Научная статья на тему 'Творческие объединения и союзы художников Крыма начала XXI века в контексте формирования региональной художественной школы'

Творческие объединения и союзы художников Крыма начала XXI века в контексте формирования региональной художественной школы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
473
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Товарищество / союз художников / выставка / художник / живопись / художественная жизнь Крыма. / Association / Union of artists / exhibition / artist / painting / artistic life of Crimea

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Е. Н. Алексеева

В статье рассматриваются основные причины создания товарищества «Крымский художник», которое призвано было объединить профессиональных мастеров региона. Освещён вклад Союза художников Крыма в художественную жизнь полуострова. Рассмотрены вопросы формирования нового вектора развития крымского искусства в контексте выставочной деятельности объединений художников, привнесших новые черты в региональную художественную школу. Обозначен профессиональный состав объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE ASSOCIATIONS AND UNIONS OF ARTISTS OF THE CRIMEA IN THE BEGINNING OF XXI CENTURY IN THE CONTEXT OF FORMATION OF REGIONAL ART SCHOOLS

The article discusses the main reasons for the creation of the Association "Crimean artist", which was designed to unite the professional masters of the region. The contribution of the Union of artists of Crimea in the artistic life of the Peninsula. The questions of formation of a new vector of development of the Crimean art in the context of exhibition activity of the associations of the artists who have brought new features to regional art school are considered. The professional structure of associations is designated.

Текст научной работы на тему «Творческие объединения и союзы художников Крыма начала XXI века в контексте формирования региональной художественной школы»

ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И СОЮЗЫ ХУДОЖНИКОВ КРЫМА НАЧАЛА XXI ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

Е.Н. Алексеева, старший преподаватель Крымский инженерно-педагогический университет (Россия, г. Симферополь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10147

Аннотация. В статье рассматриваются основные причины создания товарищества «Крымский художник», которое призвано было объединить профессиональных мастеров региона. Освещён вклад Союза художников Крыма в художественную жизнь полуострова. Рассмотрены вопросы формирования нового вектора развития крымского искусства в контексте выставочной деятельности объединений художников, привнесших новые черты в региональную художественную школу. Обозначен профессиональный состав объединений.

Ключевые слова: Товарищество, союз художников, выставка, художник, живопись, художественная жизнь Крыма.

Художественная жизнь Крыма формировалась на протяжении Х1Х - ХХ столетий и продолжает своё развитие в XXI веке. Её важной составляющей являются творческие союзы художников, призванные консолидировать профессиональные силы мастеров живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и скульптуры.

Наиболее активно организация творческих союзов происходила в 20-е годы в Симферополе, Феодосии, Севастополе. Однако, необходимо отметить, что Крым не затронула волна организации объединений художников, творчество которых базировалось на развитии течений, характерных для искусства начала XX века как в России, так и за рубежом. Формалистические поиски, эксперименты, реформа академического образования, отход от реалистической школы живописи, практически не нашли отражение в работах крымских художников. В этот период на полуострове были созданы «АХРР» и «Изофронт», участниками которых были наиболее известные деятели искусств Крыма.

Позже в 1930-гг. создаётся объединение «Крымский художник», которое объединило профессиональных художников, работавших не только в станковых формах,

но и принимавших активное участие в оформлении общественных зданий и других объектов. Упразднение многочисленных художественных группировок создало почву для создания масштабного объединения, призванного консолидировать творческие силы полуострова.

В 1939 году Управление по делам искусств Крымской АССР издает Приказ, в который утверждается 18 апреля 1940 года. Согласно постановлению, был сформирован Оргкомитет Союза советских художников Крымской АССР [3, с. 4]. В него вошли Я. П. Бирзгал, Н. С. Самокиш, Н. С. Барсамов, В. И. Спичак, А. У. Устаев, М. С. Рыбников [2, д. 3, л. 31]. Поэтому 1940-й год - исходная точка в истории Союза советских художников Крымской АССР. По сегодняшний день эта организация является наиболее значимой как по проводимым мероприятиям, так и по количеству участников.

Феодосия один из крымских городов, в котором формировалась система художественного образования и активно развивалась выставочная деятельность благодаря усилиям И.К. Айвазовского. Богатые традиции способствовали развитию творческих союзов, таких как «Творческий союз художников-маринистов», «Творческий союз художников», «Творческий союз

феодосийских художников», «Творческое объединение профессиональных художников г. Феодосии», «Творческое объединение «Лукоморье».

Конец XX века - это время перемен во многих сферах жизни и общества, в том числе изменения произошли и в художественной жизни региона. В это время в Крым приезжают художники из Средней Азии. Они привнесли новые черты в региональную школу живописи, для которой была характерна импрессионистическая манера письма, обращение к теме пейзажа и натюрморта. Необходимо отметить, что стало активно развиваться декоративно-прикладное искусство: керамика, ювелирное искусство, ткачество, вышивка, резьба по камню. В живописных работах авторы обращались к тематической картине, абстрактному искусству, к трансформации национальных традиций, нашедших отражение в различных произведениях. Усилилась декоративность и обогатилась техника исполнения в станковых композициях и произведениях декоративно-прикладного искусства.

Важным шагом повлиявшим на развитие традиций крымскотатарского искусства стало создание в 1992 году Ассоциации крымско-татарских художников. Её председателем по сей день является заслуженный художник Республики Крым, живописец И. А. Нафиев. Крымские мастера накопили значительный опыт, выработали свои традиции. Появление своеобразных декоративных «циклов», их художественно-стилевые особенности говорят о стремлении авторов к новым образным решениям.

Новым этапом в развитии художественной жизни Крыма стало создание объединений художников, чьё творчество не входило в рамки выставочной деятельности Союза художников Крыма. «Крымское товарищество современного искусства» стало альтернативой официальному искусству и позволило выставлять работы художников, ранее не имевшим такой возможности.

В 1987 году авангардисты Дмитрий Филов, Виктор Самохвалов, Владимир Мукий, Сергей Пребышеня, Алексей Зава-

да, Георгий Когонашвили организовали новое творческое объединение под названием «Крымский мост». Это позволило ежегодно проводить выставки современного искусства в Симферополе. Наиболее значимой фигурой стал художник-график Виктор Бабанин. Он был одним из наиболее ярких участников первой выставки актуального искусства «Крымский мост» прошедшей в 1994 году. По сей день он ведёт социокультурную деятельность, направленную на развитие современного искусства. Бабанин активно работает в различных живописных и графических техниках, являясь одновременно инициатором и куратором одноименного масштабного арт-проекта, объединяющего творческих личностей полуострова., скульпторов, музыкантов, фотографов, литераторов и кинематографистов.

Особого внимания достоин севастопольский творческий союз художников и искусствоведов «Академия абстракционизма». Объединение на протяжении 15 лет организовывает выставки и перфоман-сы. Абстрактное искусство ранее не получало должного развития и редко включалось в экспозиции. Наиболее знаимым проектом является «Биеннале классического абстракционизма», в котором принимают участие художники из разных стран, что позволяет местным художникам увидеть основные тенденции современного искусства на примере работ коллег из различных регионов. Членами объединения являются 26 художников и четыре искусствоведа (Людмила Левина, Татьяна Никольская, Виктория Данилюк, Геннадий Якшин, Юрий Манько, Елена Душкевич, Владимир Довгань, Татьяна Ларионова, Людмила Матевушева, Инга Безбородько, Павел Хлебовский, Нана Деменкова, Пётр Лебединец и многие другие). Деятельность творческого союза направлена на популяризацию авангардных направлений в искусстве полуострова и раскрытию новых талантов [5].

Таким образом, формирование творческих объединений и Союза художников Крыма, как важной составляющей художественной жизни полуострова происходило на протяжении XX столетия. Дея-

тельность объединений «Крымский художник» и Союз художников Крыма благотворно повлияла на консолидацию творческих сил, что в значительной мере способствовало развитию выставочной деятельности. Последние десятилетия XX ве-

Библиографический список

1. Бассехес А. Живописцы Крыма // Крым.1948. №2. С. 247

2. ГАРК, ф. Р - 4165, оп.1, л.5

3. ГАРК, ф. Р-4165, оп. 2, д. 12. л. 8

4. ГАРК, ф. Р-4165, оп. 2, д. 6, д. 7, л. 1-9, 37-40; д. 10, л. 6-7.

5. Лещинская Е.Н. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spravka.sevas.com (дата обращения: 19.10.18)

6. Пальчикова А. Художники Ялты - родному городу // Крым. изв. 2006. № 27. С.5

7. Самойлова Е. Художественные объединения в Крыму в ХХ-ХХ1 веках. Севастополь: НПЦ "ЭКОСИ - Гидрофизика", 2011. 216 с.

ка ознаменовались появлением новых творческих союзов, сплотивших художников, чьё творчество выходило за рамки официального искусства.

CREATIVE ASSOCIATIONS AND UNIONS OF ARTISTS OF THE CRIMEA IN THE BEGINNING OF XXI CENTURY IN THE CONTEXT OF FORMATION OF REGIONAL ART SCHOOLS

E.N. Alekseeva, senior lecturer Crimean engineer-pedagogical university (Russia, Simferopol)

Abstract. The article discusses the main reasons for the creation of the Association "Crimean artist", which was designed to unite the professional masters of the region. The contribution of the Union of artists of Crimea in the artistic life of the Peninsula. The questions offormation of a new vector of development of the Crimean art in the context of exhibition activity of the associations of the artists who have brought new features to regional art school are considered. The professional structure of associations is designated.

Keywords: Association, Union of artists, exhibition, artist, painting, artistic life of Crimea.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.