и Белоруссии, а также в частных коллекциях Канады, Финляндии, Украины и России. Персональные выставки автора проходили в 2008, 2010, 2012, 2015 годах.

Одна из масштабных персональных выставок посвященных абстрактному искусству прошла в 2012 году в Союзе художников России города Симферополя.

Концепция автора заключается в исследовании характера и способов взаимодействий изобразительных элементов, результатом которых является гармонизация всех пластических связей в работе. Гармоничное состояние в произведениях автора требует разработки определенного художественного образа. Поводом для создания пластического образа служат впечатления от окружающего мира, весьма разнообразные, послужившие поиском или эскизом образа. Базовые или основные композиционные ходы в процессе работы, иногда становится основной пластической идеей как способ взаимодействия. Основная концепция художника - чистота цвета, ясность и четкость замысла и простота в исполнении.

Сложность восприятия современного искусства связана с таким фактором: в начале XX века исчезает некая единая направленность цивилизации в культуре, несмотря на искусство предшествующих поколений, где в художественной жизни социума находили отражение основные движущие идеи духовной составляющей данной эпохи или культуры.

Необходимо отметить что, невзирая на доступную достаточно широкой аудитории историю развития современного искусства, оно (это искусство) по сей день вызывает большое количество вопросов, связанных с эстетическим восприятием и содержанием своих арт-объектов.

Основополагающие вопросы, стоящие перед осмыслением современного абстрактного искусства, раздаются порой как обвинение в отсутствии смысловой доминанты. Кроме того, нередко ставится под сомнение существование непосредственно феномена самого искусства[2]. Не смотря

ни на что, произведения современного ис- кусство, которое должно заниматься поис-кусства заставляют художника выйти за ком прекрасного, мастер стремится рас-рамки стереотипного мышления, оказаться крыть все уровни многомерного концепту-выше обыденных, рутинных проблем. От- ального арт-объекта и увидеть в нем гно-казываясь от стереотипного взгляда на ис- сеологическую составляющую.

Библиографический список

1. Ковалев А. А. Предпосылки формирования абстрактного искусства (культурно-исторический аспект) / А. А. Ковалев // Весшк Вщебскага дзяржаунага ушверстта. -1997. - №2(4). - С. 54-58.

2. Леванова Е. Ф. Современное искусство и его многомерность / Е. Ф. Леванова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. -2014. - №3 (15). - С. 14-19.

3. Рыбаков В. В. Абстрактное искусство и эстетическое приятие / В. В. Рыбаков // SYMPOSIUM. Санкт-Петербургский государственный университет. - 2013. - №15. - С. 211-219.

DEVELOPMENT OF ABSTRACT ART IN CRIMEA LATE XX - EARLY XXI CENTURY

A.I. Yarulova, student

Crimean engineering and pedagogical university (Russia, Simferopol)

Abstract. In this article we consider features and trends of cultural phenomena, influencing the formation and development abstract art on the Crimean peninsula. Based on the analysis of creative activity Crimean abstractionists, the development of abstract art of Crimea is observed. Keywords: abstract art, modern art, perception, Crimea, image.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.