Научная статья на тему 'Развитее внутренних коммуникаций в органах исполнительной власти'

Развитее внутренних коммуникаций в органах исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1422
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЙ / КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ / ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисов Владимир Константинович, Улина Елена Сергеевна

Актуальность представленного исследования определяется растущей потребностью развития систем внутриорганизационного обмена информацией и внутренних коммуникаций в органах исполнительной власти в современной России. В статье рассматриваются методы повышения эффективности внутриорганизационного обмена информацией, основанные на результатах ежегодного исследования системы внутренних коммуникаций в Федеральной антимонопольной службе России. Период исследования составляет три года, с 2008 по 2010. Ежегодные исследования выявляют основные потребности и направления для развития системы внутренних коммуникации и обеспечения беспрепятственного обмена стратегической, управленческой и оперативной информацией на всех уровнях управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитее внутренних коммуникаций в органах исполнительной власти»

Борисов В.К., Улина Е.С.

Развитее внутренних коммуникаций в органах исполнительной власти

Необходимость обратить пристальное внимание на вопросы развития внутренних коммуникаций в органах государственной власти России назрела давно. Особую актуальность эта задача приобрела после того, как 31 декабря 2010 года Президент Российской Федерации подписал указ «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов». Документ предусматривает поэтапное сокращение в течение 2011-2013 годов предельной численности государственных служащих и работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Правительство Российской Федерации, не менее чем на 20%. При этом объем функций и задач останется неизменным1.

Одним из путей решения этой управленческой задачи является развитие в органах исполнительной власти систем внутренних коммуникаций для эффективного внутриорганизационного обмена информацией, сокращения потерь рабочего времени, повышения производительности труда и мотивации сотрудников. При этом, нужно читывать, что федеральный орган исполнительной власти - организация не коммерческая, и, в отличие от коммерческой организации, имеет кардинально иные цели и задачи, систему оценки эффективности и уровень регламентации деятельности. Основная цель коммерческой организации - прибыльность. Достижение этой цели может выражаться в различных показателях, таких, как объем прибыли, доходы на инвестиционный капитал, выплата дивидендов на акцию и в ряде других2.

Некоммерческие организации имеют много различных «клиентов», и, в этом случае определить единую цель трудно3. Классическим примером такой организации может служить федеральный орган исполнительной власти, который должен осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере своих полномочий, удовлетворять потребностям предпринимателей и общественности, а также исполнять поручения руководства страны.

С точки зрения теории управления, государство является сложной открытой системой, обладающей свойствами целенаправленной адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней среды и способностью к самоуправлению, саморегуляции своего развития4.

За последние годы стало очевидным, что основы теории и практики управления могут быть применимы к любой форме управления и на любом ее уровне. Государственные и публичные организации стали использовать классические принципы и методы менеджмента. В общем случае, принципы и методы управления государственной службой могут быть распространены на коллективы учреждений любого уровня и любой организационной структуры5.

Например, стратегические цели органов исполнительной власти в России на среднесрочный период определяются на основе стратегических целей Правительства

1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2Q1Q г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» - http://www.kremlin.ru/ref_notes/831 (Q3.Q1.2Q11).

2 Anthoni P. Raia, Managing by Objectives. Clenview III.: Scott Forecman, 1974.

3 Мескол М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2QQ6.

4 Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М., 2QQ1.

5 Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 2QQ7.

РФ, сформулированных в Сводном Докладе о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФб. Горизонт планирования составляет 3 года.

Применение принципов и методов управления в государственной службе заметно изменило саму практику администрирования, что хорошо отражено в таблице 17.

Таблица № 1. Трансформация методов управления в государственной службе

Традиционные методы Новые методы

Авторитарное управление Монополия по предоставлению услуг Человек - помеха в деятельности Механизм бюрократии Правила и процедуры Борьба с проблемами Измерение затрат Бюрократический контроль Коллегиальное управление Конкуренция по предоставлению услуг Человек - клиент, потребитель услуг Механизм рынка Цели и миссии Предотвращение проблем Измерение результатов Общественный контроль

Современное государственное администрирование основано на применение методов стратегического планирования, стратегического менеджмента и инновационных подходов к управлению государственной службой. Постановка задач, контроль исполнения этих задач, анализ достигнутых результатов осуществляется посредством системы внутриорганизационного обмена информацией - системы внутренних коммуникаций. Управляющее воздействие высшей иерархической структуры реализуется прямыми связями с управляемой системой; контроль выполнения, адекватность реакции на управляющее воздействие определяются информацией, поступающей по каналам обратной связи8. Эффективная работа любой организации не возможна без точного и своевременного обмена информаций между сотрудниками и подразделениями. Если люди не смогут обмениваться информацией, ясно, что они, просто, не смогут работать вместе9.

Причинно-следственная связь между эффективностью системы внутренних коммуникаций и результатами деятельности организации подтверждается исследованиями, проведенными в среде сотрудников западных компаний, 28 % из которых показали, что нужная им информация доходит до них слишком поздно, а еще более половины (58 % сотрудников) считают, что распространяемая в компании информация не имеет отношения к профессиональной деятельности. Как следствие, 60 % из опрошенных сотрудников хотят сменить работу. При этом для смены состава персонала потребуются серьезные финансовые вложения как на подбор и определение уровня профессиональной компетентности персонала, так и на адаптационный период10.

Международный опыт развития внутренних коммуникаций в государственных организациях показывает, что стратегический подход необходим и помогает убедиться в том, что усилия сосредоточены на правильных активностях, в нужное время, и что в процессе внутренней коммуникации достигается воздействие. На первом этапе работ

6 См.: Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 г. № 838) Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249. - http://www.referent.rU/1/68499 (01.09.2010).

7 Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Общий и специальный менеджмент. М., 2001.

8 Кнорринг В.И., Теория, практика и искусство управления. М., 2001.

9 Дафт Р. Менеджмент // МВА Классика. СПб., 2006.

10 Мельман В.А., Система внутренних коммуникаций в организации.

http://www.provisor.com.ua/archive/2008/N15/melman_158.php?part_code=137&art_code=6739 (28.02.2011).

по применению стратегического подхода к развитию системы внутренних коммуникаций в организации производится аудит самой системы внутренних коммуникаций. Следующий этап заключается в разработке внутренней коммуникационной стратегии, в которой изложены цели развития системы внутренних коммуникаций и способы их достижения. Коммуникационная стратегия может включать в себя резюме аудита, основные приоритеты, четкие цели и задачи, основные целевые группы, ключевые сообщения и основные блоки информации, а также ресурсы

- инструменты коммуникации и ответственные сотрудники. Последним, наиболее сложным для формализации, пунктом коммуникационной стратегии, является оценка результатов - как будет оцениваться успех. Также, эффективная стратегия должна включать большое количество двусторонних связей. Для реализации коммуникационной стратегии нужен план действий, он должен быть увязан, непосредственно, со стратегией, и содержать мероприятия, сроки и ресурсы, необходимые для реализации каждого элемента стратегии. В плане действий должны быть определены должностные лица, ответственных за каждое действие, и методы оценки для реализации возможности контроля результатов каждого мероприятия.

План действий является рабочим документом, и может быть обновлен и пересмотрен в том случае, если задачи выполнены, обстоятельства изменились или определены новые задачи11.

Основываясь на подходе, описанном выше, в 2008 году в Федеральной антимонопольной службе России (ФАС России) было, впервые, проведено исследования системы внутренних коммуникаций службы.

Основным методом исследования стало анонимное анкетирование сотрудников и последующий анализ ответов. Участие сотрудников в исследовании носило добровольный характер. Для проведения исследования была составлена анкета 15 вопросов, для большинства из которых предлагались готовые варианты ответов -закрытые вопросы. В ряде вопросов сотрудникам предлагалось высказать свое мнение в формате комментария - открытые вопросы.

Целью этого исследования было - оценить отдельные особенности внутренней культуры и системы внутренних коммуникаций ФАС России для их дальнейшего развития. Задачи исследования состояли в следующем:

1) Оценить эффективность каналов коммуникаций, методов и инструментов внутренних коммуникаций (собрания, сайт, внутренний портал, рассылки, мероприятия и т.д.). Зафиксировать этот показатель для будущих измерений.

2) Оценить информационные потребности персонала, выявить наиболее популярные способы обратной связи, определить особенности внутренней культуры организации и зафиксировать этот показатель для будущих измерений.

3) Наметить основные направления для развития системы внутренних коммуникаций12.

Помимо исследования системы внутренних коммуникаций, было проведено дополнительное исследование на предмет развития и использования информационных технологий в ФАС России. Это было сделано для выявления потенциальных возможностей организации единого информационного пространства внутри службы, подразумевающего не только обмен корреспонденций, но и обмен данными, совместное ведение проектов, профессиональные консультации, обратную связь сотрудников с руководителями. Информационные технологии открыли большие возможности для

11 Internal communications. Local Government improvement and development // http://www.idea.gov.uk/idk/core/page.do?pageId=7816302 (20.04.2010).

12 Несмеева А.Ф. Аналитический отчет по результатам ежегодного исследования системы внутренних коммуникаций ФАС России за 2008 год.

внутриорганизационных коммуникаций. Для обмена информацией внутри организации широко используются возможности электронной почты, интренет-сайтов, форумов, блогов, сервисов обмена сообщениями, всевозможных электронных хранилищ данных13.

По результатам исследований 2008 года была сформированы коммуникационная стратегия, направленная, в первую очередь, на развитие информационных технологий в ФАС России, а также на обеспечение сотрудников службы доступами к внутренним информационным ресурсам (сайт, внутренний портал, электронная почта внутренние информационные базы данных). Вторым шагом в реализации стратегии стала популяризация современных способов коммуникации и преодоление информационного дефицита.

Для реализации коммуникационной стратеги потребовалось привлечение на государственную службу специалистов в области информационных технологий и развития внутренних коммуникаций, что было решаемой задачей в период разогревшего финансового кризиса. Многие квалифицированные специалисты потеряли свои рабочие места, в связи с сокращениями, прокатившимися в коммерческих организациях, и активно участвовали в конкурсах на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы.

На втором этапе реализации коммуникационной стратегии началась работа по модернизации архитектуры информационных систем и обеспечения сотрудников службы доступом к электронным каналам коммуникации (сайт, внутренний портал, электронная почта внутренние информационные базы данных), их популяризация и наполнение информацией методического характера.

В 2009 году исследование системы внутренних коммуникаций имело уже несколько другие цели и задачи. Цель исследования 2009 года заключалась в том, что нужно было сделать текущий срез системы внутренних коммуникаций, для оценки динамики развития и эффективности работы каналов коммуникаций.

Задачи исследования системы внутренних коммуникаций ФАС России в 2009

году:

1) Оценить эффективность каналов внутренних коммуникаций, используя критерий доступности, востребованности и удобства использования.

2) Получить обратную связь от сотрудников ФАС России в части совершенствования методов и инструментов развития внутренних коммуникаций.

3) Выявить информационные ожидания сотрудников, блоки информации, требующие дополнительного освещения по каналам внутриорганизационных коммуникаций.

Основываясь на результатах исследования 2009 года, коммуникационная стратегия ФАС России подверглась корректировке.

Был сформирован план методической помощи территориальным управлениям ФАС России по части информации о законодательстве, практике правоприменения и судебной практике. По поручению руководителя ФАС России все документы, рабочего и методического характера, в обязательном порядные, стали размещаться на внутреннем портале ФАС России в общем доступе.

По результатам исследования стало ясно, что необходимо продолжить развитие информационных ресурсов в ФАС России и обучить сотрудников их использовать. Чтобы помочь сотрудникам ориентировать в этом потоке информации, была сформирована единая карта коммуникаций, своеобразная матрица, которая построена очень простым способом и основана на общепринятой модели коммуникативного процесса. Подобный способ представления информации используется в управлении

13 Бландел Р. Эффективные бизнес коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. СПб., 2007.

сложными, большими проектами, так называемый коммуникационный план проекта. Этот план представляет собой таблицу, где собрана вся информация, циркулирующая по внутренним каналам коммуникации, указано место хранения этой информации, права доступа и данные сотрудников ответственные за обновление и актуализацию информации14.

Управленческий аппарат ФАС России был призван на популяризацию электронных каналов коммуникаций, как в примере, описанном Ричардом Дафтом в своей книге «Теория организации». Для повышения статуса электронной почты как официального канала коммуникации, руководитель стал отправлять своим сотрудникам сведения об их заработанной плате за месяц по электронной почте, а не на бумажном носителе, как было до этого. В результате сотрудники компании начали пользоваться электронной почтой, новым для них в то время каналом внутренней коммуникации15.

Так же исследование 2009 года показало, что процент сотрудников, работающих в службе менее года, составляет в центральном аппарате практически треть всего персонала16.

более 5 лет

от 3х до 5 лет

от 1 года до 3х лет

■ менее 1 года

ЦА ТУ Все

Рис. № 1. Средний срок работы сотрудников в ФАС России

Для скорейшего включения новых сотрудников в работу была разработана концепция наставничества, направленная на повышение эффективности деятельности службы по средствам создания комплексной программы адаптации новых сотрудников с использованием такого инструмента адаптации и обучения новых сотрудников, как система наставничества и адаптационные материалы для новых сотрудников «Первые шаги в ФАС России»17.

Адаптационные материалы «Первые шаги в ФАС России» представляют собой буклет, который выполняет информационную и коммуникационную функция, как и матрица коммуникаций, помогая новым сотрудникам быстрее сориентироваться в новом для них информационном пространстве18.

14 Борисов В.К., Улина Е.С. Управление внутриорганизационными коммуникациями в глобальном информационном обществе // Государственное управление в XXI веке. Традиции и инновации. Материалы 8-й международной конференции факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова. М., 2010. Ч. 2. С. 57-63.

15 Дафт Р. Теория организации. М., 2006.

16 Улина Е.С. Аналитический отчет по результатам ежегодного исследования системы внутренних коммуникаций ФАС России за 2009 год.

17 См.: Приказ ФАС России «Об утверждении программы наставничества в Федеральной

антимонопольной службе» от 11.03.2010 № 166. Исполнитель Е. С. Улина.

18 Улина Е.С. в соавт. Первые шаги в ФАС России. М., 2010.

.шиуо

80%

60%

40%

20%

0%

23% 17,04% 23% 16,15%

38,47% 38,72%

21,77% 22,31%

В 2010 году исследование системы внутренних коммуникаций приобрело статус ежегодного, и было нацелено на получение оценки от сотрудников, тех активностей по развитию системы внутренних коммуникации в ФАС России, которые были предприняты за последние три года, а также на выявления наиболее удобных способов обратной связи.

В таблице 2 представлена динамика за три года роста количества сотрудников, принимающих участи в исследовании.

Таблица №2. Доля сотрудников ФАС России, принявших участие в исследовании

ЦА / Регионы / всего ФАС России Число анкет Факт. Численность Доля % 2008 Доля % 2009 Доля % 2010

Центральный аппарат 151 624 18,58% 22,96% 24,20%

Региональные управления 1796 2528 61,11% 66,07% 71,04%

Всего ФАС России 1947 3152 53,37% 57,74% 61,71%

Как видно из таблицы 2, доля сотрудников принимающих участие в исследовании ежегодно возрастает на 4-5%, что отражает динамику роста вовлеченности сотрудников во внутреннюю жизнь службы.

В каждом исследовании, начиная с 2008 года, сотрудников просили указать, какими каналами внутренних коммуникаций они пользуются для получения информации о деятельности ФАС России в целом.

20,50%

17,08% |15,72%

От своего От руководителя Во время регулярных От своих коллег

непосредственного управления совещаний

начальника

2008

2009

2010

25,00%

20,00%

15,00%

10,00%

5,00%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,00%

Рис. № 2. Получение информации о деятельности ФАС России, в целом, по каналам

межличностных коммуникации

На рисунке 2 представлена динамика межличностных коммуникаций за 3 года. Как видно из диаграммы, уменьшилось число сотрудников, которые получают информацию о деятельности ФАС России от своего непосредственного руководителя и во время регулярных планерок. Процент сотрудников, получающих информацию от руководителя своего управления, вышестоящего начальства, постепенно растет (с

5,14% до 8,37%). Также, за 2010 год снизился процент слухов в коллективе, лишь 7,2% сотрудников получают информацию о деятельности службы от своих коллег.

Если посмотреть динамику изменения приоритетов получения информации о работе своего подразделения, представленную на рисунке 3, видно, что сотрудники стали значительно меньше доверять информации, получаемой от своих коллег (8,17%). На лицо рост значимости руководителя управления как источника информации

30,00%

25,1

2008

2009

2010

20,00%

15,00%

От своего От руководителя Во время регулярных От своих коллег

непосредственного управления совещаний

начальника

Рис. № 3. Получение информации о деятельности своего подразделения по каналам

межличностных коммуникаций

Непосредственный руководитель постепенно теряет свои позиции, но традиционно остается самым популярным каналом получения информации о деятельности подразделения, где работает сотрудник. Более половины сотрудников (56,32%) отмечают, что в их подразделении совещания проводятся не регулярно.

_ еженедельно

- 1-2 раза в месяц

_ раз в квартал и реже

- по мере необходимости

Рис. № 4. Частота проведения совещаний и планерок в подразделении

Получение информации о деятельности службы по каналам организационной коммуникации представлено на рисунке 5.

16,00%

12,00%

2008

2009

2010

4,68 %

1 :

Из писем по Со страниц С информ. стендов Из трансляции с

электронной почте внутреннего портала Президиума коллегии

Рис. № 5. Получение информации о деятельности ФАС России, в целом по каналам

организационной коммуникации.

За 2010 год электронная почта приобрела наибольшую популярность (14,89%) благодаря еженедельным рассылкам, на втором месте - информационные стенды. Причина их популярности в регулярности обновления информации. Далее идет внутренний портал (5,29%) и трансляция с заседания Президиума коллегии (4,68%).

2008

2009

10,00%

8,00%

6,00%

4,00%

2,00%

2010

Из писем по Со страниц С информ. стендов Из трансляции с

электронной почте внутреннего портала Президиума коллегии

14,00%

10,00%

16,00%

14,00%

12,00%

Рис. № 6. Получение информации о деятельности своего подразделения по каналам

организационной коммуникации.

На рисунке 6 показана динамика использования сотрудниками организационных коммуникаций для получения информации о деятельности своего подразделения. Тут лидирует еженедельная трансляция Президиума коллегии (7,42%).

Трансляция заседаний Президиума коллеги ФАС России организована через внутренний портал и проводится еженедельно в формате видео он-лайн. Заседание Президиум коллегии, своего рода, еженедельная планерка, с участием руководителя службы, руководителей центрального аппарата и руководителей территориальных управлений. Просмотр трансляции доступен любому сотруднику службы. Для тех сотрудников, кто не имеет возможности смотреть трансляцию в режиме реального времени, после проведения трансляции, видео и аудио запись размещается на внутреннем портале и доступна для просмотра из видеоархива.

В исследовании 2010 года Трансляция заседания президиума была выделена как отдельный канал коммуникации специально, чтобы оценить его востребованность у сотрудников службы.

Вопросы о предпочтениях по каналам внутренних коммуникаций сотрудникам задавали при проведение исследования каждый год. На рисунке 7 представлена динамика изменений предпочтений сотрудников по каналам внутренних коммуникаций.

От своего непосредственного начальника

■ От руководителя управления

■ Во время регулярных совещаний _ Из писем по электронной почте

■ От своих коллег Со страниц внутреннего портала

■ Из сообщений на внешнем сайте ФАС

С информационных стендов

Со страниц корпоративной газеты (журнала)

■ Из еженедельной трансляции/ записи Президиума коллегии ФАС

Рис. № 7. Получение информации о деятельности своего подразделения по каналам

организационной коммуникации.

Развитие информационных технологий приводит к смещению приоритетов от традиционных каналов к электронным - интранет (внутренний портал), электронная почта, видео трансляции. Снижается потребность в затратном информационном канале

- внутреннем корпоративном издании, а также в удобном, но ориентированном на внешнюю целевую аудиторию, сайте ФАС России.

Определенную озабоченность вызывает падение интереса к информации, получаемой от непосредственного руководителя и рост интереса к получению информации от руководителей внешнего звена. Такая тенденции может быть показателем недостаточного внимания к коммуникацированию со своими сотрудниками со стороны руководителей среднего звена. Как один из путей решения этой проблемы, предложено добавить в программу обучения государственных

гражданских служащих ФАС России курсы и тренинги по навыкам эффективного общения и развития лидерских компетенции для менеджеров.

Следующей задачей ежегодного исследования системы внутренних коммуникаций ФАС России является выявление информационных потребностей сотрудников службы и удовлетворение этих потребностей. На рисунке 8 представлена диаграмма изменений информационных потребностей сотрудников службы за последние три года.

2010

2009

10,17% 14,13% 25,86% 7,06% 7,71% 24,10% 8,41% 2,5 6%

-

8,39% 7,91% 12,60% 22,33% 25,89% 13,64% 5,08% 4,1 6%

-

3,50% 8,00% 14,50% 24,00% 29,40% 13,00% 4,80% 2,8 0%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

0% 10% 20% 30% 40%

— Информации о работе своего управления

— Информации о работе подразделений ЦА ФАС

— Информации о работе других ТО ФАС

■ Информации о законодательстве и практике правоприменения

— Информации методического характера (последние документы, указания, разъяснения)

— Информации об обучении, социальных программах и внутренних мероприятиях ФАС

— Контактной информации о сотрудниках и подразделениях ФАС

■ Информации о сотрудниках ФАС неформального характера (образование, достижения, увлечения, хобби, интересные истории)

Рис. № 8. Информационные потребности

Как видно из рисунка 8 потребности сотрудников в информации о законодательстве и практике правопирименения, а также в информации методического характера (последние документ, указания, разъяснения) сильно сократились. Удовлетворить потребности в этой информации, наиболее важной для выполнения прямых служебных обязанностей, удалось при помощи развития каналов внутреннего информирования и реализации плана оказания методической помощи территориальным управлениям ФАС России. Еще одной причиной понижения информационных потребностей сотрудников в информации методического характера и практики правоприменению послужили селекторные семинары совещания, которые проводятся с сотрудниками удаленных подразделений ФАС России. На этих семинарах обсуждается нововведения в области законодательства, новые методики, применяемые в работе, и даются разъяснения по спорным вопросам.

По результатам исследования системы внутренних коммуникаций 2010 принято решение модернизировать механизм обучения государственных гражданских служащих ФАС России. В программы обучения будут добавлены современные курсы по развитию профессиональных навыков и знаний, приглашены эксперты в профессиональных областях для проведения семинаров, создано и обучена группа

внутренних тренеров, которые будут проводить обучение сотрудников новым информационным системам, внедряемым в службе, работе с программными продуктами Microsoft Office и навыкам подготовки проведения презентации.

Наибольшее число опрошенных сотрудников (25,86%) выразили желание больше знать о работе других территориальных управлений. Для удовлетворения этой потребности вводится новая версия внутреннего портала, где у каждого территориального управления будет свой новостной раздел, в котором можно узнать новости управления, анонсы мероприятий управления и состав работников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С помощью новой версии внутреннего портала также будет удовлетворена потребность в контактной информации о сотрудниках и подразделениях ФАС России (8,41%). Новый внутренних портал будет содержать общую адресную всех сотрудников ФАС России с фотографиями, контактами и краткой информацией о служебных обязанностях сотрудника.

К сожалению, непреклонно растет потребность в информации о работе своего управления (10,17%), что еще раз подтверждает низкую коммуникационную активность руководителей среднего звена со своими подчиненными.

В целом, сотрудники ФАС России оценивают количество информации, имеющееся в их распоряжении - как достаточное, указывая, что при необходимости нужная для работы информация им доступна, (см. рисунок 9).

Мне не хватает информации, и часто я не знаю, у кого ее получить

- Иногда мне не хватает информации, но я знаю, у кого спросить

_ Да, мне достаточно имеющейся в моем распоряжении информации

Рис. № 9. Оценка сотрудниками Информационные потребности

Только 5,12% указали, что им не хватает информации, и они не знают, где ее получит. С 2008 года этот показатель снизился более чем в 2 раза с 10,84% до 5,12%. Большую роль в положительной динамике этого показателя сыграло внедрение матрицы коммуникаций ФАС России - дорожной карты по каналам внутренних коммуникаций службы19.

В статье представлены основные результаты ежегодного исследования системы внутренних коммуникаций ФАС России. Актуальность представленного исследования определяется растущей потребностью развития систем внутриорганизационного обмена информацией в органах исполнительной власти в современной России. В статье

19 Улина Е.С, Аналитический отчет по результатам ежегодного исследования системы внутренних коммуникаций ФАС России за 2010 год.

100,00%

80,00%

60,00%

40,00%

20,00%

0,00%

2008 2009 2010

рассмотрены методы повышения эффективности работы организации посредством развития внутриорганизационного обмена информацией, основанные на результатах ежегодного исследования системы внутренних коммуникаций. Период исследования составляет три года, с 2008 по 2010. Ежегодные исследование выявляет основные потребности и направления для развития системы внутренних коммуникации, обеспечения беспрепятственного обмена стратегической, управленческой и оперативной информацией на всех уровнях управления.

В докладе Минэкономразвития о состоянии государственного контроля, в котором оценило эффективность надзорных органов ФАС России признано самым эффективным ведомством20. Добиться такого результата было возможно только при наличии эффективной системы внутреннего обмена информацией, что привело к существенной экономии государственного бюджета.

Список литературы:

1. Бландел Р., Эффективные бизнес коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. СПб., 2007.

2. Борисов В. К., Улина Е.С. Управление внутриорганизационными коммуникациями в глобальном информационном обществе // Государственное управление в XXI веке. Традиции и инновации. Материалы 8-й международной конференции факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова. М., 2010. Ч. 2. С. 57-63.

3. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Общий и специальный менеджмент. М., 2001.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 2007.

5. Дафт Р. Менеджмент // МВА Классика. СПб., 2006.

6. Дафт Р. Теория организации. М., 2006.

7. Доклад Минэкономразвития о состоянии государственного контроля (надзора) - http://www.economy.gov.ru (18.05.2011).

8. Кнорринг В.И., Теория, практика и искусство управления. М., 2001.

9. Мельман В.А. Система внутренних коммуникаций в организации.

- http://www.provisor.com.ua/archive/2008/N15/melman_158.php?part_code=137&art_code=6739 (28.02.2011).

10. Мескол М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2006.

11. Несмеева А.Ф. Аналитический отчет по результатам ежегодного исследования системы внутренних коммуникаций ФАС России за 2008 год. М., 2009.

12. Приказ ФАС России «Об утверждении программы наставничества в Федеральной антимонопольной службе» от 11.03.2010 № 166. Исполнитель Е.С. Улина.

13. Положение о докладах о результатах и основных направлениях

деятельности субъектов бюджетного планирования (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 838) Утверждено

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249.

- http://www.referent.rU/1/68499 (01.09.2010).

14. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов».

- http://www.kremlin.ru/ref_notes/831 (03.01.2011).

20 Доклад Минэкономразвития о состоянии государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. - http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/designelements/search (18.05.11).

15. Улина Е.С. Аналитический отчет по результатам ежегодного исследования системы внутренних коммуникаций ФАС России за 2009 год. М., 2010.

16. Улина Е. С. Аналитический отчет по результатам ежегодного исследования системы внутренних коммуникаций ФАС России за 2010 год. М., 2010.

17. Улина Е.С. в соавт. Первые шаги в ФАС России. М., 2011.

18. AnthoniP. Raia. Managing by Objectives. Clenview III.:Scott Forecman, 1974.

19. Internal communications. Local Government improvement and development.

- http://www.idea.gov.uk/idk/core/page.do?pageId=7816302 (20.04.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.